Научная статья на тему 'ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
185
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / САМООЦЕНКА / EMPIRICAL RESEARCH / ADOLESCENCE / SELF-ESTEEM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савенкова Е.О., Зверева Т.С., Манаков А.С.

В статье рассматривается значимая проблема исследования самооценки личности в подростковом возрасте. Изучаются основные положения, касающиеся определения вида самооценки ее влияния на учебные достижения, приводятся результаты исследования; анализируется и делается вывод по результатам экспериментального исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF VOLITIONAL QUALITIES IN ADOLESCENCE

The article deals with a significant problem in the study of self-esteem in adolescence. The main provisions concerning the definition of the type of self-assessment of its impact on educational achievements are studied, the results of the study are given; the conclusion is analyzed and drawn from the results of the experimental study.

Текст научной работы на тему «ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

журнал. - 2010. - №1(3). - С. 97-102.

УДК 159.9.07

Савенкова Е. О. студент бакалавриата Зверева Т. С. студент бакалавриата Манаков А. С. студент бакалавриата Воронежский государственный педагогический университет

Россия, г. Воронеж

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ В

ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация:

В статье рассматривается значимая проблема исследования самооценки личности в подростковом возрасте. Изучаются основные положения, касающиеся определения вида самооценки ее влияния на учебные достижения, приводятся результаты исследования; анализируется и делается вывод по результатам экспериментального исследования.

Ключевые слова: эмпирическое исследование, подростковый возраст, самооценка.

Savenkova E. O. Zvereva T.S. Manakov A.S. bachelor students Voronezh State Pedagogical University

Russia, Voronezh

STUDY OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF VOLITIONAL QUALITIES IN ADOLESCENCE.

Annotation:

The article deals with a significant problem in the study of self-esteem in adolescence. The main provisions concerning the definition of the type of self-assessment of its impact on educational achievements are studied, the results of the study are given; the conclusion is analyzed and drawn from the results of the experimental study.

Key words: empirical research, adolescence, self-esteem.

Данная работа посвящена сложной и значимой проблеме детской психологии - изучению особенностей самооценки в подростковом возрасте и влиянию ее на учебные достижения.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что процесс развития самооценки личности изучен мало. Интерес к этим исследованиям в психологии развития быстро возрастает. Переходный возраст заметно

отличается, как от детства, так и от взрослости, имеется грань в этом отношении между подростком и юношей. Именно поэтому, исследование особенностей самооценки подростка является на сегодняшний день актуальным.

Значимость темы исследования состоит и в наличии психологических затруднений, которые испытывают учащиеся в процессе учебы. Такая трудность зависит от возможности, индивидуальных и возрастных особенностей. Для установления причин неуспеваемости, обусловленных особенностями личности, необходимо выявить, от какого комплекса свойств личности зависит неуспех обучения. Несмотря на многообразие этих свойств, можно выделить некоторые типичные их сочетания, которые в наибольшей степени влияют на успешность обучения подростковом возрасте.

Теоретической базой исследования особенности самооценки в подростковом возрасте являются труды таких авторов как Р. Я. Бернса, Т. В. Барласа, С. Ю. Головина, О. П. Елисеева, И. С. Кона, В. Н. Куницына, А. И. Кравченко, А. И. Липкина, В. М Мельникова, Р. В. Овчаровой, К. Р. Сидорова и др.

Известно, что, примерно с 8 лет, дети проявляют способность к самооценке своей деятельности в разных областях. Наиболее значимыми для них является: школьная успеваемость, внешность, физические способности, поведение, социальное принятие. Как бы то ни было в подростковом возрасте школьная успеваемость и поведение становятся важными для оценки со стороны родителей, а три другие - со стороны сверстников [1].

На основе современных научных знаний можно утверждать, что связь между успеваемостью школьников и их представлениями о своих способностях, носит характер взаимовлияния. Успехи в учебе, учительские оценки влияют на самооценку, так как успешность в освоении знаний является в современной системе образования главным показателем личностной значимости. Под влиянием постоянной оценки представления о себе зачастую приобретают негативный характер, самооценка оказывается заниженной и направленной лишь на успехи в учебной деятельности [2].

Самооценка в свою очередь воздействует на уровень учебных успехов через механизмы ожиданий, притязаний, мотивации, уверенности в своих силах. Соотношение самооценки и учебной успеваемости носит прямо пропорциональный характер. Дети, имеющие негативные представления о себе, не допускают высоких достижений, обычно реализуют эти представления и учатся плохо. И наоборот, дети, обладающие более высокой самооценкой и позитивными представлениями о своих учебных способностях, обычно учатся гораздо лучше.

Данная последовательность рассуждений подводит к пониманию теоретической и практической важности исследования и формирует цель -изучение самооценки личности в подростковом возрасте и влияние ее на учебные достижения.

В рамках данной статьи постараемся описать работу, которая была проведена с детьми подросткового возраста.

Исследование проводилось на базе МБОУ лицей №4 г. Россошь, Россошанского муниципального района, Воронежской области.

Исследование проводилось с учениками 6 «А» класса, возраст 12-13 лет, в количестве 22 человек (12 девочек, 10 мальчиков). В ходе исследования были использованы следующие методики: Тест-опросник для определения уровня самооценки С.В. Ковалева, методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Социометрия» Дж. Морено.

Первый этап экспериментальной работы предполагал знакомство с обучающимися и беседу. Ребята встретили радостно, дружелюбно. С большим интересом дети внимательно слушали, они были открыты к общению, так же они задавали много вопросов о том, сложно ли учиться в ВУЗах, как проходит учеба, сложно ли поступить в университет. Помимо этого, были собраны соглашения о проведении экспериментальных работ с родителей.

На втором этапе беседы учащимся был предложен Тест-опросник для определения уровня самооценки С.В. Ковалева, включающий в себя 32 суждения. Целью данной методики было определение уровня самооценки подростка. Вначале была проведена беседа для того, чтобы заинтересовать детей. Затем после ознакомления детей с правилами, они приступили к выполнению задания.

Проанализировав данные уровня самооценки в подростковом возрасте можно сказать, что 17 человек имеют заниженную самооценку, то есть у них заниженное самомнение. Подросток с низкой самооценкой тревожен, он испытывает страх от широких социальных контактов, при этом проявляет признаки эгоцентризма, ему трудно выходить из непростых ситуаций. Это связано с тем, что у подростков идет становление личности. Формируя личность подростка, взрослые должны опираться на чрезвычайно характерное для подростка эмоционально окрашенное стремление активно участвовать в жизни коллектива. Приобретение опыта коллективных взаимоотношений прямым образом сказывается на развитии личности подростка.

Кроме того, на основе результатов, обучающихся с высоким уровнем самооценкой не выявлено.

Следующим этапом нашей работы было исследование межличностных отношений ребенка в группе. Для этого была проведена «Социометрия» Дж. Морено.

В результате, ответа на вопрос «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой», мы выяснили, что в классе есть 2 изгоя, 11 пренебрегаемых, 4 предпочитаемых и 5 звезд. На вопрос «Кого бы ты пригласил к себе на день рождения?». После обработки данных, выяснилось, что из 22 человек - 5 звезд, 6-предпочитаемых, 11 пренебрегаемых. Изгоев, по данному вопросу выявлено не было.

Проанализировав данные всех исследований, можно сделать вывод, что учащиеся - Малышев И., Хованская В., Родионов М., Шевцова И. и Ярцев С. являются «звездами» класса. Причем Ярцев С. является одним их популярных в классе. В ходе опроса, его выбрали почти все учащиеся, так как он очень общительный, дружелюбный и является душой компании. Кроме того, в учебе он тоже показывает себя с хорошей стороны. Поэтому, все ученики хотят с ним дружить. Именно такие ребята и называются «звездами» класса.

Но, также мы выяснили, что большинство из «звезд» имеют заниженную самооценку, а именно: Малышев И. , Хованская В., Родионов М, и Шевцова. Для того чтобы определить причину низкого уровня самооценки, была проведена беседа с учащимися. В ходе беседы выяснилось, что Малышев И. и Родионов М. были переведены из другого класса, что и повлияло на изменение самооценки подростков. Хованская В. в день исследования плохо себя чувствовала и поэтому не смогла с точностью ответить на вопросы. Что касается Шевцовой И., то причиной ее низкого уровня самооценки является домашняя обстановка.

По результатам проведенного исследования можно констатировать следующий факт: социометрический статус учащегося, успеваемость, а также принятие или непринятие ребенка в группу сверстников оказывают большое влияние на развитие самооценки в подростковом возрасте. Так же формирование самооценки в подростковом возрасте зависит от оценок окружающих: родителей, учителей, одноклассников, близких друзей. Среди них родительская поддержка и отношение одноклассников наиболее полно влияют на самооценку подростка. Кроме того, характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности.

Использованные источники:

1. Куницына, В.Н. Восприятие подростками других людей и себя./ В.Н.Куницына. Москва, 1987.

2. Сидоров К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности подростков/ К.Р.Сидоров // Вопросы психологии. Москва, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.