Научная статья на тему 'ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ'

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
740
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / СТУДЕНЧЕСКАЯ ГРУППА / ФАКТОРЫ / СТУДЕНТЫ / ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / PEDAGOGICAL UNIVERSITY / SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE / C STUDENT GROUP / FACTORS / STUDENTS / EMPIRICAL RESEARCH METHODS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Манакова Марина Вячеславовна

В статье представлены результаты проведения эмпирического исследования на выявление факторов социально-психологического климата, определяющих динамику развития студенческой группы педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Манакова Марина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPIRICAL STUDY OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN THE STUDENT GROUP

The article presents the results of an empirical study to identify the factors of socio-psychological climate that determine the dynamics of development of the student group of a pedagogical University.

Текст научной работы на тему «ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ»

Таблица 3

Сравнительный анализ средних значений психологических новообразований до эксперимента

Психологические новообразования Высокоуспевающие N= 87 Низкоуспевающие N=86 t

М±о М±о

Произвольность 19.567±0.812 6.019±0.064 12.46*

Внутренний план действий 16.816±0.796 4.131±0.061 11.67*

Рефлексия 18.029±0.171 5.014±0.054 11.97*

Примечание: n - количество испытуемых; М - среднее значение; о - стандартное отклонение; t - значение критерия Стьюдента; р - уровень значимости различий;; * р < 0,05

Представленные данные говорят о том, что эксперты отметили в поведении как высокоуспевающих, так и низкоуспевающих обучающихся характеристики, отражающие сформированность основных новообразований младшего школьника. Наиболее высоким баллом эксперты отметили проявления произвольности у высокоуспевающих обучающихся и реже всего встречаются проявления внутреннего плана действий у низкоуспевающих обучающихся. В целом, наиболее высокие показатели развития произвольности, внутреннего плана действий и рефлексии продемонстрировали учащиеся из группы высокоуспевающих обучающихся по сравнению с низкоуспевающими. О чём свидетельствует уровень значимости различий р < 0,05.

Выводы. Психическая деятельность обучающихся, получивших начальное общее образование, характеризуется тремя центральными новообразованиями: произвольностью, внутренним планом действий и рефлексией. Перечисленные новообразования формируются на протяжении всего периода обучения в начальной школе и получают наибольшее развитие к концу младшего школьного возраста. По уровню сформированности произвольности, внутреннего плана действий и рефлексии можно судить о том, насколько успешным было развитие обучающегося в период младшего школьного возраста.

Между уровнем развития психологических характеристик, составляющих новообразования младшего школьного возраста и успеваемостью обучающихся существует статистически достоверная зависимость. Чем выше уровень развития психологических характеристик (концентрация внимания, произвольная память, упорство в учебной деятельности, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, планирование учебных действий, притязания, самооценка, определение задач саморазвития) тем выше уровень их успеваемости. Данные исследования позволили методически организованно обосновать пути развития психологических характеристик низкоуспевающих обучающихся, получающих начальное общее образование.

Литература:

1. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: 2008. - 571 с.

2. Давыдов, В.В. Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования / В.В. Давыдов, А.З. Зак. - Новосибирск, 1987. - 213 с.

3. Запорожец, А.В. Современная психология / А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, О.В. Овчинникова. -М.: Изд-во МГУ, 1983. - 288 с.

4. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг: учеб. пособие. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 940 с.

5. Левитов, Н.Д. Психологические особенности младших школьников / Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 2009. - 244 с.

6. Майстренко, А.В. Развитие психологических характеристик у низкоуспевающих обучающихся начального образования / А.В. Майстренко // Наука и школа. - 2017. - № 4. - С. 172-178.

7. Майстренко, А.В. Сравнительный анализ сформированности психологических характеристик учащихся, получающих начальное общее образование и имеющих различную успеваемость в обучении / А. В. Майстренко, В.А. Губин // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). -2016. - № 7. - С. 164-169.

8. Пономарёв Я.А. Исследование ВПД / Я.А. Пономарёв // Вопросы психологии. - 1964. - №6. -С. 65-71

9. Семаго, Н.Я. Технология психологического обследования ребенка старшего дошкольного возраста / Н.Я. Семаго // Журнал практического психолога. - 1999. - № 4. - С. 47-56.

10. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Д.Б. Эльконин // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М., 1981.

Психология

УДК 316.6

кандидат педагогических наук, доцент Манакова Марина Вячеславовна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Нижний Тагил)

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В

СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Аннотация. В статье представлены результаты проведения эмпирического исследования на выявление факторов социально-психологического климата, определяющих динамику развития студенческой группы педагогического вуза.

Ключевые слова: педагогический вуз, социально-психологический климат, студенческая группа, факторы, студенты, эмпирические методы исследования.

Annotation. The article presents the results of an empirical study to identify the factors of socio-psychological climate that determine the dynamics of development of the student group of a pedagogical University.

Keywords: pedagogical University, socio-psychological climate, C student group, factors, students, empirical research methods.

Введение. Единого универсального определения такому явлению, как социально-психологический климат (СПК) не существует. Такому уникальному явлению присущ ряд особенностей. Поэтому его невозможно измерить по какому-либо одному из показателей. Разработана определенная система измерения, на основании которых предоставляется возможность эффективно оценить уровень и состояние СПК. Таким образом, психологический климат в коллективе складывается из множества составляющих. В первую очередь это налаженность межличностных, межгрупповых и прочих отношений, обоснованные управленческие решения, эмоционально-волевое воздействие руководителя или лидера коллектива также является одним из условий для поддержания здорового психологического климата в коллективе.

Ученые отмечают двойственную природу СПК коллектива. С одной стороны, это выражается в виде некого субъективного отражения в групповом сознании всей совокупности элементов социальной обстановки и окружающей среды. С другой стороны, возникновение такого явления, как последствия от воздействий на групповое сознание объективных и субъективных факторов. СПК приобретает относительную самостоятельность, становится объективной характеристикой коллектива и начинает оказывать обратное влияние на коллективную деятельность и отдельные личности.

СПК - это не статичное, а весьма динамичное образование. Эта динамика проявляется как в процессе формирования коллектива, так и в условиях его функционирования.

В контексте нашего исследования мы будем рассматривать малую социальную группу студентов как объединение молодых людей, связанных совместной деятельностью общей целью, ценностями, творческим отношением к процессу обучения и с благоприятным социально-психологическим климатом.

Изложение основного материала статьи. Важнейшим условием в изучении социально-психологического климата в студенческой группе является выявление факторов его формирования. Выделим основные факторы, определяющие состояние СПК:

1. Функциональные факторы (условия, техническая обеспеченность, организация процесса, графики и расписания, обоснованность и четкость распределения функций между членами коллектива, определенность структуры деятельности каждого участника, четкое обоснование обязанностей, прав и ответственности, отношение членов коллектива к вопросам организации процесса);

2. Экономические факторы (стимулирование результатов деятельности, обоснованное моральными нормами);

3. Управленческие факторы (отношение звена ведущего к составу ведомых, преемственность в оценке и выборе способов воздействия на коллектив в целом и по отдельности к каждому участнику, социальная дистанция и этика при взаимодействии участников коллектива);

4. Психологические факторы (взаимоотношения внутри коллектива, степень социально-психологической совместимости, уровень конфликтности, состояние взаимодействия между подгруппами, общее групповое мнение, нормы и традиции поведения, характер восприятия и оценка друг друга);

5. Факторы профессионально-квалификационной характеристики персонала (численность, соответствие выполняемой деятельности, перспектива повышения квалификации);

6. Правовые факторы (оптимальность и непротиворечивость правовых актов, регулирующих процесс, соответствие правовых актов требованиям деятельности, распределение функций и объема обязанностей, прав и ответственности, форма и содержание правовых актов).

К числу основных психологических факторов, регулирующих СПК студенческой группы в функциональном плане, относятся:

- доверие (недоверие) членов группы друг к другу;

- симпатия (антипатия) во взаимоотношениях членов группы;

- свобода (запрет) выражения собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся функционирования группы как целого;

- давление на рядовых членов группы или признание за ними права на самостоятельные решения;

- осведомленность (неведение) членов группы о состоянии дел;

- низкая (высокая) степень эмоциональной включенности и взаимопомощи;

- принятие (непринятие) на себя ответственности за состояние дел в группе.

Из всех вышеперечисленных признаков формируется основная структура взаимодействия участников малой группы - отношение людей к совместной деятельности и отношение друг к другу, что неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся составным звеном малой группы. Таким образом, климат повседневно присутствует в отношениях каждого из членов коллектива к самому себе, формируя общественную форму самосознания личности. СПК коллектива непосредственно зависит также и от эмоциональной окраски психологических связей коллектива, возникающих на основе их близости, симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей.

Существует целый ряд признаков, определяющих стабильность СПК в малой группе:

1. Глобальная макросреда: обстановка в обществе, совокупность экономических, культурных, политических и др. условий. Стабильность в экономической, политической жизни общества обеспечивают социальное и психологическое благополучие его членов и косвенно влияют на СПК;

2. Локальная макросреда, т. е. организация, в структуру которой входит коллектив. Масштабы организации, отсутствие функционально-ролевых противоречий, степень централизации власти, состав структурных подразделений (половозрастной, профессиональный, этнический);

3. Физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия. Жара, духота, плохая освещенность, монотонный шум могут стать причиной повышенной раздражительности и косвенно повлиять на психологическую атмосферу в группе. Напротив, благоприятные санитарно-гигиенические условия создают комфортную обстановку и повышают удовлетворенность от деятельности в целом;

4. Удовлетворенность рабочим процессом. Формирование благоприятного климата зависит во многом от того, насколько процесс деятельности является для человека интересным, разнообразным, творческим,

соответствует ли его профессиональному уровню и позволяет реализовать творческий потенциал.

Привлекательность процесса учебно-профессиональной деятельности мотивируют условия соответствия ожиданиям субъекта этой деятельности, позволяющие реализовать его собственные интересы, мотивы, смыслы а также и удовлетворить потребности личности в межличностных отношениях:

- достойные условия организации учебного процесса;

- материальное / моральное стимулирование и социальное обеспечение;

- уровень компетентности коллег;

- общение и характер деловых межличностных отношений в коллективе;

- успех, достижения, авторитет;

- творческий подход, реализация своего потенциала.

Основной задачами исследования психологического климата является также выявление признаков благоприятного/неблагоприятного психологического климата:

Используя подобранные психодиагностические методики, как констатирующий эксперимент, нами было проведен комплексный опрос для определения уровня СПК. Экспериментальное исследование проводилось в рамках организации Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» на примере выборки из группы студентов 3-го курса заочной формы обучения в период прохождения промежуточной аттестации.

Цель исследования - анализ и оценка СПК студенческой группы. В коллективе существует устойчивое мнение о том, что данная группа очень дружная, с благоприятным психологическим климатом. В ходе работы нам предстоит подтвердить, либо опровергнуть общее мнение о группе.

Для определения показателей субъективных оценок состояния СПК были выбраны следующие диагностические методики:

1. «Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе», разработанная О. С. Михалюк и А. Ю. Шалыто. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе (см. Приложение 1).

2. «Методика исследования социально-психологическогоклимата» по карте-схеме Л. Н. Лутошкина. Данная методика позволяет за короткое время определить субъективную оценку климата коллектива его членами. (см. Приложение 2).

3. «Методика оценки психологической атмосферы в коллективе» по Ф. Фидлеру. В основе данной методики наглядно демонстрируется применение семантического дифференциала (см. Приложение 3).

В данном эмпирическом исследовании, при соблюдении равных условий и сохранения анонимности ответов испытуемых, каждому из участников был присвоен код. Проведение беседы, в ходе которой были изложены подробные инструкции, позволили в дальнейшем качественно произвести сбор информации о результатах психодиагностических методик. На добровольной основе приняло участие 13 человек разного половозрастного состава, что примерно составило 2/3 от общей численности всей студенческой группы. Общие сведения о выборке студентов наглядно отображены в виде представленной иллюстрации (рис. 1).

Рисунок 1. Показатели половозрастного состава выборки студенческой группы

На первом этапе организации диагностики СПК студенческой группы 3-го курса заочной формы обучения испытуемым было предложено прохождение теста «Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе» авторов О. С. Михалюк и А. Ю. Шалыто. Результаты диагностики испытуемых представлены в таблице №1.

Таблица №1

Результаты диагностики испытуемых по «Экспресс-методике» О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто

оценка Показатели субъективных оценок СПК выборки

эмоциональный поведенческий когнитивный

кол-во в % кол-во в % кол-во в %

положительная 11 85% 8 62% 3 23%

неопределенная 2 15% 5 38% 6 46%

отрицательная 0 0% 0 0% 4 31%

По результатам диагностики высокие показатели, характеризующие положительные стороны взаимоотношений в коллективе, наблюдаются по эмоциональному (85 %) и поведенческому (62 %) компонентам, что свидетельствует о высоком уровне сопереживания и удовлетворенности от совместной деятельности большей части студенческой группы. Однако по когнитивному компоненту отражены признаки оптимальной устойчивости в наименьшей степени (31 %), что говорит нам о тенденции противоречивости и неопределенности в субъективной оценке деловым и личным качествам своих однокурсников. Очевидно, что значительная часть группы не расположена к более тесному общению (рис. 2).

Рисунок 2. Показатели субъективных оценок по эмоциональному, поведенческому и когнитивному

компонентам СПК

Выражая наглядно полученный средний коэффициент субъективной оценки испытуемых по каждому компоненту СПК, следует отметить, что атмосфера сплоченности в студенческой группе имеет устойчивые психологические показатели (рис. 3).

Рисунок 3. Средний коэффициент субъективных оценок по компонентам СПК

Согласно представленным результатам диагностики климат коллектива можно охарактеризовать в целом, как благоприятный, не требующий особых корректировок. С точки зрения специфичности формирования когнитивных признаков СПК следует отдельно обратить внимание на возможность усиления сплоченности коллектива путем внеурочной деятельности. Такой процесс, организованный в правильной форме, при соблюдении норм нравственности и морали, позволяет сформировать у группы устойчивые представления о качественной стороне каждой личности.

На втором этапе проведения диагностики участниками выборки была произведена оценка вопросов по методике исследования социально-психологического климата по карте-схеме Л.Н. Лутошкина. Полученные результаты были обработаны и представлены в виде рис. 4.

Рисунок 4. Показатели субъективных оценок по характеристике СПК

В ходе обработки опросов было выявлено, что наиболее положительная динамика ответов была определена в оценке атмосферы, царящей в коллективе, что в целом выражает дружелюбную сторону взаимоотношений участников группы.

Самая уязвимая оценка, но при этом не достигающая критической отметки (4,85 баллов по 7-бальной шкале), была определена в результатах ответа на 7-й вопрос, что позволило нам идентифицировать проблему, как проявление несдержанности при высказывании мнения сокурсников, где единицы участников считают свою точку зрения первостепенной. Такую позицию можно наблюдать при столкновении лидерских качеств нескольких участников. При этом происходит незримый конфликт интересов. Во избежание возможных «трещин» и «сколов» СПК следует обратить внимание на качественное сплочение лидеров путем их взаимодействия, что позволяет достигнуть продуктивности совместной деятельности.

В целом по результатам опроса средний коэффициент субъективных оценок достигает отметки 5,54 балла, что в очередной раз подтверждает предположение о благоприятной и здоровой атмосфере внутри коллектива (рис. 5).

Рисунок 5. Средний коэффициент субъективных оценок по характеристике СПК

Третий этап комплексной диагностики проводился по методике оценки психологической атмосферы коллектива Ф. Фидлера, которая также позволяет характеризовать динамику положительных и отрицательных ответов. Наиболее оптимальные ответы испытуемых закрепились в теме вопроса «дружелюбие - враждебность». Пик самых «сомнительных» оценок расположился в области ответов на тему «согласие - несогласие» (суммарное значение составило 41 ед. при условии критической отметки от 36 баллов), что в полной мере оправдало сделанные в предыдущих опросах выводы о «уязвимых» точках коллектива.

Проведение исследований по методике Ф. Фидлера позволило выявить показатели субъективных оценок в процентном соотношении (рис. 6).

Рисунок 6. Показатели субъективных оценок по характеристике СПК

На основании индивидуальных профилей был также рассчитан показатель среднего профиля (26,77 ед. из 30 возможных баллов), который положительно характеризует психологическую атмосферу в группе, подтверждая положительную динамику оценки предыдущих опросов (рис. 7).

Рисунок 7. Средний профиль психологической атмосферы

Результаты исследования показали, что в группе наблюдаются устойчивые признаки оптимальности среднего коэффициента по всем представленным методикам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы. Таким образом, основываясь на показатели комплексной диагностики, можно прийти к выводам:

- психологическая атмосфера в группе располагает к сотрудничеству, взаимопомощи и благоприятному эмоциональному настрою студентов по отношению друг к другу;

- необходимы незначительные корректировки в целях достижения наиболее устойчивого благоприятного климата в коллективе.

Полученные результаты исследования актуализировали проблему исследования в выявлении факторов и признаков благоприятного социально-психологического климата в студенческой группе и позволили составить рекомендации по поддержанию и развитию межличностных отношений в группе с целью сплочения членов данной группы. Предлагаем некоторые из них:

1. Игры на общение. Применяются для анализа взаимоотношений в коллективе, представляют собой аналог социометрии.

- «Творческое изображение». Студентам предлагается зарисовать «уровень» взаимоотношения в группе, обозначив каждого ее члена кружком, причем величина кружка зависит от влияния этого лица на группу, а расстояние между отдельными кружками зависит от степени тесного взаимодействия между личностями. Кружки соединяют красными или синими линиями, обозначая теплоту характера отношения между этими людьми.

- «Физическое изображение». Схожим вариантом вышеуказанной игры является визуальное представление отношений в группе в виде интерактивного участия. Членам группы предлагается расположиться в соответствии с представлением того, кому они отдают предпочтение, и дальше от тех, отношения к которым наиболее прохладны. Следует заметить, что в процессе обучения зачастую на подсознательном уровне именно так и происходит процедура «рассаживания по партам». Среди «игроков» такого типа спонтанно или под руководством консультанта-психолога возникает дискуссия, в ходе которой анализ выявленных взаимоотношений способствует принятию мер по изменению психологического климата в группе.

- «Разговор на непонятном языке». Для развития доверия в группе предлагается игра, где произнося ничего не значащие сочетания слогов, партнеры стараются интонацией выразить различные эмоциональные реакции и учатся понимать эмоциональный контекст общения. Выраженная форма общения позволяет ускорить переход статуса отношений в разряд неформальных.

2. Ролевые игры. Широко применяется в целях улучшения взаимоотношений и преодоления психологических барьеров, как способ снятия препятствий в общении и самовыражении. Общие задачи выражены в активном обсуждении действий участников с оказанием помощи в разрешении проблемы.

3. Дискуссии, вербальные контакты, обсуждения. Наиболее оптимальные способы по выявлению проблем.

- Обсуждение, проводится в демократической атмосфере, с обязательной обратной связью, при условии позитивного восприятия каждого мнения всеми участниками. Структурно обсуждения можно классифицировать по основным формам (беседа в присутствии консультанта или обсуждение в малой группе).

Психология

УДК 159.9

преподаватель Матвеева Ольга Сергеевна

Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказания России Федерального казенного образовательного учреждения высшего образования (г. Вологда)

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация. Статья посвящена описанию исследования проведенного автором в рамках изучения эмоционального выгорания сотрудников исправительных учреждений, занимающих определенные должности в различных службах и отделах. Полученные результаты могут быть использованы при работе с сотрудниками в рамках проведения психопрофилактической работы направленной на проведение социально-профилактических и психологических мероприятий в рамках эмоционального выгорания сотрудников в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, психопрофилактика, профилактическая работа и т.д.

Annotation. The article describes the study conducted by the author in the framework of studying the emotional burnout of correctional officers who hold certain positions in various services and departments. The results obtained can be used when working with employees in the framework of psychoprophylactic work aimed at carrying out socio-preventive and psychological measures in the framework of emotional burnout of employees in the bodies and institutions of the criminal Executive system.

Keywords: emotional burnout, psychoprophylaxis, preventive work, etc.

Введение. Основной приоритетной задачей современной психологии в настоящее время выступает разработка психопрофилактических программ по предупреждению и коррекции эмоционального выгорания как одной из составляющих профессиональных деформаций сотрудников различных сфер деятельности. Чаще всего к категории работников, подверженных риску развития эмоционального выгорания, относятся педагоги, психологи, социальные работники, специалисты по социальной работе, врачи, сотрудники правоохранительных органов, в том числе и сотрудники уголовно-исполнительной системы. Это связано с тем, что существует определенная специфика профессиональной деятельности сотрудников исправительного учреждения, которая заключается в высокой степени закрытости, тесном и постоянном контакте с криминогенной средой, депривации общения, высокой хронической стрессогенности профессиональной деятельности, отдаленности исправительных учреждений от цивилизации, которая определяется: постоянной угрозой физической и эмоциональной агрессии, высоким уровнем эмоциональной окрашенности общения с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными. Между тем в современной психологической литературе отмечается, что интенсивное общение в рамках трудовой деятельности повышает вероятность возникновения синдрома эмоционального выгорания в тех отраслях, где деятельность определяется «человек - человек».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.