Научная статья на тему 'Отношение ко времени у студентов с разным локусом контроля'

Отношение ко времени у студентов с разным локусом контроля Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
396
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никулина Д. С.

Статья посвящена исследованию отношению ко времени у студентов с экстернальным и интернальным локусом контроля. Были определены особенности когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов отношения ко времени у студентов с разным уровнем субъективного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношение ко времени у студентов с разным локусом контроля»

ОТНОШЕНИЕ КО ВРЕМЕНИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ЛОКУСОМ КОНТРОЛЯ

© Никулина Д.С.*

Технологический институт Южного федерального университета,

г. Таганрог

Статья посвящена исследованию отношению ко времени у студентов с экстернальным и интернальным локусом контроля. Были определены особенности когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов отношения ко времени у студентов с разным уровнем субъективного контроля.

Исследования проблемы времени в психологии осуществлялись в целом ряде направлений, которые фактически мало связаны друг с другом. Это классические исследования восприятия времени (Ю.М. Забродин, Ф.Е. Иванов, Е.Н. Соколов, П. Фресс и др.), переживания времени (Д. Гар-бетте, Р. Кнапп и др.), временной перспективы (Р. Кастенбаум, Дж. Нюттен и др.). Проблема организации времени в психологических исследованиях возникла с развитием нового направления - тайм-менеджмента (К. А. Абуль-ханова, Т.Н. Березина, Л. Зайверт, Х. Вёльте, С. Прентис, Л.А. Регуш и др.). В современных условиях социальной нестабильности фактор организации времени приобретает особую значимость для человека. Способность к организации времени, использование времени как средства для саморазвития и самосовершенствования субъекта является одной из важных жизненных способностей личности.

Исследования регуляции человеком своей жизни показывают, что ло-кус контроля личности является ее важной интегральной характеристикой, показателем взаимосвязи между отношением человека к самому себе и к окружающему миру [1]. В связи с этим вызывает интерес проблема отношения ко времени индивидов с разным локусом контроля.

Исследованию данной проблемы уделяется недостаточно внимания современными психологами. Зачастую это разрозненные исследования времени и личности. По мнению исследователей, преимущественная ориентация человека на определенное время включена в целостную личностную организацию и, как правило, связана с интеллектуальными, эмоциональными и волевыми свойствами [4]. Следовательно, индивиды с разным локусом контроля в силу особенностей психического и личностного развития, а также воздействия специфичных внешних и внутренних факторов имеют различное отношение ко времени, к его организации, а значит, и организации своего «жизненного пути» [1, 2].

* Кафедра Психологии и безопасности жизнедеятельности

Проблема изучения отношения ко времени актуальна для такой социально-возрастной категории, как студенчество. Ее актуальность подчеркивается статусом студента в возрастной периодизации - это возраст, в котором происходит преобразование восприятия течения времени с юности во взрослость. Как период становления личности, ее самоопределения, юность в поисках жизненных смыслов отражает свое личностное содержание во временном континууме. Противоречия, возникающие у юношей и девушек в управлении своей жизнью, в организации своего времени, могут находиться в плоскости локус контроля. В связи с этим возникает необходимость изучения отношения ко времени студентов с разным уровнем субъективного контроля.

Таким образом, целью проведенного исследования является изучение особенностей отношения ко времени студентов с разным локусом контроля. Было выдвинуто предположение, что студенты с экстернальным локу-сом контроля имеют различия в отношении ко времени по сравнению со студентами с интернальным локусом контроля.

В исследовании приняли участие студенты ТТИ ЮФУ - 60 человек, из которых 34 девушки и 26 юношей разных специальностей. Возраст участников исследования 19-21 год.

Были использованы следующие методы и методики:

1. Методика диагностики уровня субъективного уровня Дж. Ротте-ра. Данная методика направлена на измерение экстернальности -интернальности личности в различных жизненных ситуациях [3].

2. Методика «Временные децентрации» [4]. Авторы - Е.И. Голова-ха и А.А. Кроник. Методика направлена на изучение временной направленности человека.

3. Методика «Шкалы переживания времени» [4]. Авторы - Е.И. Го-ловаха и А. А. Кроник. Данная методика состоит из 10 шкал, характеризующих субъективное переживание человеком времени (приятное / неприятное, пустое / насыщенное, однообразное / разнообразное и др.).

4. Для изучения эмоционального компонента отношения ко времени мы использовали шкалу дифференциальных эмоций К. Изарда в модификации. Шкала содержит набор эмоций, аффектов и аффективно-когнитивных структур, отражающих эмоциональные отношения студентов ко времени.

5. Методика Л. Зайверта «Ваше время» [2]. Методика направлена на выяснение особенностей организации и планирования человеком своего времени.

6. Методы математической статистики (критерий ф - угловое преобразование Фишера; критерий х2-критерий Пирсона; критерий и-критерий Манна-Уитни) [5].

Проведенное исследование показало, что локус контроля является важной составляющей характеристики личности в силу своей универсальности по отношению к любым типам событий, происходящих с личностью. В частности, отношение ко времени у студентов с разным локу-сом контроля имеет свои особенности.

В исследуемой выборке студенты с преобладающим экстернальным локусом контроля составили ее большую часть, а именно - 70 % респондентов, что может быть обусловлено несколькими факторами. Во-первых, возраст студентов - участников исследования - составил 19-21 год, что по возрастной периодизации является принадлежностью поздней юности -ранней молодости. Характерным для этого возраста является становление личности, ее доформировывание. В поисках жизненных смыслов студент может опираться на авторитетное мнение, равно как и переносить ответственность на других. Во-вторых, социальное положение студентов в массе своей не является автономным (например, от родителей и т.д.), что также препятствует развитию самостоятельности и ответственности.

Исследование отношения ко времени студентов с разным локусом позволило выявить следующие особенности, характерные для экстерналов и интерналов.

В когнитивном аспекте для студентов как с экстернальным, так и с интернальным локусом контроля характерна временная ориентация на будущее, что может быть обусловлено наличием мотивации студентов на приобретение профессиональных знаний, построение жизненных планов, а также психологическими особенностями студенчества. Ориентация студентов на будущее в исследовании согласуется с результатами исследований, проводимых Л.А. Регуш. Ориентация на будущее детерминирована нестабильностью настоящего, в силу чего будущее переживается как острая проблема самореализации молодого человека [4]. Семантическое поле отношения ко времени (представления о времени, его ментальные характеристики) в проводимом исследовании было представлено набором шкал, отражающих само переживание времени в данный момент. Для экс-терналов здесь характерным стало представление о времени как разнообразном, неорганизованном и ограниченном, тогда как для студентов с преобладанием интернального локуса контроля характерно превалирование быстрого, плавного, насыщенного, организованного течения времени по характеристике его переживания. Результаты данного исследования согласуются с существующей концепцией А.А. Кроника и Е.И. Головахи [2] и подтверждают наличие многомерности времени в целом. У студентов с преобладанием интернального локуса контроля временная перспектива имеет более широкий диапазон как в будущем, так и в прошлом, независимо от личного или безличного характера событий. Переживание времени как неорганизованного и ограниченного является характерной

особенностью студентов с преобладающим экстернальным локусом контроля. Объясняется такое отношение ко времени ситуативностью поведения экстерналов и выстраиванием у них стратегии недолгосрочного прогнозирования событий жизни.

Исследование эмоционального аспекта отношения студентов с различным локусом контроля выделило своеобразие этого компонента. Для студентов с преобладающим экстернальным локусом контроля характерно наличие таких эмоций и аффективных состояний, как внимание, удивление, бешенство, испуг, сожаление, страх, робость, паника. Для интерналов характерно наличие внимания, концентрации, страха, робости, собранности. Спектр эмоционального отношения ко времени у экстерналов шире, чем у интерналов. Полученные данные дополняют характеристику особенностей отношения ко времени студентов с экстернальным локусом контроля. Эмоциональное отношение ко времени у студентов с интер-нальным локусом контроля согласуется с интропунитивностью, целеустремленностью и другими особенностями, характерными для интерналов. Студенты с преобладающим экстернальным локусом контроля относятся ко времени более пренебрежительно, чем студенты с преобладающим интернальным локусом контроля, что может быть связано с особенностями отношения ко времени в когнитивном плане, а также с личностными особенностями самих экстерналов.

Поведенческий аспект отношения ко времени студентов с разным ло-кусом контроля также имеет свои особенности, что подтверждается результатами методики Л. Зайверта «Ваше время». Студенты с экстерналь-ным локусом контроля показали низкий уровень организации времени. Причиной такого распределения может считаться отсутствие необходимой интегративности личности у экстерналов. Чем больше человек опирается на внешние сигналы (отношение экстернала), тем сложнее ему планировать события, находить средства для достижения цели, т. е. организовывать свое время. Результаты данной методики соотносятся с результатами методики «Шкалы переживания времени», в которой студенты с экстернальным локусом контроля обозначили переживание времени как «неорганизованное и ограниченное». Интерналы обладают целевой перспективой, у них более определенные цели по сравнению с экстерналами. Они оказываются более способными в поиске средств для достижения целей, и соответственно, умеют лучше организовывать свое время по сравнению с экстерналами. Результаты данной методики соотносятся с переживанием интерналами времени как «насыщенное и организованное». Кроник А.А. и Головаха Е.И., рассматривая психологическое время как внутренний план реального времени жизни, предполагали наличие разнонаправленности свойств и характеристик времени. В проведенном исследовании эта направленность может зависеть от локуса контроля, что и подтверждают результаты проведенных методик.

В ходе проведенного анализа были выявлены схожие черты и различия в отношении ко времени у студентов с разным локусом контроля.

Общие черты отношения ко времени проявляются на уровне когнитивного и эмоционального компонентов отношения ко времени. Так, студентам с разным локусом контроля характерны: 1) присутствие выраженной ориентации на будущее (что может быть объяснено возрастно-психологическими особенностями участников исследования); 2) присутствие негативного эмоционального отношения ко времени (в значительной степени у студентов обеих групп выражены показатели страха, робости в отношении ко времени), отсутствие переживания радости в отношении ко времени.

Были выявлены значимые различия в отношении ко времени (которые подтверждаются статистически) - на уровне когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов - у студентов с разным локусом контроля. Когнитивный компонент отношения ко времени: студенты с экс-тернальным локусом контроля в большей степени описывают время как скачкообразное, неорганизованное и раздробленное, в то время как студенты с интернальным локусом контроля описывают его как более плавное, организованное и цельное. Эмоциональный компонент отношения ко времени: студенты с преобладающим экстернальным локусом контроля в большей степени склонны испытывать сожаление, а студенты с интер-нальным локусом контроля - концентрацию по отношению ко времени. Поведенческий компонент: студенты с интернальным локусом контроля склонны более высоко оценивать свои возможности организовывать свое время по сравнению со студентами с экстернальным локусом контроля.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу -о том, что студентам с разным локусом контроля характерны свои особенности в отношении ко времени. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в работе практического психолога со студентами, в актуальном для них проведении тайм-менеджмента.

Список литературы:

1. Абульханова К. А. Время личности и время жизни / К. А. Абульха-нова, Т.Н. Березина. - СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.

2. Болотова А. К. Психология времени в межличностных отношениях. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1997. - 120 с.

3. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - Самара: Бахрах, 1998. - 672 с.

4. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. - СПб.: Речь, 2003. - 352 с.: ил.

5. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2000. - 350 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.