Вестник Института экономики Российской академии наук
6/2023
Д.И. УШКАЛОВА
кандидат экономических наук, руководитель Центра исследований международной макроэкономики и внешнеэкономических связей ФГБУН Институт экономики РАН
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ВТОРОГО ГОДА ПРОТИВОСТОЯНИЯ САНКЦИОННОМУ ДАВЛЕНИЮ
В статье рассматриваются основные тенденции развития экспорта и импорта России в 2023 г. в условиях беспрецедентного санкционного режима. На основе анализа динамики российского экспорта в 2023 г. с учетом мер государственной политики по противодействию санкционному давлению (в частности, выполнению условий «ценового потолка» при экспорте российских углеводородов) и ценовой конъюнктуры на мировых товарных рынках, а также динамики российского импорта делается вывод о высоком уровне адаптивности отечественной внешней торговли к современным реалиям и ее относительной резистентности к санкционному давлению, в том числе в результате продолжения действия фактора «ловушки большой страны». Сформулированы предложения по совершенствованию мер государственной политики в целях устойчивого развития внешней торговли России.
Ключевые слова: антироссийские санкции, экспорт и импорт России, мировые цены, мировые товарные рынки.
УДК: 332.1 EDN: DVZHYT
DOI: 10.52180/2073-6487_2023_6_43_60
С 2022 г. внешняя торговля России находится под беспрецедентным санкционным давлением со стороны недружественных стран, однако его результаты оказались неожиданными для стран-инициаторов. Антироссийские санкции столкнулись с эффектом, названным автором «ловушкой большой страны»: санкции против экспорта могут быть эффективны только в том случае, если они затрагивают крупнейшие его статьи, однако если на рынках этих товаров страна является крупным игроком («большой страной»), то ограничение ее поставок (или даже ожидание подобного ограничения) неминуемо приводит к росту мировых цен, который позволяет компенсировать снижение
физических объемов поставок, а также облегчает диверсификацию их географии [1; 2]. В этих условиях формальная эффективность санкций (их способность ограничивать физические объемы экспорта) противоречит ее стратегической эффективности (способности ограничивать доходы от экспорта) [1; 2].
Существование «ловушки большой страны» для антироссийских санкций привело к масштабному росту стоимостных объемов отечественного экспорта в 2022 г. Так, по итогам года, по данным Банка России, экспорт России возрос на 19,8% по сравнению с 2021 г.1 Ограничения со стороны недружественных стран в отношении товарных поставок в Россию, введенные как на государственном, так и на корпоративном уровне (в рамках ухода иностранных компаний с российского рынка), оказались более действенными. По итогам 2022 г. импорт России, по данным ЦБ РФ, сократился на 9%. В этих условиях рекордно возросло положительное сальдо торгового баланса страны - с 190 до 315,6 млрд долл., т. е. на 65,8%2.
Положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса России при этом в 2022 г. достигло 237,9 млрд долл., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 115,8 млрд долл., т. е. почти на 95%3. Как следствие, не была достигнута одна из ключевых целей антироссийских санкций, состоящая в обрушении курса российского рубля. Средний номинальный курс российского рубля после резкого повышения в марте 2022 г. начал снижаться и к декабрю оказался на более низком уровне, чем в начале года (см. табл. 1). Укрепление национальной валюты во III-V кварталах 2022 г. наряду с мерами Правительства России по поддержке внешней торговли, включая разрешение параллельного импорта, способствовало стабилизации динамики ввоза товаров.
Очевидно, что связанные с эффектом «ловушки большой страны» результаты первого этапа противостояния России санкционному давлению вынудили недружественные страны пересмотреть свои подходы к формированию антироссийских ограничений. В условиях, когда простые ограничения российских поставок приводили к обратному эффекту (росту мировых цен и увеличению экспортной выручки российских экспортеров), в конце 2022 г. санкции Европейского союза были модифицированы таким образом, чтобы не только сократить физические объемы экспорта России, но и контролировать цены на
1 Внешняя торговля товарами (по методологии платежного баланса). https://cbr.ru/ statistics/macro_itm/svs/
2 Там же.
3 Платежный баланс Российской Федерации (аналитическое представление). https:// cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/
Вестник Института экономики Российской академии наук № 6. 2023. С. 43-60
Таблица 1
Динамика среднего номинального курса доллара США и евро к рублю в 2022 г.
январь февраль март I кв. апрель май ИЮНЬ II кв. ИЮЛЬ август сентябрь III кв. октябрь ноябрь декабрь IV кв.
Средний номинальный курс доллара США к рублю 75,87 77,34 103,68 84,73 77,81 64,64 57,18 66,01 58,08 60,35 59,79 59,40 60,86 60,87 65,34 62,32
Средний номинальный курс евро к рублю 85,92 86,81 95,15 95,15 92,34 86,72 81,57 81,57 77,89 75,55 73,54 73,54 72,01 71,02 70,86 70,86
Источник: Основные производные показатели динамики обменного курса рубля в январе-декабре 2022 г. (https://cbr.ru/statistics/ macro_itm/svs/).
(л
Внешняя торговля России: предварительные итоги второго года противостояния...
его основные статьи. В рамках восьмого пакета санкций ЕС была сделана ставка на эмбарго на поставки в страны ЕС и одновременное ограничение уровня цен при экспорте в другие регионы посредством введения «ценового потолка».
Так, с 5 декабря 2022 г. был введен запрет на импорт в ЕС российской нефти морским транспортом, а с 5 февраля 2023 г. - на ввоз нефтепродуктов. Помимо этого, был введен механизм «ценового потолка», предполагающий, что импортеры российской нефти из третьих стран могут получить доступ к услугам европейских компаний по транспортировке и страхованию грузов4 только при покупке нефти ниже определенного уровня5. Первоначально «потолок цен» был установлен на отметке 60 долл. за баррель, однако в дальнейшем должен был корректироваться раз в 2 месяца с тем, чтобы быть не менее чем на 5% ниже среднерыночной цены на российскую нефть и нефтепродукты, рассчитанной на основе данных, предоставленных Международным энергетическим агентством (МЭА). К решению ЕС присоединились оставшееся страны Большой Семерки (США, Великобритания, Канада, Япония) и Австралия6.
Введение «ценового потолка», направленного на противодействие «ловушке большой страны», выступало важнейшей угрозой российскому экспорту в 2023 г. Помимо этого, факторами риска сокращения стоимостных объемов российских поставок являлось снижение темпов роста мировой экономики, разрушение транспортной инфраструктуры и замещение российских поставок ресурсами из других стран.
Следует также отметить, что «ловушка большой страны» затрагивает далеко не все статьи отечественного экспорта. На многих товарных рынках Россия не является крупным поставщиком, способным оказывать влияние на уровень мировых цен, или же воздействие сокращения поставок с ее стороны нивелируется действием более значимых конъюнктурообразующих факторов. Одним из таких рынков является рынок металлургической продукции, доминирующим игроком на
4 Западные компании фактически являются монополистами на рынке морских перевозок и страхования: почти 90% судов в мире страхуется с помощью британской ассоциации International Group of P&I Clubs. https://lenta.ru/news/2022/12/02/oil_price_ cap_eu/?ysclid=lbdm5gkxgu618542941
5 Решение ЕС о введении потолка цен на российскую нефть официально вступило в силу. https://neftegaz.ru/news/gosreg/761390-reshenie-es-o-vvedenii-potolka-tsen-na-rossiyskuyu-neft-ofitsialno-vstupilo-v-silu/?ysclid=lbdmx8vrh7631325625
6 https://quote.rbc.ru/news/article/638dcbb79a7947cf9ee0a7f0?ysclid=lbdmiwq7 1g477837584; Потолок цен и эмбарго на нефть из России вступают в силу: кто в выигрыше. https://www.forbes.ru/biznes/482074-potolok-cen-i-embargo-na-neft-iz-rossii-vstupaut-v-silu-kto-v-vyigryse
котором выступает Китай, замедление экономики которого привело к снижению цен на металлы в 2022 г.
Вне зависимости от ценовой конъюнктуры физическое снижение поставок в силу ограниченности инфраструктурных возможностей для их географической переориентации оказали серьезное негативное воздействие на российских экспортеров. С существенными трудностями столкнулись металлургическая отрасль и деревообработка, в особенности производители специфической продукции, ориентированной на рынки недружественных стран. Даже при наличии «ловушки большой страны» отсутствие физических возможностей переориентации поставок на альтернативные рынки сбыта или радикальный рост транспортных расходов не позволил значительной части российских экспортеров в полной мере воспользоваться преимуществами роста мировых цен. Так, например, имеющаяся инфраструктура не позволяет перенаправить на азиатские рынки колоссальные объемы природного газа, ранее поставлявшегося трубопроводным транспортом в Европу.
В этих условиях в конце 2022 г. ожидалось существенное ухудшение показателей внешней торговли России в 2023 г. Так, по прогнозам Банка России от 28 октября 2022 г., экспорт России в 2023 г. должен был сократиться от -7,5 до -11,5% в годичном выражении, а изменение импорта прогнозировалось в диапазоне от -3,5 до +0,5%7.
Тем не менее, ключевым оставался вопрос о том, сохранит ли свое действие фактор «ловушки большой страны» и сможет ли Россия эффективно противостоять санкциям, оказывающим давление на ее внешнюю торговлю.
После принятия восьмого пакета санкций ЕС экспорт России в начале 2023 г. действительно демонстрировал тенденцию к снижению (см. рис. 1). Помимо «ценового потолка», негативное влияние на динамику отечественного экспорта оказывало ухудшение ценовой конъюнктуры на мировом рынке энергоносителей. Неблагоприятное воздействие на уровень цен на мировом рынке нефти в 2023 г., особенно во втором квартале, оказывало более слабое, чем ожидалось, восстановление потребления нефти в Китае, а также опасения по поводу возможной рецессии из-за проблем в банковской сфере и ужесточения монетарной политики во многих крупных экономиках [3].
В сложившихся условиях важнейшей задачей экономической политики России в 2023 г. стало поддержание благоприятной конъюнктуры на мировом рынке нефти и противодействие выполнению условий «ценового потолка» при экспорте российских углеводородов.
7 Среднесрочный прогноз Банка России по итогам заседания Совета директоров по ключевой ставке 28 октября 2022 г https://cbr.ru/collection/collection/file/43430/ forecast_221028.pdf
Источник: построено автором по: данные Банка России https://view.officeapps. live.com/op/view.aspx?src=https%3A%2F%2Fcbr.ru%2Fvfs%2Fstatistics%2Fcredit_ statistics%2Ftrade%2Ftrade.xls&wdOrigin=BROWSELINK
Рис. 1. Динамика экспорта России в январе 2022 г.- сентябре 2023 г. (млрд долл.).
На решение этой задачи был направлен Указ Президента России от 27 декабря 2022 г. № 961 «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с установлением некоторыми иностранными государствами предельной цены на российские нефть и нефтепродукты»8 и связанные с его реализацией меры Правительства России, а также мероприятия по сокращению добычи нефти.
В целях реализации Указа Президента были приняты Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2023 г. № 118 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 2022 г. № 961»9 и Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 22.02.2023 г. № 95 «Об утверждении Порядка мониторинга цен на российскую нефть, поставляемую на экспорт» (Зарегистрирован 01.03.2023 г. № 72481)10.
8 Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 2022 г. № 961 «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с установлением некоторыми иностранными государствами предельной цены на российские нефть и нефтепродукты». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View /0001202212270015?ysclid=lpgs1tacc6539910720.
9 Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2023 г. №118 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 2022 г. № 961» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301300036?yscli d=lpccoho9l1185696598
10 Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 22.02.2023 № 95 «Об утверждении Порядка мониторинга цен на российскую нефть, поставляемую на экспорт» (Зарегистрирован 01.03.2023 № 72481). http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202303010025?ysclid=lpb7u0vcgy516563746&index=1
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2023 г. № 118 определяет, в частности, что юридические и физические лица, заключившие контракты на поставку товаров по утвержденному в Постановлении перечню (нефть сырая и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород, прочие), обязаны не допускать наличия в контрактах положений о применении механизма фиксации предельной цены и обеспечить мониторинг неприменения данного механизма до конечного пользователя, а в случае выявления в ходе мониторинга информации о применении механизма фиксации предельной цены направлять эту информацию в Министерство энергетики и принимать меры по устранению такого нарушения; в случае выявления таможенными органами при таможенном декларировании товаров случаев использования механизма фиксации предельной цены принимаются меры по запрету вывоза товаров по таким контрактам; Министерство энергетики Российской Федерации подготавливает отчет о результатах мониторинга цен на российскую нефть, поставляемую на экспорт11.
Порядок данного мониторинга определен Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 22.02.2023 г. № 95 «Об утверждении Порядка мониторинга цен на российскую нефть, поставляемую на экспорт». Так, для сопоставления цен на российскую нефть и другие марки нефти используются индикативные цены на нефть марки «Юралс» и марки «Восточная Сибирь - Тихий Океан ВСТО (ESPO)» (на условиях поставки «погрузка на судно (FOB)» для каждого порта), рассчитываемые в соответствии с утвержденной в Приказе формулой12.
Фактически индикативная цена за месяц представляет собой разницу между среднемесячной ценой на нефть марки Брент по данным международного ценового агентства «Аргус Медиа Лимитед» и индикативным дисконтом цен на нефть российских марок за месяц, который равен сумме среднемесячных затрат на транспортировку российской нефти на экспорт и рыночной скидки покупателям российской нефти за месяц. При этом рыночная скидка определяется как разница между средним арифметическим среднемесячных значений цен на нефть различных марок из Саудовской Аравии, Ирака,
11 Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2023 г. №118 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 2022 г. № 961». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301300036?yscl id=lpccoho9l1185696598.
12 Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 22.02.2023 № 95 «Об утверждении Порядка мониторинга цен на российскую нефть, поставляемую на экспорт» (Зарегистрирован 01.03.2023 № 72481). http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202303010025?ysclid=lpb7u0vcgy516563746&index=1
Ирана, ОАЭ, Омана, Венесуэлы и среднемесячной ценой на нефть марки Брент или нефть марки Dubai (в зависимости от марки российской нефти). Среднемесячные затраты на транспортировку при этом определяются как сумма средней стоимости фрахта и средней стоимости страхования13.
Другим направлением борьбы за поддержание благоприятной конъюнктуры на мировом рынке нефти в 2023 г. выступали мероприятия по сокращению добычи. В феврале вице-премьер России А. Новак сообщил, что Россия в марте добровольно сократит объемы добычи нефти на 500 тыс. баррелей в сутки от среднего уровня добычи в феврале 2023 г.14, а в апреле действие данного ограничения было продлено до конца года15.
Аналогичное решение о сокращении добычи было принято в апреле странами ОПЕК+, в частности, Саудовской Аравией (на 500 тыс. баррелей в сутки от объема своей квоты с мая и до конца 2023 г.), ОАЭ (на 144 тыс. барр. в сутки), Ираком (на 211 тыс. барр. в сутки), Кувейтом (на 128 тыс. барр. в сутки), Алжиром и Оманом (на 48 тыс. и 40 тыс. барр. в сутки соответственно), а также Казахстаном (на 78 тыс. барр. в сутки) и Габоном (на 8 тыс. барр. в сутки)16. Таким образом, суммарные объемы сокращения добычи нефти странами ОПЕК+ должны были составить 1,66 млн баррелей в день17.
В июне 2023 г. агентство новостей Саудовской Аравии SPA сообщило, что Саудовская Аравия, помимо уже принятых обязательств по снижению добычи на 500 000 барр./сутки, в июле сократит добычу дополнительно на 1 млн барр., и, соответственно, общее снижение добычи составит 1,5 млн барр./сутки, а в июле данное ограничение было продлено и на август. Также в июле 2023 г. А. Новак заявил, что Россия в августе сократит добычу еще на 500 тыс. баррелей в сутки (в дополнение к ранее принятым обязательствам)18. В сентябре Россия и Саудовская Аравия продолжали реализацию согласованной политики по снижению объемов добычи: Саудовская Аравия продлила решение о дополнительном сокращении добычи на 1 млн барр./сутки до конца года, а Россия скорректировала дополнительное сокращение добычи с 500 тыс. барр./сутки в августе до 300 тыс. барр./сутки с сен-
13 Там же.
14 https://www.rbc.ru/economics/10/02/2023/63e5ff849a794782cff4ca73
15 https://www.rbc.ru/business/27/04/2023/644a36c09a7947ec5a0f3a24?ysclid=lpcm6cb1 id198653053
16 https://www.opec.org/opec_web/en/press_room/7120.htm.
17 Там же.
18 https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/07/04/983570-rossiya-v-avguste-sokratit-dobichu-i-eksport-nefti?ysclid=lpckcd0iyx672890527
тября и до конца года19. Таким образом, к октябрю общее снижение добычи странами ОПЕК+, по расчетам, должно было достичь почти 3 млн баррелей в день.
Тем не менее, реальное снижение добычи в сравнении с показателями 2022 г. оценивается экспертами более скромно. Так, в Ежемесячном отчете ОПЕК о рынке нефти за ноябрь 2023 г. отмечается, что в сентябре 2023 г. производство Россией жидких углеводородов достигло в среднем 10,8 млн баррелей в сутки (из которых 9,5 млн баррелей приходилось на сырую нефть), а в целом в 2023 г., по прогнозу, объем добычи жидких углеводородов Россией составит в среднем 10,6 млн барр./сутки (с учетом всех объявленных корректировок в производстве), что приблизительно на 400 тыс. барр./сутки меньше аналогичного среднего показателя для 2022 г. (11,03 млн барр./сутки) [4, с. 47]. Таким образом, несмотря за заявленное сокращение добычи на 0,5-1 млн барр./сутки от уровня февраля 2023 г. в различные периоды года, на практике в годичном выражении снижение производства составит, по прогнозу ОПЕК, около 400 тыс. баррелей в сутки (порядка 3,6%), а в сравнении с показателями 2021 г. - около 200 тыс.
Международное энергетическое агентство (МЭА) также оценивает динамику добычи нефти в России в 2023 г. достаточно оптимистично, ожидая сокращение общего объема поставок российской нефти всего на 290 тыс. баррелей в сутки до уровня 10,8 млн барр./сутки [8, с. 59]. Эксперты МЭА отмечают, что из-за событий на Украине «история роста России застопорилась», однако отечественный экспорт сырой нефти и нефтепродуктов был перенаправлен на новые рынки, а в Западной Сибири наращивается бурение [5, с. 58-59].
Вне зависимости от своих реальных масштабов, решение о сокращении добычи, принятое странами ОПЕК+, оценивается экспертами Всемирного Банка [6, с. 24] и МВФ [3, с. 34] как ключевой фактор повышения уровня цен на нефть с лета 2023 г. (см. рис. 2), поскольку данное сокращение было лишь частично компенсировано ростом добычи нефти в других странах (преимущественно в США, где добыча, как предполагается, в 2023 г. возрастет на 1,1 млн баррелей в сутки) [3, с. 34].
Рост цены на нефть марки Брент до уровня выше 80 долл. за баррель во втором полугодии 2023 г. способствовал повышению возможностей по сбыту отечественной нефти, что в совокупности с мерами, направленными на обеспечение транспортировки и страхования поставок, привело к снижению дисконта на российскую нефть. По некоторым оценкам, скидка на российскую нефть от цены нефти марки Брент в начале 2023 г. (после введения восьмого пакета санкций ЕС) достигала 28 долл. за баррель, к марту-апрелю сократилась до 25 долл.
19 https://www.kommersant.ru/doc/6198313?ysclid=lpco9d2o9x434899422
Источник: построено автором по: данные Энергетического агентства США http:// www.eia.gov/dnav/pet/hist/LeafHandler.ashx?n=PET&s=RBRTE&f=D
Рис. 2. Динамика цен на нефть марки Брент в 2021-2023 гг.
за баррель20, а в сентябре 2023 г., по данным Аргус, дисконт российской марки Urals к нефти марки Брент в Роттердаме (cif Роттердам) сократился до 11,38 долл. за баррель, в порту Аугуста (cif Аугуста) - до 8,94 долл. за баррель, при этом скидка на Urals при поставке в Индию и Китай составляла всего 3-4 долл. за баррель21.
По оценке МВФ, несмотря на санкции, в 2023 г. экспортные поставки сырой нефти из России оставались достаточно стабильными и цена на нее была выше установленного западными странами «ценового потолка» (price cap) в 60 долларов, а скидки на российскую нефть по сравнению с ценой на нефть марки Брент сокращались (см. рис. 3) по мере того, как увеличивался размер незападного танкерного флота, перевозящего российские жидкие углеводороды, и Россия создала свое собственное морское страхование [3, с. 34].
Таким образом, можно констатировать, что роль России как одного из трех крупнейших экспортеров сырой нефти обеспечила ей инструменты для стабилизации цен на мировом нефтяном рынке, что в значительной степени снизило негативное влияние как новой модификации санкций недружественных стран, использующих механизм «ценового потолка», так и других факторов ухудшения ценовой конъюнктуры.
20 https://www.forbes.ru/finansy/487942-indikator-uspeha-sankcij-cto-oznacaet-dis-kont-rossijskoj-nefti-urals-k-brent?ysclid=lpfhvya44m698788780
21 https://www.rbc.ru/newspaper/2023/09/26/6511404e9a79473bd084da9c?ysclid=lpfhuls6 6m472518129
Источник: построено автором по: данные Всемирного Банка [9].
Рис. 3. Динамика цен на нефть марки Brent и российскую нефть марки Urals в 2020-2023 гг.
В то же время в 2023 г. по сравнению с 2022 г. ухудшение ценовой конъюнктуры наблюдалось и на других товарных рынках, имеющих ключевое значение для российского экспорта (см. рис. 4 А, Б). Следует, однако, отметить, что на большинстве рынков после падения ажиотажа, связанного с ростом геополитической напряженности, цены вернулись в диапазон, характерный для 2021 г.
В этих условиях стоимостные объемы экспорта России по итогам 2023 г. покажут неизбежное падение по сравнению с 2022 г., вернувшись к значениям, близким к показателям 2021 г.
По итогам января-сентября 2023 г. экспорт России достиг 316,3 млрд долл., что на 29,5% меньше значения за аналогичный период 2022 г. и на 7% уступает объему экспорта за III квартал 2021 г.22 Тем не менее, с учетом улучшения ценовой динамики на основные статьи отечественного экспорта в последние месяцы, можно ожидать, что по итогам года стоимостные объемы российских поставок за рубеж приблизятся к значению 2021 г.
Продолжается процесс переориентации российского экспорта на азиатские рынки сбыта (см. рис. 5). На фоне обвального сокращения вывоза в ЕС в январе-сентябре 2023 г. импорт Китая из России достиг 95 млрд долл., увеличившись в годичном исчислении на 11,3% или 11,15 млрд долл.; импорт Индии - 45,9 млрд долл. (рост в 2,1 раза);
22 Данные Банка России https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=https%3A% 2F%2Fcbr.ru%2Fvfs%2Fstatistics%2Fcredit_statistics%2Ftrade%2Ftrade.xls&wdOrigin= BROWSELINK.
Источник: построено автором по: данные МВФ. https://www.imf.org/en/Research/ commodity-prices
Рис. 4A. Индексы цен на топливно-энергетические товары, на природный газ и на удобрения в 2020-2023 гг. (2016=100)
Источник: построено автором по: данные МВФ. https://www.imf.org/en/Research/ commodity-prices
Рис. 4Б. Индексы цен на все сырьевые товары, на продовольственные товары и на базовые металлы в 2020-2023 гг. (2016=100)
импорт Турции - 34,7 млрд долл. (Россия занимает 1-е место среди стран-поставщиков на турецкий рынок)23.
23 Данные Главного таможенного управления КНР. http://english.customs.gov.cn/ statics/report/monthly.html; Министерства торговли и промышленности Индии. https://tradestat.commerce.gov.in/meidb/cntq.asp?ie=i; Турецкого статистического института. https://data.tuik.gov.tr/Kategori/GetKategori?p=Foreign-Trade-104.
Источник: построено автором по: данные Eurostat. https://ec.europa.eu/eurostat/
databrowser/view/EXT_ST_EU27_2020SrrC___custom_4064677/default/table?lang=en;
Банка международных расчетов. https://stats.bis.org/statx/srs/table/i3?m=A); Главного таможенного управления КНР http://english.customs.gov.cn/statics/report/monthly.html; Министерства торговли и промышленности Индии. https://tradestat.commerce.gov. in/meidb/cntq.asp?ie=i; Турецкого статистического института. https://data.tuik.gov.tr/ Kategori/GetKategori?p=Foreign-Trade-104
Рис. 5. Динамика импорта из России в ЕС, Китай и Индию в 2021-2023 гг., млрд долл. (по данным национальных статистических служб)
Динамика импорта России в 2023 г. была противоположна динамике экспорта: после существенного сокращения в 2022 г. поставки в Россию демонстрировали значимые темпы роста (см. рис. 6). По итогам января-сентября 2023 г. стоимостные объемы импорта составили 226,6 млрд долл. и превысили соответствующий показатель за аналогичный период предыдущего года на 16%, а за III квартала 2021 г. - на 3,7%24. При этом товарооборот России за 9 месяцев 2023 г. составил 542,9 млрд долл. и уступает товарообороту за аналогичный период 2021 г. всего на 2,9%.
Восстановление объемов ввоза было обеспечено активной географической переориентацией поставок - замещением товаров из недружественных стран продукцией из Азии и ростом «параллельного импорта». В частности, экспорт Китая в Россию, по данным Главного таможенного управления КНР, в январе-сентябре 2023 г. достиг 81,4 млрд долл., увеличившись в годичном исчислении на 56%25.
24 Данные Банка России. https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=https%3A% 2F%2Fcbr.ru%2Fvfs%2Fstatistics%2Fcredit_statistics%2Ftrade%2Ftrade.xls&wdOrigin= BROWSELINK).
25 Данные Главного таможенного управления КНР. http://english.customs.gov.cn/ statics/report/monthly.htm.
Источник: построено автором по: данные Банка России. https://view.officeapps. live.com/op/view.aspx?src=https%3A%2F%2Fcbr.ru%2Fvfs%2Fstatistics%2Fcredit_ statistics%2Ftrade%2Ftrade.xls&wdOrigin=BROWSELINK
Рис. 6. Динамика импорта России в январе 2022- сентябре 2023 г. (млрд долл.)
Восстановительный рост импорта практически до уровня 2021 г. на фоне снижения объема экспортных поступлений (особенно в первой половине года), однако привел к ухудшению ситуации с платежным балансом: если в 2022 г. Россия столкнулась с рекордным ростом положительного сальдо счета текущих операций платежного баланса, то по итогам 9 месяцев 2022 г. оно составило всего 53,8 млрд долл. США26.
Масштабное сокращение сальдо счета текущих операций оказало давление на курс рубля (см. табл. 2), обусловив его значимое ослабление, особенно в III квартале, приостановить которое удалось только путем неоднократного повышения ключевой ставки и введения требования обязательной продажи валютной выручки для экспортеров27.
В целом анализ динамики экспорта и импорта России в 2023 г. показывает высокий уровень адаптивности отечественной внешней торговли к современным реалиям и ее относительную резистентность к санкционному давлению. «Ловушка большой страны» продолжает облегчать противодействие негативному воздействию санкций, однако ее влияние сокращается. По оценке, стоимостные объемы экспорта и импорта России по итогам 2023 г. достигнут уровней, близких к показателям 2021 г., т. е. вернутся в «досанкционный» диапазон.
26 Платежный баланс Российской Федерации (аналитическое представление). https:// cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/
27 https://www.rbc.ru/economics/19/10/2023/653167b29a7947e7fee46d3b?ysclid=lpg9m2ay 5o746128956
Вестник Института экономики Российской академии наук № 6. 2023. С. 43-60
Таблица 2
Динамика среднего номинального курса доллара США и евро к рублю в 2023 г.
январь февраль март I кв. апрель май ИЮНЬ II кв. ИЮЛЬ август сентябрь III кв. октябрь
Средний номинальный курс доллара США к рублю 69,23 73,00 76,08 72,72 80,88 78,94 83,15 80,97 90,42 95,26 96,65 94,07 97,01
Средний номинальный курс евро к рублю 74,79 76,54 78,10 78,10 80,62 81,66 83,01 83,01 85,23 87,37 89,03 89,03 90,29
Источник: Основные производные показатели динамики обменного курса рубля в январе-октябре 2023 г. https://cbr.ru/statistics/macro itm/svs/
(л
Внешняя торговля России: предварительные итоги второго года противостояния...
Тем не менее, относительно позитивные результаты второго года противостояния санкционному давлению на внешнюю торговлю России не должны внушать неоправданного оптимизма. Даже незначительное сокращение физических объемов поставок российской продукции на экспорт способствует активизации наращивания производства со стороны других поставщиков, в силу чего возникает риск снижения роли России как «большой страны» на ключевых мировых товарных рынках и, следовательно, ее возможностей влиять на глобальную ценовую конъюнктуру.
В этих реалиях максимальное использование преимуществ, обусловленных действием «ловушки большой страны», возможно только при условии проведения активной государственной политики, направленной на расширение рынков сбыта отечественных товаров и логистических возможностей экспортеров, которое предполагает развитие необходимой материальной и финансовой инфраструктуры.
Особую значимость приобретает строительство необходимой транспортной инфраструктуры, позволяющей переориентировать экспортные поставки ряда товаров с западного на восточное направление. Так, с учетом отсутствия необходимой инфраструктуры в настоящее время невозможна переориентация экспортных поставок природного газа с европейского на азиатское направление, что актуализирует задачу строительства газопроводов большой пропускной способности в азиатском направлении и/или инфраструктуры для сжижения газа.
Расширение торгово-экономического взаимодействия с дружественными азиатскими партнерами требует расширения существующих транспортно-логистических коридоров. В частности, необходимо развитие портовой инфраструктуры на Дальнем Востоке и Каспии, Северного морского пути, реконструкция и строительство пунктов пропуска на российско-китайской границе, строительство новой трубопроводной инфраструктуры.
Помимо развития инфраструктуры, расширение внешнеэкономического взаимодействия с перспективными партнерами из дружественных государств требует всесторонней государственной поддержки экспортеров, включая дипломатическую, правовую и маркетинговую поддержку продвижения российских товаров на перспективных внешних рынках, а также финансовую поддержку экспортеров за счет льготного кредитования и страхования грузов и пр.
С учетом рисков дальнейшего ужесточения санкционного режима и прекращения импортных поставок ряда критически значимых товаров из недружественных стран, а также возможного сокращения объемов «параллельного импорта» под угрозой вторичных санкций, необходимо форсирование процессов импортзамещения в рамках комплексной стратегии развития отечественной промышленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. УшкаловаД.И. Антироссийские санкции и экспорт России в 2022 г.: риски
и перспективы // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2022. № 6. С. 34-51.
2. Ушкалова Д.И. Внешняя торговля России в условиях санкционного давления // Журнал Новой экономической ассоциации. 2022. № 3 (55). С. 218-226.
DOI: 10.31737/2221-2264-2022-55-3-14.
3. World Economic Outlook: Navigating Global Divergences. October 2023. IMF, Washington DC, 2023. https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2023/10/10/ world-economic-outlook-october-2023?cid=ca-com-compd-pubs_belt
4. OPEC Monthly Oil Market Report, November, 2023. https://momr.opec.org/pdf-download/
5. Oil 2023: Analysis and forecast to 2028. International Energy Agency, 2023. https://iea. blob.core.windows.net/assets/cc7fd38f-3d68-4796-a958-8dfa3f3ef4a6/Oil2023.pdf
6. Commodity Markets Outlook: Under the Shadow of Geopolitical Risks, October 2023. World Bank, Washington, DC. 2023. https://openknowledge.worldbank.org/server/api/ core/bitstreams/27189ca2-d947-4ca2-8e3f-a36b3b5bf4ba/content
REFERENCES
1. Ushkalova D.I. Anti-Russian sanctions and Russian exports in 2022: risks and prospects // Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2022. No. 6. pp. 34-51. (In Russ.).
2. Ushkalova D.I. Foreign trade of Russia under sanctions pressure // Journal of the New Economic Association. No. 3 (55). pp. 218-226. DOI: 10.31737/2221-2264-2022-55-3-14. (In Russ.).
3. World Economic Outlook: Navigating Global Divergences. October 2023. IMF, Washington DC, 2023. https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2023/10/10/ world-economic-outlook-october-2023?cid=ca-com- compd-pubs_belt
4. OPEC Monthly Oil Market Report, November, 2023. https://momr.opec.org/pdf-download/
5. Oil 2023: Analysis and forecast to 2028. International Energy Agency, 2023. https://iea. blob.core.windows.net/assets/cc7fd38f-3d68-4796-a958-8dfa3f3ef4a6/Oil2023.pdf
6. Commodity Markets Outlook: Under the Shadow of Geopolitical Risks, October 2023. World Bank, Washington, DC. 2023. https://openknowledge.worldbank.org/server/api/ core/bitstreams/27189ca2-d947-4ca2-8e3f-a36b3b5bf4ba/content
Дата поступления рукописи: 31.10.2023 г.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Ушкалова Дарья Игоревна - кандидат экономических наук, руководитель Центра исследований международной макроэкономики и внешнеэкономических связей ФГБУН Институт экономики РАН, Москва, Россия ORCID: 0000-0003-1517-4698 [email protected]
ABOUT THE AUTHOR
Darya I. Ushkalova - Cand. Sci. (Econ.), head of the Center for International Macroeconomics and International Economic Relations, Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia ORCID: 0000-0003-1517-4698 [email protected]
RUSSIA'S FOREIGN TRADE: PRELIMINARY RESULTS OF THE SECOND YEAR OF COUNTERACTION TO SANCTIONS PRESSURE The article discusses the main trends in the development of Russia's exports and imports in 2023 under an unprecedented sanctions regime. Having analyzed the dynamics of Russian exports in 2023, taking into account government policy measures to counteract the sanctions pressure (in particular, the price cap on Russian hydrocarbons) and the price situation on the world commodity markets, as well as the dynamics of Russian imports, the author concludes that the domestic foreign trade is highly adaptable to modern realities and relatively resistant to sanctions pressure, partly due to the fact that the "big-country trap" factor is still effective. She formulates proposals to improve state policy measures for the sustainable development of Russia's foreign trade.
Keywords: sanctions against Russia, Russia's exports and imports, world prices, world commodity markets.
JEL: F51, F13, F14, F42.