Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ УЧЕНИКОВ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ УЧЕНИКОВ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1848
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНЫЕ КЛАССЫ / ТРЕВОЖНОСТЬ / СТРЕСС / УРОВНИ ТРЕВОЖНОСТИ / ЛИЧНОСТНАЯ / СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОГА / ЭКЗАМЕНЫ / ЕГЭ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юрченко Л. Г.

В статье рассматривается проблема школьной тревожности, сопряженная с подготовкой к ЕГЭ учащихся выпускных классов. Представлено исследование уровней и видов детской тревожности и их причин, обоснована актуальность темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Юрченко Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ УЧЕНИКОВ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ»

22

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ УЧЕНИКОВ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ

© Юрченко Л.Г.1

Филиал Кубанского государственного университета, г. Славянск-на-Кубани

В статье рассматривается проблема школьной тревожности, сопряженная с подготовкой к ЕГЭ учащихся выпускных классов. Представлено исследование уровней и видов детской тревожности и их причин, обоснована актуальность темы.

Ключевые слова выпускные классы, тревожность, стресс, уровни тревожности, личностная, ситуативная тревога, экзамены, ЕГЭ.

В современных стрессовых и экологически неблагоприятных внешних условиях детская тревожность становится одним из определяющих факторов в развитии личности ребенка. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, страхами, эмоциональной неустойчивостью, поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции является весьма актуальной.

В самом общем виде тревожность понимается как отрицательное эмоциональное переживание, связанное с предчувствием опасности. То, что тревога наряду со страхом и надеждой - особая, предвосхищающая эмоция, объясняет ее особое положение среди других эмоциональных явлений.

Рассматриваемая проблема является одной из значимых в современной психологической науке, исследование и его результаты нацелены на решение многих педагогических вопросов связанных с организацией педагогического процесса, эффективного обучения и воспитания школьников. В связи с этим, актуальность исследования влияния уровня тревожности на психологическое состояние старшеклассников перед ЕГЭ состоит и в практическом интересе.

В данном исследовании принимали участие учащиеся 9-11 выпускных классов МБОУ СОШ № 5 г. Славянска-на-Кубани и СОШ № 6 пос. Садовый Славянского района. Всего в исследовании приняло 85 подростков(40 учащихся 9-х и 45 11-х классов) в возрасте от 15-17 лет.

Нами были использованы следующие методики: «Шкалы тревожности Филипса» и «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера) [1].

Цель исследования: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей выпускных классов и какое влияние оказывает тревожность на психологическое состояние старшеклассников перед ЕГЭ.

1 Доцент кафедры Психологии, кандидат психологических наук.

По итогам проведения методик были получены следующие результаты: учащиеся 9-х классов по тесту «Шкалы тревожности Филлипса» показали высокий уровень тревожности по шкале «переживание социального стресса» свыше 60 % детей, шкале «проблемы и страхи в отношениях с учителями» более 70 % и по шкале «страх самовыражения» более 50 % детей.

Можно отметить, что учащиеся этих классов остро переживают стрессовую ситуацию, связанную с усложнившейся школьной программой и предстоящими экзаменами ЕГЭ и, как следствие, у них возникают страхи неопределенности и проблемы с учителями, связанные с подготовкой к ЕГЭ.

Необходимо отметить, что в этих классах учащиеся ощущают некоторую скованность, которая мешает им самовыражаться, что, по их мнению, является следствием неуверенности в своих знаниях, низкой самооценкой и страхом не оправдать ожидания окружающих их людей: администрацию школы, учителей, родителей, а также страхом перед предстоящими экзаменами.

Результаты опроса учащихся 11-х классов по тесту «Шкалы тревожности Филипса» показали высокий уровень тревоги по следующим шкалам: «страх ситуации проверки знаний», «страх не соответствовать ожиданиям окружающих», «проблемы и страхи в отношениях с учителями». Более 65 % учащихся имеют страхи по этим показателям, но низкие показатели уровня тревоги они показали по шкалам «переживание социального стресса» - 20 % и «общая тревожность в школе» - 30 %.

Таким образом, старшеклассники опасаются проверки своих знаний, у них вызывают опасения контрольные, самостоятельные и пробные экзамены ЕГЭ, так как это выпускные классы и дети боятся не оправдать ожиданий близких им людей и у них присутствуют проблемы в отношениях с учителями, связанные с подготовкой к сдаче ЕГЭ.

Можно отметить, что учащихся 9-х и 11-х классов имеют разный уровень ситуативной тревоги и их тревога имеет разные причины. Если учащиеся 9-х классов переживают социальный стресс и испытывают страхи самовыражения и в отношениях с учителями, то страхи учеников 11 -х классов выражаются в основном по поводу предстоящих экзаменов и ожиданий, связанных с ЕГЭ.

Результаты по опроснику Спилбергера учащихся 9-х классов.

8 7 6 5 4 3 2 1

0 1

Рис. 1. Оценка уровня ситуативной тревожности учащихся 9-х классов

□ Низкая

□ Умеренная

□ Высокая

24

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Более 70 % учащихся имеют умеренный уровень ситуативной тревожности, но вместе с тем высокий уровень ситуативной тревожности имеют половина опрошенных.

Умеренный уровень личностной тревожности имеют большая часть опрошенных учащихся, что соответствует норме, но вместе с тем половина детей имеют высокий уровень тревожности.

9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

Рис. 2. Оценка уровня личностной тревожности учащихся 9-х классов

Результаты исследования уровня личностной и ситуативной тревожности учащихся 11-х классов по опроснику Спилбергера отличаются от результатов, полученных в 9-х классах. ю -г

□ Низкая

□ Умеренная

□ Высокая

□ Низкая п Умеренная в Высокая

Рис. 3. Оценка уровня ситуативной тревожности учащихся 11-х классов

В целом ученики 11-х классов показали умеренную и низкую ситуативную тревожность и около 10 % количество учащихся показали высокий уровень тревоги (рис. 3).

о Низкая пУмеренная о Высокая

8

0

Рис. 4. Оценка уровня личностной тревожности 11-х классов

По результатам тестирования нормальный и высокий уровень личностной тревожности учащиеся 11-х классов показали большая часть испытуемых (рис. 4).

Таким образом, можно сказать, что учащиеся выпускных 11-х классов испытывают в большей степени личностную тревогу, связанную с трудностями, возникающими по поводу учебы и подготовке к ЕГЭ, а также взаимоотношений с учителями.

Необходимо отметить, что исследование подтвердило, что наиболее актуальной проблемой, достаточно отчетливо проявляющейся именно в 9-11 классах, является проблема сдачи выпускных экзаменов. От результатов экзаменов зависит многое: именно по этим результатам формируются разные по составу учащихся и характеру программы обучения; иногда плохо сдавший экзамены ученик бывает вынужден покинуть школу; если это ученик выпускного класса, то у него мало шансов получить бесплатный образовательный грант, и, следовательно, поступить в высшее учебное заведение. Все это вызывает подчас такой уровень напряжения и тревоги, который препятствует успешной сдаче экзаменов и может вызвать такое неблагоприятное состояние как стресс.

Стрессоустойчивость - это совокупность индивидуальных психологических свойств, выступающих в качестве базовых психологических механизмов коррекции стрессовых состояний.

Высокая стрессоустойчивость обеспечивает старшему школьнику «достаточный уровень прочности» и сопротивляемости препятствиям, а, следовательно, он может ставить перед собой цели, соответствующие высокому уровню притязаний. Одним из необходимых условий является проведение в современной школе упражнений и занятий направленных на профилактику стресса у старшеклассников [2].

Необходимо создание условий, в которых старшеклассники могли бы в социально приемлемой форме снимать внутренне психическое напряжение, например, через привлечение их к различным видам клубной деятельности, занятиям физической культурой, творческой деятельности.

Чтобы уровень школьной тревожности был снижен, в школе должны создаваться комфортные условия для развития школьников, а также на самочувствие школьников благотворно влияет проведение психологических тренингов.

Список литературы:

1. Основы психологии. Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000.

2. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: МОДЭК, 2000. - 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.