Научная статья на тему 'Особенности организованности образа будущего студентов с разным уровнем субъективного контроля'

Особенности организованности образа будущего студентов с разным уровнем субъективного контроля Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
321
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ / ЛОКУС КОНТРОЛЯ / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / ЭКСТЕРНАЛЬНОСТЬ / ОБРАЗ БУДУЩЕГО / STUDENT''S AGE / VITAL PLAN / LOCUS OF CONTROL / INTERNALITY / EXTERNALHOST / IMAGE OF THE FUTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Канищева М.А., Карнаухов В.А.

В статье анализируются подходы к изучению проблемы образа будущего с точки зрения формирования совокупности жизненных планов, а также определения путей и способов их реализации. Показано, что образ будущего студентов с интернальным локусом контроля представлен более высокой степенью организованности и большим количеством жизненных планов, часть из которых расценивается в качестве средств их реализации.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article approaches to studying of a problem of an image of the future from the point of view of formation of set of vital plans, and also definitions of ways and ways of their realization are analyzed. It is shown that the image of the future of students with an internalny locus of control is presented by higher degree of organization and a large number of vital plans, the part of which is regarded as means of their realization.

Текст научной работы на тему «Особенности организованности образа будущего студентов с разным уровнем субъективного контроля»

УДК 159-9

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗОВАННОСТИ ОБРАЗА БУДУЩЕГО СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ

FEATURES OF ORGANIZATION OF THE IMAGE OF THE FUTURE OF STUDENTS WITH THE DIFFERENT LEVEL OF SUBJECTIVE CONTROL

М.А. Канищева, В.А. Карнаухов M.A. Kanishcheva, V.A. Karnaukhov

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85

Belgorod National Research University, 85, Pobeda Str., Belgorod, 308015, Russia E-mail: Mbaranova@bsu.edu.ru, karnauhov_va@rbcmail.ru

Аннотация. В статье анализируются подходы к изучению проблемы образа будущего с точки зрения формирования совокупности жизненных планов, а также определения путей и способов их реализации. Показано, что образ будущего студентов с интернальным локусом контроля представлен более высокой степенью организованности и большим количеством жизненных планов, часть из которых расценивается в качестве средств их реализации.

Abstract. In article approaches to studying of a problem of an image of the future from the point of view of formation of set of vital plans, and also definitions of ways and ways of their realization are analyzed. It is shown that the image of the future of students with an internalny locus of control is presented by higher degree of organization and a large number of vital plans, the part of which is regarded as means of their realization.

Ключевые слова: студенческий возраст, жизненные планы, локус контроля, интернальность, экстер-нальность, образ будущего.

Keywords: student's age, vital plan, locus of control, internality, externalhost, the image of the future.

Введение

Проблема образа собственного будущего приобретает особое значение для студентов в силу того, что этот важный для становления личности период, находится на пересечении юношества и зрелости. В студенческом возрасте происходит формирование представлений о себе как субъекте собственной жизни, способном к сознательному выбору жизненного пути. Жизненные перспективы являются динамичным образованием, они постоянно трансформируются, изменяются, совершенствуются, а потребность в этом относится к духовным потребностям личности, которые не исчезают в течение всего времени ее жизнедеятельности. Осознанные и сформированные жизненные перспективы стимулируют целенаправленную активность индивида, а их отсутствие приводит к обесцениванию собственной жизни, отсутствию возможности реализовать потенциальные жизненные силы. Личность не только предвидит и представляет собственное будущее, но также определяет средства и способы его реализации, которые показывают степень его организованности. Без четко сформулированных жизненных планов, в которых детализируется образ будущего, утрачивается возможность целенаправленного регулирования поведения. В то же время, негибкие, очень конкретные планы могут выступить в качестве негативного фактора саморегуляции в связи с тем, что индивид перестает учитывать как возрастные изменения на различных этапах жизненного пути, так и динамику реальных жизненных обстоятельств.

С.Л. Рубинштейн рассматривает представление о будущем человека с позиции его планирования, обращая внимание на то, что жизненные планы являются отражением прошлого, настоящего и будущего в их преемственности и диалектическом единстве в жизнедеятельности личности [Рубинштейн, 2016].

С точки зрения М.Р. Гинзбурга жизненные планы, представляют собой последовательный ряд целей. Ученый отмечает, что в случае их наличия «важно, имеется ли у человека представление о том, как он будет эти цели достигать, т. е. представление о средствах, необходимых для достижения этих целей. Таким образом, важной характеристикой будущего является его организованность, т. е. обеспеченность целей средствами их достижения» [Гинзбург, 1994, с. 51].

Анализируя проблему будущего, И.С. Кон делает акцент на том, что «жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения «пирамиды» ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций». С другой стороны, «когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его постижения, - путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план - это план деятельности» [Кон, 1989, с. 190-191].

Анализируя проблему будущего, Е.И. Головаха подчеркивает, что жизненная перспектива представляет собой целостную картину будущего, состоящую из ожидаемых и программируемых событий, которые взаимосвязаны с целями жизни, социальными ценностями и осмысленностью жизни. Жизненные цели являются хронологически менее определенными, в то время как планы рассматриваются в качестве средств достижения целей, выдвинутых ранее. При этом совокупность жизненных планов и целей можно расценивать как систему с определенной структурной упорядоченностью, функциональное значение которой заключается в регуляции деятельности человека [Головаха, 2009, Кроник, Головаха 2009]. Следовательно, придерживаясь такого мнения по отношению к проблеме выделения элементов жизненных перспектив личности, и рассматривая жизненные цели как точку пересечения настоящего и будущего, подчеркивается важность осознанного планирования будущего как одного из факторов, влияющих на возможность управления собственным психологическим временем [Деревянко, 2011, Карнаухов, Канищева, 2015].

Составление жизненных планов определенным образом упорядочивает будущее человека, которое можно представить как последовательность достижения ряда конкретных целей. В то же время является важным, имеются ли у человека представления о средствах и возможных путях достижения этих целей. В противном случае, если человек подходит безответственно к этому вопросу, желаемое будущее останется лишь бесплодными мечтаниями. Занимая активную жизненную позицию, не перекладывая ответственность за реализацию собственных жизненных планов на других или обстоятельства, человек становится субъектом собственной жизни.

Объекты и методы исследования

В рамках изучения особенностей организованности образа будущего у студентов с разным уровнем субъективного контроля было проведено исследование, в котором приняли участие 335 студентов 1-6 курсов обучения ФГАОУ ВО «Белгородского государственного национального исследовательского университета».

В качестве критерия для деления респондентов на группы в нашем исследовании выступил уровень субъективного контроля, для изучения которого нами была использована методика исследования уровня субъективного контроля (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, Л.М. Эткинд). В основе данного опросника, содержащего 44 утверждения, касающихся различных сторон жизни, лежит шкала локуса контроля Дж. Роттера. Для исследования особенностей организованности образа будущего у студентов с разным уровнем субъективного контроля респондентам было предложено в свободной форме и неограниченном объеме изложить свои мысли на тему: «Мое будущее» и своими словами описать, как они видят свое будущее, свои планы, цели, ожидания на ближайшее и далекое будущее, какими представляют себя в будущем.

Результаты и их обсуждение

Анализ обобщенного показателя индивидуального уровня субъективного контроля, позволил условно разделить на две группы всех участвовавших в исследовании респондентов: с интер-нальным локусом контроля (I группа), с экстернальным локусом контроля (II группа) (рис. 1). В группу I вошли испытуемые, характеризующиеся высоким или средним уровнем субъективного контроля с тенденцией к высокому уровню. Это свидетельствует о том, что большинство значимых событий в своей жизни респонденты интерпретируют как результат своих собственных действий, усилий, способностей, компетентности и целеустремленности. Они считают, что могут управлять этими событиями, чувствуют за них собственную ответственность, а также за то, как складывается в целом их жизнь. В эту группу вошли 57,6% студентов, участвовавших в исследовании. В группу II вошли студенты, характеризующиеся низким уровнем или средним с тенденцией к низкому уровню субъективного контроля, указывающем на то, что данные респонденты не видят взаимосвязи между важными событиями, происходящими в их жизни, и своими действиями. Они не считают себя способными управляться развитием этих событий. Испытуемые полагают, что происходящее с ними не зависит от них, являясь результатом действия таких внешних причин, как вмешатель-

ство других людей, стечение обстоятельств или случайность. В эту группу вошли 42,4% студентов, участвовавших в исследовании.

Рис. 1. Распределение респондентов по уровню субъективного контроля

Исследование жизненных планов посредством анализа сочинений позволяет сделать выводу о том, что важной характеристикой образа будущего является его организованность, то есть обеспеченность жизненных планов средствами их реализации.

В ходе сравнения групп студентов с разным уровнем субъективного контроля по такому параметру, как организованность будущего, были получены значимые различия (и=11186,0; р<0,01), которые говорят о том, что в сочинениях студентов I группы было установлено большее количество средств реализации жизненных планов по сравнению со студентами II группы, следовательно, их будущее более организовано. Из этого можно заключить, что студенты с интернальным локу-сом контроля в большей степени осознают, что ради реализации жизненных планов нужно совершать конкретные действия. Без представлений о способах реализации планов их осуществление будет затруднено. Именно они отделяют бесплодные мечтания от настоящего воплощения в жизнь.

Анализ сочинений позволяет заключить, что интерналы в большей мере, чем экстерналы, представляют каким способом, а также посредством чего будут реализовываться их жизненные планы. В описаниях предполагаемого будущего студентов с интернальным локусом контроля можно проследить наличие последовательности шагов, в каждом из которых достигаются какие-то промежуточные результаты, выступающие в качестве средств выполнения следующего шага и, последовательно проходя по которым, достигается желаемое будущее, чего нельзя сказать об описаниях студентов с экстернальным локусом контроля. Любая цель когда-то станет средством, любое средство когда-то было целью.

Качественный анализ описаний, позволяет говорить, что если у студентов с интернальным локусом контроля будущее широко развернуто в пространственной плоскости, то есть представлено большим количеством жизненных планов, часть из которых расцениваем как средства реализации планов, отсроченных в проспективе, то можно установить следующие цепочки жизненных планов. Представим ее в виде модели организованности будущего (рис. 2).

Разумеется, не во всех сочинениях студентов с интернальным локусом контроля существуют именно такие связи, наблюдаются и вариации. В описаниях студентов с экстернальным локусом контроля цепочки жизненных планов по содержанию похожи на представленные выше, но несколько короче, а также можно выделить и специфические.

Семьям Муж/жена ^Дети ^ Внуки;

\ /

Домашние животные

Окончание университета

Получение второго образования Обучение в аспирантуре

I

Внести новое, разработать методику

Окончание университета 1

Работа ^ Пенсия

Получение знаний Повышение квалификации Профессиональный рост

н—

Большая зарплата

Материальная обеспеченность

/ \

Машина Квартира, дом

-"Г"--

Работа по специальности

чъ-

Частная практика в своем центре

/ 1 \

Люди Клиенты Коллеги

Рис. 2. Модель организованности будущего, представленная средствами реализации планов, отсроченных в проспективе, у студентов с интернальным локусом контроля

Это позволяет представить следующую модель организованности будущего (рис. 3) для студентов с экстернальным локусом контроля.

Анализ сочинений свидетельствует о том, что зачастую то, что для экстерналов является целью, для интерналов может быть только промежуточным результатом, одной из ступеней на пути к собственной цели, причем возможно ступенью в начале этого пути.

Окончание ^^ Получение второго образования ^^ Работа по не специальности ^ У Обучение на курсах '

университета

Семья 1

Ж Материальная обеспеченность Машина Квартира, дом

Друзья

Переезд -►Путешествия ^ Здоровье

Рис. 3. Модель организованности будущего, представленная средствами реализации планов, отсроченных в проспективе, у студентов с экстернальным локусом контроля

Заключение

Образ будущего формируется в результате мысленных действий, которые представляют собой алгоритм действий во внешнем мире, обеспечивающий воплощение желаемого образа в жизнь. Постепенное разворачивание этой программы во времени является последовательностью определенных физических действий, нацеленных на создание и поддержку нового объекта в повседневной жизни, отражающего образ желаемого. Процесс формирования нового объекта в действительности в соответствии с разработанной программой называется экстериоризацией, то есть отражением желаемого образа будущего во внешнем мире.

В свою очередь, отсутствие способов реализации планов ведет к пустым мечтам, так как вместо определенных действий, человек начинает погружаться в бесконечные поиски оптимальных с его точки зрения решений. Нескончаемый поиск идеальных условий и обстоятельств может привести к откладыванию начала действий на потом, что характерно для людей с низким уровнем субъективного контроля.

Таким образом, процесс построения образа будущего заключается в выборе возможных средств реализации желаемого, как имеющихся в данный момент времени, так и тех, которые можно получить в последующем, а также создании временной последовательности действий с выбранными средствами, приводящей к желаемому результату. К реализации этой временной последовательности, так называемой программе воплощения желаемого образа в действительность, состоящей из последовательности шагов, соответствующих определенным временным интервалам предрасположены в большей степени, как показало наше исследование, люди с интернальным ло-кусом контроля.

Список литературы

Гинзбург М.Р. 1994- Психологическое содержание личностного самоопределения. Вопросы психологии. №3. 43-52.

Головаха Е.И. 2009. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. В кн.: Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., Питер: 162-169.

Деревянко Ю.П. 2011. Смысложизненные ориентации студентов с разной структурой переживания времени. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Т. 9. № 6 (101). 355-359.

Карнаухов В.А., Канищева М.А. 2015. Особенности эмоционального отношения к возможному будущему у людей с разным локусом контроля. Российский научный журнал. № 3(46). 135-139.

Кон И.С. 1989. Психология ранней юности. М., Просвещение, 256.

Кроник А.А., Головаха Е.И. 2009. Психологический возраст личности. В кн.: Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., Питер: 156-161.

Рубинштейн С.Л. 2016. Основы общей психологии. СПб., Питер, 720.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.