Научная статья на тему 'Болгария - Россия: энергетика, бизнес и политика'

Болгария - Россия: энергетика, бизнес и политика Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
606
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛГАРИЯ / РОССИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ТРАНЗИТ / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Денчев К.

Подробно описав перипетии российско-болгарского энергетического диалога, К.Денчев высказывает убеждение, что углубление этого диалога откроет путь к обеспечению глобальной энергетической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Болгария - Россия: энергетика, бизнес и политика»

шшшодптптапп РАКУРС

"игр,

D/М "J^cu

К.Денчев

БОЛГАРИЯ - РОССИЯ: ЭНЕРГЕТИКА, БИЗНЕС И ПОЛИТИКА

Ключевые слова: Болгария, Россия, энергетическая политика, транзит, инфраструктурные проекты

Диалог между Болгарией и Россией по энергетическим вопросам не прекращается со времен падения СССР и распада мировой системы социализма. Взаимный интерес подталкивал Болгарию и Россию к энергетическому партнерству. Если Россия для Болгарии — главный источник энергии, то Болгария для России — один из самых коротких путей в страны Южной Европы. С появлением ряда общих нефтяных и газовых проектов Болгария может стать важным энергетическим коридором России в Европу. Однако после многих лет, прошедших с момента начала энергодиалога, складывается впечатление, что его результаты гораздо скромнее затраченных на их достижение усилий.

Болгарская

«перезагрузка

власти»

1 См. Джоева [Dzhoeva] 2009.

2 Помимо социалистов, в состав кабинета входили представители Национального движения «Симеон Второй» (НДСВ) и Движения за права и свободы (ДПС), отражавшего интересы мусульманского меньшинства (подробнее см. Денчев [Denchev] 2006: 154—167).

В июле 2009 г. болгарские избиратели решили «перезагрузить власть» и передали ее в руки новой партии. На парламентских выборах убедительную победу одержала правоцентристская партия «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ), получившая 39,7% голосов. По мнению некоторых экспертов, ее успех знаменовал собой конец «железного треугольника» (партия, бюрократия, крупный бизнес) и начало формирования новой политической структуры страны1. Правительство возглавил лидер ГЕРБ Б.Борисов.

Программа новой политической силы закодирована в ее названии. Главным приоритетом объявлена борьба с коррупцией и организованной преступностью. Большое внимание уделяется также модернизации государственной администрации и реформе судебной системы, медленные темпы которых вызывают недовольство европейских чиновников.

Победа ГЕРБ стала приговором курсу коалиционного левоцентристского кабинета во главе с социалистом С.Станишевым2, которого оппоненты называли «русским». И это не просто метафора. Станишев действительно русский по матери. Более того, родившись на территории бывшего Советского Союза, он до 1995 г. оставался гражданином России. На протяжении четырех лет (с августа 2005 г.) его правительство проводило дружественную по отношению к России политику, поддерживая стратегические проекты Москвы в энергетической сфере.

Не вызывает сомнений, что свой вклад в падение кабинета Стани-шева внесло разочарование в России как в поставщике энергоресурсов. Следует отметить, что Болгария полностью зависит от российского газа.

144

ТОЛПГГСТ № 1 (72) 2014

ШШШОАПТПШПП РАКУРС.

3 Newsweek. 26.01— 01.02.2009.

4 Стандарт (София) [Syandard (Sofya)]. 15.07.2009.

5 24 часа (София) [24 chasa (Sofija)]. 11.07.2009.

Болгария и «Газпром»

6 Труд (София) [Trud (Sofija)]. 15.03.1998.

Ни с Грецией, ни с Румынией, ни с Турцией, самым стабильным сейчас игроком на газовом рынке, ее газопроводы не связывают. Как следствие, страна оказалась в числе основных пострадавших от российскоукраинского газового конфликта в январе 2009 г. Надежды на помощь Евросоюза не оправдались. Не дали результата и визиты Станишева в Москву и Киев. Газовый кризис перерос в политический. По данным социологических опросов, отставки правительства хотели 70% болгар3.

Так или иначе, итоги выборов 2009 г. показали, что болгарские избиратели желают серьезных перемен. Но означало ли это курс на смену партнеров страны в энергетической сфере?

В одном из своих первых интервью в качестве премьер-министра Борисов косвенно коснулся и этого вопроса. Отметив, что «отношение прошлого правительства к России не может быть примером для подражания», он четко выразил свою позицию по поводу будущих энерготрасс: «Мы начинаем с самого важного проекта — „Южного потока“, как и с подписания соглашения по „Набукко“. Имеется редкий шанс, чтобы через территорию страны проходили два огромных газопровода. Почему через нашу территорию не должны проходить и „Южный поток“, и „Набукко“? Не могу найти никаких аргументов, мешающих этому»4.

Еще 10 июля 2009 г. лидер только что победившей на парламентских выборах партии направил письмо министру экономики и энергетики с требованием остановить все переговоры с Россией по новому договору о поставках газа, а также по строительству «Южного потока» и АЭС «Белене». Апеллируя к интересам болгарских налогоплательщиков, он потребовал разобраться, соответствуют ли данные проекты этим интересам5. Завершению подлежали лишь проекты с доказанной эффективностью.

Экспорт газа из бывшего СССР в Болгарию начался в 1974 г. На 1 января 1998 г. суммарный объем поставок превысил 111,1 млрд. куб. м. На рубеже 1997—1998 гг. ввиду завершения срока действия Ямбургско-го соглашения, заключенного еще в советские времена, встал вопрос об определении условий нового контракта. Специфика ситуации состояла в том, что возможности поменять экспортера у Болгарии, по существу, не было. В отсутствие трубопроводов для доставки газа из какой-либо иной страны ей все равно предстояло иметь дело с Россией.

Тем не менее российско-болгарские переговоры шли очень сложно и продолжались более полугода. Понимая стратегическую важность для России рынков Южной Европы, София пыталась добиться повышения тарифов на транзит и снижения расценок на поставляемый ей газ. «Газпром», и так продававший Болгарии газ по ценам на 10—15% ниже мировых при более высоких, по сравнению со среднеевропейскими, тарифах на транзит, категорически отказался пойти на подобные уступки6. В ответ на болгарские демарши Россия инициировала

ТОЛП1Г № 1 (72) 2014

145

ШЦШОАПТПтаПП РАКУРС.

7 Меморандум [Memorandum] 1998.

Софийский газовый саммит

переговоры с Турцией о прокладке газопровода по дну Черного моря в обход Болгарии. Эта тупиковая ситуация заставила стороны обратиться к поиску компромиссных решений, которые нашли свое воплощение в контрактах, подписанных в конце апреля 1998 г.

Параллельно с контрактами в Софии был подписан меморандум, в котором оговаривались условия и направления развития транзитной газопроводной сети. Болгарская сторона заявила, что гарантирует строительство и расширение мощностей для транспортировки природного газа в Турцию, Грецию, Сербию, Македонию и увеличение общей мощности транзитной системы через территорию Болгарии до 30 млрд. куб. м7.

Противостояние «Газпрома» и «Булгаргаза» по вопросам поставки российского газа в Болгарию и его транзита через болгарскую территорию в очередной раз подтвердило, что в газовом бизнесе точки повышенного напряжения связаны с уже имеющимися или потенциальными линиями трубопроводов. По сути дела речь шла о том, кто и сколько сможет заработать на контроле над транспортировкой каспийских и российских энергоресурсов, получив таким образом возможность влиять на соотношение спроса и предложения в различных сегментах энергетического рынка. Интерес российских нефтегазовых компаний, в том числе «Газпрома», к Болгарии объясняется не только привлекательностью самого болгарского рынка. Географическое положение Болгарии делает ее ключевым элементом экспортной стратегии «Газпрома». Располагая транзитными мощностями на ее территории, «Газпром» может экспортировать газ в Турцию, Македонию, Грецию, Албанию и (по подводному трубопроводу через Адриатическое море) в Италию.

В свою очередь, для Болгарии транзит энергоресурсов из России и Центральной Азии открывает путь к решению многих экономических проблем. Существенной составляющей транзитного потенциала страны является наличие у нее собственной инфраструктуры для транспортировки газа, нефтепродуктов и электроэнергии. Как правило, развитие транзитных возможностей имеющейся инфраструктуры требует значительных затрат и влечет за собой далеко идущие политические и экономические последствия для участвующих в соответствующих проектах государств. Транзит выступает не только в качестве бизнеса, вносящего свой вклад в ВВП, но и в качестве важного элемента международного позиционирования страны.

24—25 апреля 2009 г. в болгарской столице состоялся форум «Природный газ для Европы: безопасность и партнерство», в котором приняли участие 28 стран Европы, Центральной Азии и Серверной Америки. Поскольку большинство стран на этом мероприятии представляли главы государств и правительств, организаторы форума объявили его саммитом, хотя отсутствие на нем российского премьера В.Путина в какой-то мере понизило его статус.

146

TOAnir № 1 (72) 2014

ШЦШОАПТПтаПП РАКУРС.

8 Декларация [Deklaracija] 2009.

9 Росси [Rossi] 2009.

10 Цит. по: Зыгарь [Zygar’] 2009.

11 Salameh 2002.

12 Морнингстар [Morningstar] 2010.

В конечном счете уклонение Путина от поездки в Софию оказалось оправданным. В итоговой декларации саммита было подтверждено, что в основе европейской энергетической политики лежит Энергетическая хартия8, которую Россия отказывается ратифицировать, предлагая заменить новым соглашением. В Софии российские предложения даже не обсуждались — тем самым участники саммита дали понять, что, с их точки зрения, Хартия в пересмотре не нуждается.

Софийский газовый саммит, по сути, возродил к жизни проект «Набукко», который до этого многие, в том числе европейские, СМИ называли нежизнеспособным9. Строительство газопровода длиной 3300 км от турецкого города Эрзурума по территории Болгарии, Румынии и Венгрии до австрийского городка Баумгартена должно было начаться в 2012 г., но потом сроки запуска проекта сдвинулись на 2018 г. Расчетная стоимость «Набукко» составляла 7,9 млрд. евро.

В проекте «Набукко», нацеленном на уменьшение зависимости Западной Европы от российского газа, планировали принять участие болгарская государственная энергетическая компания «Булгаргаз», турецкая государственная компания Botaz, венгерская компания MOL, крупнейшая австрийская энергетическая компания OMV, немецкая энергетическая фирма RWE и румынская Transgaz. Примечательно, что в качестве официального советника проекта выступал бывший министр иностранных дел ФРГ Й.Фишер — политический тяжеловес, лоббировавший проект на межгосударственном уровне.

Позицию Соединенных Штатов по поводу проекта «Набукко» озвучил на саммите спецпредставитель президента США по Каспию Р.Морнингстар. «Мы будем помогать реализации этого проекта настолько, насколько это возможно», — заявил он, добавив, что США включатся в финансирование «Набукко» после того, как свою долю внесут европейские компании10. Стоит отметить, что Морнингстару уже приходилось выступать в качестве лоббиста прокладки трубопровода в обход России. Будучи спецпредставителем президента США по СНГ в администрации У.Клинтона, именно он вел ключевые переговоры о нефтепроводе Баку — Тбилиси — Джейхан. В тот период многие аналитики утверждали, что проект экономически нецелесообразен11, однако благодаря последовательной поддержке со стороны американских властей он был реализован.

США поддерживают не только «Набукко», но и весь «Южный энергетический коридор»12, призванный повысить энергетическую безопасность ЕС посредством диверсификации путей и источников поставки энергоносителей. По сути, речь идет о выстраивании маршрутов, связывающих европейских потребителей с энергоресурсами Центральной Азии и Ближнего Востока в обход России. «Набукко» далеко не единственный, хотя и важный элемент «Южного коридора». Есть еще, например, проект газопровода, соединяющего Турцию с Грецией и Италией.

Обосновывая на саммите преимущества «Южного потока» по сравнению с «Набукко», представители России ссылались на наличие

ТОАП1Г № 1 (72) 2014

147

ШШШОАПТПШПП РАКУРС.

13 Гривач [Grivach] 2009.

14 Декларация [Deklaracija] 2009.

у него реальной ресурсной базы, обеспеченной единой системой газоснабжения РФ. В связи с этим они предложили ЕС включить российский проект в число приоритетных (в этом случае он мог рассчитывать на финансирование со стороны Евросоюза)13.

В принятой по итогам саммита декларации не было упоминаний ни о «Южном потоке», ни о «Набукко». Вместе с тем в ней выражалась поддержка всех проектов, предполагающих прокладку газопроводов в направлении Южной Европы. Отмечая «геополитическую значимость Черноморского и Каспийского регионов для энергетической безопасности Европы, для диверсификации источников и маршрутов поставок газа», участники форума высказались в пользу реализации всей совокупности инфраструктурных проектов, нацеленных «на диверсификацию снабжения Европы углеводородами, с тем чтобы обеспечить энергетическую безопасность всем заинтересованным странам»14.

Таким образом, саммит в Софии отчетливо продемонстрировал глубокие расхождения между Россией и Европой по энергетическим вопросам. Борьба между Москвой и Брюсселем в сфере энергетики продолжается, причем о каком-либо сближении их позиций пока говорить не приходится. Россия и ЕС по-прежнему не могут договориться о судьбе Энергетической хартии и усиленно продвигают конкурирующие проекты газопроводов.

Российско-

болгарские

энергетические

проекты

Можно сказать, что парламентские выборы 2009 г. в Болгарии оказались очень некстати для Москвы. С правительством Станишева российское руководство вроде бы обо всем окончательно договорилось, но со сменой кабинета достигнутые соглашения оказались поставлены под вопрос.

После победы на выборах новый премьер Болгарии объявил о замораживании всех проектов энергетического сотрудничества с Москвой, ссылаясь на необходимость тщательного изучения подписанных договоров. Российская сторона решила выдержать паузу, понимая, что вновь сформированному правительству нужно перевести дух и, сбросив груз предвыборных эмоций, вникнуть в суть заключенных соглашений.

Продвижение в Болгарии одного из самых амбициозных энергетических проектов России — газопровода «Южный поток» — потребовало решения целого ряда политических и экономических проблем. Первоначальная договоренность о присоединении Болгарии к проекту была достигнута в июне 2007 г., во время встречи президента РФ Путина с президентом Болгарии Г.Пырвановым в столице Хорватии Загребе. Первые соглашения по «Южному потоку» стороны подписали в январе 2008 г. Болгария претендовала на контроль над 51% сухопутной части трубопровода, Россия же настаивала на пропорции 50 на 50 и в конечном итоге добилась желаемого.

На протяжении ряда лет важнейшей темой российско-болгарского энергетического диалога являлся проект трансбалканского нефтепрово-

де

ТШГЛТ № 1 (72) 2014

ШШШОАПТПШПП РАКУРС.

15 См., напр. Кръстев [Kr’stev] 2010.

да Бургас—Александруполис. Идея строительства такого нефтепровода как альтернативы танкерным перевозкам возникла еще в 1990-е годы, после введения Турцией (с 1 июля 1994 г.) нового порядка прохождения судов через Босфор и Дарданеллы, существенно ограничившего их тоннаж и количество. В июле 1994 г. две крупные греческие промышленные группы обратились к России и Болгарии с предложением протянуть нефтепровод из болгарского порта Бургас к греческому Александрупо-лису, что позволило бы экспортировать нефть, минуя Босфор и Дарданеллы. Проект, согласование которого растянулось более чем на 10 лет, был утвержден 15 марта 2007 г. Тогда же было подписано межправительственное соглашение о строительстве нефтепровода.

Учитывая давний греко-турецкий конфликт из-за Кипра и разграничения континентального шельфа в Эгейском море, у Греции, Болгарии и России появилась зона совпадения интересов. Но действия греков объяснялись не столько враждой с Турцией, сколько трезвым экономическим расчетом. Греция, владеющая крупнейшим в мире танкерным флотом, рассчитывает на участие в экспорте каспийской нефти на западные рынки. Введение в эксплуатацию нефтепровода позволило бы Софии и Афинам получать за счет транзита порядка 600—900 млн. долларов в год. Не следует также забывать, что Россия остается главным поставщиком нефти в Болгарию и обеспечивает 35% нефти, потребляемой Грецией. Что касается России, то ее заинтересованность в строительстве подобного газопровода объяснялась, в частности, тем, что около двух третей поставок российской нефти на Балканы идет через Босфор и Дарданеллы и из-за простоев, обусловленных политикой Турции в отношении проливов, российские нефтяники ежегодно теряют 700—750 млн. долларов. В то же время у проекта имелся и серьезный минус: двойная перегрузка с танкера, а затем снова на танкер неизбежно должна была сказаться на цене нефти.

Следует, впрочем, отметить, что Болгария не проявляла особой активности в продвижении проекта. Точка зрения ее руководства по этому вопросу постоянно менялась. Сначала болгарская сторона выступила с предложением построить в дополнение к трубопроводу нефтеперерабатывающий завод, хотя в Бургасе и так расположен крупнейший на Балканах НПЗ — «Лукойл Нефтохим». Затем на передний план стала выдвигаться экологическая составляющая проекта, на которую обращали внимание и эксперты15. Усомнившись в экологической безопасности нефтепровода, маршрут которого проходит через охраняемые природные территории, правительство Борисова фактически прекратило финансирование проекта.

Одна из наиболее сложных проблем российско-болгарского сотрудничества связана с развитием атомной энергетики. Еще в 70-х годы прошлого века в 5 км от болгарского города Козлодуя была построена атомная электростанция, которая не только обеспечивала внутренние потребности страны, но и превращала ее в ведущего экспортера электроэнергии на Балканах. Однако атомные реакторы советского образца

ТОЛП1Г № 1 (72) 2014

149

ШШШОАПТПШПП РАКУРС.

16 Кацаров [Kacarov] 2007: 51.

17 И действительно, после закрытия третьего и четвертого блоков АЭС проблемы с энергоснабжением стали испытывать Черногория, Босния и Герцеговина, Македония и Сербия.

18 Коммерсантъ [Kommersant].

28.02.2011.

19 Труд (София).

24.02.2011.

Кризис

взаимопонимания

не удовлетворяли установленным в Евросоюзе нормам безопасности, и при вступлении в ЕС Болгария была вынуждена закрыть четыре из шести энергоблоков АЭС «Козлодуй» (получив от Европейской комиссии компенсацию в размере 550 млн. евро). Оставшиеся два энергоблока были модернизированы и сейчас соответствуют требованиям ЕС16.

Было заранее понятно, что остановка четырех реакторов приведет к дефициту электроэнергии не только в самой Болгарии, но и на Балканах в целом17 и негативно скажется на доходах болгарского бюджета. Поэтому еще в декабре 2002 г., когда вопрос об остановке энергоблоков только обсуждался, болгарское правительство пришло к выводу о необходимости разморозить строительство АЭС «Белене», приостановленное более 10 лет назад. Это политическое решение долго не находило реализации, и лишь в 2005 г. был объявлен международный тендер на строительство, победителем которого стала дочерняя компания «Росатома» «Атомстройэкспорт» (совместно с французско-немецким альянсом «Арева» и «Сименс», однако их роль в рассматриваемом проекте незначительна).

Ключевая проблема проекта «Белене» заключалась в расхождениях по поводу его стоимости. По расчетам «Росатома», стоимость двухблочной АЭС не могла быть ниже 6,4 млрд. евро18, тогда как болгарское правительство считало, что она не должна превышать 5 млрд. евро19. Не добившись согласия российской стороны на подобную смету, в марте 2012 г. Болгария объявила о приостановке строительства.

В соответствии с заключенным контрактом, при отказе от проекта Национальная энергетическая компания Болгарии была обязана выплатить «Атомстройэкспорту» неустойку. Несмотря на периодически звучавшие угрозы, Россия довольно долго оттягивала предъявление ей своих претензий, что, по-видимому, было связано со стремлением сохранить восточноевропейский рынок, традиционно являющийся ключевым для российской атомной отрасли. Кроме того, будучи единственной российской станцией, строившейся в ЕС, «Белене» могла создать прецедент для будущих проектов.

В 2009 г., когда новый болгарский премьер впервые встретился со своим российским коллегой, складывалось впечатление, что они вряд ли когда-нибудь найдут общий язык. Однако после года колебаний и поиска новых параметров взаимодействия, казалось бы, наметились позитивные сдвиги. В ноябре 2010 г. в Софии в присутствии премьеров двух стран «Газпром» и Болгарский энергетический холдинг подписали соглашение о создании на паритетной основе совместного предприятия, которое займется подготовкой, финансированием, строительством и эксплуатацией болгарской части трубопровода «Южный поток».

Подписанное соглашение подтвердило взаимную заинтересованность сторон в обеспечении растущих потребностей Европы в природном газе. Участие Болгарии в проекте «Южный поток» свидетельствует

150

Т10ЛПГЛГ № 1 (72) 2014

ШШШОАПТПШПП РАКУРС.

2(0 Гриб, Зыгарь, Егикян [Grib, Zygar', Egikjan] 2009.

21 Данный статус присваивается Еврокомиссией ключевым проектам, направленным на обеспечение надежности поставок газа европейским потребителям.

22 Коммерсантъ [Kommersant’]. 16.11.2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 Этой точки зрения придерживается, в частности, зав. сектором Института энергетики и финансов С.Агибалов (http:// www.gazeta.ru/ business/2012/ 11/15/4855469.

shtml).

о своевременности и необходимости создания дополнительной инфраструктуры трансъевропейского масштаба. Проект имеет огромное значение как для Болгарии, так и для всего европейского энергетического рынка, и его реализация пойдет на пользу конечным потребителям не только в Болгарии, но и в Европе в целом. Главный материальный выигрыш Болгарии — будущий рост доходов от транзита. Если сейчас транзит приносит ей около 600 млн. евро, то в случае осуществления проекта ее прибыль увеличится до 2,5 млрд. евро.

В случае с «Южным потоком» обе стороны проявили лояльность, но пока это лишь договоренности. Впереди еще нелегкие переговоры с Брюсселем. Членство Болгарии в Евросоюзе вносит новые нюансы во взаимоотношения двух стран. Следуя политике ЕС, Болгария стремится диверсифицировать источники снабжения энергией, а также активизировать свое участие в энергетических проектах Объединенной Европы. Практическая реализация этих устремлений далеко не всегда соотносится с интересами России.

Дело в том, что некоторые аспекты «Южного потока» вступают в противоречие с так называемым третьим энергетическим пакетом, в соответствии с которым компаниям — продавцам энергоресурсов запрещено владеть соответствующими транспортными сетями. Это правило распространяется и на компании из третьих стран, работающие в ЕС, а значит — и на «Газпром»20. Чтобы тот мог сохранить за собой право на транзит, «Южный поток» должен получить статус трансъевропейской сети (TEN)21.

Завершив в ноябре 2012 г. все согласования по строительству газопровода «Южный поток», «Газпром» заключил с «Булгаргазом» десятилетний контракт, предусматривавший поставку в Болгарию 2,9 млрд. куб. м газа в год со скидкой в 20%. Комментируя данное решение, глава корпорации А.Миллер связал его со «стратегическим партнерством» двух стран в газовой сфере22. Однако многие российские аналитики трактуют уступчивость «Газпрома» иначе, рассматривая скидку на газ как плату за участие Болгарии в «Южном потоке»23.

Болгария последней присоединилась к «Южному потоку». Подписание ею окончательного инвестиционного решения по строительству проходящего по ее территории участка газопровода открывает возможность для начала непосредственной реализации проекта, основная нитка которого должна пройти по дну Черного моря через воды Турции, выйти в Болгарию и далее через Сербию, Венгрию и Словению — к Италии.

Ввод первой нитки мощностью 15,5 млрд. куб. м газа запланирован на конец 2015 г., начало поставок — на первый квартал 2016 г. Всего планируются четыре нитки общей мощностью 63 млрд. куб. м (достичь этого объема предполагается в 2018 г.). Предусмотрены также отводы в Хорватию, Македонию и Республику Сербскую.

Болгарский участок магистрали является ключевым для проекта. На суше он самый протяженный, и его цена составляет половину

ТОЛП1Г № 1 (72) 2014

151

ШШШОАПТПШПП РАКУРС.

24 http://www. rbcdaily. ru/2012/11/16/tek/ 562949985143266.

25 Российская газета [Rossijjskaja gazeta]. 24.01.2013.

26 24 часа (София) [24 chasa (Sofija)]. 30.03.2011.

27 Согласно болгарскому законодательству, референдум признается состоявшимся при явке не ниже, чем на последних парламентских выборах, а в выборах 2009 г. участвовало порядка 60% от общего числа избирателей.

28 Коммерсантъ [Kommersant’]. 30.04.2013.

стоимости всей сухопутной части трубопровода. По подсчетам президента консалтинговой компании East European Gas Analysis М.Кор-чемкина, суммарные расходы «Газпрома» (без учета вложений партнеров) на «Южный поток» и газопроводы, соединяющие Ямал с берегом Черного моря, превысят 35 млрд. евро. Эти гигантские вложения, считает эксперт, принесут не прибыль, а убытки, и «Южный поток» может привести к банкротству «Газпрома»24.

Тем не менее бывший вице-премьер и министр финансов Болгарии С.Дянков убежден, что «это очень важный проект и для России, и для Болгарии. Обе страны действительно заинтересованы в том, чтобы он оказался успешным. „Южный поток“ — отличная возможность показать, как нужно совместно работать над проектами, которые взаимовыгодны и хорошо проработаны»25.

Другой крупный проект — возведение АЭС «Белене», — как уже говорилось, был остановлен болгарскими властями под предлогом его нерентабельности. В стране зазвучали голоса о бессмысленности проекта в экономическом плане и сопряженных с ним политических рисках26.

Приводимые противниками «Белене» аргументы далеко не всем казались убедительными, и решение властей о свертывании ее строительства многие восприняли как политический демарш. В январе 2013 г. по инициативе оппозиционной Болгарской социалистической партии (БСП) в стране прошел референдум по поводу новой АЭС. В поддержку возобновления строительства «Белене» высказались 60,66% его участников, однако сам референдум был признан несостоявшимся, поскольку явка на него едва превысила 20%27.

27 февраля 2013 г. болгарский парламент проголосовал за окончательный отказ от строительства «Белене». Одновременно было принято решение о продлении сроков эксплуатации двух действующих блоков АЭС «Козлодуй» и строительстве еще одного. По мнению члена Болгарского энергетического форума А.Тасева, в такой ситуации единственный шанс для Болгарии избежать убытков состоял в том, чтобы заключить с Россией внесудебное соглашение, заплатить за поставленное оборудование и перепродать его третьей стороне либо использовать для новых блоков АЭС «Козлодуй»28.

Однако Москве и Софии не удалось договориться о сумме компенсации за срыв проекта, и спор перешел в судебную плоскость. Претензии «Атомстройэкспорта» к Национальной электрической компании Болгарии составляют 1,25 млрд. евро.

В марте 2013 г. Народное собрание Болгарии денонсировало соглашение о строительстве нефтепровода Бургас—Александруполис, сочтя его опасным для экологии черноморских курортов страны. Таким образом, единственным совместным российско-болгарским проектом в энергетической сфере, над которым ведется работа, остался «Южный поток».

152

Т10ЛПГЛГ № 1 (72) 2014

ШШШОАПТПШПП РАКУРС.

«Коммунальная

революция»

29 Цит. по: Ферзек [Ferzek] 2013.

30 Там же.

В феврале 2013 г. по всей Болгарии прошли массовые митинги протеста против коррупции во властных органах, растущей безработицы и резкого повышения тарифов на электроэнергию. Их участники требовали разорвать контракты с основными поставщиками электроэнергии на болгарском рынке — чешскими компаниями CEZ и Energo-Pro и австрийской EVN, выступающими в качестве посредников между Национальной энергетической компанией и конечным потребителем. Первым за неудачную энергетическую политику властей поплатился министр финансов С.Дянков — 18 февраля он был отправлен в отставку. Но протесты не утихали, и два дня спустя Борисов объявил об отставке всего кабинета.

В свое время болгары связывали надежды на лучшую жизнь со вступлением в ЕС. Надежды эти пока не оправдались. Возглавив правительство, Борисов обещал гражданам страны возместить потери от 20-тилетнего переходного периода, но вместо повышения благосостояния людей они стали еще беднее. В первый год премьерства Борисова были резко сокращены расходные статьи бюджета и придавлен налогами крупный бизнес. В ответ он взвинтил тарифы и цены. На второй год возроптал средний класс: работодатели заморозили либо снизили зарплаты. На третий — все остальные.

По мнению болгарского политолога И.Крастева, проводившаяся правительством Борисова политика экономии дала хорошие результаты, но в таких странах, как Болгария, «финансовая стабильность... приводит не к покою, а к политическим кризисам и социальным вос-станиям»29.

Отдельные финансовые показатели Болгарии действительно можно назвать образцовыми: бюджетный дефицит в 2011 г. снизился до 2%, размер государственного долга составляет всего 15% ВВП. Правительство научилось неплохо использовать европейские фонды, активно ведется строительство новых дорог. И МВФ, и ЕС не раз отмечали эти достижения Болгарии30. Однако другими необходимыми реформами, такими как реформа рынка труда и системы социального страхования, власти пренебрегли. Иностранные инвесторы действуют в Болгарии скорее сдержанно. За прошедшие годы были сокращены сотни тысяч рабочих мест, правительство заморозило пенсии и зарплаты госслужащих, отток рабочей силы из страны достиг рекордного уровня, и резко возросла абсолютная бедность.

Впрочем, высказывается и иная трактовка причин «коммунальной революции». Из-за чего начался бунт? Три формально никак не связанные между собой региональные компании вдруг одновременно удвоили-утроили тарифы ЖКХ, что само по себе предполагает некую скоординированную деятельность. Цель очевидна — спровоцировать массовый протест. Но для чего? В болгарском ТЭКе существует мощная олигархическая группировка, тесно связанная с российской сырьевой олигархией. Она была очень недовольна отказом кабинета Борисова от строительства АЭС «Белене» и сделала все, чтобы свалить его.

ТОЛП1Г № 1 (72) 2014

153

ШШШОАПТПШПП РАКУРС.

31 Болгарией [Bolgariejj] 2013.

32 Там же.

33 24 часа (София) [24 chasa (Sofija)].

3.04.2013.

«Реальная причина кризиса, — доказывает, в частности, болгарский политолог О.Минчев, — в монополизации экономики страны, а не в недостатке электроэнергии... В Болгарии нет недостатка в электроэнергии, есть даже переизбыток. Болгария производит ее на душу населения вдвое больше, чем Румыния или Турция... АЭС „Беле-не“ нужна не гражданам, а только местным олигархам и России... Этот проект глубоко коррупционный. Болгарская энергетическая олигархия, неоднократно... замеченная в связях с Россией, потратила на „Белене“ уже более миллиарда долларов... Этот проект очень дорогой для Болгарии и болгарского общества»31.

«Болгария является одной из немногих стран центральной и восточной Европы, где никогда не было структурной русофобии. Но этого недостаточно для развития тесных внешнеполитических связей», — подчеркивает Минчев32. Как отмечает бывший зам. председателя Союза демократических сил Болгарии Д.Абаджиев, «в болгарской энергетической политике существуют две диаметрально противоположные концепции — первая поддерживает энергетический монополизм России, а вторая выступает за относительно независимую энергетическую систему»33.

Разумеется, было бы большим преувеличением утверждать, что Россия — главный фактор болгарской политики. Болгария живет по законам ЕС, европейцы ее главные доноры и торговые партнеры. Парадокс в том, что нормы ЕС спровоцировали в Болгарии кризис демократии.

12 мая 2013 г. в Болгарии состоялись досрочные парламентские выборы. Казалось бы, прокатившиеся по стране акции протеста должны были отразиться на их результатах. Но не отразились. По-видимому, здесь сыграл свою роль феномен, который условно можно обозначить как «болгарский синдром». Речь идет о чувстве безнадежности, неверии в возможность каких-либо позитивных изменений в жизни, особенно с помощью выборов, скептическом отношении ко всем политикам без исключения. Подобные настроения присущи жителям многих стран, но в Болгарии они проявляются особенно остро. К избирательным урнам пришло не более 48% лиц, обладающих правом голоса. Явка оказалась самой низкой с 1989 г. Четырехпроцентный порог, необходимый для получения мандатов в Народном собрании, преодолели лишь четыре из 36 участвовавших в выборах партий (ГЕРБ, БСП, ДПС и ультранационалистическая «Атака»), и все они были представлены в парламенте прошлого созыва. Участники уличных протестов на выборы просто не явились.

На досрочных выборах 2013 г., как и в 2009 г., успешнее всего выступила ГЕРБ, набравшая 31,4% голосов (против 27,3% у БСП, 9,2% у ДПС и 7,6% у «Атаки»), однако три другие парламентские силы категорически воспротивились возращению Борисова на пост главы правительства. В результате мандат на формирование кабинета был вручен социалистам. Помимо них, в новое правительство вошли предста-

154

Т10ЛПГЛГ № 1 (72) 2014

ШШШОАПТПШПП РАКУРС.

Библиография

вители ДПС и ряд беспартийных деятелей. Премьером стал социалист П.Орешарски, в 2005—2009 гг. занимавший пост министра финансов в кабинете Станишева. Не исключено, что правительство Орешарско-го попытается возобновить строительство АЭС «Белене» (продолжение проекта было одним из основных предвыборных обещаний БСП) — но только после детального и комплексного анализа ситуации.

Здесь важно оставаться прагматиками и находить области взаимовыгодных двухсторонних деловых контактов. На все нужно время. Сотрудничество с Россией открывает для Болгарии массу возможностей, в том числе в сфере энергетики. Следует отметить, что в ноябре 2013 г. «Газпром» приступил к строительству самого протяженного и проблемного участка газопровода «Южный поток» на территории Болгарии, предоставив Болгарскому энергетическому холдингу кредит на прокладку трубы. Более того, в соглашение с Болгарией было вписано положение о допуске к газопроводу других поставщиков, на чем настаивал Евросоюз. Не вызывает сомнений, что данная уступка «Газпрома» связана с обострением отношений между Москвой и Киевом, еще больше усилившим интерес России к маршрутам транспортировки газа в обход Украины.

* * *

В контексте новой глобальной и региональной ситуации проблема энергоресурсов приобретает для Болгарии приоритетное значение. И здесь огромную роль играют отношения с Россией. Вне зависимости от характера и глубины экономических и политических сложностей, Болгария должна искать возможности для включения в крупные международные проекты. Участие в подобных проектах и Болгарии, и России придает энергетической дипломатии больший вес, открывая перед обеими странами поле для маневра в выборе вариантов доставки энергоресурсов с Востока на Запад. Это не только вопрос экономического роста и усиления внешнеполитических позиций, это задача более высокого порядка — создание условий для обеспечения глобальной энергетической безопасности.

«Болгарией правит кучка олигархов». 2013 // Газета.ги. 27.02 [«Bolgariejj pravit kuchka oligarkhov». 2013 // Gazeta.ru. 27.02] (http://www. gazeta.ru/politics/2013/02/27_a_4990193.shtml).

Гриб Н., Зыгарь М., Егикян С. 2009. «Газпрому» создали пакет проблем // Коммерсантъ. 23.04 [Grib N., Zygar’ M., Egikjan S. 2009. «Gazpromu» sozdali paket problem // Kommersant». 23.04].

Гривач А. 2009. Энергетический поток // Время. 27.04 [Grivach A. 2009. Ehnergeticheskijj potok // Vremja. 27.04].

Декларация от енергийната среща на върха в София. 25.04.2009. НДК «Природен газ за Европа — сигурност и партньор-

ТОЛПШ” № 1 (72) 2014

155

ШШШОАПТПШПП РАКУРС.

ство». — София [Deklaracija ot energijjnata sreshha na v’rkha v Sofija. 25.04.2009. NDK «Priroden gaz za Evropa — sigurnost i partn’orstvo». — Sofija].

Денчев К. 2006. Конец «царствования» Симеона Сакскобурггот-ского в Болгарии // Новая и новейшая история. № 2 [Denchev K. 2006. Konec «carstvovanija» Simeona Sakskoburggotskogo v Bolgarii // Novaja i novejjshaja istorija. № 2].

Джоева Т. 2009. Първите седем — не години, а дни // Труд (София). 3.08 [Dzhoeva T. 2009. P’rvite sedem — ne godini, a dni // Trud (Sofija). 3.08].

Зыгарь М. 2009. Nabucco наполнился американской поддержкой // Коммерсантъ. 27.04 [Zygar’ M. 2009. Nabucco napolnilsja ameri-kanskojj podderzhkojj // Kommersant». 27.04].

Кацаров Р. 2007. Транспортно-енергийни ресурси в Черномор-ския регион // Международни отношения (София). № 3 [Kacarov R. 2007. Transportno-energijjni resursi v Chernomorskija region // Mezhdunaro-dni otnoshenija (Sofija). № 3].

Кръстев Т. 2010. Танкери потапят Бургас — Александруполис // Стандарт (София). 4.08 [Kr’stev T. 2010. Tankeri potapjat Burgas — Alek-sandrupolis // Standart (Sofija). 4.08].

Меморандум «О дальнейшем развитии болгаро-российских отношений в области природного газа». 1998. — София [Memorandum «О dal’nejjshem razvitii bolgaro-rossijjskikh otnoshenijj v oblasti prirodnogo gaza». 1998. — Sofija].

Морнингстар Р. 2010. Мы поддерживаем не только Nabucco // Коммерсантъ. 9.12 [Morningstar R. 2010. My podderzhivaem ne tol’ko Nabucco // Kommersant’. 9.12].

Росси С. 2009. Русия ще продължи да е основен доставчик на газ за Европа // Труд (София). 24.04 [Rossi S. 2009. Rusija shhe prod’lzhi da e osnoven dostavchik na gaz za Evropa // Trud (Sofija). 24.04].

Ферзек К. 2013. Бунт в богадельне ЕС: Отставка правительства в Болгарии // SPIEGEL-online. 22.02 [Ferzek K. 2013. Bunt v bogadel’ne ES: Otstavka pravitel’stva v Bolgarii // SPIEGEL-online. 22.02] (www.pro-file.ru/article/bunt-v-bogadelne-es-otstavka-pravitelstva-v-bol-garii-74876).

Salameh M.G. 2002. The Caspian Is No Middle East // Minerals and Energy. Vol 17. № 2.

156

ТШГЛТ № 1 (72) 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.