Научная статья на тему 'ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОСТРОЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ'

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОСТРОЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ / ТЬЮТОРСТВО / СУБЪЕКТИВНАЯ КАРТИНА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ / MATURE AGE / TUTORING / SUBJECTIVE PICTURE OF LIFE PATH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мадьярова М. Ж.

В статье раскрыты теоретические аспекты субъективной картины жизненного пути зрелого человека. Автор делает вывод о том, что главным фактором в векторе развития человека в данном возрасте является поддержка со стороны, и предлагает использовать тьюторское сопровождение, как решение данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мадьярова М. Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTOR SUPPORT FOR BUILDING A SUBJECTIVE PICTURE OF LIFE IN ADULTHOOD

The article reveals the theoretical aspects of the subjective picture of the life path of a Mature person. The author concludes that the main factor in the vector of human development at this age is support from the outside, and suggests using tutor support as a solution to this problem.

Текст научной работы на тему «ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОСТРОЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 159.99

Мадьярова М. Ж. студент магистратуры Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный

педагогический университет им. М.Акмуллы»

Россия, г. Уфа

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОСТРОЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ В ЗРЕЛОМ

ВОЗРАСТЕ

Аннотация: В статье раскрыты теоретические аспекты субъективной картины жизненного пути зрелого человека. Автор делает вывод о том, что главным фактором в векторе развития человека в данном возрасте является поддержка со стороны, и предлагает использовать тьюторское сопровождение, как решение данной проблемы.

Ключевые слова: зрелый возраст, тьюторство, субъективная картина жизненного пути.

Madyarova M.Zh. master's degree student Federal state budgetary educational institution of higher education «Bashkir state pedagogical University. M. Akmulla»

Russia, Ufa

TUTOR SUPPORT FOR BUILDING A SUBJECTIVE PICTURE OF LIFE

IN ADULTHOOD

Annotation: The article reveals the theoretical aspects of the subjective picture of the life path of a Mature person. The author concludes that the main factor in the vector of human development at this age is support from the outside, and suggests using tutor support as a solution to this problem.

Key words: mature age, tutoring, subjective picture of life path.

Проблема развития и использования человеческого потенциала в постоянно меняющейся социокультурной действительности обретает еще большую актуальность. Так как для человека в современном мире важно выбрать правильную жизненную линию, которая будет способствовать сохранению целостности внутреннего мира личности.

Важнейшей характеристикой самосознания личности, отражающей этапы индивидуального и социального развития человека, является субъективная картина жизненного пути.

В психологии при этом накоплено большое количество разнородных

данных о ее сущности, несмотря на новизну проблемы. Далее рассмотрим

базовые параметры субъективной картины жизненного пути, которые рассматриваются в работах большинства ученых1.

Рисунок 1 - Параметры субъективной картины жизненного пути

Рассмотрим более подробно параметры субъективной картины жизненного пути, представленные на рисунке 1.

1. Временные параметры субъективной картины жизненного пути включают оценку будущего, настоящего и прошлого.

2. Содержательные параметры субъективной картины жизненного пути включают в себя событийную насыщенность, значимость и эмоциональную оценку событий, межсобытийные связи, тип и вид событий.

3. Личностные параметры субъективной картины жизненного пути включают в себя локус контроля, субъектность, осмысленность жизни2.

Субъективная картина жизненного пути зрелого возраста характеризуется непрерывностью образовательного процесса. То есть, если раньше образование получали на всю жизнь, то в современном мире необходимо образование в течение всей жизни. Это происходит вследствие того, что объем информации постоянно увеличивается, знания и компетенции постоянно совершенствуются, и современный человек должен постоянно повышать свой образовательный уровень, свое профессиональное мастерство. При этом зрелый возраст - это не помеха или проблема в дальнейшем процессе образования. Для того, чтобы процесс образования в зрелом возрасте проходил эффективно, необходимо тьюторское сопровождение. Рассмотрим данный процесс.

Под тьюторством понимают специально организованную систему психолого-педагогического сопровождения человека на различных этапах его самоопределения (как личностного, так и профессионального)3.

Тьюторство является антропопрактикой для зрелых людей и потребность в нем связана с несколькими детерминантами. Также актуальность тьюторского сопровождения людей зрелого возраста

1 Лежнина Л.В. К вопросу о мотивационной направленности обучающихся в зрелом и пожилом возрастах // Профессиональная ориентация. - 2018. - №2. - С. 28.

2 Антилогова Л. Н., Черкевич Е. А. Самоактуализация и смысложизненные ориентации мужчин и женщин зрелого возраста в контексте задач непрерывного образования // Вестник СИБИТа. - 2017. - №2 (22). - С. 102.

3 Семенова В. В., Сухаревская И. А. История возникновения тьюторского сопровождения как педагогического феномена // Концепт. - 2019. - №V6. - С. 4.

заключается в том, что на пенсии у многих людей, по словам психологов, наступает «пенсионная болезнь», которая проявляется в потере ощущения трудовой удовлетворенности и значимости в обществе. После ухода на пенсию человек чувствует себя «ненужным». Это для него может обозначать отказ от всего важного, ценного и продуктивного в жизни. Данная причина вынуждает многих пожилых людей продолжать работать и после достижения пенсионного возраста.

Внедрение в процесс реализации дополнительных профессиональных программ, технологий тьюторского сопровождения позволит достичь ряда позитивных изменений:

- появление тьютора, отслеживающего выполнение индивидуальных образовательных маршрутов слушателей и осуществляющего контроль над их выполнением, коррекцию с учетом потребностей обучаемого;

- мотивация слушателей повысится в связи с тесной работой с их потенциалом. А значит, что повысится их эффективность и качество оказания образовательных услуг;

- станет более крепким взаимодействие с работодателями и заказчиками.

Использованные источники:

1. Антилогова Л. Н., Черкевич Е. А. Самоактуализация и смысложизненные ориентации мужчин и женщин зрелого возраста в контексте задач непрерывного образования // Вестник СИБИТа. - 2017. - №2 (22). - С. 99-105

2. Лежнина Л.В. К вопросу о мотивационной направленности обучающихся в зрелом и пожилом возрастах // Профессиональная ориентация. - 2018. - №2. - С. 26-30

3. Семенова В. В., Сухаревская И. А. История возникновения тьюторского сопровождения как педагогического феномена // Концепт. -2019. - №У6. - С. 1-6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.