Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №5, Том 7 / 2019, No 5, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-5-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/56PSMN519.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Динов Е.Н. Эмпирическое исследование психологических особенностей формирования заблаговременной устойчивости личности // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, https://mir-nauki.com/PDF/56PSMN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Dinov E.N. (2019). An empirical study of the psychological characteristics of the formation of early stability of personality. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/56PSMN519.pdf (in Russian)
УДК 159.9
Динов Евгений Николаевич
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Москва, Россия Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Заведующий кафедрой «Прикладной психологии и психотерапии»
Кандидат медицинских наук E-mail: [email protected]
Эмпирическое исследование психологических особенностей формирования заблаговременной устойчивости личности
Аннотация. На современном этапе развития общества наблюдается достаточно устойчивая тенденция усложнения профессиональной деятельности специалистов. В связи с чем механизмы детерминации, формирования и развития заблаговременной устойчивости и потенциала ресурсности субъекта в различных видах деятельности представляется важной теоретической и прикладной проблемой психологии.
Модели становления личности военного профессионала уместно рассматривать в контексте профессиональной ответственности. Профессионально ориентированной структурой личности будущего военного профессионала выступает его заблаговременная устойчивость, под которой понимается интегративный комплекс характеристик субъектов военной профессионализации, что обеспечивает подготовку психики к военно-профессиональной деятельности.
Цель статьи - путем эмпирического исследования установить психологические особенности формирования заблаговременной устойчивости личности согласно условиям профессионализации.
По результатам исследования установлено, что феномен заблаговременной устойчивости личности необходимо рассматривать прежде всего в контексте детерминации и взаимообусловленности жизненно-временных перспектив. Заблаговременная устойчивость личности рассматривается как личностное образование, представленное специфической функциональностью психологических границ личности, структурой внутриличностных конфликтов, типом ориентации на действие/состояние алиенации и адаптивными способностями.
В статье определены особенности становления заблаговременной устойчивости личности на примере курсантов вузов МО России, на разных этапах детерминации, проведен
их сравнительный анализ. Разработана идеальная модель и определено актуальное состояние становления заблаговременной устойчивости курсантов - будущих военнослужащих.
Путем сравнения отдельных показателей заблаговременной устойчивости в контексте жизненно-временных перспектив личности у исследуемых курсантов на учебно-академическом и учебно-профессиональном этапах становления, определена эмпирическая модель ее становления.
Ключевые слова: заблаговременная устойчивость личности; функции психологических границ; внутриличностная конфликтность; прогностические способности; адаптационно-ресурсный потенциал; контроль за действиями
Введение
Теоретический и системный анализ дает основания засвидетельствовать весомую степень проработанности различных аспектов устойчивости личности [1-3]. Однако, в большинстве из них заблаговременная устойчивость личности не рассматривалось в качестве конкретных моделей, не устанавливались закономерности ее формирования и развития на разных этапах профессионализации. Следует подчеркнуть, что измерения и моделирования отдельных составляющих заблаговременной устойчивости личности (функции психологических границ, внутриличностная конфликтность, адаптационно-ресурсный потенциал, типы контроля за действиями и т. п.) не составляли предмет конкретного исследования.
Следствием обозначенного состояния проработанности проблемы является недостаточный уровень внимания, уделенного поэтапному развитию заблаговременной устойчивости личности в системе профессиональной подготовки будущих военнослужащих на сензитивных этапах ее формирования и в соответствии с условиями развивающей деятельностной среды (учебно-академический и учебно-профессиональный этапы профессиогенеза).
Поэтому практически важным является вывод о целесообразности рассмотрения заблаговременной устойчивости будущих военнослужащих как интегрального личностного образования, адекватного условиям профессиональной деятельности, на основе которого развертывается состояние психологической готовности [4].
Методы исследования
С целью решения поставленных исследовательских задач в работе использован ряд общенаучных и специальных методов:
• теоретические методы - теоретический анализ научных источников;
• эмпирические методы - психодиагностические методики: методика Т.С. Леви «Методика диагностики психологической границы личности» [5]; тест по выявлению уровня внутриличностной конфликтности (А.И. Шипилов) [6]; многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-AM) (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин) [7]; методика «Шкала контроля за действием» (hAKEMP-90 (J. Kuhl) (адаптация С.А. Шапкина) [8].
• статистические методы - t-критерий Стьюдента для независимых выборок.
В исследовании принимали участие две группы курсантов: К2 - курсанты второго года обучения (36 человек) - учебно-академический этап профессионализации и личностного
становления, и К4 - курсанты четвертого года обучения (29 человек) - учебно-профессиональный этап профессионализации и личностного становления.
Результаты исследования
По результатам теоретического анализа установлено, что заблаговременная устойчивость личности рассматривается как личностное образование, представленное специфической функциональностью психологических границ личности, структурой внутриличностных конфликтов, типом ориентации на действие/состояние алиенации и адаптивными способностями [9; 10].
Результаты сравнения средних значений по показателям функций психологической границы личности, исследуемых К2 и К4 представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ выраженности функций психологических границ личности (К2 и К4)
Функция психологической границы личности К2 К4 t^Mn Р
Невпускающая 13,49 18,42 8,4 0,01
Проницаемая 17,77 14,92 5,2 0,01
Вбирающая 20,82 14,47 12,3 0,01
Отдающая 14,26 11,94 4,6 0,01
Сдерживающая 16,31 19,97 7,6 0,01
Спокойно-нейтральная 12,14 10,87 3,3 0,01
Достоверно определено, что исследуемым курсантам на учебно-академическом этапе (К2) присущи преимущества активности следующих функций границ личности: проницаемая функция ^ = 5,2); вбирающая функция ^ = 12,3); отдающая функция ^ = 4,6); спокойно-нейтральная ^ = 3,3).
Исследуемым курсантам (К4) на учебно-профессиональном этапе становления достоверно присущи следующие функции границ личности: невпускающая функция ^ = 8.4); сдерживающая функция ^ = 7.6).
Соответственно, можно констатировать, что по мере профессионализации в военном учебном заведении усиливаются функции психологических границ, ориентированных на сдерживание активности и обороняемость личности.
Сравнительный анализ особенностей внутриличностной конфликтности курсантов и отдельных типов конфликта представлен в табл. 2.
Таблица 2
Сравнительный анализ выраженности внутренне личностной конфликтности (К2 и К4)
Типы внутриличностных конфликтов К2 К4 ^мп Р
Мотивационный 8,74 14,52 12,7 0,01
Моральный 11,31 9,99 2,61 0,01
Нереализованного желания 10,58 12,06 3,6 0,01
Ролевой 13,06 13,39 1 -
Неадекватной самооценки 11,44 14,56 7,9 0,01
Результаты сравнительного анализа дают основания констатировать следующие особенности внутриличностной конфликтности и ее основных структур у курсантов.
По группе К2 преобладает: моральный конфликт (t = 3,6); адаптационный конфликт (t = 2,8).
По группе курсантов К4: мотивационный конфликт ^ = 12,7); нереализованного желания ^ = 3,6); неадекватной самооценки ^ = 14,56).
Таким образом, установленные расхождения свидетельствуют о необходимости учета внутренних детерминант активности будущих военнослужащих относительно их подготовленности к профессиональной деятельности. Борьба мотиваций, нереализованных желаний и неадекватность самооценки могут составлять негативный прогноз по становлению заблаговременной устойчивости личности.
Относительно адаптивных ресурсов индивида, которые играют существенную роль в становлении заблаговременной устойчивости личности, сравнительный анализ дает возможность поступить следующих аргументированных выводов (табл. 3).
Таблица 3
Сравнительный анализ выраженности составляющих адаптационного потенциала (К2 и К4)
Составляющие адаптационного потенциала К2 К4 1эмп Р
Поведенческая регуляция 1,87 6,17 20 0,01
Коммуникативный потенциал 4,12 4,0 0,8 -
Моральная нормативность 4,3 4,83 2,2 -
Личностный адаптационный потенциал 3,06 4,48 6,6 0,1
Полученные результаты сравнительного анализа свидетельствуют о влиянии ситуации личностного становления учебно-профессионального этапа - на увеличение компонентов поведенческой регуляции курсантов по мере обучения ^ = 20) и общего адаптационного потенциала личности ^ = 6,6). Полученные результаты дают основания считать процесс профессиональной подготовки будущих военнослужащих продуктивным в части развития этих компонентов.
Важный компонент заблаговременной устойчивости личности, связанный с самоуправлением: содержание сознания, образом себя как производных от успешной/неуспешной деятельности, также был определен путем сравнения показателей контроля за действием (таб. 4).
Таблица 4
Сравнительный анализ выраженности составляющих контроля за действием личности (К2 и К4)
Составляющие контроля за действием К2 К4 1эмп Р
Планирование 9,56 5,72 18,3 0,01
Реализация 6,62 8,76 9,9 0,01
Неудача 5,11 5,57 2,3 -
Путем сравнения определено, что курсантам группы К2 - учебно-академическом этапе профессионализации присущ больший контроль за операцией планирования = 18,3). По мере погружения в образовательно-профессиональную среду, актуализируется контроль за действием реализации деятельности ^ = 9,9).
Обсуждение результатов
Полученные результаты позволяют выстроить следующую специфическую модель заблаговременной устойчивости личности курсантов К2 (табл. 1) и курсантов К4 (табл. 2).
Таблица 1
Модель заблаговременной устойчивости личности курсантов К2
Функция психологической границы личности Типы внутриличностных конфликтов Составляющие контроля за действием
Проницаемая Моральный Планирование
Вбирающая Адаптационный
Отдающая
Таблица 2
Модель заблаговременной устойчивости личности курсантов К4
Функция психологической границы личности Типы внутриличностных конфликтов Составляющие адаптационного потенциала Составляющие контроля за действием
Не допускающая Мотивационный Поведенческая регуляция Реализация
Сдерживающая Нереализованного желания Личностный адаптационный потенциал
Неадекватной самооценки
Таким образом, полученные достоверные различия между компонентами заблаговременной устойчивости личности дают основания считать ее динамичным образованием, развитие и становление которого детерминируется по мере погружения личности в учебно-профессиональную деятельность.
Модели становления личности военного профессионала уместно рассматривать в контексте феномена ответственности личности и профессиональной ответственности. Следует констатировать, что ресурсность модели заблаговременной устойчивости личности курсантов на учебно-профессиональном этапе становления характеризуется большим репертуаром проявлений и компонентов, что свидетельствует о положительном влиянии системы профессиональной подготовки в вузе.
Эмпирическая модель становления заблаговременной устойчивости представлена следующим образом. Определено, что исследуемым курсантам на учебно-академическом этапе становления свойственны преимущества следующих показателей заблаговременной устойчивости личности: проницаемая, вбирающая, отдающая функции психологических границ личности. Анализ выраженности внутренне личностной конфликтности курсантов свидетельствует о преобладании морального и адаптационного конфликта. Характерной составляющей контроля за действием, как волевой акт, является действие планирования.
На учебно-профессиональном этапе становления личности курсантов выявлен следующий профиль границ личности: непроникающая, спокойно-нейтральная функция психологической границы. Выявлен широкий спектр и высокие показатели внутриличностной конфликтности, в частности преобладают такие виды конфликтов как: мотивационный, нереализованного желания, неадекватной самооценки. Указанное имеет негативные перспективы. Относительно адаптационного потенциала и ресурсности личности преобладает поведенческая регуляция, личностный адаптационный потенциал. Волевой контроль за действием ориентирован на компонент реализации.
В целом, следует отметить, что заблаговременная устойчивость личности связана не только с внутренне психологическими характеристиками будущего военнослужащего, но и в полной мере задается в социальном контексте его будущей профессиональной деятельности, в связи с чем уместно рассмотреть систему жизненных планов и жизненных перспектив курсантов, что и обуславливает перспективу дальнейших научных поисков. Также
перспективами дальнейших исследований является разработка рекомендаций относительно становления и развития заблаговременной устойчивости личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. McGue M., Bacon S., Lykken D.T. Personality Stability and Change in Early Adulthood: A Behavioral Genetic Analysis // Developmental Psychology, 1993. Vol. 29, No. 1, pp. 96-109.
2. Hampson S.E. Goldberg L.R. A First Large Cohort Study of Personality Trait Stability Over the 40 Years Between Elementary School and Midlife // Journal of Personality and Social Psychology, 2006, Vol. 91, No. 4, pp. 763-779.
3. Graham E.K., Lachman M.E. Personality Stability Is Associated With Better Cognitive Performance in Adulthood: Are the Stable More Able? // The Journals of Gerontology: Series B, 2012, Vol. 67, Iss. 5, pp. 545-554.
4. Терехин Р.А. Психологическая готовность военнослужащих к изменениям служебной ситуации в процессе военно-профессиональной социализации. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. псих. наук. - Саратов 2018. - 155 с.
5. Леви Т.С. Методика диагностики психологической границы личности // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 131-146.
6. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 5-е изд. СПб.: Питер, 2014. С. 485-490.
7. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова - СПб., 2001. С. 127-129, 138-141.
8. Методика «Шкала контроля за действием» (HAKEMP-90) (J. Kuhl) (адаптация С.А. Шапкина) https://sites.google.com/site/test300m/nkmp.
9. Маркелова Т.В. Теоретико-методологические проблемы заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса к условиям военно-профессиональной деятельности: монография. - М.: СГА, 2011. - 257 с.
10. Зимина И.В., Кащеева А.В., Лобанов С.Н. Формирование заблаговременной устойчивости родителей к трудным жизненным ситуациям при воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. - Новосибирск: СибАК, 2016. С. 88-92.
https:// mir-nauki. com
Dinov Evgeny Nikolaevich
Peoples' friendship university of Russia, Moscow, Russia Institute for advanced studies and retraining of personnel
E-mail: [email protected]
An empirical study of the psychological characteristics of the formation of early stability of personality
Abstract. At the present stage of development of society, there is a fairly stable tendency to complicate the professional activities of specialists. In this connection, the mechanisms of determination, formation and development of the early stability and potential of the resource of the subject in various types of activities seem to be an important theoretical and applied problem of psychology.
It is appropriate to consider models of the formation of the personality of a military professional in the context of professional responsibility. A professionally oriented personality structure of a future military professional is its early stability, which is understood as an integrative set of characteristics of subjects of military professionalization, which ensures the preparation of the psyche for military professional activity.
The purpose of the article is to establish, through empirical research, the psychological characteristics of the formation of an early stability of a person according to the conditions of professionalization.
According to the results of the study, it was found that the phenomenon of early stability of the personality must be considered primarily in the context of the determination and interdependence of life-time prospects. The early stability of the personality is considered as a personality formation, represented by the specific functionality of the psychological boundaries of the personality, the structure of intrapersonal conflicts, the type of orientation to the action / state of alienation and adaptive abilities.
The article identifies the features of the formation of early stability of an individual by the example of cadets of universities of the Russian Ministry of Defense, at different stages of determination, their comparative analysis is carried out. An ideal model has been developed and the current state of the formation of advance stability of cadets - future military personnel has been determined.
By comparing individual indicators of early stability in the context of the life-time prospects of the personality of the students under study at the academic, academic and professional stages of formation, an empirical model of its formation is determined.
Keywords: early stability of the personality; functions of psychological boundaries; intrapersonal conflict; prognostic abilities; adaptive-resource potential; control over actions
56PSMN519