Научная статья на тему 'ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП 2022 ГОДА'

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП 2022 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕК / ОПЕК+ / картель / нефть / санкции / потолок цен / межгосударственные альянсы / нефтяные компании / энергетический рынок / OPEC / OPEC+ / Cartel / Sanctions / Petroleum / Price cap / Petroleum companies / Energy market

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михаил Субботин

Статья посвящена проблемам мирового и российского нефтегазового рынка, многочисленным важнейшим событиям, произошедшим на нем в 2022 г.: последние могут оказаться ключевыми для всей мировой системы энергоснабжения в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП 2022 ГОДА»

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП 2022 ГОДА

Михаил Субботин,

старший научный сотрудник ИМЭМО РАН

Аннотация. Статья посвящена проблемам мирового и российского нефтегазового рынка, многочисленным важнейшим событиям, произошедшим на нем в 2022 г.: последние могут оказаться ключевыми для всей мировой системы энергоснабжения в долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: ОПЕК, ОПЕК+, картель, нефть, санкции, потолок цен, межгосударственные альянсы, нефтяные компании, энергетический рынок

Keywords: OPEC, OPEC+, Cartel, Sanctions, Petroleum, Price cap, Petroleum companies, Energy market

В марте 2022 г. западные эксперты прогнозировали российской экономике падение на 8-15% за год, но такие оценки не оправдались. Президент РФ Владимир Путин в январе 2023 г. сообщил, что спад экономики в прошлом году составил 2,1%. Результаты 2022 г. демонстрируют удивительную картину: одновременно дефицит бюджета в 3,3 трлн руб. и рост доходной части бюджета на 2,8 трлн руб. благодаря исключительно благоприятной конъюнктуре на рынке энергоносителей.

Число антироссийских санкций, введенных в прошедшем году, носит беспрецедентный характер - РФ по количеству ограничений обогнала Иран: сегодня против России введено уже более 13,5 тысяч санкций и ограничительных мер. Западные ограничения стали новой реальностью отношений России с ведущими странами мира и затрагивают российские экспорт, импорт, финансовый сектор, вторичные санкции и граждан страны.

Сдвиги на нефтегазовом рынке

Прошедший год был не только тяжелым в моральном плане, лихорадочное состояние энергетических рынков, как температура у больного, отражают цены на нефть: если в марте на фоне СВО цена на нефть выросла почти до $140 за баррель, то в декабре она торговалась на уровне $72-78 за баррель - минимальный уровень за весь год. Тем не менее по итогам прошлого года совокупные показатели добычи нефти в России выросли на 2% и составили 535 миллионов тонн.

Экономика России и ее нефтегазовый сектор пережили 2022 г. в условиях отказа от прежних партнеров и переориентации на новые рынки. Сегодня российский экспорт сырой нефти более чем на 90% составляют поставки в Индию и Китай. В Индию поставки отправ-

ляются морским путем, а в Китай - по трубопроводу ВСТО и морем, примерно в равных пропорциях. При этом РФ зарабатывает с каждого барреля меньше из-за:

• увеличения транспортных затрат: теперь чтобы доставить нефть из балтийского порта в Приморске в Индию, необходимо огибать всю Европу и везти нефть через Ближний Восток, что гораздо дольше, чем когда та же нефть поставлялась из Приморска в порт Роттердама;

• дополнительных затрат, связанных с обходом санкций: чтобы избежать взаимодействия с западными юрисдикциями, РФ постепенно закупает собственный танкерный флот для транспортировки нефти. Сюда же можно отнести дисконты со стороны РФ, возникающие из-за перевалки и продажи нефти таким образом, чтобы избежать санкционных рисков для всех сторон (например, смешивание разных сортов нефти в таких пропорциях, чтобы полученная смесь даже формально не считалась российской).

Казалось бы, экономика, в том числе и благодаря своему нефтегазовому сектору, в целом выдержала удар санкциями: и падение оказалось значительно меньше ожидавшегося, и нефтегазовые доходы бюджета огромными, и прибыли нефтегазовых компаний. Если бы только не опасения по поводу «отложенных отрицательных эффектов»: для России собственно нефтегазовые санкции как международная реакция на СВО в Украине начали действовать только в конце 2022 г. - начале 2023 г., а до того опасения потребителей по поводу энергоснабжения зимой взвинтили ажиотажный спрос в отношении нефтегазовых ресурсов вообще и из РФ в частности. И только потом начали ощущаться последствия санкций, наступило успокоение рынков в связи с гладким прохождением зимы с ее аномально теплой погодой. Теперь уже накопленные, но неиспользованные запасы создали предпосылки для «медвежьего рынка»1, или рынка покупателя.

То же и с мировыми финансовыми рынками. В условиях COVID-19 было велико искушение пережить его, а потом разбираться с последствиями. По формальным признакам многие компании нужно было банкротить, а не спасать, но всем было ясно, что их проблемы имеют внешнее происхождение - пройдет пандемия и рынки восстановятся, но если исчезнут эффективные компании сегодня, то некому будет работать завтра. Со всеми вытекающими отсюда последствиями - инфляцией, безработицей и т.д.

Спустя пару лет лечение обернулось болезнью: дефляция сменилась инфляцией, а к ней оказались готовы далеко не все, и возникла опасность эффекта карточного домика - начали падать важные игроки в банковском секторе на рынках стартапов, криптовалюты, нарушая

1 Формально «медвежий рынок» определяется некоторыми аналитиками при снижении котировок основных индексов на 20% и более от предыдущего максимума в течение минимум двух месяцев.

планы Федерального резерва и Европейского центрального банка по борьбе с инфляцией. И более того, провалы в банковской сфере подогревают ожидания кризиса в финансовой системе, а там, чего доброго, и экономический кризис, что означает сокращение производства и падение спроса на энергоресурсы, а следовательно, и цен на них.

Не менее масштабные события, влияющие на расстановку сил на мировом рынке нефти, происходили и на поле международной политики. Желание США изолировать не только Россию, но еще и Иран с Венесуэлой, заставило Вашингтон выбирать главное направление применения санкций и ослабление других, что усилило позиции Саудовской Аравии (СА), ведь даже США не могут одновременно относиться ко всем крупнейшим мировым производителям нефти как к изгоям. Однако, в отличие от России или Ирана, СА является давним союзником США (показательно, что в июле 2022 г. во время визита Дж. Байдена в Эр-Рияд Королевство Саудовская Аравия и Соединенные Штаты Америки подписали 18 соглашений и меморандумов о сотрудничестве в сферах космоса, инвестиций, энергетики, коммуникаций и здравоохранения), что не мешает им демонстрировать свою независимость, заключая союзы, которые обеспечивают им не только р нки сбыта, но и собственную безопасность.

В строительстве новых альянсов особую активность развил Китай. Не прошло и месяца после февральской встречи Раиси и Си Цзиньпина в столице Китая, как Пекин, Эр-Рияд и Тегеран выступили с трехсторонним заявлением о том, что им после восьмилетнего разрыва удалось заключить соглашение о восстановлении дипломатических отношений между Ираном и Саудовской Аравией. Еще в сентябре 2022 г. Иран повысили в статусе в ШОС1 и из наблюдателя он превратился в полноправного члена. Наконец, решение о вступлении в ШОС Саудовской Аравии было принято спустя несколько недель после того, как при посредничестве Китая СА восстановила дипломатические отношения с Ираном.

При этом Иран выразил заинтересованность во вступлении и в другое международное объединение - БРИКС, членами которого также являются Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка. Поскольку Саудовская Аравия проявляла интерес к обеим организациям, председатель Си Цзиньпин в декабре 2022 г. посетил королевство, где состоялся первый в истории саммит Китая и арабских государств. Результатом той встречи стало подписание целого ряда соглашений. Похоже, она создала условия для дальнейших прорывов на дипломатическом фронте. И все это на фоне военных действий в центре Европы и, по сути, за один год!

1 Шанхайская организация сотрудничества.

Дипломатическая активность Саудовской Аравии при этом опирается на мощный экономический фундамент: в 2022 г. доходы королевства от экспорта нефти достигли рекордных за последнее десятилетие значений - $326 млрд., при этом ВВП страны за год вырос на 8,7% - это самый быстрый рост среди государств - членов G201.

В свою очередь, чтобы застраховать множащиеся риски нехватки энергоресурсов, страны - потребители энергетического сырья радикально меняют свою энергетическую политику в ущерб экологической повестке, увеличивая спрос на ископаемое топливо любых видов и из любых источников, включая возврат к углю - самому грязному из всех видов топлива. Так, например, Германия возвращает в деловой оборот законсервированные было угольные электростанции, а Китай активно использует свой традиционный уголь.

Высокие цены на энергоносители являются головной болью для администрации США с учетом предстоящих в следующем году президентских выборов, но зато те же цены стимулируют к новым достижениям сланцевую промышленность страны. Благодаря ей сегодня США стали отраслевым лидером по добыче и крупным нетто-экспортером2 энергоносителей, в то время как Китай зависит от импорта последних. Если главный геополитический соперник одновременно является важнейшим экономическим партнером, неизбежно возникает эффект заклятых друзей, провоцирующий периодически обостряющиеся конфликты.

В поисках картеля. ОПЕК, ОПЕК+, НОПЕК...

Падение мировых нефтяных цен началось с 2014 г. И целых два года от ОПЕК требовали решительно вмешаться и навести порядок, СМИ были заполнены статьями, доказывавшими, что ОПЕК умерла и ни на что не годна. Организация отвечала, что нельзя бороться с рынком, терпеливо ждала, пока произойдет балансировка спроса и предложения, а движение цен приобретет отчасти прогнозируемый характер, и только после этого выступила, предложив политически беспроигрышный ход с заключением соглашения ОПЕК+, на участников которого приходилось около 44% общемирового производства нефти3.

Это соглашение о сокращении добычи нефти между странами ОПЕК, Россией и другими крупными производителями, не входящими в картель, было заключено в конце 2016 г. и действовало три года: с начала 2017 до 31 марта 2020 г. В апреле 2020 г., после начала пан-

1 Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/05/03/2023/6404de359a794715eaa8585f?from=materials_on_ subject (Дата обращения 05.03.2023)

2 Экспорт энергоносителей превосходит импорт.

Страны ОПЕК+ решили сократить добычу нефти. Помешает ли это санкциям против России. -Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/05/10/2022/633d82cf9a79471395eec0e2?ysclid=lfzwbf7uoe999823586% 20(%D0%94%D0%B0%D1%82%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D 1%89%D0%B5%D0%BD% D0%B8%D1%8F%2005.03.2023) (Дата обращения 05.03.2023)

демии коронавируса, повлекшей за собой резкое падение спроса, участники ОПЕК+ договорились о рекордном снижении добычи на 9,7 млн барр. в сутки. Впрочем, это снижение было, по сути, неизбежным, поскольку падение спроса составляло в моменте, по оценкам министра энергетики РФ А. Новака, 20-30 млн барр. в сутки. Общее сокращение мирового производства нефти, как ожидалось, должно было составить 15-20 млн барр. в сутки в результате вполне естественной рыночной реакции на резкое падение спроса1 со стороны стран - участниц ОПЕК+, а также еще десятка государств, в том числе США, Норвегии и Канады2.

Это соглашение было рассчитано на два года, в течение которых уровень сокращения добычи должен был постепенно уменьшаться (с 9,7 млн барр. до нуля), но потом пошли разговоры о завершении деятельности ОПЕК+, на рынке, прежде всего биржевом, возникла нервозность, и было принято соломоново решение продлить это соглашение до конца 2022 г. В конце концов эффект плацебо - тоже способ лечения больного...

Изменилось и поведение членов ОПЕК+: участники соглашения скорректировали частоту своих совещаний, сделав ее более размеренной - теперь министерский мониторинговый комитет (Joint Ministerial Monitoring Committee, JMMC), который дает рекомендации министрам стран-участниц, собирается проводить совещания не раз в месяц, а только каждые два месяца, а сами встречи на уровне министров будут проходить раз в полгода - очередная встреча альянса должна состояться 4 июня 2023 г. При этом участники ОПЕК+ протокольно подтвердили готовность проводить встречи в любой момент и принимать необходимые дополнительные меры в ответ на рыночную ситуацию, чтобы поддерживать баланс спроса и предложения.

А тем временем юридический комитет Сената Конгресса США 5 мая 2022 г. одобрил антикартельный законопроект NOPEC (No Oil Producing and Exporting Cartels Act), дающий американскому Минюсту полномочия подавать иски к участникам ОПЕК и их партнерам за

1 Согласно данным известной норвежской компании Rystad Energy, максимальное падение нефтяного потребления в мире в апреле 2020 г. составило 22 млн барр. в сутки. За следующие шесть месяцев две трети этого снижения были «отыграны» рынком, однако затем восстановление спроса на нефть замедлилось из-за новых волн пандемии в конце 2020 - начале 2021 г. Более подробно см.: Что мешает росту нефтяного рынка? -Нефть Капитал, 15.06.2021. - Режим доступа: https://oilcapital.ru/news/2021-06-15/chto-meshaet-rostu-neftyanogo-rynka-1030332?ysclid=lfzyotnq8f666607223

2 «На сегодняшний день, наверное, мы находимся в самой активной стадии снижения мирового спроса на нефть, и, по разным оценкам, это снижение на данный момент составляет порядка 20-30 миллионов баррелей в сутки», - говорил министр энергетики А. Новак, выступая в апреле 2020 г. перед депутатами Госдумы. По его мнению, «это происходит в результате пандемии COVID-19 из-за снижения активности населения, падения авиаперевозок, а также закрытия предприятий». Более подробно см.: Новак: Глобальный спрос на нефть упал на 20-30 млн баррелей в сутки. - Российская газета. - 22.04.2020. - Режим доступа: https://rg.ru/2020/ 04/22/novak-globalnyj-spros-na-neft-upal-na-20-30-mln-barrelej-v-sutki.html?ysclid=lfzz0gflt353770838 (Дата обращения 20.04.2020).

нарушения антимонопольного законодательства. Законопроект NOPEC вносит поправки в антимонопольное законодательство США:

• дает Минюсту США (т.е. американским судам) право инициировать антимонопольные иски против стран - членов ОПЕК;

• наделяет суды США полномочиями рассматривать антимонопольные иски в адрес стран ОПЕК и других государств, осуществляющих скоординированные действия (картельные сговоры) на нефтяном рынке, т.е. любые совместные действия правительств других стран, направленные на ограничение добычи нефти и установление цен на нее.

Однако законопроект NOPEC еще должен получить одобрение обеих палат Конгресса и подпись президента США, который вправе наложить вето на закон. Так что шансы проекта на утверждение обеими палатами Конгресса и президентом США даже на фоне кризиса энергоносителей, ухудшения отношений между экспортерами и импортерами нефти и нарастания санкционного давления на РФ невелики. Утверждение NOPEC еще более осложнило бы отношения США и их союзников по всему миру, не входящих в картель, с ОПЕК.

Американский институт нефти (API) и отраслевые эксперты ожидаемо раскритиковали инициативу, отметив, что:

• NOPEC может привести к перепроизводству нефти странами ОПЕК и понизить цены до уровня, при котором энергокомпаниям США будет трудно увеличить добычу (в США она намного дороже, чем на Ближнем Востоке, особенно сланцевая1);

• Саудовская Аравия и другие страны ОПЕК за счет более простой и дешевой добычи могут быстро увеличить поставки, но в ответ на принятие NOPEC могут, например, повысить цены на продаваемую в США нефть или ограничить американские инвестиции.

Вице-премьер России А. Новак и вовсе счел законопроект NOPEC всего лишь «страшилкой»: «Еще много лет пройдет, как он будет так же всплывать в СМИ в пожеланиях отдельных конгрессменов или сенаторов его принять»2. Действительно, Конгресс пытается принять NOPEC уже на протяжении почти двух десятилетий, и этот законопроект особенно

3

активно разыгрывается в качестве внутри- и внешнеполитической карты .

1 Переработка горючих сланцев в синтетические углеводороды. Новак назвал законопроект NOPEC против картельных сговоров «страшилкой» США. - Российская газета, 14.10.2022. - Режим доступа: https://rg.ru/2022/10/14/novak-nazval-zakonoproekt-nopec-protiv-kartelnyh-sgovorov-strashilkoj-ssha.html?ysclid=lfzxv136ch522824010 (Дата обращения 14.10.2022)

В 2007 г., когда президентом был Дж. Буш - младший, один из вариантов NOPEC удалось провести через Сенат и Палату представителей, но на подпись президенту законопроект направлен не был, поскольку тот предупредил, что наложит вето. Во времена Президента Д. Трампа законопроект успел получить одобрение юридического комитета Палаты представителей, но на этом все и закончилось. Зато позднее, в разгар кризиса на нефтяном рынке, президент Д. Трамп уже сам прилагал немалые усилия для достижения договоренностей о сокращении добычи нефти (де-факто отвергая наличие картельного сговора в действиях ОПЕК) и заключения

Последняя попытка была сделана после того как в октябре 2022 г. страны ОПЕК+ договорились снизить добычу нефти на 2 млн барр. в сутки. Впрочем, фактическое сокращение добычи составило бы не заявленные 2 млн барр., а 1-1,1 млн барр. в сутки, заявил министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдель Азиз бен Сальман, поскольку участники соглашения не полностью выбирали свои квоты. Например, Россия добывала 9,9 млн из установленных 11 млн барр. в сутки. С ноября 2022 г. ее квота снизилась до 10,5 млн барр. «Для нашей нефтедобывающей отрасли остается еще предел для повышения добычи около 500600 тыс. барр. в сутки, и, конечно, многое будет зависеть от развития ситуации на мировых рынках», - говорил А. Новак1. Получается, что квоты не выбирали, потом за счет этих невы-бранных квот якобы сократили добычу, а Россия, в свою очередь, ничего не меняя, добровольно сократила свою добычу на объем квоты, который тоже не выбирала... Какой картель -такие и квоты.

Картельные соглашения обычно запрещены антимонопольным законодательством, поэтому в современном мире они оформляются тайно и не закрепляются документально. ОПЕК, напротив, ни от кого не скрывается, объявляет о своих решениях и т.п. И что уж совсем необычно - гордится тем, что его считают картелем, как свидетельством своей реальной или мнимой власти над мировым нефтяным рынком. Более того, странно выглядит, когда антимонопольный регулятор призывает себе на помощь якобы картель. Именно такая ситуация неоднократно возникала, когда «Большая семерка» или «Двадцатка» обращались к ОПЕК с просьбой сбалансировать рынок нефти.

Нарушение условий сделки не влечет никаких юридических последствий, однако у картеля могут быть другие рычаги давления. История знает случаи, когда его члены могли навредить компаниям, покинувшим объединение или не согласившимся в него вступать, с помощью демпинга цен, нелегального сговора с поставщиками или другими подобными методами. Однако сравнительно недавний выход из ОПЕК Катара прошел для него совер-

нового соглашения. Наконец, в пику Д. Байдену республиканцы вновь было внесли 20 апреля 2021 г. NOPEC на рассмотрение в юридический комитет Палаты представителей Конгресса США. Однако 6 мая 2022 г. пресс-секретарь Белого дома Д. Псаки на очередном брифинге заявила, что:

Д. Байден считает, что антикартельный законопроект NOPEC может привести к непредвиденным последствиям и требует изучения и обсуждения, особенно в этот динамичный момент на мировых энергетических рынках;

Д. Байден ясно дал понять, что сильная политика в области конкуренции необходима для обеспечения справедливых рынков и более низких цен;

цель США - обеспечить соответствие предложения на рынке нефти спросу, и ОПЕК должна сыграть в этом свою роль;

США активно работают и взаимодействуют с объединением.

1 Картель распечатал стратегический запас США. - РБК, 05.10.2022. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/newspaper/2022/10/06/633d82cf9a79471395eec0e2?ysclid=lg078ynq6w111420483%20%20(%D0 %94%D0%B0%D1%82%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8 %D1%8F%2010.06.2022) (Дата обращения 17.03.2023)

шенно безболезненно. Более того, само создание той же ОПЕК+ показало, что членство в организации сугубо добровольное, а за нарушение дисциплины ни один член картеля никогда за более чем 60-летнюю историю еще не был исключен.

Одни страны законодательно борются с картелями, другие поощряют их создание в борьбе со стихией рынка.

Картели оказывают разнообразные негативные эффекты на экономику:

• искусственный рост цен;

• падение качества продукции;

• замедление или полное отсутствие инноваций, развития технологий;

• в долгосрочной перспективе - снижение инвестиционной привлекательности отрасли.

Можно ли в полной мере предъявить подобные претензии странам - экспортерам нефти?

Напомним, что исторически как раз ОПЕК выступила могильщиком знаменитого международного картеля «семи сестер»1, т.е. она не создавала, а разрушала существовавшую на тот момент монополию. Впрочем, бывает ведь и так, что победитель дракона сам в него превращается. Тот ли это случай?

Санкции с потолком

Потолок цен ЕС и G7 в $60 за барр. российской нефти для поставок по морю начал действовать с 5 декабря 2022 г. Потолок цены, который пытаются установить, будет определяться не в виде дисконта к сорту Brent (как предполагалось сначала), а как фиксированное число, которое время от времени будут пересматривать. Сначала предполагалось, что корректировать его будут ежеквартально или даже еще реже - раз в полгода, но затем из Минфина США пришли новости о том, что в министерстве «были бы открыты для того, чтобы возвращаться к этому вопросу дважды в месяц». Наконец, появилась информация, что Еврокомиссия 1 декабря 2022 г. представила новый текст соглашения по введению ценового ограничения, в котором стороны обязуются пересматривать начиная с января 2023 г. установленный ценовой порог каждые два месяца .

5 февраля 2023 г. также начал действовать запрет на поставку в ЕС российских нефтепродуктов. При этом эмбарго на поставки нефтепродуктов и предусмотренный им ценовой потолок не касаются продукции, которая произведена из российской нефти за рубежом, а

1 Термин, введенный в 1950 г. для описания семи нефтяных компаний, преобладавших в мировой нефтяной промышленности с середины 1940-х до 1970-х гг.: British Petroleum, Exxon, Gulf Oil, Mobil, Royal Dutch Shell, Chevron, Texaco.

Режим доступа: СМИ раскрыли планы США и их союзников по потолку цен на российскую нефть. -РИА Новости, 23.11.2022. - Режим доступа: https://ria.ru/20221123/neft-1833590810.html?ysclid=lg0090 fVdc531711520 (Дата обращения 17.03.2023)

также смесей российского топлива с нефтепродуктами из других стран, если они сделаны на территории третьих стран.

Поставки нефти и нефтепродуктов из России в страны G7 и Евросоюза в 2021 г. составили 214,7 млн т на общую сумму $109,5 млрд, что соответствует 68-70% от совокупного экспорта этих товаров на мировой рынок. Несмотря на это России удалось переориентировать значительную часть поставок из Европы в Азию. После введения санкций на российскую нефть президент В. Путин подписал указ об ответных мерах, которые запрещают поставки российской нефти и нефтепродуктов иностранным гражданам и компаниям в случае, если в контрактах «прямо или косвенно предусматривается использование механизма фиксации предельной цены».

Потолок привел к тому, что компании РФ начали в массовом порядке самостоятельно заниматься обслуживанием своей нефти (страховщики, перевозчики и т.д.). Возить стало дальше, на не лучших судах. При цепочке последующих перепродаж теряется «российский след», при этом компании платят налоги с низкой цены, а доходы от обслуживания продажи и перепродажи нефти по более высокой - «запотолочной» - цене остаются за границей. Вернулись 1990-е, когда нефтяные компании, стремясь снизить налоговую нагрузку, создавали многочисленные так называемые боковые компании, которые выступали центрами прибыли?

Цена, по которой реально торговалась российская нефть, когда были введены санкции на торговлю нефтью и нефтепродуктами, была никому не известна. Контракт есть контракт, рыночная цена есть рыночная цена. То ли компании страдают под игом санкций, то ли они имитируют страдания, сокращая налоговую нагрузку из-за низких цен, с которых платятся налоги. Понятно, что крайним оказался госбюджет.

Реакция последовала очень быстро: 11 марта 2023 г. Правительство одобрило проект федерального закона об изменениях в Налоговый кодекс России, который предусматривает при расчете НДПИ и НДД1 применение котировки нефти сорта «Юралс» по данным агентства «Аргус» и дисконта на нефть сорта Urals по отношению к нефти сорта Brent: с 1 апреля по 30 апреля 2023 г. - 34 $/баррель, с 1 мая по 31 мая 2023 г. - 31 $/баррель, с 1 июня по 30 июня 2023 г. - 28 $/баррель, с 1 июля 2023 г. - 25 $/баррель.

1 Налог на добычу полезных ископаемых и налог на дополнительный доход от добычи углеводородно-

го сырья.

Привлекает внимание тот факт, что на фоне беспрецедентного санкционного давления используются котировки британского агентства, хотя, казалось бы, были разные варианты использования данных фактических сделок:

- по статистике ВЭД;

- по данным СПБМТСБ;

- по консолидированным данным существующих российских агентств.

В результате была найдена обтекаемая формулировка: «При мониторинге цен подлежит сбору следующая информация о ценах на российскую нефть и другие марки нефти: предоставляемая АО "Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа", публикуемая международным цеховым агентством Argus, предоставляемая ФТС о статистической стоимости российской нефти, поставляемой на экспорт, в Минэнерго».

Таким образом, компаниям налоги придется платить не с цены реальных сделок, а с цены, законодательно установленной. Удар по бюджету оказался смягчен, а компании и государство вступили в очередной период адаптации к новым условиям: борьба с санкциями по принципу «ты догоняешь, я убегаю» приобрела перманентный характер. Это, пожалуй, единственное, что является постоянной величиной, все остальные - переменные: накапливается опыт, применяются новые методы нападения и защиты. И все это не бесплатно для обеих сторон.

Вместе с тем ЕС может пересмотреть ограничение цены на российскую нефть в пользу понижения после детального анализа работы механизма потолка цен на российские нефтепродукты, поскольку принимаемые меры призваны ограничить поступления нефтяной выручки в российскую казну с тем, чтобы ограничить расходы на СВО России в Украине. Хотя на начальном этапе введения ограничения цены есть немало исключений из правила, помимо «тайного» танкерного флота.

Так, Минфин США вывел из-под санкций и разрешил операции, связанные с поставками российской нефти не только в Болгарию (сможет покупать и получать нефть морским путем до конца 2024 г.) и Хорватию (получила возможность до конца 2023 г. закупать дизельное масло), но и в «ряд не имеющих выхода к морю стран ЕС». В документе они не конкретизированы, но к таковым относятся целых пять членов Евросоюза: Австрия, Венгрия, Люксембург, Словакия и Чехия. Кроме того, Япония сможет продолжать (до конца сентября 2023 г.) ввозить нефть, добытую в рамках проекта «Сахалин-2».

Кроме того, потолок устанавливается на «чистую покупку», то есть на стоимость самой нефти. Сопутствующие расходы (на фрахт танкеров, их регистрацию, страхование ответственности участников сделки, таможенные процедуры и пр.) оплачиваются отдельно при

условии, что они выставлены по «коммерчески обоснованным тарифам». Более того, если российская нефть «прошла таможенную очистку»1 в юрисдикции, отличной от РФ», то дальше ее можно продавать по любым ценам, невзирая на потолок.

О том, сколько будет из этого «потолочного» правила исключений, пока не знает никто -правила игры пока до конца не сформулированы, но все может в любой момент измениться. И тем, кто уверенно заявляет, что ценовой потолок не касается услуг транспортировки и страхования (а с проблемами в страховании мы столкнулись еще в начале года и за это время смогли выстроить альтернативные механизмы и даже обкатать их), могут столкнуться с сюрпризами, которых не ждали.

В целом «потолочный» механизм достаточно спорный, как всякое вмешательство в естественные реакции рынка. И проблема тут не только в отношении России или ОПЕК или ОПЕК+: дело в том, что в перспективе могут быть отработаны инструменты, по сути, административного регулирования цен странами-покупателями любых видов сырьевых товаров, потому что таким образом страны-потребители фактически пытаются установить приемлемый для них уровень цен.

Это может как способствовать нормализации на нервных сырьевых рынках, так и вести к злоупотреблениям на них и означать неоправданное вмешательство в правила мировой торговли. Управлять по своему разумению в зависимости от рыночной конъюнктуры, от внутриполитической ситуации в ведущих странах мира или в попытке пресечь возникновение геополитических конфликтов - как говорится, тут возможны варианты...

Одним словом, там, где много десятилетий маячила тень картелей экспортеров сырья, возникает призрак монопсонии - диктата потребителей. Более того, если раньше производители создавали монополию, а потребители - монопсонию, то в современных условиях в качестве инструмента диктата на рынке оттачиваются санкционные механизмы. Понятно, что дело это не простое, не скорое, но направление мысли понятно.

♦ ♦ ♦

1 Процедура легализации перемещения грузов через границу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.