Научная статья на тему 'Россия в формате "опек+": перспективы, оценки, возможности'

Россия в формате "опек+": перспективы, оценки, возможности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1351
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИРОВОЙ РЫНОК НЕФТИ / ЭНЕР ГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОПЕК / РОССИЯ / США / САУДОВСКАЯ АРАВИЯ / ДОКАЗАННЫЕ ЗАПАСЫ / ИНВЕС ТИЦИИ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОГНОЗНЫЕ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аникин В.И.

Предметом исследования является анализ состояния мирового рынка нефти и оценка основных тенденций его развития с учетом взаимодействия России с различными странами (включая монархии Персидского залива) в формате «ОПЕК+» на современном этапе. Отдельным фрагментом исследования является попытка научного поиска обоснования и принятия оптимальных внешнеполитических решений регулирования энергетического рынка межгосударственного взаимодействия в ситуационном координационном поле формата Россия «ОПЕК+». На базе разработанного ВР «Прогноза развития мировой энергетики до 2040 года» автором рассматриваются перспективы, оценки и возможности взаимодействия ведущих странэкспортеров нефти. В работе использованы апробированные на практике следующие методы библиографический, работа с источниками Интернета, исторический, статистический, сравнение, математическое моделирование внешнеполитической деятельности. Рекомендации сформулированы на основе разработанных автором методологических основ анализа и развития сложных систем в международных отношениях, опубликованных ранее в журнале, Национальная безопасность / nota bene. 2015. № 2 (37). С. 283296. Основными выводами научного исследования являются следующие: 1. Россия сохранит лидерские позиции в мировой энергетической отрасли до 2040 года.2. Участие России в формате «ОПЕК+» следует оценивать как позитив, позволивший стране «по временной схеме» управления энергетическими потоками решить собственные социальноэкономические и финансовые задачи.3. Координация с ОПЕК в формате «ОПЕК+» должна быть продолжена на основе существующей временной схемы взаимодействия стран, без вступления в новую предлагаемую структуру ОПЕК. Научной новизной исследования следует признать применение методов математического и структурного моделирования в процессе принятия внешнеполити ческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия в формате "опек+": перспективы, оценки, возможности»

Россия в формате «ОПЕК+»: перспективы, оценки, возможности

сч ni £

Б

2 ©

Аникин Владимир Иванович

доктор экономических наук, профессор, кафедра государственного управления во внешнеполитической деятельности, Дипломатическая академия МИД, v.anikin2012@yandex.ru

Предметом исследования является анализ состояния мирового рынка нефти и оценка основных тенденций его развития с учетом взаимодействия России с различными странами (включая монархии Персидского залива) в формате «ОПЕК+» на современном этапе. Отдельным фрагментом исследования является попытка научного поиска обоснования и принятия оптимальных внешнеполитических решений регулирования энергетического рынка межгосударственного взаимодействия в ситуационном координационном поле формата Россия - «ОПЕК+». На базе разработанного ВР «Прогноза развития мировой энергетики до 2040 года» автором рассматриваются перспективы, оценки и возможности взаимодействия ведущих стран-экспортеров нефти. В работе использованы апробированные на практике следующие методы - библиографический, работа с источниками Интернета, исторический, статистический, сравнение, математическое моделирование внешнеполитической деятельности. Рекомендации сформулированы на основе разработанных автором методологических основ анализа и развития сложных систем в международных отношениях, опубликованных ранее в журнале, Национальная безопасность / nota bene. 2015. № 2 (37). С. 283-296. Основными выводами научного исследования являются следующие: 1. Россия сохранит лидерские позиции в мировой энергетической отрасли до 2040 года.2. Участие России в формате «ОПЕК+» следует оценивать как позитив, позволивший стране «по временной схеме» управления энергетическими потоками решить собственные социально-экономические и финансовые задачи.3. Координация с ОПЕК в формате «ОПЕК+» должна быть продолжена на основе существующей временной схемы взаимодействия стран, без вступления в новую предлагаемую структуру ОПЕК. Научной новизной исследования следует признать применение методов математического и структурного моделирования в процессе принятия внешнеполитических решений.

Ключевые слова: мировой рынок нефти, энергетическая безопасность, ОПЕК, Россия, США, Саудовская Аравия, доказанные запасы, инвестиции, финансовое обеспечение, прогнозные оценки

Предмет исследования

Проблемы развития мирового энергетического рынка, выявление тенденций его развития, исследования ключевых неопределенностей, которые могут повлиять на форму глобальных энергетических рынков, постоянно находятся в центре обсуждения научных кругов и практических специалистов. Нефть оказалась в фокусе геополитического противостояния, стала объектом различных санкций.

Основной задачей публикации и предметом исследования является анализ состояния мирового рынка нефти, определение и оценка основных тенденций его развития с учетом взаимодействия России с различными странами (включая монархии Персидского залива) в формате «ОПЕК+» на современном этапе, выявление эффективных направлений возможного сотрудничества. Отдельным фрагментом исследования является попытка научного поиска обоснования и принятия оптимальных внешнеполитических решений регулирования энергетического рынка межгосударственного взаимодействия в ситуационном координационном поле формата Россия - «ОПЕК+». Ведущие эксперты в своих оценках, включая недавнюю презентацию доклада компании British Petroleum (BP) (27 марта 2019 года на Форуме «Нефтегазовый диалог» ИМЭМО РАН «Прогноз развития мировой энергетики до 2040 года» [1]) императивом проходит тезис, что в обозримом будущем нефть и газ сохранят свое главенствующее значение в мире.

Среди прозвучавших в докладе главного экономиста Группы ВР С. Дейла новых подходов, следует выделить наибольшую неопределенность и риски, связанные с необходимостью увеличения объема энергии для поддержания дальнейшего глобального экономического роста и роста благосостояния с необходимостью более быстрого перехода к низкоуглеродному будущему. Эти сценарии подчеркивают двойную проблему, с которой сталкивается мир.

В сценарии «развивающегося перехода», который предполагает, что государственная политика, технологии и социальные предпочтения развиваются таким же образом и такими же темпами, как и в недавнем прошлом, предполагаются следующие параметры и оценки:

• увеличение глобального спроса на энергию к 2040 году примерно на треть благодаря повышению уровня жизни, особенно в Индии, Китае и во всей Азии;

• доля энергии, потребляемой отраслями промышленности и зданиями, составит около 75% этого роста общего спроса на энергию при одновременном резком замедлении роста спроса на энергию со стороны транспорта;

• энергетический сектор будет использовать около 75% прироста первичной энергии; при этом 85% роста энергоснабжения будет обеспечиваться за счет возобновляемых источников энергии и природного газа;

• крупнейшим источником глобальной выработки электроэнергии к 2040 году станут возобновляемые источники энергии, темпы, развития которых, превышают использование любых других видов топлива в истории.

Характерно, что для реализации поставленных задач обеспечения международной энергетической безопасности и удовлетворения спроса на нефть к 2040 году во всех сценариях, рассмотренных в прогнозе, потребуются значительные объемы продолжающихся инвестиций в «новую» нефть. Новый взгляд ВР (с позиций С.Дейла и Б.Дадли - исполнительного директора группы) фокусируется в перспективе на решении проблемы оценки быстроты изменения мировых энергетических систем, и как следствие имплементации двойной задачи увеличения энергии с меньшим количеством выбросов. Единственным крупнейшим прогнозируемым источником роста спроса на нефть в течение последующих 20 лет является использование не сжигаемого жидкого топлива в промышленности, особенно в качестве сырья для нефтехимии, обусловленное ростом производства пластмасс.

Последнее десятилетие характеризуется резкими колебаниями нефтяного рынка, когда экстремальные перепады цен на нефть, политические конфликты подвергают серьезным испытаниям страны-экспортеры, прежде всего как входящие в ОПЕК, так и

вне данной организации, включая Россию. Именно в последние три года в мировой нефтяной промышленности создана новая геоэкономическая ситуация.

Прогнозы ведущих аналитиков и компаний подтверждают перспективу увеличения спроса на нефть вплоть до 2040 года. Для восполнения новыми ресурсами выбывающих мощностей в предстоящие годы (в объеме до 40 млн баррелей в сутки к 2040 году) потребуется стабильный и масштабный приток инвестиций. Углеводородные ресурсы - нефть и газ -сохранят свое лидирующее положение в мировой энергетике в целом в обозримом будущем. По некоторым оценкам американских специалистов, с которыми солидарны и российские ведущие компании, на долю ископаемых топлив к 2040 году будет приходиться 77% мирового энергопотребления.^]

Анализ состояния на рынке нефти в мире (доказанные запасы, объемы добычи, потребления, ценовая политика).

Общемировые доказанные запасы нефти (по состоянию на 01.01.2018 г.) составляют 1696,8 млрд баррелей, 33% мирового энергопотребления приходится на нефть. В число мировых лидеров по доказанным запасам нефти (около 80%) входят страны ОПЕК, а также Россия и Канада. Наибольшими доказанными запасами обладают Венесуэла - 303,2 млрд баррелей, 17,9% мировых запасов, Саудовская Аравия - соответственно 266,2 млрд баррелей 15,7 % и Канада - 168,9 млрд баррелей, 10,0%. Россия в этом рейтинге занимает шестое место с показателями 106,2 млрд баррелей, 6,3%.

Относительно добычи нефти отметим, что сланцевая революция привела к резкому росту добычи нефти в США. Данные (извлечение) из источника BP Statistical Review of World Energy 2018 [3] свидетельствуют о том, что по результатам 2017 года США превысили уровень добычи традиционных лидеров: Саудовской Аравии и России, вынужденных сокращать добычу по принятому соглашению «ОПЕК+».

Страна (добыча в млн тонн),% (мировой добычи)

2015 2016 2017 США 565,3 543,1 571,0 13,0% Саудовская Аравия 567,9 586,6 561,7 12,8%

Россия 541,9 555,9 554,4 12,6% Одновременно в США сохраняется значительный объем потребляемой нефти (до 15-20% от общего), приходящийся на поставки из стран Ближнего Востока. Кризис с ценами на нефть при-

вел к дисбалансу на нефтяном рынке, однако только США в настоящий момент активно продают ее. Причиной данного действия, безусловно, стала сланцевая революция в США, которая изменила динамику в политике энергетической безопасности страны. Если в 1973-1974 годах было введено топливное эмбарго, а добыча в США снижалась, что привело к решению в 1975 году создания стратегического запаса страны, для случаев возможных перебоев с поставками. В настоящее время США поддерживает традиционно в последние годы объем стратегических запасов на уровне около 700 млн баррелей нефти - это ниже рекордно высокого уровня в 727 млн баррелей нефти, зафиксированный в 2009 году, коммерческие запасы при этом находятся на уровне 520 млн баррелей.[4]

Ряд стран - Япония, Южная Корея, Индия, Испания - извлекая пользу из сложившейся ситуации на рынке нефти, используют собственные запасы не только как стратегические, но и в коммерческих целях, в том числе для пополнения необходимых финансовых средств, что весьма актуально.

Однако, и на отлаженном американском рынке могут быть форс-мажорные обстоятельства, подобные случившимся в апреле 2019 года, когда стратегические запасы США (на 1/3) были испорчены ядовитым сероводородом (Exxon Mobil). В партии сырья из стратегического резерва, купленной прошлым летом, содержание токсичного газа в 250 раз превысило технические нормативы и в семь раз - уровень, смертельно опасный для человека. Из этого аналитики делают два важнейших вывода.[5], - содержание сероводорода в американской стратегической нефти быстро растет; - ситуация патовая: для лечения нефти антибиотиков пока не существует. Поэтому столкновение американцев с проблемами вскоре неизбежно.

Огромные надежды Вашингтона, связанные с запасами и распродажей черного золота, были нарушены. Так, с 1 мая с.г. американское министерство энергетики планировало отгружать шесть миллионов баррелей, чтобы избежать резкого роста котировок после отмены послаблений для стран, закупающих нефть в Иране. Впрочем, инцидент с Exxon Mobil может резко охладить энтузиазм покупателей американской резервной нефти. Так что Вашингтону придется либо отказаться от намерения «свести иранский нефтяной экспорт к нулю», либо смириться с ростом цен. Ведь распродажа

нефти из стратегического резерва должна была послужить ключевым источником финансирования многих программ.

Для сравнения в Японии стратегические запасы нефти составляют около 300 млн баррелей, а в Германии около 200 млн баррелей. Практически США, Китай, Япония, обладая значительными финансовыми возможностями и добывая определенное количество собственной нефти, пребывают в постоянной зависимости превышения спроса над предложением - это правомерно как для указанных стран, так и в целом сейчас для мирового рынка нефти.

Оценка роста спроса в мире на нефть в 2019 году имеет тенденцию к снижению, в частности Международное энергетическое агентство (МЭА) считает, что в нынешнем году миру потребуется мало дополнительной нефти от ОПЕК, поскольку рост добычи в США компенсирует сокращение поставок из Ирана и Венесуэлы. Такая оценка базируется на более низких показателях в 2018 году в крупных странах-потребителях, таких как Египет, Индия, Индонезия и Нигерия. В 2019 году мировой спрос на нефть (МЭА) составит в среднем 100,4 млн б/с. [6]

Анализ информационных источников показывает серьезные расхождения как в оценках состояния мирового рынка нефти, так и при видении определенных перспектив его развития со стороны стран-экспортеров и стран-импортеров. Так, по мнению азербайджанских информационных органов, представленные показатели за 2018 г. не совпадают с ВР даже по страновому рейтингу добычи нефти.[7]

По сравнению с 2018 наступивший год на рынке нефти, как утверждает агентство М™1.аЕ должен стать прорывным. Согласно многочисленным прогнозам, рост спроса на нефть вырастет с 1,3 млн барр. /сутки (2018) до 1,4 млн барр. / сутки (2019). Достигнуть нормализации цен на черное золото реально, если действия стран будут носить согласованный характер.

Согласно новым договоренностям между ОПЕК и 10 нефтедобывающими странами, в первой половине 2019 года произойдет снижение совокупной нефтедобычи на 1,2 млн барр/сутки. Предпринимаемые меры должны остановить рост мирового предложения и поддержать цены, но только при условии, что страны, не входящие в ОПЕК, снизят свои предложения до 1,6 млн барр. /сутки (2018 год был отмечен рекордным ростом предложения, который достиг 2,6

0 3

ю

S

г

5

сч

1Л £

Б

а

2 ©

млн барр./сутки). В начале 2019 г. изменения на мировом рынке уже стали заметны, так, цены прибавили приблизительно 20% от годовых минимумов конца 2018 г. Это способствует восстановлению баланса на рынке, но обостряет внешнеполитическую борьбу между странами и приводит к переделу рынков, а временами и к сокращению их доли на рынке. Согласно отчету МЭА, в 2019 году лидером по добыче сырой нефти могут стать США, но они, же и сейчас, по мнению ВР на первом месте по добыче. Рост их добычи составит 1,3 млн барр/сутки. Это, с одной стороны, внесет коррективы в список стран-лидеров нефтедобычи, а с другой, может усугубить ситуацию с ценами на мировом рынке черного золота.

Вспомним о рейтингах ВР - первые три места в 2017 г. по добыче занимают США, Саудовская Аравия и Россия. Сравним 2018 г. (данные М™1.аЕ): Первое место занимает Россия. В 2018 году показатель добычи в очередной раз оказался самым высоким в мире, достигнув 11,36 млн баррелей в сутки, доля на рынке. -13,92 %. На втором месте - Саудовская Аравия. В 2018 в этой стране добывали 10 млн баррелей в сутки. Мировая доля по добыче ископаемого составляет 13,23%. Третье место удерживают США, где ежедневно добывается 9 млн баррелей, что составляет 11,8% от добычи во всем мире. Первая тройка крупнейших мировых нефтедобытчиков обеспечивает черным золотом мировой рынок на 39%. Четвертое место занимает Китай. Доля китайского черного золота на мировом рынке составляет 5,71%. В год КНР извлекает порядка 199,7 тонн. Пятое место удерживает Канада, поставляя более 3 млн барр/сутки. Оценка объема извлеченного черного золота - 216 млн тонн в год. Доля на рынке экспорта нефти -4,54%. Даже в информационных документах пока нет полной ясности, что же тогда можно ожидать от цен на нефть и взаимного сотрудничества?!

Причем, если, к примеру, в 2014 г. объем производственного потребления нефти в мире был 92-93 млн баррелей в день с примерным дисбалансом избытка - 0,5-0,7 млн баррелей в день, то к 2017 ? 2018 гг. эта величина уже определяется показателями 1,2-1,8, что автоматически приводит к снижению отпускных цен для экспортеров, оставляя бюджеты стран с меньшим количеством средств и ограничивая возможности их развития.^] По информации МЭА в августе 2018 г. производство нефти в мире пре-

высило 100 млн баррелей в сутки, МЭА считает, что уже в I квартале 2019 г. отметку 100 млн баррелей в сутки перешагнет и потребление нефти. К концу 2019 г. потребление и производство нефти по прогнозам могут превысить 101 млн баррелей в сутки, а нефть Brent может подняться в цене выше 80 долл. США/ баррель. [12]

О роли «ОПЕК +» в вопросах взаимодействия России с монархиями Персидского залива: возможные варианты сотрудничества.

ОПЕК в переводе с английского -организация стран - экспортеров нефти. Целью создания ОПЕК было и есть контроль квот добычи на нефть и цены на нее. ОПЕК была создана в сентябре 1960 года в Багдаде. Список членов за время существования организации периодически меняется и на 2019 год (январь) в его состав входило 15 стран. По состоянию на 2 февраля 2019 г. в ОПЕК уже входит 14 стран (Катар с января 2019 г. вышел из организации). Состав списка стран ОПЕК менялся за период функционирования преимущественно в сторону увеличения количества участников (с 5 до 14 государств). В последний действующий состав организации были включены следующие государства: Венесуэла, Иран, Ангола, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Индонезия, Ливия, ОАЭ, Алжир, Нигерия, Габон, Эквадор, Экваториальная Гвинея.[9]

Страны ОПЕК контролируют 40% добычи всей нефти на земле. ОПЕК как один из столпов экономического миропорядка в последней трети XX века, определен статусом и целью, коллективно отстаивать интересы небольших стран-производителей в их борьбе с могущественными нефтяными компаниями из США и других стран. Как показал нефтяной кризис 1973 года, ОПЕК может эффективно регулировать мировую нефтедобычу, влияя на глобальную полити-ку.[10]

Касаясь роли ОПЕК с позиции России в качестве наблюдателя мирового рынка необходимо отметить, что, только, начиная с 1968 г., когда была принята Декларация «О нефтяной политике стран - членов ОПЕК», деятельность стран-участников ОПЕК стала похожей на урегулированную и предсказуемую. Россия, считающаяся в настоящий момент одним из ведущих производителей нефти в мире по объему добычи, еще в 2011 г. заявила о намерении тесно сотрудничать с Организацией стран-экспортеров нефти. По словам Президента В. Путина, «мы иног-

да вызываем раздражение у стран ОПЕК, поскольку, не будучи страной, входящей в эту организацию, производим больше нефти, и это влияет на мировые цены на рынках. Но мы все-таки будем координировать нашу работу с ОПЕК» [11].

Анализ динамики изменения мировых цен на нефть показывает долговременно заниженную и порою необоснованную цену по сравнению с колебанием цен на мировое сырье примерно до 1972-1973 гг. Рынок нефти был специфическим рынком, где преобладал контроль западных компаний. Когда в 1970-е годы в экспорте доминировали цены арабской нефти (3-4 долл. США/баррель), всех участников процесса это устраивало, но затем страны - экспортеры стали выражать свое несогласие с подобной тенденцией развития.[8]

В настоящее время принципиальными вопросами при оценке роли нефти во внешней политике государств являются система ценообразования, объемы добычи/потребления, запасы нефти и уровень экономического межгосударственного взаимодействия.

Что показывает сравнительный анализ динамики цен на нефть в 80-е гг. ХХ века и первые десятилетия XXI века? Разброс цен - в 1982 г. цена взлетала до 50 долл. США/баррель, а в 1986 г. упала до 15. В 1986-2002 гг. средняя цена находилась в диапазоне 12 - 20 долл. США/ баррель. С 2003 года цена начинает снова расти под влиянием ускоренного экономического роста, потребности финансового обеспечения и раскрутка цены нефти до высокой заняла достаточно малое время: от 20 долларов в районе 2002-2003 гг. до 130 долларов в августе 2008 г. Это привело к нарушению условий равновесия поставок на рынке основных потребителей и как следствие к ситуации второй половины 2016 года, приведшей к резкому снижению цен на нефть и соответственно добычи странами ОПЕК, вынужденному решению сокращения квот на добычу нефти на 1,8 млн баррелей в сутки. В данном процессе участвовали как страны ОПЕК, так и не входящие в ОПЕК, получившем название формат «ОПЕК+» (при участии России).

К основным факторам влияния на ценообразование относят, как правило, три позиции - текущий спрос-предложение; бюджет ведущих стран-нефтеэкспорте-ров; политический фактор. Особенностью факторов влияния на ценообразование в условиях сделки на сокращение добычи является опасность, что, продержав ранее достаточно низкий уровень цен на нефть,

саудиты, например, тем самым могли подорвать процесс энергозамещения в мире, затормозить сланцевую нефть в США и практически нарушить процесс ценообразования на нефть в принципе, поскольку низкая цена не сможет быть поддержана другими странами-импортерами. Конъюнктурные колебания вполне возможны - 50 долл. США/баррель - тоже неплохая цена по старым понятиям, но при ней не выдерживают бюджетной нагрузки почти все нефтедобывающие страны, включая Саудовскую Аравию. Многим странам нужна цена, превышающая 100 долл. США/баррель. [8 ]

Значительная волатильность цен на нефть (Brent), увеличение объемов добычи и расширения доли рынка ОПЕК, изменения соотношения объемов добывающих стран, не входящих в ОПЕК, и непосредственно стран ОПЕК за период 2013 - 2016 гг., стали основными факторами, приведшими к неординарной ситуации резкого падения цен на нефть к декабрю 2016 г. и необходимости принятия экстренных мер со стороны ряда стран, определяемых форматом «ОПЕК+».[12]

Благодаря последовательным усилиям Саудовской Аравии и России стороны 10 декабря 2016 г. в Вене состоялось подписание соглашения между странами ОПЕК и 11 странами, не входящими в эту организацию («ОПЕК+»), направленными на стабилизацию рынка нефти. Россия на правах сопредседателя входит в Мониторинговый комитет, работа которого направлена на обеспечение исполнения «венских договоренностей».

С 1987 г. появилось понятие Корзина ОПЕК (от англ. - OPEC ReferenceBasket). Его значение равно средневзвешенной цене основных сортов нефти, добываемых внутри «стран-участниц» (по одному от каждого представителя). Состав корзины систематически изменяется согласно смене списка участников и изменению тенденций на мировом рынке.

Максимум цены нефтяной корзины ОПЕК был 3 июля 2008 г. и составил 140,73 долл. США/барр. Средняя цена нефтяной корзины ОПЕК по годам изменялась от 77,45 долл. США/барр.( 2010 г.) до 50.59 долл. США/барр. (2017 г.) Заключив второе Венское соглашение (07.12.2018) страны ОПЕК и «не-ОПЕК» стремятся выйти на уровень цен 5-летнего уровня давности-более 100 долл. США/барр. [13]

Однако в этом им мешают США. С приходом к власти Д. Трампа, вопросы

энергетического доминирования Америки за счет сланцевой нефти и сланцевого газа подняты на щит. Перерасчет ОПЕК производится ежедневно по завершении очередного торгового дня на бирже. При оценке корзины учитываются мировые запасы нефти, снижение резерва отдельных стран и изменения способов добычи. Но прогнозы до сих пор сохраняются прежними - уровень 60 долл. США за баррель в пятилетней перспективе. Резко изменить ситуацию сможет любое серьезное политическое, экономическое или природное явление. При сохранении тенденций прогноз останется пре-жним.[14]

Выводы, предложения и рекомендации

На протяжении практически почти шестидесяти лет ОПЕК удавалось сохранять единство между ее членами, но в последнее время появилось недоверие, разрушающее картель. При быстром развитии «добычи дешевой сланцевой нефти» в США и падении спроса в Азии на нефтяном рынке наблюдается неопределенность. Агрессия ИГИЛ на Ближнем Востоке, санкционная политика США, торговая война США и Китая оказывают подавляющее воздействие на международную экономику. Сокращение энергетического рынка приводит к недовольству участников ОПЕК, получающих раз за разом уменьшающиеся квоты.

Отдельно рассматривается вопрос о взаимодействии ОПЕК и России. Стабильный рынок энергетики остается решающим фактором взаимодействия стран. Несмотря на независимость РФ от ОПЕК, у нефтяного картеля с Россией много общего. В рамках декабрьского соглашения планируется сокращение объемов добываемой нефти на 1,2 млн барр./сут-ки от уровня октября 2018 г., из которых 800 тыс. барр./сутки придется на ОПЕК, и остальные 400 тыс. барр./сутки - на страны, не входящие в картель, в том числе Россию.

Каждая страна должна в рамках соглашения сократить добычу нефти примерно на 3% от уровня октября 2018 г. За периметром сделки остались Иран, Венесуэла и Ливия. В октябре 2018 г. в совокупности они добывали почти 5,6 млн барр./сутки, или 17% всей добычи ОПЕК. Соглашение будет действовать до конца июня 2019 года с возможностью пересмотра его в мае - июне 2019 г. Россия, согласно взятым на себя обязательствам, в 2019 г. планирует сократить добычу нефти на 230 тыс. барр./сутки (порядка 2% от общего объема нефтедобы-

чи в стране). По оценкам министра энергетики РФ А. Новака, снижение объемов добычи в первом полугодии может составить 3-5 млн т., а диапазон колебаний добычи составит 1-2%, что, в целом, несущественно.[15] Россия в 2019 году может выйти на уровень добычи в 556 млн т даже с учетом сокращения добычи в первом полугодии.

При взятых обязательствах на 228 тыс. барр./сутки, доля России в общем объеме сокращения нефтедобычи среди стран, не входящих в картель, составляет более 57%. Как отмечает А. Новак, за два последних года с момента подписания аналогичного соглашения на мировом рынке энергоресурсов «стало больше неопределенностей». Большинство экспертов сходятся во мнении, что на сегодняшний день не стоит преувеличивать роль «ОПЕК+» в повышении мировых цен на нефть. Тем не менее, доминирующим на рынке остается фундаментальный фактор роста потребления нефти на фоне урезанного предложения.

Пока что «ОПЕК+» в настоящее время не в состоянии кардинально управлять мировым предложением нефти. Доля такого крупного игрока на мировых энергетических рынках, как США, в мировой нефтедобыче неуклонно растет, достигнув в 2017 г. 13 млн барр./сутки (более 14% мировой добычи).[16] Эти данные должны быть, на наш взгляд, уточнены в сегодняшней ситуации.

Генеральный секретарь ОПЕК М. Бар-киндо призвал страны-участницы «де-политизировать нефть», - заявил он недавно журналистам «на полях» нефтяной конференции в Тегеране. Но временами слова и дела входят в серьезные противоречия: характерен пример с Ираном. Иран, являясь одним из создателей ОПЕК, который сотрудничает с организацией около 60 лет, уже в течение года пытается призвать ОПЕК вынести на повестку заседания организации обсуждение введения нефтяных санкций США в отношении Ирана, чтобы после их снятия без каких-либо ограничений со стороны ОПЕК нарастить добычу, однако в ответ получает заявления, что ОПЕК не является политической организацией.[17]

Иран также обвинял министерский мониторинговый комитет за исполнением договоренностей «ОПЕК+» в том, что он в нарушение своего мандата распределяет квоты повышения нефтедобычи после того, как в мае 2017 года США возобновили санкции против Ирана, что привело к падению нефтедобычи в стране. В конце 2018 года Катар покинул

О

3

ю

5

г

5

CM Iii £

Б

а

2 ©

ОПЕК, признав, что частично это произошло и по политическим причинам -«ОПЕК постепенно становится инструментом в руках узкой группы стран, хотя должна служить интересам всех ее участников в равной степени».

Неформальным лидером ОПЕК сейчас является Саудовская Аравия, доля которой в общем объеме добычи ОПЕК сама высокая и занимает около трети. Но, США со 2 мая 2019 года приняли решение отказаться от ослабления санкций в отношении Ирана, введенного полгода назад, предварительно заручившись поддержкой Саудовской Аравии и ОАЭ в обеспечении необходимого объёма поставок нефти на рынок в случае ухода с него иранской нефти. Ситуация с нефтью Венесуэлы в части снижения уровня добычи тоже достаточно хорошо известна. Тем не менее, до июля текущего года страны ОПЕК связаны обязательствами с рядом стран не-ОПЕК, в том числе Россией, по ограничению нефтедобычи.

В то же время не все и в России поддерживают соглашение с ОПЕК. По поводу его продления существует разные мнения. В качестве аргументов приводится тезис, что ограничения «ОПЕК+» искусственно сдерживают развитие отечественного нефтегазового кластера и, как следствие, они являются стратегической угрозой всей российской экономике, создавая преференции для США. Отмечается, что доля российской нефти на мировом рынке падает - в 1990 г. она составляла 16,3%, а сейчас - 12%.[18] Кроме того, данное соглашение не привело к тому, что общая добыча в мире сократилась, поскольку ощутимый рост производства нефти наблюдается в сланцевой индустрии США.

Действительно, соглашение России и «ОПЕК+» позволило ценам на нефть стабилизироваться в диапазоне 60-70 долл. США за баррель. Благодаря этому наша страна смогла сбалансировать свои бюджетные дела, остановить падение экономики и даже всерьез задуматься об экономическом росте. Но при этом мы не должны забывать про то, что благодаря росту мировых цен на нефть смогли активизироваться и наши конкуренты - американские нефтяники.

По данным МЭА, США в самой ближайшей перспективе могут выйти и уже вышли на первое место в мире по добыче нефти [19], [20], и это, в свою очередь, должно качнуть цены на нефть вниз и перераспределить мировой рынок. Однако, существует и противоположное мнение, что лидерство Америки едва ли

будет долгим. Саудитов американские нефтяники обошли еще в феврале 2018 г. Причем вспомним, что США начали добывать нефти больше, чем Саудовская Аравия впервые за два с лишним десятилетия. Последний раз Америка добывала нефти больше России в феврале 1999 г. По прогнозам энергетических агентств США будут добывать нефти, в основном легкой, больше России и КСА до конца 2018 г. и часть или, возможно, весь 2019 г.

Данные прогнозы появились в ответственный для нефтяных рынков момент разбалансировки спроса и предложения на «черное золото» и большой геополитической неопределенности. Неопределенность воцарилась на нефтяных рынках после мая 2018г., когда президент Трамп вышел из сделки по ядерной программе Ирана. Первый пакет санкций против Ирана начал действовать в августе, второй, который затронет и иранскую энергетику, вступил в силу 4 ноября 2018г. В связи с вероятным удалением с рынков 1-2 миллионов баррелей иранской нефти в сутки Эр-Рияд, под давлением Вашингтона, и Москва уже согласились увеличить добычу, чтобы удержать цены от скачка к 80-100 долл. США за баррель. Последнее и пугает российские нефтяные компании, которые опасаются того, что благодаря соглашению с ОПЕК и сланцевой нефти США, наша страна потеряет свою с трудом завоеванную долю на мировом энергетическом рынке.

Сейчас с точки зрения белорусских аналитиков [20] в части нефтяных цен и баланса нужно следить за двумя критическими точками: первая из них - добыча нефти в США, а вторая - потребление нефти в Китае. Предсказать, что будет с ценами - довольно сложно. Пока российские нефтяные компании заняты тем, что активно эксплуатируют уже введенные в строй месторождения, где добывается нефть с низкой себестоимостью. Но надо учитывать, что около 70% оставшихся запасов нефти в России относится к категории трудно извлекаемых ресурсов, где себестоимость будет очень высокая. Для окупаемости таких проектов потребуются цены нефти 80 долл. США за баррель и выше.

По мнению экспертов ОПЕК, как организация - регулятор нефтяного рынка на сегодня уже устарела как по своей структуре, так и по своему составу. В связи с соглашением о регулировании объемов мировой нефтедобычи фактически осуществляется реформирование ОПЕК.

Другой вопрос, проблема формы взаимодействия между участниками «ОПЕК+» действительно актуальна, поэтому неудивительно, что в настоящее время идет проработка предложений в аспектах участия в процессе России. Важным фактором здесь является рост производства в США, которое уже превысило свои максимальные докризисные объемы. Мировой рынок нефти продолжает оставаться нестабильным. К примеру, по мнению Оле Хансена, главы отдела стратегий на товарно-сырьевом рынке Saxo Bank, главной причиной возвращения вопроса увеличения нефтедобычи в повестку дня заключается в том, что страны ОПЕК «перестарались» со снижением объемов добычи. Угроза торговой войны США и Китая вместе с риском распространения замедления в экономике могут также ограничить рост цен на сырую нефть. [21]

По информации Bloomberg, Россия и Саудовская Аравия собираются создать новую картельную структуру, объединяющую экспортеров нефти на иных условиях, нежели те, по которым действует ОПЕК. Равноправия больше не будет, но крупнейшие экспортеры получат большее число голосов. Инициатива появилась фактически одновременно с новостью о внесении в американский Конгресс билля под названием NoOilProducing and ExportingCartelsAct (NOPEC), антимонопольного законопроекта против стран

- участниц нефтяного картеля. [21] Как считают эксперты аналитической компании Vygon Consulting главными бенефициарами сделки «ОПЕК+» стали США. Рост американской нефтедобычи бросает вызов поддержанию хрупкого баланса спроса и предложения на рынке.

Ответом на вопрос: «Почему Россия пошла на такие уступки, и принимает участие в сделке «ОПЕК+», ограничивая собственную добычу и поддерживая крепнущие партнерские связи со своими главными ближневосточными конкурентами?» может быть, вероятно, следующий. Главные причины такой позиции России

- это необходимая геополитическая игра на нефтяном рынке с учетом национальных интересов страны при освоении нового поколения российских ресурсов (Арктика и ТРИЗ), чья разработка оказалась не только заблокирована международными санкциями, но и экономически неэффективна в текущих ценовых и налоговых условиях. И с этим положением нельзя не согласиться.

Нефтегазовые компании РФ чрезвычайно заинтересованы в добыче трудно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

извлекаемых запасов углеводородов (ТРИЗ) на территории Западной Сибири и Арктики, но не обладают необходимыми для этого технологиями. Этот вопрос обсуждался экспертами, например, в рамках Тюменского нефтегазового фору-ма.[21],[22] Сейчас Российская Федерация обладает способностью быстро нарастить производство нефти: ряд новых проектов готов к запуску. Но в настоящее время действующие в отношении России и отечественных компаний санкционные ограничения влияют на реализацию целого ряда национальных проектов. В России осуществляется активная геологоразведка с не плохой оценкой результатов прироста запасов. В качестве примера из более, чем 275 открытых месторождений за последние пять лет приведем наиболее значимое - Центрально-Ольгинс-кое нефтяное месторождение «Роснефти» в Хатангском заливе моря Лаптевых и на севере Красноярского края (оценка месторождения - 80 млн тонн).

Каковы перспективы динамики изменения цен на нефть в ближайшие годы с позиций развития мировой экономики по оценкам Международного валютного фонда (МВФ)? [23] По итогам 2018 г. цена на нефть составила в среднем 69,38 долл. США/баррель, на 2019 г. МВФ прогнозирует снижение цен на нефть до 68,78 долл. США/баррель, а к 2023 г. ожидается снижение до 60 долл. США/ баррель. Причину снижения цен на нефть МВФ видит в постепенном увеличении глобального предложения нефти и соответствующего понижения нефтяных цен. Схожей позиции придерживается и Россия. Складывается неопределенная разнонаправленная тенденция: «ОПЕК+» сокращает добычу согласно договоренностям, с другой - страны вне ОПЕК наращивают добычу.

Для России и других участников соглашения его продление может иметь позитивные последствия, если подъем котировок продолжится. Однако жесткие обязательства по сокращению нефтедобычи неизменно приводят к потере доли России на традиционных рынках и укреплению позиций США как глобального поставщика нефти. С момента заключения первого Соглашения о сокращении нефтедобычи в формате «ОПЕК+» бюджет Российской Федерации получил дополнительно 6 трлн руб., при этом прибыли российских нефтяных компаний только за девять месяцев 2018 г. выросли в 2,5 раза. Деятельность России в «ОПЕК+» можно оценить с положительной стороны.

Цифры показывают большую эффективность для России в условиях Соглашения 2018 г., чем в 201б г., тем не менее, необходимо отметить негативное влияние Соглашения на развитие инвестиционного потенциала компаний. Дальнейшее снижение объемов добычи страны «ОПЕК+» предполагалось обсудить на внеочередной встрече в апреле 2019 г., но она была отложена. Поводом для этой встречи стала слабая реакция рынка на новое ограничение добычи и «ОПЕК+», возможно, придется еще больше ужесточить ограничения. Волатильность на нефтяном рынке будет нарастать на фоне замедления глобального экономического роста, прогнозируемого многими ана-литиками.[24]

Прошедший недавно форум (февраль 2019г., в Сочи) обсудил возможности нового формата «ОПЕК+». Имеются реальные опасения по поводу сокращения доли России на мировом рынке. Президент ЛУКОЙЛа В. Алекперов отметил, что дальнейшая судьба ОПЕК станет понятней после прояснения ситуации вокруг Ирана. Объединение «ОПЕК+» может трансформироваться в альянс.[25] Министр нефти Ирака Тамера аль-Гадбана, заявил, что сделка «ОПЕК+», направленная на сокращение добычи в первой половине 2019 г., может быть продлена до конца года. Ввиду отсутствия четких представлений, как страны ОПЕК и Россия будут придерживаться достигнутых договоренностей, крупные инвесторы решили максимально снизить риски и взять паузу на рынке нефти. Мнения аналитиков о том, какова будет цена нефти в 2019 г., разошлись. Прогноз по средней цене Brent в 2019 г. составляет 70 долл. США за баррель, но дисбаланс между спросом и предложением нефти в 2019 г. может усилиться. Уверенный рост спроса на нефть до 2025 г. прогнозирует (МЭА), горизонт спроса определяется 2040 годом. Тем не менее, ближайшие перспективы рынка ОПЕК вновь рисуются в серых красках. МЭА надеется на продолжение «сланцевой революции» в США. Две трети дополнительного объема добычи до 2025 г. обеспечат США. После 2025 года добыча «сланцевой нефти» начнет снижаться, и ОПЕК восстановит свои ведущие позиции на рынке как основной источник предложения нефти.

Создание 31 января 2019 г. Германией, Францией и Великобританией платежного механизма для сделок с Ираном в обход американских санкций может принципиально повлиять на создание новой политической конфигурации для России.

Саудовская Аравия вместе со своими союзниками из стран Персидского залива намерена трансформировать ОПЕК в попытке заполучить контроль над мировым рынком нефти создать союз с группой из 10 стран, не входящих в организацию. Члены ОПЕК и группа государств, возглавляемая Россией, обсудили на встрече в Вене (18 - 20.02.2019г.) предложения по видоизменению нефтяного картеля. Россия, Саудовская Аравия и сопричастные к соглашению о сокращении добычи нефти государства разработали в январе 2019 года проект Хартии нового альянса, в который могут вступить 24 государства (как члены картеля ОПЕК, так и участники с 2016 года коалиции «ОПЕК+»).

Россия, которой, как утверждают зарубежные СМИ, предложено наравне с Саудовской Аравией руководить альянсом, до сих пор не дала официального согласия на участие в этой организации. По словам пресс-секретаря президента Д. Пескова, дискуссии о создании альянса с ОПЕК не проводились, и этот вопрос не входит в повестку дня руководства страны. Окончательное решение по этому вопросу будет принято позже на переговорах. [26] Будем надеяться, что на предстоящих переговорах России удастся опровергнуть утверждения, ранее высказанные газетой «Financial Times» - «продолжение отношений с ОПЕК потребует тонких дипломатических навыков, которых у России не так много, как нефти и газа» [27] и найти оптимальное решение экономического обеспечения национальной безопасности страны.

Заключение

1. Россия, оставаясь одной из ведущих энергетических мировых держав, сохранит лидерские позиции в мировой энергетической отрасли до 2040 года при превалирующем значении использования нефти и газа, а также развития атомной энергетики при имплементации двойной задачи увеличения энергии с меньшим количеством выбросов, которая повлияет на формирование будущего.

2. Участие России в формате «ОПЕК+» следует оценивать как позитив, позволивший стране «по временной схеме» управления энергетическими потоками решить собственные социально-экономические и финансовые задачи, укрепив политический авторитет в мире, несмотря на имеющиеся трудности экономического роста, определенные потери доли рынка нефти, недостатка инвестиций, усиления санкционного давления и обострения военно-политической обстановки на планете.

О

3

ю

5

г

5

сч

1Л £

Б

а

2 ©

3. Координация с ОПЕК в формате «ОПЕК+» должна быть продолжена на основе существующей временной схемы взаимодействия стран, без вступления в новую предлагаемую структуру ОПЕК с сохранением независимого статуса России при принятии внешнеполитических решений.

4. Для смягчения негативных последствий действий США, Саудовской Аравии рекомендовать ограничить со стороны России подписание долгосрочных правительственных соглашений в рамках «ОПЕК+» (осуществлять только на основе документов с дополнительными протоколами промежуточного полугодового контроля выполнения).

5. Усилить координацию действий государственных органов управления (Минэнерго, Минфин, Минэкономразвития, ЦБ) с программами развития ведущих нефтяных и газовых корпораций России на ближайшие годы (например, не допуская ситуации, когда страна третий год успешно участвует в реализации соглашения по сокращению квот добычи нефти, а ведущая корпорация «Роснефть», исходя вероятно из собственных корпоративных интересов, считает проект «ОПЕК+» «стратегической угрозой» для России!?). Негативные примеры взаимодействия России с ВТО, с Украиной по газовым соглашениям 2009 г. говорят сами за себя, не следует доводить ситуации до «юридически ничтожных» дел в международных судах в условиях обострения отношений России с другими странами.

6. Правительство России должно обеспечить привлечение инвестиций в геологическую разведку и поиск новых месторождений нефти и газа для сохранения ведущих позиций в мире по стабилизации мировых нефтяных рынков при сохранении и развитии собственного технико-технологического потенциала крупнейших отечественных компаний.

7. К числу перспективных направлений инвестирования в развитие нефтегазового комплекса следует отнести, прежде всего, технологии увеличения нефтеотдачи и коэффициента извлечения нефти, освоения трудноизвлекаемых запасов нефти и шельфовых месторождений, а также производства сжиженного природного газа (СПГ) и его транспортировки.

Литература

1. BP Energy Outlook. 2019 edition. -URL: bp.com/content/dam/bp/en/ corporate/pdf/ energy-economics/energy-

outlook/bp-energy-outlook-2019.pdf (date of access: 27.03.2019).

2. И. И. Сечин. ДОКЛАД на Энергетической панели ПЕТЕРБУРГСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФОРУМА 2018. «НЕФТЯНЫЕ РЫНКИ: РИСКИ ИЛИ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ». (с.4). Сечин И. Нефтяные рынки: риски или новые возможности // Эксперт.№ 23, 4 - 10.06.18. С. 26 - 31.

3. BP Statistical Review of World Energy 2018. Все о нефти. [Электронный ресурс] http://vseonefti.ru/neft/global-oil-2018.html

4. Мировой рынок нефти: тенденции развития [Электронный ресурс] http:// elibrary.ru/download/ elibrary_26595683_89892251.htm

5. М. Рубченко. Отравленные резервы: стратегический нефтяной запас США протух. [Электронный ресурс] https:// ria.ru/20190417/1552741987.html

6. МЭА снизило прогноз роста спроса на нефть на 2019 год. - Вести Экономика, 15.05.2019. [Электронный ресурс] https://www.vestifinance.ru/articles/119172

7. Материалы агентства -Новости Азербайджана, России и мира. [Электронный ресурс] https://minval.az/ news/123886213/(Дата обр. -16.05.2019)

8. Л. Григорьев. От чего зависит цена на нефть. [Электронный ресурс] http:// s1.deploy.postnauka.ru/faq/40581/

9. Страны ОПЕК (список) [Электронный ресурс]

https://prompriem.ru/stati/strany-opek-spisok.html (обновлено 2 февраля 2019г.)

10. Аникин В.И., Борох Н.В., Епиши-на Е.С., Сурма И.В. Энергетическая политика и вопросы экономической дипломатии России как приоритет мирового развития/ ISBN: 978-5-7873-0851-7. Москва, 2014.с.179.

11. В. Путин. Россия будет координировать работу с ОПЕК //Служба ИноС-МИ агентства РИА «Новости»: inosmi.ru/ world/20111112/177492018.html

12. Мировое потребление нефти к концу года достигнет рекордных 100 млн баррелей в сутки [Электронный ресурс]

https://www.vedomosti.ru/business/ articles/2018/09/14/780842-k

13. Нефтегаз -новости. [Электронный ресурс] https://neftegaz.ru/news/view/ 163198-Neftyanaya-korzina -OPEK-17-iyulya-2017-g-nemnogo-podrosla-v-tsene.

14. ОПЕК: определение, список стран, чем занимается организация. [Электронный ресурс] https://alpari.com/ ru/beginner/glossary/opec/

15.[Электронный ресурс] https:// www.rbc.ru/rbcfreenews/ 16. Bp Statistical

Review of World Energy June 2018 [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.bp.com/content/dam/bp/en/ corporate/pdf/energy-economics/statistical-review/ bp-stats-review

17. [Электронный ресурс] https:// nangs.org/news/world/gensek-opek-prizval-depolitizirovaty- neft. 02.05.2019.

18. По информации ИА Neftegaz.RU от 11.02.2019 г. письмо И. Сечина было направлено в декабре 2018 г.

19. https://www.golos-ameriki.ru/a/us-record-oil-production/4256496.html.

20. США вышли на первое место в мире по добыче нефти. [Электронный ресурс] http://charter97.link/ru/news/ 2018/9/16/305434/

21. ОПЕК и Россия: новый порядок на мировом рынке нефти. [Электронный ресурс] https://oilcapital.ru/article/general/ 26-06-2018/opek-i-rossiya-novyy-poryadok-na-mirovom-rynke-nefti

22. В РФ нет технологий для освоения ТРИЗ Западной Сибири и Арктики. [Электронный ресурс] https:// teknoblog.ru/2018/09/21/93044.

23. Доклад МВФ «Перспективы развития мировой экономики», опубликованный 9 октября 2018г. [Электронный ресурс] https://neftegaz.ru/tech_library/ view/4445-Neft

24. [Электронный ресурс] https:// neftegaz.ru/news/finance/195779-tseny-na-neft-zavershayut-1-yu-nedelyu-2019-g-uverennym-rostom

25. [Электронный ресурс] https:// neftegaz.ru/news/finance/194641-sochi-2019-rossiyskiy-neftyanoy-sektor-otsenivaet-effekt-i-posledstviya

26. Аникин В.И., Сурма И.В. Методологические основы анализа и развития сложных систем в международных отношениях (структурно-функциональный подход в формировании государственного внешнеполитического механизма. Национальная безопасность / nota bene. 2015. № 2 (37). С. 283-296.

27. Россия и ОПЕК // Inopressa по материалам «Financial Times», 28.11.2008: inopressa. ru/ft2008/11/28/opec

Russia in the format of «OPEC+»: vision,

assessment, opportunity Anikin V.I.

Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs

The subject of the study is to analyze the state of the world oil market and assess the main trends in its development, taking into account the interaction of Russia with various countries (including the Gulf monarchies) in the « OPEC+» format at the present stage. Separate pieces of research is the attempt of scientific research studies and make better foreign policy decisions of energy market regulation of interstate interaction in situational coordination

field format Russia - «OPEC+». On the basis of the developed BP «Forecast of development of world energy up to 2040» the author considers prospects, estimates and opportunities of interaction of the leading oil exporting countries. The paper uses the following methods tested in practice -bibliographic, work with Internet sources, historical, statistical, comparison, mathematical modeling of foreign policy activities. The recommendations are formulated on the basis of the methodological bases of analysis and development of complex systems in international relations developed by the author and published earlier in the journal national security / nota bene. 2015. № 2 (37). P. 283296. The main conclusions of the research are as follows: 1. Russia will maintain its leading position in the global energy sector until 2040.2. Russia's participation in the OPEC+ format should be assessed as positive, which allowed the country to solve its own socioeconomic and financial problems «according to the temporary scheme» of energy flow management.3. Coordination with OPEC in the OPEC+ format should be continued on the basis of the existing temporary scheme of interaction between countries, without joining the new proposed OPEC structure. The scientific novelty of the research is the use of mathematical and structural modeling methods in the process of foreign policy decision-making.

Keywords: world oil market, energy security, OPEC, Russia, USA, Saudi Arabia, proven reserves, investments, financial support, forecast estimates

References

1. BP Energy Outlook. 2019 edition. - URL: bp.com/

content/dam/bp/en/corporate/pdf/engineering / energy-outlook / bp-energy-outlook-2019.pdf (date of access: 03/27/2019).

2. I. I. Sechin. REPORT on the Energy Panel of the

St. Petersburg International Economic Forum 2018. "OIL MARKETS: RISKS OR NEW OPPORTUNITIES". (p.4). Sechin I. Oil markets:

risks or new opportunities // Expert. № 23, 4 - 10.06.18. Pp. 26 - 31.

3. BP Statistical Review of World Energy 2018. All

about oil. [Electronic resource] http:// vseonefti.ru/neft/global-oil-2018.html

4. World oil market: development trends [Electronic

resource] http://elibrary.ru/download/ elibrary_26595683_89892251.htm

5. M. Rubchenko. Poisoned reserves: US strategic

oil reserves are rotten. [Electronic resource] https://ria.ru/20190417/1552741987.html

6. IEA lowered its forecast for oil demand growth

for 2019. - News Economy, 05/15/2019. [Electronic resource] https:// www.vestifinance.ru/articles/119172

7. The materials of the agency Minval.az - News of

Azerbaijan, Russia and the world. [Electronic resource] https://minval.az/news/123886213/ (Date arr. -16.05.2019)

8. L. Grigoriev. What determines the price of oil.

[Electronic resource] http:// s1.deploy.postnauka.ru/faq/40581/

9. OPEC countries (list) [Electronic resource] https://prompriem.ru/stati/strany-opek-spisok.html

(updated February 2, 2019)

10. Anikin V.l., Borokh N.V., Epishina E.S., Surma I.V. Energy policy and questions of economic diplomacy of Russia as a priority of world development / ISBN: 978-5-7873-0851-7. Moscow, 2014. p.179.

11. V. Putin. Russia will coordinate work with OPEC // RIA Novosti news agency Inosmi agency service: inosmi.ru/world/20111112/ 177492018.html

12. World oil consumption by the end of the year will reach a record 100 million barrels per day [Electronic resource]

https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/ 09/14/780842-k

13. Oil & gas news. [Electronic resource] https:// neftegaz.ru/news/view/163198-Neftyanaya-korzina -0PEK-17-iyulya-2017-g-nemnogo-podrosla-v-tsene.

14. OPEC: definition, list of countries, what the organization does. [Electronic resource] https:/ /alpari.com/ru/beginner/glossary/opec/

15. [Electronic resource] https://www.rbc.ru/ rbcfreenews/ 16. BP Statistical Review of World Energy June 2018 [Electronic resource]. -URL: https://www.bp.com/content/dam/bp/en/ corporate/pdf/energy-economics/statistical-review/ bp-stats-review

17. [Electronic resource] https://nangs.org/news/ world/gensek-opek-prizval-depolitizirovaty-neft. 05/02/2019.

18. According to the information agency Neftegaz.RU dated 11.02.2019, a letter from I. Sechin was sent in December 2018.

19. https://www.golos-ameriki.ru/a/us-record-oil-production/4256496.html.

20. The United States came out on top in the world

in oil production. [Electronic resource] http:/ /charter97.link/ru/news/2018/9/16/305434/

21. OPEC and Russia: a new order on the world oil market. [Electronic resource] https:// oilcapital.ru/article/general/26-06-2018/opek-i-rossiya-novyy-poryadok-na-mirovom-rynke-nefti

22. In the Russian Federation there are no technologies for the development of TRIZ in Western Siberia and the Arctic. [Electronic resource] https://teknoblog.ru/2018/09/21/ 93044.

23. The IMF report "Prospects for the Development

of the World Economy", published on October 9, 2018. [Electronic resource] https:// neftegaz.ru/tech_library/view/4445-Neft

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. [Electronic resource] https://neftegaz.ru/news/ finance/195779-tseny-na-neft-zavershayut-1-yu-nedelyu-2019-g-uverennym-rostom

25. [Electronic resource] https://neftegaz.ru/news/ finance/194641-sochi-2019-rossiyskiy-neftyanoy-sektor-otsenivaet-effekt-i-posledstviya

26. Anikin V.I., Surma I.V. Methodological bases of analysis and development of complex systems in international relations (structural-functional approach in the formation of the state foreign policy mechanism. National Security / nota bene. 2015. № 2 (37). P. 283-296.

27. Russia and OPEC // Inopressa according to the Financial Times, 28.11.2008: inopressa. com / ft2008 / 11/28 / opec

О

3

Ю

s

r

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.