Научная статья на тему 'ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА'

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ / СУБЪЕКТИВНАЯ КАРТИНА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / ЭКСТЕРНАЛЬНОСТЬ / MATURE AGE / SUBJECTIVE PICTURE OF THE LIFE PATH / INTERNALITY / EXTERNALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мадьярова М.Ж.

Субъективная картина жизненного пути рассматривается как психический образ, отражающий основные события жизни человека, который трансформируется в течение всей жизни. Представленные результаты исследования демонстрируют, что субъективная картина жизненного пути имеет отличия в зрелом и юношеском возрасте. Автор делает вывод о том, что процесс построения субъективной картины жизненного пути в зрелом возрасте должен отличается от юношеского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN EMPIRICAL STUDY OF THE LEVEL OF SUBJECTIVE PICTURE OF THE LIFE PATH OF ADULTHOOD

The subjective picture of the life path is considered as a mental image that reflects the main events of a person's life, which is transformed throughout life. The presented research results demonstrate that the subjective picture of the life path has differences in adulthood and adolescence. The author concludes that the process of building a subjective picture of the life path in adulthood should be different from that of youth.

Текст научной работы на тему «ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА»

УДК159.99

Мадьярова М. Ж. студент магистратуры Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный

педагогический университет им. М.Акмуллы»

Россия, г. Уфа

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: Субъективная картина жизненного пути рассматривается как психический образ, отражающий основные события жизни человека, который трансформируется в течение всей жизни. Представленные результаты исследования демонстрируют, что субъективная картина жизненного пути имеет отличия в зрелом и юношеском возрасте. Автор делает вывод о том, что процесс построения субъективной картины жизненного пути в зрелом возрасте должен отличается от юношеского.

Ключевые слова: зрелый возраст, субъективная картина жизненного пути, интернальность, экстернальность.

Madyarova M. Zh. master's degree student

Federal state budgetary educational institution of higher education " Bashkir

state pedagogical University. M. Akmulla»

Russia, Ufa

AN EMPIRICAL STUDY OF THE LEVEL OF SUBJECTIVE PICTURE OF THE LIFE PATH OF ADULTHOOD

Annotation: The subjective picture of the life path is considered as a mental image that reflects the main events of a person's life, which is transformed throughout life. The presented research results demonstrate that the subjective picture of the life path has differences in adulthood and adolescence. The author concludes that the process of building a subjective picture of the life path in adulthood should be different from that of youth.

Keywords: mature age, subjective picture of the life path, internality, externality.

В условиях постоянно изменяющейся социокультурной действительности встает проблема развития и использования человеческого потенциала, выбора правильной жизненной линии, способствующей

сохранению целостности внутреннего мира личности. В связи с этим в современных психологических исследованиях на первый план выходит так называемая «жизненная» проблематика - анализ развития человека во времени жизни, получившая обозначение «психология жизненного пути».

Наиболее важным становится изучение развития человека во времени жизни. В работах большинства исследователей прямо или косвенно отмечается, что субъективная картина жизненного пути является одним из ведущих факторов, детерминирующим успешность включения в социальную жизнь общества, определяющим направление эффективного самоопределения, саморазвития и самореализации личности в течение ее жизненного пути.

Рассматривая проблему субъективной картины жизненного пути, необходимо отметить важнейшее качество данного феномена как системы представлений личности о собственной жизни - ее динамический характер. Так, Е.И. Головаха и А.А. Кроник отмечают тот факт, что субъективная картина развивается на протяжении всей жизни человека. Важной характеристикой возрастного самосознания личности считается временная направленность, отражающая то, к какому временному промежутку, компоненту субъективной картины жизненного пути обращен субъект в большей степени, его «прикованность» к прошлому, настоящему или будущему[1].

Эмпирическую базу исследования составили ученики и преподавательский состав ГБОУ Башкирская республиканская гимназия-интернат № 1 имени Рами Гарипова. Выборочная совокупность составила 50 человек и включает представителей зрелого возраста (25 человек) и юношеского возраста (25 человек).

Среди выборки нами был проведен тест-опросник Е.Ф. Бажина, сравнивались результаты респондентов зрелого и юношеского возрастов. Проведенный анализ показал, что зрелый возраст является более интернальным, нежели юношеский. По шкале общей интернальности респонденты юношеского возраста в среднем являются экстерналами: их средние показатели по этой шкале равны 4,8, что значительно ниже, чем показатель 5,5 , в то время как у зрелого возраста этот показатель чуть выше, он равен 5,6 , что дает возможность уже называть их интерналами. По шкале достижений и межличностных отношений усредненные показатели зрелого и юношеского возраста являются наиболее высокими среди других шкал, но следует отметить то, что и здесь зрелый возраст превышает по показателям юношеский, что свидетельствует о большей их интернальности. По шкале семейных отношений респонденты зрелого возраста являются интернальными (показатели 5,7), а юношеского возраста экстернальными (показатели 4,8). По шкалам производственных отношений и неудач и юношеский возраст, и зрелый возрасти являются экстернальными, причем их средние данные фактически не отличаются.

Существенные различия обнаружены и по шкале здоровья - опять же, респонденты зрелого возраста являются интерналами, а юношеского -экстерналами (показатель 5,4).

Таким образом, на основе полученных результатов, можно сделать вывод о том, что достоверных различий локуса контроля зрелого и юношеского возрастов не обнаружено. Однако, прослеживается тенденция, которая несколько отличает зрелый возраст от юношеского - это шкала семейных отношений и шкала здоровья. На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что взаимосвязь локуса контроля с возрастными особенностями существует.

Далее было проведено тестирование по методике «Оценивание пятилетних интервалов». В результате сравнения уровней насыщенности пятилетних интервалов испытуемых юношеского и зрелого возрастов выявлено следующее: максимальные различия между возрастами обнаружены по численности испытуемых в подгруппах, имеющих психологический возраст «больше» реального (юношеский возраст - 2 человека; зрелый возраст - 18 человек) и психологический и календарный возрасты совпадают (юношеский возраст - 20 человек; зрелый возраст - 6 человек).

Среднегрупповой психологический возраст в группе юношеского возраста составил 15,3 года, что ниже среднего значения психологического возраста зрелого возраста, равного 42,3 лет, можно предположить, что в зрелом возрасте превалирует неоправданный пессимизм. Поскольку психологический возраст принципиально обратим, целесообразно повторять данную процедуру определения психологического возраста на различных этапах жизни человека, что является предпосылкой рационального использования личностью времен своей жизни и служит фактором сохранения психического здоровья.

Для выяснения содержания прошлого, настоящего и будущего во временной перспективе использовалась методика ситуативной каузометрии А.А. Кроника, модифицированная для юношеского и зрелого возраста.

Интерпретируя диагностику временной перспективы в юношеском и зрелом возрасте, мы приходим к выводу, что у 50 % испытуемых выстраивается схема жизни субъекта, которую можно представить таким образом: рождение, детский сад, учеба в школе, поступление в институт, его окончание, создание семьи, появление детей, работа, успехи и неуспехи, смерть. У 50 % респондентов формируются изолированные события, временная перспектива продолжает оставаться несогласованной.

Таким образом, в ходе применения трех методик анализа субъективной картины жизненного пути в зрелом возрасте приходим к выводу, что субъективная картина жизненного пути имеет отличия в зрелом юношеском возрасте. В связи с чем, процесс построения субъективной картины жизненного пути в зрелом возрасте отличается от юношеского.

Поэтому в качестве решения данной проблемы и новизны выпускной квалификационной работы предложена модель тьюторского сопровождения для зрелого возраста. Данная модель включает три этапа: этап «Проектирование ресурсов», этап «Реализация», этап «Оценка и проектирование новых ресурсов». Использование тьюторского сопровождения согласно данной модели приведет к таким изменениям, как систематизация отслеживания индивидуального образовательного маршрута, повышение мотивации человека в зрелом возрасте, укрепление партнерских взаимоотношений человека в зрелом возрасте с внешним окружением.

Использованные источники:

1. Головаха, Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. Киев, 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.