Научная статья на тему 'СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И РЕФЛЕКСИВНОСТЬ ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ'

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И РЕФЛЕКСИВНОСТЬ ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
268
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / КРИЗИС ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РАЗВОД / ЛИЧНОСТЬ / ВОЗРАСТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черкевич Е. А.

В настоящее время зафиксировано большое количество первых разводов среди людей зрелого возраста, среди которых тяжело переносят сложившуюся ситуацию женщины, оставшиеся с несовершеннолетними детьми. Анализ результатов исследования смысложизненных ориентаций и рефлексивности женщин зрелого возраста имеет практическую значимость для эффективной организации социально-психологического сопровождения таких людей. Нам удалось получить данные о психологической сущности смысложизненных ориентаций, рефлексии и рефлексивности личности. Выраженность смысложизненных ориентаций разведенных женщин зрелого возраста соответствует высокому уровню, что обуславливает высокую степень осмысленности жизни. Требуется дополнительное исследование по такому результату, как отсутствие сильных взаимосвязей смысложизненных ориентаций и рефлексивности разведенных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE-MEANING ORIENTATIONS AND REFLEXIVITY OF MATURE WOMEN IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS

Currently, a large number of first divorces have been recorded among people of mature age, among whom women who are left with minor children are hard-pressed to bear the current situation. The analysis of the results of the study of life-meaning orientations and reflexivity of women of mature age is of practical importance for the effective organization of socio-psychological support of such people. We managed to obtain data on the psychological essence of life-meaning orientations, reflection and reflexivity of the individual. The expressiveness of the meaningful orientations of divorced women of mature age corresponds to a high level, which determines a high degree of meaningfulness in life. Additional research is required on such a result as the absence of strong relationships between life-meaning orientations and the reflexivity of divorced people. Consistently achieving the goal of the article and solving the assigned tasks, it was possible to formulate the psychological essence of a person's life-meaning orientations, reflection and reflexivity of a person. In the course of empirical work, the measurement of life-meaning orientations and reflexivity of divorced women of mature age was carried out. The results of empirical research have shown that the dominant level of expression of the life-meaning orientations of divorced women of mature age is a high level, as in undivided women of mature age, which indicates a high degree of meaningfulness in life, understanding of oneself and one's place on the path of life, understanding goals and ways to achieve them. ... Such components of life-meaning orientations of divorced women of mature age, «as goals in life» and «locus of control - Life», which mean the presence of life goals in the future and self-determination as the creator of this future, were most clearly manifested. At the same time, «the process of life, or interest and emotional saturation», and «the effectiveness of life» and the «locus of self control», which are characterized by depression, dissatisfaction with life and the loss of its meaning, are weakly manifested. Having studied the reflexivity of divorced women of mature age, we found that the dominant level of severity of reflexivity is the middle level, characterized by the analysis of a difficult life situation, the search for a strategy of behavior in the future. It was found that in order to respect themselves, divorced women need to know that they are independent, organized, understanding and respecting themselves and other people, that they need to rely on themselves. In addition, the subjects believe that they need to be realized through self-improvement in the professional field, personal development, and not rely on external factors and someone's help and support. So, the results of this study made it possible to reveal the features of life-meaning orientations, reflexivity, striving for self-importance, the process of settling in the external world in the internal plan, characteristic of divorced women of mature age. In the course of empirical work, having studied the peculiarities of life-meaning orientations and reflexivity of divorced women of mature age, a correlation analysis was carried out, which showed the absence of significant correlations between the indicators of life-meaning orientations and reflexivity indicators, which indicates weak connections of the studied phenomena and the independence of the influence of one indicator on another. Hence, the level of life-meaning orientations does not determine the dominance of reflexivity. We see the prospect of further research in identifying the factors and conditions for choosing life-meaning orientations by a person, in a gender comparison of the features of life-meaning orientations and reflexivity of divorced people, as well as in studying the mechanisms of feelings of divorced women of mature age and developing guidelines for organizing psychological, pedagogical and socio-psychological support, this category of women.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И РЕФЛЕКСИВНОСТЬ ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 8 (74). 2022. № 1. С. 140-152.

УДК 159.923

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И РЕФЛЕКСИВНОСТЬ ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Черкевич Е. А.

ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», Омск, Россия

E-mail: cherkevich_elena@mail.ru

В настоящее время зафиксировано большое количество первых разводов среди людей зрелого возраста, среди которых тяжело переносят сложившуюся ситуацию женщины, оставшиеся с несовершеннолетними детьми. Анализ результатов исследования смысложизненных ориентаций и рефлексивности женщин зрелого возраста имеет практическую значимость для эффективной организации социально-психологического сопровождения таких людей. Нам удалось получить данные о психологической сущности смысложизненных ориентаций, рефлексии и рефлексивности личности. Выраженность смысложизненных ориентаций разведенных женщин зрелого возраста соответствует высокому уровню, что обуславливает высокую степень осмысленности жизни. Требуется дополнительное исследование по такому результату, как отсутствие сильных взаимосвязей смысложизненных ориентаций и рефлексивности разведенных.

Ключевые слова: смысложизненные ориентации, рефлексия, рефлексивность, трудная жизненная ситуация, кризис жизнедеятельности, развод, личность, возраст, образование, жизнедеятельность.

ВВЕДЕНИЕ

Современный человек вынужден отвечать на возникающие новые вызовы, стоящие перед цивилизацией, решая много задач жизнедеятельности, среди которых немало трудных жизненных ситуаций, которые задаются, с одной стороны, из внешнего глобального мира, а, с другой стороны, из внутреннего мира самой личности. Такая объективная и субъективная реальность обращает человека к нерешенным или отложенным ранее задачам, проблемам, что вольно или невольно побуждает каждого переосмыслить свою жизнь, оценить эффективность сложившегося стиля жизни, пересмотреть свои ценности и смыслы, проанализировать значимое и важное так, как он может это сделать к данному моменту. Причем, отвечая внешним и внутренним вызовам, человек затрачивает большие усилия и ресурсы для преодоления трудных жизненных ситуаций, что сопровождается эмоциональным напряжением, отрицательными психическими состояниями, тревожностью, которые в свою очередь приводят к нарушению, обострению взаимоотношений личности в семье и разрыву отношений. Это создает новую трудную жизненную кризисную ситуацию для человека, поскольку после разрыва отношений он вынужден самостоятельно создавать условия для благополучия жизнедеятельности, в очередной раз переосмыслить жизнь, приоритеты, смысложизненные ориентации.

140

В психологической литературе достаточно подробно описаны взаимоотношения личности в семье, но собственно психологических работ, посвященных личности, переживающих и переживших ситуацию разрыва отношений, недостаточно. Психологический аспект проблемы исследования состоит в недостаточной изученности смысложизненных ориентаций и рефлексивности личности зрелого возраста. Отмечается дефицит как экспериментальных исследований, так и теоретических разработок в изучении рассматриваемого феномена. Проблема недостаточной изученности характерна для категории женщин зрелого возраста, вступающих в кризис середины жизни.

Проведенный анализ психологической литературы показал, что на сегодняшний день отсутствует целостное изучение смысложизненных ориентаций и рефлексивности женщин зрелого возраста в трудной жизненной ситуации разрыва отношений. Как правило, изучаются отдельные аспекты данного явления: теоретические и методологические аспекты смысла и смысложизненных ориентаций (Выготский Л. С., Зинченко В. П., Леонтьев Д. А., Петровский В. А. и др.); рефлексия и рефлексивность (Карпов А. В., Семенов И. Н., Степанов С. Ю., Шаров А. С. и др.); психологические особенности зрелого возраста (Ананьев Б. Г., Эриксон Э. и др.); ситуация развода (Дак С., Кочюнас Р., Розенфельд А. и др.).

Таким образом, осознание недостаточной теоретической и практической разработанности проблемы смысложизненных ориентаций и рефлексивности женщин зрелого возраста в трудной жизненной ситуации разрыва семейных отношений может быть рассмотрено в качестве обоснования необходимости ее исследования.

Проведенный анализ психологической литературы показал отсутствие единого подхода к изучению общего понятия смысложизненных ориентаций и смысла жизни человека. Так, зарубежные психологии, положившие начало научному изучению смысла жизни, связывали его с субъективными мотивами и историей жизни личности, а представители интегративного направления рассматривали смысл жизни в контексте интерпретации смысла жизни в целом и смысла жизни отдельного человека вместе. Отечественные психологи, с идеями которыми мы солидаризируемся, изучение смысла жизни представляют в контексте деятельности личности и рассматривают его позитивное влияние на жизнь человека и становление его личности. Смысл жизни человека определяет смысложизненные ориентации. На основе изученной литературы и эмпирических данных (Выготский Л. С., Зинченко В. П., Леонтьев Д. А., Смирнов С. Д. и др.) было принято толкование смысложизненных ориентаций как результат осознания целей и смысла собственной жизни человека, основными компонентами которых являются «цели в жизни»; «процесс жизни, интерес и эмоциональная насыщенность жизни»; «результат жизни, или удовлетворенность самореализацией»; «локус контроля - Я»; «локус контроля - жизнь» [1-6].

Множество научных направлений в психологии (Карпов А. В., Семенов И. Н., Степанов С. Ю., Шаров А. С. и др.) объединяют исследования феномена рефлексии. Изучаемое явление рассматривается как необходимая основа самосознания, способствующая регуляции психики человека, имеющая такие виды:

141

ретроспективная рефлексия, рефлексия настоящего, рефлексия будущего, рефлексия общения и взаимодействия. Кроме того, установлено, что рефлексия и рефлексивность соотносятся как общее и частное соответственно [7-10]. Под рефлексивностью понимается качественно особое свойство личности, способствующее самопознанию своих действий и состояний, их переосмыслению и изменению. Целью статьи является представление результатов исследования взаимосвязи смысложизненных ориентаций и рефлексивности женщин зрелого возраста в трудной жизненной ситуации. На основе результатов исследования возможно определить перспективы и направления психолого-педагогического и социально-психологического сопровождения женщин зрелого возраста в трудной жизненной ситуации.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Организация и методы исследования. Изучается рефлексивность и смысложизненные ориентации на примере женщин зрелого возраста, переживающих трудную жизненную ситуацию разрыва отношений в семье, для выхода из которой необходима активность, направленная на изменение внутреннего мира человека с целью его соотношения с внешними проявлениями.

В процессе исследования были использованы методика «Смысложизненные ориентации» Леонтьева Д. А. и методика «Индивидуальная мера рефлексивности» Карпова А. В. [5, 8].

Эмпирическое исследование обозначенных психологических явлений личности мы осуществляли на примере женщины зрелого возраста, которая переживает трудную жизненную ситуацию развода, сопровождающуюся разрывом отношений со своим супругом [11-13].

В исследовании приняли участие 75 женщин в возрасте от 30 до 40 лет, которые при этом являются студентами заочной формы обучения ФГБОУ ВО «ОмГПУ», из них 40 неразведенных женщин и 35 разведенных женщин, которые впервые оказались в трудной жизненной ситуации разрыва отношений в семье, а именно в ситуации развода.

Результаты эмпирического исследования и их обсуждение. Результаты эмпирического исследования «Смысложизненные ориентации» Леонтьева Д. А. позволили нам выделить основные смысложизненные ориентации, которыми руководствуются разведенные и неразведенные люди. Нами были рассмотрены уровни смысложизненных ориентаций.

У 60% разведенных женщин и 80% неразведенных женщин наблюдается высокий уровень сформированности представлений о жизни, что говорит о полной осмысленности жизни, понимании себя и своего места на жизненном пути, осмысление целей и способов их достижения. С целью подтверждения значимости различий в выраженности показателей высокого уровня осмысленности жизни разведенных и неразведенных женщин зрелого возраста использовали коэффициент углового преобразования Фишера [14]. Так, переведя процентные доли в величины центрального угла, мы получили следующие значения: если ф1 (80%) = 2,214; ф2 (60%) = 1,711, то ф*эмп = 1,909 (р < 0,05). Рассчитав критерий ф*, при котором

142

ф*эмп > ф*кр, утверждаем, что достоверно различны значения в выраженности показателей высокого уровня осмысленности жизни разведенных и неразведенных женщин.

Кроме того, у 40% разведенных и 20% неразведенных женщин выявлен средний уровень осмысленности жизни, что характеризуется недостаточной сформированности представлений о жизни, ее целях, потери себя и своей роли и места в жизненном процессе.

Таблица 1

Уровни выраженности смысложизненных ориентаций разведенных и неразведенных женщин зрелого возраста (по критерию ф*)

Группа Уровни

средний высокий

Неразведенные женщины (в %) 20% (0,927) 80% (2,214)

Разведенные женщины (в %) 40% (1,369) 60% (1,772)

ф*эмп 1,909, р<0,05 1,909, р<0,05

Исходя из того, что ф1 (40%) = 1,369; ф2 (20%) = 0,927, то ф*эмп = 1,909 (р < 0,05), что свидетельствует о достоверном различении значений, которые мы представили в таблице 1. Таким образом, можно констатировать достоверность различия и высокий уровень осмысленности жизни.

Проанализировав уровни сформированности представлений о жизни, обратимся к анализу структурных компонентов смысложизненных ориентаций на рисунке 1.

40 -| 30 -20 -10 -п - 32 34 29 27 23 26 19 21 26 30

Ц- П. Р неразведенные Л.К.Я. ■ разведенные Л.К.Ж.

Рис. 1. Выраженность смысложизненных ориентаций разведенных и неразведенных женщин зрелого возраста (в баллах). Условные обозначения: Ц. - цели; П. - процесс; Р. - результат; Л.К.Я. - локус контроля Я; Л.К.Ж. - локус контроля жизни.

На рисунке 1 видно, что основное место у разведенных и неразведенных женщин занимает такой компонент смысложизненных ориентаций, как «цели в

143

жизни», что свидетельствует о целеустремленности, наличии жизненных целей в будущем. Они понимаю, что, для чего и как они что-то делают.

В отличии от результатов исследования неразведенных женщин, выраженность показателя «локус контроля - жизнь» занимает важное значение у разведенных женщин зрелого возраста, поскольку после развода они начинают осознавать, что многое в их руках, что они в состоянии сами изменить свое будущее. Среди разведенных бытует мнение, что, освободив себя от груза бренных отношений, они теперь могут вести себя так, как им хочется, контролировать себя и свою жизнь.

Неразведенные женщины, ощущая ответственность перед другими членами семьи, ведут себя так, как это вынуждают обстоятельства, у них не всегда есть возможность контролировать свою жизнь; принятие решения во многом зависит не от личных предпочтений и желаний, а от мнения и позиции других членов семьи.

На рисунке 1 видно, что такой компонент смысложизненных ориентаций, как «процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность» у разведенных женщин проявляется не так ярко, как у неразведенных. Он проявляется в том, что после развода женщины чувствуют себя подавленными, потерянными, ощущают неудовлетворенность своей жизнью, часто теряют смысл существования. Им свойственна ориентация на будущее, с которым они связывают надежды.

Неразведенные женщины, напротив, получают удовольствие от прожитого дня, воспринимают свою жизнь как интересную, в основном, позитивно эмоционально насыщенную и наполненную смыслом.

Как видно из результатов исследования, показатель «результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией» оказывается невысоким у разведенных и неразведенных женщин зрелого возраста. Это говорит о том, что для исследуемых женщин характерна неудовлетворенность прожитой части жизни. Разведенные женщины начинают жалеть о том времени, что провели в браке, что оно упущено и придется все начинать сначала, а неразведенные, возможно, ощущают фрустрацию от нереализованных ожиданий.

Самый низкий показатель компонента структуры смысложизненных ориентаций разведенных и неразведенных женщин зрелого возраста - «локус контроля Я». Это означает, что у разведенных и неразведенных женщин зрелого возраста не сильно выражено ощущение себя личностью, у которой достаточно возможности для выбора в построении своей жизни, согласно своим целям, планам, мечтаниям, смыслам.

Значения переменных компонентов смысложизненных ориентаций разведенных и неразведенных людей зрелого возраста статистически достоверно подчиняются нормальному распределению, что подтвердили применением критерия X Колмогорова - Смирнова, а значит, мы можем использовать t-критерий Стьюдента, результаты которого представлены в таблице 2 [15, 16].

Как видно из таблицы 2, по всем показателям компонентов смысложизненных ориентаций разведенных и неразведенных женщин зрелого возраста, уровень достоверности статистической значимости p>0,05, что не подтверждает различие в значениях показателей разведенных и неразведенных женщин зрелого возраста.

144

Таблица 2

Средние значения показателей компонентов смысложизненных ориентаций разведенных и неразведенных женщин зрелого возраста

(по ^критерию Стьюдента)

Компоненты смысложизненных ориентаций Среднее значение (разведенные женщины) Среднее значение (неразведенные женщины) г- критерий уровень р

Цели 31,5429 34,3250 -1,907 0,060

Процесс 29,3429 28,2750 0,730 0,468

Результат 23,1714 26,9750 -3,025 0,300

Локус контроля Я 19,1143 21,5000 -1,989 0,050

Локус контроля - жизнь 25,1143 30,9750 -2,433 0,100

Таким образом, доминирующим уровнем смысложизненных ориентаций у разведенных женщин является высокий, что говорит о высокой осмысленности жизни. Наиболее ярко проявляются такие компоненты смысложизненных ориентаций, как «цели в жизни» «локус контроля - жизнь», низко - «процесс жизни, интерес и эмоциональная насыщенность»; «результативность жизни» и «локус контроля Я».

В ходе анализа эмпирических данных психологического исследования выраженности уровня индивидуальной рефлексивности были получены следующие результаты. Средний уровень выраженности рефлексивности разведенных женщин, исходя из рисунка 2, выявлен у 49% разведенных и 54% неразведенных женщин. Женщины с этим уровнем выраженности рефлексивности склонны обдумывать свои поступки и поступки других людей, часто ставить себя на место другого человека, анализировать произошедшее, поведение, строить планы на будущее. При этом для них не характерно глубокое размышление и детальное продумывание дальнейших действий и поступков.

60% 40% 20% 0%

низкий средний высокий

неразведенные ■ разведенные

Рис. 2. Уровни выраженности рефлексивности разведенных и неразведенных женщин зрелого возраста (в процентах).

54% 49%

40% 40%

6%

145

В ходе исследования выявили у 40% разведенных и 40% неразведенных женщин высокий уровень выраженности рефлексивности, которая проявляется в том, что эти испытуемые в большой степени обращаются к анализу своей деятельности и поступков других людей, выявляют причины и следствия своих действий как в прошлом, так в настоящем и будущем. Женщинам в разных жизненных ситуациях свойственно обдумывать свою деятельность в мельчайших деталях, а также тщательно её планировать и прогнозировать все возможные последствия. Кроме того, людям с высоким уровнем выраженности рефлексивности легче понять другого, поставить себя на его место, предсказать его поведение, понять, что думают о них самих.

У 11% разведенных и 6% неразведенных женщин выявлен низкий уровень выраженности рефлексивности, что говорит о том, что испытуемым в меньшей степени свойственно задумываться над происходящим, над причинами своих действий и поступков других людей. Эти женщины сталкиваются с затруднениями в общении с другими людьми вследствие проблем в применении механизмов перцепции, понимания другого человека. Личности с таким уровнем рефлексивности характерны импульсивность, слабая выраженность умений в планировании своей деятельности и в принятии решений.

Таким образом, исходя их эмпирических данных, можно говорить о том, что доминирующим уровнем рефлексивности разведенных и неразведенных женщин является средний уровень.

Далее мы исследовали виды рефлексии разведенных и неразведенных женщин зрелого возраста. Из рисунка 3 видно, что доминирующую позицию у неразведенных женщин занимает рефлексия будущего (42 балла). Это значит, что они тщательность планируют детали своего поведения, частота обращаются к будущим событиям, ориентируются на будущее, а также анализируют предстоящую деятельность и дальнейшую жизнь, свое поведение в ней, прогнозируют вероятные исходы и др

Рис. 3. Выраженность видов рефлексии разведенных и неразведенных женщин

зрелого возраста (в баллах). Условные обозначения видов рефлексии: Р.Р. - ретроспективная рефлексия; Р.Н. - рефлексия настоящего; Р.Б. - рефлексия будущего; Р.О.В. - рефлексия общения и взаимодействия

146

После развода у разведенных женщин рефлексия будущего также ярко проявляется (39 баллов). Женщина зрелого возраста, проанализировав в целом свою жизнь и себя как личность, определяется с тем, что ей важно и ценно, выбирает ориентиры жизни, планирует свои действия, которые помогут реализоваться.

Женщина в трудной жизненной ситуации начинает осмысливать, определяться и выбирать варианты для решения возникающих новых проблем, что побуждает ее проявлять волевые качества личности такие, как ответственность, самостоятельность, дисциплинированность, решительность, а это в свою очередь позволяет ей поверить в себя, в свои силы, преодолеть самой трудности.

Способность к анализу уже выполненной в прошлом деятельности и свершившихся событий относится к ретроспективной рефлексии, занимающей ключевое место в рефлексии разведенных и неразведенных женщин зрелого возраста. Разведенные и неразведенные женщины зрелого возраста анализируют свои и чужие действия, поступки, эмоции и слова, вспоминают прошлые конструктивные и неконструктивные моменты, ситуации, события своей жизни и окружающих. При этом женщина оценивает прошлое и себя в этом прошлом.

Женщина, переживающая трудную жизненную ситуацию разрыва семейных отношений, пытается понять подлинные причины развода. Она начинает задумываться о том, что эту ситуацию можно было избежать, приняв вовремя эффективные меры, что вызывает чувство вины.

Кроме того, надо отметить низкие баллы у разведенных и неразведенных женщин зрелого возраста в рефлексии настоящей деятельности. Рефлексия настоящего обеспечивает непосредственный самоконтроль поведения человека в актуальной ситуации, осмысление ее элементов, анализ происходящего, способность субъекта к соотнесению своих действий с ситуацией и их координации в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием [8, 17]. Надо отметить, что женщина зрелого возраста, которая находится в трудной жизненной ситуации, не ориентируется на настоящее, а в большей степени живет прошлыми успехами и неудачами, а также надеждами, ожиданиями будущего.

Итак, мы рассмотрели основные виды рефлексии разведенных и неразведенных женщин зрелого возраста. Мы использовали t-критерий Стьюдента, предварительно рассчитав критерий X Колмагорова - Смирнова, с целью проверки соответствия результатов измерения нормальному распределению [15, 16]. По всем показателям видов рефлексии разведенных и неразведенных людей зрелого возраста, уровень достоверности статистической значимости p>0,05, что не подтверждает различие в значениях видов рефлексии разведенных и неразведенных женщин зрелого возраста.

Таким образом, доминирующим уровнем рефлексивности разведенных женщин зрелого возраста является средний уровень. Ярко выражены такие виды рефлексии, как рефлексия прошлого и рефлексия будущего, слабо - рефлексия настоящего и рефлексия общения и взаимодействия.

В проведенном исследовании помимо выявленных показателей смысложизненных ориентаций и показателей рефлексивности женщин зрелого возраста, попавших в трудную жизненную ситуацию разрыва семейных отношений,

147

был проведен корреляционный анализ этих показателей, результаты которого представлены в таблице.

Таблица 3

Матрица корреляции показателей смысложизненных ориентаций (СЖО) и показателей рефлексии разведенных женщин зрелого возраста

Виды рефлексии

Компоненты СЖО Общая рефлексия Ретроспект ивная рефлексия Рефлексия настоящего Рефлексия будущего Рефлексия общения и взаимод.

СЖО -0,208 -0,233 -0,333 -0,203 0,083

Цели -0,202 -0,253 -0,222 -0,159 -0,005

Процесс -0,248 -0,198 -0,339 -0,228 0,019

Результат -0,041 -0,276 -0,157 -0,015 0,205

Локус контроля Я -0,205 -0,062 -0,135 -0,061 0,074

Локус контроля - -0,305 -0,318 -0,422 -0,262 0,063

жизнь

Как видно из таблицы 3, тесных корреляционных связей показателей смысложизненных ориентаций и показателей рефлексивности разведенных женщин зрелого возраста выявлено не было, что говорит об отсутствии тесных связей и независимости взаимовлияния одного показателя на другой. Отсюда, уровень смысложизненных ориентаций не обуславливает доминирование рефлексивности.

Кроме того, обнаружены слабые отрицательные корреляционные связи показателей рефлексии настоящего и показателей смысложизненных ориентаций, что свидетельствует о том, для разведенных женщин зрелого возраста настоящее не имело ценности, они анализировали результаты, к которым пришли на данный момент жизни, формулировали новую жизненную цель, в которой рассматривали себя творцом своей жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также, можно заметить отрицательные связи показателей «локус контроля -жизнь» и показателей общей рефлексии, рефлексии настоящего и ретроспективной рефлексии (р<0,05). Данные связи могут означать, что женщины считают возможным контролировать собственную жизнью, для чего им необходимо перестать анализировать прошлое, испытывать, переживать снова негативные эмоции от воспоминаний в настоящем, а нужно быть решительной и смотреть только в будущее. Итак, нами не были установлены сильные связи показателей смысложизненных ориентаций и показателей рефлексивности разведенных женщин зрелого возраста.

ВЫВОДЫ

Таким образом, в ходе эмпирической работы мы изучили смысложизненные ориентации и рефлексивность женщин зрелого возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации разрыва отношений в семье, а именно в ситуации развода.

148

Результаты эмпирического исследования показали, что преобладающим уровнем выраженности смысложизненных ориентаций разведенных женщин зрелого возраста является высокий, как и у неразведенных женщин зрелого возраста, что говорит о высокой степени осмысленности жизни, понимании себя и своего места на жизненном пути, осмысления целей и способов их достижения. Наиболее ярко проявились такие компоненты смысложизненных ориентаций разведенных женщин зрелого возраста, «как цели в жизни» и «локус контроля - жизнь», означающие наличие жизненных целей в будущем и определение себя как творца этого будущего. При этом слабо проявляются «процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность», и «результативность жизни» и «локус контроля Я», которые характеризуются подавленностью, неудовлетворенностью жизнью и потерей ее смысла.

При этом, исследовав рефлексивность разведенных женщин зрелого возраста, мы выявили, что доминирующим уровнем выраженности рефлексивности является средний уровень, характеризующийся анализом трудной жизненной ситуации, поиском стратегии поведения в дальнейшем. У испытуемых были установлены такие виды рефлексии, как рефлексия прошлого и рефлексия будущего, заключающиеся в анализе трудной жизненной ситуации, ее предпосылок и причин и выборе дальнейшего поведения в будущем; слабо - рефлексия настоящего и рефлексия общения и взаимодействия, что означает невозможность и нежелание разведенных женщин на данном жизненном этапе жить настоящим и радоваться жизни.

Итак, несмотря на трудную жизненную ситуацию развода, у разведенных женщин зрелого возраста наблюдается средний уровень выраженности рефлексивности и высокий уровень выраженности смысложизненных ориентаций.

Исходя из теоретических и эмпирических данных, можно утверждать, что преодолению жизненных проблем как разведенным, так и неразведенным женщинам, которые при этом являются студентами заочной формы обучения, способствовали социокультурная среда вуза, ситуация переключения и необходимости решать образовательные и профессиональные задачи. Это еще раз подтверждает известный факт о значимой роли и многофункциональности образования в жизни современного человека. Кроме того, было установлено, что для уважения самой себя разведенным женщинам зрелого возраста нужно знать, что они самоопределившиеся, самостоятельные, организованные, понимающие и уважающие себя и других людей, что нужно рассчитывать на себя и реализовываться в профессиональной сфере.

Список литературы

1. Выготский JI. C. Собрание сочинений в 6 т.: T. l / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. - 487 с.

2. Горина А. В. Психолого-педагогическое сопровождение формирования профессиональной компетентности студентов в социальной проектной деятельности / А. В. Горина, П. И. Фролова // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. - 2014. - № 5 (39). - С. 125-133.

3. Жучкова С. М. Смысложизненные ориентации как субъективные составляющие феномена смысла жизни / С. М. Жучкова // Актуальные вопросы педагогики и психологии: Материалы

149

Международной заочной научно-практической конференции. Часть III (01 августа 2011 г.). -Новосибирск: Изд. «ЭНСКЕ», 2011. - С. 146-150.

4. Зинченко В. П. Методологические вопросы психологии / В. П. Зинченко, С. Д. Смирнов. - М.: Изд-во Московского университета, 1983. - 164 с.

5. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 487 с.

6. Мощенко Л. С. Смысложизненные ориентации студентов с разным уровнем жизнестойкости (на примере студентов-психологов) / Л. С. Мощенко. Н. В. Дроздова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 50. - С. 133-140.

7. Абульханова К. А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) / К. А. Абульханова. - М.: МОДЭК, 1999. - 224 с.

8. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А. В. Карпов. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 424 с.

9. Степанов С. Ю. От психологии рефлексии к рефлексивной культурадигме в психологии / С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов // Рефлексия в науке и обучении. - Новосибирск: Ин-т филологии, истории и философии СО АН СССР, 1989. - С. 144-153.

10. Шаров А. С. Психология культуры, образования и развития человека: учеб. пособие / А. С. Шаров.

- Омск : Изд-во ОмГПУ, 2013. - 299 с.

11. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. - № 1.

- С. 1-3.

12. Розенфельд А. Симптомы. Процессы распада семейных отношений / А. Розенфельд. - М.: АСТ, 2006. - 233 с.

13. Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость / О. В. Хухлаева. - М.: Академия, 2002. - 202 с.

14. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. - СПб. : ООО «Речь», 2001. - 350 с.

15. Бююль Ахим. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей / Ахим Бююль / Под ред. В.Е. Момота. - СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2002. - 608 с.

16. Черкевич Е. А. Формирование саморегуляции психических состояний подростков / Е. А. Черкевич // Автореф. дисс.... канд. псих. наук: 19.00.07. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. - 22 с.

17. Черкевич Е. А. Трансформация смысложизненных ориентаций и рефлексивности разведенных женщин зрелого возраста. / Е. А. Черкевич, И. В. Цебенко // Человек и общество в нестабильном мире : материалы международной научно-практической конференции (Омск, 27 февраля 2015 г.) / отв. Ред. Г. И. Тюменцева. - Омск : Омская юридическая академия, 2015. - С. 159-164.

LIFE-MEANING ORIENTATIONS AND REFLEXIVITY OF MATURE WOMEN

IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS

Cherkevich E. A.

Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russian Federation

E-mail: cherkevich_elena@mail.ru

Currently, a large number of first divorces have been recorded among people of mature age, among whom women who are left with minor children are hard-pressed to bear the current situation. The analysis of the results of the study of life-meaning orientations and reflexivity of women of mature age is of practical importance for the effective organization of socio-psychological support of such people. We managed to obtain data on the psychological essence of life-meaning orientations, reflection and

150

reflexivity of the individual. The expressiveness of the meaningful orientations of divorced women of mature age corresponds to a high level, which determines a high degree of meaningfulness in life. Additional research is required on such a result as the absence of strong relationships between life-meaning orientations and the reflexivity of divorced people.

Consistently achieving the goal of the article and solving the assigned tasks, it was possible to formulate the psychological essence of a person's life-meaning orientations, reflection and reflexivity of a person.

In the course of empirical work, the measurement of life-meaning orientations and reflexivity of divorced women of mature age was carried out. The results of empirical research have shown that the dominant level of expression of the life-meaning orientations of divorced women of mature age is a high level, as in undivided women of mature age, which indicates a high degree of meaningfulness in life, understanding of oneself and one's place on the path of life, understanding goals and ways to achieve them. ... Such components of life-meaning orientations of divorced women of mature age, «as goals in life» and «locus of control - Life», which mean the presence of life goals in the future and self-determination as the creator of this future, were most clearly manifested. At the same time, «the process of life, or interest and emotional saturation», and «the effectiveness of life» and the «locus of self control», which are characterized by depression, dissatisfaction with life and the loss of its meaning, are weakly manifested.

Having studied the reflexivity of divorced women of mature age, we found that the dominant level of severity of reflexivity is the middle level, characterized by the analysis of a difficult life situation, the search for a strategy of behavior in the future.

It was found that in order to respect themselves, divorced women need to know that they are independent, organized, understanding and respecting themselves and other people, that they need to rely on themselves. In addition, the subjects believe that they need to be realized through self-improvement in the professional field, personal development, and not rely on external factors and someone's help and support.

So, the results of this study made it possible to reveal the features of life-meaning orientations, reflexivity, striving for self-importance, the process of settling in the external world in the internal plan, characteristic of divorced women of mature age.

In the course of empirical work, having studied the peculiarities of life-meaning orientations and reflexivity of divorced women of mature age, a correlation analysis was carried out, which showed the absence of significant correlations between the indicators of life-meaning orientations and reflexivity indicators, which indicates weak connections of the studied phenomena and the independence of the influence of one indicator on another. Hence, the level of life-meaning orientations does not determine the dominance of reflexivity.

We see the prospect of further research in identifying the factors and conditions for choosing life-meaning orientations by a person, in a gender comparison of the features of life-meaning orientations and reflexivity of divorced people, as well as in studying the mechanisms of feelings of divorced women of mature age and developing guidelines for organizing psychological, pedagogical and socio-psychological support, this category of women.

151

Keywords: life-meaning orientations, reflection, reflexivity, difficult life situation, vital activity crisis, divorce, personality, age, education, life activity.

References

1. Vygotsky L.S., Collected works in 6 volumes: T. l, 487 p. (Pedagogika, Moscow, 1982).

2. Gorina A.V. and Frolova P.I., Psychological and pedagogical support of students' professional competence formation in social project activity, Bulletin of the Siberian State Automobile and Road Academy, 5 (39), 125 (2014).

3. Zhuchkova S.M., Life-meaning orientations as subjective components of the phenomenon of the meaning of life, Actual questions of pedagogy and psychology: Materials of the International correspondence scientific and practical conference, Part III. August 01, 2011 (Publishing house ENSKE, Novosibirsk, (2011), p. 146.

4. Zinchenko V.P. and Smirnov S.D., Methodological issues of psychology, 164 p. (Publishing house of Moscow University, Moscow, 1983).

5. Leontiev D.A., Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of meaningful reality, 487 p. (Meaning, Moscow, 1999).

6. Moshchenko L.S. and Drozdova N.V., Life-meaning orientations of students with different levels of vitality (on the example of psychology students), Scientific-methodical electronic journal «Concept», 50, 33 (2016).

7. Abulkhanova K.A., Psychology and consciousness of personality (problems of methodology, theory and research of real personality), 224 p. (MODEK, Moscow, 1999).

8. Karpov A.V., Psychology of reflexive mechanisms of activity, 424 p. (Publishing house «Institute of Psychology RAS», Moscow, 2004).

9. Stepanov S.Yu. and Semenov I.N., From psychology of reflection to reflective culturedigm in psychology, Reflection in Science and Education, p. 144 (In-t of Philology, History and Philosophy of the Siberian Branch of the USSR Academy of Sciences, Novosibirsk, 1989).

10. Sharov A.S., Psychology of culture, education and human development: textbook, 299 p. (Publishing house of OmGPU, Omsk, 2013).

11. Antsyferova L.I., Personality in difficult living conditions: rethinking, transformation of situations and psychological protection, Psychological journal, 1, 1 (1994).

12. Rosenfeld A., Symptoms. The processes of disintegration offamily relationships, 233 p. (AST, Moscow, 2006).

13. Khukhlaeva O.V., Developmental psychology: youth, maturity, old age, 202 p. (Academy, Moscow, 2002).

14. Sidorenko E.V., Methods of mathematical processing in psychology, 350 p. (OOO «Rech», St. Petersburg, 2001).

15. Buyul Achim, SPSS: The Art of Information Processing. Analysis of statistical data and recovery of hidden patterns, Ed. V.E. Momota, 608 p. (OOO DiaSoftUP, St. Petersburg, 2002).

16. Cherkevich E.A., Formation of self-regulation of mental states of adolescents, Abstract. diss. ... cand. psycho. sciences: 19.00.07, 22 p. (Publishing house of OmGPU, Omsk, 2007).

17. Cherkevich E.A. and Tsebenko I.V., Transformation of life-meaning orientations and reflexivity of divorced women of mature age, Man and society in an unstable world: materials of the international scientific and practical conference (Omsk, February 27, 2015), Otv. ed. G.I. Tyumentsev (Omsk Law Academy, Omsk, 2015), p. 159.

152

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.