Научная статья на тему 'Особенности потенциальной интеллектуальной одаренности старшеклассников с разной успеваемостью'

Особенности потенциальной интеллектуальной одаренности старшеклассников с разной успеваемостью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
104
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петросян Г. С.

В статье рассматриваются результаты научного исследования особенностей ПИО старшеклассников с разной успеваемостью. ПИО рассматривается как особая форма ментального опыта личности, который представлен тремя уровнями: когнитивный, метакогнитивный и интенциональный опыт. Были выявлены различия в уровне сформированности когнитивного, метакогнитивного и интенционального опыта в группах старшеклассников с низкой, средней и высокой успеваемостью. Показано, что в качестве факторов успешности учебной деятельности (показателем которой является успеваемость) можно выделить степень сформированности ментальных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности потенциальной интеллектуальной одаренности старшеклассников с разной успеваемостью»

ляется также и тем, что для испытуемых характерно преобладание высокого и среднего уровня алекситимии, что свидетельствует о затруднениях испытуемых в осознании и адекватном выражении эмоций.

Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости создания психолого-педагогических условий развития эмоционального интеллекта у студентов вуза. При этом внедрение подобных условий может носить последовательный, поэтапный характер. Первым шагом на пути развития эмоционального интеллекта студентов вуза может стать создание специализированного психологического тренинга.

Список литературы:

1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. - 2006. - №3. - С. 78-86.

2. Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект. - М.: Лик Пресс, 1998.

3. Лобейко Ю.А., Швалева Н.М., Оксанич С.И. Самодиагностика и развитие личности студента. - М.: СтГАУ, 2004. - 124 с.

4. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2004. - С. 29-36.

5. Никулина Д. С. Психолого-педагогические условия преодоления алекситимии у студентов вузов. Дисс. ... кандидата психологических наук.

- Таганрог, 2005.

6. Роджерс К. Эмпатия / Психология эмоций. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2002. - 752 с.

7. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии -СПб.: Речь, 2000 - 350 с.

ОСОБЕННОСТИ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ

© Петросян Г.С.*

Технологический институт Южного федерального университета,

г. Таганрог

В статье рассматриваются результаты научного исследования особенностей ПИО старшеклассников с разной успеваемостью. ПИО

* Аспирант кафедры Психологии и безопасности жизнедеятельности

рассматривается как особая форма ментального опыта личности, который представлен тремя уровнями: когнитивный, метакогнитивный и интенциональный опыт. Были выявлены различия в уровне сфор-мированности когнитивного, метакогнитивного и интенционального опыта в группах старшеклассников с низкой, средней и высокой успеваемостью. Показано, что в качестве факторов успешности учебной деятельности (показателем которой является успеваемость) можно выделить степень сформированности ментальных структур.

Проблема интеллектуальной одаренности представляет собой комплексную проблему, стоящую на стыке различных дисциплин. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к ней, особенно в вопросах, касающихся выявления, обучения и развития одаренных детей (В.Н. Дружинин, М.А. Холодная, В. Д. Шадриков, Дж. Рензулли и др.).

Изучение потенциальной интеллектуальной одаренности (далее ПИО) отнюдь не является сугубо академической проблемой, поскольку сведения о природе этого уникального человеческого качества необходимы для разработки валидных средств диагностики проявлений ПИО, а также для содействия развитию потенциала одаренности у дошкольников, учащихся и взрослых. Знание таких индивидуальных особенностей обучающихся позволяет планомерно направлять процесс их индивидуального интеллектуального развития. Тем не менее, возникает противоречие между теоретическим обоснованием необходимости рассмотрения проблемы ПИО учащихся и некоторой традиционностью практической реализации. Примером, в частности является итоговая аттестация учащихся общеобразовательных школ (например, тестирование), которая зачастую не дает учителям представлений о возможностях и потенциале учащихся. Основным критерием оценки в работе учителей по-прежнему остается успеваемость, как внешний показатель учебной деятельности.

В связи с этим цель исследования - изучение ПИО учащихся с разной успеваемостью. Объект исследования - учащиеся старших классов с разной успеваемостью. Предмет исследования - ПИО старшеклассников с разной успеваемостью.

Гипотеза исследования: существуют различия в ПИО старшеклассников с разной успеваемостью в соответствии с критериями: сформирован-ность понятийного (когнитивного) опыта; сформированность метакогни-тивного опыта; интенциональность старшеклассников в учебно-познавательной деятельности.

Данная гипотеза конкретизируется в следующих положениях:

1. у учащихся с высокой успеваемостью степень сформированности понятийного и метакогнитивного опыта будут выше в сравнении с учащимися с низкой и средней успеваемостью;

2. возможно квадрираспределение интенциональности учащихся с разной успеваемостью.

Проведенный нами теоретический анализ показал, что ПИО представляет собой особую форму организации ментального опыта личности, который представлен тремя уровнями: когнитивный, метакогнитивный и интенциональный опыт. Проявлением интенциональности учащихся в учебно-познавательной деятельности является познавательный интерес (познавательная направленность), о чем свидетельствует тот факт, что такие составляющие познавательного интереса как любознательность, любопытство, познавательная потребность лежат в основе поисковой, исследовательской деятельности.

В качестве факторов успешности учебной деятельности (показателем которой является успеваемость) или, с другой стороны, причин неуспеваемости можно выделить степень сформированное™ ментальных структур, а именно: когнитивного опыта, который соотносится с такими факторами успешности как объем и качество знаний, степень сформирован-ности навыков и способов учебной деятельности и др.; метакогнитивного опыта, который выражается в способности самостоятельной организации и управления учебной деятельностью; интенционального опыта, который соотносится с наличием высокого познавательного интереса, отношением к учебе и т. д. При этом стоит отметить, что высокая успеваемость не всегда является показателем высокой интенциональности учащегося.

Сведения об испытуемых. В качестве испытуемых в данном исследовании выступили учащиеся 9-11 классов общеобразовательной школы № 35 г. Таганрога и Неклиновской школы-интерната с первоначальной летной подготовкой в количестве 170 человек. Состав групп учащихся с низкой, средней и высокой успеваемостью определялся по средним значениям оценок по дисциплинам предметного цикла за учебный год. В итоге были выделены три группы старшеклассников: с низкой успеваемостью (средний балл до 3,4) - 36 % от общей выборки; со средней (от 3,5 до 4,4 баллов) - 48 %; с высокой (от 4,5 до 5 баллов) -16 % от общего количества испытуемых. Процедура исследования содержала три серии в соответствии с гипотезой.

Использованные методы и методики. Для реализации эмпирического изучения особенностей ПИО старшеклассников с разной успеваемостью были использованы следующие методы и методики:

1 серия исследования: изучение организации когнитивного опыта у старшеклассников с разной успеваемостью. Методики: 1) «Формулировка проблем» М. А. Холодной [2]; 2) «Семантический дифференциал» в модификации М. А. Холодной [2].

2 серия исследования: изучение характеристик метакогнитивного опыта. Методики: 1) «Сравнение похожих рисунков» Дж. Кагана [2]; 2) «Идеальный компьютер» М. А. Холодной [3].

3 серия исследования: изучение познавательной направленности старшеклассников как проявления их интенциональности в учебной деятель-

ности. Методики: 1) Развивающая методика рефлексивной оценки (самооценки) в учебной деятельности И.А. Кибальченко «РОУД» [1].

Статистические критерии: 1) непараметрический критерий X Колмогорова - Смирнова; 2) коэффициент ранговой корреляции Спирмена (r); 3) при обработке данных применялся программный пакет «Statisti-ca 6.0» и «Microsoft Excel». Гипотезы Но отвергали при р > 0.05.

Результаты, полученные в ходе проведения эмпирического исследования особенностей ПИО старшеклассников, указывают на значимые различия в группах учащихся с разной успеваемостью.

Старшеклассники всех групп способны к генерированию идей. Но, при этом старшеклассники с высокой успеваемостью в сравнении с низкоуспевающими учащимися при формулировке проблем выходят в более отдаленные семантические области (о чем свидетельствует тот факт, что высокоуспевающие старшеклассники склонны формулировать более сложные и обобщенные проблемы (средний балл - 0,81) по сравнению с низкоуспевающими (средний балл - 0,51)). Кроме того, мера дифферен-цированности эмоционально-оценочных суждений у старшеклассников с высокой успеваемостью (среднее значение - 11,48) выше по сравнению со старшеклассниками с низкой (среднее значение - 10,43) и средней (среднее значение - 10,51) успеваемостью (что подтверждается склонностью высокоуспевающих старшеклассников использовать «средние» оценки, т.е. оценки в графах «средне», «слабо»). Согласно работам М.А. Холодной, Е.Ю. Савина существует прямая корреляционная связь между склонностью использовать «средние» оценки и общим индексом сформированно-сти понятийных структур, т.е. именно количество выборов в графах «средне-слабо» является индикатором уровня сформированности индивидуальных понятийных структур [2]).

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о более высокой мере сформированности когнитивных структур у старшеклассников с высокой успеваемостью в отличие от старшеклассников с низкой успеваемостью.

Изучение непроизвольного интеллектуального контроля как составляющей метакогнитивного опыта показало, что 65 % старшеклассников с высокой успеваемостью, 42 % старшеклассников с низкой успеваемостью и 48 % - со средней обладают рефлективным когнитивным стилем, характеризующимся тщательным сбором информации, её анализом, выдвижением и проверкой гипотез.

Импульсивным когнитивным стилем характеризуется 35 % высокоуспевающих старшеклассников, 52 % среднеуспевающих и 58 % низкоуспевающих. Старшеклассники из этих групп при принятии решения склонны принимать любые гипотезы, не учитывая их обоснованности, принимают необдуманные решения, делают ошибки, отвечают слишком быстро и без необходимого сбора информации.

Таким образом, старшеклассники с высокой успеваемостью по сравнению с низко- и среднеуспевающими старшеклассниками отличаются выраженностью непроизвольного интеллектуального контроля, о чем говорит значительно меньшее количество ошибок, которые они допускают в ситуации множественного выбора.

Изучение познавательной позиции как составляющей метакогнитив-ного опыта показало, что 32 % старшеклассников с высокой успеваемостью, 34 % со средней и 43 % с низкой имеют закрытую познавательную позицию, их познание направлено на разрозненные события, осмысление мира происходит в конкретных фактах.

Открытой познавательной позицией характеризуется 14 % старшеклассников с высокой успеваемостью 16 % - со средней и 17 % - с низкой. Познание этих старшеклассников направлено не только на себя, но и на окружающий мир, они стремятся осмыслить мир целостно, объективно, в обобщённых категориях. Старшеклассники со смешанной познавательной позицией составляют 54 % испытуемых в группе с высокой успеваемостью, 50 %

- со средней и 40 % - с низкой. Познание данных старшеклассников направлено не только на себя, но и на окружающий мир, но при этом они больше интересуются конкретными фактическими данными и не стремятся максимально охватить тот или иной аспект действительности. Статистическая проверка полученных данных показала отсутствие различий в познавательных позициях старшеклассников с разной успеваемостью. Это подтверждается проблемой современного образования о формировании открытости познавательной позиции у обучающихся при получении знаний.

Изучение познавательной направленности старшеклассников как проявления их интенциональности в учебно-познавательной деятельности показало, что старшеклассники с высокой и средней успеваемостью в сравнении со старшеклассниками с низкой успеваемостью проявляют больший интерес к новым знаниям и занимательным явлениям (высокие - 22 %, средние - 17 %, низкие - 13 %), а также в большей степени стремятся познать причинноследственные связи, принципы и закономерности, что соответствует низкому и высокому уровню развития познавательного интереса. Но при этом, старшеклассники с низкой успеваемостью (58 %) в отличие от старшеклассников с высокой (44 %) и средней (48 %) успеваемостью больше направлены на познание существенных свойств явлений и предметов, что соответствует среднему уровню развития познавательного интереса.

Таким образом, в ходе проведенного исследования нами было выявлено, что старшеклассники с высокой успеваемостью отличаются от старшеклассников со средней и низкой успеваемостью следующими особенностями ПИО: 1) значимо более высокой сформированностью понятийного опыта, что проявляется в генерировании более сложных и обобщенных идей, в более высокой мере дифференцированности эмоционально-оценочных суждений и, как следствие, более высокой мере сформиро-

ванности когнитивных структур; 2) значимо более высокой сформирован-ностью метакогнитивного опыта, что проявляется в выраженности непроизвольного интеллектуального контроля; 3) значимо более высокой направленностью на приобретение фактических знаний и изучение их причинно-следственных связей.

Следовательно, вывод о том, что в качестве факторов успешности учебной деятельности (показателем которой является успеваемость) можно выделить степень сформированности ментальных структур, нашел свое подтверждение в результате эмпирического исследования.

Тот факт, что бывает трудно отличить ПИО от академической, проявился в следующих результатах: в направленности на приобретение фактических знаний высокоуспевающими старшеклассниками; в схожести старшеклассников всех групп по соотношению открытой, закрытой и смешанной познавательной позиции. Однако направленность на приобретение фактических знаний высокоуспевающими старшеклассниками сочетается с направленностью на изучение причинно-следственных связей, а преобладание смешанного типа в соотношении результатов по познавательной позиции у этих же старшеклассников может свидетельствовать о взаимоподтверждении результатов и необходимости развития открытой познавательной позиции у старшеклассников в учебной деятельности.

Список литературы:

1. Кибальченко И. А. Теория и практика развития учебно-познавательного опыта обучающихся: монография / Под ред. А.В. Непомнящего. -Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. - 192 с.

2. Савин Е.Ю. Понятийный и метакогнитивный опыт как основа интеллектуальной компетентности: Диссертация на соискание ученой степени канд. псих. наук. - М., 2002. - 154 с.

3. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -Томск: Изд-во Том ун-та; Москва: Изд-во «Барс», 1997.- 392 с.

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ

© Рекретюк В.В.1

ООО «Центр Культуры Управления», г. Владивосток

Эта статья написана на основании монографического исследования процесса социализации ребенка дошкольного возраста в условиях

1 Психолог, магистр педагогики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.