Научная статья на тему 'Энергетическая политика Балканского региона: специфика, проблемы и перспективы'

Энергетическая политика Балканского региона: специфика, проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
636
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / БАЛКАНСКИЙ РЕГИОН / РОССИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЭНЕРГЕТИКА / ГАЗ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ENERGY POLICY / BALKAN REGION / RUSSIA / EUROPEAN UNION / ENERGY / GAS / ENERGY RESOURCES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тодорова Ралица Вениславова

Актуальность исследования энергетических политик разных государств является важной политологической задачей. В статье анализируется энергетическая политика стран Балканского региона в контексте современных реалий. Особую роль в изменениях на европейском энергетическом рынке сыграла принятая в 2014 году программа стратегии ЕС в области энергетики и борьбы с изменением климата до 2030 года, в которой значительная роль уделяется обеспечению энергетической безопасности путем официальной диверсификации поставщиков энергоносителей. В ЕС есть страны, которые выступают против значительного российского присутствия на европейском энергетическом рынке. В данном случае яркий протест против строительства газопровода выражают Польша и государства Прибалтики. Против проекта также последовательно выступает администрация президента США, которая неоднократно заявляла о своих намерениях ввести санкции в отношении, например, «Северного потока-2». Целью является анализ проблем, перспектив и специфики геоэнергетической мозаики в Балканском регионе. В настоящее время соревнование по осуществлению и реализации энергетических проектов, которые обеспечат энергетическую безопасность на Балканах, становится все более динамичным. В этой связи, именно энергетический сектор оказывает существенное влияние на политические процессы и провоцирует конфликты, которые приводят к изменению развития современных международных отношений. Выделена специфика балканских стран как транзитеров энергетических ресурсов для Европейского союза. Показаны приоритеты для осуществления энергетических политик стран региона. Продемонстрированы возможные направления развития важных инфраструктурных проектов будущем в регионе. Проанализированы некоторые энергетические проекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENERGY POLICY OF THE BALKAN REGION: SPECIFICITY, PROBLEMS AND PERSPECTIVES

The relevance of the study of energy policies of different states is an important political task. The article analyzes the energy policy of the countries of the Balkan region in the context of modern realities. A special role in the changes in the European energy market was played by the EU's Strategy for Energy and Climate Change until 2030 program, adopted in 2014, in which a significant role is given to ensuring energy security through official diversification of energy suppliers. There are countries in the EU that oppose a significant Russian presence in the European energy market. In this case, Poland and the Baltic states express a strong protest against the construction of the gas pipeline. The US Presidential Administration has also consistently opposed the project, which has repeatedly stated its intentions to impose sanctions on, for example, «Nord Stream-2». The goal is to analyze problems, prospects and specifics of geoenergetic mosaic in the Balkan region. Currently, the competition for the implementation and implementation of energy projects that will ensure energy security in the Balkans is becoming increasingly dynamic. In this regard, it is the energy sector that has a significant impact on political processes and provokes conflicts that lead to a change in the development of modern international relations. The specificity of the Balkan countries as transit countries of energy resources for the European Union has been highlighted. The priorities for the implementation of energy policies of the region are shown. The possible directions for the development of important infrastructure projects for the future in the region are demonstrated. Analyzed some energy projects.

Текст научной работы на тему «Энергетическая политика Балканского региона: специфика, проблемы и перспективы»

СТАТЬИ

Р.В. Тодорова

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

БАЛКАНСКОГО РЕГИОНА: СПЕЦИФИКА, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация

Актуальность исследования энергетических политик разных государств является важной политологической задачей. В статье анализируется энергетическая политика стран Балканского региона в контексте современных реалий. Особую роль в изменениях на европейском энергетическом рынке сыграла принятая в 2014 году программа стратегии ЕС в области энергетики и борьбы с изменением климата до 2030 года, в которой значительная роль уделяется обеспечению энергетической безопасности путем официальной диверсификации поставщиков энергоносителей. В ЕС есть страны, которые выступают против значительного российского присутствия на европейском энергетическом рынке. В данном случае яркий протест против строительства газопровода выражают Польша и государства Прибалтики. Против проекта также последовательно выступает администрация президента США, которая неоднократно заявляла о своих намерениях ввести санкции в отношении, например, «Северного по-тока-2». Целью является анализ проблем, перспектив и специфики геоэнергетической мозаики в Балканском регионе. В настоящее время соревнование по осуществлению и реализации энергетических проектов, которые обеспечат энергетическую безопасность на Балканах, становится все более динамичным. В этой связи, именно энергетический сектор оказывает существенное влияние на политические процессы

R. Todorova

ENERGY POLICY OF THE BALKAN REGION: SPECIFICITY, PROBLEMS AND PERSPECTIVES

Abstract

The relevance of the study of energy policies of different states is an important political task. The article analyzes the energy policy of the countries of the Balkan region in the context of modern realities. A special role in the changes in the European energy market was played by the EU's Strategy for Energy and Climate Change until 2030 program, adopted in 2014, in which a significant role is given to ensuring energy security through official diversification of energy suppliers. There are countries in the EU that oppose a significant Russian presence in the European energy market. In this case, Poland and the Baltic states express a strong protest against the construction of the gas pipeline. The US Presidential Administration has also consistently opposed the project, which has repeatedly stated its intentions to impose sanctions on, for example, «Nord Stream-2». The goal is to analyze problems, prospects and specifics of geoenergetic mosaic in the Balkan region. Currently, the competition for the implementation and implementation of energy projects that will ensure energy security in the Balkans is becoming increasingly dynamic. In this regard, it is the energy sector that has a significant impact on political processes and provokes conflicts that lead to a change in the development of modern international relations. The specificity of the Balkan countries as transit countries of energy resources for the European Union has been highlighted. The priorities

и провоцирует конфликты, которые приводят к изменению развития современных международных отношений. Выделена специфика балканских стран как транзитеров энергетических ресурсов для Европейского союза. Показаны приоритеты для осуществления энергетических политик стран региона. Продемонстрированы возможные направления развития важных инфраструктурных проектов будущем в регионе. Проанализированы некоторые энергетические проекты.

for the implementation of energy policies of the region are shown. The possible directions for the development of important infrastructure projects for the future in the region are demonstrated. Analyzed some energy projects.

Ключевые слова:

энергетическая политика, Балканский регион, Россия, Европейский союз, энергетика, газ, энергетические ресурсы.

Key words:

energy policy, Balkan region, Russia, European Union, energy, gas, energy resources.

Современные отношения в области энергетики прямо касаются социума и оказывают значительное влияние на образ жизни каждого человека. Конфликты, порожденные дефицитом энергетических ресурсов, становятся все более четко выраженными и развиваются прямо пропорционально исчерпанным и востребованным ресурсам в природе. В этой связи, именно энергетическая сфера оказывает существенное влияние на политические процессы и провоцирует конфликты, которые приводят к трансформации развития современных международных отношений и к значительному видоизменению знакомых нам политических, экономических и культурных связей между государствами/народами.

Бесспорна значимость энергетического сектора, который в большей степени определяет и влияет, как правило, на основные аспекты внешней и внутренней политики государств. В связи с этим можно интерпретировать и рассматривать сферу энергетики как «палку о двух концах», которая может оказать влияние на разрешение глубоких межгосударственных конфликтов, а также может усугубить уже существующие или вызвать новые кризисные ситуации, которые со своей стороны способны превратиться в политические или экономические кризисы. Неоспоримым примером в этом случае является сложная геополитическая ситуация в странах Балканского региона.

В статье использованы следующие категории современной политической науки: энергетическая политика, политический конфликт, политический процесс, политический интерес. Автор использовал системный, структурно-функциональный, компаративный и социологический подхо-

ды. Использованы теории и концепции, которые напрямую касаются проблем и характера отношений в энергетической политике в условиях глобализации (Г. Гаджиева, Т. Малека, Н. Суслова), системно-функциональный подход (П. Друкера, Г. Саймона), концепции комплексной взаимосвязанности и взаимовлияния субъектов международных отношений (Дж.С. Найя). Их использование позволило решить поставленные задачи.

Энергетические проекты - важный ключевой рычаг продвижения политических и экономических интересов энергетических гигантов, таких как Россия, Европейский союз (ЕС), США [1; 2; 3; 25; 29]. Целями этих проектов являются повышение влияния, которое «энергетические лидеры» оказывают на регион. Это улучшение политического авторитета, а также - увеличение экономического и социального благосостояния всех стран, через территорию которых будут проходить трубопроводные системы переноса природного газа и нефти из Азии в Европу.

В наши дни контекст энергетической безопасности в Юго-Восточной Европе, в частности по отношению к природному газу, характеризуется следующими аспектами: это самый слаборазвитый энергетический рынок в Европе, в части потребления; возможности добычи энергоносителей очень слабые; геостратегическое расположение региона, имеет жизненное значение для общей энергетической архитектуры поставок в Европейский союз [20].

Балканский регион специфичен во многих отношениях. Он не является полностью признанной частью более широкого европейского региона, который можно расположить в рамках нынешнего ЕС. Вместе с этим он ощутимо граничит с политически нестабильным регионом Ближнего Востока, связывая Европу и Азию как точку преткновения интересов создания энергетических и торговых путей, и принимая волны вынужденной миграции. Кроме того, существенно значение Балканского региона и в Черноморской зоне, в которой сталкиваются нарастающие интересы России и Турции в области глобального и регионального энергетического, политического и экономического доминирования. В свою очередь, совместные действия балканских государств по защите общих интересов против внешних провокаций и впутывания в новые конфликты, в рамках единой геополитически осмысленной в аспекте региональных приорите-

тов культуры мира и солидарности, может привести к раскрытию новых перспектив в экономическом и социальном развитии [ 11; 12].

В качестве дополнительных специфических особенностей региона на данный момент можно выделить:

- неравномерное распределение ресурсов энергетического сырья (как результат - уменьшается потенциал потребления энергии);

- большой внешний государственный долг;

- высокие уровни коррупции;

- осуществление нескольких инфраструктурных проектов общеевропейского значения;

- необходимость инвестировать в инновационные технологии.

Отдельного внимания заслуживает сложившаяся структура производства неконкурентных для западного рынка промышленных и сельскохозяйственных изделий, что оказывает притормаживающее влияние на общее социально-экономическое состояние Балканского региона.

Следует отметить, что ко всему прочему, сегодня, Юго-Восточная Европа - единственный регион в ЕС, где существуют умеренные политические и бизнес-риски, вопреки усугубляющимся этническим различиям, которые появились в последнее десятилетие. По этой причине, исследование и мониторинг энергетического рынка в Юго-Восточной Европе, ставят определенные вызовы и определяют регион как специфический, по сравнению с остальными рынками в ЕС.

Преимуществом Юго-Восточной Европы является то, что это - единственный пункт ЕС, через который проходят пути поставки из стран постсоветского пространства, прежде всего из России, Казахстана и Азербайджана [16]. Кроме того, регион относительно географически близок с Ближним Востоком и Северной Африкой, где развита добыча энергоносителей. Если к этому добавить еще потенциально значимые ресурсы природного газа в районе Восточного Средиземноморья, Балканский регион, в своих широких границах, приобретает исключительно значимую геополитическую роль для пользователей из Западной и Северной Европы, которые как сейчас, так и в будущем станут свидетелями последствий значительного спада производства (добычи) энергоносителей в бассейне Северного моря.

В геоэкономическом смысле регион объединяет Каспийский бассейн - Черное море - Восточное Средиземноморье - Адриатическое море и Ду-

найский бассейн вместе с его осью. Нет сомнений, что вся будущая политика ЕС, направленная на энергетическую безопасность, зависит от политико-экономической стабильности региона и от непрерывного безопасного транзита ресурсов через него.

Как следствие вышеупомянутых причин, сосредоточие газовых потоков на Балканах имеет не только бизнес измерения, но и геополитические и геостратегические аспекты, связанные с противоборствами или союзами между глобальными политическими силами.

Соревнование по осуществлению и реализации энергетических проектов, которые обеспечат энергетическую безопасность на Балканах, становится все более динамичным. За последние несколько лет Болгария и Греция осознали, насколько важно, объединить свои силы и на самом деле понять свою геостратегическую роль основных связывающих элементов в одной большой, взаимосвязанной системе транспортировки газа.

Однако сейчас становится все более понятно, что точки зрения этих государств не совпадают, а их основные энергетические стратегии, бесспорно, приведут к моменту столкновения по вопросу, какое из них должно стать первым и основным газовым транзитером на Балканах.

Греция прикладывает серьезные усилия не только для реализации таких проектов как Трансадриатический газопровод (ТАР) [14], но и для участия в недавно анонсированном проекте «Турецкий поток». Что касается второго проекта, греческие власти уже поставили вопрос о возобновлении газового коридора между Италией и Грецией, который по первоначальному замыслу должен был транспортировать газ из Западной Греции в Южную Италию через Адриатическое море. Так как газопровод ТАР в целом следует по такому же маршруту - через Албанию и Италию, греческие власти лоббируют этот план.

По предварительному замыслу «Турецкий поток» пресечет территорию Греции под названием «Греческий поток», потом разветвится на два направления. Основная нитка направится на север - через территорию Северной Македонии и Сербии, а другая - в Италию, дублируя план итальянско-греческого газового коридора. По предварительным планам проект «Греческий поток» будет реализован на равных началах (50% на 50%) при участии греческой газовой корпорации ДЕПА фЕРА) [21] (вместе с газовым оператором ДЕСФА (DESFA)) [24] и Газпрома, а транспортный газовый коридор будет построен, благодаря партнерству между ДЕПА

и итальянской компанией Эдисон (EDISON) [15; 28]. По предварительному плану, итальянский энергетический рынок тоже будет использован для транспортировки определенного количества российского газа во Францию.

Основное количество газа по газопроводу «Турецкий/Греческий поток», конечно, будет направлено к австрийскому газовому хабу в Баум-гартене [17; 30] и, идя по своему маршруту, будет обеспечивать балканские государства, а также Венгрию и энергетический рынок Северной Италии.

Бывший греческий министр энергетики П. Лафазанис представил твердое намерение греческого правительства создать греческий газовый хаб в северной части страны в связи с параллельной транспортировкой азербайджанского газа через Трансадриатический газопровод - TAP, наряду со сжиженным природным газом. Предложенное место для создания газового хаба - это город Солун, где «Греческий поток» разветвляется на вышеупомянутые два направления.

В то же самое время американская дипломатия опасается последнего развития ситуации в треугольнике Россия - Греция - Турция, к которому присоединились некоторые европейские компании. США нуждаются как в Греции, так и в Турции, и в занимаемой ими геостратегической позиции на многих геополитических фронтах на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Америка следит пристально и за позицией Греции по отношению к ее европейским кредиторам, прежде всего к Германии. Видимо, в США довольны фактом, что Грецию считают «молодым бунтарем» в еврозоне по причинам, связанным с евроатлантическими взаимоотношениями в целом, и в частности - с отношениями между Вашингтоном и Берлином.

В свою очередь у Болгарии свои приоритеты, которые противостоят греческим. Болгарское правительство стремится сохранить свои некоторые ранее достигнутые позиции на мировой энергетической карте, после потери ключевых энергетических проектов, таких как «Набукко», «Бургас - Александруполис» и «Южный поток». Предусматривается анонсировать новый проект, который поставит иранский газ в Европу. Подобный вариант можно осуществить, когда и только если снимут эмбарго, и Х. Рухани (президент Ирана), убедит традиционные иранские власти экспортировать газ в Европу.

Болгарское посольство в Иране уже вступило в роль гостеприимного хозяина диалога между двумя странами. Болгарская политическая элита твердо приняла решение установить контакты с политическим кругом президента Х. Рухани, веря, что план газопровода будет успешным и максимум 50 млрд. кб. газа в год отправятся в Болгарию после 2020 года.

В конце 2018 года в Софии была инициирована новая встреча между болгарским министром энергетики Т. Петковой и послом Исламской республики Ирана - Его Превосходительством С.М.Д. Расули, во время которой болгарская страна представила разработанную совместно с Европейской комиссией концепцию создания газораспределительного центра на территории Болгарии. Во время встречи министр Т. Петкова подчеркнула, что проект получил поддержку комиссии, как важный для энергетической безопасности и для либерализации торговли во всей Юго-Восточной Европе [28].

В то же время София стремится создать необходимую для газового хаба инфраструктуру, в которую входят подземные газохранилища и новые инженерные сети транзита газа, и ссылается на так называемый «инвестиционный пакет Юнкера» [18], который предусматривает 315 млрд. евро капиталовложений в общеевропейском масштабе. София уже заявила свое желание Брюсселю дать зеленый свет Болгарии как желанной локации для газового хаба на Балканах.

На данный момент в Болгарии провели предварительное «допроект-ное» исследование газораспределительного центра, в котором рассматривают несколько источников поставки природного газа - из России, из Каспийского региона через межсистемную связь с Грецией, из Румынии, как и возможную местную добычу из глубин Черного моря, где сейчас проводят изыскания. Поставка природного газа из Ирана, который является одним из ведущих мировых производителей, также была бы возможным источником загруженности хаба.

Из приведенного выше анализа энергетической мозаики следует обратить внимание на еще один ключевой элемент. На фоне сегодняшнего исключительно нестабильного международного климата на территории всей Евразии, как и на фоне конфликтов в разных точках глобальной энергетической карты, эти два государства (Болгария и Греция) вкладывают все больше и больше сил в усиление своих позиций в состязании для создания газовых хабов для Европейского союза.

Вопреки этому обе страны не учитывают тот факт, что у всех их бед - общий источник в лице усиливающейся позиции Турции, как неоспоримого газового хаба. Ввиду существующих примеров, а также учитывая традиционное соперничество между Болгарией и Грецией, с одной стороны, и занимаемые Турцией позиции, с другой, вполне возможно, что в ходе будущих событий возникнут новые повороты и сюрпризы для каждой из этих стран.

Перебирая энергетическую мозаику на Балканах, необходимо отметить позицию Румынии, которая идет своей дорогой, не похожей как на путь центрально-европейских государств (например, Германии), так и на дорогу балканских государств. Румынское министерство энергетики представило два новых плана интерконнектора «Азербайджан - Грузия - Румыния» [25]. Первый план предусматривает поставку 5 млрд. куб. сжиженного природного газа в год из Грузии в румынскую Констанцу, а второй план - поставку азербайджанского газ в размере 8 млрд. кб. Проект ждет своей реализации еще с 2010 года. Эти количества газа считаются недостаточными на фоне увеличивающихся потребностей в голубом топливе в ЕС. Бухарест, со своей стороны, уверяет своих партнеров, что ставит перед собой цель увеличить поставку природного газа из региона Каспийского бассейна (Туркменистан, Узбекистан), откуда после 2025 года будет поставляться на много больше.

Важно отметить, что именно такое предположение и у проектантов системы газопроводов: Трансанатолийский газопровод (ТАЫАР) [ 13; 27] -Трансадриатический газопровод (ТАР) [22] - Ионическо-Адриатический газопровод (1АР) [17], известной под названием Южный газовый коридор [23]. Констатируем, что за конкурирующие проекты отвечают разные страны, но поставщики одни и те же, независимо от факта, что сами поставщики далеко не обеспечены ни в краткосрочном, ни в долгосрочном плане.

Изо дня в день становится все виднее, что само осуществление идеи Брюсселя реализации Энергетического союза имеет стратегические недостатки, так как ведущие интересы идут в разных направлениях, связанных с энергетической безопасностью, в сочетании с определенными геополитическими факторами, которые сводят к нулю возможность единой общей позиции. Кроме того, некоторые государства-члены Союза, такие как Испания и Португалия, полагаются на свои планы использова-

ния сжиженного природного газа [21] и на созданные крепкие связи с производителями из Северной Африки, в то время как Турция, которая не является членом ЕС, но обладает сильным влиянием в его рамках, придерживается своей собственной газовой стратегии.

Юго-Восточная Европа и прежде всего Балканский полуостров находятся в центре стратегического соперничества между предложенными проектами газопроводов, каким является, например, и «Турецкий поток»

- проект под руководством Газпрома, который поддерживает Турция, и осуществление которого сильно желают Болгария и Греция. Проект «Южный коридор», в который входят газопроводы TANAP - TAP и вероятно IAP, все еще в стадии развития. Однако оба проекта не разрешают основную проблему, которую выявили во время кризиса на Украине - проблему диверсификации и обеспечения других поставщиков, кроме Газпрома, который хоть на первый взгляд и доминирует на местном рынке.

«Южный коридор» не может достичь своей цели, если его не поддержат открытием рынка в пользу каспийских поставщиков газа - Туркменистана и Узбекистана. Это отметили все заинтересованные стороны во время ведущих форумов и конференций за последние несколько лет. Возражения, прежде всего, России, а в некоторой степени и Казахстана, и Ирана, против строительства газопровода для поставки Каспийского газа из двух центральноазиатских государств ставят препятствие перед осуществлением этих планов. В дополнении к этому, Китай постоянно притягивает все больше и больше природные богатства Центральной Азии и строит современный вариант «Шелкового пути», в том числе и путем газопроводов [19].

Иран, который является другим возможным кандидатом в поставщики газа для «Южного коридора», должен сначала получить свое место в международном сообществе и преодолеть возражения всех своих соседей

- суннитских государств, как и Израиля, который выступает твердо против участия Тегерана в энергетических делах Европы. Кроме того, иранский газ должен будет проходить через Турцию, а маловероятно, что государства-члены ЕС согласятся поменять Россию на Иран. К тому же следует добавить и все еще неразрешенные проблемы в некоторых зонах, через которые проходил бы газопровод с иранским газом, какими являются регионы, населенные бунтующими время от времени курдами, так и территории под контролем джихадистов.

По этим причинам проекты поставки сжиженного природного газа приобретает все более конкретные очертания в стратегических планах Брюсселя. В связи с этим, комбинация между сланцевым газом из США и достижением консенсуса по вопросам «Соглашения о трансатлантическом торговом партнерстве» могла бы привести к ситуации, в которой европейский рынок буквально «затопит» американским сжиженным природным газом. Чтобы на самом деле это произошло, необходимо построить серьезную инфраструктуру газопроводов, как и терминалы сжиженного газа между внутренней частью США и атлантическим побережьем. То же самое должно произойти и с другой стороны Атлантического океана. Одновременно с этим, американских поставщиков надо переубедить, чтобы они отказались от более высоких цен, которые получили бы на азиатском рынке, и чтобы направили огромные количества к значительно менее выгодным для них в финансовом плане европейским рынкам. Следует принять во внимание и факт, что российская компания «Газпром» могла бы оказать некоторое рыночное давление, предлагая дополнительные скидки, так как может себе это позволить за счет хорошего соотношения между прибылью и оборотом.

Важно отметить, что газовые ресурсы в Северном море, прежде всего в Объединенном королевстве, постоянно уменьшаются [10], в то время как добытые ресурсы в Норвегии уже достигли своего пика. В свою очередь, поставки из США тоже не могут быть безграничными. Даже напротив, США должны обеспечить свой довольно большой рынок, в то время как они обладают ресурсами конвенционального и сланцевого газа на много меньше, чем Россия, Иран или Катар.

Другой очень важный параметр - это «стратегическая конкуренция за привлечение потребителей». Это новый, развивающийся рынок, который будет соревноваться с ЕС за увеличенные поставки газа.

Восточно-Средиземноморский газопровод, который по предварительному плану должен поставлять газ в Грецию и Италию, является неосуществимым проектом из-за высоких расходов, технических трудностей при исполнении и снижения в ценах, притом само количество обнаруженного газа не хватает, чтобы обеспечить подобный проект. Вопреки тому, что Греция и Кипр продолжают лоббировать перед Брюсселем этот газопровод, с уверенностью можем предположить, что, если не обнаружат

дополнительные, значительные резервы газа в море в этом регионе, шанс на реализацию проекта остается минимальным.

ЕС может очень скоро снова оказаться в исходной позиции по отношению к разработке своей долгосрочной газовой стратегии. Проведенные анализы и данные указывают на то, что на данный момент Союз должен поддерживать стабильные отношения со своими поставщиками, должен еще больше придавать значение секторной энергетической эффективности и диверсификации производства энергии, в том числе и использованию атомной энергии и энергии ископаемого угля, а также вкладывать больше усилий в исследования потенциальных собственных резервов энергетических источников [30].

Таким образом, политические выводы, к которым привел кризис на Украине, например, не меняют конкретную реальную обстановку, видимо требующую от европейских рынков, найти способ достижения соглашения с российскими производителями, которые медленно, но уверено начинают рассматривать свои поставки в сторону промышленного конкурента ЕС -Китая.

Страны, которые имеют возможность реально или потенциально поставлять природный газ через Юго-Восточную Европу в центральную часть ЕС, - это:

Россия. С уверенностью можно сказать, что Россия останется основным газовым поставщиком ЕС на долгий период времени, благодаря объему своих наличных резервов и благодаря уже существующей транспортной инфраструктуре. Единственный вопрос, связан с размером ее доли на рынке;

Азербайджан. В будущем перспективой для Азербайджана является быстрое увеличение доли в поставке природного газа в Европу. Количество, которым обладает страна, не хватает, чтобы обеспечить потребности Старого континента на долгосрочный период;

Иран. Иран обладает огромным резервом газа, который может поставлять через Турцию и Балканы в Европу. Конечно, проблему с ядерными проектами Ирана надо разрешить. В то же время страна намерена направить свои поставки в Индию и Пакистан, а в дальнейшем и в Китай через Центральную Азию. Потребление в рамках самого Ирана тоже резко возрастает;

Ирак. Резервы, которыми обладает Ирак - значительны, но их не хватает, чтобы обеспечить потребности Европы, даже в краткосрочном плане. В этой стране существует значительный политический риск. Ирак находится в центре дестабилизирующих событий в Ближнем Востоке;

Восточное Средиземноморье (Кипр, Израиль, Ливан, Сирия, Египет). Обещающие результаты исследований наличия газа в регионе сочетаются с нехваткой единой и последовательной стратегии этих стран по отношению к тому куда желают и желают ли они поставлять природный газ. Второе, но не менее важное место занимает нестабильность в регионе, которая увеличивает политический риск. Одновременно с этим потребуется еще несколько лет, чтобы объявить окончательные статистические данные о размере обнаруженных залежей. Исследованное на данный момент количество газа недостаточно для европейского рынка, а его поставка в Северную Европу обошлась бы слишком дорого;

Катар и страны Персидского залива. Строительство гигантского газопровода от Персидского залива через Турцию и Балканы до Европы -осуществимо, но политическая ситуация в Ближнем Востоке препятствует его практической реализации. Азиатские поставщики конкурируют между собой в поставке газа из этих стран, и соответственно платят высокие цены. План подобного газопровода немыслим и с геополитической точки зрения из-за продолжающейся войны в Сирии и Ираке.

У продолжающихся дебатов, политических столкновений и борьбы за доминирование в газовом секторе Юго-Восточной Европы существует общий знаменатель, а именно - неспособность или нежелание со стороны США и России прийти к согласию.

Поэтому, несмотря на то что обсуждают, планируют или хотя бы ду -мают об этих проектах политические акторы, практически не сделан ни один шаг вперед. Даже маленькие по масштабу проекты, каким является интерконнектор между Болгарией и Грецией, не осуществляется быстро. Идея этого проекта появилась еще в 2008 году, но и до сих пор остается в теоретической сфере. Поэтому, вместо того чтобы определять приоритеты среди бизнес-аспектов любого проекта этого рода, нужно срочно провести хорошо сфокусированную дискуссию по вопросам геополитической повестки дня.

Таким образом, что балканские государства, прежде всего, являются транзитными территориями по отношению к поставке основного коли-

чества газа для больших европейских потребителей, таких как Германия, Италия и Франция, для ЕС уже давно пора осознать реальность на данный момент и возможные будущие ограничения, чтобы сформулировать собственные реалистические проекты. Если нет, то можно с уверенностью сказать, что действительно важные инфраструктурные проекты не будут реализованными в ближайшем будущем, а некоторые из других участников на глобальном рынке, как Китай, например, в то же время получают дивиденды, так как связаны с ведущими поставщиками газа и реализуют жизнеспособные в долгосрочном плане газовые структуры.

Литература

1. Анохин М.Г., Гришин О.Е., Малек Т. Энергетическая политика ЕС в условиях глобализации: диверсификация или интеграция? // Безопасность Евразии. 2012. №1(43).

2. Глобальная энергетическая трансформация: экономика и политика / Под ред. С.В. Жукова. Москва: ИМЭМО РАН, 2018.

3. Доманов А.О. Энергетическая политика ЕС. Сентябрь-Ноябрь 2018 г. // Европейский Союз: факты и комментарии. 2019. №94.

4. Друэ М.В. «Энергетический поворот» в Германии: трансформация из формы социально-политических движений во второй половине XX века в основу государственной политики в области энергетики в начале XXI века // Вестник Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 25. №3.

5. Дуплей Г.Я., Русанова Г.В. Диверсификация рынка природного газа ЕС и международные бизнес процессы // XXIV международная научно-практическая конференция. МЦНС «Наука и просвещение». Пенза: 2019.

6. Зубович М. Инициатива «трех морей»: перспективы развития энергетического сектора в рамках хорватской внешней политики // Проблемы постсоветского пространства. 2019. Т.6. №1.

7. Койбаев Б.Г. Мировой нефтегазовый сектор в начале XXI в.: геополитические условия, основные акторы, социальные миссии // Вестник СевероОсетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2019. №1.

8. Кужелева К.С., Грачев Б.А. Энергетическая политика ЕС в области ВИЭ, энергоэффективности и внедрения новых ресурсосберегающих технологий // Региональная энергетика: безопасность и эффективность. 2018. №1.

9. Малек Т. Эволюция энергетической политики России и стран Евросоюза в условиях глобализации: автореф. ... к. полит. н. М.: РУДН, 2011.

10. Англия залага на шистовия газ. URL: https://www.dw.com/bg/%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D1%8F

-%D0%B7%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%B0-%D0%BD%D0%B0-%D1%88%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8F-%D0%B3%D0%B0%D0%B7/a-18068795 (дата обращения 02.03.2019).

11. Балканите - кошмарът на дипломацията. URL: https://www.dw.com/bg/%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B0%D0%B D%D0 % B8%D1%82 % D0%B5-

% D 0 % BA% D0%BE%D1 %88% D0%BC%D0 % B0%D1%80 % D1 %8A% D1%82-%D0%BD%D0%B0-

% D 0 % B4 % D0%B8%D0 % BF%D0 % BB%D0 % BE%D0 % BC% D0%B0%D1 %86 % D 0 %B8%D1%8F%D1%82%D0%B0/a-16048155 (дата обращения 10.03.2019).

12. Балканските страни: сьтрудничество и развитие. URL: http://export.government.bg/ianmsp/docs/%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC %D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8-

%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5/2012/03/22/b alkans.pdf , (дата обращения 10.02.2019).

13. Вьведоха в експлоатация Трансанадолския газопровод TANAP. URL:https://www.tvevropa.com/2018/06/vavedoha-v-eksploatatsiya-transanadolskiya-gazoprovod-tanap/ (дата обращения 12.03.2019).

14. Газопроводьт TAP си осигури 3.9 млрд. евро финансиране. URL:https://www.capital.bg/politika_i_ikonomika/bulgaria/2019/01/11/3373732_ga zoprovodut_tap_si_osiguri_39_mlrd_evro_finansirane/ (дата обращения 12.03.2019).

15. Газпром, грьцката ДЕПА и италианската Едисон подписаха за южния газов маршрут. URL: http://www.banker.bg/upravlenie-i-biznes/read/gazprom-gruckata-depa-i-italianskata-edison-podpisaha-za-iujniia-gazov-marshrut (дата обращения 12.03.2019).

16. Гиндев Е. Европейският сьюз, Русия и бъдещето на Европа // Нова Зора. 2007. Брой 47 - 27 ноември.

17. Заради взрива на газовия хъб в Баумгартен може да бъде спряна дос-тавката на руски газ за някои страни от Европа. URL:https://3e-news.net/%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82/%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0 % B0%D0 % B4%D0 % B8 -

%D0%B2%D0%B7%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B0-%D0%BD%D0%B0-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8F-

%D1%85%D1%8A%D0%B1-%D0%B2-

%D0%B1%D0%B0%D1%83%D0%BC%D0%B3%D0%B0%D1%80%D1%82%D0 %B5%D0%BD-%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5-%D0%B4%D0%B0-%D0%B1%D1%8A%D0%B4%D0%B5_58210 (дата обращения 12.03.2019).

18. Иран подкрепя концепцията за изграждане на газоразпределителен център "Балкан" в България. URL: https://www.me.government.bg/bg/news/iran-podkrepya-koncepciyata-za-izgrajdane-na-gazorazpredelitelen-centar-balkan-v-balgariya-2663.html (дата обращения 07.03.2019).

19. Компанията за осъществяване на Йонийско-Адриатическия газопровод (IAP) ще бъде създадена в края на месец май. URL: https://3e-news.net/%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0 % BF%D0%B0 % D0%BD%D0 % B8%D1 % 8F%D1%82 % D0%B0-

% D0%B7%D0%B0-

%D0%BE%D1%81%D1%8A%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D1 %8F% D0%B2%D0% B0%D0%BD%D0%B5- %D0%BD% D0%B0_67383 (дата обращения 12.03.2019).

20. Планът „Юнкер" в действие: възстановяване на инвестициите в Европа. URL: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache: Z4ZjjtVuehQJ:europa.eu/rapid/press-release_IP-18-6484_bg.pdf+&cd=2&hl=bg&ct=clnk&gl=ru (дата обращения 08.03.2019).

21. Пътят на коприната от Пекин до Прага. URL: https://news.bg/columnists/patyat-na-koprinata-ot-pekin-do-praga.html (дата обращения 18.03.2019).

22. Резолюция на Европейския парламент относно външната енергийна сигурност. URL:http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//TEXT+MOTION + B7-2009-0043+0+DOC+XML+V0//BG, (дата обращения 15.03.2019).

23. Технико-икономически аспекти при използването на втечнен приро-ден газ. URL: http://energy-review.bg/energy-statii.aspx?br=85&rub=903&id=556 (дата обращения 18.03.2019).

24. Трансадриатическия газопровод ще е готов до 2020 г. URL: https://www.mediapool.bg/transadriaticheskiya-gazoprovod-shte-e-gotov-prez-2020-g-news286010.html (дата обращения 12.03.2019).

25. Южният газов коридор е проект от стратегическо значение за енер-гийната сигурност на европейските граждани. URL: https://www.me.government.bg/bg/news/the-southern-gas-corridor-is-a-project-of-strategic-importance-for-the-energy-security-of-european-c-2204.html (дата обращения 14.03.2019).

26. DEPA at a glance. URL: https://www.depa.gr/company/?lang=en (дата обращения 12.03.2019).

27. Domnul Iulian-Robert Tudorache, secretar de stat în ministerul energiei a participât la ceremonia de inaugurare a gazoductului TANAP care a avut loc în data de 12 iunie a.c., pe teritoriul Republicii Turcia, în localitatea Eskisehir. URL:

http://energie.gov.ro/domnul-iulian-robert-tudorache-secretar-de-stat-in-ministerul-energiei-a-participat-la-ceremonia-de-inaugurare-a-gazoductului-tanap-care-a-avut-loc-in-data-de-12-iunie-a-c-pe-teritoriul-republicii/ (дата обращения 12.07.2019).

28. Edison S.p.A. URL: https://www.next-brands.com/edison/ (дата обращения 12.03.2019).

29. Grishin O.E., Avdeeva M.V., Kasems M.F. Energy cooperation between the US and the EU: political and economic aspects // Вопросы политологии. 2019. №5.

30. Transparent Trading with First-Class Service. URL: https://www.cegh.at/en/about-us/ (дата обращения 12.03.2019).

References

1. Anokhin M.G., Grishin O.E., Malek T. Energeticheskaya politika ES v usloviyah globalizacii: diversifikaciya ili integraciya? Bezopasnost' Evrazii. 2012. №1(43).

2. Global'naya energeticheskaya transformaciya: ekonomika i politika / Pod red. S.V. ZHukova. M.: IMEMO RAN, 2018.

3. Domanov A.O. Energeticheskaya politika ES. Sentyabr'-Noyabr' 2018 g. Evropejskij Soyuz: fakty i kommentarii. 2019. №94.

4. Drue M.V. «Energeticheskij povorot» v Germanii: transformaciya iz formy social'no-politicheskih dvizhenij vo vtoroj polovine XX veka v osnovu gosudarstvennoj politiki v oblasti energetiki v nachale XXI ve-ka. Vestnik Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. T.25. №3.

5. Duplej G.Y., Rusanova G.V. Diversifikaciya rynka prirodnogo gaza ES i mezhdunarodnye biznes processy. XXIV mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. MCNS «Nauka i prosveshchenie». Penza: 2019.

6. Zubovich M. Iniciativa «trekh morej»: perspektivy razvitiya ener-geticheskogo sektora v ramkah horvatskoj vneshnej politiki. Problemy postsovetskogo prostranstva. 2019. T.6. №1.

7. Kojbaev B.G. Mirovoj neftegazovyj sektor v nachale XXI v.: geopo-liticheskie usloviya, osnovnye aktory, social'nye missii. Vestnik Se-vero-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni K.L. Hetagurova. 2019. №1.

8. Kuzheleva K.S., Grachev B.A. Energeticheskaya politika ES v oblasti VIE, energoeffektivnosti i vnedreniya novyh resursosberegayushchih tekh-nologij. Regional'naya energetika: bezopasnost' i effektivnost'. 2018. №1.

9. Malek T. Evolyuciya energeticheskoj politiki Rossii i stran Evro-soyuza v usloviyah globalizacii: avtoref. ... k. polit. n. M.: RUDN, 2011.

10. Angliya zalaga na shistoviya gaz. URL: https://www.dw.com/bg/%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D1%8F -%D0%B7%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%B0-%D0%BD%D0%B0-

% D1%88%D0 % B8%D1%81 % D1%82%D0 % BE%D0%B2 % D0%B8%D1%8F-%D0%B3%D0%B0%D0%B7/a-18068795 (data obrashcheniya 02.03.2019).

11. Balkanite - koshmar"t na diplomaciyata. URL: https://www.dw.com/bg/%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B0%D0%B D%D0 % B8%D1%82 % D0%B5-

% D 0 % BA% D0%BE%D1 %88% D0%BC%D0 % B0%D1%80 % D1 %8A% D1%82-% D0%BD%D0%B0-

% D 0 % B4 % D0%B8%D0 % BF%D0 % BB%D0 % BE%D0 % BC% D0%B0%D1 %86 % D 0 %B8%D1%8F%D1%82%D0%B0/a-16048155 (data obrashcheniya 10.03.2019).

12. Balkanskite strani: s"trudnichestvo i razvitie. URL: http://export.government.bg/ianmsp/docs/%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC %D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8-

%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5/2012/03/22/b alkans.pdf (data obrashcheniya 10.02.2019).

13. V"vedoha v eksploataciya Transanadolskiya gazoprovod TANAP. URL:https://www.tvevropa.com/2018/06/vavedoha-v-eksploatatsiya-transanadolskiya-gazoprovod-tanap/ (data obrashcheniya 12.03.2019).

14. Gazoprovod"t TAP si osiguri 3.9 mlrd. evro finansirane. URL:https://www.capital.bg/politika_i_ikonomika/bulgaria/2019/01/11/3373732_ga zoprovodut_tap_si_osiguri_39_mlrd_evro_finansirane/ (data obrashcheniya 12.03.2019).

15. Gazprom, gr"ckata DEPA i italianskata Edison podpisaha za yuzhniya gazov marshrut. URL: http://www.banker.bg/upravlenie-i-biznes/read/gazprom-gruckata-depa-i-italianskata-edison-podpisaha-za-iujniia-gazov-marshrut (data obrashcheniya 12.03.2019).

16. Gindev E. Evropejskiyat s"yuz, Rusiya i b"deshcheto na Evropa. Nova Zora. 2007. Broj 47 - 27 noemvri.

17. Zaradi vzriva na gazoviya h"b v Baumgarten mozhe da b"de spryana dostavkata na ruski gaz za nyakoi strani ot Evropa. URL:https://3e-news.net/%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82/%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0 % B0%D0 % B4%D0 % B8 -

%D0%B2%D0%B7%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B0-%D0%BD%D0%B0-

%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8F-

%D1%85%D1%8A%D0%B1-%D0%B2-

%D0%B1%D0%B0%D1%83%D0%BC%D0%B3%D0%B0%D1%80%D1%82%D0 %B5%D0%BD-%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5-%D0%B4%D0%B0-%D0%B1%D1 %8A%D0%B4%D0%B5_58210 (data obrashcheniya 12.03.2019).

18. Iran podkrepya koncepciyata za izgrazhdane na gazorazprede-litelen cent"r "Balkan" v B"lgariya. URL: https://www.me.government.bg/bg/news/iran-podkrepya-koncepciyata-za-izgrajdane-na-gazorazpredelitelen-centar-balkan-v-balgariya-2663.html (data obrashcheniya 07.03.2019).

19. Kompaniyata za os"shchestvyavane na Jonijsko-Adriaticheskiya gazoprovod (IAP) shche b"de s"zdadena v kraya na mesec maj. URL: https://3e-news.net/%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0

% BF%D0%B0 % D0%BD%D0 % B8%D1 % 8F%D1%82 % D0%B0-%D0%B7%D0%B0-

%D0%BE%D1%81%D1%8A%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D1 % 8 F% D0%B2%D0 % B0%D0%BD%D0%B5-%D0%BD%D0%B0_67383 (data obrashcheniya 12.03.2019).

20. Plan"t „YUnker" v dejstvie: v"zstanovyavane na investicii-te v Evropa. URL: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache: Z4ZjjtVuehQJ:europa.eu/rapid/press-release_IP-18-

6484_bg.pdf+&cd=2&hl=bg&ct=clnk&gl=ru (data obrashcheniya 08.03.2019).

21. P"tyat na koprinata ot Pekin do Praga. URL: https://news.bg/columnists/patyat-na-koprinata-ot-pekin-do-praga.html (data obrashcheniya 18.03.2019).

22. Rezolyuciya na Evropejskiya parlament otnosno v"nshnata energijna sigurnost. URL:http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//TEXT+M0TI0N+B7-2009-0043+0+D0C+XML+V0//BG, (data obrashcheniya 15.03.2019).

23. Tekhniko-ikonomicheski aspekti pri izpolzvaneto na vtechnen priroden gaz. URL: http://energy-review.bg/energy-statii.aspx?br=85&rub=903&id=556 (data obrashcheniya 18.03.2019).

24. Transadriaticheskiya gazoprovod shche e gotov do 2020 g. URL: https://www.mediapool.bg/transadriaticheskiya-gazoprovod-shte-e-gotov-prez-2020-g-news286010.html (data obrashcheniya 12.03.2019).

25. YUzhniyat gazov koridor e proekt ot strategichesko znachenie za energijnata sigurnost na evropejskite grazhdani. URL: https://www.me.government.bg/bg/news/the-southern-gas-corridor-is-a-project-of-strategic-importance-for-the-energy-security-of-european-c-2204.html (data obrashcheniya 14.03.2019).

26. DEPA at a glance. URL: https://www.depa.gr/company/?lang=en (data obrashcheniya 12.03.2019).

27. Domnul Iulian-Robert Tudorache, secretar de stat in ministerul energiei a participat la ceremonia de inaugurare a gazoductului TANAP care a avut loc in data de 12 iunie a.c., pe teritoriul Republicii Turcia, in localitatea Eskisehir. URL: http://energie.gov.ro/domnul-iulian-robert-tudorache-secretar-de-stat-in-ministerul-energiei-a-participat-la-ceremonia-de-inaugurare-a-gazoductului-tanap-care-a-avut-loc-in-data-de-12-iunie-a-c-pe-teritoriul-republicii/ (data obrashcheniya 12.07.2019).

28. Edison S.p.A. URL: https://www.next-brands.com/edison/ (data obrashcheniya 12.03.2019).

29. Grishin O.E., Avdeeva M.V., Kasems M.F. Energy cooperation between the US and the EU: political and economic aspects. Voprosy politologii. 2019. №5.

30. Transparent Trading with First-Class Service. URL: https://www.cegh.at/en/about-us/ (data obrashcheniya 12.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.