Научная статья на тему 'ПОНИМАНИЕ СЕБЯ И ДРУГОГО ДЕТЬМИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ПОНИМАНИЕ СЕБЯ И ДРУГОГО ДЕТЬМИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
27
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНИМАНИЕ / ОТНОШЕНИЯ / ЭМПАТИЯ / САМООЦЕНКА / ПРИНЯТИЕ / ОСОБЕННОСТИ / UNDERSTANDING / RELATIONS / EMPATHY / SELF-ASSESSMENT / ACCEPTANCE / FEATURES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмина А.Н., Гайфуллина Н.Г.

Аннтонация: в статье анализируется понимание себя и другого детьми в подростковом возрасте. Исследование было проведено при помощи следующих методик: Методика «Расскажи о себе» (А.М.Щетинина), метод социометрии, тест Куна и Макпартленда "Кто я?". Исследование показало, что для подростков характерен достаточно низкий уровень самооценки и самопринятия своего внешнего облика; самооценка своей внешности у большинства детей имеет относительный характер кроме того, школьники имеют достаточно высокий уровень осознания своего физического Я. При этом, довольно много подростков воспринимаются другими школьниками как недостаточно красивые или вовсе некрасивые; в отношении способностей школьники воспринимают своих ровесников довольно однобоко - либо как очень способных (умных), либо как очень неспособных (глупых); среди школьников преобладает восприятие своих ровесников как определенно плохих, злых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNDERSTANDING YOURSELF AND OTHER CHILDREN IN ADOLESCENCE

The article analyzes the understanding of themselves and other children in adolescence. The study was conducted using the following methods: the Method of "Tell me about yourself" (A. M. Shchetinina), the method of sociometry, test Kuhn and Mcpartland "Who am I?" The study showed that adolescents are characterized by a fairly low level of self-esteem and self-acceptance of their appearance; self-esteem of their appearance in most children is relative in addition, students have a sufficiently high level of awareness of their physical self. At the same time, quite a lot of teenagers are perceived by other students as not beautiful enough or even ugly; in terms of abilities, students perceive their peers quite one - sided-either as very capable (smart), or as very incapable (stupid); among students, the perception of their peers as definitely bad, evil people prevails.

Текст научной работы на тему «ПОНИМАНИЕ СЕБЯ И ДРУГОГО ДЕТЬМИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 740.159.9

Кузьмина А.Н. студент 4 курса факультет психологии и педагогики

Гайфуллина Н.Г. старший преподаватель кафедра психология Елабужский институт Казанский (Приволжский) федеральный университет Россия, Республика Татарстан, г. Елабуга ПОНИМАНИЕ СЕБЯ И ДРУГОГО ДЕТЬМИ В ПОДРОСТКОВОМ

ВОЗРАСТЕ

Аннтонация: в статье анализируется понимание себя и другого детьми в подростковом возрасте. Исследование было проведено при помощи следующих методик: Методика «Расскажи о себе» (А.М.Щетинина), метод социометрии, тест Куна и Макпартленда "Кто я?". Исследование показало, что для подростков характерен достаточно низкий уровень самооценки и самопринятия своего внешнего облика; самооценка своей внешности у большинства детей имеет относительный характер кроме того, школьники имеют достаточно высокий уровень осознания своего физического Я. При этом, довольно много подростков воспринимаются другими школьниками как недостаточно красивые или вовсе некрасивые; в отношении способностей школьники воспринимают своих ровесников довольно однобоко - либо как очень способных (умных), либо как очень неспособных (глупых); среди школьников преобладает восприятие своих ровесников как определенно плохих, злых людей.

Ключевые слова: понимание, отношения, эмпатия, самооценка, принятие, особенности.

Kuzmina A. N.

4th year student of the faculty ofpsychology and pedagogy Elabuga Institute of Kazan (Volga) Federal University, Yelabuga

Republic of Tatarstan, Russia Gaifullina N. D.

senior lecturer of the Department ofpsychology Elabuga Institute of Kazan (Volga) Federal University, Yelabuga

Republic of Tatarstan, Russia UNDERSTANDING YOURSELF AND OTHER CHILDREN IN

ADOLESCENCE

Abstract: the article analyzes the understanding of themselves and other children in adolescence. The study was conducted using the following methods: the Method of "Tell me about yourself (A. M. Shchetinina), the method of sociometry, test Kuhn and Mcpartland "Who am I?" The study showed that adolescents are characterized by a fairly low level of self-esteem and self-

acceptance of their appearance; self-esteem of their appearance in most children is relative in addition, students have a sufficiently high level of awareness of their physical self. At the same time, quite a lot of teenagers are perceived by other students as not beautiful enough or even ugly; in terms of abilities, students perceive their peers quite one - sided-either as very capable (smart), or as very incapable (stupid); among students, the perception of their peers as definitely bad, evil people prevails.

Key words: understanding, relations, empathy, self-assessment, acceptance, features.

Одним из важных компонентов межличностного общения является понимание и идентификация личности. Одним человек, вступая в контакт с окружающими, с легкостью создает хорошее впечатление о себе, другой, в силу особенностей поведение, вызывает у партнера по общению отрицательные впечатления о себе. Большое значение проблема идентификации личности имеет в подростковом возрасте, в период становления личности. В подростковом периоде возникают разнообразные психологические трудности, которые чаще всего вытесняются в связи со страхом осознания. Подросток начинает по-новому оценивать себя и других. Понимание себя и другого является важной основой осознания подростком себя в этом мире, выделения своей ценности, уникальности и связи с другими людьми. В своем исследовании была поставлена цель изучить особенности понимания себя и другого детьми в подростковом возрасте. Предполагалось, что существует взаимосвязь между представлением школьников о самих себе и представлении о них ровесников.

В исследовании приняли участие 30 школьников в возрасте 12-13 лет МБОУ СОШ №2 города Елабуги в республике Татарстан. Для диагностики представлений школьников о самих себе и о ровесниках были исследованы такие диагностические методики, как методика «Расскажи о себе» (А.М.Щетинина) [25, с. 15 - 18]; метод социометрии для выявления психологической структуры неофициального или неформального порядка, формирующейся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий школьников, отражающей их представление друг о друге; тест Куна «Кто я?».

С помощью методики «Расскажи о себе» было выявлено, что низкий уровень самооценки и самопринятия Я- физического характерен для 26,7% (8) подростков, средний - для 60% (18 ), высокий - для 13,3% (4) школьников. Далее, в отношении Я - физического конкретная самооценка выявлена у 6,7% (2) детей школьного возраста, относительная самооценка характерна для 66,7% (20) детей, абсолютная для 26,7% (8) школьников. Осознание Я-физического на среднем уровне характерен для 70% (21) участников исследования, для остальных 30% ( 9) школьников характерен высокий уровень.

Изучение особенностей восприятия школьниками своего идеального Я

показало, что в данном отношении низкий уровень самооценки и самопринятия характерен для 3,3% (1) школьников, средний уровень для 53,3% (16), высокий уровень для 43,3% (13) школьников. Отношение детей к своему идеальному Я как обладающему строго определенными характеристиками, выявлена у 13,3% (4) школьников. 50% (15) участников исследования, выстраивают образ своего желаемого Я на основе сравнения себя с окружающими. Наконец, 36,7% (11) подростков, выстраивают свое Я- идеальное без какой бы то ни было связи с мнением других людей. С точки зрения осознанности представлений школьников о Я- идеальном, низкий уровень данного показателя выявлен у 26,7% (8) школьников; средний - у 63,3% (19) , высокий - у 10% (3) из них.

Для 30% (9) подростков характерен низкий уровень восприятия деятельностного Я, для 60% (18) детей средний и для 10% высокий. В отношении Я - деятельностного конкретный характер самооценки характерен для 73,3% (22) подростков, для 26,7% (8) подростков характерна относительная самооценка деятельностного Я. Что же касается уровня осознания Я - деятельностного, низкий уровень выявлен у 6,7% (2) подростков, средний - у 70% (21) , высокий - у 23,3% (7) из них.

По результатам социометрии было выявлено, что 13,3% (4) школьника являются лидерами по критерию «внешность». К числу предпочитаемых по красоте детей отнесены 20% (6) детей, пренебрегаемыми являются 33,3% (10).

В отношении способностей, популярными в группе испытуемых являются 23,3% (7) подростков, чьи качества в данном аспекте высоко оцениваются большинством других детей. Предпочитаемыми являются 3,3% (1) подростков. Пренебрегаемыми в данном отношении является также 3,3% (1) подростков, которые получили меньше среднего значения положительного выбора. Изолированными являются 23,3% (7) подростков, они не оцениваются ровесниками ни как умные, ни как глупые. Довольно значительное число детей отнесены к отвергаемым, их ровесники в большинстве своем оценивают их как неспособных - таковых среди школьников 46,7% (14).

В отношении такого качества как доброта популярными среди ровесников являются 20% (6) подростков. Предпочитаемыми в данном отношении являются 6,7% (2) подростков. К числу пренебрегаемых отнесено 10% (9) детей школьного возраста. Изолированными являются 16,7% (5) подростков. Остальные 46,7% (14) детей отнесены к отвергаемым, то есть они воспринимаются ровесниками как определенно плохие (злые).

По результатам методики Куна- Макпартленда «Кто я?» высокий уровень дифференцированности суждений о себе не характерен ни для кого из подростков, в то время как средний проявили 83,3% (25) учащихся, для остальных 16,7% (5) подростков характерен низкий уровень дифференцированности суждений о себе. Высокий уровень обобщенности оценок характерен для 60% (18) подростков, средняя обобщенность

характерна для 30% (9) школьников, низкая обобщенность оценок характерна для остальных 10% (3) учащихся. Высокий уровень самоотношения характерен для 16,7% (5) подростков, 83,3% (25) имеют средний уровень самоотношения.

Проведя экспериментальное исследование проблемы понимания себя и другого детьми в школьном возрасте, можно сказать, что для школьников характерен достаточно низкий уровень самооценки и самопринятия своего внешнего облика; у большинства детей самооценка своей внешности имеет относительный характер; школьники имеют достаточно высокий уровень осознания своего физического;

Большинство школьников довольно высоко оценивают то Я, к развитию которого они стремятся, причем построение такого идеального образа самих себя у школьников может примерно в равной степени как опираться на мнение других людей, так и не зависеть от них, а само представление о своем Я- идеальном у многих детей достаточно размыто.

Довольно значительное число школьников негативно оценивают деятельностную сторону самих себя, выделяя в данном аспекте восприятия самих себя конкретные свои поступки или действия; при этом, уровень осознания Я- деятельностного у детей школьного возраста, в целом, достаточно высок.

Довольно много школьников воспринимаются другими школьниками как недостаточно красивые или вовсе некрасивые; в отношении способностей школьники воспринимают своих ровесников довольно однобоко - либо как очень способных (умных), либо как очень неспособных (глупых); среди школьников преобладает восприятие своих ровесников как определенно плохих, злых людей.

Расчет критерия корреляции показал, что подтверждается существование взаимосвязи между уровнем самооценки школьниками собственной внешности и восприятием ее другими, а также между уровнем самооценки школьниками собственной доброты или злобы и восприятием данного качества другими; взаимосвязь же между пониманием школьниками своих способностей и восприятием их другими отсутствует.

Использованные источники:

1. Анчакова Е.С. Особенности восприятия подростком окружающего мира // Молодой ученый. - 2016. - № 7-6. - С. 19 - 20.

2. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению . - СПб.: Питер, 2016. - 176 с.

3. Гредюшко О.П. Психологические трудности подростков // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2014. - № 3. - С. 118 -119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.