www.pro.rsu.ru
Котова И.Б., Пирмагомедова Э.А.
Эмпирическое изучение представлений подростков о безопасности жизнедеятельности
В статье излагаются результаты теоретико-эмпирического исследования представлений подростков о безопасности жизнедеятельности. Показана мар-гинальность феномена безопасности, актуальность его изучения на различных этапах онтогенетического развития. Обосновывается модель и программа развития представлений о безопасности подростков, предлагается анализ результатов эмпирического исследования.
Ключевые слова: безопасность, жизнедеятельность, подростки, личность, социальная напряженность, позитивная активность, идентичность, психическое благополучие человека, самотождественность;субъективный контроль; социальный статус, состояние, личностная тревожность, копинг-стратегии.
Назревшая в психологической науке и практике потребность получения универсальных знаний о феномене безопасности в проекции человека способствовала расширению рамок его исследования. Ориентиром последнего десятилетия выступило рассмотрение проблематики безопасности в контексте его личностных особенностей. Были предприняты достаточно успешные попытки определения безопасности человека через некоторые свойственные личности психические структуры.
Безопасность - один из важнейших, ключевых параметров жизнедеятельности человека. Отсутствие безопасности порождает социальную напряженность, сковывает позитивную активность, сдерживает развитие как отдельных государств, регионов, социальных групп, так и каждого человека вне зависимости от его возраста или рода деятельности. Переживание безопасности, наоборот, выступает мощным стимулом позитивных процессов, так как при этом создаются оптимальные условия, которые позволяют субъектам жизни пребывать в состоянии спокойствия, уравновешенности и гармонии. Психологическая безопасность рассматривается как одна из форм безопасности, которая способствует полноценной жизнедеятельности людей, формированию гуманных отношений, осознанию значимости среды, ощущению идентичности с ней, наряду с уважением, доверием, ответственностью и принятием других людей (Баева И.А., Грачев Г.В., Краснянская Т.М., Татьянченко Н.П., Маслоу А., Роджерс К., Фромм Э., Edmonson A., Kadel S., Watkins J., Follman J., Hammond C., Sprague B., Sugai G., Walker H. и др.).
Значимость безопасности для общества в целом и для конкретного человека способствовало сохранению многовекового интереса к ее изучению и выработке рекомендаций по ее обеспечению. В качестве источников, поставляющих нам сведения о развитии социальных представлений по данной проблематике, можно рассматривать философские учения Древнего Востока (Упанишады, буддизм, конфуцианство, даосизм), античности (Аристотель, Платон, Эпикур), Средневековья (Тертуллиан), Возрождения (Кузанский Н., Бруно Д., Валла Л.), Нового времени
(Бэкон Ф., Гоббс Т.), просвещения (Локк Дж., Лейбниц Г.В.), немецкой классической философии (Фейербах Л.), русского космизма (Вернадский В.И., Циолковский К.Э., Чижевский А.Л.). В рамках обозначенных философских учений, как нам представляется, наиболее ярко отражено понимание проблемы безопасности и путей ее решения на конкретном этапе развития.
В психологии косвенное и эпизодическое обращение к феномену безопасности отмечалось практически во всех научных школах и течениях: в психоанализе (Адлер А., Фрейд З., Хорни К., Эриксон Э. и др.), гештальтпсихологии (Вертгеймер М., Левин К., Фестингер Л. и др.), когнитивной (Миллер Д., Найссер У., Шеннон К., Келли Дж.А.), экзистенциальной (Бинсвангер Л.) и гуманистической (Маслоу А., Оллпорт Г., Роджерс К., Фромм Э.) психологии.
В последнее десятилетие значительно расширился объем исследований феномена безопасности, проводимых в работах психолого-педагогического направления (Баева И.А., Берковиц Л., Власов Л.В., Гершунский Б.С., Дмитриевский В.А., Краснянская Т.М., Панарин И.Н., Сухов А.Н., Федорченко А.Д. и др.). Полученные в результате исследовательских поисков данные позволили выработать базовые подходы к интерпретации его сущности с использованием инструментария психологической науки, а также выработать ряд рекомендаций к достижению безопасности в конкретных условиях деятельности и типах ситуаций, несущих угрозу жизни и психическому благополучию человека.
Понятие безопасности традиционно рассматривается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Представления человека о безопасности жизнедеятельности характеризуются как субъективный образ некоторых обстоятельств, которые являются значимыми в связи с возникновением необходимости преодолевать определенные угрозы внешнего и внутреннего плана.
К настоящему времени установлена связь представлений о безопасности с уровнем профессиональной компетентности субъекта; с возможностью реализовывать свои базовые потребности (защищенность, уверенность в себе, удовлетворение от имеющихся обстоятельств и т.д.); с уровнем удовлетворения просоциальных потребностей (возможность высказать свою точку зрения, проявлять активность и инициативу, сохранять личное достоинство и право на уважение); с действием социально-демографических, индивидуально-психологических, социально-психологических и организационных факторов. Доказана на эмпирическом уровне связь представлений о безопасности с личностными особенностями: с типом по-лоролевой идентичности; с уровнем самотождественности; с характером субъективного контроля; с социальным статусом, с состоянием личностной тревожности, с используемыми копинг-стратегиями и др. Выявлен ряд структурных особенностей представлений о безопасности.
Представления о безопасности жизнедеятельности конкретной возрастной группы складываются на основе отражения типичных для нее жизненных обстоятельств, тех проблем, которые наиболее часто возникают в соответствующий
период жизнедеятельности. Значимой является информация о представлениях тех возрастных групп, которые «насыщены» задачами развития и связанными с ними кризисами. В полной мере это относится к изучению представлений о безопасности жизнедеятельности подростков, которые до настоящего времени остаются недостаточно изученными.
Обращение к анализу психологических предпосылок развития представлений о безопасности жизнедеятельности в подростковом возрасте показало, что они являются следствием всего комплекса сложного и интенсивного процесса физических, психических и социальных изменений, происходящих на переломном этапе их перехода от детства к взрослости.
К числу психологических предпосылок отнесены: интенсивное развитие познавательных способностей, появление абстрактного мышления, совершенствование рефлексивных способностей, развитие самосознания, формирование идентичности, постоянное расширение знаний об окружающем мире, о социальном пространстве и о себе.
Интенсивное и непрерывное формирование подростков под влиянием расширения субъектного опыта и интериоризации опыта сверстников и взрослых делают их поведение достаточно противоречивым и непредсказуемым, что влияет и на их представления о разных аспектах жизнедеятельности.
Установление содержательно-структурных особенностей представлений подростков о безопасности жизнедеятельности реализовывалось с привлечением метода опроса и методов экспериментальной психосемантики - ассоциативного эксперимента и семантического дифференциала.
Как показало исследование, представления подростков о безопасности жизнедеятельности, обладают своей содержательно-смысловой спецификой:
- для представлений подростков о безопасности наиболее информативным выступает фактор оценки условий жизнедеятельности и их субъектов, далее по убыванию информативности следуют факторы силы и активности;
- несмотря на то, что в подростковом возрасте чрезвычайно возрастает значимость компании сверстников, друзей, восприятие себя в контексте безопасности жизнедеятельности (Я сам) всегда сочетается с представлениями о матери, которая, видимо, продолжает оставаться для подростка основным условием или составляющей безопасности;
- школа в представлениях подростков всегда выступает элементом, находящимся в оппозиции к ролевым позициям, ассоциирующимся с безопасностью жизнедеятельности.
На эмпирической основе нами была установлена высокая валидность результатов экспертной оценки сформированности представлений подростков о безопасности. Подростки, отнесенные к группам с высоким и низким уровнем сформированности представлений о безопасном поведении, обладают, соответственно, структурированными или диффузными представлениями о безопасности жизнедеятельности.
Предполагая, что различия в представлениях подростков о безопасности жизнедеятельности сочетаются с определенными различиями в их индивидуально-психологических особенностях, нами был проведен следующий этап эмпирического исследования. Две подвыборки подростков (со сформированными и не сформированными представлениями) были обследованы с привлечением пакета психодиагностических методик и сопоставлены по полученным результатам.
Согласно полученным результатам, высокой адаптивностью характеризуются 76,8 % подростков со сформированными представлениями о безопасности жизнедеятельности и лишь 56,2 % из подвыборки подростков с несформированными представлениями такого же рода. Согласно критерию ф*, различия в численности данных двух подвы-борок являются статистически достоверными, т.е. имеют значимость с вероятностью ошибки не менее 1 %. Таким образом, с достаточной достоверностью можно говорить о том, что подростки, обладающие сформированными представлениями о безопасности жизнедеятельности, будут характеризоваться высокой адаптивностью.
Выявлены также три статистические тенденции к обладанию определенными личностными качествами подростков, имеющих и не имеющих сформированные представления о безопасности жизнедеятельности. Подготовка формирующего эксперимента предусматривала разработку модели развития представлений подростков о безопасности жизнедеятельности (рис. 1).
Рис. 1. Модель развития представлений подростков о безопасности жизнедеятельности
Разработанная нами модель развития представлений подростков о безопасности жизнедеятельности отражает идею целостного расширения, углубления и интеграции на новом уровне имеющихся у них представлений о безопасности в единстве четырех основополагающих компонентов: когнитивного, эмоционального, рефлексивного и поведенческого. В ней отражена идея, согласно которой развитие представлений подростков о безопасности жизнедеятельности должно выстраиваться с учетом необходимости контроля воздействия со стороны значимых для данной сферы факторов: школы; семьи; внешкольных заведений, посещаемых подростком; среды сверстников, референтных для него; средств массовой информации и текущих жизненных событий, происходящих с подростком и информативных с точки зрения формирования и коррекции представлений о безопасности жизнедеятельности.
Развитие представлений подростков о безопасности жизнедеятельности осуществлялось в рамках комплекса мероприятий, объединенных нами в психолого-педагогическую программу «Основы безопасности жизнедеятельности для подростков» (рис. 2).
Рис. 2. Структура психолого-педагогической программы «Основы безопасности жизнедеятельности для подростков»
При разработке этой представлялось важным соблюдение следующих принципов: учета возрастных и индивидуальных особенностей подростков, единства и преемственности оказываемого на подростков воздействия, связи оказываемого развивающего воздействия с реальной жизнедеятельностью подростков, систематичности и последовательности построения воздействия на подростков по развитию у них представлений о безопасности жизнедеятельности.
Эксперты подтвердили результаты формирующего эксперимента. Их анализ показал следующее:
- у всех подростков, участвующих в эксперименте, сформировались достаточно полные представления о безопасности жизнедеятельности;
- у них развился интерес к анализу событий, происходящих с ними и вокруг них, с точки зрения представлений о безопасности жизнедеятельности;
- у подростков сформировалась заинтересованность в саморазвитии и самосовершенствовании в направлении достижения более полного соответствия требованиям, предъявляемым к безопасности жизнедеятельности;
- подростки демонстрируют готовность к дальнейшему обогащению своей компетентности в сфере безопасности жизнедеятельности. Полученные нами результаты позволили прийти к выводу о том, что проведенная нами экспериментальная работа, реализовав все обозначенные задачи и подтвердив выдвинутую гипотезу, способствовала полному достижению экспериментальной цели. Были выявлены содержательные и структурные особенности представлений подростков о безопасности жизнедеятельности, выявлены психологические условия, способствующие их формированию в данном возрастном периоде. Разработанная нами эксприментальная программа по результатам своей апробации смогла подтвердить свою эффективность в плане развития представлений подростков о безопасности жизнедеятельности, что позволило разработать соответствующие рекомендации для сотрудников психологической службы средних общеобразовательных учебных заведений. Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы.
1. Развитие представлений о безопасности жизнедеятельности у подростков представляет собой комплексную многоаспектную психолого-педагогическую деятельность по изменению (расширению, углублению и интеграции) у них соответствующей группы представлений, ориентированную на формирование у подростков компетентности в сфере безопасности жизнедеятельности и готовности к ее обеспечению при возникновении опасных жизненных ситуаций. Данная деятельность должна выстраиваться с учетом содержания представлений о безопасности жизнедеятельности и психологических особенностей, свойственных подростковому возрасту.
2. Представления о безопасности жизнедеятельности представляют собой субъективное образование, являющееся структурированным отражением комплекса обстоятельств жизнедеятельности, актуальных при возникновении опасностей различного рода. В подростковом возрасте наиболее значимыми обстоятельствами жизнедеятельности, отражаемыми в представлениях о ее безопасности, являются сущность данного феномена, его роль в жизни человека, предпосылки сохранения и факторы нарушения, круг субъектов безопасности и качеств, связанных с ее достижением.
3. Сформированность представлений о безопасности жизнедеятельности проявляется в степени структурированности их содержания. Сформированным
представлениям подростков о безопасности жизнедеятельности соответствует четкая трехфакторная структура, в которой можно выделить компоненты оценки, силы и активности. Несформированным представлениям подростков о безопасности жизнедеятельности соответствует пятифакторная структура, в которой диффузно представлены компоненты, способные условно быть отнесенными к оценке, силе и активности.
4. Представления подростков о безопасности жизнедеятельности могут различаться по уровню своей сформированности в зависимости от состояния некоторых их индивидуально-психологических особенностей. Наиболее сформированные представления о безопасности жизнедеятельности прослеживаются у высоко адаптивных подростков. Данная тенденция прослеживается также в отношении подростков, характеризующихся высокими коммуникативными способностями и развитой личностной идентичностью. Обнаружена тенденция к преобладанию несформированности рассматриваемых представлений у подростков с высокой межличностной тревожностью.
5. Основу развития представлений подростков о безопасности жизнедеятельности должно составить расширение их компетентности в сфере безопасности жизнедеятельности, которое должно выстраиваться в рамках деятельности, позволяющей осуществить изменение соответствующих представлений подростков в единстве когнитивного, эмоционального, рефлексивного и поведенческого компонентов.
6. Развитие представлений подростков о безопасности должно осуществляться с учетом действия ряда внешних факторов (влияния родителей, школы, внешкольных заведений, среды референтных сверстников, средств массовой информации, стихийных жизненных обстоятельств) на основе соблюдения комплекса организационных принципов.
Литература
1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. - СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. - 271 с.
2. Берулава Г.А. Диагностика и развитие мышления подростков. - Бийск, 1993.
3. Гераськина М.Г. Развитие профессиональной компетентности персонала общеобразовательных учреждений в обеспечении личностной безопасности учащихся: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007. - 23 с.
4. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. - М.: Изд-во РАГС, 1998. - 125 с.
5. Давыдова В.В., Кардашина О.В. Особенности диагностического сопровождения тренингового процесса с подростками // Журнал практического психолога. -1998. - № 3. - С. 76-83.
6. Дмитриевский В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. -М.: Педагогическое общество России, 2002. - 202 с.
7. Дубровина И.В. и др. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет. - М.: Педагогика, 1988. - 190 с.
8. Иванова Т.А. Педагогические условия формирования безопасной жизнедеятельности // Гуманитарные и социально-экономические науки. - Спецвыпуск. Педагогика. - Ростов н/Д.: РГПУ. - 2006. - № 7. - С. 122-127.
9. Краснянская Т.М. Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации. - Пятигорск: ПГЛУ, 2010. - 268 с.
10. Синельникова О.П. Эмпирическое изучение представлений старших школьников о безопасности жизнедеятельности // Российский психологический журнал. - 2009. - Т. 6. - № 1. - С. 122-125.
11. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: Издательство Педагогика, 1989. - 208 с.
12. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. - 320 с.