Научная статья на тему 'ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК БАЛКАН МЕЖДУ ИНТЕРЕСАМИ ВОСТОКА И ЗАПАДА'

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК БАЛКАН МЕЖДУ ИНТЕРЕСАМИ ВОСТОКА И ЗАПАДА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
129
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК БАЛКАН МЕЖДУ ИНТЕРЕСАМИ ВОСТОКА И ЗАПАДА»

Е.Б. Калоева

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК БАЛКАН МЕЖДУ ИНТЕРЕСАМИ ВОСТОКА И ЗАПАДА

1. Балканы и внешняя энергетическая политика России

Хорошо известно, что цели, задачи, приоритеты и направления внешней энергетической политики тесно переплетаются с общей внешней политикой государства, направленной на защиту своих национальных интересов. При формировании основных принципов, приоритетов, целей и направлений внешней политики учитывается геополитическое значение энергетического фактора в двусторонних и многосторонних отношениях. Все вышесказанное можно по праву отнести к России. Десять лет тому назад в журнале «Дипломатический вестник» главный советник Департамента экономического сотрудничества МИД РФ С.З. Жизнин писал: «Поскольку в настоящее время нефтегазовый комплекс играет роль основного источника валютных поступлений в бюджет, ему уделяется повышенное внимание со стороны российской дипломатии. Речь идет, в частности, о содействии расширению экспорта российской нефти, газа, продуктов их переработки, участия наших компаний в освоении зарубежных месторождений, выбору наиболее приемлемых, с точки зрения российских интересов, маршрутов транспортировки углеводородов на зарубежные рынки и т.д. ... В частности, очевидно, что интересы "Газпрома" в ближнем зарубежье связаны в первую очередь с обеспечением свободы транзита российского газа на рынки Европы, со своевременной оплатой за проданный газ, а также с приобретением объектов энергетической инфраструктуры. "Газпром " начинает формировать свои стратегические интересы на Балканах, в странах ЕС, Центральной и Восточной Европы (курсив мой. - Е.К.), на Каспии, в Персидском

заливе и на Дальнем Востоке. По мере расширения внешнеэкономической экспансии российской газовой монополии растет потребность во внешнеполитическом обеспечении газовой стратегии этого гиганта в ряде регионов и стран» (11). Здесь же С. Жизнин подчеркнул, что имеются вопросы, которые могут вызвать конфликт интересов. В частности, он обращает внимание на то, что энергетическая политика ЕС предусматривает образование евразийских газотранспортных коридоров в обход России.

Все прошедшее десятилетие российские энергетики не оставляли надежду выйти на заманчивый рынок Балкан. Так, еще в июне 2003 г. на заседании Российско-македонской межправительственной комиссии по двустороннему сотрудничеству рассматривались варианты организации экспортных поставок российской электроэнергии в Македонию через энергосистему Болгарии, участие в инвестиционных проектах и в приватизации объектов электроэнергетики Македонии, а также перспектива организации поставок электроэнергии через нее в страны Юго-Восточной Европы.

В комментарии же к переговорам о покупке небольшой ТЭЦ в Македонии в 2006 г. говорилось, что это может стать важным шагом в достижении статуса «энергетической сверхдержавы». «Нам интересно расширение географии присутствия и всегда был интересен Балканский регион», - заявила газете «Яи» начальник департамента «РАО ЕЭС России» по работе со СМИ Маргарита Нагога (25).

Правда, иногда попытки энергохолдинга выйти на рынок Восточной и Южной Европы оказывались неудачными. Так, неудачей закончились его притязания на болгарскую ТЭЦ «Русь», а также попытки приобрести акции семи электрораспределительных компаний Болгарии и 66% акций словацкой компании 81оуешке Е1ек1хете.

Несмотря на это «Газпром» продолжал вести переговоры с Болгарией. Во время визита делегации «Газпрома» в Софию в декабре 2006 г. был подписан пакет документов о дальнейшем развитии сотрудничества в области энергетики.

Балканский регион интересен не только энергетикам, но и в целом российскому бизнесу, и закрепление на этом рынке таких крупных структур, как РАО ЕЭС и «Газпром», должно было позитивно сказаться на шансах других российских компаний. Полгода спустя В. Путин прямо озвучил российские интересы в этой сфере

на Балканах: «Наши энергетические компании готовы к предметному разговору на тему их участия в приватизации и модернизации генерирующих мощностей стран региона; интерес представляет, в частности, строительство теплоэлектростанций в Македонии и модернизация электростанций в Боснии и Герцеговине» (34).

24 июня 2007 г. в Загребе прошел Балканский саммит по энергетическому сотрудничеству, который Москва восприняла как начало энергодиалога между Россией и Юго-Восточной Европой. На форуме присутствовали главы Албании, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Македонии, Румынии, Сербии, Словении, Черногории и, конечно, России как основного поставщика энергоресурсов на Балканы. В 2006 г. в регион из России было поставлено 73 млрд. куб. м газа и 59 млн. т нефти. При стабильном росте экспорта в эти страны Балканы становятся регионом конкуренции за транзитные маршруты. Сами Балканские страны также не прочь играть большую роль в европейском энергораспределении. На саммите Путин постарался доказать, что Россия заинтересована в энергобезопасности региона. «Вопросы обеспечения энергетическими ресурсами стали важнейшей составляющей международной экономической политики, - заявил российский президент. - . Наша страна как один из лидеров мировой энергетики готова взять на себя решение энергетических проблем Балкан» (1, с. 1). При этом

B. Путин подчеркнул необходимость наличия таких условий, как: обоюдная ответственность поставщиков, транзитеров и потребителей; прозрачность и справедливость в деловых отношениях; наконец, долгосрочность, стимулирующая активное развитие других направлений сотрудничества.

Следует напомнить, что 90-е годы оставили за собой на Балканах разрушенную инфраструктуру, малоэффективные институты и взаимное недоверие. Принятый в 2005 г. всеми странами региона Договор об энергетическом союзе преследовал цель интеграции рынка электроэнергии и природного газа.

По мнению выступившего на саммите президента Хорватии

C. Месича, стабильность мировой энергетики лежит грузом на плечах поставщиков. Спрос превышает предложение. Именно поэтому рынок должен быть свободным, открытым и прозрачным, а энергоносители должны быть доступны всем и на одинаковых условиях. «Энергоресурсы не должны быть "рычагом политического давления"», - такое заявление сделали участники Балканского саммита по энергетическому сотрудничеству в Загребской декларации. Дру-

гими словами, речь идет о том, что в современных условиях энергоресурсы являются товаром, равный доступ к ним должен быть обеспечен всем участникам рынка.

В марте этого же года Россия, Греция и Болгария подписали соглашение о строительстве нефтепровода Бургас-Александру-полис.

Флагманом сотрудничества с Балканскими странами, конечно же, является «Газпром». Он не только поставляет газ, но и активно участвует в развитии инфраструктуры. У России есть интерес к созданию в этом регионе сети подземных газохранилищ. «Газпром» заинтересован в газификации территории Македонии с последующим строительством трубопровода в Албании.

В энергетическом секторе Сербии также происходят важные перемены, из которых наиболее значимым стало парафирование 22 декабря 2008 г. в Белграде российско-сербского соглашения о сотрудничестве в нефтегазовой области. По мнению ряда аналитиков, оно стало очередной вехой в ожесточенной борьбе по вопросу о путях обеспечения энергетической безопасности Европы.

Обе стороны фактически подтвердили достигнутые год тому назад договоренности. Остались в силе соглашения: о покупке «Газпромнефтью» контрольного пакета акций сербского государственного монополиста - компании «Нефтяная индустрия Сербии» (НИС) за 400 млн. евро и будущих российских инвестициях в реконструкцию сербского нефтяного гиганта; об участии России в сооружении газохранилища «Банатски двор»; о подключении Сербии к проекту «Южный поток» для транспортировки российского газа через Балканы в Центральную и Западную Европу. Однако, по словам сотрудника Института славяноведения РАН П. Искендерова, борьба все эти месяцы шла такая упорная, как будто стороны согласовывали передел мира.

Какие уроки можно извлечь из растянувшейся на год сербско-российской нефтегазовой эпопеи, учитывая, что в настоящее время все еще остаются на стадии переговоров и согласований и другие балканские проекты с участием России (например, сооружение нефтепровода «Бургас-Александруполис»)? По мнению Ис-кендерова, во-первых, придется учитывать повышенную политизацию вопросов сотрудничества с Россией балканскими элитами. «Обращает на себя внимание, что положительное решение вопроса о НИС было достигнуто в тот момент, когда в Сербии серьезно обострилась социально-экономическая ситуация и пошатнулись

позиции правительства М. Цветковича, а Россия сделала выгодное предложение Словении принять участие в проекте «Южный поток» (17). Буквально за несколько дней до парафирования соглашений сербская государственная компания «Сербиягаз» и российско-сербское предприятие «ЮгоРосгаз» подписали соглашение о поставках в Сербию в 2009 г. 2,39 млрд. куб. м российского газа. Исполнительный директор «Югоросгаза» В. Колдин заявил об отсутствии жесткой цены на российский газ. Цена на газ должна будет определяться по специальной формуле, привязанной к движению цен на нефтепродукты. Это побудило сербскую сторону более активно сотрудничать с Россией и по другим энергетическим вопросам.

Отсюда, как считает П. Искендеров, следует второй «сербский» урок для России: соглашения с Балканскими странами имеют большие шансы на реализацию, когда они увязаны с другими проектами, от которых зависит финансово-экономическое благополучие Балканских стран и их элит.

Третий урок касается диверсификации поставок энергоресурсов и маршрутов их транспортировки. По имеющейся информации, у «Газпрома» было не менее восьми вариантов транспортировки природного газа через Балканы. В случае срыва российско-сербской сделки партнерами могли стать Черногория, Босния и Герцеговина и Хорватия. Последний вариант особенно привлекателен, учитывая более развитую хорватскую инфраструктуру.

В конце статьи П. Искендеров приходит к следующему выводу: «Нынешняя нестабильность цен на нефть и газ, политический и экономический кризис в ЕС, неясность с внешнеполитическим курсом новой администрации США предвещают, что в 2009 г. борьба вокруг контроля над источниками энергоресурсов и маршрутами их транспортировки станет еще более острой и, главное, непредсказуемой» (17).

Итак, Сербия стала одним из ключевых участников российского проекта строительства газопровода «Южный поток», рассчитанного на транспортировку газа в Европу через Балканы в обход Украины. «Газпром» окончательно определил маршрут газопровода «Южный поток» в середине июня 2008 г. Холдинг заключил соглашение с Болгарией, Венгрией, Сербией, Грецией, а также предварительно договорился со Словенией и Австрией.

Однако лишь в середине мая 2009 г. «Газпром» и сербское госпредприятие «Сербиягаз» подписывают базовое соглашение о

сотрудничестве по проекту «Южный поток», установившее «принципы взаимодействия сторон на прединвестиционной стадии проекта». Доля «Газпрома» в СП составит 51%, «Сербиягаза» - 49%. Сербские источники связывают трудную судьбу газотранспортного соглашения с вмешательством со стороны ЕС, лоббирующего конкурирующий с «Южным потоком» проект «Набукко». По словам председателя экономического совета Демократической партии Сербии, депутата Скупщины Ненада Поповича, давление, которое сербскому правительству пришлось испытать по вопросу о сотрудничестве с Россией в энергетической области, стало беспрецедентным для всей послевоенной истории страны» (16).

Хотя российская сторона призывает не искать связи между подписанием «Газпромом» ряда соглашений по «Южному потоку» и кампаниями против российского проекта, в частности, обсуждением проекта «Набукко» на состоявшемся 8 мая 2009 г. в Праге энергетическом саммите, по мнению ряда аналитиков, связь эта легко угадывается, если обратить внимание на одновременное подписание российским газовым концерном соглашений с целым рядом стран при личном участии премьер-министра Италии Сильвио Берлускони.

Стоит отметить, что проблем на пути реализации как «Набукко», так и «Южного потока» немало, а потому, как считают эксперты, реализация проектов будет откладываться не раз.

Несмотря на борьбу в сербском правительстве различных точек зрения по вопросу о подписании российско-сербского соглашения, с самого начала в официальных сербских кругах заявила о себе точка зрения, что сам факт представляет собой дань геостратегическому значению Сербии и другим потенциальным возможностям страны.

«Многое изменится в геостратегическом и геополитическом плане, когда реализуется проект строительства магистрального газопровода через территорию Сербии. Это также и подтверждение того, что территория Сербии не может быть обойдена, когда речь идет о ключевых транзитных энергетических путях для снабжения европейского рынка нефтью и газом», - заявил в интервью журналу НИН Слободан Соколович, заместитель министра горнодобывающей промышленности и энергетики Сербии (28, с. 21). С. Соко-лович также подчеркнул, что газ обеспечит развитие сербской экономики. «Новые производственные мощности, которые возникнут на основе этого нового для нас ресурса, должны обеспечить не

только сербский, но региональный и европейский рынок продуктами переработки природного газа. В результате Сербия сможет стать страной - экспортером продуктов нефтехимической промышленности. Откроются возможности строительства газовых электростанций, а тем самым и поставок электроэнергии на экспорт» (28, с. 22).

Говоря о «Набукко» и «Южном потоке», С. Соколович подчеркнул, что, если анализировать, с одной стороны, потребление природного газа в ЕС до 2020 г. и проектируемые мощности газовых инфраструктурных проектов - с другой, то можно сделать вывод, что эти два газопровода - не конкуренты. Они дополняют друг друга по двум причинам. Во-первых, строительство обоих газопроводов не удовлетворит потребности ЕС в энергетике до 2020 г. Так, по оценкам некоторых экспертов, ЕС в 2020 г. будет не хватать 20% мощностей для поставки природного газа. Другая причина, почему не следует противопоставлять друг другу «Южный поток» и «Набукко», заключается в том, что у них различные источники снабжения.

«С реализацией соглашения между Сербией и Россией об энергетическом сотрудничестве и строительстве газопровода наша страна получит нечто такое, что нельзя определить финансовыми показателями. Сам факт подписания этого соглашения представляет собой значительную поддержку стремлениям добиться политической, экономической и инвестиционной стабильности. Одновременно это и поддержка демократических процессов в Сербии», -заявил в конце своего интервью С. Соколович (28, с. 22). «Ускорение заключения газонефтяного соглашения с Россией происходит не под политическим или экономическим давлением, а из-за заинтересованности в том, чтобы Сербия в ближайшие три года стала конкурентоспособной страной на рынке нефтепродуктов», - говорится в статье П. Джаковича «Поступят русские кредиты» (8, с. 31).

В статье Л. Милинчича «Сербский десант в Кремле» подчеркивается, что в том случае, если будет реализован весь пакет, предусмотренный соглашением, Сербия получит около 2,5 млрд. евро инвестиций и сотни новых рабочих мест, а также заработает на поставках газа в другие страны. Автор ссылается на мнение русских аналитиков, считающих, что соглашения, подписанные в Кремле, усилят экономику Сербии и энергетическое влияние России не только на Балканах, но и во всей Юго-Восточной Европе. Для Сербии, по мнению руководителя Центра черноморских и сре-

диземноморских стран Института Европы А. Язьковой, это будет одним из выходов из непростого экономического положения (24, с. 22).

Весной 2009 г. на открытии Софийского саммита по проблемам энергетики президент Сербии Борис Тадич заявил, что значение Западных Балкан в геополитическом и геоэкономическом плане продолжает усиливаться и Сербия, в силу своего положения на транзитном направлении между Центральной Европой, Каспийским бассейном и Ближним Востоком, - оптимальное место для строительства будущей энергетической инфраструктуры. «Сербия стремится к региональному развитию и стабильным поставкам природного газа, и потому важно, чтобы через нее проходил газопровод из Болгарии. Этот газопровод превратил бы Сербию в важную транзитную страну, через которую, наряду с альтернативными направлениями через Румынию и Венгрию, газ поступал бы в остальные части Европы», - сказал Тадич (48).

Исходя из этого, обеспечение долгосрочных поставок газа, строительство хранилищ и электростанций, работающих на природном газе, должны стать составной частью энергетической стратегии Сербии. Тадич объявил о скором основании совместной компании «Сербиягаза» и российского «Газпрома», которая обеспечит беспрепятственное поступление газа через Сербию. Республика, добавил сербский президент, также принимает активное участие в проекте нефтепровода Констанца-Триест.

Выступивший на саммите Председатель Президиума Боснии и Герцеговины Небойша Радманович заявил, что Балканы могли бы стать важным центром для газопроводов, строительство которых предполагается в будущем, и выразил надежду, что Босния и Герцеговина не будет обойдена.

Кстати, осенью этого же года на Балканах побывал глава российского МИДа С. Лавров. Поездка должна была придать новый импульс экономическому сотрудничеству России с Боснией и Герцеговиной. На встрече, среди прочего, речь шла об участии российских компаний в проекте ТЭЦ «Углевик-2», а также строительстве ответвления от сербского участка газопровода «Южный поток» на Республику Сербию (23).

Небезынтересна реакция западных средств массовой информации на подписание российско-сербского соглашения.

«Россия выиграла в борьбе за политическое влияние в Европе после того, как подписала соглашение с Сербией, которое ей по-

может осуществлять контроль над снабжением Европы энергоносителями... Оно ставит под вопрос будущее газопровода ЕС, который должен был уменьшить влияние Кремля на рынке энергоносителей», - говорится в Daily Telegraph (цит. по: 29, с. 23). При этом утверждается, что поддержка Путиным позиции Белграда по косовскому вопросу сыграла ключевую роль в достижении соглашения.

Участие Болгарии в строительстве газопровода «Южный поток» спровоцировало ожесточенные споры сторонников и противников внутри страны. Однако все участники дискуссии были единодушны во мнении, что подписание договора по «Южному потоку» стало для Болгарии эпохальным событием, осознание подлинных масштабов которого возможно лишь в будущем. Носителей «потокофильских» и «потокофобских» взглядов объединяет то, что заключение соглашения о прохождении «Южного потока» по болгарской территории они одинаково рассматривают сквозь призму перспектив дальнейшей интеграции Болгарии в европейские и атлантические структуры.

Однако действовавшее в то время болгарское руководство во главе с социалистами Г. Пырвановым и С. Станишевым заявляло, что нефтяное и газовое сотрудничество с Россией, помимо прямой и крупной экономической выгоды, должно повысить удельный вес Болгарии в системе энергетической безопасности Европы. В свою очередь, оппозиция, старающаяся «геополитизировать» вопрос, называла «Южный поток» величайшей угрозой делу вхождения Болгарии в единую «европейскую семью».

В болгарском еженедельнике «Капитал» от 18 января 2008 г. была опубликована статья американского политолога Януша Бу-гайски, директора восточноевропейского отдела Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон). Заглавие и подзаголовок статьи - «Пешка России. София - лаборатория эксперимента Кремля по ослаблению ЕС» - достаточно ярко передают ее основное содержание. Бугайски напоминает, что энергетика является главным инструментом реализации новых имперских амбиций России. По его мнению, усиление позиций российского «коррумпированного бизнеса» в Болгарии и Сербии неминуемо повлечет за собой рост политического влияния России и срыв усилий ЕС и НАТО по обеспечению стабильности и безопасности на Балканах. «Кремль эксплуатирует личные интересы и связи части

болгарских политиков, чтобы превратить Софию в придаток Москвы», - пишет американский политолог (3).

С этой статьей перекликается опубликованная в болгарском Интернете статья Г. Георгиева «"Южный поток" - успех русской политики». Ее автор заходит столь далеко, что прямо обвиняет ЕС и НАТО в неспособности обеспечить национальный суверенитет своего нового члена - Болгарии - от угрозы русского имперского экспансионизма. «Мы превращаемся в разменную монету, европейская стоимость которой уменьшается с увеличением нашей зависимости от русских позиций», - восклицает Георгиев (5). По его мнению, после заключения энергетических соглашений очевиден стал и способ «торпедирования» болгарского суверенитета Россией через местные «коррумпированные политические и экономические элиты».

Вообще большинство болгарских СМИ, независимо от их ориентации, сходятся в том, что своим участием в «Южном потоке» Болгария подписывает смертный приговор газопроводу «Набукко» и самой идее консолидированной энергетической политики Евросоюза. Болгарская газета «Стандарт News» приводит мнение европейских газовых экспертов, утверждавших, что после заключения договора о «Южном потоке» «Газпром» вытеснит и поглотит «Набукко» (37).

Целый ряд авторов «потокофобской» ориентации обвиняют правительство Станишева в том, что подписанием договора о «Южном потоке» оно совершило акт предательства в отношении «европейских сил» в Сербии и на Украине. «Без соглашения с болгарским правительством шансы Москвы использовать виртуальную карту пользы от "Южного потока" в переговорах с Сербией были ничтожны», - утверждается на информационном портале Болгарской ассоциации внешней политики (БАВП) (37).

В том же обзоре подчеркивалось, что строительство «Южного потока» как еще одного пути транзита русского газа в обход Украины будет сковывать возможности переговоров администрации В. Ющенко и Ю. Тимошенко с Москвой по энергетическим вопросам. «Пагубной иллюзией» называется мнение о том, что, поддерживая и «Южный поток», и «Набукко», Болгария сможет проводить политику «блестящей изоляции» и получать двойную прибыль.

В статье «Энергетика Балкан между интересами Востока и Запада» также подчеркивается, что в строительстве «Южного по-

тока» ключевую роль играет Болгария. При этом болгарам все равно, какой газопровод победит, поскольку они зарабатывают и на одном, и на другом (44).

Россия отталкивалась от того, что София - надежный партнер. Однако результаты парламентских выборов в Болгарии создали проблемы для реализации русских интересов в энергетических проектах. «Болгария была единственной страной - членом ЕС и НАТО и одновременно приятельницей России», - говорится в статье (44). Россия стремилась реализовать с Болгарией несколько стратегических проектов - АЭС «Белене», «Южный поток» и нефтепровод Бургас-Александруполис.

Самую пессимистическую оценку сложившейся ситуации можно найти на сайте бывшего министра экономики и энергетики Болгарии (2005-2007) Румена Овчарова. Он далек от того, чтобы идеализировать уходящее правительство, скомпрометировавшее себя в разных коррупционных скандалах. «Русофильство большей части руководства Болгарской социалистической партии очень прагматично, эгоистично и ориентировано на получение политической и экономической выгоды. Это всегда было отличительной чертой политических элит славянских народов на Балканах» (37). Возможно, что новый премьер Борисов будет слушать не только Брюссель, но прислушается и к словам Г. Пырванова, недавно заявившего, что Болгария должна продолжить реализацию крупных энергетических проектов, поскольку они влекут за собой инвестиции в энергетическую безопасность страны. Напомним, что новый болгарский премьер Борисов потребовал заморозить проекты АЭС «Белене», «Южный поток» и нефтепровода Бургас-Александру-полис.

«Во время кризиса делаются вещи, которые в другой ситуации мы бы не сделали. У нас нет финансовых ресурсов на завершение этих проектов», - заявил в интервью «Financial Times» новый министр финансов страны Симеон Дянков (20, с. 1). Как считают некоторые российские аналитики, позиция болгар в данном случае очень сильная. «С одной стороны, она отвечает линии Евросоюза, который стремится избавиться от монополизма "Газпрома" и Москвы, а с другой - не исключено, что София таким образом пытается добиться каких-то преимуществ на переговорах» (20, с. 1).

Официальная Москва призвала болгарские власти поскорее определиться со своими приоритетами по поводу совместных проектов нефтепровода Бургас-Александруполис, газопровода «Юж-

ный поток» и АЭС «Белене». «Если в силу каких-то причин ваше правительство поймет, что какой-то проект не в интересах Болгарии, уверен, что не будет никаких проблем в наших отношениях. Мы будем обсуждать тот проект, который пойдет... Мы пойдем другим путем. Россия решит эту проблему другим способом, а мы с вами найдем другие проекты для сотрудничества», - сказал В. Путин на встрече с премьер-министром Болгарии Бойко Борисовым в Гданьске (20).

Российский премьер привел в пример ситуацию с нефтепроводом Бургас-Александруполис, разговоры о строительстве которого идут уже семь лет. «Скажите нам "нет", и все - закроем тему, так же как и по другим проектам» (33). Владимир Путин, заверив коллегу в том, что Россия готова предоставить Болгарии всю необходимую информацию по проектам, напомнил, что проекты были направлены на то, чтобы «поднять статус Болгарии как крупного энергетического центра в Европе, как крупного транзитера, а заодно на создание в Болгарии новых рабочих мест» (33).

Аналитики считают, что Москва готова предоставить Сербии 1 млрд. долл. и кредитовать строительство болгарской АЭС в Белене, так как это облегчит реализацию проекта «Южный поток». «Сербия остается по сути единственным политическим союзником России в Восточной Европе (прежде всего из-за непринятия Москвой независимости Косова), а экономические отношения Москвы и Белграда переживают период бурного развития, прежде всего, в энергетике», - говорится в статье В. Леонова «Балканское гостеприимство» (22).

Помимо подписанных во время визита российского президента в Белград в октябре 2009 г. документов, большинство из которых носит рамочный характер, была проложена дорога для множества более конкретных соглашений. По итогам визита Д. Медведева Россия и Сербия заключили пять межправительственных соглашений и два газовых. Главы «Газпрома» и «Сербияга-за» Алексей Миллер и Душан Баянтович подписали договор о создании СП для модернизации ПХГ «Банатский Двор», а также протокол о создании СП для строительства сербской ветки «Южного потока». По сути, это начало реализации двусторонних газовых соглашений.

Пятой страной наряду с Болгарией, Сербией, Венгрией и Грецией, поддержавшей строительство газопровода «Южный поток», стала Словения.

В соответствии с достигнутыми 14 ноября 2009 г. договоренностями проектированием, строительством и эксплуатацией словенского участка газопровода будет заниматься совместное предприятие, учреждаемое на паритетной основе ОАО «Газпром» и Geoplin plinovodi. Производительность участка «Южного потока» на территории Словении, а также его точный маршрут будут определены после завершения технико-экономического обоснования проекта. Глава правительства Словении Борут Пахор отметил, что участие Словении в данном проекте даст возможность республике присоединиться к многосторонним крупным общеевропейским проектам.

Итак, общая проектная мощность газопровода «Южный поток» - 31 млрд. куб. м, ее планируется увеличить до 63 млрд. куб. м газа. Ввод в эксплуатацию газопровода намечен на конец 2015 г., не исключается и более ранний запуск. Стоимость проекта, по оценкам «Газпрома», составит 8,6 млрд. евро. Однако справедливости ради стоит заметить, что ряд российских аналитиков весьма скептически относятся к проектам «Газпрома». Так, аналитик ИФК «Метрополь» А. Назаров считает проекты «Южный поток» и «Бур-гас-Александруполис» излишними. По его мнению, мощностей «Северного потока» и БТС-2 хватит с избытком, а «Южный поток» настолько экономически необоснован, что заявления властей о его строительстве вызывают удивление (20, с. 4). По мнению партнера консалтинговой компании «Rus Energy» М. Крутихина, на данный момент проект «Бургас-Александруполис», который должен бы разгрузить Босфор, уже бессмыслен. Что же касается «Южного потока», который должен снизить значимость транзита через Украину, то цена его строительства (свыше 20 млрд. евро) настолько высока, что проще было бы договориться с украинскими властями о гарантиях транзита под контролем европейских наблюдателей, чем строить дорогой трубопровод (20, с. 1).

Что касается конкурента «Южного потока» - газопровода «Набукко», то 13 июля 2009 г. в Анкаре представители Европейской комиссии и премьер-министры Турции, Болгарии, Румынии, Венгрии и Австрии подписали соглашение о строительстве этого газопровода протяженностью 3300 км, в том числе по территории Турции - 2000 км, Болгарии - 400 км, Румынии - 460 км. По завершении строительства газопровод из Каспийского региона через Турцию в Центральную Европу ежегодно будет поставлять 31 млрд. куб. м газа. Таким образом, Европа сможет обойти Россию

с ее «непредсказуемостью». «"Набукко" - "Ода радости" Бетховена для европейцев», - такой впечатляющий подзаголовок предпослан одной из статей, посвященных энергетическим проблемам Балкан (44).

Газопровод берет свое начало на восточной границе Турции, проходит через Болгарию, Румынию, Венгрию и заканчивается вблизи Вены. Акционерами «Набукко» выступают RWE (Германия), OMV (Австрия), MOL (Венгрия), «Transgaz» (Румыния), Болгарский энергетический холдинг (БЕН) и «Botas» (Турция). Доля каждого акционера составляет 16,67%. Ожидаемая стоимость строительства составит около 7,9 млрд. евро.

При этом, подчеркивает С. Пиштолова, «Набукко» - уникальный проект газопровода, который предполагает поставки газа из различных источников в Каспийском регионе и с Ближнего Востока.

Строительство «Набукко» начнется в 2011 г., а первый газ поступит в 2014 г. Кстати консорциум строительства «Набукко» основан еще в 2005 г. Одним из ярых сторонников проекта выступила Румыния. Подписание договора о строительстве газопровода вызвало реакцию в прессе разных стран. Так, эксперт Высшей школы экономики И. Родионов при ответе на вопрос, что значит для Европы и Каспийского региона строительство «Набукко», подчеркнул возросшее значение Турции, которая в значительной степени будет контролировать снабжение Европы каспийским газом и получит возможность влияния на транзит газа аналогичную тому, что имеет сейчас Украина.

По мнению американского эксперта Ричарда Морнингстара, в далекой перспективе ожидается, что через «Набукко» пойдет и российский газ. Этого же мнения придерживается и бывший болгарский премьер С. Станишев.

Подписание соглашения вызвало в прессе обсуждение вопроса, у чего больше шансов быть построенным - у «Набукко» или «Южного потока». В отличие от «Южного потока», «Набукко» имеет поддержку всей Европы. «Конкуренция между европейским проектом Nabucco и "Южным потоком" в последнее время вольно или невольно обострилась», - отмечает аналитик ИК «Тройка Диалог» В. Нестеров (27). Однако для реализации российского проекта сейчас, бесспорно, сделано больше, тогда как для «Набукко» пока есть только политическое решение. Вместе с тем много нерешен-

ных вопросов остается относительно обоих проектов, в частности их финансирования.

Ряд аналитиков считают, что Москва сама виновата в том, что европейцы стали искать пути снабжения газом в обход ее. Торговля энергоносителями, как и любая другая торговля, предполагает уважение клиента. Раньше продавец, поднимая цены на газ, угрожал приостановить поставки. Но времена изменились, и сейчас на рынке больше продавцов, чем покупателей. По итогам первого полугодия 2009 г., страны Западной Европы снизили закупки российского газа в целом на 29%. Торгуя на биржах ЕС, где сейчас цены на газ вдвое ниже, чем по контрактам «Газпрома», российский монополист демпингует против своих же долгосрочных контрактов, и его крупные контрагенты в Европе несут убытки.

Обеспокоенность из-за готовности России использовать энергоносители как политическое оружие зародилась еще в 2006 г., когда «Газпром» впервые приостановил поставки газа Украине, что вызвало перебои с газом в ЕС. «К сожалению, "Газпром" уже показал, что он не просто еще один энергетический конкурент, но и инструмент внешней политики Кремля», - так прокомментировано начало «газовых войн» в статье «Энергетическая безопасность», опубликованной в «Houston chronicle» 24 марта 2006 г.1.

По поводу аналогичной ситуации, сложившейся зимой 2009 г., премьер-министр РФ В. Путин заявил 10 мая того же года в интервью японским СМИ, приуроченном к его визиту в Токио: «Россия не использует свои энергопотоки в отношениях с другими странами. Россия торгует своими ресурсами, и мы хотим торговать этими ресурсами на рыночных основаниях, по рыночным мировым ценам» (35).

Очевидно, что ценовые войны не улучшают геополитические позиции стран, в том числе России, а усиливают настороженность в мировом сообществе. «Русский лидер Владимир Путин уже известен тем, что огромные энергетические ресурсы своей страны умело использует как политическое орудие. Стремительное падение цен на нефть за прошедшие шесть месяцев ударило по России, но не свело на нет желание Москвы быть важным региональным актором. Принимая во внимание падение цен на рынке энергоносителей и тот факт, что русская экономика исключительно тяжело поражена глобальным кризисом, Путин, вероятно, считает, что он

1 См.: ino СМИ.Ки

может многое получить благодаря своей попытке поднять цену на газ и таким образом обеспечить новые поступления денег в государственную кассу», - заявил Фабио Либер, специалист по вопросам русско-европейских отношений парижского Института международных и стратегических отношений (цит. по: 6, с. 16). «В то же время конфликт в сфере внешней политики может отвлечь внимание общественности от неблагоприятной ситуации внутри страны. Это обычный политический маневр», - добавляет он (цит. по: 6, с. 16).

«Путин напомнил Европе, что Россия - сила, с которой нужно серьезно считаться, и для сохранения мира в мире нельзя игнорировать ее точку зрения по таким вопросам, как стремление Украины стать членом НАТО, расширение ЕС на Восток и размещение американских противоракетных систем в центрально-европейских странах», - пишет «Таймс» (цит. по: 6, с. 17).

Комментируя подписание соглашения по «Набукко», газета «Гардиан» пишет: «Значение Балкан возрастает благодаря двум газопроводам» (цит. по: 8). При этом подчеркивается, что важным вопросом по-прежнему остается: как газопровод «Набукко» будет финансироваться и откуда возьмется необходимое количество природного газа для обеспечения его продолжительного функционирования.

Что же касается официальной Москвы, то она ведет себя так, как будто ничего не произошло, и активизирует переговоры с Анкарой по сотрудничеству в энергетической сфере, в том числе по проекту «Южный поток».

На фоне проблем с «Набукко», связанных с отсутствием сырьевой базы и финансирования, Турция, видимо, не против поддержать его конкурента. Это не значит, что она откажется от участия в европейском проекте, однако если «Южный поток» будет построен раньше, то это поставит необходимость «Набукко» под вопрос.

Сергей Лавров заявил, что если Турция захочет принять участие в российских энергетических проектах, в том числе в «Южном потоке», то и формы, и условия этого участия могут быть любыми, о которых договорятся энергетические операторы двух стран (38).

Однако не исключено, что Турция всего лишь использует переговоры с Россией, чтобы поднять себе цену. А добившись каких-то преференций от ЕС, откажется от участия в «Южном потоке».

Окончательное решение в любом случае зависит от привлекательности предложений «Газпрома».

Подводя итоги анализа энергетической политики России на Балканах за последние десять лет, целесообразно привести точку зрения российского автора В. Заболотного: «Проблема вовсе не в том, что Россия пытается использовать энергоресурсы в качестве средства воздействия на окружающий мир, что вполне естественно и даже необходимо, а в том, что это сопровождается столкновением глобалистических тенденций с традиционалистскими, отчасти полуфеодальными напластованиями» (12). С этим мнением можно соглашаться или не соглашаться полностью или частично, однако представляется неопровержимым вывод автора о необходимости разработки новых геополитических правил, которые могли бы если не устранить, то, во всяком случае, снизить уровень противостояния.

2. Россия и Евросоюз.

Новый уровень отношений в энергетической сфере

Президент Сербии Борис Тадич, открывая 19 июня 2009 г. в Нови Саде саммит глав 14 государств Центральной Европы, подчеркнул, что каждый шаг в объединении народов Западных Балкан с ЕС представляет собой прогресс, так как Балканы - один из ключевых факторов истории Европы (48). Поскольку конференция в Нови Саде, помимо проблем евроинтеграции, была посвящена экономическому и энергетическому сотрудничеству, Тадич остановился и на значении строительства газопровода «Южный поток», который, по его словам, будет способствовать энергетической стабильности ЕС. По его мнению, Сербия с реализацией «Южного потока», участием в проекте панъевропейского нефтепровода Кон-станца-Панчево-Триест, а также расширением своих мощностей для хранения газа станет важным фактором региональной и европейской энергетической стабильности. «Экономика, энергетика и интеграция - три темы, которые будут определять наше общее будущее. Нельзя допустить, чтобы они стали источником водоразделов между нами, особенно в период кризиса», - сказал Тадич (46).

Энергетический фактор стал определяющим не только для интеграции Балканских стран в Европу, но, по известным экономическим причинам, одним из основных в мировой политике.

«Создание единого энергетического рынка позволило бы ЕС поменяться ролями с Москвой» - под таким названием опубликована статья в журнале «Wall Street Journal» от 2 июня 2009 г. «Мало какой вопрос вызывает столько страсти и гнева в обычно бесцветной политике Европейского союза, как влияние Москвы в энергетической сфере. На саммитах ЕС за последний год озабоченность по поводу крупного восточного соседа играла большую роль, чем все остальные европейские вопросы вместе взятые... Слишком часто подход Европы колебался между близорукой заинтересованностью в очередной энергетической сделке и утопической уверенностью в том, что она способна повлиять на стратегическое мышление России», - пишет Wall Street Journal1.

В статье подчеркивается, что стратегия Брюсселя в отношении Москвы всегда основывалась главным образом на коммерческих соображениях. «ЕС надеялся, что, поставив Россию в зависимость от европейских рынков и инвесторов, он сможет заставить Кремль соблюдать международные коммерческие и политические правила и стать "добропорядочным гражданином мира". Пока эта стратегия не удается, потому что Россия считает, что у нее есть стратегия получше: поставить Европу в зависимость от своих энергоносителей и контролировать энергетический экспорт своих соседей... ЕС оказался парализованным перед лицом российского видения интеграции региона под военным и энергетическим зонтиком Москвы», - говорится в статье.

Европейская стратегия и не могла быть успешной, поскольку энергетический рынок ЕС имеет фрагментарный, национализированный и олигополистический характер. Это позволило России, как считает автор статьи, разыгрывать в Европе, все более зависимой от поставок российского газа, классическую комбинацию «разделяй и властвуй».

«Ускорение планов ЕС по созданию единого энергетического рынка принесло бы множество положительных результатов», - говорится в статье. Во-первых, восточноевропейские страны не испытывали бы на себе негативные последствия тех ситуаций, когда ключевые экспортеры энергоносителей перекрывают поставки. Во-вторых, Европа была бы лучше подготовлена к компенсированию дефицита энергоносителей или электричества в таких странах, как Болгария или Венгрия, в том случае, если Украина и Россия

1 См.: o: lru. com

сократят поставки газа в регион. В-третьих, это дало бы Европе большую рыночную силу для противодействия антиконкурентному поведению таких российских компаний, как "Газпром"».

Более успешной стратегией, по мнению автора статьи, стало бы давление на Россию как страну, подписавшую Договор об энергетической хартии, с тем чтобы заставить ее соблюдать правила. Однако, еще больше запутав цель, президент Д. Медведев недавно предложил заключить глобальную энергетическую хартию, охватывающую все источники энергии и включающую в себя энергоносители со всего мира. Кстати, следует отметить, что мнения европейских лидеров по этому поводу разделились. Так, если председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу отверг предложение Медведева о том, чтобы ЕС и Россия совместно приступили к разработке нового энергетического пакта, то в Германии эта идея встретила теплый прием.

«Данный план настолько нереалистичен, что в действительности он может быть направлен только на то, чтобы отвлечь ЕС от его проблем с Россией в сфере энергетики... Лишь люди, находящиеся в плену политического романтизма, могут всерьез предлагать глобальное энергетическое соглашение, а в этом вряд ли можно обвинить Кремль», - не без иронии заявляет автор в конце статьи.

Между тем можно говорить о том, что ЕС признал: существующая в настоящий момент Энергетическая хартия не решает всех проблем. Он выразил готовность обсуждать предложения Москвы в данной сфере. «Хартия не решает всех задач, которые ставит перед ней текущая ситуация в энергетической сфере», - отметил Жозе Мануэль Баррозу (9). В частности, по мнению последнего, в рамках действующей правовой системы не работает механизм разрешения транзитных конфликтов, а также механизм предварительного уведомления о возникающих проблемах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, генеральный секретарь Совета ЕС Хавьер Сола-на выразил готовность обсуждать проект нового договора о европейской площадке ОБСЕ, как и предлагала Россия. «Итак, России и Евросоюзу необходим новый уровень отношений в энергетической сфере», - в этом уверен ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович (36).

По его мнению, только кардинальное углубление энергетического диалога Россия-ЕС позволит избежать повторения ситуации зимы 2009 г. Говоря об «энергетической безопасности», ряд запад-

ных аналитиков подчеркивают, что вместо того, чтобы избегать сотрудничества с Россией, ЕС должен стремиться к более глубокому взаимодействию и взаимовыручке. Он должен способствовать дальнейшей интеграции «Газпрома» на рынке ЕС путем либерализации этого рынка и его интеграции в распределительную сеть. «Асимметрии в энергетических отношениях между Европейским Союзом и Россией необходимо положить конец. ... Брюссель должен требовать от Москвы прозрачности, соразмерности и соблюдения верховенства закона, чтобы осуществить революционную интеграцию европейского и российского энергетических рынков» (50).

По мнению ряда российских исследователей, можно говорить о том, что газовая безопасность Европы требует:

Во-первых, обеспечения в Восточной Европе того же разнообразия источников поставок газа, как в Западной Европе. В Восточной Европе зависимость от России выше, но объем самих рынков меньше. Единственный способ - интеграция рынков. «Единый рынок газа в Европе фактически будет фактором солидарности всех потребителей; если он будет создан, о двусторонней зависимости конкретных потребителей от поставщика можно будет забыть» (16, с. 30).

Во-вторых, усиления способности Европы как единого организма реагировать на срыв поставок, по какой бы причине он ни произошел. Интеграция рынков и обеспечение конкуренции поможет этого добиться.

В-третьих, газовые отношения между ЕС и Россией должны как можно меньше оказывать затормаживающее влияние на внешнюю политику ЕС по отношению к Москве. «Если в Европе будет единый и гибкий рынок газа, то повысится общая безопасность Восточной Европы», - подчеркивает в своем исследовании «Стратегические интересы России в нефтегазовом комплексе» С. Колчин (18, с. 30).

В настоящий момент страны ЕС зависят от поставок нефти и газа из России. По мнению аналитиков, эта зависимость объективна и, судя по всему, сохранится в ближайшей перспективе (18, с. 23).

Сейчас на долю России приходится более 40% европейского импорта газа и более четверти импорта нефти. «Можно предположить, что в дальнейшем эта зависимость сохранится, хотя сами европейцы считают, что доля России в их импорте нефти снизится к

2020 г. с 25 до 22%» (18, с. 24). Вряд ли можно ожидать уменьшения российского участия по газу, считает Колчин, так как доля импортируемого газа к 2020 г. предположительно возрастет до 70%, а альтернативные поставщики газа пока плохо просматриваются. В результате, к 2030 г. 60% потребляемого ЕС природного газа будет приходиться на Россию. Что касается ЕС, то, по некоторым данным, через десять лет он будет на 80% зависеть от импорта нефти и газа (18, с. 24).

В любом случае ЕС и Россия обречены на сотрудничество в энергетической сфере, так как Евросоюз остается крупнейшим рынком сбыта российских энергоресурсов, а следовательно, и источником валютных поступлений; Россия же сохраняет лидерство на энергетическом рынке ЕС.

Необходимость проведения Евросоюзом единой с Россией политики, направленной на обеспечение надежных гарантий поставок нефти и газа, подчеркнула в своем выступлении и А. Меркель (18, с. 26).

В настоящий момент около 70% российского экспорта нефти и газа поступает в страны ЕС. Однако, по оценке ЭГ^ при сохранении нынешнего уровня добычи запасов российской нефти должно хватить на 22 года, а газа - приблизительно на 75 лет (18, с. 27). Что касается ЕС, то уже к 2020 г. ему будет ежегодно дополнительно требоваться 200 млн. т природного газа в нефтяном эквиваленте. Прогнозы говорят о том, что добыча энергоносителей в России будет недостаточна, чтобы удовлетворить одновременно и внутренние потребности, и экспортные поставки. При этом, подчеркивает С. Колчин, Евросоюз беспокоят не столько поставки нефти из России, сколько поставки газа. «В Брюсселе все вроде бы согласны с тем, что ЕС необходимо выработать единую внешнюю энергетическую политику: диверсифицировать источники и маршруты поставок и ослабить власть России над европейским рынком природного газа» (18, с. 28). Речь даже идет о зарождении европейской энергетической дипломатии.

В своем исследовании С. Колчин приходит к интересному выводу: источники поставок газа в Европу диверсифицированы уже сегодня. Доля России в газовом импорте нынешних 27 стран ЕС с 1980 г. упала практически в два раза - по разным странам падение составило от 80 до 40%. С 1990 г. рост импорта газа в Европе на 80% приходился на источники вне России. «И если Россия сегодня не может (или не хочет) осваивать свою ресурсную базу и уве-

личивать экспорт в Европу, то, значит, в ближайшие годы европейский рынок автоматически станет более привлекательным для других экспортеров - хотя это также автоматически означает, что цены на газ будут выше» (18, с. 29).

В последнее время отмечается снижение производства газа в России. Оно вызвано экономическим кризисом, из-за которого в Европе значительно упал спрос на углеводороды. «Кроме того, на "Газпром" повлиял и газовый конфликт с Украиной в начале 2009 г., а также то, что Федеральная служба по тарифам увеличила цены "Газпрома" на внутреннем рынке в первом квартале на 5%» (26).

В целом российская добыча газа вернется на уровень 2008 г. примерно через пять лет, считает гендиректор консалтинговой компании «East European Gas Analysis» М. Корчёмки (19).

Аналитики предполагают, что Россия может решить переориентировать поставки нефти и газа с Запада на Восток. В целом экспорт газа предположительно вырастет на 45-53% - до 349368 млрд. куб. м. Причем доля экспорта газа в страны АТР также вырастет с нуля в 2008 г. до 12% в 2015 г. и до 19-20% в 2030 г. Доля сжиженного природного газа в экспорте газа к 2030 г. должна составить 14-15%. «Увеличение экспорта углеводородов в восточном направлении не прихоть России, а необходимость, поскольку в Европе растет конкуренция как на нефтяном, так и на газовом рынках», - считает В. Нестеров (27).

Тем не менее перспективы сотрудничества России и ЕС остаются весьма благоприятными. Как пишет президент греческой организации «Политические горизонты» Анастасиос Вафелас, «ясно, что российская политика концентрируется в данное время не на том, что ее отделяет, а на том, что ее объединяет с Западом» (30).

3. Развитие чистой энергетики -путь к энергетической независимости

В начале 2009 г. Председатель Европейской комиссии Ж.М. Баррозу, выступая на пресс-конференции, подчеркнул, что проблемы, возникшие с поставкой российского газа, заставили членов ЕС принять новый пакет мер, направленный на укрепление энергетической безопасности, что предполагает поиск возобновляемых источников энергии (ВИЭ), а также путей их доставки. Это, по его словам, «вопрос предосторожности» (2).

Итак, один из важных вопросов современности звучит так: может ли существовать энергетическая стабильность без развития возобновляемых источников энергии?

«Некоторые энергетические проекты сейчас пересматриваются. Однако спрос на энергию все еще продолжает расти, и рано или поздно можно будет ожидать дальнейшего развития ядерной, ветряной и солнечной энергетики», - утверждает управляющий партнер консалтинговой компании «АссепШге» Стивен Вертшульт

(4).

В апреле 2009 г. Европарламент выпустил директиву о возобновляемой энергии, где не только повторно упомянул цель, обозначенную еще в 2007 г., - добиться повышения доли ВИЭ в энергобалансе до 20% к 2020 г. (в 2007 г. этот показатель составлял 7%), но и обязал каждую страну - члена ЕС определиться с национальными программами развития чистой энергетики. Каждая страна должна использовать данные ей природой преимущества: климат, близость океана или районов вулканической активности и т.д.

Надо отметить, что вопрос о ВИЭ на Балканах за последние годы неоднократно рассматривался на самых различных уровнях. Так, в исследовании «Заторможенное развитие», обнародованном в преддверии ежегодного собрания ЕБРР в Белграде, был представлен ряд доводов в пользу энергоэффективности возобновляемых источников энергии в регионе (13).

Во-первых, энергоэффективность ВИЭ определенно приводит к улучшению экологических показателей промышленности (за счет изменения процессов производства) и уменьшению загрязнений при выработке энергии (за счет изменения процессов производства и уменьшенного энергопотребления). И то, и другое оказывает позитивное воздействие на социальную сферу и сферу здравоохранения.

Во-вторых, существенное увеличение инвестиций в ВИЭ приведет к уменьшению зависимости Балканских стран от импорта нефти и газа, которая представляет собой угрозу для национальных бюджетов с учетом растущих цен на энергоносители. Вместе с тем, «ЕБРР еще должен установить ясные цели для инвестиций в проекты по энергоэффективности и возобновляемой энергии. Имея в виду это обстоятельство, ЕБРР к 2010 г. должен свести на нет государственные инвестиции в ископаемое топливо и ядерную энергию» (13).

2-3 апреля 2009 г. в Белграде состоялся семинар «Право энергетики, энергетическая безопасность, возобновляемые источники энергии и защита окружающей среды» (46). Выступление помощника министра по проблемам возобновляемых источников энергии Министерства добывающей промышленности и энергетики Сербии Д. Стоядиновича было посвящено ВИЭ и новой технологии использования этих источников. Благодаря ВИЭ уменьшается расход традиционных энергетических ресурсов. Использование ВИЭ важно и с точки зрения защиты окружающей среды. Докладчик остановился на возможностях использования ВИЭ в Сербии (биомассы малых гидростанций, энергии солнца и ветра, геотермальной энергии), возможных способах и новейших технологиях их использования. Были рассмотрены существующая система стимулирования использования ВИЭ в ЕС и Сербии, а также законодательные акты, регулирующие эту область.

Центр возобновляемых источников энергии совместно с Бизнес-сервис-центром г. Мостара провел круглый стол на тему: «Энергия ветра в Боснии и Герцеговине: Ресурсы, возможности инвестирования и законодательные ограничения». Основная цель -познакомить инвесторов и представителей исполнительной и законодательной власти в Боснии и Герцеговине с возможностями иностранных вложений в ВИЭ. Были также освещены такие вопросы, как европейские и мировые тенденции роста потребления ВИЭ, открытие новых рабочих мест в этой сфере, основные направления энергетической стратегии ЕС (40).

В июне 2009 г. в Сараеве состоялось VI заседание Совета министров Энергетического союза стран Юго-Восточной Европы. На нем присутствовали представители Европейской комиссии и стран-наблюдателей. Были рассмотрены вопросы развития энергетического рынка в регионе, обеспечения снабжением энергией, использования возобновляемых источников энергии. Был также рассмотрен вопрос расширения Энергетического союза за счет включения Молдавии, Украины, Грузии.

В сентябре 2009 г. во время Осенней Международной загреб-ской ярмарки состоялась однодневная конференция под названием «Возобновляемые источники энергии в общественном секторе». В конференции приняли участие 300 представителей как органов местного самоуправления и общественных организаций, так и потенциальных спонсоров. На конференции речь шла о многочисленных проектах использования ВИЭ в городах и общинах Хорватии.

Ранее предполагалось, что в течение пяти лет на 850 проектов по использованию ВИЭ будет выделено 329 млн. кун, однако было выделено всего 131 млн. кун.

Европейская комиссия посоветовала хорватским предприятиям заниматься технологиями ВИЭ, прежде всего ветра и солнечной энергии, совместно с их немецкими и австрийскими партнерами, являющимися ведущими в этой сфере.

Рассмотрим, что уже сделано в этой области на Балканах.

В одном из номеров журнала НИН за 2006 г. сообщалось, что до конца года в Сербии будет построена первая фабрика биодизеля и в результате республика станет первой страной в регионе, которая будет производить этот все более популярный вид топлива. Планируется производство 100 000 т биодизеля в год (31). В статье также подчеркивается, что в последние пять лет спрос на биодизель стремительно увеличивается, так как это более дешевое и экологически здоровое топливо по сравнению с нефтью, цена на которую растет изо дня в день. Помимо этого, строительство фабрики потребует и увеличения посадок масленичных культур, что обеспечивает повышение доходов в сфере сельского хозяйства.

Представитель компании из Нови Сада, участвующей в строительстве фабрики, заявил, что для производства этого вида топлива необходимы поддержка государства в виде законодательного регулирования, а также налоговые льготы для биодизеля. На автобусах, работающих на биодизеле, должно быть написано: «Нас возит солнце».

Особый интерес представляет совместный проект «Белградских электростанций» и Института реабилитации. Речь идет об использовании гидрогеотермальных вод для обогрева.

«Если Сербия будет продолжать использовать только мазут и природный газ, то в стране будет самое дорогое топливо в Европе», - говорится в статье (32, с. 64).

Реализация проекта, о котором идет речь, позволит обогреть 30 000 м2 площади больницы, которая до сих пор обогревалась дорогостоящим мазутом, к тому же загрязняющим окружающую среду.

Следует также сказать, что до сих пор никому не приходило в голову использовать в Сербии термальную воду для обогрева, хотя в стране имеется больше 300 термоминеральных источников и 23 реабилитационных центра. Что же касается «Белградских электростанций», то они, по общему признанию, относятся к числу

45 лучших компаний, отмеченных в 2008 г. за введение новых технологий и качество оказания услуг потребителям. Так, международная ассоциация помощи успешным малым и средним предприятиям вручила 7 июля 2008 г. в Риме «Белградским электростанциям» платиновый приз за развитие технологии и улучшение качества услуг в своей области.

В этом же номере журнала речь идет также об использовании другого ВИЭ - пластин и брикетов из древесных стружек. Эксперименты показали, что это идеальное экологическое средство, которое может использоваться вместо угля. На рынке уже появились первые производители брикетов, использование которых будет эффективно по многим показателям.

В апреле 2009 г. Европейский банк реконструкции и развития предоставил Райффайзен банку кредит в 10 млн. евро для финансирования проектов по использованию ВИЭ в частном секторе Боснии и Герцеговины. Этот кредит - часть программы кредитных линий для финансирования проектов использования ВИЭ в странах Западных Балкан, совместной программы ЕБРР и Европейской комиссии. Программа предусматривает поступление 60 млн. евро в виде кредитных линий банкам Боснии и Герцеговины, Македонии и Черногории, участвующим в финансировании проектов по энергосберегающим технологиям и ВИЭ. Реализация этих проектов должна способствовать уменьшению зависимости региона от традиционных источников энергии и уменьшению последствий климатических изменений. Эта финансовая программа дополнена грантами из фондов ЕС на сумму 13,5 млн. евро.

Дополнительное техническое сотрудничество будет финансироваться из специального фонда ЕБРР для Западных Балкан на сумму 2,5 млн. евро. Ожидается, что совместная программа ЕС и ЕБРР по кредитным линиям для энергетических проектов в странах Западных Балкан будет так же успешна, как аналогичные программы в Болгарии, Румынии, Словакии, Украине.

Кстати, ЕБРР - самый крупный инвестор в Боснии и Герцеговине. Предыдущие вложения составили 963 млн. евро в 74 проекта (40). «Нужно изыскать возможности для сотрудничества в области энергетики между Черногорией и Сербией и Республикой Сербской, - заявил президент Черногории Ф. Вуянович после разговора с сербским президентом Б. Тадичем. - . Возможности нужно найти как можно быстрее, поскольку мы все находимся в регионе, который в целом испытывает дефицит в энергетике» (47).

Необходимо рациональное решение, которое бы отвечало требованиям охраны окружающей среды. По мнению Вуяновича, с этой точки зрения проект строительства гидроэлектростанции Вук-Белла - один из лучших в Европе. (Некоторое время назад в черногорской Скупщине было принято отрицательное решение по проекту, так как ЮНЕСКО придерживалась отрицательной позиции.) «Сербия вместе с электроэнергетическими кампаниями РС и БиГ будет строить гидростанции на Дрине», - заявил Тадич (47).

Как считает эксперт из Боснии и Герцеговины, в стране существуют отличные условия для использования солнечной энергии. Проблема состоит в том, что государство не стимулирует использование возобновляемых источников энергии, как это делают в европейских странах и мире вообще. Препятствием является также высокая цена оборудования (15). Первым шагом для более широкого использования солнечной энергии и других ВИЭ стало принятие Народной скупщиной РС Закона об энергетике в мае 2009 г.

По словам И. Салиходжича, директора фирмы «ПТМ Controls», которая уже запустила несколько пилотных проектов в этой сфере, сейчас созданы превосходные условия: фонды ЕС, финансирующие эти проекты, уже действуют. Таким образом, поставленная цель до 2020 г. использовать 20% энергии из возобновляемых источников становится все реальнее.

Так, в БиГ заканчивается подготовка к реализации проекта «Исследование возможностей использования солнечной энергии в БиГ», на финансирование которого правительством Испании выделено 204 тыс. евро. В нем рассматривается возможность применения двух технологий: солнечно-термальной для согревания воды и обогрева жилищ и фотонной для производства электрической энергии.

Итак, для того чтобы уменьшить зависимость экономики и населения от нефти, ведущие страны стимулировали производство биодизеля, а также биологического топлива из сельскохозяйственных культур, пшеницы, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы и т. д.

К сожалению, за все надо платить. Так, ненормально высокий спрос на аграрные культуры привел к росту цен на сельскохозяйственные продукты, а это, в свою очередь, привело к подорожанию продуктов питания в мире и увеличению числа голодающих. В связи с этим раздаются голоса, утверждающие, что негуманно

вообще заставлять делать выбор между продуктами питания и энергией.

«Очевидно, что в настоящий момент попытка найти в биотопливе заменитель нефти не дает желаемых результатов. Для биотоплива не хватает сырья», - считает сербский автор П. Джакович (7, с. 31).

В развитых странах исполнительные власти уже давно принуждают крупных потребителей экономить энергию. Следует также отметить, что многие возвращаются к проектированию атомных электростанций, поскольку это единственный способ отказаться от подорожания и избежать дефицитов.

«Независимо от того, будет ли использоваться нефть или биодизель, цены на сельскохозяйственные продукты и продукты питания будут только расти» (7, с. 32). Голодных будет все больше. Мировые прогнозы говорят о том, что биотопливо - не альтернатива нефти. К тому же процесс получения биотоплива не столь экологичен, как кажется на первый взгляд. «Результатом могут стать наводнения, уничтожение лесов, разрушение ценных земель, а также конкуренция между производством продовольствия и энергетической биомассы», - отмечает эксперт Российского регионального экологического центра Юлия Добролюбова (14а, с. 28). Да и сам цикл изготовления биотоплива требует энергии, причем почти в таком же объеме, что и получаемая из такого топлива конечная энергия. Лишь в условиях очень благоприятного климата выпуск биотоплива может оказаться рентабельным.

Однако, как утверждает заместитель начальника отдела экологии в ТЭК и развития возобновляемой энергетики Минэнерго России Н. Свиридов, не стоимость оборудования ВИЭ высока, а стоимость традиционных ископаемых носителей низка. По его мнению, стоимость ископаемого топлива будет расти быстрее, чем стоимость энергии возобновляемых источников, из-за истощения ресурсов и увеличения спроса. И скоро должен произойти переворот в структуре используемых источников энергии (14а, с. 29). ВИЭ станут дешевле из-за роста цен на ископаемое сырье. Это особенно актуально для ЕС, где добыча углеводородов в районе Северного моря сокращается, а зависимость от внешних источников энергии растет. Для других менее энергетически зависимых регионов переход на ВИЭ пока не столь критичен, но подготовка к предсказанному перевороту идет полным ходом. «В настоящий момент единственный выход - изменение привычек и уменьшение

потребления топлива, какого бы происхождения оно ни было», - к такому выводу приходит автор статьи «Акцизы в гараже» П. Джа-кович (7, с. 31).

Как же при этом изменится жизнь обычного человека? Ответ на этот вопрос на основе анализа, предоставленного Spiegel Online, дан в статье «Жизнь без нефти» (10). Так, теплый дом будет доступен не каждому. Большинство людей будет обогревать в своей квартире одну комнату. При этом цена на природный газ будет увеличиваться параллельно с ценой на нефть. Древесина также не решит проблемы обогрева. Будущее за обогревателями. Устройство тепловых обогревателей и солнечных батарей обойдется в 10 тыс. евро. Если спрос на них резко возрастет, то цены подскочат до 20 тыс. евро, однако альтернативы нет, поскольку нефть обходится дороже.

Что касается транспорта, то, например, автомобиль для каждого члена семьи в будущем станет недоступной роскошью из-за высоких цен на бензин. Следствием этого явится ускоренное строительство пригородных путей и возможный рост цен на электрички и другие виды транспорта. Те же, кто позволит себе пользоваться автомобилем, будут выбирать малолитражные машины. По мнению экспертов, будущее за электромобилями.

В настоящий момент 50% доходов семьи уходит на оплату жилья, энергии и транспорта. Рост цен на нефть повысит расходы. На другие потребности денег останется меньше. Это приведет к изменению стиля жизни.

Потребительская корзина будет выглядеть совсем по-другому: в ней будет меньше материальных благ и больше культурных.

Жизнь изменится: будет все меньше поездок на week-end и редкостью станут дальние путешествия. Бум коснется предприятий, занимающихся производством солнечных батареек и ветряных мельниц, а также сельского хозяйства, вследствие повышенного спроса на биотопливо и продукты питания.

«Мир без нефти - не конец мира, а время новых созиданий» (10, с. 33). Те, кто будет придерживаться прежних моделей, - проиграют. Это можно отнести и к машиностроению - основе всякой экономики.

По мнению аналитиков, новая программа экоэнергии и возврата к атомной энергии будет зависеть от политической ситуации в мире.

Можно также предположить обострение международной ситуации из-за борьбы за сырье. Конфликты могут возникнуть между странами - импортерами и экспортерами нефти. Прежде всего, это коснется стран Латинской Америки, Ближнего Востока и России. Обострится конкуренция и между потребителями энергии. «Мир без нефти всем нам изменит жизнь», - такими словами заканчивается статья «Жизнь без нефти» (10, с. 33). В известной мере, но с других позиций, с этими словами перекликается заявление главы «Газпрома» А. Миллера на XXIV Мировой газовой конференции в Буэнос-Айресе: «ХХ век был веком нефти. Век ХХ1 будет веком газа». Миллер подчеркнул значение газа для производства электроэнергии и топлива.

По словам президента Российского газового общества В. Язева, несмотря на меры энергосбережения и спад мировой экономики, прогнозы предсказывают рост добычи газа практически на всех континентах, хотя Ближний Восток, Россия с Центральной Азией, Северная Америка будут по-прежнему в лидерах. Но по мере роста добычи неконвенционального газа на полярных, шельфо-вых и глубоководных месторождениях глубокого залегания этот уникальный экономический энергоноситель будет становиться все дороже и менее доступным для недостаточно обеспеченных стран. «И если говорить о том, каким должно стать соглашение о сотрудничестве в энергетической сфере между Евросоюзом и Российской Федерацией, то мое глубокое убеждение: оно должно быть как можно более конкретным. Ведь именно общие политические фразы, произвольно толкуемые сторонами, провоцируют недоверие. Такие основные принципы сотрудничества будет полезно сформулировать и в отношении стратегических маршрутов трубопроводной транспортировки газа через Украину и Беларусь», - считает В. Язев (41). Он также подчеркивает, что только предоставление режима максимального благоприятствования для инвестиций в этот сектор обеспечит устойчивое производство и соответствующий платежеспособный спрос.

К сожалению, что касается энергетического рынка и энергетической безопасности Балкан, итоговые выводы будут не очень оптимистическими. В последнее время аналитики оценивают регион в целом как не слишком перспективный. Возможности для роста в регионе не так уж велики. Доступ к нефти, добываемой «Газпром нефтью» (дочерней компанией «Газпрома»), конечно, позволит хотя бы временно демпинговать для расширения доли рынка и даст

определенный синергетический эффект в рамках группы. Однако российские экспортные пошлины практически полностью его нивелируют Не слишком велик и размер платежеспособного спроса в регионе. Как считает начальник отдела инвестиционного анализа УК «Универ» Дмитрий Александров, НИС вряд ли удастся получить мажоритарные доли в наиболее интересных активах региона (4а). Привлекательные рынки уже заняты. И хотя российские компании на Балканах скорее всего не станут активно конкурировать с «Газпром нефтью», расширение бизнеса НИС может встретить серьезное сопротивление как со стороны национальных компаний, так и со стороны политических элит Балканских стран.

Список литературы

1. Балканский саммит по энергетическому сотрудничеству // Российская газета. -М., 2007. - 25 июня. - С. 1-2.

2. Баррозу М. подчеркнул. - Режим доступа: http://www6.b92.net/info/ komen-tari.php?nav_id=339235

3. Бугайски Я. Пешка России. София - лаборатория эксперимента Кремля по ослаблению ЕС // Капитал. - София, 2008. - 18 янв. - Режим доступа: www.regnum.ru (Дата обращения: 2009 январь.)

4. Вертшульт С. Некоторые энергетические проекты сейчас пересматриваются. - Режим доступа: http://top.rbc.ru (Дата обращения: 2009 март.)

4а. Гельтищев П. Балканский миттельшпиль // Время новостей. - М., 2009. -30 октября. - С. 7.

5. Георгиев Г. «Южный поток»: Успех русской политики. Цит. по: Каширин В. Газовый «большой шлем», или «Мошенничество века»: «Южный поток» в болгарских СМИ. - Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/961939.html

6. Година великог хла^еьа // НИН. - Београд, 2009. - 8 jan. - С. 16-17.

7. Bakobuh П. Акцизи у гаражу // НИН. - Београд, 2008. - 21 маjа. - С. 30-32.

8. Bakobuh П. Стижу руски кредита // НИН. - Београд, 2008. - 12 jya - С. 31.

9. ЕС признал: существующая в настоящий момент энергетическая хартия не решает всех проблем. - Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/22/05/2009/ 305278.shtml

10. Живот без нафте // НИН. - Београд, 2008. - 29 маjа. - С. 32-33.

11. Жизнин С. Формирование энергетической дипломатии России // Дипломатический вестник. - Москва, 1999. - сентябрь. - С. 48-55.

12. Заболотный В. Энергетическая безопасность стран Центральной и Восточной Европы в контексте новой геополитической ситуации: Сборник «Экономическое и гуманитарное сотрудничество России и Чехии». - М., 2007. - С. 127134.

13. Заторможенное развитие. - Режим доступа: http://russian.bankwatch.org/ рго-]ей^1т1?арс=-- 147579г-- 1&х=306631

14. Значение Балкан возрастает благодаря двум газопроводам. - Режим доступа: http://www.energetika.ba (Дата обращения: 2009 июль.)

14а. Зотин А. Деньги на ветер // РБК. - Москва, 2009. - Октябрь. - С. 27-29.

15. Изменение структуры энергетического рынка нужно начать немедленно. -Режим доступа: http://www.energetika.ba (Дата обращения: 2009 сентябрь.)

16. Искендеров П. Международный валютный Кремль // Время. - М., 2009. -№ 148. - С. 2.

17. Искендеров П. Россия и энергетическая безопасность Балкан: Сербские уроки. - Режим доступа: http://www.fondsk.ru/artic1e.php?id=1823

18. Колчин С. Стратегические интересы России в нефтегазовом комплексе. - М.: Институт экономики, 2009. - 80 с.

19. Корчёмки М. Российская добыча газа вернется на уровень 2008 г. примерно через пять лет. - Режим доступа: http://www.rbcdai1y.ru (Дата обращения: 2009 сентябрь.)

20. Куликов С. Москва угодила в болгарский капкан // Независимая газета. - М., 2009. - 30 июля. - С. 1, 4.

21. Лавров С. Если Турция захочет принять участие в российских энергетических проектах. - Режим доступа: http://www.rbcdai1y.ru/index2.shtm1

22. Леонов В. Балканское гостеприимство. - Режим доступа: http://www.rbcdai1y. 1X1/2009/10/21^0^/437460

23. Леонов В. Россия несет в Боснию мир, нефть и газ. - Режим доступа: http://www.rbcdai1y.ru/2009/11/06/focus/440463

24. МилинчиЪ П. Српски десант у Кремаль // НИН. - Београд, 2008. - 31 ]ан. -С. 21-22.

25. Нагога М. Нам всегда был интересен балканский регион. - Режим доступа: www.gzt.ru/po1itics/2006/05/16 (Дата обращения: 2009 январь.)

26. Назарова Ю. В ожидании спроса. - Режим доступа: http://www.rbcdai1y.ru/ 2009/06/03^/417373

27. Нестеров В. Россия переориентирует поставки нефти и газа с Запада на Восток. - Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/12/10/2009/336418.shtm1

28. НИН. - Београд, 2008. - 31 ]ан. - С. 21-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Там же. - С. 23.

30. Новиков И. Новые измерения Балкан. - Режим доступа: http://www.redstar.ru/ 2007/06/1506/403.Мт1 (Дата обращения: 2009 февраль.)

31. Прва на Балкану // НИН. - Београд, 2006. - 16 фебр. - С. 26.

32. Први у Сербщи по коршиЪеьу обновливих ресурса енергще // НИН. - Београд, 2008. - 31 ]ул. - С. 64-65.

33. В. Путин попросил Болгарию определиться с проектами в энергетике. - Режим доступа: http://top.rbc.ru/po1itics/01/09/2009/326224.shtm1

34. Путин: Российские компании готовы к сотрудничеству в области энергетики с Балканами. - Режим доступа: http://www.gzt.ru/po1itics (Дата обращения: январь 2009 г.)

35. Путин: Россия не использует свои энерготоки в отношениях с другими странами. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/200905 10103809.shtml (Дата обращения: 2009 июнь.)

36. России и Евросоюзу необходим новый уровень отношений в энергетической сфере: эксперт - Режим доступа: http://www.regnum.su/news/1169051.html

37. «Южный поток» против NABUCCO: Балканы за неделю. - Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/1158685.html

38. Сергей Лавров заявил. - Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru (Дата обращения: 2009 сентябрь.)

39. Турция, участница Nabucco заинтересовалась Южным потоком. - Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/index2.shtml (Дата обращения: октябрь 2009 г.)

40. Энергия ветра в Боснии и Герцеговине, ресурсы, возможности вложений и законодательные ограничения. - Режим доступа: http://www.energetika.ba (Дата обращения: август 2009 г.)

41. Язев В. Природный газ будет становиться менее доступным для небогатых стран. - Режим доступа: http://www.quo.ru/index.php?option= com_content&task=view&id=1895&Itemid=45

42. Dokumenti - Nacrt strategije bezbednosti. - Режим доступа: http://www.seebiz. eu/cg/kompanije/energetika/nacrt-strategije-bezbednosti-kljucan-pristup-energenti-ma,32856.html

43. EBRR - najveci investor u Bosniji i Gercegovini. - Режим доступа: http://www. energetika.ba (Дата обращения: 2009 сентябрь.)

44. Pistolova S. Energetika Balkana izmedu interesa istoka i zapada. - Режим доступа: http://montenegrowing.me/stavovi/energetika_balkana_izmedju_interesa_ istoka_i_zapada.221 .html

45. Pravo energetike, energeticka bezbednost, energeticka efikasnost i obnovljivi izvori energije. - Режим доступа: http://znanje.infostud.com/kursevi/ Pravo_energetike_energetska_bezbednost_energetska_efikasno st_i_obnovljivi_ izvori_energije-Sarajevo/8/3040

46. Pravo energetike, energeticka berbednost, obnovljivi izvori energije i zastita zivotne sredine. - Режим доступа: www.ekapija.com/website/sr/page/225046

47. Predsednik Crne Gore Vujanovic. - Режим доступа: http://www.energetika.ba (Дата обращения: 2009 сентябрь.)

48. Predsednik Srbije B. Tadic. - Режим доступа: http://www.seebiz.eu/sr/ kompanije/energetika/tadic-zapadni-balkan-geostrateski-sve-vazniji,43603.html

49. Predsednik Srbije B. Tadic. - Режим доступа: http://www.seebiz.eu/hr/tvrtke/ energetika/boris-tadic-srbija-postaje-sve-vazniji-energetski-igrac,48740.html

50. Project Syndicate. - Режим доступа: http://www.inosmi.ru/world/20080228/ 239895.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.