Научная статья на тему 'Диагностика особенностей планирования профессионального будущего'

Диагностика особенностей планирования профессионального будущего Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
413
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / LIFE PROSPECT / ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО / PLANNING OF PROFESSIONAL FUTURE / ОПРОСНИК / QUESTIONNAIRE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сомова Е.А.

Статья посвященапроблеме планирования профессионального будущего и разработке опросника «Особенности планирования профессионального будущего».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сомова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is aboutplanning of professional future and about development of the questionnaire «Features of planning professional future».

Текст научной работы на тему «Диагностика особенностей планирования профессионального будущего»

ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО

Е . А . Сомова1

Статья посвященапроблеме планирования профессионального будущего и разработке опросника «Особенности планирования профессионального будущего». Ключевые слова: жизненная перспектива, планирование профессионального будущего, опросник.

This article is aboutplanning of professional future and about development of the questionnaire «Features of planning professional future». Keywords: life prospect, planning of professional future, questionnaire.

Многие из нас, мечтая о достижениях и стремясь к ним, формируют некоторый план продвижения к цели. В современной социальной ситуации планирование будущего является не только важной, но и очень трудной задачей. Сегодня жизнь требует трезвой оценки своих жизненных планов на предмет их реалистичности, каждому из нас необходимо понимать меру своих возможностей для их реализации. Не имея планов в собственной жизни, личность утрачивает очень важную свою особенность — «целенаправленную саморегуляцию поведения на основе предвидения отдаленных событий будущего» [1].

Планирование нельзя рассматривать в отрыве от жизненных перспектив личности. Эта проблема довольно популярна. Обобщая взгляды ряда ученых, таких как К. А. Абульханова-Славская, И. С. Кон, А. А. Кроник, Е. И. Головаха, В. И. Ковалев, Г. С. Шляхтин, К. Левин, Л. Франк, Ж. Нюттен и др., мы можем говорить о жизненной перспективе как о субъективном образе будущего личности [1; 3; 4; 5; 6; 7; 9].

Многие авторы сходятся в понимании того, что жизненная перспектива — это образ будущего и некая работа над ним. Существуют точки зрения, которые прямо понимают жизненную перспективу в связи с планированием будущего. Например, В. К. Вилюнас отмечает, что «деятельность человека по планирова-

1 Сомова Екатерина Александровна - студентка факультета управления и психологии Кубанского государственного университета. Электронный адрес: catya.somowa@yandex.ru

нию своей жизни можно изобразить как просматривание время от времени различных как более, так и менее отдаленных зон жизненной перспективы» [2].

Опираясь на исследования представленных авторов, под жизненным планированием мы понимаем структурирование будущего, характеризующееся осознанной и осмысленной программой, обеспечивающей контроль над порядком совершения действий, направленных на достижение поставленной цели.

Далее мы будем использовать понятие «планирование профессионального будущего» как разновидность жизненного планирования. В нашем понимании планирование профессионального будущего — это такое структурирование будущих изменений трудовой занятости, которое определяет порядок и характер совершения действий, изменяющих профессиональные роли, отношения, психологические характеристики личности и направленных на достижение жизненных целей.

В современной литературе, связанной с профессиональным будущим, мы сталкиваемся с дефицитом методик, направленных на измерение особенностей планирования такого будущего. Существуют методики, диагностирующие способность к планированию и планирование как таковое, например, «Стили саморегуляции поведения» (шкала планирования) В. И. Моросановой, «Персоплан» А. Г. Шмелева [11].

Целью нашего исследования стала разработка методики для диагностики особенностей планирования профессионального будущего.

Мы опирались на подход Дж. Миллера, Е. Галантера, К. Прибрама, которые выделили ряд важных особенностей планов и связали их с особенностями личности [8]. Приведем некоторые из этих особенностей:

1. Источник планов. Люди, действующие согласно своим планам, — «внутренне направляемые», согласно планам, дающимся извне, — «внешне направляемые».

2. Объем планов. Учитывается временной диапазон планирования, заинтересованность отдельных людей в событиях отдаленного будущего.

3. Детализированность планов. Эта характеристика отражает скрупулезность разработки плана: выделяются общие черты либо прорабатывается тактика во всех деталях.

4. Гибкость планов. Гибкие планы предполагают возможность изменения последовательности запланированных действий, перестройки под имеющиеся условия; жесткие планы — строгое выполнение всех намеченных действий.

5. Темп планирования. Имеется в виду скорость разработки плана.

6. Откровенность в планировании. Характеристика, показывающая, насколько человек предпочитает делиться своими планами с другими.

7. Сигналы остановки. Учитываются причины, которые останавливают реализацию плана.

8. Координация планов. Согласно этой характеристике планы одного человека могут выполняться изолированно друг от друга либо пересекаться и согласовываться.

Опираясь на изложенный перечень особенностей планирования, на первом этапе разработки методики мы сформулировали открытые вопросы, затрагивающие планы профессионального будущего. Данные вопросы были представлены 26 респондентам в возрасте от 24 до 32 лет. С ними также было проведено полуструктурированное интервью на тему «Карьерные планы» для уточнения, дополнения и прояснения полученных ответов.

На основании полученных ответов и анализа результатов интервью была выявлена необходимость в рассмотрении дополнительных особенностей планирования профессионального будущего — использование плана и экономический пессимизм/оптимизм.

В итоге мы сформулировали 50 закрытых вопросов. Всего в опросник заложено 10 шкал, используется 4-балльная шкала ответов. Дополнительно были опрошены 25 чел. в возрасте от 22 до 35 лет и с учетом их замечаний сформулированы финальные версии вопросов. Далееприведены примеры вопросов для каждой шкалы, используемой в опроснике.

1. Объем планирования: «Часто ли Вы планируете своё будущее на срок более пяти лет?»

2. Темп планирования: «Как часто Вам удается составить план своего профессионального будущего за несколько минут?»

3. Детализированность планов: «Часто ли Вы разрабатываете план своего профессионального будущего в подробных деталях?»

4. Гибкость планов: «Как часто Вы испытываете трудности при изменении Ваших планов профессионального будущего?»

5. Откровенность в планировании: «Как часто Вы держите планы своего профессионального будущего при себе, не рассказывая о них никому?»

6. Координация планов: «Часто ли, по Вашему мнению, план профессионального будущего дополняет другие планы в Вашей жизни?»

7. Удержание планов: «Как часто Вы записываете свой план где-нибудь (записная книжка, электронные носители)?»

8. Сигналы остановки: «Как часто Вы предпочитаете остановиться при реализации плана из-за того, что устали и не чувствуете в себе сил?»

9. Экономический пессимизм/оптимизм: «Часто ли Вы связываете этапы Вашего плана профессионального будущего с увеличением заработка?»

10.Использование плана: «Часто ли в Вашей жизни случалось так, что составленный Вами план профессионального будущего был забыт и не реализован?»

Ретестовая надежность окончательных версий шкал (повторный опрос через три недели) дал приемлемые результаты (гСпирмена — от 0,6 до 0,8).

Далее мы проверяли критериальную валидность разрабатываемого опросника. Исследования взаимосвязи жизненного пути и возрастных особенностей личности многих отечественных авторов, таких как С. Л. Рубинштейн, К. А. Альбуханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Е. И. Головаха, А. А. Кронник, Т. Н. Березина и др. [1; 3; 4; 9; 10], выявили, что возраст и экономическая позиция (самостоятельность материального обеспечения) оказывают влияние на различия в особенностях планирования. Мы предположили, что будут наблюдаться различия в особенностях планирования профессионального будущего между представителями юношеского и более старшего возраста, а также между работающими и неработающими (размер выборки — 96 чел.).Были получены статистически значимые различия по большинству шкал опросника. Работающие и старшие по возрасту респонденты превосходят более молодых и неработающих по всем показателям планирования.

На заключительном этапе нами была проверена конструктная валидность опросника. Опираясь на анализ литературы, мы предположили, что существует взаимосвязь планирования и уровня субъективного контроля личности. О. А. Браун в своей статье «Факторы, влияющие на планирование жизненного пути личности» отмечает, что «еще одним психологическим фактором, с высокой вероятностью влияющим на процесс планирования личностью своего будущего, является локус контроля» (цит. по [1]). Для проверки этого предположения были опрошены 22 чел. в возрасте от 20 до 25 лет.

Респондентам были предложены тест уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера (адаптация Е. Ф. Бажина, С. А. Голынкиной, А. М. Эткинда) и авторский опросник «Особенности планирования профессионального будущего».

Получены корреляции таких шкал опросника, как объем планирования, темп планирования, детализированность планирования, сигналы остановки, координация планов с общим уровнем интернальности. Откровенность в планировании и удержание планов, как и гибкость в планировании, коррелируют с интернальностью достижений, что вполне логично.

Шкалы «экономический пессимизм/оптимизм» и «использование плана» коррелируют с интернальностью производительности: чем более респонденты понимают свою ответственность за производительность, тем более они оптимистичны и тем чаще используют в жизни план профессионального будущего.

В целом можно сделать вывод о том, что конструктная валидность опросника «Особенности планирования профессионального будущего» подтверждается. В дальнейшем планируется продолжить его проверку и на других выборках респондентов.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.:Мысль, 1991.

2. Вилюнас М. К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.

3. Головаха Е. А. Жизненные перспективы и профессиональное самоопределение. Киев: Наукова думка, 1988.

4. Головаха Е. А., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984.

5. Ковалев В. И. Особенности субъективной регуляции времени// Время деятельности личности: сб. науч. докл. Черновцы: Изд-во ЧГУ, 1991.

6. Демин А. Н. Методологические и мировоззренческие уроки Побиска Георгиевича Кузнецова (к 85-летию со дня рождения) // Человек. Сообщество. Управление. 2009. № 2.

7. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.

8. Миллер Дж., Галантер Е. Г., Прибрам К. Программы и структура поведения. М.: Прогресс, 1964.

9. Муздыбаев К. Жизненные стратегии молодежи: межпоколенческий анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7, № 1.

10. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.:Педагогика, 1976.

11. Шмелев А. Г. Персоплан — психотехнический инструмент жизненного выбора // Lifeline и другие новые методы психологии жизненного пути. М.: Прогресс-Культура, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.