Научная статья на тему 'Энергетический потенциал Республики Крым: Состояние, перспективы и проблемы преодоления внешних санкций'

Энергетический потенциал Республики Крым: Состояние, перспективы и проблемы преодоления внешних санкций Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
845
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
энергетика / Крым / санкции / нефтегазовый комплекс / электроэнергетика / альтернативная энергетика / nergy / Crimea / sanctions / oil and gas complex / electric power / alternative energy
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Е Шавина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Энергетический потенциал Республики Крым: Состояние, перспективы и проблемы преодоления внешних санкций»

АНАЛИТИКА

УДК 339 Е. ШАВИНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии и истории экономической науки РЭУ им. Г. В. Плеханова, старший научный сотрудник отдела экономических исследований Института стран СНГ SPIN-код: 7310-5921 e-mail: [email protected]

Ключевые слова:

энергетика, Крым, санкции, нефтегазовый комплекс, электроэнергетика, альтернативная энергетика

E. SHAVINA,

candidate of economic sciences, associate professor of the department of political economy and history of economic science Russian Plekhanov University of Economics, Senior Researcher of the Economic Resech Department of the Institute of CIS Countries

Keywords:

nergy, Crimea, sanctions, oil and gas complex, electric power, alternative energy

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ: СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВНЕШНИХ САНКЦИЙ

Часть 1. Состояние и перспективы развития топливно-энергетического комплекса Республики Крым

Состояние и перспективы использования энергетического потенциала Крыма интересны тем, что Республика Крым и город Севастополь после их возвращения в состав Российской Федерации в 2014 г. зависели от поставок топливно-энергетических ресурсов с Украины, прежде всего электроэнергии. Проводимые в 2014—2017 гг. мероприятия по устранению этой зависимости принесли значимые результаты, однако на настоящий момент ещё сохраняются проблемы с надежным и безаварийным энергоснабжением полуострова.

Как утверждает министр топлива и энергетики Республики Крым С. Колобов, «при условии достаточного финансирования топливно-энергетический комплекс Республики Крым способен полностью закрыть потребности полуострова»1.

Российское правительство стремится создать возможность устойчивого развития всех секторов экономики и социальной сферы Крыма. Важнейшей отраслью экономики Республики, несомненно, является топливно-энергетический комплекс, стабильная работа которого и определяет возможность устойчивого развития региона. ТЭК Крыма складывается из двух основных составляющих — электроэнергетики и нефтегазового комплекса.

Электроэнергетика Крыма: общая характеристика и особенности

Исторически сложилось, что электроэнергетический комплекс Крыма всегда был зависимым от внешних поставок электроэнергии. На полуострове имеются собственные генерирующие мощности, работающие на традиционных видах топлива — это четыре теплоэлектроцентрали небольшой мощности.

Симферопольская ТЭЦ является самой крупной в Крыму. Она была построена в 1958 г. и работала первоначально на угле, затем на мазуте, а с 1984 г. была пущена в эксплуатацию газотурбинная установка ГТУ-100—750—3М мощностью 100 МВт, в 1986 г. — вторая такая установка. Станция ежегодно вырабатывает более 600 млн кВт-ч электрической и более 300 тыс. Гкал тепловой энергии, обеспечивая теплом и горячей водой 20 тыс. жителей посёлков Комсомольское, Аэрофлотское, Грэсовский, Молодёжное, предприятия стройиндустрии и тепличные хозяйства, а в течение отопительного сезона тепло с неё подается и в Симферополь.

Камыш-Бурунская ТЭЦмощностью 30 МВт построена в октябре 1937 г. с целью обеспечить производственным паром железорудный комбинат и судостроительный завод. В 2004 г. были выполнены работы по переводу Камыш-Бурунской ТЭЦ с угля на газообразное топливо, в результате чего КПД станции увеличился на 4—5% и на 95% сократились выбросы шлаков и продуктов сгорания (с 9100 до 300 т в год). До того момента ТЭЦ являлась крупнейшим загрязнителем окружающей среды на полуострове.

Севастопольская ТЭЦ — старейшая в Крыму, введена в эксплуатацию в январе 1937 г. В 90-х годах она была важным звеном теплоснабжения населения и организаций Нахимовского и Балаклавского районов г. Севастополя, снабжая

теплом и горячей водой 27 тыс. жителей города, а также г. Инкермана и посёлка Сахарная Головка. В настоящее время установленные мощности ТЭЦ составляют: электрическая — 33 МВт, тепловая — 153,3 Гкал/ч. Станция работает на природном газе.

Саакская ТЭЦ была введена в эксплуатацию в 1955 г., первоначальная электрическая мощность составляла 6 МВт, а после завершения реконструкции в 2011 г. мощность генерации была увеличена до 20 МВт, теплоэнергии вырабатывается до 70 тыс. Гкал в год2.

Вместе с тем суммарная выработка электроэнергии на всех крымских ТЭЦ ещё в советский период составляла не более 10% от её потребности. Для решения этой проблемы в конце 60-х годов руководством СССР было принято решение о строительстве на полуострове Крымской атомной электростанции.

Строительство было начато в 1975 г. Проектная мощность первой очереди станции составляла 2000 МВт (два энергоблока) с возможностью дальнейшего увеличения до 4000 МВт. Неблагоприятная экономическая ситуация в стране и катастрофа на четвёртом энергоблоке Чернобыльской АЭС привели к тому, что к 1987 г. строительство было сначала приостановлено, а в 1989 г. окончательно прекращено. На момент остановки работ готовность первого энергоблока составляла 80%, второго — 18%.

Таким образом, после закрытия строительства Крымской АЭС проблема энергодефицитности Крыма так и осталась нерешённой. Следует отметить, что суммарная генерация электроэнергии на ТЭЦ существенно, тем не менее уровень производства электроэнергии советских времён (1990 г.) был превзойдён лишь в 2010 г.

Уникальное географическое положение Крымского полуострова и его климатические условия создали предпосылки для развития возобновляемой энергетики.

Ветровая энергетика. Исходя из природных условий, Крым обладает сравнительно мощным ветропотенциалом. На половине территории полуострова средняя скорость ветра превышает 5 м/с. Даже несмотря на недостатки ветроэнергетики (высокая стоимость, непостоянство и неравномерность, сравнительно низкая интенсивность, высокий уровень шума, вибрация, инфразвуковые потоки, помехи теле- и радиосигналам и т. д.), для таких традиционно курор-тно-рекреационных регионов, как Крым, строительство ветропарков является неплохой перспективой увеличения объёмов производимой электроэнергии.

Первые ветроэлектростанции (ВЭС) небольшой мощности были построены в Крыму ещё в советское время. Первой промышленной ветроустановкой

на территории полуострова стал установленный в Балаклаве в 1931 г. экспериментальный ветроагрегат мощностью 100 кВт, разработанный под руководством изобретателя Ю. Кондратюка и вырабатывавший электроэнергию для трамвайной линии Балаклава —Севастополь. Однако во время Великой Отечественной войны он был разрушен.

Кроме того, в 30-е годы Кондратюком проектировалось строительство Крымской ВЭС на плато Бедене-Кыр в 4 км к северу от вершины горы Ай-Петри. Предполагалось возведение железобетонной 165-метровой мачты на высоте 1324 м над уровнем моря, где среднегодовая скорость ветра достигает 89 м/с, на которой должны были размещаться два трехлопастных пропеллера-ветродвигателя диаметром 100 м. Проектная мощность станции составляла 24 МВт. По тем временам это был грандиозный проект. Для сравнения: в США, где ветроэнергетика получила очень широкое распространение, первая ВЭС появилась в 1941 г. мощностью всего лишь 1,25 МВт.

На рубеже ХХ и XXI столетий вопрос использования энергии ветра для производства электроэнергии в Крыму снова стал актуальным. В 1993 г. в районе залива Донузлав была запущена в эксплуатацию ветроэлектростанция, использующая ветроагрегаты иЗШ-56—100 мощностью по 100 кВт, изготовленные на днепропетровском заводе «Южмаш» по американской лицензии. К середине 2001 г. был установлен 101 ветроагрегат общей мощностью 10,9 МВт. За сутки электростанция может вырабатывать от 10 тыс. до 100 тыс. кВт-ч в зависимости от погодных условий.

В последующие годы были построены и начали производить электроэнергию и другие ветроэлектростанции: Сакская ВЭС, Восточно-Крымская ВЭС (г. Щёлкино Ленинского района), Тарханкутская ВЭС и др. В настоящее время на полуострове вырабатывают электроэнергию семь ВЭС общей установленной мощностью 68 МВт, общей производительностью более 46 млн кВт-ч электроэнергии в год (3,5% от общей выработки энергии в Крыму и 0,6% от общего её потребления)3. Кроме того, в 2013 г. была построена и находится в опытно-промышленной эксплуатации Останинская ВЭС установленной мощностью 25 МВт. Заявлены к реализации и другие проекты строительства новых ВЭС на территории республики.

Солнечная энергетика. Республика Крым обладает высоким энергетическим потенциалом солнечной энергии. Его использование может стать одной из реальных возможностей сокращения объёмов потребления традиционных топливно-энергетических ресурсов (нефти, природного газа, угля), запасы которых постоянно истощаются. Климатические условия в Крыму благопри-

ятны для использования энергии солнца. Энергия солнечной радиации за один среднегодовой солнечный день составляет в Крыму 4 кВт-ч на 1 кв. м, а в летние дни — по 6—6,5 кВт-ч, т. е. 1,5 МВт/ч за год на каждый квадратный метр. Учитывая, что солнечных дней в Крыму более 300, это создаёт хорошие возможности для развития гелиоэнергетической отрасли. На постсоветской территории Крым, исключая некоторые районы Кавказа и Средней Азии, получает наибольшее количество солнечной энергии. Неслучайно именно здесь в 1986 г. была построена первая в мире экспериментальная солнечная электростанция башенного типа мощностью 5 МВт в г. Щёлкино Ленинского района. Эта станция должна была быть резервным источником электричества для Крымской АЭС. До своей остановки в начале 90-х годов она выработала около 2 млн кВт-ч электроэнергии. После распада СССР, проработав несколько лет, она была закрыта за ненадобностью и отсутствием финансирования.

Второе рождение солнечная энергетика в Крыму получила уже в нынешнем столетии. В 2010—2012 гг. в Крыму были построены четыре солнечные фотоэлектрические станции общей мощностью 227,5 МВт, в том числе СЭС «Родниковое» (7,5 МВт), СЭС «Митяево» (32 МВт), СЭС «Охотниково» (82 МВт), СЭС «Перово» (106 МВт). К тому же СЭС «Перово» на момент запуска в эксплуатацию стала самой мощной в мире, обогнавшей считавшийся до того самым крупным солнечный парк «Сарния» в Канаде (97,5 МВт). Это позволило России войти в десятку рейтинга крупнейших солнечных парков мира.

В 2013 г. была построена и находится в опытно-промышленной эксплуатации СЭС «Николаевка» мощностью 69,7 МВт. Таким образом, суммарная установленная мощность солнечных станций в Крыму доведена до 297 МВт. Общая выработка электроэнергии на СЭС составила в 2013 г. 297 млн кВт-ч (26% от общей выработки энергии в Крыму и почти 5% от общего её потребления с учётом г. Севастополя).

К сожалению, общим недостатком как гелио-, так и ветроэнергетики является высокая затратность таких проектов. Согласно общемировой практике, 1 кВт солнечной энергии обходится существенно дороже, чем её производство традиционным путём. Зарубежный опыт показывает, что солнечная энергетика в принципе не может развиваться самостоятельно, без поддержки государства. И эту поддержку производители солнечной энергии получали со стороны украинского государства в виде так называемого «зелёного тарифа». Суть его состоит в том, что государство закупает электроэнергию, производимую экологически чистым способом, по более высокой цене, при этом к потребителям она поступает вместе с обычной электроэнергией по той же цене. Ставка «зелёных тарифов» зависит от способа, которым произведена электроэнергия, — с использованием ветра, солнца, биотоплива и т. д. Возможно, стоит подумать об аналогичных мерах поддержки со стороны российского государства в тех регионах, где экологическая целесообразность выше экономической (например, в курортных зонах).

В эксплуатации крымской энергосистемы находятся почти 1,5 тыс. км ЛЭП напряжением 220—330 кВ и 15 подстанций напряжением 220—330 кВ, начата реализация программы по реконструкции действующих и строительству новых объектов, которая предусматривает внедрение элегазового и вакуумного оборудования, полимерной изоляции, микропроцессорных и цифровых устройств релейной защиты и противоаварийной автоматики и т. д. С целью повышения пропускной способности реконструировались воздушные линии электропередачи и подстанции как на магистральных, так и на распределительных электрических сетях. Безусловно, вопрос дальнейшей реконструкции электросетей остаётся более чем актуальным, поскольку без его решения невозможно обеспечить не только прирост производства электроэнергии на полуострове, но и стабильное и качественное электроснабжение потребителей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что энергосистема Крыма является дефицитной, о чём можно судить по статистическим данным Росстата за 2014—2017 гг. (табл. 1). В Крыму расположены 4 газовые ТЭЦ (Симферопольская, Севастопольская, Камыш-Бурунская и Сакская) небольшой мощности (суммарно 161 МВт) и несколько малых ТЭЦ при предприятиях. Ранее в режиме максимума нагрузки более 90% необходимой мощности Крым получал от энергосистемы Украины по четырём магистральным ЛЭП мощностью 220—330 кВ.

Также присутствует альтернативная энергетика (ветровые и солнечные электростанции): на полуострове есть 7 ВЭС общей мощностью около 85 МВт и 6 СЭС — более 400 МВт. Сейчас потребление электроэнергии обеспечивается за счёт собственной генерации, 19 мобильных газотурбинных электростанций (ГТЭС), перебазированных в Крым в 2014—2017 гг. (суммарной мощностью 427,5 МВт), и перетока мощности со стороны ОЭС Юга России по новому энергомосту (800 МВт)4. Однако указанный объём не может обеспечить безаварийное энергоснабжение полуострова.

Пиковое потребление в Крыму растёт: зимний максимум в 1427 МВт был зафиксирован 30 января 2017 г., летний максимум в 1249 МВт — 7 августа 2017 г. При превышении потребления мощности более 1405 МВт предусмотрен перевод части потребителей на децентрализованное энергоснабжение от дизель-генераторных установок суммарной установленной мощностью около 122 МВт.

Основным источником финансирования мероприятий по устранению сетевых ограничений, созданию собственной генерации и обеспечению надёжного и бесперебойного электроснабжения потребителей Крымского полуострова являются бюджетные средства, предусмотренные Федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя

4 Энергообеспечение Крыма: промежуточные итоги // URL: http://ac.gov.ru/files/publication/ a/15796.pdf

Таблица 1

Производство и потребление электроэнергии в Крыму, млн кВт-ч

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Производство — всего 1319,7 1632,9 2813

Республика Крым 1190,3 1496,3 2328,7

г. Севастополь 129,4 136,6 484,3

Потребление — всего 7230,5 6768,2 6997,5

Республика Крым 5824 5514,2 5678,3

г. Севастополь 140,5 1254 1319,2

до 2020 г.»5 — ФЦП). В рамках ФЦП запланировано строительство электросетевых объектов на территории Крыма, кабельного перехода через Керченский пролив для энергомоста Российская Федерация — полуостров Крым и электросетевых объектов на территории ОЭС Юга для выдачи мощности в энергосистему Крыма (рис. 1). ФЦП также предусматривает строительство и модернизацию объектов по производству электрической и тепловой энергии, прежде всего двух новых газовых ТЭС — Севастопольской и Симферопольской (суммарной мощностью 940 МВт). Ввод объектов энергомоста и новых ТЭС позволит обеспечить потребление мощности в Крымской энергосистеме 1985 МВт без привлечения генерации мобильных ГТЭС и дизель-генераторных установок.

На сегодняшний день в рамках ФЦП завершено строительство и ввод в эксплуатацию объектов I и II этапа строительства электросетевого энергомоста Российская Федерация — полуостров Крым. Ранее предполагалось, что первый блок Севастопольской ТЭС сдадут к 1 декабрю 2017 г., пуск второй очереди был намечен на I квартал 2018 г., однако из-за проблем с поставками иностранного оборудования ввод в эксплуатацию новых ТЭС был отложен. Таким образом,

5 Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 г.» // URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/ View/2016/429

Рис. 1. Схема обеспечения энергоснабжения полуострова Крым

наиболее важным для повышения устойчивости функционирования крымской энергосистемы является своевременность завершения мероприятий по строительству и реконструкции генерирующих и электросетевых объектов.

Нефтегазовый комплекс: потенциал самообеспечения углеводородами

Республика Крым обладает значительным потенциалом углеводородного сырья, добыча которого ведётся уже не один десяток лет. По данным Минприроды России, на момент присоединения Крыма к России запасы газа составляли 165,3 млрд куб. м, нефти — 47 млн т, газового конденсата — 18,2 млн т. Сейчас в разработке, которую ведёт ГУП РК «Черноморнефтегаз», 9 месторождений, при этом 99% объёма добычи приходится на шельф6.

Первое месторождение природного газа в Крыму с промышленными запасами было открыто в ноябре 1960 г. В 1965 г. было подготовлено к разработке Глебовское месторождение газа, которое оценивалось как целостное, компактное, с хорошими свойствами для разработки и с объёмом запасов 4,6 млрд куб. м. Первый «морской» газ был получен бригадой П. Годованца (его имя сейчас

6 Энергообеспечение Крыма: промежуточные итоги // URL: http://ac.gov.ru/files/publication/ a/15796.pdf

носит одна из современнейших самоподъёмных плавучих буровых установок пятого поколения) в ноябре 1973 г. на платформе «Стрелковая-16» глубиной бурения 600 м.

Ведущим добывающим предприятием является ГУП РК «Черноморнефтегаз». В его производственной базе имеются четыре самоподъёмные плавучие буровые установки, пять морских стационарных платформ, три блок-кондуктора, две технологические платформы, подземное хранилище газа активной вместимостью 1 млрд куб. м, технологический флот в количестве 23 ед. База бурения и обустройства может принимать суда дедвейтом до 10 тыс. т.

На сегодняшний день разведано 43 месторождения углеводородов, 17 из которых расположены на шельфе Чёрного и Азовского морей. По оценке экспертов, углеводородные ресурсы Чёрного и Азовского морей составляют более 1,6 млрд т условного топлива, при этом треть донных запасов нефти, газового конденсата и природного газа приходится на мелководье.

Северо-западная часть шельфа Чёрного моря (преимущественно мелководный регион с глубинами 30—100 м) — регион основной производственной деятельности ГУП РК «Черноморнефтегаз» по добыче природного газа и газового конденсата. Сегодня здесь разрабатываются четыре месторождения: Архангельское и Одесское газовые, Голицынское (открыто в 1974 г.) и Штормовое газоконденсатные. В стадии освоения — Безымянное газовое месторождение. Всего в регионе открыто восемь газовых и газоконденсатных месторождений, обнаружено немало высокоперспективных структур.

Южная и западная части шельфа Азовского моря перспективны на открытие и освоение месторождений природного газа. В этом районе разрабатываются три газовых месторождения: Стрелковое (1970 г.), Восточно-Казантипское (2002 г.) и Северо-Булганакское (2004 г.). Планируется проведение геологоразведочных работ на перспективных структурах.

Прикерченский участок шельфа Чёрного моря (глубина моря варьируется в пределах 30—500 м) — наименее изученный среди трёх приоритетных секторов. Его перспективность подтвердило открытие в 2006 г. нефтяного месторождения Субботина. Также обнаружены ещё восемь высокоперспективных структур.

Непосредственно на территории Крымского полуострова находятся 26 месторождений углеводородного сырья, из них: шесть нефтяных, четыре газонефтяных, четыре газоконденсатных, 12 газовых. Суммарные запасы всех месторождений составляют: по природному газу — 59 млрд куб. м, газовому конденсату — 1231 тыс. т, нефти — 2,5 млн т. При этом в опытно-промышленной разработке находятся практически все нефтяные месторождения7.

7 Михеева Т. Н. Экономическое развитие Крыма после интеграции // URL: http://ekonomika. snauka.ru/2015/11/10081

В настоящее время в ГУП РК «Черноморнефтегаз» разрабатываются производственная и инвестиционная программы на ближайшие годы. Их главной задачей станет обеспечение энергетической безопасности Республики Крым за счёт наращивания объёмов добычи углеводородов, развития ресурсной базы, модернизации и развития производственных мощностей добычи, транспортировки и хранения сырья. С учётом специфики морской добычи для реализации этих программ предприятию необходимы государственные преференции, в том числе в сфере налогообложения.

Крым располагает развитой газотранспортной системой пропускной способностью 12,4 млн куб м природного газа в сутки, протяжённость магистральных газопроводов и газопроводов-отводов составляет 1,7 тыс. км, в том числе морских трубопроводов — 435 км, 65 газораспределительных станций, протяженность распределительных газопроводов высокого, среднего и низкого давления составляет 11,7 тыс. км.

Уровень газификации природным газом в Крыму составляет 74%, в том числе в городах и поселках городского типа — 86,4%, в сёлах — 47%. В Восточном Крыму в сельских населённых пунктах этот показатель отстаёт от среднего по республике. Это связано с тем, что магистральный газопровод «Джанкой — Феодосия — Керчь», являющийся источником газификации региона, был введен в эксплуатацию лишь в 1999 г. (в целом в Крыму газификация началась ещё в 1967 г.). Остаются негазифицированными природным газом один город (г. Алупка) и 586 сельских населённых пунктов 8.

Ранее около трети поставок природного газа составляли поставки с Украины. К 2014 г. ГУП РК «Черноморнефтегаз» увеличило добычу, обеспечив потребление природного газа на полуострове за счёт собственных ресурсов, и до конца 2016 г. источником газоснабжения потребителей Крыма являлся исключительно газ, добываемый этой компанией. Однако после 2018 г. ожидается падение объёмов собственной добычи вследствие истощения действующих месторождений. Для компенсации выпадающих объёмов, а также в связи со строительством новых объектов генерации электроэнергии, работающих на природном газе, в 2015—2016 гг. в рамках мероприятий ФЦП с опережением графика был построен и введён в эксплуатацию магистральный газопровод Краснодарский край — Крым протяженностью 359,8 км для подачи газа с материковой части России (мощностью 2,2 млрд куб. м в год). Общий уровень газификации населённых пунктов Республики Крым природным газом на январь 2017 г. составлял 73,4%. Кроме того, сжиженным углеводородным газом газифицировано 25,2%. В сёлах и посёлках, входящих в состав г. Севастополя, уровень газификации

8 Михеева Т. Н. Экономическое развитие Крыма после интеграции // URL: http://ekonomika. snauka.ru/2015/11/10081

на июль 2015 г. был ниже 20%, в самом Севастополе — около 80%. Потребление природного газа на полуострове имеет тенденцию к ежегодному росту (табл. 2). Помимо резкого увеличения потребления газа новыми ТЭС к 2022 г. планируется повышение уровня газификации населённых пунктов природным газом до 76,9%, газификация сёл и посёлков г. Севастополя до 98%, а также развитие рынка газомоторного топлива.

Таким образом, с вводом газопровода Краснодарский край — Крым проблемы газоснабжения потребителей полуострова были решены, в том числе с учётом перспективного увеличения потребления этого ресурса.

Перспективы добычи углеводородов в Крыму в условиях санкций

Добыча нефтяного сырья в Крыму незначительна и имеет тенденцию к сокращению. В 2016 г. ГУП РК «Черноморнефтегаз», по данным ФГБУ «Центрального диспетчерского управления ТЭК», добыло 51,1 тыс. т нефтяного сырья (88,3% к 2015 г.), а по итогам 10 месяцев 2017 г. объём ещё сократился — до 90,8% к уровню 2016 г. С учётом отсутствия перерабатывающих мощностей весь объём нефтепродуктов на территорию полуострова завозится с материковой части России, причём в основном по железной дороге. Годовое потребление моторного

Таблица 2

Добыча и потребление газа в Крыму, млн куб. м.

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Добыча 1650,7 1977,0 1843,6 1664,8 1663,4* 1682,4*

Потребление, всего 1654,3 1689,4 1777,6 2021,6 2125,2 2599,2

в Республике Крым 1438,9 1478,1 1551,7 1722,0 1825,2* 2298,8*

в г. Севастополе 215,4 211,3 225,9** 299,6** 300,0** 300,4**

* Прогноз по данным государственной программы Республики Крым.

** Плановая величина объема транспортировки газа по ГРС.

топлива в Крыму в 2014 г. оценивалось: по бензину — около 215 тыс. т, по дизто-пливу — 830 тыс. т. На топливном рынке Крыма функционирует несколько сетей АЗС без явно доминирующего субъекта, всего на полуострове около 460 АЗС. Есть несколько нефтебаз, включая крупнейшую из них — Феодосийскую, с ре-зервуарным парком объёмом до 300 тыс. т хранения и мощностью перевалки около 12 млн т в год. Особое внимание ФАС России и властей Крыма к проблеме ценообразования привело к сокращению наблюдаемого ранее значительного разрыва в ценах на топливо с соседними регионами, который достигал 10%.

Нефть в Крыму добывать можно, но это рискованно, считает президент Союза нефтегазопромышленников России Г. Шмаль. По его словам, на полуострове не такие богатые нефтяные запасы, чтобы ради их добычи создавать угрозу экологии курортного региона. «В Крыму есть некоторые перспективы, но что касается нефти, я считаю, этого вообще делать не следует, учитывая совершенно уникальную природу Крыма. Что-нибудь случится, и мы можем угробить такую уникальную красоту. У нас есть достаточно других мест, где мы можем добывать нефть»9.

В настоящее время на полуострове добывают преимущественно природный газ, и то в количествах, недостаточных для перехода Крыма на газовое самообеспечение. Поставка топлива с материка в Крым осуществляется как в настоящее время, так и будет производиться в следующем году, чтобы покрыть существующий пока дефицит. «Мы закачиваем на данный момент до 2,5 млн куб. м в сутки», — сообщил депутат Государственной думы по г. Севастополю Д. Белик, отметив, что в следующем году начнут работу первые очереди новых двух ТЭС, топливом для которых также станет природный газ.

Вместе с тем в Российской академии наук предложили комплексно исследовать шельф Крыма на предмет нахождения на нём крупных газовых месторождений. «Исследования, которые раньше были проведены, и те, которые сейчас проводятся, в общем говорят о том, что на шельфе Крыма могут быть достаточно большие запасы газа», — отмечает глава РАН А. Сергеев. «Мы предлагаем провести комплексное исследование, которое включает в себя диагностику с помощью подводных средств, это такая сейсмическая диагностика, и диагностику с помощью космических средств с тем, чтобы определить наиболее вероятные районы, где дальше проводить бурение на предмет поиска газоносных районов на шельфе», — пояснил он.

Крыму требуется вертикально интегрированная компания (ВИНК), которая поставляла бы бензин местным трейдерам, минуя биржу. Об этом заявил глава республики С. Аксёнов на селекторном совещании вице-премьера Д. Козака

9 Шмаль Г. Нефть в Крыму есть, но добывать её опасно // URL: https://teknoblog.ru/2018/09/ 05/92543

с руководителями регионов. «Мы просили бы ... закрепить за Крымом вертикально интегрированную компанию, которая напрямую могла бы с крымскими трейдерами работать, минуя биржу.. Других предложений у нас по регулированию цен нет. С местным управлением мы всё отработали, возможности ФАС по влиянию на цены исчерпаны», — отметил Аксёнов10.

В настоящее время из-за американских санкций топливных трейдеров федерального уровня в Крыму нет, не работают такие крупные нефтяные компании, как «Роснефть», «Газпромнефть», «Лукойл» и «Башнефть». «У нас только местные трейдеры», — пояснил глава республики. Кроме того, поставки грузов в Крым, в том числе бензина и дизеля, по-прежнему идут через Керченскую паромную переправу.

В начале октября 2018 г. министр транспорта Е. Дитрих заявил, что движение бензовозов по Крымскому мосту может быть разрешено через 1,5—2 месяца. Республика ожидает, что это приведёт к снижению цен на топливо в регионе. А когда закончится строительство железнодорожной части моста через Керченский пролив (по планам в 2019 г.), то стоимость бензина в Крыму упадёт и будет соответствовать стоимости в центральных регионах России11. А до тех пор нефтепродукты на полуострове будут достаточно дорогими. «Ситуация стабилизировалась, однако есть и цены до 50 рублей на 95-й бензин», — сказал Аксенов. Сейчас цены на топливо в Крыму в среднем на 10% выше, чем в соседних регионах.

Оптимизация расходов на транспортировку бензина и дизтоплива в Крым займёт около года. Об этом заявил на Всероссийском семинаре-совещании по тарифному регулированию заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) А. Голомолзин12.

Ранее излишне дорогим бензином в Крыму заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Ещё осенью 2016 г. крымское управление ФАС оштрафовало пять крупнейших нефтетрейдеров Крыма. Сумма штрафа составила 129 млн руб. Тогда ФАС обвинила крымские компании в картельном сговоре. Однако бензин на АЗС Крыма до сих пор остаётся более дорогим, чем в других российских регионах. Все судебные процессы по этим штрафам ФАС выиграло, и их взыщут уже в ближайшей перспективе. В апреле 2018 г. ведомство возбудила новое дело — уже против 10 крымских нефтетрейдеров, занимающихся

10 Крыму для улучшения ситуации с бензином нужна ВИНК // URL: https://teknoblog.ru/2018/06/ 15/90243

11 Там же.

12 Цены на бензин в Крыму будут высокими еще год // URL: https://teknoblog.ru/2018/10/ 16/93695?utm_source=teknoblog&utm_medium=opn&utm_campaign=notification

розничными продажами. «Сейчас они заплатят 120 млн штрафа, но если они думают, что заплатят штраф и будут дальше грабить население, то так не получится. Будет ещё один штраф, просто он будет в квадрате. Сейчас 120 млн, будет миллиард», — заявил Артемьев13. По его словам, ведомство будет штрафовать нарушителей регулярно — до тех пор, пока те не одумаются и не будут гоняться за сверхприбылями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итог, можно резюмировать, что в целом топливно-энергетический комплекс Республики Крым на сегодняшний день имеет неплохие перспективы для развития. На крымском полуострове, где по сравнению с другими субъектами России велика доля альтернативных источников энергии, в ближайшее время появится необходимость аккумуляции электричества, выработанного солнечными и ветровыми электростанциями. Это позволит модернизированной энергосистеме эффективно распределять нагрузки в течение суток и даже продавать лишние мегаватты на рынке электроэнергии. При условии поддержки со стороны федеральных органов власти он в относительно короткие сроки сможет стать самодостаточным в части обеспечения потребителей всеми видами энергоресурсов.

Список литературы

Крыму для улучшения ситуации с бензином нужна ВИНК // URL: https://teknoblog. ru/2018/06/15/90243

[Krymu dlya uluchsheniya situacii s benzinom nuzhna VINK // URL: https://teknoblog. ru/2018/06/15/90243]

Михеева Т. H. Экономическое развитие Крыма после интеграции // URL: http:// ekonomika.snauka.ru/2015/11/10081

[Miheeva T. N. EHkonomicheskoe razvitie Kryma posle integracii // URL: http:// ekonomika.snauka.ru/2015/11/10081]

Официальный сайт Министерства топлива и энергетики Республики Крым // URL: https://mtop.rk.gov.ru/ru/index

[Oficial'nyj sajt Ministerstva topliva i ehnergetiki Respubliki Krym // URL: https://mtop. rk.gov.ru/ru/index]

ТЭК Крыма: большие перспективы для инвесторов // URL: http://tek.securitymedia. ru/news_one_680.html

[TEHK Kryma: bol'shie perspektivy dlya investorov // URL: http://tek.securitymedia. ru/news_one_680.html]

13 ФАС готова увеличить штрафы, если компании в Крыму продолжат завышать цены на бензин // URL: https://tass.ru/ekonomika/5202225

Цены на бензин в Крыму будут высокими ещё год // URL: https://teknoblog. ru/2018/10/16/93695?utm_source=teknoblog&utm_medium=opn&utm_campaign= notification

[Ceny na benzin v Krymu budut vysokimi eshchyo god // URL: https://teknoblog. ru/2018/10/16/93695?utm_source=teknoblog&utm_medium=opn&utm_campaign= notification]

ФАС готова увеличить штрафы, если компании в Крыму продолжат завышать цены на бензин // URL: https://tass.ru/ekonomika/5202225

[FAS gotova uvelichit' shtrafy, esli kompanii v Krymu prodolzhat zavyshat' ceny na benzin // URL: https://tass.ru/ekonomika/5202225]

Шмаль Г. Нефть в Крыму есть, но добывать ее опасно // URL: https://teknoblog. ru/2018/09/05/92543

[SHmal' G. Neft' v Krymu est', no dobyvat' ee opasno // URL: https://teknoblog. ru/2018/09/05/92543]

Энергообеспечение Крыма: промежуточные итоги // Энергетический бюллетень. Выпуск № 56, январь 2018. // URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/15796.pdf

[EHnergoobespechenie Kryma: promezhutochnye itogi // EHnergeticheskij byulleten'. Vypusk № 56, yanvar' 2018. // URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/15796.pdf]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.