Научная статья на тему 'Энергетическая составляющая инициативы "один пояс - один путь"'

Энергетическая составляющая инициативы "один пояс - один путь" Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
674
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОДИН ПОЯС ОДИН ПУТЬ / МОРСКОЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ 21-ГО ВЕКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Борисов М. Г.

Огромные масштабы экономики Китая превратили его в главного мирового потребителя энергии. КНР не в состоянии обеспечить растущие потребности в энергии собственным производством. Зависимость от импорта энергоносителей стала критической вследствие нестабильности мировых рынков, напряженности международной обстановки и ограниченного количества поставщиков. Разрешить возникшие проблемы призвана реализация беспрецедентной глобальной инициативы КНР «Один пояс один путь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Энергетическая составляющая инициативы "один пояс - один путь"»

Борисов М. Г. *

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ»

Аннотация: Огромные масштабы экономики Китая превратили его в главного мирового потребителя энергии. КНР не в состоянии обеспечить растущие потребности в энергии собственным производством. Зависимость от импорта энергоносителей стала критической вследствие нестабильности мировых рынков, напряженности международной обстановки и ограниченного количества поставщиков. Разрешить возникшие проблемы призвана реализация беспрецедентной глобальной инициативы КНР «Один пояс - один путь».

Ключевые слова: энергетическая безопасность, Один пояс - один путь, Морской шелковый путь 21-го века, Экономический пояс шелкового пути.

В настоящее время на долю КНР приходится почти одна четверть мирового потребления энергии и этот показатель растёт1. Несмотря на то, что Китай обеспечивает 46,1% мировой добычи угля, 4,8% - нефти, 3,7% - газа, 29,1% - выработки электроэнергии на ГЭС, 8,5% - на АЭС, 20,2% - на основе ВИЭ, степень самообеспеченности энергией составляет лишь 84% и продолжает снижаться2. Масштабы потребления таковы, что собственных запасов нефти хватит лишь на 1 месяц3. На долю Китая приходится одна четверть потребляемой в мире нефти и половина потребления годового мирового прироста её добычи4.

Стремительно растущий дефицит энергии покрывается импортом. КНР -крупнейший в мире нетто-импортер первичной энергии. Несмотря на то, что по добыче нефти Китай занимает пятое место в мире (при том, что соотношение запасы / добыча нефти составляет лишь 11,9 при среднемировом показателе 80,1), 60% потребляемой нефти импортируется (в 1993 г. - 6%, в 2020 г. - прогнозируется 73%)5. При гигантской добыче не хватает даже угля. Уровень самообеспеченности этим ресурсом составляет только 86%6. При этом разведанные запасы угля на душу населения составляют лишь 41% среднемирового уровня, нефти - 11%, газа - 4%. Зависимость от импорта газа составляет 32%7.

* Борисов Михаил Глебович - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН.

1 BP Statistical Review of World Energy. June 2018. https://www.bp.eom/_/bp/energy_/statistical-review/ bp-stats-review-2018-full-report_

2 Рассчитано по: Там же

3 Рассчитано по: Там же

4 Рассчитано по: Там же

5 Рассчитано по: Там же

6 Рассчитано по: Там же

7 Рассчитано по: Там же

Ввиду нестабильности мировых рынков энергоносителей (повышение цены барреля нефти только на 1 долл. «стоит» Китаю дополнительно 0,5 млрд долл.8) и некоторого географического перекоса энергетического импорта в сторону Персидского залива (более 30% нефтегазового импорта в КНР идет из этого неспокойного региона), огромной стоимости энергетического импорта (он обходится стране в 270 млрд долл. в год9) резко обострилась проблема энергетической (и экономической) безопасности страны. Её решение китайские власти справедливо видят в диверсификации источников снабжения на основе крупных инвестиций в энергетические и инфраструктурные проекты в возможно большем количестве стран, укрепляя в них экономические позиции, авторитет и способность влиять на устойчивость поставок и ценообразование.

Возрастающую угрозу энергетической безопасности в значительной степени призван разрешить начавший реализоваться на основе китайских инвестиций беспрецедентный по масштабам комплексный международный проект «Один пояс - один путь». Поскольку он осуществляется, в основном, на китайские средства китайскими подрядчиками, о своём участии немедленно заявили более 80 стран и международных организаций, концентрирующие 63,1% населения мира, 58,1% мировых запасов нефти, 79,9% - природного газа и 54,2% - угля10.

Таблица 1

Охваченные проектом «Один пояс - один путь» страны и их доля на мировом ранке нефти (% в 2015 г.)

Регион Страна(%)

АСЕАН Малайзия (0,7%), Индонезия (0,9%), Таиланд (0,4%), Бруней (0,2%)

Западная Азия Иран (4,2%), Ирак (4,5%), Саудовская Аравия (13,1%), Оман (1,1%), ОАЭ 4,1%), Катар (1,8%), Кувейт (3,4%), АРЕ (0,8%)

Центральная Азия Казахстан (1,8%), Узбекистан (0,1%), Туркменистан (0,3%)

Европа Россия (12,4%)

Африка Ангола (1,6%), Южный Судан (0,1%), Эфиопия (0,1%), Нигерия (1,8%)

Источник: BP Statistic Review of World Energy. June 2018.

За первые четыре года существования проекта (2013-2017 гг.) китайские энергетические компании заключили по его маршруту 497 проектов,

8 Рассчитано по: Там же

9 Рассчитано по: Там же

10 Ma Yinging. Energy Going Out Leads China's "Belt & Road Initiative". China Petroleum Newspaper, March 11, 2015

в рамках которых было «освоено» 92,1 млрд долл.11 Общий объём инвестиций на период до 2030 г. оценивается в 1 трлн долл.12 Одни государственные нефтегазовые компании КНР только за 2017 г. инвестировали в энергетическую часть проекта 38 млрд долл.13 Рискованные, зачастую, инвестиции осуществляются при мощной государственной поддержке (Табл. 2).

Таблица 2

Государственный капитал проекта «Один пояс - один путь»

Организация Капитал (млрд долл.)

Промышленно-торговый банк КНР 159

ато 133

Банк Китая 100

Фонд "Шелкового пути" 40

Китайский банк развития 36

Экспортно-импортный банк Китая 19

Источник: Asia's Energy Security. NBR Special Report # 68. www.nbr.org/publications/issue. aspx?id=353

Инициатива «Один пояс - один путь» объединяет две составляющие: сухопутную - «Экономический пояс шелкового пути» (ЭПШП) и морскую -«Морской шелковый путь 21 века « (МШП). В обеих составляющих резко доминируют энергетические инвестиционные проекты, призванные, помимо коммерческой выгоды, повысить энергетическую безопасность КНР, диверсифицировать источники снабжения энергоресурсами, сделав их более надежными и управляемыми.

Наибольшее практическое значение для китайской энергетики имеет морская составляющая проекта. В настоящее время 90% всех нефтегазовых поставок в страну идут морем, что делает их уязвимыми и небезопасными, имея в ввиду напряженную ситуацию в Южно-Китайском море, пиратство в Аденском заливе и Малаккском проливе, контроль военно-морского флота США над коммуникациями в Индийском океане и возможность их блокирования в свете обострившихся торговых отношений между КНР и США, необходимость прохождения ненадежными геополитически «узкостями» -Ормузским и Малаккским проливами. Через Ормузский и Малаккский проливы проходит более 80% китайского нефтяного импорта.

Ключевым звеном Морского шелкового пути является находящийся в Аравийском море у входа в Ормузский пролив, сооруженный и контролируемый Китаем, глубоководный порт Гвадар (Пакистан, провинция

11 Asia's Energy Security. NBR Special Report # 68. www.nbr.org/publications/issue.aspx?id=353

12 Там же

13 Там же

Белуджистан). Он является началом Пакистано-китайского экономического коридора (ПКЭК), включающего в себя нефтепровод, газопровод, железную и автомобильную дороги, несколько электростанций. Общий объём инвестиций в ПКЭК составит 62 млрд долл., из них 48 млрд долл. - в энергетические проекты14.

Нефтепровод Гвадар - Кашгар - Урумчи, строительство которого будет осуществляться в 2017-2021 гг., имеет запроектированную пропускную способность в 1 млн баррелей нефти в сутки и будет обеспечивать 13% нефтяного импорта КНР. По ПКЭК нефть с Ближнего Востока, минуя Малаккский пролив, будет проходить до потребителя 2,5 тыс. км. за одну неделю вместо нынешних 10 тыс. км. за 3 месяца15.

Дополнением к ПКЭК, выгодным как для Пакистана, так и для Китая, является введенный в эксплуатацию в декабре 2017 г. «Газопровод мира» из Ирана в Пакистан (минуя Ормузский пролив). Китай на 85% профинансировал строительство при условии, что часть иранского газа будет отбираться и сжижаться в Гвадаре для последующего экспорта в КНР16. В том же 2017 г. китайская национальная нефтегазовая корпорация обеспечила себе контрольный пакет акций в перспективном газовом проекте Южный Парс.

Как стремление избежать прохождения Ормузского пролива следует расценивать модернизацию Китаем расположенного на побережье Оманского залива порта Корфаккан (эмират Фуджейра, ОАЭ). Контейнерный терминал уже эксплуатируется, на очереди - строительство нефтяного причала и нефтепровода стоимостью 3,3 млрд долл. и мощностью 25 млн т. от месторождения в Абу-Даби17.

В рамках МШП Китай уже построил и модернизировал большое число нефтегазовых портов в бассейне Индийского океана. Как единственный инвестор он получил эксклюзивные права на их эксплуатацию (Табл. 3)

Таблица 3

Порты в долгосрочной аренде КНР

Год постройки или модернизации Регион Страна Порт Период аренды (лет)

2015 Индийский океан Пакистан Гвадар 40

2015 Индийский океан Мьянма Кьяпью 50

2015 Южно-китайское море Малайзия Куантан 60

14 https://tribune.com.pk/story/1381733/cpec-investment-pushed-55b-62b

15 Там же

16 1пА^:/Дк.сот/|Т^Пт_1Тп!^агу?№^а!!-55205927_4076

17 http://finance.sina.com/2017-02-24/doc-ifyavwwcv8679279.shtm!

2016 Индийский океан Джибути Обок 10

2016 Южно-Китайско е море Малайзия Малакка 99

2017 Индийский океан Шри-Ланка Хамбантота 99

2017 Южно-Китайско е море Бруней Муара 60

2017 Индийский океан Мальдивы Фидху Финолу 50

Источник: Составлено по данным: Asia>s Energy Security. NBR Special Report # 68. www.nbr.org/ publications/issue.aspx?id=353

Избежать прохождения танкерами Малаккского пролива позволит строящийся нефтепровод из построенного Китаем порта Кьяпью (Мьянма), где танкерам предстоит разгружаться, до г. Куньмин (провинция Юньнань). Кроме того, этот маршрут на 2 тыс. км. сократит расстояния, преодолеваемые танкерами и на 3 недели время доставки нефти потребителю. Для увеличения пропускной способности этого крайне экономичного и безопасного маршрута Китай приступил в 2016 г. к строительству параллельной железнодорожной магистрали. Формирование энергетического коридора Мьянма-Китай завершит газопровод пропускной способностью в 20 млрд куб. м. мьянманского газа в год18.

Чрезвычайно перспективным для обеспечения бесперебойной транспортировки углеводородов в Китай может стать канал Кра Истмус (или Тайский канал), который соединит Андаманское море с Сиамским заливом, минуя Малаккский пролив и, соответственно, порт Сингапур. Он сократит путь до китайских портов Южно-Китайского моря на 1200 км. и на 3 суток. Единственным потенциальным инвестором является Китай. Строительство пока что не началось, несмотря на наличие китайско-тайского меморандума от 2015 г. о его начале, так как на тайское правительство оказывается давление со стороны сил, не заинтересованных в реализации этого проекта и в приобретении Китаем контроля над объектом масштаба Панамского или Суэцкого каналов. У Китая же имеется готовый проект стоимостью в 25 млрд долл., рассчитанный на 10 лет с привлечением 30 тыс. китайских рабочих19.

Строительство канала не представляет технических трудностей: его проектная длина 102 км. (Панамского канала - 82 км.), ширина - 160 м. (Панамского канала - 150 м.), глубина - 16 м. (Панамского канала - 14 м.) Как и Суэцкий канал, канал Кра Истмус будет безшлюзовым20.

18 New China - Myanmar oil pipeline bypasses. URL: https://www.forbusiness.com/markets/2_oil-to-china/

19 Thailand, Cnina to team up on long-proposed Kra Istmus canal. 18/05.2015. URL: https://www.wantchinatimes. com/news-subclass-cnt.aspx?id=20150518000069&cid=1101

20 Там же

Китай стал ключевым инвестором и исполнителем второй линии Суэцкого канала, способной пропускать крупнотоннажные танкеры и газовозы. Это дало возможность удешевить и расширить поставки углеводородов из Алжира и многократно сократить их маршруты. В развитие этого проекта Китай ведет строительство в Алжире крупнейшего в Средиземноморье порта СПГ в Шаршеле21.

Возрастающее значение будет приобретать африканское ответвление МШП. В 2018 г. введен в эксплуатацию построенный китайскими компаниями глубоководный порт Ламу (Кения) с железной дорогой и трубопроводами для транспортировки нефти из Южного Судана и Эфиопии с общим объёмом инвестиций в 25 млрд долл.22 В 2018 г. начала работу первая очередь порта Багамойо (Танзания), который станет крупнейшим хабом (в том числе энергетическим), обеспечивающим всю Восточную Африку23. Китайские компании получили эксклюзивные права на разведку и последующую эксплуатацию нефтяных месторождений на шельфе Гамбии, Сенегала и Гвинеи-Бисау а также на озере Альберт в Уганде24.

Важным элементом МШП является его арктическая часть под названием «Ледяной шелковый путь». Ожидается, что к 2020 г. через Северный морской путь будет идти от 5% до 15% всей китайской внешней торговли, причем около одной четверти этого объёма будет приходиться на транспортировку сжиженного газа проекта «Ямал СПГ», 20% финансирования

тл и и и 1 и

которого осуществляется Китайской национальной нефтегазовой корпорацией и ещё 10% - Фондом Шелкового пути25.

Успешное участие в проекте «Ямал СПГ» способствовало расширению программы МШП в Арктике. В конце 2017 г. та же Китайская национальная нефтегазовая корпорация подписала со штатом Аляска контракт на строительство в Арктике гигантского производственно-логистического СПГ-комплекса с общим объёмом инвестиций в 20 млрд долл. с перспективой экспорта 80% добываемого газа в Китай26.

Важное место в энергетической стратегии МШП занимает акватория Малайского архипелага. В 2014 г. индонезийские власти выступили с инициативой «Индонезия - морская ось мира», предусматривающей превращение Индонезии, находящейся на стыке двух океанов, в транспор-тно- логистический и торговый узел мирового значения. Поскольку столь масштабный проект требует огромных вложений средств, индонезийское правительство призвало к сотрудничеству международных инвесторов. Так как эта индонезийская инициатива охватывает ту же акваторию, что

21 https://tribune.com.pk/story/1381733/cpec-investment-pushed-55b-62b

22 URL: http://www.reuters.com/article/Kenya-port-lamu-idUSLSNOCX38D20130411

23 www.cnpc.com.cn

24 www.cnpc.com.cn

25 China Stakes in the Russian Arctic. The Diplomat. Jan. 2018

26 Там же

и МШП, Китай немедленно призвал Индонезию к совместной реализации этих, во многом совпадающих и дополняющих друг друга, проектов. Индонезия с готовностью приняла это предложение так как рассчитывает получить от сотрудничества немалые выгоды27.

МШП проходит Зондским проливом между богатым энергоресурсами островом Суматра и экономически развитым и концентрирующим 2/3 населения страны островом Ява. Китай намерен построить в этом регионе 24 порта (из этого числа 4 угольных и 2 газовых терминала), 8,7 тыс километров подъездных и магистральных железнодорожных путей, 1 тыс. км. шоссейных дорог и объекты электроэнергетики суммарной мощностью 35 Мвт28. Параллельно идет наращивание объёмов китайских инвестиций в угледобычу Индонезии (о. Суматра), которая является главным поставщиком угля в КНР (и ведущим мировым экспортером), превращенным в таковой китайскими инвестициями.

Масштабные инвестиции в портовую инфраструктуру стран бассейна Индийского океана сопровождаются в качестве необходимой уступки заключением с принимающими государствами соглашений о долгосрочной аренде части портов для обустройства военно-морской объектов с целью обеспечения безопасного функционирования и сохранности построенных сооружений. Первое подобного рода соглашение было заключено в 2015 г. с Джибути для обеспечения устойчивого и безопасного судоходства в Аденском заливе и Баб-эль-Мандебском проливе. Фактически речь идет о первой военно-морской базе КНР за пределами страны. В 2017 г. было принято решение об увеличении численности морской пехоты КНР с 20 тыс. чел. до 100 тыс. чел. с размещением части в портах Джибути и Гвадар «для обеспечения безопасности судоходства»29. В последующем КНР получила территорию под военно-морские базы на Мальдивах, Кокосовых островах, в порту Кьяпью, на архипелаге Мергуи (Мьянма)30.

Не менее важной для обеспечения энергетической безопасности Китая, чем «Морской шелковый путь 21 века», представляется сухопутная составляющая инициативы «Один пояс, один путь» - программа «Экономический пояс шелкового пути». Его стратегия предполагает, прежде всего, создание надёжного коридора поставок энергоресурсов из Центральной Азии в Китай. КНР рассматривает Центральную Азию в качестве надёжного и «покладистого» поставщика нефти и газа (поскольку других вариантов сбыта энергетического сырья для континентальных стран региона, не обладающих необходимыми инвестиционными ресурсами и материальной базой, не существует) в удалённые от побережья западные районы страны

27 https://www.jokowinomics.com/2015/04/24/berita/antara-jalur-sutra-china-dan-procktinfrastruktur-indonesia

28 Там же

29 Minnic Chan. Overseas Ambitions. South China Morning Post, March, 2017, http://www.scmp.com/news/ china/diplomacy-defence/article/2078275/overseas-ambitions-expand-china-plans-400pc-increase

30 Там же

а также в качестве альтернативного поставщика на случай блокирования морских маршрутов.

В энергетику Центральной Азии Китаем вложены огромные ресурсы. Объём накопленных китайских инвестиций в нефтегазовую отрасль Казахстана в 2017 г. оценивался в 45 млрд долл., в добычу и транспортировку природного газа в Туркменистане - в 15 млрд долл, нефтегазовые проекты КНР в Узбекистане оцениваются в 2 млрд долл.31 Кроме того, около 5 млрд долл. планируется инвестировать в центральноазиатские гидроэнергетические проекты и 2 млрд долл. в сырьевую базу атомной энергетики32.

Главным инфраструктурным энергетическим проектом в регионе является один из крупнейших в мире газопровод Центральная Азия - Китай, способный перекачивать по состоянию на 2018 г. 85 млрд куб. м. туркменского и узбекского газа в год, что может обеспечить до 40% импортных потребностей КНР. К 2018 г. на полную мощность функционировали нитки А, В и С, обеспечивавшие 24% годовой потребности Китая в импорте газа. К 2020 г. будет введена нитка Э Туркменистан - Узбекистан - Таджикистан -Кыргызстан - Китай с пропускной способностью в 10% текущего годового потребления КНР33.

Китайские компании активно инвестируют также в расширение ресурсной базы и без того богатых природным газом Туркменистана и Узбекистана (соответственно 5-е и 9-е места в мире по разведанным запасам) с целью повышения надежности долгосрочных поставок и частичного контроля над ресурсами. Национальная нефтегазовая компания КНР ведет разведку и обустройство перспективных месторождений в районе бывшего Аральского моря и на правобережье Аму-Дарьи34.

Ключевой страной энергетической части ЭПШП становится Казахстан, обладающий перспективными запасами нефти и газа, соизмеримыми с ближневосточными, и непосредственно граничащий с территорией КНР. Под контролем китайских компаний находится около 80% добываемой в стране нефти35. Вышедший на запроектированную пропускную способность нефтепровод Западный Казахстан - Китай обеспечивает около 5% потребления нефти в КНР36.

Не обойдены вниманием Китая не обладающие крупными топливными запасами, зато изобилующие гидроэнергоресурсами (в первой мировой «десятке» по гидроэнергетическим ресурсам), используемыми пока что лишь на 5%, Таджикистан и Кыргызстан. В стадии завершения находятся

31 URL: http://www.haiguan.info/CustomData/MonthReport.aspx?guid=2288

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32 Там же

33 www.cnpc.com.cn

34 Там же

35 www.newskaz.ru/economy/201105/148126.html

36 Рассчитано по: BP Statistical Review of World Energy June 2018. https://www.bp.com/.../bp/energy.../ statistical-review/bp-stats-review-2018-full-report..

переговоры и строительстве каскадов ГЭС на реках Вахш и Нырын37. Серьёзным препятствием реализации проектов являлась жесткая позиция Узбекистана по жизненно важному для страны вопросу водопользования этих трансграничных рек, однако огромные инвестиционные возможности КНР в состоянии решить и эту проблему.

Масштабный план импорта в Китай «чистой» энергии касается также Казахстана. Проект (который, правда, то закрывают, то реанимируют, так как еще не решен вопрос тарифов) включает строительство в Экибастузе 12 энергоблоков одной из крупнейших в мире угольных ТЭС мощностью 7200 МВт. и экспортной ЛЭП Экибастуз - Урумчи. Общая смета проекта - 9,5 млрд долл. Годовая выработка должна составить 40 млрд. Квт. (4% потребления электроэнергии КНР)38.

Возрастает роль Казахстана как сырьевой базы китайской атомной энергетики. Доля Казахстана в китайском импорте урана составляет 62% и быстрыми темпами возрастает39. КНР развивает свою атомную энергетику темпами, опережающими развитие национальной сырьевой базы. Казахстан, доля которого на мировом рынке урана составляет 40% (и продолжает расти), а запасы разведаны далеко на полностью, является для Китая практически безальтернативным долгосрочным поставщиком40. Китайские компании не только ведут разведку, разработку и обогащение урана, но и наладили производство тепловыделяющих элементов. Казахстанские власти заявили, что страна готова к возведению первой атомной электростанции с китайскими инвестициями и технологиями с частичной поставкой электроэнергии в Китай41. Разведка урана ведется также на территории Узбекистана.

В Центральной Азии, таким образом, обозначились основные контуры реализуемой энергетической составляющей ЭПШП. Речь идет о создании подконтрольного Китаю коридора доставки энергоносителей либо электроэнергии, обеспечивающего порядка 15% потребности КНР в энергии42.

В энергетической стратегии ЭПШП большую роль играет Россия. Импортируемые из РФ энергоресурсы оказываются для Китая самыми дешевыми поскольку их поставки предполагают минимальные инвестиции на территории России, а ресурсы покупаются непосредственно на государственной границе.

За период 2001-2017 гг. импорт нефти в КНР из РФ вырос в 40 раз, что не потребовало от Китая никаких инвестиций в зарубежную

37 sputnic-tj.com/economy/2016042010193/9682.html

38 Рассчитано по: BP Statistical Review of World Energy June 2018. https://www.bp.com/.../bp/energy.../ statistical-review/bp-stats-review-2018-full-report..

39 https://eenergy.media/2017/08/09/atomnaya-energetika/

40 Там же

41 Там же

42 Рассчитает по: BP Statistical Review of World Energy June 2018. statistical-review/bp-stats-review-2018-full-report..

https://www.bp.eom/_/bp/energy_/

инфраструктуру43. Россия в 2015 г. вышла на первое место среди стран-импортеров нефти в КНР (12% импорта)44. Импорт осуществляется от экспортного нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан через ответвления Сковородино - Дацин (мощностью 15 млн т. в год) и ВСТО - Мохэ (мощностью 30 млн т. в год) а также по упоминавшемуся нефтепроводу Западный Казахстан - Китай (10 млн т.). Поставки ведутся на основе долгосрочного (на 25 лет) соглашения, предусматривающего импорт в 2013-2038 гг. 365 млн т. нефти45.

Россия быстро превращается в основного поставщика газа в Китай (еще в начале 21-го века газ из РФ в КНР практически не поставлялся). Начало реализации упоминавшегося проекта «Ямал СПГ» а также проект «Сахалин - 2» вывели Россию на 8-е место среди поставщиков СПГ в Китай. Однако настоящий прорыв ожидается с введением в эксплуатацию в декабре 2018 г. газопровода «Сила Сибири» мощностью 38 млрд куб. м. газа в год. С выходом его на проектную мощность Китай, на основе соглашения, рассчитанного на 30 лет, будет удовлетворять свои потребности по импорту почти на 20%. Кроме этого, запроектирован газопровод «Сила Сибири - 2» (через Алтай) мощностью 30 млрд куб м.46

За период 2004-2014 гг. импорт электроэнергии в Китай из России вырос в 10 раз. На Россию приходится 50% китайского импорта электроэнергии и эта цифра должна значительно возрасти. Совместный проект предполагает строительство нескольких ТЭС суммарной мощностью 7100 МВт. на базе Ерковецкого угольного разреза а также ЛЭП до Пекина, что увеличит поставки электроэнергии из РФ в КНР еще в 2 раза47.

Вовлекая большое число стран в орбиту своей беспрецедентной инициативы «Один пояс - один путь», Китай не только обеспечивает безопасность и устойчивость поставок энергетических ресурсов в страну, но и сообщает через инвестиции мощный импульс энергетике стран-реципиентов (которая, как правило, является основой их экономик), во многом замыкая их на свою экономику. Их экономическая динамика во многом увязывается с состоянием китайской экономики. Обеспечивая, таким образом, свою энергетическую безопасность, Китай превращается в мощный центр влияния не только на мировую энергетику, но и всю экономику.

43 www.forbes.ru>Бизнес>ПМЭФ-2018

44 www.newsruss.ru/doc/index.php/

45 Там же

46 www.forbes.ru>Бизнес>ПМЭФ-2018

47 www.newsruss.ru/doc/index.php/

Литература

1. Asia's Energy Security. NBR Special Report # 68. www.nbr.org/publications/issue. aspx?id=353

2. BP Statistical Review of World Energy. June 2018. https://www.bp.com/.../bp/ energy.. ./statistical-review/bp-stats-review-2018-full-report...

3. Minnic Chan. Overseas Ambitions. South China Morning Post, March, 2017, http://www.scmp.com/news/china/diplomacy-defence/article/2078275/ overseas-ambitions-expand-china-plans-400pc-increase

4. Ma Yinging. Energy Going Out Leads China's "Belt & Road Initiative". China Petroleum Newspaper, March 11, 2015

5. https://tribune.com.pk/story/1381733/cpec-investment-pushed-55b-62b

6. https://vk.com/muslim_military?w=wall-55205927_4076

7. http://finance.sina.com/2017-02-24/doc-ifyavwwcv8679279.shtml

8. New China - Myanmar oil pipeline bypasses. URL: https://www.forbusiness.com/ markets/2.. .oil-to-china/

9. Thailand, Cnina to team up on long-proposed Kra Istmus canal. 18/05.2015. URL: https://www.wantchinatimes.com/news-subclass-cnt.aspx? id=20150518 000069&cid=1101

10. URL: http://www.reuters.com/article/Kenya-port-lamu-idUSLSN0CX3820130411

11. www.cnpc.com.cn

12. China Stakes in the Russian Arctic. The Diplomat. Jan. 2018

13. https://www.jokowinomics.com/2015/04/24/berita/antara-jalur-sutra-china-dan procktinfrastruktur-indonesia

14. URL: http://www.haiguan.info/CustomData/MonthReport.aspx?guid=2288; www.newskaz.ru/economy/201105/148126.html

15. sputnic-tj.com/economy/2016042010193/9682.html

16. www.forbes.ru>Бизнес>ПМЭФ-2018

17. www.newsruss.ru/doc/index.php/

18. https://eenergy.media/2017/08/09/atomnaya-energetika/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.