ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОРПОРАТИВНЫХ И ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР НА ОПТОВОМ РЫНКЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ В ПЕРИОД ИНТЕГРАЦИИ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ В РОССИЮ
Р.А. Канапелько, магистрант
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10363
Аннотация. В данном исследовании автор рассматривает проблему взаимодействия корпоративных и властных структур на оптовом рынке электроэнергии и мощности в Крыму и Севастополе в период интеграции данной территории в состав Российской Федерации.
Ключевые слова: властные структуры, корпоративные структуры, Крым, интеграция, мощность, оптовый рынок, потребление энергии, рынок электроэнергии, Севастополь, электроэнергия.
С момента возвращения Крыма и Севастополя в Россию в 2014 году весь энергетический комплекс полуострова получил первостепенную задачу по немедленной интеграции энергетического сектора в законодательное поле РФ. Законодательная база Украины сильно отличается от российской - с точки зрения электрических установок, необходимых для эксплуатации, ремонта, промышленной безопасности, защиты от терроризма и т.д. Он потребовал от всех энергетиков Крыма титанических усилий. Как можно скорее, а до этого на протяжении более 20 лет в другом государстве крымчанам пришлось присоединиться к единому энергетическому механизму России и войти в первую ценовую зону оптового рынка энергии.
О том, что Крым вступает в первую ЦЗ, стало известно только в конце 2016 года. Естественно, с самого начала работы над рынком было сложно понять правила игры, поскольку на рынках электроэнергии Украина и Россия были очень разные. Единственное, что их сближает, это то, что вся электроэнергия продается на оптовом рынке [4]. Но российский рынок разделен на несколько других - РСВ (рынок - это основной сектор энергетического рынка), балансирующий рынок и т.д.
Перед въездом на полуостров в первую ЦЗ генкомпании они были классифицированы ценовым и тарифным комитетом в соответствии с экономически обоснован-
ным методом затрат: был установлен единый тариф на электроэнергию за регулируемый период. Без сомнения, это было более рентабельно для ОАО «КрымТЭЦ», учитывая физический и моральный износ оборудования, введенного в эксплуатацию в середине прошлого века. С 2017 года тарифы не изменились, они полностью исчезли, появилась цена на электроэнергию. Для АО «КрымТЭЦ» это не всегда конкурентоспособно и не всегда охватывает даже топливный компонент. Это связано с тем, что возможности станций уже давно стали откликом на ресурсы парка. Поэтому технико-экономические показатели не самые лучшие. АО «КрымТЭЦ» не может на равных конкурировать с новыми производственными мощностями.
По решению правительства ОАО «КрымТЭЦ» было выделено принудительное производство, а для ОАО «КрымТЭЦ» тариф на электроэнергию был установлен исходя из экономически обоснованных затрат и инвестиционной составляющей. В течение 2017 года ОАО «КрымТЭЦ» работало в этом режиме, но в течение 2018 года Федеральная монопольная служба Украины не взимала плату с АО «КрымТЭЦ», так как это должно быть указом о компаниях, генерирующих электроэнергию в Крыму [3, с. 28-37].
Тарифы АО «КрымТЭЦ» уставлены по методике типовых затрат, поскольку тарифы для генкомпаний, работающих в при-
нудительном режиме на территории Российской Федерации, не учитывают инвестиционную составляющую. После того, как Крым был классифицирован как первый ЦЗ, АО «КрымТЭЦ», было, вне сомнений, множество дополнительных требований в отношении промышленной безопасности, антитеррористических мер и пр. ФАС АО «КрымТЭЦ» не утвердило эти расходы. Таким образом, все существующие тепловые электростанции в Крыму и Севастополе больше не имеют источников финансирования для дополнения мер, принятых для приведения электроустановок в соответствие с требованиями российского законодательства и стандартов Совета рынка (регулятор рынка). Это ставит под угрозу непрерывную бесперебойную работу и даже членство на рынке, и, следовательно, существование самих высокопроизводительных вычислительных машин. Это может иметь очень печальные последствия, одно из которых представляет угрозу для теплоснабжения населения. Конечно, с другими крымскими генкомпаниями, обвиняемыми в этом, АО «КрымТЭЦ» работает с ФАС над решением этой проблемы.
Цена упала на 533000 руб. за 1 МВт в месяц это на 44,5% ниже, чем в 2017 году. ОАО «КрымТЭЦ» потеряет около 337 млн рублей в 2018 году.
Коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) для трех коге-нерационных станций составляет 54,4%, что достаточно для тепловых электростанций. В среднем по рынку КИУМ сейчас 45%. На Симферопольской ТЭЦ в 20162017 годах она составляла, как правило, 80%. Поскольку мощность старая, АО «КрымТЭЦ» не может конкурировать с новыми генкомпаниями, в котором норматив удельного расхода топлива составляет 235 г/кВтч, и отображается на стоимости электроэнергии, которая составляет в среднем 2,19 тыс. руб. за 1 МВтч.
Сегодня 37% акций принадлежит Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым. Баланс удерживается единственным акционером (СПАРК, ООО «Южная энергетическая компания»), конечным бенефициаром ко-
торого является гражданин Российской Федерации. Все активы «КрымТЭЦ» зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории России. Ранее акционером был иностранный инвестор - нерезидент Украины. После возвращения Крыма в состав России данная сделка была закрыта.
Реализуемый сегодня проект расширения 120 МВт Сакской ТЭЦ предусматривает инвестиции в размере около 14 млрд. рублей. На Камыш-Бурунской ТЭЦ проведена глубокая модернизация основного оборудования с газовой надстройкой и перевод парогазовой электростанции в парогазовый цикл (т.е. пар дополняется газовой турбиной с повышенной эффективностью). На Симферопольской ТЭЦ имеется два этапа. Первый заключается в создании высокоманевренных силовых агрегатов, как для работы в базовом режиме, так и для покрытия пиковых нагрузок утром и вечером. Второй шаг - это глубокая модернизация основного оборудования с увеличением электрической и тепловой мощности. Объем инвестиций во все проекты будет определяться после определения основных технических решений и разработки с поставщиками оборудования.
Проект сложный, многие технологические решения используются здесь впервые в России, но благодаря полной поддержке и поддержке со стороны Министерства энергетики Российской Федерации и Правительства Крыма все проблемы решено очень быстро. По распоряжению правительства Российской Федерации первый этап должен быть сдан в эксплуатацию к 1 июня, а строительство должно быть завершено с вводом 120 МВт не позднее 1 ноября.
Общий объем потребления газа составляет около 320 миллионов кубометров в год, а с вводом в эксплуатацию системы термической обработки Сакской ТЭЦ объем увеличится на 200 миллионов кубометров в год. Это, фактически, ее максимум.
В первой половине 2018 года ФАС утвердила оптовую цену для потребителей, которые производят электроэнергию и тепло комбинированным способом - 4805 рублей за 1000 куб.
В целом, добыча газа на полуострове всегда была сбалансирована с потреблением: добывалось 2 миллиарда кубометров в год и примерно равных. После строительства газопровода Кубань-Крым, построенного исключительно для снабжения некоторых ТЭЦ (Таврической и Балаклавской), было выполнено несколько подключений к существующей газотранспортной сети. Поэтому сегодня газоснабжение не является проблемой, и сейчас нет никаких оснований ожидать его [2, с. 16-20].
Стоит отметить, что в долгосрочной перспективе дефицит возможен. Необходимо учитывать, что сегодня Крым и Севастополь активно развиваются, темпы социально-экономического роста находятся на самом высоком уровне по сравнению с другими регионами Российской Федерации и что добыча Черноморнефтегаза снижается: в среднесрочной перспективе ожидается снижение до 1,4 млрд кубометров в год, максимальный поток также проходит по трубопроводу Кубань - Крым. Для решения проблемы необходим кумулятивный подход к развитию Крымской ТЭЦ. Конечно, к расходам на газ нужно относиться с осторожностью. Сегодня компания и несколько муниципалитетов уже начали работу по сокращению потребления газа за счет увеличения подачи тепла. Но это локальные решения и нужна сложная работа [6].
Предполагается, что Сакская ТЭЦ будет удобна для покрытия вечерних и утренних пиков, но, вероятно, будет работать в базе данных. Коэффициент мощности, безусловно, не уменьшится, потому что даже после ввода станций в эксплуатацию система электроснабжения полуострова будет редкой. В настоящее время 800 МВт покрыто соединительным потоком между энергосистемами Крыма и Кубани - на энергетическом мосту. ОАО «КрымТЭЦ» имеет дополнительно около 150 МВт, благодаря существующей базовой генерации Крыма, и 350 МВт приходится на газотурбинные передвижные установки (МГТЭС). Другими словами, у «КрымТЭЦ» всего 1,3
ГВт, а максимальная мощность - 1427 ГВт. Непокрытая часть энергии обеспечивается переходом потребителей на резервные источники энергии - дизель-генераторы и, при необходимости, вводятся ограничения потребления [1, с. 19-28].
Что происходит после введения новых тепловых станций? На 150 МВт старых тепловых электростанций и 800 МВт электроэнергии, которые Крым получает от перелива из редкой Краснодарской области, теоретически необходимо добавить 940 МВт новых электростанций. Но по требованию «системного оператора» один из энергоблоков мощностью 235 МВт должен быть в резерве на случай чрезвычайной ситуации. Кроме того, для своей работы блоки сами потребляют по 25 МВт каждый. Мы получаем общую мощность 1430 МВт и, учитывая потери в сети, даже 13%, конечному пользователю предоставляется только 1244 ГВт. МГТЭС ОАО «Крым-ТЭЦ» не учитывает, потому что это все же запасное решение, они не рассчитаны на непрерывную работу. Кроме того, Министерство энергетики неоднократно заявляло, что после ввода в эксплуатацию двух ТЭ» МГТЭС мощностью 350 МВт будет переведена в другие части России, где возникла нехватка электроэнергии. И еще много в стране [5].
В результате, после введения новых тепловых электростанций и системы термообработки в Сакской ТЭЦ, «КрымТЭЦ» будет покрывать только текущие потребности. Так что дефицит точно останется. Другое дело, что после введения большой генерации, у которой технико-экономические показатели будут выше, чем у нынешней генерации, цена электроэнергии на узлах АО «КрымТЭЦ» будет снижаться. На сегодняшний день цена покупки на рынке составляет около 2,1 руб. за 1 кВтч, а после ввода в эксплуатацию Таврической и Балаклавской ТЭ», по прогнозам КрымТЭЦ, она снизится до 1,6 руб. за 1 кВтч. Конечно, АО «КрымТЭЦ» не ожидает лучших результатов для себя.
Библиографический список
1. Симонов К.В., Петросянц Д.В., Махмутова Е.В. Системное регулирование национального модернизационно-инновационного развития в условиях преобразований общественно-политической среды // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 21. С. 19-28.
2. ШатиловА.Б. Инновационный проект модернизации России и позиция властной элиты // Власть. 2013. №9. С. 16-20.
3. Юшков И.В. О роли энергетических ресурсов в международных конфликтах будущего // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2013. №2. С. 2837.
4. Ассоциация НП Совет Рынка. - [Электронный ресурс], URL: https://www.np-sr.ru/ru/market/wholesale/index.htm (Дата обращения: 11.02.2019).
5. Информация о развитии и текущей ситуации в топливно-энергетическом комплексе Республики Крым за 2014 год. [Электронный ресурс], URL: http://mtop.rk.gov.ru/rus/reports.htm. (Дата обращения: 11.02.2019).
6. Энергосистема Крыма. Инфографика. [Электронный ресурс], URL: http://peretok.ru/multimedia/ infographics/energosistema-kryma.html. (Дата обращения: 11.02.2019).
FEATURES OF THE INTERACTION OF CORPORATE AND GOVERNMENT
STRUCTURES IN THE WHOLESALE ELECTRICITY AND CAPACITY MARKET DURING THE PERIOD OF INTEGRATION OF THE CRIMEA AND
SEVASTOPOL INTO RUSSIA
R.A. Kanapelko, graduate student
Financial university under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)
Abstract. In this study, the author examines the problem of interaction between corporate and government structures in the wholesale electricity and capacity market in Crimea and Sevastopol during the integration of this territory into the Russian Federation.
Keywords: power structures, corporate structures, Crimea, integration, power, wholesale market, energy consumption, electricity market, Sevastopol, electricity.