ПРИСУТСТВИЕ КИТАЯ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ СЕКТОРЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ1
Константин СЫРОЕЖКИН
доктор политических наук, профессор, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК (Алматы, Казахстан)
Введение
После прихода к власти в Китае «четвертого поколения» руководителей политика этой страны в Центральной Азии (ЦА) выстраивалась на основе концепции «периферийной дипломатии»2. С 2005 года эта концепция исходит не из прежнего тезиса о «мирном возвышении Китая», а из пришедшей ему на смену теории «мирного развития» и выдвинутой Ху Цзиньтао идеи «совместного построения гармоничного мира». В настоящее время отношения Китая с государствами региона выстраиваются на базе концепции о «дру-
2 В «обширной периферии» выделялись три уровня:
1) регионы, примыкающие к Китаю;
2) АТР;
3) евразийский континент и прибрежные
зоны Тихого и Индийского океанов.
Цель этой стратегии, по мнению китайских авторов, заключалась в поддержании дружеских отношений со всеми смежными или близко расположенными странами, образующими пояс стабильности вокруг Китая. Значимость периферийной стратегии определяется тем, что она может помочь в создании дружественного и безопасного окружения, улучшить стратегические позиции Китая, увеличить его дипломатические ресурсы и расширить международное влияние. Центральная Азия вместе с Россией, согласно этой концепции, образовывают так называемый стратегический тыл Китая.
желюбном, безопасном и богатом соседстве» (мулинь, анълинъ, фулинь), подтвержденной XVII съездом КПК3. Как подчеркивает один из ведущих китайских специалистов по ЦА профессор Фуданьского университета Чжао Хуашэн, эта концепция, сформулированная еще в 2003 году, отражает новые подходы к взаимоотношениям с окружающими странами.
Изменения во внешней политике КНР были обусловлены ускоренным ростом экономики и укреплением мощи государства, что, естественно, могло вызвать опасения у соседних стран, а большинство из них слабее Китая. В таких условиях было критически важно зафиксировать новую концепцию политики, в соответствии с которой ключевыми элементами в развитии отношений с окружающими странами являются не только решение собственных задач, но и учет интересов
3 См.: Ху Цзиньтао. Гаоцзюй чжунго тэсэ шэ-хуйчжуи вэйда цичжи вэй доуцюй цюаньмянь цзян-щэ сяокан шэхуй синь шэнли эр фэньдоу (Высоко неся великое знамя социализма с китайской спецификой, бороться за новую победу в деле полного построения среднезажиточного общества). Доклад на XVII Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая. 15 октября 2007 года // Жэньминь жибао, 25 октября 2007.
1 Проекты в области ядерной энергетики в данном материале не рассматриваются.
соседей; эта посылка имеет фундаментальное значение4.
Растущий интерес Китая к ЦА вполне обоснован. Он объясняется увеличением значимости этого региона в мировой политике и экономике: здесь наряду с возросшими угрозами и вызовами открываются новые возможности и перспективы.
Ключевым звеном внешней политики Китая в ЦА стало экономическое проникновение в регион путем реализации двусторонних и многосторонних экономических и инфраструктурных проектов. Они осуществляются в рамках ШОС, преимущественно за счет китайских финансовых ресурсов и с участием китайских компаний. С этой же целью странам региона выделяются льготные кредиты для развития двусторонней торговли. Об этом свидетельствует предоставление Китаем торговых и инфраструктурных кредитов в рамках ШОС5, а также активизация двусторонних и многосторонних экономических контактов с государствами ЦА.
Экономические интересы Китая в регионе связаны с несколькими направлениями. Одно из них — торговля. Если об «экономической экспансии» Китая в ЦА можно говорить с большой долей условности, то «торговая экспансия» — это уже состоявшийся факт. В государствах региона, за исключением Узбекистана и, возможно, Турк-
4 См.: Чжао Хуашэн. Чжунго ды Чжун'Я вай-цзяо (Китайская дипломатия в Центральной Азии). Пекин, 2008. С. 181.
5 На саммите глав государств — членов ШОС в Ташкенте в июне 2004 года Ху Цзиньтао заявил о намерении Китая выделить на развитие торговли между странами Организации 900 млн долл. льготных кредитов. В сентябре 2004 года на прошедшем в Пекине очередном заседании глав правительств государств — членов ШОС была подписана Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества, создающая основу не только для расширения торгово-экономических взаимоотношений, но и для более углубленной интеграции во всех сферах экономики. В июне 2009 года на саммите глав государств — членов ШОС в Екатеринбурге Ху Цзиньтао сообщил, что Китай выделяет 10 млрд долл. для борьбы в рамках ШОС с финансовым кризисом и для инвестирования и финансирования технико-экономических проектов.
менистана, китайское торговое господство стало полным: Казахстан «сидит» на этой «игле» давно и плотно, а Таджикистан и Кыргызстан «подсели» на нее с конца 2005 года.
Два других направления связаны с созданием транспортно-логистической ин-фраструктуры6 и формированием в регионах ЦА, приграничных с Китаем, зон свободной торговли (ЗСТ)7.
Четвертое направление — это масштабное кредитование экономик централь-ноазиатских государств; оно обозначилось в 2007 году, когда китайские вложения в проекты на территории ЦА начали измеряться миллиардами долларов.
И, наконец, пятое, одно из основных по значимости, направление — развитие отношений Китая с государствами ЦА в области энергетики. Здесь можно выделить три существенных аспекта:
1) приобретение в собственность либо разработка на условиях долгосрочной концессии месторождений углеводородного сырья;
2) строительство нефте- и газопроводов, обеспечивающих доставку
6 Позиция Китая, как всегда, прагматична. Трансграничные транспортные проекты на территории Центральной Азии, во-первых, содействуют решению задачи превращения Китая в глобальную торговую державу — без опережающего развития трансграничной транспортной инфраструктуры в принципе не могло бы состояться нарастающее торгово-экономическое взаимодействие Китая и Центральной Азии. Во-вторых, они являются естественным продолжением курса на опережающие темпы развития западных провинций. При этом во внут-рикитайском раскладе Синьцзян-Уйгурскому автономному району отводится роль регионального внешнеэкономического и инфраструктурного хаба.
7 Не получив одобрения идеи о создании зоны
свободной торговли на пространстве ШОС, Китай начал действовать тоньше, договариваясь с государствами Центральной Азии без участия России. На сегодняшний день достигнута принципиальная договоренность о создании ЗСТ в районе КПП «Иркештам» и «Торугарт» в Кыргызстане, а также в районе КПП «Карасу — Кульма» в Таджикистане. Инфраструктура ЗСТ в районе КПП «Дружба» и «Хоргос» на границе с Казахстаном с китайской стороны практически уже создана.
ресурсов в Китай (причем преимущественно за счет китайских кредитов);
3) участие Китая в строительстве или реконструкции ГЭС, ТЭС и ЛЭП с перспективой поставок электроэнергии в КНР.
И хотя объемы транзита (особенно нефти — в перспективе 20 млн т) по этим трубопроводам и ЛЭП для Китая не столь значимы8, с точки зрения геополитики эти проекты трудно переоценить: их наличие гарантирует китайское присутствие в регионе и дает КНР мощный козырь в торге с Россией в аспекте цен на поставляемые ею нефть и газ. Кроме того, есть и другие про-
8 В 2007 году импорт Китаем сырой нефти составил 163 млн т, в 2008 году — 179 млн т, в 2009 году — 203,8 млн т, впервые превысив 50% объемов потребления нефти, а в 2010 году — 239 млн т, или 55% объемов потребления нефти (см.: Чжунго нэню-ань фачжань баогао. 2010 (Доклад об энергетическом развитии Китая. 2010) / Под ред. Цуй Минь-сянь. Пекин: Шэхуй кэсюэ вэньсянь чубаньшэ, 2010. С. 92, 95); Чжунго нэнюань фачжань баогао. 2011 (Доклад об энергетическом развитии Китая. 2011) / Под ред. Цуй Миньсянь. Пекин: Шэхуй кэсюэ вэньсянь чубаньшэ, 2011. С. 12).
екты, осуществляемые за счет китайских инвестиций. Все это позволяет Китаю приобретать углеводородные ресурсы государств ЦА по ценам существенно ниже ми-ровых9.
Учитывая растущую зависимость Китая от поставок энергоресурсов из-за рубе-жа10, можно ожидать, что его присутствие в нефтегазовом комплексе Казахстана, Туркменистана и Узбекистана, а также в электроэнергетике Кыргызстана и Таджикистана будет только возрастать.
У каждого из государств региона сотрудничество с Китаем в энергетической сфере имеет свою специфику, и небезынтересно хотя бы тезисно охарактеризовать ее.
9 Например, туркменский газ поставляется в Китай по цене 120 долл. за 1 тыс. куб. м. Для сравнения, Иран платит по 170 долл., а Россия — по 190 долл. за 1 тыс. куб. м.
10 По прогнозам ученых Академии обществен-
ных наук КНР, потребление Китаем нефти к 2020 году возрастет до 450 млн т, а доля импортной нефти вырастет до 64,5% (см.: Чжунго нэнюань фачжань баогао. 2010. С. 95); По прогнозам Института энергетических исследований Китая, к 2015 году объем потребления нефти составит 500—520 тыс. т, а зависимость КНР от внешних поставок нефти превысит 60% (см.: Жэньминь жибао, 28 ноября 2011).
Республика Казахстан
Логично, наверное, начать с Республики Казахстан, поскольку освоение Китаем углеводородных ресурсов ЦА начиналось именно с нее. Китайское присутствие в нефтегазовом секторе республики наиболее масштабно, имеет довольно продолжительную историю и вызывает большой резонанс в общественном мнении страны.
Первый шаг был сделан Китаем в 1997 году — тогда был подписан «Проект века»11, предусматривавший вложение 11 млрд долл. китайских инвестиций в нефтяную отрасль Казахстана, в том числе в реабилитацию АО «Узеньмунайгаз» и «Актобемунайгаз», а также в строительство нефтепроводов в Западный Китай и Иран. И если усилия, потра-
11 Анализ публикаций середины 1990-х годов и официальных документов АО НК «КазМунайГаз» свидетельствует, что уже в середине 1995 года в Казахстане функционировала компания под названием ОАО «СКРС — Актобемунайгаз». Причем, что самое странное, этой компании с июня 1995 года была выдана лицензия на разработку месторождения Жанажол (на 20 лет), с сентября того же года — Кенкияк-надсолевой (на 20 лет), а с июня 1997 года — Кенкияк-подсолевой (на 25 лет) в Актюбинской области, что никак не согласуется с официальной версией о том, что СКРС пришла на нефтяной рынок Казахстана лишь в 1997 году, выиграв тендер по приватизации АО «Актобемунайгаз (об этом подробнее см.: Сыроежкин К.Л. Казахстан — Китай: от приграничной торговли к стратегическому партнерству. Книга 1. В начале пути. Алма-ты: КИСИ при Президенте РК, 2010. С. 158—160).
ченные на восстановление АО «Узеньмунайгаз», не увенчались успехом, то на базе АО «Актобемунайгаз» было создано АО «CNPC — Актобемунайгаз», в котором Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) принадлежит 85,45% акций.
Затем последовало пятилетнее затишье, в течение которого Китай, занятый решением других проблем, не проявлял особой активности в нефтегазовом секторе Казахстана. Серьезный прорыв был сделан в начале 2003 года. Китайские нефтяные компании «Sinopec» и «CNOOC»12 попытались тогда приобрести долю акций в Кашаганском проекте британской компании «BG Group Plc». Однако сделка была заблокирована другими участниками проекта. Более удачной оказалась вторая попытка: в том же году CNPC в два этапа приобрела 100% акций в месторождении Северные Бузачи (Мангистауская область). Этот внушительный пакет был приобретен у компаний «Nimr Petroleum» (Саудовская Аравия) и «Chevron Texaco» (США).
В конце 2004 года «Sinopec» за 160 млн долл. приобрела у «таинственной» «Albatross Trading Limited» (Британские Виргинские острова), разрабатывающей месторождение Сазанкурак, компанию «First International Oil Company» (FIOC).
Наиболее «урожайным» стал для Китая 2005 год, в начале которого CNODC13 за 160 млн долл. приобрела «Айдан Мунай». 15 октября 2005 года НК «КазМунайГаз» и «CNPC International» подписали меморандум о взаимопонимании, регулирующий вопросы приобретения Китаем пакета акций компании «PetroKazakhstan». Одновременно Китай получил права и на долю этой компании в других нефтедобывающих СП с ее участием — СП ТОО «Казгермунай» и ЗАО «Тургай Петролеум».
В конце 2006 года китайская компания «CITIC Group»14 достигла договоренности о приобретении «Nations Energy Company» за 1,91 млрд долл.15
В сентябре 2009 года «China Investment Corporation» (CIC)16 приобрела 11% глобальных депозитных расписок (GDR) «РД КМГ»17. В ноябре китайская нефтяная госкомпания «CNPC E&D»18 совместно с НК «КазМунайГаз» завершили приобретение 100% простых акций АО «Мангистаумунайгаз» у «Central Asia Petroleum Ltd.»; по условиям соглашения «CNPC E&D» получала 50% минус две голосующие акции АО.
Последним приобретением Китая в нефтегазовом секторе Республики Казахстан стало частное предприятие ТОО «Эмир Ойл», купленное «MI Energy Corporation»19 в феврале 2011 года.
12 Sinopec — China Petroleum & Chemical Corporation (Китайская нефтяная и химическая корпорация); CNOOC — China National Offshore Oil Corporation (Китайская национальная оффшорная нефтяная корпорация).
13 CNODC — China National Oil and Gas Exploration and Development Corporation (Китайская национальная корпорация по разведке и разработке нефти и газа) — является 100% «дочкой» CNOOC — третьей по величине нефтяной компании Китая.
14 CITIC Group (China International Trust & Investment Corporation — Китайская международная страховая и инвестиционная корпорация) — одна из крупнейших инвестиционных компаний Китая, созданная в 1979 году и подчиненная непосредственно Госсовету КНР.
15 В соответствии с подписанным соглашением, «CITIC Group» принимала на себя обязательство предложить после приобретения 100% пакета акций «Nations Energy» 50% акций компании «Nations Energy» АО НК «КазМунайГаз» за 955 млн долл. — сумма, равная половине покупной цены, уплачиваемой «CITIC Group» за 100% акций «Nations Energy».
16 Инвестиционный фонд «China Investment Corporation» (Китайская инвестиционная корпорация) создан 29 сентября 2007 года специально для зарубежного инвестирования накопленных золотовалютных резервов Китая. Уставный фонд — 200 млрд долл.
17 Приобретение было совершено через дочернюю компанию «Fullbloom Investment Corporation», сумма сделки составила 939 млн долл.
18 CNPC E&D — CNPC Exploration and Development Company Ltd.
19 MI Energy Corporation — «дочка» китайской нефтегазовой компании «MIE Holding Corporation», зарегистрированной на Каймановых островах «дочки» CNPC и компании «Global Oil Corporation».
По моим подсчетам (скорее всего, неполным), на сегодняшний день в нефтегазовом секторе Казахстана действуют более 80 компаний с участием китайского капитала, 21 из которых ведет добычу нефти на казахстанских месторождениях (см. табл. 1).
Таблица 1
Присутствие китайских компаний в нефтегазовом секторе Казахстана (добыча нефти и газа, начало 2011 г.)
Таблица 1 (продолжение)
Таблица 1 (продолжение)
Согласно моим расчетам, доля Китая в добыче нефти в Казахстане составляет 25— 27%, а газа — 13—15%. Эти цифры, конечно, далеки от той, которой пугают казахстанцев оппозиция и некоторые депутаты (40%), однако и они весьма существенны, особенно если учитывать географию присутствия китайских компаний в стране (см. табл. 2) и тот факт,
Таблица 2
Доля компаний с участием китайского капитала в добыче нефти и газа (региональный разрез, 2010 г.)
г~ Регион Общая добыча Доля компаний с участием китайского капитала Чистая доля Китая И
Добыча нефти (т, %) > >
Актюбинская область 7 417 040 7 235 332 97,55 6 494 279,7 87,56
Атырауская область 1 731 133 250 404 14,47 250 404 14,47
Кызылординская область 11 156 308 9 904104 88,78 5 928 772,8 53,14
Мангистауская область 12 689 001 11 173 016 88,05 6 062 968 47,78
С Добыча газа (тыс. куб. м, %) > >
Актюбинская область 3 334 517 3 181 566 95,41 2 968 979,5 89,04
Атырауская область 23 730 4 551 19,18 4 551 19,18
Кызылординская область 1 606 003 1 547 755 96,37 971 615,1 60,5
Мангистауская область 2 399 937 754 145 31,42 200 302,1 8,35
Г И с т о ч н и к: Расчеты, выполненные автором. N
что нефтегазовый сектор является основой экономики Казахстана и главным плательщиком в бюджет.
Кроме приобретения нефтегазовых компаний, Китай активно занимается развитием инфраструктуры доставки казахстанских углеводородов в КНР, а также реконструкцией НПЗ республики. В этой области существует несколько значимых проектов.
Первым проектом является нефтепровод Западный Казахстан — Китай (см. карту 1). Намерения о строительстве его были оглашены еще в 1997 году; 13 октября 2003 года20 проект был «реанимирован», а 17 мая 2004 года было подписано соглашение о строительстве первой очереди нефтепровода Атасу — Алашанькоу.
Первый этап был завершен 15 ноября 2005 года; инвестиции составили 806 млн долл., из которых 700 млн были привлечены под гарантии CNPC на условиях проектного финансирования.
Ка р т а 1
/Г
Нефтепровод Западный Казахстан — Западный Китай
V
ГаК-h-.r I ШфГ*ЛШ Г|
1 рдарй г**1^ «
— ■ — \w-i |ryiiH ■ rtH." <
— "в чЬп^лш
-¿У
Второй этап, предусматривавший строительство нефтепровода Кенкияк — Кум-коль, был начат в декабре 2007 года и завершился в июле 2009 года; инвестиции составили порядка 1 млрд долл. На первом этапе пропускная способность нефтепровода достигла 10 млн т в год; инвестиционный проект предусматривал дальнейшее увеличение его мощности: в 2010 году — до 15,5 млн т, в 2012 году — до 20 млн т и в 2020 году — до 50 млн т.21 Владельцем и оператором поставок является компания «Казахстанско-китайский трубопровод», акционерами которой на паритетных началах через свои дочерние структуры выступают CNPC и АО НК «КазМунайГаз».
20 В марте 2003 года был пущен в эксплуатацию нефтепровод Кенкияк — Атырау (первый совместный проект АО НК «КазМунайГаз» и CNPC). При реверсной эксплуатации этот нефтепровод становился первой частью большого нефтепровода Западный Казахстан — Китай.
21 См.: Гавричев С. Казахстан — Китай — Кумколь // Портал RusEnergy, 21 мая 2004 [http://www. rusenergy.com/]; В реальности в 2009 году по нефтепроводу прокачали 7,7 млн т.
Карта 2 I
Газопровод Средняя Азия — Китай
Второй крупный проект — газопровод Средняя Азия — Китай (см. карту 2)22; соглашение об участии в нем Казахстана было подписано в начале ноября 2007 года. Для строительства и последующей эксплуатации казахстанско-китайского газопровода в марте 2008 года «КазТрансГаз» и «Trans-Asia Gas Pipeline Limited» («дочка» CNPC) на паритетных началах создали совместную компанию «Азиатский газопровод».
Согласно достигнутым договоренностям, строительство газопровода Казахстан — Китай предусматривалось осуществить в два этапа. Первый участок газопровода пропускной способностью 40 млрд куб. м в год, протяженностью 1 333 км, и диаметром 1 024/1 067 мм пролегал от казахстанско-узбекской границы через Шымкент до Хоргоса.
Строительство завершилось в июле 2009 года, газопровод был пущен в эксплуатацию 12 декабря 2009 года. Стоимость проекта составила 7,5 млрд долл.23
Газопровод Бейнеу — Бозой — Кызылорда — Шымкент рассматривался как второй участок; его мощность составляет 10 млрд куб. м в год, протяженность — 1 480 км, диаметр — 1 016 мм. Реализацию этого проекта предполагалось начать после того, как экономическая оценка покажет его обоснованность24, однако уже 10 октября 2008 года в Астане прошла встреча премьер-министра Казахстана К. Масимова с вице-президентом CNPC Ван Дунцзинем, на которой последний подтвердил готовность китайской стороны профинансировать строительство второй нитки газопровода Казахстан — Китай — участок Бейнеу — Бозой — Шалкар — Самсоновка25.
Во время визита Н. Назарбаева в КНР в середине апреля 2009 года АО НК «Каз-МунайГаз» и CNPC подписали рамочное соглашение о расширении сотрудничества в нефтегазовой сфере и содействии в получении кредитных заимствований. Китай обязался выделить казахстанской компании 5 млрд долл. на проекты в нефтегазовой сфере, в том числе и на проект газопровода Бейнеу — Бозой — Акбулак — Шымкент26. 7 декабря Н. Назарбаев подписал закон о ратификации соглашения о строительстве участка Бей-неу — Шымкент. Газопровод будет строиться на кредит, выделенный Китаем; ориентировочная стоимость проекта — 3,5 млрд долл.27
Третий крупный проект связан с реконструкцией Атырауского нефтеперерабатывающего завода (АНПЗ). Тендер на нее в конце октября 2009 года выиграла компания «Sinopec Engineering» — «дочка» «China Petroleum&Chemical Corporation» (Sinopec). Срок реализации проекта — 2010—2013 годы, инвестиционные вложения —1,04 млрд долл.; основное назначение комплекса — извлечение из нефти параксилола и бензола. Планируемый объем производства — 496 тыс. т параксилола и 133 тыс. т бензола, а также 200 тыс. т реактивного топлива ТС-1 в год.
22 Газопровод Средняя Азия — Китай, берущий начало в Туркменистане, проходит через Узбекистан (две нитки, в настоящее время строится третья) и Казахстан (с перспективой подключения казахстанской нитки Бейнеу — Бозой — Шымкент) к границе с Китаем. Общая протяженность газопровода около 7 тыс. км, из которых по территории Туркменистана проложено 184,54 км, Узбекистана — 530 км, Казахстана — 1 300 км, КНР — около 4 860 км.
23 В начале марта 2009 года Б. Шаяхметов заявлял о том, что освоено порядка 2,5 млрд долл. (см.: Бу-тырина Е. В строительство казахстанско-китайского газопровода уже инвестирована треть необходимой суммы // Panorama, 6 марта 2009).
24 См.: Конныырова К. Казахстан и Китай подписали соглашение о создании СП по газопроводу Казахстан — Китай // Информационное агентство «Trend», 8 ноября 2007 [http://www.capital.trendaz.com/].
25 См.: Вице-президент CNPC сообщил о готовности КНР финансировать строительство второй нитки газопровода Казахстан — Китай // Информационное агентство «Казинформ», 11 октября 2008 [http:// www.inform.kz/].
26 См.: Там же.
27 По информации председателя правления АО НК «КазМунайГаз» К. Кабылдина, «стоимость второй очереди газопровода составит 350 млрд тенге» (примерно 2,3 млрд долл.) (см.: Кужеков Ж. Трубу к цент-ральноазиатскому газу Китай проложил за рекордные сроки // Радио Азаттык, 14 декабря 2009 [http:// rus.azattyq.org/]).
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И КАВКАЗ
Том 15 Выпуск 1 2012
Ключевая часть второй фазы реконструкции предусматривает строительство комплекса ароматических углеводородов (КПАУ). Заказчиком является Торговый дом «КазМунайГаз». Цель реконструкции — довести качество бензина до европейского стандарта «Евро-4» и получать сырье (бензол и параксилол) для развития нефтехимии. В проекте реконструкции АНПЗ «Sinopec Engineering» будет использовать технологии ParamaX BTX компании «Axens» (Франция).
В чем же заключается специфика присутствия Китая в нефтегазовом секторе Казахстана?
■ Во-первых, все свои активы в Казахстане, ранее принадлежавшие иностранным инвесторам, Китай приобретал на открытых тендерах. Поэтому говорить о том, что «Китай скупает казахстанские месторождения нефти и газа», по меньшей мере, некорректно.
■ Во-вторых, в отличие от других иностранных инвесторов, Китай на базе приобретенных крупных объектов создавал совместные с Казахстаном предприятия. Для экономики Казахстана и повышения значимости НК «КазМунайГаз» это большой плюс, но лишь при условии разумного использования этих СП.
■ В-третьих, нельзя не обратить внимания и на то, что китайские компании в нефтяном секторе Казахстана работают не в режиме СРП, а в соответствии с нормами действующего налогового законодательства. В силу этого обстоятельства у налоговых органов Казахстана к ним меньше всего претензий.
■ В-четвертых, несмотря на увеличение числа компаний с участием китайского капитала в нефтегазовом секторе Казахстана, расширение географии их присутствия и рост объемов добычи, доля КНР в балансовых и извлекаемых запасах незначительна (см. рис. 1).
Рисунок 1
Распределение запасов нефти по страновой аффилиации добывающих компаний в Казахстане на начало 2008 года (в %)
/Г
Индонезия
КНР
Россия
7,1
Италия
13,3
Великобритания
14,3
США
36,9
Казахстан - 17,4
И с m о ч н и к: Жуков C.B., Резникова О.Б. Центральная Азия и Китай: экономическое взаимодействие в условиях глобализации. М.: ИМЭМО РАН, 2009. С. 102.
В-пятых, значительная часть приобретенных Китаем месторождений с конца 1980-х — начала 1990-х годов находится в разработке и, согласно прогнозам специалистов АО НК «КазМунайГаз», в перспективе доля компаний с участием китайского капитала в объемах добычи нефти и газа в Казахстане будет снижаться (см. рис. 2).
Рисунок 2
Добыча нефти на период с 2010-го по 2020 год компаниями с участием китайских инвесторов (тыс. т)
Гг
8 000
7 000
6 000
5 000
4 000
3 000
2 000
1 000
-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
— ОАО «CNPC — Актобемунайгаз» — АО «Мангистаумунайгаз»
АО «Петро Казахстан Кумколь Ресорсиз» СП ТОО «Казгермунай»
-ж- АО «Тургай-Петролеум» Buzachi Орегайпд Ltd.
-о- ОАО «Каражанбасмунай» Прочие
г-
И с т о ч н и к: Экспертное заключение Министерства нефти и газа РК на запрос от депутатов Мажилиса Парламента РК // Компания «Kazenergy», 14 апреля 2010 года [http://www.kazenergy.com/content/view/11750/65/ lang.ru/].
^ -¿)
■ В-шестых, компании с участием китайского капитала нельзя обвинить и в том, что при приеме на работу они отдают предпочтение гражданам КНР. По данным компании «Kazenergy», на 1 января 2010 года численность рабочего пер-
сонала, привлеченного по контрактам на предприятия с участием китайского капитала, составила 17 733 чел.; 17 519 из них (98,8%) — казахстанские кадры28.
По данным главы АО НК «КазМунайГаз» К. Кабылдина, из всех сотрудников АО «PetroKazakhstan» только 25 человек являются китайскими специалистами (при общей численности персонала 2 тыс. 360 чел.), что составляет всего лишь 1,1%. В головном офисе этой компании среди 440 работников насчитывается 20 китайских менеджеров (4,5%).
В СП ТОО «Казгермунай» при общей численности персонала 660 чел. китайцев только 12 (1,8%); из 200 сотрудников офиса их насчитывается 11 чел. (около 5%).
В АО «Мангистаумунайгаз при общей численности 6 тыс. чел. в управлении работают 33 китайца (0,6% общей численности и 2,2% численности администрации компании).
В ОАО «Каражанбасмунай» среди 2 100 работников китайцев насчитывается 21 чел. (1%)29.
Кроме того, следует отметить, что работа китайских компаний, функционирующих в нефтегазовом секторе Казахстана, мало чем отличается от деятельности остальных «иностранцев», особенно с точки зрения увеличения объемов добычи и экспорта нефти и газа (естественно, когда это выгодно).
Китайские компании весьма скрупулезно исполняют все свои инвестиционные обязательства, однако проявляют изрядную скупость в том, что касается решения местных социальных проблем. Но ставить им это в вину было бы несправедливо. Решение социальных проблем относится к компетенции государственных органов, которые и должны установить для иностранных инвесторов «правила игры», отвечающие прежде всего интересам народа Казахстана. Таким образом, все претензии следует переадресовывать государству.
Во многих наших бедах виновны мы сами, а китайские «страшилки» используются для того, чтобы отвлечь внимание общественности от истинного источника проблем. В этом контексте хотелось бы напомнить изречение Конфуция: «Прежде чем указывать на снег на крыше соседа, обрати внимание на собственное крыльцо».
Республика Узбекистан
Контакты между Узбекистаном и Китаем в нефтегазовой сфере начались после официального визита в Китай И. Каримова в мае 2005 года. Одним из итогов визита стало подписание соглашения о китайских инвестициях в разведку и разработку узбекских нефтяных месторождений. Предусматривалось проведение CNODC геологоразведочных работ на 23 месторождениях в пределах Устюртской, Бухаро-Хивинской и Ферганской площадок. Для работ на этих месторождениях было создано на паритетных началах СП «UzChina National Petroleum Corporation» с уставным капиталом около 96 млн долл. Предполагается, что китайская компания в течение 25 лет инвестирует в проект порядка 600 млн долл.30
28 См.: Экспертное заключение Министерства нефти и газа РК на запрос от депутатов Мажилиса парламента РК // Компания Kazenergy, 14 апреля 2010 [http://www.kazenergy.com/content/view/11750/65/lang,ru/].
29 См.: Глава КМГ считает разговоры о «китаизации» нефтегазовой отрасли РК преувеличенными // ИА Новости-Казахстан, 18 февраля 2010 [http://www.newskaz.ru/].
30 10 сентября 2009 года в Пекине НКХ «Узбекнефтегаз» и CNODC подписали Меморандум о взаимопонимании, согласно которому «UzChina National Petroleum Corporation» передаются 23 месторождения, расположенных на плато Устюрт (см.: Китайские инвесторы осваивают узбекский рынок // IWPR 28 сентября 2009 [http://www.iwpr.net/]).
Весной 2007 года CNPC «Silk Road» («дочка» CNODC) начала реализацию Соглашения об осуществлении геологоразведочных работ на пяти инвестиционных блоках в 2006—2010 годах, подписанного в 2006 году между НХК «Узбекнефтегаз» и CNODC. Геологоразведочные работы будут вестись в течение пяти лет, общий объем инвестиций составит 208,5 млн долл., из которых 88,3 млн будет освоено в рамках минимальной программы. Планируется пробурить 15 поисково-разведочных и 12 оценочных скважин. Если в осваиваемых регионах будут обнаружены новые месторождения, китайская корпорация и НХК «Узбекнефтегаз» откроют на паритетных началах совместное предприятие для их разработки31.
Таблица 3
Крупные проекты в нефтегазовой отрасли Узбекистана с участием китайских компаний
CNPC, НХК «Узбекнефтегаз»
2005
Проект
23 месторождения на Устюрте и в Бухара-Хивинском регионе
Капитальные
вложения (млн долл.)
600,0
деятель-
Разведка и «UzChina разработка National Petroleum Corporation»
CNPC, НХК 2006 Арнияз, Сардоб, «Узбек- Марковское,
нефтегаз» Умид, Устюрт
208,5
Разведка и «UzChina разработка National Petroleum Corporation»
«Дуншэн» (Dong Sheng)
2007 Месторождения в Ферганской долине
113,0
Разведка и разработка
«УзДуншэн»
CNPC, НХК 2007 Проектирование, 1 ветка
«Узбек- строительство и 2 900
нефтегаз» 2010 эксплуатация 2 ветка
газопровода 3 000
2014 Узбекистан — 3 ветка
Китай 2 200
Транзит газа
ООО «Asia Trans Gas»
CNODC, ОАО
«Андижан-
нефть»
2008 Месторождение Мингбулак в Наманганской области
Разведка и разработка
«Мингбулак нефть» СП с долей участия сторон 50/50
CPTDC,НХК «Узбекнефтегаз»
2008 Производство труб и станков для нефтегазовой сферы
Производство
V
Несколько СП на базе предприятий АК «Узнефте-газмаш»
31 См.: СКРС может во второй половине 2009 года приступить к бурению скважин на месторождении в Узбекистане // Информационное агентство «12.ш», 25 марта 2008 [http://www.12.uz/].
В 2008 году с целью совместной доразведки и разработки месторождения Мингбу-лак в Наманганской области НХК «Узбекнефтегаз» и CNPC подписали учредительный договор и устав совместного предприятия «Мингбулакнефть». Учредителями СП выступили ОАО «Андижаннефть» и CNODC. Совместное предприятие создано на паритетных началах с долей участия сторон 50/5032.
В конце 2008 года между НХК «Узбекнефтегаз» и CPTDC33 состоялись переговоры о возможности наладить в Узбекистане производство труб и станков для нефтегазовой промышленности. Проект предполагается реализовать на базе предприятий АК «Узнеф-тегазмаш»34.
30 апреля 2007 года между двумя государствами было подписано соглашение об участии Узбекистана в строительстве газопровода Средняя Азия — Китай. Для проектирования, строительства и эксплуатации узбекского участка газопровода в середине апреля 2008 года было создано СП ООО «Asia Trans Gas».
Первоначально поставки узбекского газа по данному газопроводу не планировались, но уже в начале ноября 2009 года правительства Узбекистана и Китая договорились об экспорте в КНР до 10 млрд куб. м узбекского газа в год (после ввода в строй второй ветки газопровода)35.
В июне 2010 года во время визита Ху Цзиньтао в Ташкент НХК «Узбекнефтегаз» и CNPC подписали рамочное соглашение о купле-продаже природного газа36. 25 декабря 2010 года была введена в строй вторая ветка узбекской части газопровода Средняя Азия — Китай. В начале 2011 года стало известно, что Узбекистан до 2014 года намерен осуществить строительство третьей ветки узбекского участка газопровода Средняя Азия — Китай и увеличить объемы поставок узбекского газа в Китай до 25 млрд куб. м37 (см. табл. 3).
Республика Туркменистан
Отношения Китая с Туркменистаном вышли на новый виток развития после визита в КНР С. Ниязова в начале апреля 2006 года. 3 апреля глава туркменского государства и Ху Цзиньтао провели переговоры, результатом которых стало соглашение о поставках туркменского газа в Китай38. Соглашение предусматривало строительство магистраль-
32 См.: «Узбекнефтегаз» и китайская CNPC создают новое СП для разработки Мингбулака // Интернет-портал «UzReport.com», 17 октября 2008 [http://www.uzreport.com/].
33 CPTDC — China Petroleum Technology & Development Corporation («дочка» CNPC).
34 См.: Китайская CPTDC хочет создать производство нефтегазовых труб в Узбекистане // Информационное агентство «12.uz», 17 декабря 2008 [http://www.12.uz/].
35 См.: В Китай будет поставляться ежегодно до 10 млрд кубометров узбекского газа // Портал «Вести.ш», 4 ноября 2009 [http://www.vesti.uz/].
36 См.: Азизов Д. Узбекнефтегаз и CNPC подписали газовое соглашение // Портал «Trend», 10 июня 2010 [http://ru.trend.az/].
37 Узбекистан объявил, что до 2014 года построит третью очередь своего участка газопровода Центральная Азия — Китай // Новости-Казахстан, 1 февраля 2011 [http://www.newskaz.ru/].
38 Вопрос об организации поставок газа из Туркменистана в Китай рассматривали еще в 1996 году. Тогда консорциум в составе китайской СЫРС, японской «Mitsubishi» и американской «Exxon» разработал ТЭО проекта трубопровода из Туркменистана (с месторождения Довлетабад) через Узбекистан и Казахстан в КНР, Южную Корею и Японию. Однако при низких мировых ценах на газ в те годы и высокой стоимости строительства трубопровода (9 млрд долл.) проект признали нерентабельным и работу по нему остановили. По мере роста мировых цен на газ интерес к обновленному проекту вновь стал усиливаться. По заказу ГК «Туркменгаз» в 2003—2005 годах китайские компании провели сервисные работы на правобережье Амуда-рьи, подтвердившие высокую перспективность этих участков.
ного газопровода Туркменистан — Китай и закупки Китаем на границе Туркменистана 30 млрд куб. м газа в год в течение 30 лет, начиная с ввода его в эксплуатацию (2009 г.). При этом оговаривалось, что Туркменистан будет поставлять природный газ по газопроводу Туркменистан — Китай в обозначенных объемах и в указанные сроки.
Для обеспечения сырьевой базы газопровода стороны согласились совместно заниматься разведкой и разработкой на всех месторождениях и площадях правобережья Аму-дарьи (на условиях соглашений о разделе продукции). При необходимости дополнительных объемов газа для заполнения газопровода Туркменистан гарантирует поставки из других месторождений.
В соответствии с соглашением китайская сторона должна была определить порядок закупки природного газа из Туркменистана. «Цена на природный газ будет устанавливаться на разумной и справедливой основе, исходя из сравнимой цены на международном рынке. Оплата будет производиться исключительно в долларах США». Наконец, именно китайская сторона «проведет консультации с правительствами транзитных стран с целью достижения соглашений о взаимовыгодных условиях транзита природного газа через их территории»39.
Кроме того, соглашением предусматривалось, что до 31 декабря 2006 года соответствующими организациями сторон будут заключены:
— соглашение о совместной разведке и разработке газовых месторождений, определяющее основные рамки сотрудничества с участием китайской организации для обеспечения сырьевой базы газопровода;
— соглашение об основных принципах по строительству газопровода, устанавливающее принципы реализации проекта для обеспечения разработки ТЭО строительства газопровода;
— соглашение о продаже и покупке газа, определяющее конкретные объемы закупки газа по годам, а также устанавливающее все организационные, правовые, финансовые и другие условия, которые будут регулировать продажу туркменского природного газа в КНР.
Все соглашения были заключены достаточно оперативно. Прокладку газопровода планировалось завершить в 2008 году, а экспорт газа начать с 1 января 2009 года. Китай брал на себя обязательство профинансировать весь проект и создать необходимую инфраструктуру на своей территории40. В качестве сырьевой базы были определены месторождения правобережья Амударьи с оценочными ресурсами в 1,7 трлн куб. м, а в качестве базового — месторождение Самандепе.
17 июля 2007 года Китай с официальным визитом посетил новый президент Туркменистана Г. Бердымухаммедов. Главным итогом визита стало подписание между Госагентством по углеводородным ресурсам Туркменистана (ГУРТ) и CNPC соглашения о разделе продукции на газовом месторождении Багтыярлык на правобережье Амударьи, ко-
39 См.: Генеральное соглашение между Правительством Туркменистана и Правительством Китайской Народной Республики о реализации проекта газопровода Туркменистан — Китай и продаже природного газа из Туркменистана в Китайскую Народную Республику. Пекин, 3 апреля 2006 года // Нейтральный Туркменистан, 4 апреля 2006.
40 27 августа 2007 года CNPC объявила о начале строительства второй нитки газопровода Запад — Восток для транспортировки поступающего из Центральной Азии газа. Газопровод планировалось построить до конца 2008 года, а запустить на полную мощность в 2010 году. Проектная мощность газопровода — 30 млрд куб. м газа в год. Газопровод начинается на КПП «Хоргос» проходит через Сиань, Наньчан и далее на юг к Гуанчжоу и на восток к Шанхаю. Протяженность газопровода — 4 859 км, а со всеми ответвлениями — более 7 тыс. км (см.: Синьцзян няньцзянь, 2008 (Ежегодник по Синьцзяну за 2008 г.). Урумчи, 2008. С. 168).
торое должно было стать сырьевой базой для предполагаемого газопровода из Туркменистана в Китай. В рамках СРП предусмотрены сейсморазведочные и буровые работы, что позволит подготовить к освоению вновь открываемые залежи и на втором этапе присоединить их к газопроводу. Был также согласован маршрут газопровода. CNPC и «Турк-менгаз» подписали 30-летний контракт на поставку 30 млрд куб. м газа в год (начиная с 2009 г.). Кроме того, Пекин выдал Ашхабаду льготный кредит на закупку китайских буровых установок41.
В начале 2008 года началось строительство туркменского участка газопровода Средняя Азия — Китай, а в августе Г. Бердымухаммедов провел в Пекине встречу с главой CNPC Цзянь Цземинем и генеральным директором «CNPC International (Turkmenistan)» Лю Гумсюнем, на которой предложил китайским партнерам рассмотреть возможность ежегодно закупать еще до 10 млрд куб. м природного газа сверх предусмотренных межгосударственным соглашением 30 млрд. Кроме того, он высказался за расширение сотрудничества с CNPC за счет реализации новых проектов, в частности по строительству газоперерабатывающих производств42.
29 августа 2008 года в Ашхабаде состоялись переговоры между президентом Туркменистана и председателем КНР Ху Цзиньтао, находящимся в Туркменистане с официальным визитом. По итогам переговоров был подписан пакет из пяти документов, в том числе совместное заявление и Рамочное соглашение о расширении сотрудничества в газовой отрасли. Официально было заявлено, что в КНР будет ежегодно поставляться не 30, как планировалось ранее, а 40 млрд куб. м туркменского природного газа43.
Однако в начале 2009 года Туркменистан неожиданно перенес дату старта экспорта газа в Китай. В марте в Ашхабад прибыла делегация CNPC во главе с вице-президентом Ван Дунцзинем, который сумел убедить руководство Туркменистана начать эксплуатацию газопровода в конце года; приведенные им аргументы оказались достаточно весомыми. Согласно планам компании, к концу года CNPC построит на месторождении Самандепе газоперерабатывающий завод мощностью 5 млрд куб. м, будет сдан в эксплуатацию второй промышленный комплекс газоочистки мощностью 8 млрд куб. м на перспективных площадях — группе месторождений Алтын Асыр (это запланировано на 2010 г.); до конца сентября 2009 года на месторождении Самандепе в общей сложности будут готовы к эксплуатации 30 скважин (23 отреставрированных и 7 новых). Активно ведется и обустройство соответствующей наземной инфраструктуры, в том числе системы транспортировки и сбора газа; 40% от общего объема запланированных работ уже выполнено44.
В начале июня 2009 года в энергетические отношения между Китаем и Туркменистаном был заложен еще один «кирпичик»: как сообщил зампред правительства Т. Таги-ев, была достигнута договоренность о предоставлении Китаем целевого кредита в размере 3 млрд долл. для промышленного освоения месторождения Южный Иолотань. Условия займа уточнены не были45.
41 См.: Договор Туркмении с Китаем: Поражение «Газпрома» или обмен рынками? // Газета, 19 июля
2007.
42 См.: Китайский отрезок газопровода Туркменистан — КНР полностью построен // Агентство «Турк-менистан.Ру», 9 августа 2008 [http://www.turkmenistan.ru/].
43 См.: Ху Цзиньтао в гостях у Г. Бердымухаммедова // Агентство «Туркменистан.Ру», 30 августа 2008 [http://www.turkmenistan.ru/].
44 См.: В Ашхабаде прошли переговоры по газопроводу Туркменистан — Китай // Rusenergy.com., 31 марта 2009 [http://www.rusenergy.com/]; Китайская CNPC построит в Туркменистане газоперерабатывающий завод мощностью 5 млрд кубов // Агентство «CA-news», 7 января 2009 [http://www.ca-news.org/].
45 См.: Гриб Н. Туркменский газ добудут за китайские деньги // КоммерсантЪ, 8 июня 2009; по запасам, подтвержденным в начале 2009 года «Gaffney, Cline & Associates» (Великобритания), Южный Иолотать входит в четверку крупнейших месторождений мира — прогнозируемые запасы составляют 4,7—14 трлн куб. м газа,
29 декабря 2009 года агентство Рейтер со ссылкой на источник в туркменском правительстве сообщило, что китайская CNPC, южнокорейские «LG International Corporation» и «Hyundai Engineering Co.», компания из ОАЭ «Gulf Oil» и размещенная на лондонской бирже международная нефтегазосервисная корпорация «Petrofac» выиграли тендер на разработку крупнейшего в Туркменистане газового месторождения Южный Иолотань и строительство газоперерабатывающих заводов. Общая стоимость контрактов составляет 9,7 млрд долл. С CNPC контракт был подписан на сумму 3,128 млрд долл., с «Petrofac International» (ОАЭ) — на 3,979 млрд долл., с «Gulf Oil & Gas» (ОАЭ) — на 1,150 млрд долл. и с консорциумом южнокорейских компаний «LG International Corporation» и «Hyundai Engineering Co.» — на 1,485 млрд долл46.
В конце июня в Туркменистан прибыл с визитом вице-премьер Госсовета Ли Кэ-цян, который подписал с Г. Бердымухаммедовым пакет соглашений, оформляющий газовый союз Пекина и Ашхабада. Детали подписанных документов стороны раскрывать не стали. Агентство Синьхуа ограничилось сообщением, что были заключены соглашения о сотрудничестве КНР и Туркменистана в газовой сфере, а также по вопросам финансового взаимодействия. Как представляется, было достигнуто взаимопонимание и по основной проблеме — цене закупок Китаем туркменского газа. Во всяком случае, в начале 2010 года российская пресса сообщила, как мы уже говорили, что Китай платит 120 долл. за 1 тыс. куб. м туркменского газа, в то время как Иран покупает его за 170 долл., а Россия — за 190 долл.47
14 декабря 2009 года состоялась торжественная церемония пуска газопровода Средняя Азия — Китай, в которой приняли участие прибывшие в Туркменистан Ху Цзиньтао, И. Каримов и Н. Назарбаев, что свидетельствует о высокой значимости этого события.
В июле 2010 года Туркменистан посетил член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Хэ Гоцян. По итогам переговоров с Г. Бердымухаммедовым он подтвердил ранее достигнутые договоренности о строительстве второй нитки газопровода и увеличении объемов поставок туркменского газа до 40 млрд куб. м в год, а также сообщил о предложении Китая повысить пропускную способность трубопровода Средняя Азия — Китай до 60 млрд куб. м в год, из которых туркменская доля составит более 50 млрд куб. м 48.
В августе 2010 года со ссылкой на туркменские источники появилась информация о том, что Г. Бердымухаммедов дал поручение руководителям нефтегазовой отрасли республики провести переговоры с Государственным банком развития Китая о получении льготного кредита в сумме 4,1 млрд долл. для дальнейшего обустройства месторождения Южный Иолотань. Соответствующее кредитное соглашение между Банком развития Китая и «Туркменгазом» было подписано в апреле 2011 года; гарантом возврата средств за счет поставок в КНР туркменского газа выступила корпорации «Petrochina»49 (см. табл. 4).
что сопоставимо со Штокмаиом в Арктике (Россия) или Южным Парсом (Иран) (см. Милачева Т. Крупнее, чем Штокман // РБК-daily, 20 февраля 2009). В начале октября эта информация была подвергнута сомнению, повторный аудит и проведенное разведочное бурение показали, что запасы на этом месторождении в 2—3 раза ниже заявленных ранее (см.: Ключкин А. Туркменская сказка // Интернет-портал «Лента.га», 13 октября 2009 [http://www/lenta.ru/]).
46 См.: Китай в 2013 году получит газ из крупнейшего месторождения Туркмении // Информационное агентство Regnum, 8 марта 2011 [http://www.regnum.ru/]; Туркмения отдала газовые контракты иностранцам // КоммерсантЪ, 31 декабря 2009.
47 См.: Гриб Н. Туркменский газ поделили на троих // КоммерсантЪ, 15 апреля 2010.
48 См.: Хуммедов Я. Китай покупает Туркменистан // Портал «Время Востока», 5 июля 2010 [http:// www.easttime.ru/].
49 См.: Гривач А. Газ в обмен на деньги. Китай дает Туркмении 4 млрд долл. в счет будущих поставок // Московские новости, 28 апреля 2011.
Таблица 4
Крупные проекты в нефтегазовой отрасли Туркменистана с участием китайских компаний
Проект
«Sinopec» Фев- Бурение 6 сква-раль жин с проектной 2007 глубиной 3,1 км
на месторождении Яшилдепе
Капитальные вложения
42,3 млн долл.
деятель-
с НГХ
«Туркмен-
нефть»
CNPC Май Бурение в течение
2007 12 лет 12 разведочных скважин на месторождении Южный Иолотань
1,5 млрд долл. Разведка
с НГХ
«Туркмен-
нефть»
«CNPC Июль Разработка и
Interna- 2007 эксплуатация
tional» месторождений
Багтыярлык и Самандепе, а также прилегающих к ним площадей, строительство инфраструктуры
Разведка и разработка
«CNPC International (Turkmenistan)»
«CNPC Июль Строительство
Interna- 2007 и эксплуатация
tional» газопровода
Туркменистан — Китай
395 млн евро
«CNPC International (Turkmenistan)»
Эксимбанк КНР
Ноябрь 2007
Реконструкция ПО «Марыазот»
Кредит на 20 лет под 3% годовых в 239 млн 358 тыс. долл.
Производство
Эксимбанк КНР
Но- Строительство ябрь стекольного 2007 комбината
Кредит на 20 лет под 3% годовых в 60 млн 642 тыс. долл.
CNPC/ Де- Промышленное
CPTDC кабрь освоение место-
2009 рождения Южный Иолотань
3,13 млрд долл.
Разведка и разработка
«Petro-сМпа»/Банк развития Китая
Ап- Промышленное рель освоение 2011 месторождения
Южный Иолотань
4,1 млрд долл.
Разведка и разработка
Благодаря всем этим контрактам Китай стал не только крупнейшим инвестором в экономику Туркменистана, но и основным потребителем туркменского газа, причем по ценам значительно ниже рыночных. Выгодно подобное сотрудничество Туркменистану или нет — это большой вопрос, однако факт остается фактом.
Республика Таджикистан
Не меньший интерес у Китая вызывают энергетические и инфраструктурные возможности Таджикистана, отношения с которым активизировались в 2004 году, когда Ху Цзиньтао объявил о готовности КНР предоставить льготные покупательские кредиты государствам — членам ШОС; тогда правительство республики оперативно подготовило 53 проекта-предложения на общую сумму 1 млрд долл.
В марте 2006 года правительство Таджикистана и китайский Эксимбанк подписали меморандум о взаимопонимании. Были одобрены 3 крупных проекта (строительство высоковольтных линий электропередачи «Лолазор — Хатлон» и «Юг — Север», а также строительство автомагистрали Душанбе — Худжанд — Чанак) и организованы тендеры на их реализацию среди китайских компаний.
19 апреля 2006 года компании «Барки точик» («Таджикэнерго») и «China Theban Electric Apparatus Stock Со.» (CTEAS) подписали в Душанбе два контракта общей стоимостью 340 млн долл., которые предусматривали строительство в республике ЛЭП-500 «Юг — Север» протяженностью 350 км (281 млн долл.) и ЛЭП-220 «Лолазор — Хатлон» протяженностью 93 км (9 млн долл.). 16 сентября президент Э. Рахмон и премьер-министр КНР Вэнь Цзябао приняли участие в официальной церемонии начала строительства ЛЭП-500 «Юг — Север».
В ноябре 2006 года китайская корпорация «Sinohydro Corporation» заявила о готовности участвовать в реализации проекта строительства ГЭС на реке Зеравшан. В 2007 году был подписан контракт, в соответствии с которым компания обязалась построить Зерав-шанскую ГЭС мощностью в 150 МВт и 60-километровую ЛЭП-220 от электростанции к городу Пенджикенту. Для строительства привлекался китайский кредит в 200 млн долл. на 25 лет под 1% годовых; реализации проекта намечалась на 2007—2010 годы. В марте 2007 года было заявлено, что специалисты «Sinohydro Corporation» завершили подготовку ТЭО строительства Яванской ГЭС и что уже в апреле Министерство финансов Таджикистана и китайский Эксимбанк подпишут соответствующее кредитное соглашение. Однако соглашение так и не было подписано. По мнению таджикских экспертов (недалекому от истины), в сделку вмешались политические мотивы: занятый выстраиванием «газовых отношений» с Узбекистаном, Китай не захотел конфликтовать с ним из-за участия в проектах по строительству ГЭС в Таджикистане50.
В начале июня 2009 года Душанбе посетила большая китайская делегация во главе с членом Политбюро ЦК КПК Ван Лэцюанем. По итогам визита было подписано несколько соглашений о сотрудничестве, в том числе Соглашение между Министерством энергетики и промышленности РТ и CTEAS о строительстве ГЭС «Нурабад-1» на реке Хингоб (мощность 350 МВт, начало строительства — 2010 год, объем инвестиций — 560 млн долл.), Соглашение между Минэнергопромом РТ и CTEAS о строительстве ТЭЦ в городе Душанбе (мощность 200 МВт, объем инвестиций — 400 млн долл.) и Соглашение между ОАКХ «Барки Точик» и CTEAS о дополнительных работах на строи-
50 См.: Абдулло Р.Г. Таджикско-китайские отношения: некоторые нюансы // Портал «Centrasia.ru», 6 мая 2011 г [http://www.centrasia.ru/].
тельстве ЛЭП «Лолазор — Хатлон» и «Юг — Север» (дополнительные инвестиции — 61 млн долл.)51.
За исключением проектов по строительству ЛЭП, остальные пока не реализуются. Причина все та же — учет мнения Узбекистана, обеспокоенного возможным сокращением поступления воды в республику.
В конце ноября 2010 года Таджикистан с официальным визитом посетил премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао. Один из подписанных в ходе визита документов предполагает выделение Таджикистану льготного кредита Эксимбанка КНР на строительство ЛЭП-220 «Худжанд — Айни» в Согдийской области в размере свыше 37 млн долл. Строительство будет осуществлять уже неплохо зарекомендовавшая себя в Таджикистане компания CTEAS52.
Еще одно кредитное соглашение на 26,5 млн долл. было подписано в сентябре 2011 года. Кредит выдал Эксимбанк КНР; его назначение — строительство новой подстанции «Согд-500» на ЛЭП-500 «Юг — Север»53.
Таблица 5
Крупные проекты в энергетической отрасли Таджикистана с участием китайских компаний
51 См.: Юлдагиев А. Ван Лэцюань в Душанбе // Азия-Плюс, 5 июня 2009.
52 См.: Абдулло Р.Г. Таджикско-китайские отношения: некоторые нюансы; Пирназаров Н. Таджикистану надо быть более осторожным к прожорливой экономической акуле Китая // Агентство «CA-news», 26 ноября 2010 [http://www.ca-news.org/].
53 См.: Юлдаиев А. Китай выделяет около $30 млн на обеспечение энергонезависимости Таджикистана // Информационное агентство Asia-Plus, 3 октября 2011 [http://www.news.tj/].
Все это, безусловно, прекрасно, и Таджикистан действительно нуждается в строительстве и ЛЭП, и ГЭС. Вопрос в другом: чем он будет расплачиваться за кредиты? По данным Министерства финансов Таджикистана, около 36,6% от общего объема внешнего долга республики, к 1 октября 2010 года достигшего 1 млрд 790,45 млн долл., приходится на кредиты Китая54 (см. табл. 5 на с. 43).
Кыргызская Республика
Китайский интерес к Кыргызстану связан не с энергетикой, а прежде всего с транс-портно-логистическими проектами. Ведь Кыргызстан для Китая является в первую очередь перевалочной базой товаров, предназначенных для реализации на рынках ЦА и, частично, России. Тем не менее Китай принимает участие в реализации некоторых энергетических проектов на территории Кыргызстана.
В 2004 году Китай и Кыргызстан вступили в партнерство для строительства двух ГЭС на реке Нарын с объемом инвестиций порядка 2 млрд долл. Однако эти соглашения были аннулированы в связи с революционными брожениями в Кыргызстане.
В августе 2006 года энергетики Китая (Государственная компания электрических сетей Китая) и Кыргызстана («Электрические станции» и «Национальные электрические сети Кыргызстана») подписали протокол о намерениях о долговременном сотрудничестве. В протоколе был зафиксирован взаимный интерес к строительству и реконструкции электросетей и электростанций, а также к обмену техническим опытом.
К проектам, интересным для китайских инвесторов, можно отнести каскад Сарыджазских и Камбаратинских ГЭС, строительство линии электропередачи в Кашгаре, строительство ТЭЦ, работающих на угле, а также реконструкцию Учкурганской ГЭС и ТЭЦ в Бишкеке.
В октябре 2009 года одна из крупнейших компаний Китая — «Tebian Electric Apparatus Stock Co.» (TBEA) и ОАО «Национальная электрическая сеть Кыргызстана» подписали в Пекине соглашение о сотрудничестве. Оно предусматривает участие КНР в реализации проекта строительства подстанции «Датка» и линий электропередачи (ЛЭП «Датка — Кемин» мощностью 500 КВт). Стоимость проекта — 342 млн долл. Приступить к строительству ЛЭП планировалось в 2010 году55, но о начале реализации проекта ничего не сообщалось.
Кыргызстан рассчитывает на содействие КНР в реабилитации и модернизации ТЭЦ Бишкека, а также в проведении проектных работ и поставке оборудования с китайских заводов для гидроагрегатов № 2 и № 3 Камбаратинской ГЭС-2 (первый гидроагрегат был поставлен ранее из России, которая должна была поставить также второй и третий гидроагрегаты). В Кыргызстане полагают, что участие в строительстве Камбаратинской ГЭС-2 может стать успешным инвестиционным проектом КНР в республике; это мнение разделяет и китайская сторона. «Мы можем уже сейчас начать сотрудничество в проектах по строительству Камбаратинской ГЭС-2 и модернизации Бишкекской ТЭЦ», — заявлял
54 См.: Пирназаров Н. Указ. соч.
55 См.: Каримов Д. Китайский опыт как модель для экономического развития Кыргызстана // Информационное агентство «24^», 15 января 2010; Он же. Окейла, мистер Чудинов! // Информационное агентство «24^», 16 октября 2009 [http://www.24.kg/].
заместитель министра коммерции КНР Чэнь Цзян на встрече с М. Бакиевым в январе 2010 года56.
В мае 2011 года был подписан протокол с государственной строительной компанией КНР «Smohydro» о намерениях строительства ГЭС на реке Суусамыр57. В начале сентября 2011 года была достигнута договоренность с Шэньсийской компанией угольно-химической промышленности о строительстве нефтеперерабатывающего завода в Кара-Бал-те; предполагаемая сумма инвестиций — 600 млн долл.58
3аключение
Какие выводы можно сделать из всего сказанного выше? Во-первых, несомненно, что Китай пришел в ЦА всерьез и надолго, и эта «любовь», по-видимому, взаимна, поскольку в большинстве случаев (особенно после 2005 г.) политический истеблишмент стран региона оказывал китайским компаниям поддержку самого высокого уровня. Не вызывает сомнений и то, что Китай будет наращивать свое экономическое присутствие в ЦА, в том числе и в энергетической сфере.
Во-вторых, вполне понятно, что энергетическая политика КНР направлена на то, чтобы подключить углеводородные ресурсы ЦА к обслуживанию своих энергетических нужд в среднесрочной и, особенно, в долговременной перспективе. Однако нельзя не признать и того, что политика, проводимая КНР, отвечает и интересам государств региона, стремящихся диверсифицировать и источники инвестиций в свой энергетический сектор, и направления транспортировки углеводородов и электроэнергии.
Оценивая присутствие Китая в энергетическом секторе государств ЦА, нельзя не коснуться распространенного тезиса об их «превращении в сырьевой придаток КНР». В этом тезисе есть большая доля правды. Растущий внутренний спрос в КНР практически на всю группу сырьевых товаров закрепляет превращение ЦА в сырьевой придаток не только европейской, но и китайской экономики. Глобальная неконкурентоспособность экономик государств региона (по сравнению с географически близкой китайской экономикой) предельно затрудняет, если не полностью закрывает для них возможности диверсификации своей хозяйственной структуры вне сырьевого сектора.
Причем закрепление за Центрально-Азиатским регионом этого «статуса» имеет объективную природу и в конкретных исторических условиях не находит альтернатив. Сырьевая специализация центральноазиатских экономик проявляется в их отношениях не только с КНР, но со всеми другими странами современного мира. И это не столько проблема двусторонних отношений с Китаем, сколько внутренняя проблема этих республик: возможности для производительного использования населения вне сырьевого добывающего сектора и некоторых отраслей сельского хозяйства в ЦА и Евразии крайне сужены59.
Наконец, для меня, как человека, занимающегося геополитикой, больший интерес представляет конкуренция геополитических акторов в ЦА. С учетом растущих аппетитов
56 См.: Каримов Д. Китайский опыт как модель для экономического развития Кыргызстана.
57 См.: Мазыкина Ю. В Кыргызстане с китайским инвестором подписан протокол о намерениях строительства ГЭС на реке Суусамыре // Информационное агентство «24.kg», 31 мая 2011.
58 См.: Китай построит в кыргызской Кара-Балте НПЗ за $600 млн // Портал «Tazabek», 3 сентября 2011 [http://www.tazabek.kg/].
59 См.: Жуков C.B., Резникова О.Б. Центральная Азия и Китай: экономическое взаимодействие в условиях глобализации. М.: ИМЭМО РАН, 2009. С. 160.
Китая можно предположить, что конкуренция между китайскими, западными и российскими компаниями, работающими в ЦА (особенно в нефтегазовом секторе), будет нарастать, что поставит государства региона перед необходимостью недвусмысленного выбора приоритетного партнера.
При этом не вызывает сомнений, что на определенном этапе возможен открытый конфликт интересов между Китаем и Россией, так как каждая из этих стран стремится преследовать в ЦА свои собственные интересы. В этом случае Китай наверняка попытается поставить государства региона перед выбором между его «инвестиционными возможностями» и «имперскими амбициями» великой державы. И за кого «проголосует» элита центральноазиатских государств предсказать непросто.
Вполне возможно, что выбор будет сделан в пользу Китая, особенно с учетом его долевого участия в создании новых нефтегазовых, транспортных и инфраструктурных проектов и наметившихся изменений имиджа КНР в общественном мнении государств региона. Несмотря на существующие на ментальном уровне опасения по поводу «китайской экспансии», на сегодняшний день не только политическая элита, но и население государств ЦА рассматривает Китай как вполне достойную альтернативу России.
И поэтому главный для меня вопрос звучит несколько парадоксально: «Насколько долго продлится идиллия в отношениях КНР и государств ЦА и как поведет себя Китай, когда у него не останется конкурентов в лице западных и российских компаний?»
Нам всегда следует помнить, что мы имеем дело не только с ведущей державой Азии, но и со страной, одной из стратагем которой является постулат о «сидящей на холме мудрой обезьяне, наблюдающей борьбу двух тигров в долине». И главное — не попасть в лапы этой обезьяны, после того как тигры обессилят.
Но и при всем том ни в коем случае нельзя поддаваться всякого рода страхам и фобиям. Не стоит также окутывать секретностью сотрудничество Китая со странами региона в области энергетики.
■ Во-первых, необходима открытость: все подписанные или готовящиеся к подписанию контракты должны обсуждаться с участием специалистов, в том числе и представителей НПО. Причем это касается не только Китая, но и всех иностранных инвесторов.
■ Во-вторых, необходима трезвая оценка реальности, что предполагает системное изучение как политических, национальных, социально-политических и идеологических процессов, происходящих в Китае, так и специфики его внешней политики.