22
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ УЧЕНИКОВ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ
© Юрченко Л.Г.1
Филиал Кубанского государственного университета, г. Славянск-на-Кубани
В статье рассматривается проблема школьной тревожности, сопряженная с подготовкой к ЕГЭ учащихся выпускных классов. Представлено исследование уровней и видов детской тревожности и их причин, обоснована актуальность темы.
Ключевые слова выпускные классы, тревожность, стресс, уровни тревожности, личностная, ситуативная тревога, экзамены, ЕГЭ.
В современных стрессовых и экологически неблагоприятных внешних условиях детская тревожность становится одним из определяющих факторов в развитии личности ребенка. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, страхами, эмоциональной неустойчивостью, поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции является весьма актуальной.
В самом общем виде тревожность понимается как отрицательное эмоциональное переживание, связанное с предчувствием опасности. То, что тревога наряду со страхом и надеждой - особая, предвосхищающая эмоция, объясняет ее особое положение среди других эмоциональных явлений.
Рассматриваемая проблема является одной из значимых в современной психологической науке, исследование и его результаты нацелены на решение многих педагогических вопросов связанных с организацией педагогического процесса, эффективного обучения и воспитания школьников. В связи с этим, актуальность исследования влияния уровня тревожности на психологическое состояние старшеклассников перед ЕГЭ состоит и в практическом интересе.
В данном исследовании принимали участие учащиеся 9-11 выпускных классов МБОУ СОШ № 5 г. Славянска-на-Кубани и СОШ № 6 пос. Садовый Славянского района. Всего в исследовании приняло 85 подростков(40 учащихся 9-х и 45 11-х классов) в возрасте от 15-17 лет.
Нами были использованы следующие методики: «Шкалы тревожности Филипса» и «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера) [1].
Цель исследования: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей выпускных классов и какое влияние оказывает тревожность на психологическое состояние старшеклассников перед ЕГЭ.
1 Доцент кафедры Психологии, кандидат психологических наук.
По итогам проведения методик были получены следующие результаты: учащиеся 9-х классов по тесту «Шкалы тревожности Филлипса» показали высокий уровень тревожности по шкале «переживание социального стресса» свыше 60 % детей, шкале «проблемы и страхи в отношениях с учителями» более 70 % и по шкале «страх самовыражения» более 50 % детей.
Можно отметить, что учащиеся этих классов остро переживают стрессовую ситуацию, связанную с усложнившейся школьной программой и предстоящими экзаменами ЕГЭ и, как следствие, у них возникают страхи неопределенности и проблемы с учителями, связанные с подготовкой к ЕГЭ.
Необходимо отметить, что в этих классах учащиеся ощущают некоторую скованность, которая мешает им самовыражаться, что, по их мнению, является следствием неуверенности в своих знаниях, низкой самооценкой и страхом не оправдать ожидания окружающих их людей: администрацию школы, учителей, родителей, а также страхом перед предстоящими экзаменами.
Результаты опроса учащихся 11-х классов по тесту «Шкалы тревожности Филипса» показали высокий уровень тревоги по следующим шкалам: «страх ситуации проверки знаний», «страх не соответствовать ожиданиям окружающих», «проблемы и страхи в отношениях с учителями». Более 65 % учащихся имеют страхи по этим показателям, но низкие показатели уровня тревоги они показали по шкалам «переживание социального стресса» - 20 % и «общая тревожность в школе» - 30 %.
Таким образом, старшеклассники опасаются проверки своих знаний, у них вызывают опасения контрольные, самостоятельные и пробные экзамены ЕГЭ, так как это выпускные классы и дети боятся не оправдать ожиданий близких им людей и у них присутствуют проблемы в отношениях с учителями, связанные с подготовкой к сдаче ЕГЭ.
Можно отметить, что учащихся 9-х и 11-х классов имеют разный уровень ситуативной тревоги и их тревога имеет разные причины. Если учащиеся 9-х классов переживают социальный стресс и испытывают страхи самовыражения и в отношениях с учителями, то страхи учеников 11 -х классов выражаются в основном по поводу предстоящих экзаменов и ожиданий, связанных с ЕГЭ.
Результаты по опроснику Спилбергера учащихся 9-х классов.
8 7 6 5 4 3 2 1
0 1
Рис. 1. Оценка уровня ситуативной тревожности учащихся 9-х классов
□ Низкая
□ Умеренная
□ Высокая
24
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Более 70 % учащихся имеют умеренный уровень ситуативной тревожности, но вместе с тем высокий уровень ситуативной тревожности имеют половина опрошенных.
Умеренный уровень личностной тревожности имеют большая часть опрошенных учащихся, что соответствует норме, но вместе с тем половина детей имеют высокий уровень тревожности.
9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Рис. 2. Оценка уровня личностной тревожности учащихся 9-х классов
Результаты исследования уровня личностной и ситуативной тревожности учащихся 11-х классов по опроснику Спилбергера отличаются от результатов, полученных в 9-х классах. ю -г
□ Низкая
□ Умеренная
□ Высокая
□ Низкая п Умеренная в Высокая
Рис. 3. Оценка уровня ситуативной тревожности учащихся 11-х классов
В целом ученики 11-х классов показали умеренную и низкую ситуативную тревожность и около 10 % количество учащихся показали высокий уровень тревоги (рис. 3).
о Низкая пУмеренная о Высокая
8
0
Рис. 4. Оценка уровня личностной тревожности 11-х классов
По результатам тестирования нормальный и высокий уровень личностной тревожности учащиеся 11-х классов показали большая часть испытуемых (рис. 4).
Таким образом, можно сказать, что учащиеся выпускных 11-х классов испытывают в большей степени личностную тревогу, связанную с трудностями, возникающими по поводу учебы и подготовке к ЕГЭ, а также взаимоотношений с учителями.
Необходимо отметить, что исследование подтвердило, что наиболее актуальной проблемой, достаточно отчетливо проявляющейся именно в 9-11 классах, является проблема сдачи выпускных экзаменов. От результатов экзаменов зависит многое: именно по этим результатам формируются разные по составу учащихся и характеру программы обучения; иногда плохо сдавший экзамены ученик бывает вынужден покинуть школу; если это ученик выпускного класса, то у него мало шансов получить бесплатный образовательный грант, и, следовательно, поступить в высшее учебное заведение. Все это вызывает подчас такой уровень напряжения и тревоги, который препятствует успешной сдаче экзаменов и может вызвать такое неблагоприятное состояние как стресс.
Стрессоустойчивость - это совокупность индивидуальных психологических свойств, выступающих в качестве базовых психологических механизмов коррекции стрессовых состояний.
Высокая стрессоустойчивость обеспечивает старшему школьнику «достаточный уровень прочности» и сопротивляемости препятствиям, а, следовательно, он может ставить перед собой цели, соответствующие высокому уровню притязаний. Одним из необходимых условий является проведение в современной школе упражнений и занятий направленных на профилактику стресса у старшеклассников [2].
Необходимо создание условий, в которых старшеклассники могли бы в социально приемлемой форме снимать внутренне психическое напряжение, например, через привлечение их к различным видам клубной деятельности, занятиям физической культурой, творческой деятельности.
Чтобы уровень школьной тревожности был снижен, в школе должны создаваться комфортные условия для развития школьников, а также на самочувствие школьников благотворно влияет проведение психологических тренингов.
Список литературы:
1. Основы психологии. Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000.
2. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: МОДЭК, 2000. - 304 с.