5. Обозов, Н.Н. Семейно-брачные и родственные отношения [Текст] / Н.Н. Обозов // Психология семьи: Хрестоматия. - Самара, 2002.
6. Роджерс, К. Брак и его альтернативы. Позитивная психология семейных отношений [Текст] / К. Роджерс / Пер с англ. Е.Г. Розановой. - М.: Этерна, 2006. - 320 с.
7. Терентьев, Е.И. Бред ревности [Текст] / Е.И. Терентьев. - М.: Медицина, 1990. - 318 с.
8. Хмарук, И.Н. Социально-психологические корреляты выбора способа реагирования в ситуации измены супруга [Текст] / И.Н. Хмарук. - Ростов н/ Д: РГУ, 2000.
Пирмагомедова Э. А.
Психологические предпосылки развития у подростков представлений о безопасности жизнедеятельности
Вопросы безопасности в настоящее время составляют не только значимый аспект социальной реальности, регулярно привлекающий внимание людей через средства массовой информации к событиям в той или иной точке планеты, но и сферу интересов ряда областей научного знания. Философия, социология, обществоведение, юриспруденция, экономика, педагогика - вот далеко не полный список дисциплин, поместивших в предметное поле своих исследований тот или иной аспект безопасности государства, общества, социальных групп или отдельного человека.
Для психологии данная проблематика, обозначившаяся в последнем десятилетии XX века, является относительно новой. Вместе с тем, развитие психологии безопасности уже достаточно интенсивно осуществляется в рамках общей, социальной, педагогической, юридической психологии, психологии труда и т.д. Отдельное направление образует психология безопасности в чрезвычайных ситуациях. В центр проводимых разработок помещается человек как основной субъект и объект безопасности. Рассматривая вопросы безопасности человека в различных ракурсах, исследователи все полнее реконструируют ее психологическое содержание, высвечивают факты, механизмы и закономерности, позволяющие понять сущностные особенности поведения человека в опасных ситуациях разной природы.
В обширной проблематике психологии безопасности в текущем десятилетии выделились исследования, посвященные представлениям о безопасности различных субъектов, как задающим психическое пространство их актуальной и перспективной жизнедеятельности.
К подростковому возрасту, согласно современным подходам, относится период жизни человека, по традиционной классификации располагающийся в промежутке между детством и юностью.
Выделение четких возрастных границ возраста обычно сталкивается с определенными трудностями. Достижение универсальности в позиционировании подростничества невозможно, т.к. его длительность определяется, как указывают авторы, комплексом факторов. К ним относятся не только морфофункциональные и психологические критерии индивидуального развития, но и этнокультурные, социально-экономические и исторические различия общества, в котором происходит формирование личности [Божович Л.И., Выготский Л.С.., Обухова Л.И., Эльконин Б.Д., Фрейд З., Пиаже Ж., Эриксон Э., Фрейд А. и др.]. В силу этого, в определении авторами границ возраста наблюдаются определенные расхождения. Например, в толковом словаре В.И. Даля подросток определяется как «дитя на подросте» - 14-15 лет. А.Е. Личко исходит из признания многоэтапности подросткового возраста и различает при этом младший подростковый возраст - 12-13 лет, средний подростковый возраст - 14-15 лет и старший подростковый возраст - 16-17 лет.
В нашей работе мы будем придерживаться подхода, ставшего в отечественной психологии достаточно классическим, при котором к подростковому возрасту относится период, начиная с 11-12 лет и заканчивая 14-15 годами.
Несмотря на возможные различия в сформированных подходах к установлению временных границ, авторы исходят из того, что подростковый возраст образует самый короткий по астрономическому времени возрастной период жизни человека. Однако при этом, как свидетельствует обзор научных данных о нем, подросток за относительно небольшие сроки успевает пройти значительный по содержанию путь своего развития. Его изучение позволяет утверждать, что в этот период складываются необходимые психологические предпосылки для развития у подростков представлений о безопасности жизнедеятельности. Обозначим, по нашему мнению, наиболее значимые среди них.
Подростковый возраст рассматривается в психологии в качестве переходного от периода детства к периоду юности, в пору взрослости. Раскрывая смысл выделения данной «переходности», И.С. Кон выделяет биологический (возраст полового созревания, достижение, в основном, зрелости и других биологических систем организма) и социальный (продолжение первичной социализации) планы, изменяющие место и возможности человека в позиционировании себя в мире. Осуществляющиеся с ним трансформации способствуют множественным перестройкам в способах поведения, в видении мира, в реагировании на него и т.д. При этом подросток отказывается от многих детских представлений и «переходит» к формированию у себя достаточно «взрослых» подходов к окружающему миру и себе. В том числе, можно говорить о «переходе» подростка от обладания представлениями о безопасности, насыщенными детскими впечатлениями, к «взрослым» представлениям о данном аспекте жизнедеятельности, которые определят особенности поведения в непростой для него «переломный» период жизни.
Определенное влияние на комплекс жизненных представлений подростка оказывают реализующиеся процессы полового созревания, приводящие к значительному изменению внешности ребенка. Наблюдающиеся в пубертатный период изменения бывают столь значительны, что для их описания ученые предпочитают использовать такие образные выражения как «гормональная буря», «скачок роста» и др.
Данные изменения не остаются незамеченными как самим ребенком, так и окружающими. В силу того, что на ранних периодах отрочества наиболее выражено физическое «несовершенство» подростков по сравнению их с взрослыми. Из-за несовпадения темпов роста разных частей тела и резкой смены пропорций и т.п. у многих подростков возникает чувство неловкости, неуклюжести и т.д., т.е. так называемые «дисморфические» переживания. Данные переживания протекают достаточно интенсивно. Сопровождающиее их реакции иногда доходят до навязчивого страха (дисморфофобии) или сверхценной идеи физического недостатка (дисморфомании). Вместе с тем, авторы констатируют, что чаще всего дисморфореакции не доходят до уровня патологических [Личко А. Е., Коркина М.В., Кондрашенко В. Т. и др.]. Однако они обостряют проблему взаимодействия подростка с окружающим миром, что может найти отражение, в том числе, и в его представлениях о безопасности жизнедеятельности.
В старшем подростковом возрасте озабоченность своей внешностью ослабевает и на первый план выступает углубленное самопознание. Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое «Я», стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. На смену дисморфореакциям, связанным с рефлексией своего физического «Я», постепенно приходят собственно рефлексиореакции, обусловленные повышенным вниманием к своему внутреннему миру. Данное обстоятельство также предположительно может отразиться на содержании имеющихся у подростков представлений о безопасности.
Немаловажным событием для оформления представлений о безопасности нами рассматривается оформление в подростковом возрасте практики интенсивного осмысления всего того, что происходит вокруг него и с ним самим. Центром данного процесса на психологическом уровне является развитие и переход на новый уровень самосознания подростка [Выготский Л.С., Эльконин Б.Д., Кон И.С., Мухина В.С. и др.]. Данный переход самосознания на новый уровень развития рассматривается в отечественной психологии в качестве важнейшего психологического новообразования подросткового возраста.
Характерной чертой нового уровня самосознания является появление у подростка способности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от всех других людей, присущими качествами. У него наблюдается стремление более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях, яснее проявляется интерес к самопознанию.
Он стремится заполнить свою жизнь какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Внутренний мир для него постепенно превращается в реальность, которая затмевает настоящую действительность. В трактовке Л.И. Божович, этот уровень развития характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я». В результате развития процессов самосознания все содержание психической жизни становится для подростка объектом осмысления и обобщения.
Реализации процессов познания и осмысления окружающего мира и самого себя в немалой степени способствуют новые возможности подростка в освоении объективной действительности и собственной субъективности, отмечающиеся многими психологами. Об этом свидетельствуют данные, полученные при изучении познавательной линии в развитии подростка.
Задачу формирования идентичности Э. Эриксон считает главным барьером, который подростки должны преодолеть, чтобы совершить успешный переход к взрослости. Результаты его исследования процесса формирования «внутреннего чувства идентичности» полу получили широкое признание не только среди научной общественности, но и среди практиков, и лиц, интересующимися особенностями подросткового возраста. В соответствии с Э. Эриксоном, процесс самоопределения, называемый формированием идентичности, долог и сложен. Идентичность обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего индивидуума. Она образует единую систему координат для организующих и интегрирующих форм поведения в различных сферах жизни человека. Как нам представляется, определенное влияние она оказывает и на представления подростков о разных аспектах его жизнедеятельности, включая представления о безопасности.
Активный поиск подростком своего места среди сверстников и решение задач достижения идентичности проходят не всегда успешно. Если они неуспешны, то у подростка наблюдается диффузия идентичности, потеря своего «Я», обострение растерянности и непредсказуемости.
Чрезвычайно высокая конформность, проявляющаяся в групповом взаимодействии, является типичной чертой подростков. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Такая потребность вызвана тем, что неокрепшее, диффузное «Я» нуждается в сильном «Мы», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «Они». Подростки не представляют себя вне коллектива, все события коллективной жизни вызывают у них активное эмоциональное отношение. Поэтому они стремятся расширить свои контакты с окружающими, прилагают значительные усилия для «завязывания» взаимоотношений с новыми сверстниками и группами сверстников.
Расширяя контакты с окружающими людьми, подросток расширяет свой опыт, лежащий в основе формирования представлений, в том числе, и о безопасности. Кроме того, данный период жизни наполнен обстоятельствами, придающими прицельную направленность и особую актуальность становления интересующей нас группы представлений. Речь идет о конфликтах, которые, принимая форму или открытых, или закрытых, скрываемых, интенсифицируют оформление представлений подростков о безопасности жизнедеятельности.
Конфликты в подростковом возрасте достаточно разнообразны. Наиболее очевидно проявляются открытые конфликты подростков с непосредственным окружением. Рассматривая данную форму конфликтов, А.Е. Личко относит к ним эмансипационный конфликт, конфликт на основе реакции группирования со сверстниками и конфликты, вызванные коренной ломкой жизненного стереотипа. Наибольшее, чем что-либо другое, количество конфликтов с родителями порождает социальная жизнь подростков, приводящая к формированию у них определенных обычаев и привычек. Причины трений чаще всего коренятся в несогласии с родителями по поводу выбора друзей и партнеров, частоты посещения подростками школьных вечеров, свиданий, формы проведения ими свободного времени, выбора одежды или прически. Родителей обычно недовольны тем, что подростки никогда не бывают дома и проводят все свое время вне семьи.
Распространенной причиной конфликтов с родителями выступает несформированность у подростков чувства ответственности. Данная ответственность увязывается родителями с выполнением хозяйственных работ по дому, с заработком и расходованием денег, с использованием семейного автомобиля и телефона, с работой вне дома. Отсутствие ожидаемого «прилежания» подростков в данных сферах приводит к более или менее конфликтному «выяснению отношений» с родителями.
Следующую группу конфликтов, которые стимулируют формирование представлений о безопасности, образуют конфликты на основе реакции группирования со сверстниками. Данная разновидность конфликта возникает, когда в силу каких-либо причин данная реакция не может быть реализована.
Отметим, что в среде сверстников у подростков наиболее распространены конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса.
По наблюдениям В. А. Крутецкого, путь к лидерству особенно в подростковой среде связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Подростковая жестокость - явление общеизвестное, один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, травм себе подобных.
Причинами возникновения открытого конфликта данного вида могут выступить также насильственное лишение подростка общества сверстников, прерывание контактов с ними, его завышенные притязаний, неудовлетворенное стремление к деспотизму и тирании или отвержение подростка привычной группой под влиянием наличия у него действительных или мнимых недостатков.
Конфликты коренной ломки жизненного стереотипа могут вызываться, по А.Е. Личко, сменой места жительства у непривыкших с детства к переездам подростков, переходом в другое учебное заведение.
В основе закрытых конфликтов А.Е. Личко выделяет наличие у подростка комплекса собственной неполноценности. При этом конфликт строится на действительных, но преувеличенных или воображаемых недостатках своей внешности, способностей и личностных качествах.
Вместе с тем, как отмечает психолог, в основе закрытого конфликта может быть и особое положение подростка среди сверстников. Это положение может быть приниженным, лишенным тех возможностей, которыми располагают другие, или положением изгоя и отщепенца. Почувствовав свою несостоятельность в какой-либо сфере, в глубине души ее тяжело переживая, но никому не признаваясь в этом, подростки начинают искать пути к самоутверждению в асоциальных компаниях.
В целом, закрытые конфликты, по А.Е. Личко, делятся на конфликты, возникающие на основе краха завышенных притязаний, и конфликты на основе невозможности удовлетворить высокие требования к самому себе.
Конфликты первой группы вызываются претензией подростка на престижное для себя положение - на «модное» учебное заведение; на принадлежность к «избранному кругу» сверстников, на лидерство среди них; на роль возлюбленного или возлюбленной у девочки или мальчика, вызывающего восхищение или зависть у товарищей и подруг; на внимание всей компании к себе, которое добивается изображением из себя незаурядной личности, выдумками о высоком положении своей семьи или полном заманчивых приключений собственным прошлым и т.д. В силу того, что обычно для подобных высоких притязаний не бывает никаких оснований, конфликт возникает при утрате подростком надежд на удовлетворение тщеславных замыслов или его низвержении с незаслуженно занятого почетного пьедестала.
Конфликты второй группы вызываются неспособностью подростка реализовать требования, которые он предъявляет к самому себе: отлично учиться, добиться высоких результатов в какой-либо области, доставить радость и счастье эмоционально значимым людям. Они возникают не только тогда, когда уже обнаружилась невозможность достичь желаемого, когда срыв уже произошел, но чаще тогда, когда подросток чувствует, что его напряжение достигло предела, что «провал» может произойти вскоре, что свойственная ему несостоятельность может выявиться другими.
На личностном уровне незрелые попытки анализа своих возможностей сопровождаются то взлетом самоуверенности, то, напротив, сомнениями в себе
и колебаниями. Такого рода неуверенность в себе часто приводит подростков к ложным формам самоутверждения - бравированию, развязности, нарушению дисциплины исключительно с целью показать свою независимость.
В основе подобных проявлений зачастую лежит неадекватная, внутренне противоречивая самооценка. Данная противоречивость состоит в несовпадении сознательного и неосознаваемого плана самовосприятия. На сознательном уровне подросток может воспринимать себя как личность значительную, даже исключительную, верить в себя, в свои способности, ставить себя выше других людей. Внутри же, на неосознаваемом уровне его гложут сомнения, которые он старается не допустить в свое сознание.
Столь же нежелательна для самооценки, по мнению Х. Ремшмидта, неадекватность подростковой Я - концепции, т.е. реального «Я» и идеального «Я». Это связано с тем, что, считая «Я идеал» недостижимым, подростки используют защитные механизмы, такие как рационализацию, агрессию и др. Другой вариант: происходит снижение самоуважения, при котором подростки нередко становятся конформистами, изменяя восприятие «Я», поскольку считают себя неспособными к хорошим поступкам.
Поведение подростка достаточно противоречиво: отзывчивость может сочетаться с ситуативной грубостью, ответственность - с легкомысленными поступками, преданность - с разрывом старых дружеских контактов и т.д.
Психологи [Матюхина Э.В., Подлеснова Н., Руденко И., Гаврилова Т.П., Поливанова К.Н., Прихожан А.М., Гуревич К., Туревская Р. А. и др.] отмечают, что причину обозначенных и подобных им состояний подросток обычно сам не понимает, но они находят свое выражение в его обидчивости («ранимости»), грубости, частых конфликтах с окружающими взрослыми. Столь же противоречивыми и внешне запутанными могут быть и представления подростков, в том числе, и о безопасности жизнедеятельности.
Завершая анализ психологических предпосылок развития представлений о безопасности жизнедеятельности, отметим, что они являются следствием всего комплекса сложного и интенсивного процесса физических, психических и социальных изменений, происходящих с подростком на переломном этапе их перехода от детства к взрослости.
К наиболее значимым психологическим предпосылкам формирования у подростков представлений о безопасности жизнедеятельности нами отнесены: интенсивное развитие познавательных способностей; появление абстрактного мышления; совершенствование рефлексивных способностей; развитие самосознания; формирование идентичности; постоянное расширение знаний об окружающем мире, социальном пространстве и о себе.
Вместе с тем, нами выделен тот факт, что бурные изменения подростка, происходящие на физическом и социальном уровне, делают его поведение достаточно противоречивым и непредсказуемым. Данная противоречивость может быть заключенной и в представлениях подростков о разных аспектах жизнедеятельности, находящихся в стадии интенсивного и непрерывного
формирования под влиянием расширения субъектного опыта и интериоризации опыта сверстников и взрослых.
С учетом того, что поведение человека во многом определяется его представлениями о соответствующей сфере жизнедеятельности, представляется целесообразным установление их особенностей. Особенно важными в подростковом возрасте оказываются складывающиеся представления о безопасности жизнедеятельности, изучаемые нами.
Представления человека, как показал обзор научной литературы, образуют одну из сфер психической жизни человека, обладающей своими особенностями. Так, субъектные представления неразрывно связаны с функциями мышления человека, имеют субъективный характер, схематичны, достаточно фрагментарны, динамичны.
Субъектные представления выполняют важную роль в организации жизнедеятельности человека. Они позволяют ему с достаточной адекватностью отражать и реконструировать на субъектном уровне окружающий мир, успешно реализовывать функции текущего и стратегического планирования и прогнозирования различных аспектов своей деятельности. Построение целенаправленных воздействий на представления человека создает возможности для коррекции и моделирования у него более успешного поведения в соответствующем спектре ситуаций.
Анализ источниковых данных показал, что, согласно современным научным подходам, представления о безопасности человека образуют одну из групп его субъектных представлений. Под представлениями человека о безопасности жизнедеятельности нами понимается субъективный образ некоторых обстоятельств, являющихся значимыми для него в связи с возникновением необходимости преодолевать определенные угрозы внешнего и внутреннего плана.
Данные представления, отражая наиболее значимые для человека аспекты окружающего мира, в наибольшей мере подвержены действию разнообразных факторов - внешних и внутренних для него. Анализ научных данных позволяет констатировать различия в субъектных представлениях в зависимости от сферы профессиональной направленности, индивидуальных особенностей, социального положения, этапа возрастного развития человека. Результаты предшественников подтвердили, что представления о безопасности жизнедеятельности неоднородны, имеют определенную структуру, с содержательных позиций различаются в группах по уровню своего развития и т.д.
Одной из тенденций изучения представлений о безопасности является установление особенностей их возрастной специфики. В частности, уже имеются данные о представлениях в сфере безопасности жизнедеятельности у старших школьников, студентов, молодых людей. Отсутствуют данные относительно представлений о безопасности жизнедеятельности у подростков. Вместе с тем, данный возраст, являясь переходным между детством и взрослостью, является сензитивным для образования «ядра» данной предметной группы представлений.
Выявление особенностей представлений о безопасности у подростков позволит, с одной стороны, их с наименьшими усилиями скорректировать, с другой стороны, использовать для управления поведением подростков на текущем этапе их развития.
Значимость представлений подростков о безопасности жизнедеятельности и наличие пробела в научных знаниях о них делают актуальным их эмпирическое изучение.
Литература
1. Берулава, Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков / Г. А. Берулава. - Бийск, 1993.
2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Л.И. Божович / Под ред. Д.И. Фельдштейна. 3-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 352с.
3. Грачев, Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты / Г.В. Грачев. - М.: Изд-во РАГС, 1998. - 125с.
4. Краснянская, Т.М. Психология самообеспечения безопасности: Монография / Т.М. Краснянская. - Пятигорск: ПГЛУ, 2009. - 280с.
5. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. 8-е изд. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 624с.
Рустамов А. Ш.
Педагогическое моделирование формирования у старших школьников представлений о здоровом образе жизни
Проблема формирования у старших школьников представлений о здоровом образе жизни достаточно органично входит в предметное поле педагогической психологии, образуя одно из перспективных направлений научных исследований. Значимость разработки данного вопроса обусловлена подходами к сфере здоровья, утвердившимися в современном обществе.
В условиях нарастания во всем мире случаев нарушения экологического равновесия, кратного умножения численности природных и техногенных катастроф, непрерывного снижения социального позитива актуальной становится выработка научных подходов к формированию у россиян способности сохранять в течение максимального периода индивидуальной жизни продуктивной активности, позволяющей приносить максимальную социальную пользу.
Это возможно только при хорошем здоровье, самочувствии, позитивном жизнеощущении, которые достигаются благодаря активной направленности каждого конкретного человека на сохранение и приумножение своего здоровья,