ОБЩЕСТВО И СЕРВИС:
СОВРЕМЕННЫ Е ПРОБЛЕМЫ
УДК 336.16 DOI: 10.22412/1995-042X-11-8-10
ОБОРИН Матвей Сергеевич
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
Пермский институт (филиал); Пермский государственный национальный исследовательский университет (Пермь, РФ); доктор экономических наук, профессор; e-mail: recreachin@rambler.ru РОДЕНКО Ирина Александровна
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
(Симферополь, Респ. Крым, РФ); аспирант; e-mail: rodenko.irina@bk.ru
Энергетическая безопасность Республики Крым в условиях международных санкций
В статье определена сущность санкций стран Европейского союза, Соединенных Штатов Америки и Украины, которые применены к России; составлен перечень санкций против Республики Крым, определено их влияние на энергетическую безопасность Республики Крым. Рассматриваются особенности санкций как экономических ограничений: цели, задачи и достигаемый эффект, позволяющий говорить об эффективности; взаимосвязь с политическим курсом. Охарактеризован топливно-энергетический комплекс как важная сфера экономической деятельности страны с точки зрения влияния на развитие народного хозяйства, социальной сферы, качества государственных услуг. Обосновано развитие ТЭК с финансово-экономической точки зрения, с приоритетом инвестиционных вложений для Республики Крым.
В статье приведены и кратко охарактеризованы основные виды санкций против Республики Крым, последствия санкций Украины в топливно-энергетическом комплексе.
Цель исследования - определение сущности и влияния применённых санкций стран Европейского союза, США и Украины на топливно-энергетическую безопасность Республики Крым.
При разработке статьи использовались следующие методы: системный подход, анализ, синтез, экспертные оценки, сравнение, Ключевые слова: наблюдение, обобщение. санкции, энергетическая Основные результаты основаны на анализе топливно- безопасность Республики Крым, энергетического комплекса Республики Крым: потенциал, мощность, топливно-энергетический виды энергии, основные предприятия. комплекс, В статье анализируется развитие ГУП РК «Черноморнефтегаз», нефтегазовая отрасль, представляющего собой нефтегазовую отрасль Республики Крым, на возобновляемые источники которую и направлены санкции Европейского союза и США. энергии, Научная новизна состоит в структуризации сущности санкций в ГУП РК «Черноморнефтегаз»
отношении Республики Крым и определении мероприятий, направленных на минимизацию их влияния на топливно-энергетический комплекс Республики Крым.
Введение. Начиная с марта 2014 года, когда по результатам проведённого в Крыму и Севастополе референдума, эти субъекты вошли в состав Российской Федерации, Европейский союз, так же как США и ряд других западных стран, проводит политику введения санкций против России [5], комплекса мер экономического, политического и/или правового характера, имеющих своей главной целью сдерживание, ограничение и/или принуждение деятельности конкретного государства [11].
Инициатором введения санкций в целях международной изоляции России были США. К санкциям присоединились страны Евросоюза, их поддержали государства Большой семёрки и некоторые другие страны, являющиеся партнёрами США и ЕС [4]
Очевидно, что введение санкций против России имеет геополитическую подоплёку [6].
Международные санкции считаются промежуточной формой воздействия на государство или часть её территории, между словесным осуждением и прямым применением силы [2].
С целью ослабления экономики Российской Федерации и минимизации её влияния, точнее изолирования, на международной арене с марта 2014 года более 60 раз вводились санкции стран Европейского союза и Соединённых Штатов Америки, которые в том числе коснулись и топливно-энергетического комплекса Республики Крым1.
Ограничительные меры, введённые в отношении России, являются не единственным современным примером введения санкций Европейским союзом. Так, в настоящее
1 Экономические санкции в 2016 году. Прогноз и реальность. URL: http://altaempresa.ru/ekonomicheskie-sanktsii-v-2016-godu-prognoz-i-realnost/ (Дата обращения: 10.07.2017).
время санкции Европейского союза действуют в отношении Египта, Белоруссии, Ирана, Сирии и ряда других государств [8].
Чтобы понять эффективность введённых санкций необходимо разобраться с несколькими важными аспектами. Во-первых, для определения эффективности нужно оценить, удалось ли при помощи санкций добиться целей внешней политики ЕС, в связи с которыми были и введены рестриктивные меры. Эти цели не всегда чётко формулируются, критерии эффективности пока официальным Брюсселем также отсутствуют. Поэтому для ответа на данный вопрос необходимо детально рассматривать каждый отдельный случай европейских санкций в комплексе с другими внешнеполитическими инструментами ЕС [10].
Поддержание в достойном состоянии и развитие топливно-энергетического комплекса, также как и обеспечение энергетической безопасности, в любом регионе, в любой стране являются дорогостоящим направлением деятельности профильных министерств и ведомств как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.
Это обусловлено необходимостью привлечения значительных средств для проведения модернизации и строительства электростанций и линий электропередач, газопроводов, крупномасштабных поисковых работ, связанных с добычей и переработкой нефти, газа и газового конденсата.
Основными проблемами, которые ограничивают внешнеэкономическую и межрегиональную деятельность в топливно-энергетическом комплексе Республики Крым, являются санкции зарубежных стран против России и Республики Крым, которые стали основным препятствием для привлечения иностранных инвестиций.
Положительное и отрицательное влияние санкций на экономическое развитие Рос-
сии выявлено в работах Ш. Алмазова, В. Ба-тычко, П. Бирюкова, Д. Левина, И. Лукашука, И. Охотникова [9], Ю. Якуниной; хронология введения санкций против Российской Федерации, классификация санкций и контрмеры, принятые Российской Федерацией в ответ на санкции, введённые в связи с присоединением Республики Крым к Российской Федерации рассмотрены в научных трудах В. Боровского, Л. Боровской [3]; последствия введения экономических санкций проанализированы Е. Ягуповой, М. Бакуменко [1]; проблемы и перспективы развития России в условиях санкций изучены М. Ивановой [8]; И. Швеца [13]; влияние санкций на экономику государства отражено в работах зарубежных специалистов К. Моргана В. Швебаха, Е. Маклина.
Специалисты по международным отношениям К. Морган2, В. Швебах, Е. Маклин и Т. Ван сходятся во мнении, что экономические санкции могут быть эффективными только в теории. Шанс, что подпавшее под санкции государство окажется в полной международной изоляции, практически равен нулю. Всегда найдутся страны, готовые продолжать со-трудничество3.
Вопросы, связанные с энергетической безопасностью Республики Крым в условиях санкций, в научных трудах не рассмотрены.
Теоретико-методологическая значимость. Первоначально страны ЕС и США ввели комплексные санкции против Республики Крым, затем в той или иной мере к санкциям присоединились Австралия, Албания, Грузия, Исландия, Канада, Лихтенштейн, Молдавия, Новая Зеландия, Норвегия, Украина, Черногория, Швейцария, Южная Корея и Япония4.
2 Morgan Stanley оценил вероятность снятия санкций против России при Трампе. URL: http://www.rbc.ru/ politics/11/11/2016/58256a5d9a794761438a9691 (Дата обращения: 11.07.2017).
3 Санкционированная неэффективность. URL: https://newsland.com/user/4296648001/content/sanktsi onirovannaia-neeffektivnost/4632686 (Дата обращения: 10.07.2017).
4 Хронология введения санкций в отношении РФ. URL: https://ria.ru/spravka/20170114/1485695158.html (Да-
Перечень санкций против Республики Крым и их классификация, разработанные авторами, представлены на рис. 1.
Сегодня против Республики Крым действуют следующие санкции:
- официальные санкции против Российской Федерации;
- официальные санкции против Республики Крым;
- неофициальные, но реально создающие ограничения против Республики Крым не только со стороны иностранных, но и стратегических российских субъектов в сфере экономики;
- потенциально враждебные действия (теракты и диверсии с внешней стороны) [3].
Практическая значимость. Республика Крым является регионом-лидером в Российской Федерации по объёму производимой электроэнергии на базе возобновляемых источников энергии.
Суммарная мощность солнечных парков Республики Крым составляет 297 МВт, что при благоприятной солнечной инсоляции позволяет получить до 180 МВт «солнечной генерации» и является значительным показателем работы возобновляемой энергетики [1].
Все солнечные электростанции (далее -СЭС), функционирующие на территории Республики Крым, является крупнейшими в России. Их мощности достигают: СЭС «Перово» -105,56 МВт; СЭС «Охотниково» - 82,65 МВт; СЭС «Николаевка» - 69,7 МВт; СЭС «Митяево» - 31,55 МВт; СЭС «Родниковое» - 7,5 МВт; в ближайшее время планируется ввести в эксплуатацию СЭС «Владиславовка», мощность которой составит 110 МВт.
В других субъектах Российской Федерации мощности СЭС составляют 0,1 до 25 МВт.
Потенциал энергии ветра составляет 3700 МВт, что делает Республику Крым одним из перспективных субъектов Российской Федерации для возведения ветряных электростанций (далее - ВЭС).
та обращения: 11.07.2017). - 121
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
Перечень санкций против Республики Крым
Экономические санкции
Council Regulation (EU) № 692/2014 от 23.06.2014, № 825/2014 от 30.07.2014 и №
1351/2014 от 18.12.2014, санкционный список лиц и организаций России (в том числе Республики Крым) -наиболее полный список от
15.03.2015. В рамках специальных мер против Республики Крым вводились следующие санкции: запрет на ввоз в ЕС товаров, произведенных в Республике Крым; запрет на
финансирование и страхование импорта; запрет
на поставку и экспорт в Республику Крым более 160
категорий товаров и продуктов; запрет на покупку ценных бумаг, недвижимости; запрет на создание любого совместного
предприятия; запрет на предоставление финансовых ресурсов, инвестиционных услуг; запрет на какую-либо экономическую деятельность (продажу оборудования, консультирование, проектирование, финансирования, предоставление посреднических услуг и т. п.) в сфере транспорта, телекоммуникации и энергетики, добычи и переработки газовых, нефтяных и других минеральных ресурсов; запрет на предоставление услуг, связанных с туристической деятельностью
Экономические санкции США
11.04.2014 и 17.04.2014 Бюро промышленности
и безопасности ввело санкции против ГУП РК 'Черноморнефтегаз" и Феодосийского предприятия по
обеспечению нефтепродуктами (Феодосийская
нефтебаза) соответственно, Executive Order 13685 от 19.12.2014,
30.07.2015 Управление контроля за
иностранными активами внесло в санкционный список 4 порта и Керченское пароходство, Правило Бюро промышленности и безопасности от 28.12.2015 распространило санкции на 6 компаний Республики Крым. Запрещается: любые инвестиции граждан США в Республику
Крым; экспорт/реэкспорт любых товаров и услуг гражданами США; ввоз в США любых товаров, услуг и технологий из Республики Крым; предоставление разрешений, финансирование или содействие соглашениям, заключенным лицами, попавшими под санкции
Черный список компаний Республики Крым
Заявленный ЕС
ООО "Российский национальный коммерческий банк", санаторий "Нижняя Ореанда" (г. Ялта)
Заявленный США
Морские торговые порты г. Евпатории, г. Феодосии, г. Ялты, морской торговый и рыбный порт г. Керчи, АО "Ялтинская киностудия"
Заявленный ЕС и США
ГУП РК 'Черноморнефтегаз", ГП "Азовский ликероводочный завод", Национальный институт винограда и вина "Магарач",
ФГУП Национальное производственно-аграрное объединение "Массандра", ГП Завод шампанских
вин "Новый Свет", ГП "Универсал-Авиа", ГП "Керченский
морской торговый порт", ГП "Керченская паромная переправа"
Санкции Украины и ЕС в сфере инфраструктурного комплекса
ЕС запретил авиакомпаниям полеты
в Республику Крым (02.04.2014). Прекращена подача воды из р. Днепр в Северо-Крымский канал
(14.04.2014). Европейское бюро Всемирной организации здравоохранения обнародовало новый список портов,
уполномоченных выдавать судовые санитарные свидетельства на право плавания (IHR List of Authorized ports to issue Ship Sanitation Certificates), в котором отсутствовали порты г. Керчи, г. Евпатории, г. Феодосии, г. Ялты (07.11.2014). Согласно международным медико-санитарным правилам, принятым в 2005 году, все суда обязаны получать подобные свидетельства, чтобы иметь возможность зайти в следующий порт следования. ВОЗ не признал крымские порты под российской юрисдикцией и не включил в перечень российских портов, поэтому все медицинские и санитарные свидетельства, которые будут выдавать кораблям в портах Крыма, не будут приниматься в
портах третьих стран. ЕС запретил заход туристических кораблей европейских компаний в порты Республики Крым
(18.12.2014) Прекращено транспортное
сообщение в Крым по территории
Украины (27.12.2014). Разъединение оптико-волоконного
магистрального кабеля, соединявшего Украину с Крымом
(10.02.2015).
США включили в санкционный список морские торговые порты г. Евпатории, г. Феодосии и г. Ялты, морской торговый и рыбный порты
г. Керчи (30.07.2015). Прекращена подача электроэнергии со стороны Украины (22.11.2015)
Рис. 1 - Перечень санкций против Республики Крым и их классификация
Сегодня в Республике Крым работают 7 ВЭС, которые также как и СЭС являются крупнейшими в России (за исключением Судак-ской ВЭС (3,76 МВт) и Восточно-Крымской ВЭС (2,81 МВт)
Общая мощность крымских ВЭС составляет 89 МВт, а именно Останинская (25 МВт), Тарханкутская ВЭС (22,45 МВт), Сакская ВЭС (20,82 МВт), Пресноводненская ВЭС (7,39 МВт), Донузлавская ВЭС (6,78 МВт).
В остальных субъектах Российской Федерации мощности ветряных электростанций составляют 0,1 до 5,1 МВт.
Санкции направлены на ключевые отрасли экономики, в том числе и топливно-энергетический комплекс, конкретнее на нефтегазовую отрасль, так как основные поступления в бюджет Республики Крым приносит деятельность ГУП РК «Черноморнефтегаз» [3]. На самом деле, санкции, которые были введены против основного нефтегазодобывающего предприятия ГУП РК «Черноморнефтегаз», не отразились на его развитии. Проблемные вопросы, связанные с поставками оборудования и комплектующих, произведённых в странах ЕС и США были решены с помощью импортозамещения [8].
ГУП РК «Черноморнефтегаз» - многоотраслевое предприятие, которое выполняет
2500
2000
1500
1000
500
1977
1843,6
работы, связанные с разведкой и разработкой нефтегазовых месторождений в Азовском и Чёрном морях, занимается хранением и транспортировкой природного газа. На предприятии успешно функционирует комплексная инфраструктура, приспособленная к специфическим условиям морской нефтегазодо-бычи5. 16 месторождений углеводородов, являющиеся производственными объектами ГУП РК «Черноморнефтегаз» подразделяются на:
- 5 газоконденсатных (Голицынское, Западно-Октябрьское, Одесское, Шмидта, Штормовое);
- 8 газовых (Архангельское, Безымянное, Восточноказантипское, Джанкойское, Задор-ненское, Северо-Керченское, Северобулганак-ское, Южно-Голицынское);
- 1 нефтегазовое (Карлавское);
- 2 нефтяных (Семеновское и Субботина).
При этом, из 16 месторождений углеводородов 5 морских: Архангельское (шельф Чёрного моря) Восточноказантипское, Голицынское, Северобулганакское (шельф Азовского моря), Штормовое)5.
Основные показатели деятельности ГУП РК «Черноморнефтегаз», влияющие на устойчивое развитие Республики Крым, отражены на рис. 2 и 3.
=Добыча природного газа, млн. м3 = Отобрано природного газа, млн. м3
1664,8
1098,1
1127,02
734,9
355,4
70,35
150,3
2014 год 2015 год 2016 год
Рис. 2 - Основные показатели деятельности ГУП РК «Черноморнефтегаз», влияющие на устойчивое развитие Республики Крым, млн. м3
0
5 Официальный сайт ГУП РК «Черноморнефтегаз». URL: http://gas.crimea.ru (Дата обращения: 12.07.2017).
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
2014 год 2015 год 2016 год
Рис. 3 - Основные показатели деятельности ГУП РК «Черноморнефтегаз», влияющие на устойчивое развитие Республики Крым, тыс. тонн
Снижение объёмов добычи нефти в 2015-2016 годах допущено ГУП РК «Черноморнефтегаз» в связи с выработкой ресурса на нефтяных и газоконденсатных месторождениях.
ГУП РК «Черноморнефтегаз» планирует возобновление программы разведки ресурсов нефти на Прикерченском участке шельфа Чёрного моря (месторождение Субботина, структуры Абиха и Лычагина), а также выполнение проектных работ по Поворотному газо-конденсатному месторождению. Планируется бурение трёх скважин и обустройство месторождения5.
Следует отметить, что западные санкции не направлены на электроэнергетику, ни одно энергетическое предприятие не попало под санкции [12].
Важнейшие мероприятия по модернизации электросетевого хозяйства Республики Крым заложены в федеральных и государственных программах и уже успешно реализуются, а благодаря наличию колоссальных возможностей использования альтернативных источников энергии развиваются солнечные и ветряные электростанции.
В результате прекращения подачи электроэнергии со стороны Украины предприятия
топливно-энергетического комплекса Республики Крым понесли убытки свыше 1,5 млрд. руб.6 Перечень убытков, понесённых основными предприятиями топливно-энергетического комплекса Республики Крым представлен в табл. 1.
Рассмотрев данные о чистой прибыли (убытке) ГУП РК «Крымэнерго» и ГУП РК «Крымгазсети», представленные на рис. 4, становится очевидным, что причинами снижения финансовых показателей являются вовсе не санкции.
Авторами проанализированы основные причины недостижения плановых показателей и сформулированы пути их решения, которые представлены в табл. 2.
Полученные выводы. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что влияние санкций на энергетическую безопасность Республики Крым не существенно [13]. Топливно-энергетический комплекс Республики Крым продолжает стабильно работать и развиваться.
6 Санкции в связи с событиями на Украине. Хронология введения. URL: http://crimea.ria.ru/economy/20160306 /1103600191.html (Дата обращения: 10.07.2017).
0248535302234823482353230223482323235323022348232323532302484823232353
022353530223482323235323232348232323532302234823232353230223
Таблица 1 - Концепция реализации инвестиционной деятельности в сфере топливно-энергетического комплекса Республики Крым
п/п Наименование предприятия Перечень понесённых убытков
1 ГУП РК «Черномор-нефтегаз» - недополученные доходы от реализации природного и компримирован-ного газа; - дополнительные затраты на приобретение бензина и дизельного топлива для создания резервного запаса; - использование резервных источников питания; - дополнительные расходы по срочному подключению и запуску электрогенераторных установок; - предоставление специальной техники для проведения работ по ликвидации ЧС; - дополнительные расходы, связанные с закупкой дизель-генераторных установок и др.
2 ГУП РК «Крымгазсети» - дополнительные расходы на заправку бензиновых электростанций для обеспечения электроэнергией производственных подразделений; - расходы по причине недополученной выгоды в связи с сокращением потребления газа потребителями
3 ГУП РК «Крымэнерго» - сумма недополученной экономической выгоды по причине отсутствия электроэнергии
4 ГУП РК «Крымские генерирующие системы»
5 АО «КРЫМТЭЦ»
300 000,00 200 000,00 100 000,00 0,00 -100 000,00 -200 000,00 -300 000,00 -400 000,00 -500 000,00 -600 000,00 -700 000,00 -800 000,00
Рис. 4 - Чистая прибыль (убыток) ГУП РК «Крымэнерго» и ГУП РК «Крымгазсети», тыс.руб.
225 095,00
138 281,00
45 972,00
2014 201! -18 907,00 2016
-394 887,00
Чистая прибыль ГУП РК «Крымэнерго»
Чистая прибыль ГУП РК «Крымгазсети» -666 126,00
Прогнозировать уровень потребления электроэнергии по энергосистеме Республики Крым до 2020 года возможно в двух вариантах: базовом и варианте опережающего развития.
При базовом варианте рост потребления электроэнергии определяется развитием су-
ществующих на территории Республики Крым инфраструктурных объектов в сферах санаторно-курортного, туристско-гостиничного, агропромышленного, судоремонтного и судостроительного комплексов. По нашему мнению, спрос на электроэнергию составит 8,5 млрд.кВт.ч к 2020 году.
Таблица 2 - Основные причины недостижения плановых показателей ГУП РК «крымэнерго» и ГУП РК «Крымгазсети» и пути их решения
№ Причины убыточности Пути решения
ГУП РК «Крымэнерго»
1.
Перерасход по статье «Топливо, электроэнергия», который обусловлен увеличением затрат на покупную электроэнергию, что связано с увеличением средней цены покупки электроэнергии для компенсации потерь
Сумму, неучтённую при государственном регулировании покупки электроэнергии у ООО «Центр осуществления расчётов» в 2016 году необходимо учесть при формировании тарифной заявки на 2018 год на услуги по передаче электрической энергии
2.
Дебиторская задолженность по электроэнергии
1. Продолжение претензионно-исковой работы по задолженности за активную электроэнергию.
2. Проведение работ с физическими лицами по:
- заключению договоров по обеспечению печати и доставки счетов должникам, что позволяет своевременно уведомлять абонентов о задолженности;
- системе смс-оповещения должников;
- частичному и полному ограничению потребления.
3. Проведение работ с юридическими лицами по:
- полному ограничению потребителей (кроме потребителей, полное ограничение которых повлечёт экономические, экологические и социальные последствия);
- частичному ограничению режимов потребления относительно потребителей, полное ограничение которых повлечёт экономические, экологические и социальные последствия, а также к потребителям где нет технической возможности ввести полное ограничение;
- выставление штрафных санкций в виде пени за несвоевременное выполнение условий договора в части оплаты потреблённой электрической энергии.
ГУП РК «Крымгазсети»
Снижение выручки от транспортировки природного газа, в связи с пересмотром размера специальной надбавки. Так с 01.05.2016 г. внесены изменения - для населения установлен размер специальной надбавки с 01.07.2016, для других групп потребителей с 01.01.2016 по 30.04.2016. Этот фактор привёл к снижению фактической выручки по сравнению с запланированной
Убыточность деятельности по реализации сжиженного газа (фактический и моральный износ производственной базы: износ автотранспорта - 80%, парк оборотной тары (баллонов) - 99,5% баллонов эксплуатируются 20 и более лет
ГУП РК «Крымгазсети» направить в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым материалы для установления розничной цены на сжиженный газ с целью повышения цены до уровня безубыточности
При варианте опережающего развития рост потребления электроэнергии определяется вводом в эксплуатацию инфраструктурных объектов, предусмотренных федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 № 790 (с изменениями), Среднегодовой темп по энергосистеме в целом ожидается на уровне 4,2%.
В настоящее время деятельность Правительства Республики Крым направлена на решение текущих основных проблем функционирования топливно-энергетического комплекса Республики Крым, связанных с:
- отсутствием достаточных собственных мощностей для растущих потребностей Республики Крым;
- высоким уровнем износа электросетевого и газового хозяйства, что влечёт за собой высокий уровень потерь электроэнергии и газа;
- низким уровнем газификации сельской местности (49,2 %).
Решения этих проблемных вопросов уже найдены:
1) создание собственных генерирующих мощностей, обеспечивающих 100 % потребления: согласно федеральной целевой программе ведётся строительство двух электростанций в г. Симферополе и г. Севастополе, общей мощностью 940 МВт. Объекты будут введены в эксплуатацию в 2018 году.
2) модернизация сетей электро- и газоснабжения: в инвестиционных программах 2017 года ГУП РК «Крымэнерго», АО
«КрымТЭЦ», ГУП РК «Черноморнефтегаз» заложены средства и проводятся мероприятия по применению инновационных материалов и оборудования.
3) снижение энергоёмкости Республики Крым: развитие возобновляемых источников энергии, масштабное внедрение энергоэффективного освещения и технологий в экономические отрасли республики;
4) увеличение добычи и прироста ресурсной базы углеводородов на суше и шельфе.
Результаты. Эффективность и влияние санкций на экономическое и политическое положения Российской Федерации, в частности Республики Крым, остаются дискуссионным вопросом.
По нашему мнению, санкции ни в крем образе не являются эффективным средством разрешения международных конфликтов, а их использование объясняется лишь желанием руководителя вводящей санкции страны укрепить свой авторитет, улучшить положение государства на международной арене и дестабилизировать политическую и общественную ситуации.
С помощью реализации вышеуказанных мероприятий, учитывая, что Республика Крым входит в десятку регионов-лидеров в России по уровню модернизации сферы топливно-энергетического комплекса и внедрению энергосберегающих технологий, полуостров будет полностью обеспечен надёжным и бесперебойным электро- и газоснабжением потребителей как при сохранении и усилении санкций, так и без них.
Список источников:
1. Бакуменко М.А. О мерах по активизации инвестиционных процессов на территории Республики Крым // Анализ, моделирование, управление, развитие социально-экономических систем: сб. науч. тр. X Междунар. школы-симпозиума АМУР-2016. Симферополь: КФУ им. В.И. Вернадского, 2016. С. 22-29.
2. Бойко А. Международные экономические санкции // Наука, техника и образование. 2015. №3(9). С. 3-4.
3. Годованник Е.Д. Экономические санкции: исторический аспект // Молодой учёный. 2015. №20. С. 232-235.
4. Боровская Л.В. О классификации санкций в отношении Республики Крым // Сб. тр. Меж-дунар. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы и перспективы развития экономики». Симферополь-Гурзуф: КФУ им. В.И. Вернадского, 2015. С. 75-76.
5. Грачева А.М. Понятие и виды экономических санкций в международном праве 2017 // Труды института государства и права Российской Академии Наук. 2017. №1(59). С. 159171.
6. Гудков И. Санкции ЕС в отношении России. Неэффективность и незаконность // Вся Европа. 2014. Вып. 9/911. С. 81-92.
7. Иванова М.С. Проблемы и перспективы развития России в условиях санкций // Мир Науки. 2015. Вып. 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/26EMN115.pdf (Дата обращения: 12.07.2017).
8. Круть В. Санкции в отношении России: история вопроса и современность // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2015. №6. С. 95-99.
9. Линников А. Влияние международных санкций на деятельность иностранных компаний в России // Вестник финансового университета. 2017. №3. С. 141-148.
10. Охотников И.В. Макроэкономическое прогнозирование и стратегическое управление. М.: Московский гос. ун-т путей сообщения, 2014. 351 с.
11. Пронин А.В. О правовой природе санкций ЕС в отношении РФ // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Вып. 2. С. 59-65.
12. Саргсян А.М. Европейские санкции: от национальных до коллективных // Современная Европа. 2014. №3. С. 23-29.
13. Швец И.Ю., Швец Ю.Ю. Государственное региональное экономическое управление в Российской Федерации. Симферополь: ДИАЙПИ, 2013. 178 с.
14. Schwab K. The Global Competitiveness Report 2013-2014. URL: http://www.weforum.org/ reports/global-competitiveness-report-2013-2014 (Дата обращения: 10.07.2017).
15. Schwab K. The Global Competitiveness Report 2015-2016. URL: http://www3.weforum.org/ docs/gcr/2015-2016/Global_Competitiveness_Report_2015-2016.pdf (Дата обращения: 12.07.2017).
Matvey S. OBORIN a, a Plekhanov Russian University of Economics, Perm Institute (branch);
Irina A. RODENKO b Perm State National Research University (Perm, Russia);
PhD (Dr.Sc.) in Economics, Associate Professor;
e-mail: recreachin@rambler.ru; b V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Rep. of Crimea, Russia; PhD student; e-mail: rodenko.irina@bk.ru
ENERGY SECURITY OF THE REPUBLIC OF CRIMEA UNDER THE INTERNATIONAL SANCTIONS
Keywords:
sanctions, energy security of the Republic of Crimea, the fuel and energy complex, oil and gas industry, renewable energy, the state unitary enterprise "Chernomorneftegaz"
The article defines the essence of the sanctions of the European Union, the United States of America and Ukraine that have been applied to Russia, compiles the list of sanctions against the Republic of Crimea, and determines their impact on energy security of the Republic of Crimea. The authors discuss the features of sanctions as economic constraints: their goals, objectives, and effects, which allows talking about efficiency; the relationship with the political course. The article characterizes the fuel and energy complex as an important sphere of economic activity of the country from the point of view of influencing the national economy development, social sphere, quality of public services.
The authors justify the energy sector development with the economic and financial point of view, priority investments for the Republic of Crimea. The article presents and summarizes the main types of sanctions against the Republic of Crimea, the impact of sanctions on Ukraine in fuel and energy complex.
The article is aimed at determining the nature and effects of the applied sanctions of the European Union countries, the United States of America and Ukraine on fuel and energy security of the Republic of Crimea. The system approach, analysis, synthesis, expert evaluation, comparison, observation, generalization are the main methods of the article. The main results are based on the analysis of the fuel and energy complex of the Republic of Crimea: the potential, power, types of energy, the main company. The article analyzes the development of the state unitary enterprise "Cherno-morneftegaz", representing the oil and gas industry of the Republic of Crimea, at which sanctions of the European Union and the United States of America direct the sanctions.
Scientific novelty consists in structuring the essence of the sanctions against the Republic of Crimea and the definition of activities aimed at minimizing their impact on fuel and energy complex of the Republic of Crimea.
1. Bakumenko, M. A. (2016). O merah po aktivizacii investicionnyh processov na territorii Respubliki Krym [On measures to enhance investment processes in the Republic of Crimea]. In coll.: Analiz, modelirovanie, upravlenie, razvitie social'no-ekonomicheskih sistem [Analysis, modeling, management, development of socio-economic systems]: Collection of scientific articles the X International symposium AMUR-2016. Simferopol: V. Vernadsky CFU, 22-29. (In Russ.).
2. Boyko, A. (2015). Mezhdunarodnye ekonomicheskie sankcii [International economic sanctions]. Nauka, tehnika i obrazovanie [Science, technology and education], 3(9), 3-4. (In Russ.).
3. Godovannik, E. D. (2015). Ekonomicheskie sankcii: istoricheskij aspekt [Economic sanctions: The historical aspect]. Molodoj uchenyj [Young Scientist], 20, 232-235. (In Russ.).
4. Borovskaya, L. V. (2015). O klassifikacii sankcij v otnoshenii Respubliki Krym [On the classification of sanctions against the Republic of Crimea]: In coll.: Aktual'nye problemy i perspektivy razvitija ekonomiki [Actual problems and prospects of economic development]: Proceedings of the Intern. scient. conf. Simferopol-Gurzuf: V. Vernadsky KFU, 75-76. (In Russ.).
5. Gracheva, A. M. (2017). Ponjatie i vidy ekonomicheskih sankcij v mezhdunarodnom prave 2017 [The concept and types of economic sanctions in international law]. Trudy instituta gosudarstva i prava Rossijskoj Akademii Nauk [Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS], 1(59), 159-171. (In Russ.).
6. Gudkov, I. (2014). Sankcii ES v otnoshenii Rossii. Neeffektivnost' i nezakonnost' [EU sanctions against Russia. Inefficiency and illegality]. Vsja Evropa [The whole of Europe], 9(911), 81-92. (In Russ.).
7. Ivanova, M. S. (2015). Problemy i perspektivy razvitija Rossii v uslovijah sankcij [Problems and prospects of Russia under sanctions]. Mir Nauki [World of Science], 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/26EMN115.pdf (Accessed on July 12, 2017). (In Russ.).
8. Krut, V. (2015). Sankcii v otnoshenii Rossii: istorija voprosa i sovremennost' [Sanctions against Russia: historical background and contemporaneity]. Aktual'nye problemy sovremennyh mezhdunarodnyh otnoshenij [Actual problems of modern international relations], 6, 95-99. (In Russ.).
References
Т. 11, No. В (7В)
2017
9. Linnikov, A. (2017). Vlijanie mezhdunarodnyh sankcij na dejatel'nost' inostrannyh kompanij v Rossii [The impact of international sanctions on activities of foreign companies in Russia]. Vestnik finansovogo universiteta [Bulletin of Financial University], 3, 141-148. (In Russ.).
lO.Ohotnikov, I. V. (2014). Makroekonomicheskoe prognozirovanie i strategicheskoe upravlenie [Macroeconomic Forecasting and Strategic Management]. Moscow: MIIT. (In Russ.).
11.Pronin, A. V. (2015). O pravovoj prirode sankcij ES v otnoshenii RF [Legal nature of the EU punitive sanctions against the Russian Federation]. Istoricheskaja i social'no-obrazovatel'naja mysl' [Historical and social-educational ideas], 2, 59-65. (In Russ.).
12.Sargsjan, A. M. (2014). Evropejskie sankcii: ot nacional'nyh do kollektivnyh [European sanctions: from national to collective measures]. Sovremennaja Evropa [Contemporary Europe], 3, 23-29. (In Russ.).
13.Shvec, I. Yu., & Shvec, Yu. Yu. (2013). Gosudarstvennoe regional'noe ekonomicheskoe upravlenie v Rossijskoj Federacii [State Regional Economic Management in the Russian Federation]. Simferopol: DIAYPI. (In Russ.).
14. Schwab, K. (2013). The Global Competitiveness Report 2013-2014. URL: http://www.weforum.org/reports/global-competitiveness-report-2013-2014 (Accessed on July 07, 2017).
15. Schwab, K. (2015). The Global Competitiveness Report 2015-2016. URL: http://www3.weforum.org/docs/gcr/2015-2016/Global_Competitiveness_Report_2015-2016.pdf (Accessed on July 12, 2017).
Оборин М.С., Роденко И.А. Энергетическая безопасность Республики Крым в условиях международных санкций // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11. Вып. 8. С. 119-130. РО!: 10.22412/1995-042Х-11-8-10.
Oborin, M. S., & Rodenko, I. A. (2017). Energy security of the Republic of Crimea under the international sanctions. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 11(8), 119-130. doi: 10.22412/1995-042X-11-8-10. (In Russ).