Выводы. Структура и оценка выраженности профессионально значимых психологических и психофизиологических качеств у специалиста, должна использоваться для профессионального отбора, экспертизы и медицинского контроля, а также для проведения различных реабилитационных мероприятий, которые будут направлены на совершенствование профессиональной подготовки специалистов службы медицины катастроф.
Литература:
1. Временное положение по организации психофизиологического обеспечения профессиональных контингентов, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций. М.: ВЦМК «Защита», 1996. - 16 с.
2. Ларцев М.А. Колошук О.П. Психофизиологический профессиональный отбор спасателей международного класса: Пособие для врачей / М.А. Ларцев - М: ФГУ «ВЦМК «Защита», 2005. - 60 с.
Психология
УДК 316.6
кандидат педагогических наук, доцент Манакова Марина Вячеславовна
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Нижний Тагил)
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования по выявлению уровня тревожности у старших подростков в период подготовки к единому государственному экзамену.
Ключевые слова: тревожность, уровни тревожности, старшие подростки, личностная и ситуативная тревожность.
Annоtation. The article presents the results of an empirical study to identify the level of anxiety in older adolescents in preparation for the unified state exam.
Keywords: anxiety, levels of anxiety, older adolescents, personal and situational anxiety.
Введение. Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время изучение тревожности старших подростков является особенно важным в связи с постоянной информационной перегруженностью подростка, которая формируется в период его подготовки к экзаменам. Ребенок находится под постоянным давлением учителей и родителей, постоянный страх проверки знаний, боязнь не оправдать ожидания родных, неуверенность в отличных результатах и страх не поступить в желаемый институт обрекают ребенка на постоянные переживания, сопровождающиеся нарастающим уровнем тревожности. От уровня состояния тревоги может зависеть успех сдачи экзамена, а от успеха сдачи экзамена дальнейшая жизнь.
Нами было проведено исследование на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 (п. Бобровский) ,в нем принимали участие 24 респондента, среди которых 11 (45%) респондентов десятиклассников, 6 (54%) мальчиков и 5 (45%) девочек, в возрасте от 15 до 16 лет и 13 (54%) респондентов одиннадцатиклассников, 6 (46%) мальчиков 7 (56%) девочек, в возрасте от 17 до 18 лет.
Изложение основного материала статьи. Теоретической основой исследования для определения уровня тревожности старших подростков мы выбрали следующие методики: «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера и Ю.Н. Ханина. Данный тест состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности). Далее при помощи специального ключа по выбранным ответам определяется уровень развития обоих видов тревожности (Приложение 2). Этот тест помогает определить выраженность тревожности в структуре личности. Тревожность как личностная черта означает мотив или приобретенную поведенческую позицию, которая заставляет человека воспринимать широкий круг объективно безопасных обстоятельств, как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них состояниями тревоги, интенсивность которых не соответствует величине реальной опасности.
Также было принято решение для улучшения надежности полученных результатов с помощью методики Ч.Д. Спилбергера и Ю.Н. Ханина воспользоваться методикой «Шкала тревожности» О. Кондаша, которая состоит из 30 вопросов и позволяет выявить область действительности, объекты, которые являются для школьников основными источниками тревоги (Приложение 3). Особенность теста состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо проживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Методика включает ситуации трех типов: ситуации, связанные со школой, общением с учителями; ситуации, актуализирующие представление о себе; ситуации общения. Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной школы, обозначены: школьная, самооценочная, межличностная. Также была использована методика «Диагностика уровня школьной тревожности» А. Филлипса. Тест состоит из 58 вопросов и направлен на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой (Приложение 4). А. Филлипс выделает в своей методике несколько синдромов (факторов): общая тревожность в школе; переживание социального стресса; фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения; страх ситуации проверки знаний; страх несоотвествовать ожиданиям окружающих; низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; проблемы и страхи в отношениях с учителями.
На наш взгляд использование дополнительных методик необходимо для того, чтобы определить сферу жизнедеятельности, из-за которой у старшего подростка может оказаться повышенный уровень тревожности, так как высокий уровень тревожности в целом у старшего подростка может быть связан не только с учебной деятельностью, но и с иными личностными переживаниями, которые могут выходить за пределы школьной жизни.
Помимо тестов, старшеклассникам было предложено ответить на письменный опрос (Приложение 1), чтобы можно было составить более полную картину о переживаниях стершего подростка, связанных со сдачей экзаменов.
Этапы проведения исследования:
1. Подготовительный, заключающийся в изучении психолого-педагогической литературы и выбор методологического инструментария.
2. Констатирующий, в ходе которого была проведена диагностика и собраны эмпирические данные.
3. Аналитический, целью которого был анализ и интерпретация собранных данных, а также оформление текста курсовой работы.
При исследовании уровня ситуативной и личностной тревожности у школьников 10 и 11 классов по методике «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч. Д. Спилбергера и Ю. Н. Ханина было обнаружено, что ситуативная тревожность у старших подростков 10 класса ниже (рис. 1), чем у старших подростков 11 класса (рис. 2). Умеренный уровень ситуативной тревожности составил 72%, а высокий уровень составил лишь 18%. У старших подростков, учащихся в 11 классе наблюдаются следующие результаты: умеренный уровень наблюдается уже у 41,67% опрошенных, а у 58,33% респондентов наблюдается высокий уровень ситуативной тревожности.
Рисунок 1. Ситуативная тревожность учеников 10 класса
Рисунок 2. Ситуативная тревожность учеников 11 класса
Следующий показатель, который мы проанализировали в методике «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера и Ю.Н. Ханина - личностная тревожность. В 10 классе опять же наблюдается более умеренный уровень личностной тревожности, однако количество респондентов с повышенным уровнем личностной тревожности (45%) равен количеству респондентов с умеренным уровнем (45%) (Рис. 3).
Рисунок 3. Личностная тревожность учеников 10 класса
В 11 классе же снова количество учеников с повышенным уровнем личностной тревожности (67%) намного выше, чем с умеренным (33%) (рис. 4). Из этих данных можно предположить, что повышенный уровень ситуативной тревожности в 11 классе во многом связан с тем, что у детей в принципе наблюдается повышенный уровень личностный тревожности, которая прямо пропорциональна ситуативной тревожности, от уровня личностной тревожности в принципе зачастую зависит и уровень ситуативной.
Рисунок 4. Личностная тревожность учеников 11 класса
Проанализируем результаты следующей проведенной методики «Шкала тревожности» О. Кондаша. У старших подростков 10 класса было выявлено, что 73% из них имеют нормальный общий уровень тревожности (рис. 5).
Рисунок 5. Общий уровень тревожности учеников 10 класса по О. Кондашу
В 11 классе нормальный уровень тревожности падает до 8% опрошенных (рис. 6), в то время, когда несколько повышенный (50%) и следующие уровни растут.
Рисунок 6. Общий уровень тревожности учеников 11 класса по О. Кондашу
Однако, главной целью использования методики О. Кондаша было определение причин общей тревожности у старших подростков. Он выделил несколько сфер: школьная тревожность, самооценочная тревожность и межличностная тревожность. Нормальный уровень школьной тревожности наблюдается у 54% респондентов из 10 класса, в то время, когда в 11 классе эта цифра равняется 25%. Самооценочная тревожность на нормальном уровне в 10 классе составляет 63% опрошенных, в 11 классе же составила 50%. Межличностная тревожность в 10 классе на нормальном уровне наблюдается у 54% опрошенных, в 11 классе у 58% опрошенных. Таким образом, мы видим, что заметная разница наблюдется в показателях именно школьной тревожности, можно предположить, что на общий уровень тревожности старших подростков в 11 классе влияет именно ситуация в школе, вероятнее всего подготовка к экзаменам.
Последней методикой, которой мы воспользовались в этом исследовании была методика «Диагностика уровня школьной тревожности» А. Филлипса, эта методика направлена уже на конкретное изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой.
Начнем с уровня общей тревожности по Филлипсу. У 82% опрошенных 10 класса наблюдается нормальный уровень общей тревожности (рис. 7).
Рисунок 7. Общий уровень тревожности учеников 10 класса по А. Филипсу
В 11 классе количество учеников с нормальным уровнем общей тревожности составляет уже 67% и заметно возрастает повышенный уровень общей тревожности (33%) (рис. 8). Разница небольшая, но она имеет место быть. Дальше перейдем непосредственно к результатам по остальным показателям.
Рисунок 8. Общий уровень тревожности учеников 11 класса по А. Филлипсу
А. Филлипс выделяет несколько показатели в своей методике, из этих показателей стоит выделить те, в которых наиболее часто проявляются повышенный и высокий уровни тревожности. Начнем с общей школьной тревожности: в 10 классе у 72% процента опрошенных наблюдается нормальный уровень школьной тревожности, а то время как у 11 класса он равен 50%. Уровень переживания социального стресса в 10 и 11 классах в большинстве опрошенных 90% и 91% соответственно составляет нормальный уровень. Уровень фрустрации потребности в достижении успеха в обоих классах тоже находится на нормальном уровне. Следующий показатель - уровень страха самовыражения, в 10 классе нормальный уровень составил 81% опрошенных, а в 11 классе 75%, причем в 11 классе высокий уровень страха самовыражения вырос до 8%, в то время, когда в 10 классе этот показатель отсутствует. Уровень страха ситуации проверки знаний в 10 классе на нормальном уровне составил 63% опрошенных, 27% с повышенным уровнем и 9% с высоким. В 11 классе 66% респондентов находятся на нормальном уровне, 16% с повышенным уровнем и 16% с высоким. К нашему удивлению, показатели в 11 классе оказались намного спокойнее, чем в 10 классе. Следующий
показатель - уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих. В 10 классе у 81% опрошенных наблюдается нормальный уровень и лишь 19% высокий уровень, в то время как у 11 класса 66% респондентов с нормальным уровнем, 17% с повышенным и 17% с высоким уровнем. Возможно, что страх этот во многом зависит от того, что старшие подростки боятся разочаровать своими результатами ЕГЭ родителей, учителей. Предпоследний показатель - уровень физиологической сопротивляемости стрессу. В 10 классе 91% опрошенных находятся на нормальном уровне и лишь 9% на высоком уровне. В 11 классе количество опрошенных с нормальным уровнем падает до 50%, а повышенный и высокий составляют по 25%. Последний показатель - уровень проблем и страхов в отношениях с учителями. У 36% десятиклассников есть какие-либо проблемы, связанные с общением с учителем, в то время, как у старших подростков 11 класса этот показатель увеличивается не на много и составляет лишь 42%, но в целом равен почти половине класса.
Проанализировав результаты всех трех методик можно увидеть, что уровень тревожности у старших подростков 11 класса намного выше, чем уровень тревожности у 10 класса. Для подтверждения нашей гипотезы был сделан вывод, что необходимо воспользоваться нескольким методиками, чтобы определить конкретно из-за чего мог возникнуть высокий уровень тревожности у старшеклассников. Помимо методик респондентам также предлагалось ответить на вопросы опросника. В нем можно было ответить на вопросы, связанные непосредственно со сдачей предстоящих экзаменов в конце 11 класса. На вопрос о том, испытывают ли старшеклассники какие-либо трудности, связанные с подготовкой к ЕГЭ большинство из них ответили, что испытывают, конкретно это выражается в нехватке времени, знаний, неосведомленность учителей о структуре и основах Единого государственного экзамена. На вопрос об эмоциях, которые вызывает ЕГЭ у выпускников многие написали: «Страх, тревогу, нервозность», больше всего старшеклассники на экзамене боятся все забыть и того, что попадется сложный вариант. Отношение к видеонаблюдению противоположное, многие уже смирились с этим, а некоторых это очень беспокоит и напрягает, также старшие подростки честно признались, что на них очень давят родители и учителя.
Выводы. Тревожность на протяжении многих лет является объектом изучения психологов и педагогов. Среди наиболее актуальных проблем современности одно из главных мест занимает проблема формирования такого новообразования как тревожность. Интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность. Также стоит отметить, что и в настоящее время в нашей стране тревожность исследуется преимущественно в узких рамках, конкретно изучается школьная, экзаменационная, соревновательная тревожность. С помощью теоретического анализа удалось сделать вывод, что тревожность - это психическое свойство, которое имеет эмоциональную окраску и специфику поведения. Ее называют свойством личности, относительно постоянная и неизменная в течении жизни черта, а также отличают тревогу, как отрицательное эмоциональное состояние, относительно длительное, связанное с изменением нервно-психической деятельности. Также тревожность определяют, как переживание эмоционального дискомфорта, которое связанно с ожиданием неблагополучия.
Также были описаны основные возрастные особенности старших подростков, новообразования и особенности возраста и особенности проявления эмоций у старшеклассников, был сделан акцент на проявления экзаменационного стресса и тревожности у старших подростков, как особенных эмоциональных проявлениях у старших подростков, возникающих в связи с приближающимися экзаменами.
Литература:
1. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. - 2-е изд. - М, 2005. 460 с.
2. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2013. №2. С. 42-52.
3. Шевкун А.В. Понятие школьная тревожность в России и за рубежом // Гуманитарный научный журнал. 2017. №1. С. 80-85.
Психология
УДК 159.92
кандидат психологических наук, доцент Савенкова Ирина Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орел); кандидат психологических наук Степина Нелли Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орел); магистрант Чепурина Ольга Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орел)
ЗНАНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Статья посвящена изучению одного из компонентов произвольной регуляции поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста - знаний детьми правил поведения. Эмпирическое исследование осуществлялось с помощью индивидуального опроса испытуемых, далее высказывания детей обрабатывались с использованием метода контент-анализа текста, в результате были выделены обобщенные группы (категории) правил. Нами получены данные об объеме и содержании знаний о правилах поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также выявлены статистически значимые различия сформированности этих показателей у детей рассматриваемых возрастных групп.
Ключевые слова: произвольная регуляция поведения, компоненты произвольной регуляции, правила поведения.
Annotation. The article is devoted to the study of one of the components of arbitrary behavior regulation in children of preschool and primary school age-children's knowledge of the rules of behavior. The empirical study was