Научная статья на тему 'Изучение индивидуально-психологических особенностей старшеклассников в процессе подготовки к ЕГЭ'

Изучение индивидуально-психологических особенностей старшеклассников в процессе подготовки к ЕГЭ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
325
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ / SENIOR SCHOOL STUDENTS / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / UNIFIED STATE EXAMINATION / ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / EXAMINATION ANXIETY / ОБРАЗ ЖИЗНИ / LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кириллова Я. В., Курочкина Ю. А., Орлова Е. В.

В статье освещается проблема экзаменационной тревожности, которая является сегодня непосредственно значимой для общеобразовательной школы. Представлены результаты исследования уровня тревожности и образа жизни учащихся одиннадцатых классов 16-17 лет в процессе подготовке к единому государственному экзамену. Старшеклассники, участвующие в исследовании, находятся в целом в благоприятной школьной атмосфере, достаточно адекватно воспринимают себя и не испытывают ситуативной тревожности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the problem of examination anxiety which is significant for present-day comprehensive school. It presents the results of the study of the anxiety level and lifestyle of 16-17-year-old school students studying in the 11th form and preparing for the unified state examination. Senior school students participating in the research are, on the whole, in a favourable school environment and perceive themselves quite adequately.

Текст научной работы на тему «Изучение индивидуально-психологических особенностей старшеклассников в процессе подготовки к ЕГЭ»

Точки Р и Р\ называются точками Крелля-Бро-кара.

Студентам предлагается выполнить следующее исследовательское

задание: «Найдите способы построения точек Крелля-Брокара с помощью компьютера».

Им предлагается наводящая подсказка: строятся подобные треугольники на сторонах исходного треугольника или используются формулы для координат точек Крелля-Брокара.

Большое число примеров организации учебно -исследовательской работы обучающихся читатель найдет в наших работах [2,3].

Список литературы

1. Баранова Е.В. Методические основы использования учебных исследований при обучении геометрии в основной школе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Саранск, 1999. -17 с.

2. Далингер В. А. Методик обучения математике. Поисково-исследовательская деятельность учащихся: учебник и практикум для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2018. - 460 с.- (Бакалавр. Академический курс)

3. Далингер В. А. О тематике учебных исследований // Математика в школе. - 2000. № 9. - С. 710.

4. Ивашева О.А., Шереметьева О.В. Исследовательская деятельность младших школьников в процессе обучения // Актуальные проблемы математики и методики ее преподавания: Межвузовский сборник научных трудов.- Пенза: Изд-во ПГПУ, 2001. - 433 с.

5. Каплан М.З. Учебное исследование как метод обучения математике в средней школе. -Минск: Изд-во БПУ, 1985.- 170 с.

ИЗУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ _ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ_

Кириллова Я. В., Курочкина Ю. А., Орлова Е. В.

Уральский государственный университет физической культуры

Челябинск, Россия

Аннотация. В статье освещается проблема экзаменационной тревожности, которая является сегодня непосредственно значимой для общеобразовательной школы. Представлены результаты исследования уровня тревожности и образа жизни учащихся одиннадцатых классов 16-17 лет в процессе подготовке к единому государственному экзамену. Старшеклассники, участвующие в исследовании, находятся в целом в благоприятной школьной атмосфере, достаточно адекватно воспринимают себя и не испытывают ситуативной тревожности.

Ключевые слова: учащиеся старших классов, единый государственный экзамен, экзаменационная тревожность, образ жизни.

Annotation. This article deals with the problem of examination anxiety which is significant for present-day comprehensive school. It presents the results of the study of the anxiety level and lifestyle of 16-17-year-old school students studying in the 11th form and preparing for the unified state examination. Senior school students participating in the research are, on the whole, in a favourable school environment and perceive themselves quite adequately.

Key words: senior school students, unified state examination, examination anxiety, lifestyle.

Система образования в нашей стране в последнее десятилетие претерпевает значительные изменения, касающиеся результатов образования, его структуры, форм, процедур итогового контроля и других аспектов. Одним из таких изменений является внедрение единого государственного экзамена (ЕГЭ). ЕГЭ можно рассматривать и анализировать в разных аспектах, на наш взгляд, наиболее продуктивно рассмотрение его, как формы итогового контроля, причем в соответствии с новыми стандартами образования, объектом контроля становятся не только предметные знания и навыки, но также личностные и метапредметные универсальные учебные действия [3, с.122].

В то же время данная форма сдачи экзаменов способствует увеличению стрессов, тревоги, эмоциональных срывов, страха перед сдачей единого государственного экзамена. Старшеклассники

находятся в постоянном напряжении, психологической перегрузке перед предстоящим контролем знаний, ведь на этих результатах будет основываться получение аттестата, дальнейшее поступление в вуз, социальное одобрение [8].

Проблема экзаменационной тревожности является сегодня непосредственно значимой для общеобразовательной школы. От решения данной проблемы будет зависеть благоприятное психологическое состояние будущих выпускников, успешность сдачи единого государственного экзамена и их последующая социальная реализация. Важно отметить, что старший школьный возраст, как жизненный этап перехода из детства во взрослость, ставит перед старшеклассниками задачу построения будущего жизненного плана и самоопределения. Страх неправильности решения этой задачи стано-

16

вится причиной тревожности [4, с. 44]. Это психологическое состояние сопровождает процесс формирования мировоззрения, роста самосознания, открытия своего внутреннего мира, многогранности эмоций, стремления к самореализации. Во всех этих случаях тревожность одновременно способствует привлечению внимания к возможным трудностям, мобилизацию сил для достижения цели и приводит к дезорганизации поведения при ее высоком уровне.

На физиологическом уровне реакция тревожности может проявляться в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску [1, с. 46]. Психологическое состояние тревожности в стрессовых ситуациях характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями напряжения, беспокойства тревоги, нервозности.

А. Ю. Лихачева выделяет ряд факторов, способных оказать влияние на уровень тревожности и беспокойства учащихся в процессе подготовке к единому государственному экзамену [5, с. 123]:

- несоответствие их знаний и навыков к предъявляемым требованиям;

- неблагоприятные для обучения индивидуальные особенности;

- неправильный педагогический подход и отклонения в нервно-психической деятельности школьника;

- ситуация подготовки и сдачи ЕГЭ.

Отмеченные факторы могут помочь родителям, учителям, психологам вовремя обратить внимание на рост тревожности у старшеклассников.

Проблема тревожности изучалась многими авторами, в настоящее время изучению данного состояния посвящено большое количество работ. Так, по компетентному мнению А. М. Прихожан под состоянием тревожности можно понимать переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [7, с. 151].

В настоящее время подчеркивается неоднозначность вопроса о влиянии тревожности на успешность деятельности человека. Считается, что тревожность способствует привлечению внимания к возможным препятствиям на пути достижения цели, обеспечивая тем самым мобилизацию активности и достижение наилучшего результата. В связи с этим нормальный или оптимальный уровень тревожности рассматривается как необходимый для осуществления деятельности, а тревожность в данном случае является одним из условий прогнозирования возможных трудностей при осуществлении деятельности.

Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности. Несомненно, личностная тревожность детерминирует успешность деятельности, в частности,

экзаменационной. Состояние же ситуативной тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативными нарушениями. Данное состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение человека.

В рамках нашего исследования остановимся на индивидуально-психологических особенностях, которые способны оказать влияние на успешность сдачи выпускниками школ итогового экзамена. Для оценки уровня тревожности были использованы: методика «Шкала тревожности» О. Кондаша, методика субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера, адаптированная Ю. Л. Ханиным [6, с. 364].

Также, на наш взгляд, показался необходимым учет образа жизни старшеклассников, понимания ими ценности и значимости здоровья. Для оценки данного показателя была выбрана анкета Н. С. Гар-куша «Гармоничность образа жизни школьников» [2, с. 85]. Учебная деятельность и состояние здоровья учащихся не могут рассматриваться изолированно друг от друга. Здоровый образ жизни обеспечивает сохранение и укрепление здоровья, способствует толерантности к различным психологическим и физическим нагрузкам. В свою очередь повышение умственных и психических нагрузок в процессе подготовки к ЕГЭ без оптимальной их компенсации физической активностью может привести к существенному ухудшению общего состояния здоровья школьников, что, в свою очередь, скажется и на результатах итогового экзамена.

Данное исследование проводилось на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Многопрофильный лицей № 1» г. Магнитогорска. В исследовании приняли добровольное участие 52 старшеклассника в возрасте 1617 лет, из них: 32 девушки и 20 юношей, учащиеся 11 классов.

Результаты исследования по методике оценки тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина показали следующее: ситуативная тревожность на низком уровне наблюдается у 55,8% школьников, на умеренном уровне у 28,8% , высокий уровень составил - 15,4%. По шкале личностной тревожности: низкий уровень - 5,8%, умеренный - 30,8%, высокий уровень тревожности наблюдается у большинства - 63,5%.

Низкий показатель ситуативной тревожности у старшеклассников указывает на отсутствие стрессовой ситуации в момент проведения исследования. Высокий уровень личностной тревожности может свидетельствовать о наличии постоянного дискомфорта и долговременного стресса, испытываемого в течение всего времени и создаваемого ощущения внутренней тревоги.

Далее рассмотрим результаты по методике «Шкала тревожности»

О. Кондаша. Данная методика включает в себя три шкалы: школьную, самооценочную, межличностную. Особенность шкал такого типа состоит в том,

что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу.

Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты оценки уровня тревожности у старших школьников

Виды тревожности Уровни тревожности (%)

номальный несколько повышенный высокий очень высокий чрезмерное спокойствие

общая 57,7% 11,5% 7,7% 1,9% 21,2%

школьная 63,5% 21,2% 7,7% 0% 7,7%

самооценочная 55,8% 13,5% 7,7% 1,9% 21,2%

межличностная 61,5% 15,4% 13,5% 0% 9,6%

Исходя из полученных результатов, можно предположить, что большинство старших школьников не испытывают трудностей в ситуациях, связанных со школой. Это говорит о спокойном восприятии ситуации обучения в целом, а также о благоприятном отношении к общению с педагогами.

По шкале самооценочной тревожности преобладание нормального уровня свидетельствует о принятии себя и предположительно адекватной самооценке школьников. Ситуация общения со сверстниками также воспринимается старшеклассниками как благоприятная. В целом это признак хорошей адаптации к школе, что является вполне естественным для учащихся 11 класса.

Рассмотрим результаты анкетирования, направленного на выявление понимания старшеклассниками ценности, значимости своего здоровья, ведения здорового образа жизни. Анкета состоит из 8-ми вопросов, на которые предложено несколько вариантов ответов.

Так, на первый вопрос анкеты: Как Вы оцениваете состояние своего здоровья? 42,3% респондентов ответили как «хорошее», 50% - «удовлетворительное», 7,7% - оценивают данное состояние как «плохое».

Второй вопрос анкеты был направлен на изучение физической активности старшеклассников. На вопрос: Занимаетесь ли Вы физической культурой или спортом? 84,6% ответили, что занимаются, 15,4% не занимаются.

На вопрос анкеты: Как долго днем бываете на улице, на свежем воздухе? 57,7% ответили, что бывают всего около 1 часа, 17,3 % - более 2-х часов и 25% респондентов ответили, что менее получаса или вообще не выходят на улицу.

Ответы на вопрос: Что из перечисленного Вы делаете утром? распределились следующим образом: 34,6% - плотно завтракают, 7,7% - курят по дороге в школу, 9,9% - делают утреннюю зарядку и только 1,9% респондентов принимают водные процедуры, 46,2% - не делают ничего из перечисленного.

Ответ на вопрос о посещении школьной столовой выявил, что 42,3% респондентов делают это иногда, 30,8% - регулярно, 26,9% - никогда не посещают столовую.

Далее вопрос анкеты касался режима сна старшеклассников. Большинство - 98,1% ответили, что ложатся спать после 23.00, и только 1,9% - делают это до 22.00.

На вопрос об употреблении алкогольных напитков, наркотических веществ, школьники ответили следующие: 3,8% - употребляют активно, 38,5% -употребляют иногда, 57,7% - не употребляли никогда.

На последний вопрос анкеты: Как Вы чаще всего проводите свободное время? 25% школьников ответили, что занимаются в спортивных секциях и кружках, 7,7% - проводят время с друзьями, 37% - играют в компьютерные игры и 37,3% - преимущественно смотрят телевизор.

Данная анкета также имеет и количественный показатель. Так, большинство старшеклассников -63,5% имеют низкий уровень понимания ценности своего здоровья, 34,6% - средний уровень и лишь 1,9% - высокий уровень, что может свидетельствовать об осознанном отношении к собственному здоровью, целенаправленном овладении практическими навыками его сохранения и преумножения.

По результатам анкетирования можно сказать, что старшеклассники в целом не испытывают проблем со здоровьем и большинство из них оценивают его как «хорошее» и «удовлетворительное». Таким образом, можно говорить о том, что одиннадцатиклассники, участвующие в исследовании, находятся в целом в благоприятной школьной атмосфере, достаточно адекватно воспринимают себя и не испытывают ситуативной тревожности. Однако уровень личностной тревожности повышен и образ жизни не всегда гармоничен, что свидетельствует о необходимости проведения профилактической работы по улучшению психологического и соматического здоровья старших школьников. Немаловажным фактором мы считаем меры по совершенствованию медико-социальной помощи в области сохранения, укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни старших школьников, регулярные медицинские осмотры и профилактику вредных привычек.

Литература

1. Быков Е. В. Онтогенетические аспекты взаимосвязи физического развития, состояния кардио-респираторной системы и стресс-напряжения учащихся школ // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. № 3. С. 46.

2. Гаркуша Н. С. Воспитание культуры здоровья: организация, содержание, мониторинг. Белгород, 2010. 122 с.

3. Идиатуллина Л. Е. Роль педагогов в создании здоровье сберегающих условий учащимся школы в период ЕГЭ // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2008. № 1. С. 120-123.

4. Курочкина Ю. А. К вопросу самооценки жизненного стиля старшеклассников в современной школе // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. 2017. № 2 (14). С. 40-46.

5. Лихачева А. Ю. Психологическая готовность старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2016. N° 42. С. 121-126.

6. Практическая психодиагностика. Методика и тесты: учеб. пособие / под. ред Д. Я. Райгород-ского. Самара, 2001. 672 с.

7. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Воронеж, 2004. 304 с.

8. Фокина И. В. Ситуации свободного выбора в процессе профессионального обучения // Перспективы науки и образования. 2013. № 5. С. 170172. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive/ (дата обращения: 09.02.2018).

USING GAMES IN A FOREIGN LANGUAGE CLASSROOM

Umarkhanova Nigora

The Student of Namangan State University, English Philology Faculty, Philology and Language Teaching

Department. (Uzbekistan) Fotima Nuriddinova

Senior teacher of Namangan Engineering and Construction institute, Foreign language department (Uzbekistan)

ABSTRACT

The research of article is emphasizing the importance of game. Because they help create friendly atmosphere, provide students with practice in fluency, increases confidence. We have so many games for EFL classroom, but not all of them are useful. Games should not be played only for fun. Games should help involve students and teach how to use language. Here we explained some criteria for games and classified into groups.

Key words: game, classroom, students, atmosphere, create, activity, engage, involve.

Children have an enormous capacity for finding and making fun. Sometimes, it is has to be said, they choose the most inconvenient moments to indulge it! They bring a spark of individuality and of drama to much they do. Children delight in imagination and fantasy. It is more than simply a matter of enjoyment, however. In the primary school, children are very busing making sense of the world about them. They are identifying pattern and also deviation from that pattern. They test out their version of the world through fantasy and confirm how the world actually is by imagining how it might be different. In the language classroom this capacity for fantasy and imagination has very constructive part to play.

Language teaching should be concerned with real life. But it would be a great pity if we were so concerned to promote reality in the classroom that we forgot that reality for children includes imagination and fantasy. The act of fantasizing, of imagining, is very much an authentic part of being a child (Halliwell). Games are fun activities that promote interaction, thinking, learning and problem solving strategies. Often games have an aspect that permits the players to reduce information in a short time period. Some games require the players to engage in a physical activity and complete a mental challenge. Games allow for creativity, independence and higher order thinking. Usually, questions posed by the classroom teacher are fact based

and have only one answer, not allowing for creativity, personal expression, or testing hypotheses. The answer is either right or wrong, but games can allow for multiple answers. They improve participation, self-esteem, and vocabulary usage and allow the learners to see that there are many ways to solve the same problem. Additionally, it is more like real life. For instance, most conversations start with open ended questions: "How are you?", "What did you do yesterday?", " How can I help you", and "What would you like for dinner?" As foreign language learners, it is important that they are provided with scenarios that are as realistic as possible. Games, if produced well, can do the same thing. Easy ways to do that involve the students finishing a sentence, listing words that begin with a certain letter, answering open ended questions on a board game or telling a story (Talak-Kiryk 2010).

There are a number of reasons that games deserve a place in the language classroom. First of all, they are fun, which is extremely important, because they can help activate students who may have been inactive before, due to lack of interest. Keeping students active is vital because teachers will never be able actually teach students anything unless they can get them to participate in their own learning process.

Second, games also play a big role in helping participants build relationship, and to feel equal. Playing games in the classroom can also help create a friendly

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.