Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ МЕХАНИЗМА АКТУАЛИЗАЦИИ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА'

АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ МЕХАНИЗМА АКТУАЛИЗАЦИИ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ / ТЬЮТОРСТВО / СУБЪЕКТИВНАЯ КАРТИНА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ / MATURE AGE / TUTORING / SUBJECTIVE PICTURE OF LIFE PATH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мадьярова М. Ж.

В статье раскрывается актуальность изучения психологии развития зрелого возраста. Автор делает вывод о том, что наиболее эффективным изучение данного периода является через картину жизненного пути зрелого человека. Далее автор выделяет проблему актуализации зрелого возраста и предлагает тьюторство в качестве одного из механизмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мадьярова М. Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANCE OF STUDYING THE MECHANISM OF ACTUALIZATION OF MATURE AGE

The article reveals the relevance of the study of the psychology of development of adulthood. The author concludes that the most effective study of this period is through a picture of the life path of a Mature person. Further, the author highlights the problem of actualization of adulthood and offers tutoring as one of the mechanisms.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ МЕХАНИЗМА АКТУАЛИЗАЦИИ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА»

УДК 159.99

Мадьярова М. Ж. студент магистратуры Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный

педагогический университет им. М. Акмуллы»

Россия, г. Уфа

АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ МЕХАНИЗМА АКТУАЛИЗАЦИИ

ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В статье раскрывается актуальность изучения психологии развития зрелого возраста. Автор делает вывод о том, что наиболее эффективным изучение данного периода является через картину жизненного пути зрелого человека. Далее автор выделяет проблему актуализации зрелого возраста и предлагает тьюторство в качестве одного из механизмов.

Ключевые слова: зрелый возраст, тьюторство, субъективная картина жизненного пути.

Madyarova M.Zh. master's degree student Federal state budgetary educational institution of higher education «Bashkir state pedagogical University. M. Akmulla»

Russia, Ufa

RELEVANCE OF STUDYING THE MECHANISM OF ACTUALIZATION

OF MATURE AGE

Annotation: The article reveals the relevance of the study of the psychology of development of adulthood. The author concludes that the most effective study of this period is through a picture of the life path of a Mature person. Further, the author highlights the problem of actualization of adulthood and offers tutoring as one of the mechanisms.

Key words: mature age, tutoring, subjective picture of life path.

Самым продуктивными и продолжительным периодом развития человека является зрелый возраст. Однако, несмотря на то, что данный период признан наиболее важным, степень изучения механизмов его регулирования и улучшения в настоящее время недостаточна.

Специфика развития зрелого человека заключается в решении не учебных, а жизненных задач. Так, взрослый человек отличается также тем, что он имеет представление о событиях из собственной жизни индивидуально-психологического, исторического и биологического характера, которые охватывают его прошлое, настоящее и будущее. Поэтому изучение зрелого возраста наиболее эффективным является через анализ его

жизненного пути и личностного развития и саморазвития. Такой подход также актуален в связи с эпохой социальных перемен и усложнений, интенсификации общественной жизни. На сегодняшний день теория и практика психологии нуждается в создании закономерностей изменения субъективных представлений о собственной жизни в разные возрастные периоды1.

Изучение особенностей развития зрелого человека должно основываться на общих методологических основаниях психологии развития и серьезной эмпирической базе. Так, по генетическому принципу развитие зрелого человека должно проходить такие периоды, как накопление новых возможностей, фазы дезорганизации, перестройки сложившейся психологической системы личности, которые имеют смысл критических периодов развития. Поэтому наиболее дискуссионным в психологии развития остается вопрос выделения стабильных и критических периодов в зрелом возрасте2.

Важность изучения процессов зрелого возраста заключается в том, что современное человечество характеризуется тем, что демографические процессы двигаются в направлении увеличения доли людей старше шестидесяти людей в общей структуре. Данная тенденция имеет место, как в России, так и в большинстве стран мира. Это связано с тем, что продолжительность жизни людей в высокоразвитых странах возросла, период старости удлинился и занимает теперь от 2 до 3 и более десятилетий. Поэтому проблемы зрелого периода так привлекательны для психологов.

В нашей стране положение людей позднего возраста приобретает особое значение и в связи с продолжающимися не первое десятилетие социально-экономическими преобразованиями, которые неизбежно приводят к нестабильности благополучия населения России, и, прежде всего, людей постпенсионного возраста, в наибольшей степени нуждающихся в поддержке и защите государства.

Траектория движения человека в его жизненном мире обусловлена, как известно, множеством объективных и субъективных факторов. Внешняя и внутренняя жизни личности связаны между собой, и эта связи опосредуется её реальной жизненной практикой. Внутренний субъективный мир личности выступает одновременно и причиной и следствием простраивания ей своего жизненного пространства. Особое место в единстве внешнего и внутреннего планов жизни личности занимает осознание и переживание ей смысла и содержания собственной жизни. Осмысливающий свой жизни человек стремится определить её основное направление, подчинённое единому замыслу (смыслу), организовать свой жизненный путь как единое целое.

1 Антилогова Л. Н., Черкевич Е. А. Самоактуализация и смысложизненные ориентации мужчин и женщин зрелого возраста в контексте задач непрерывного образования // Вестник СИБИТа. - 2017. - №2 (22). - С. 101

2 Антоненко А.А., Пфау Т.В. Субъективная смысложизненная концепция женщин зрелого возраста в зависимости от семейного статуса // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. - 2016. - №10. -С. 38

Неразрывно связанный с реальной жизненной практикой, этот процесс находит своё отражение в субъективной картине жизни3.

Тьюторство, или наставничество, изучал К.Е. Крам4. Он описывает наставничество как «межличностный обмен между опытным старшим коллегой (ментором) и менее опытным молодым коллегой (протеже), в процессе которого ментор способствует развитию у протеже профессиональных функций, необходимых для продвижения карьеры, а также психосоциальных функций, необходимых для личностного роста». При этом наставничество рассматривается как важный компонент развития как протеже, так и ментора, хотя большее внимание при этом уделяется «приобретениям» протеже.

Противоречие заключается в том, что изучение развития взрослого с точки зрения возрастных изменений в субъективной картине его жизненного пути, дает возможность синтетического подхода, позволяющего объединить многие линии развития взрослого человека. Однако, с точки зрения изучения субъективной картины жизненного пути зрелого человека наука сталкивается с запросом на актуализацию зрелого возраста. При этом механизма того, как это сделать, нет. В этом и выражается актуальность изучения тьюторства при построении субъективной картины жизненного пути в зрелом возрасте.

Использованные источники:

1. Антилогова Л.Н., Черкевич Е.А. Самоактуализация и смысложизненные ориентации мужчин и женщин зрелого возраста в контексте задач непрерывного образования // Вестник СИБИТа. - 2017. - №2 (22). - С. 99-105

2. Антоненко А.А., Пфау Т.В. Субъективная смысложизненная концепция женщин зрелого возраста в зависимости от семейного статуса // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. - 2016. - №10. - С. 3540

3. Лежнина Л.В. К вопросу о мотивационной направленности обучающихся в зрелом и пожилом возрастах // Профессиональная ориентация. - 2018. - №2. - С. 26-30

4. Семенова В.В., Сухаревская И.А. История возникновения тьюторского сопровождения как педагогического феномена // Концепт. - 2019. - №V6. -С. 1-6

3 Лежнина Л.В. К вопросу о мотивационной направленности обучающихся в зрелом и пожилом возрастах // Профессиональная ориентация. - 2018. - №2. - С. 27

4 Семенова В. В., Сухаревская И. А. История возникновения тьюторского сопровождения как педагогического феномена // Концепт. - 2019. - №V6. - С. 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.