Научная статья на тему 'Эмпирическое исследование процесса адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы к учебно-служебной деятельности на этапе обучения в вузе'

Эмпирическое исследование процесса адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы к учебно-служебной деятельности на этапе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
146
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / КУРСАНТ / СОТРУДНИК УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ВУЗ / УЧЕБНАЯ И СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТИПОЛОГИЯ / ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ / ADAPTATION / CADET / EMPLOYEE OF THE PENAL SYSTEM / UNIVERSITY / EDUCATIONAL AND SERVICE ACTIVITIES / TYPOLOGY / PSYCHOLOGICAL CORRECTION PROGRAM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аксенова Галина Ивановна, Аксенова Полина Юрьевна, Постика Юлия Андреевна

В статье представлены результаты эмпирического исследования процесса адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы к учебно-служебной деятельности на этапе обучения в вузе. Выявлена и описана типология курсантов по уровню их социально-психологической адаптации к учебно-служебной деятельности вуза (полностью адаптированные, широко адаптированные, пассивно адаптированные и дезадаптированные). Отражены результаты апробации программы психологической коррекции, направленной на формирование адаптации курсантов к учебно-служебной деятельности на этапе обучения в вузе.The article presents the results of an empirical study of adaptation process among employees of the Penal system to educational and service activities at the stage of study at the University. The typology of cadets by the level of their socio-psychological adaptation to the educational and service activities of the University (fully adapted, widely adapted, passively adapted and maladapted) is identified and described. The results of testing the program of psychological correction aimed at forming the adaptation of cadets to educational and service activities at the stage of studying at the University are reflected.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эмпирическое исследование процесса адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы к учебно-служебной деятельности на этапе обучения в вузе»

УДК 159.9:343.83

DOI 10.33463/2072-8336.2020.1(50).036-045

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К УЧЕБНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Г. И. Аксенова, П. Ю. Аксенова, Ю. А. Постика

Для цитирования

Аксенова, Г И. Эмпирическое исследование процесса адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы к учебно-служебной деятельности на этапе обучения в вузе / Г И. Аксенова, П. Ю. Аксенова, Ю. А. Постика // Прикладная юридическая психология. - 2020. - № 1 (50). - С. 36-45. - 001 : 10.33463/2072-8336.2020.1(50).036-045.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования процесса адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы к учебно-служебной деятельности на этапе обучения в вузе. Выявлена и описана типология курсантов по уровню их социально-психологической адаптации к учебно-служебной деятельности вуза (полностью адаптированные, широко адаптированные, пассивно адаптированные и дезадаптированные). Отражены результаты апробации программы психологической коррекции, направленной на формирование адаптации курсантов к учебно-служебной деятельности на этапе обучения в вузе.

Ключевые слова: адаптация, курсант, сотрудник уголовно-исполнитель-

© Аксенова Г. И., Аксенова П. Ю., Постика Ю. А., 2020

ной системы, вуз, учебная и служебная деятельность, типология, программа психологической коррекции.

Успешность профессиональной адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС), являющейся необходимым условием эффективного выполнения ими своих профессиональных обязанностей, детерминирована наличием и развитием у них адаптивных качеств личности, формировать которые полезно уже на этапе обучения в вузе [1-6]. При этом период адаптации курсантов вузов силовых ведомств учебно-служебной деятельности несет на себе яркий отпечаток строгой регламентации образовательного процесса. Этим обусловлены повышенные требования к стрес-соустойчивости личности курсантов. Конструктивность преодоления стрес-

совых ситуаций отражает успешность протекания процесса адаптации и готовности к будущей профессии. От уровня адаптации курсантов к условиям обучения в вузе во многом будет зависеть успешность их учебно-служебной деятельности. Иными словами, формирование адаптации сотрудников УИС на этапе обучения в вузе является необходимым условием дальнейшего эффективного выполнения ими служебных обязанностей [7, 8].

В связи с этим нами было проведено эмпирическое исследование адаптации сотрудников УИС к учебно-служебной деятельности на этапе обучения в вузе. Выборку составили 45 курсантов 1-го курса психологического факультета Академии ФСИН России.

В рамках нашего исследования использовался следующий комплекс психодиагностического материала: беседа, наблюдение, ряд тестовых методик, таких как: многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Г Маклакова и С. В. Чермянина,

методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, методика «Большая пятерка личностных качеств» А. Г Грецова, методика «Тест уверенности в себе» В. Г. Ромека.

Результаты эмпирического исследования по методике «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина позволили выявить следующие уровни психологической адаптации курсантов к учебно-служебной деятельности (рис. 1):

оптимальный уровень адаптации. Курсанты оптимального уровня достаточно быстро приспосабливаются к новым условиям, легко входят в новый коллектив, адекватно ориентируются в различных ситуациях и вырабатывают стратегию своего поведения. Обладают высоким уровнем эмоциональной устойчивости, не конфликтны;

удовлетворительный уровень адаптации. Курсантам, принадлежащим к этому уровню, свойственен невысокий уровень эмоциональной устойчивости.

Рис. 1. Результаты по методике «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина

Они характеризуются некоторыми признаками различных акцентуаций. Достаточно агрессивны и конфликтны. Успешность адаптации к новым условиям жизнедеятельности во многом зависит от внешних условий среды;

низкий уровень адаптации. Курсанты с низким уровнем адаптации характеризуются явными признаками акцентуаций характера. Они обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки. У них возможны нервно-психические срывы.

Как мы видим из полученных результатов, 67 % от общей выборки обследуемых лиц имеют низкий и удовлетворительный уровни адаптации. Они характеризуются повышенным нервно-психическим напряжением, различными акцентуациями характера, повышенным уровнем агрессивности и конфликтности и достаточно низкой эмоциональной устойчивостью.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Результаты применения методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Дай-монда (СПА) выявили у курсантов с низким и удовлетворительным уровнем адаптации невысокие показатели по шкалам «эмоциональный комфорт», «принятие других» и «адаптивность» (рис. 2). Это может свидетельствовать о наличии у курсантов отрицательных эмоциональных состояний, скептическом отношении к окружающим, презрении к людям и ожидании негативного отношения к себе. Кроме того, были установлены достаточно высокие показатели по шкале «стремление к доминированию», что в строго регламентированных условиях учебной и служебной деятельности может оказаться проблемой, привести к развитию фрустрационных и стрессовых состояний, повлиять на уровень самооценки в целом.

Анализ результатов по методике «Большая пятерка личностных ка-

Оптимальный

уровень

адаптации

■ Удовлетворительный уровень адаптации

■ Низкий уровень адаптации

Рис. 2. Результаты исследования по методике диагностики социально-психологической адаптации

К. Роджерса и Р. Даймонда

29 %

71 %

I Курсанты с преобладанием экстраверсии

I Курсанты с преобладанием интроверсии

Рис. 3. Результаты методики «Большая пятерка личностных качеств» А. Г. Грецова по шкале «экстраверсия - интроверсия»

Курсанты с высокими

показателями

нейротизма

Курсанты с высокими показателями эмоциональной устойчивости

Рис. 4. Результаты методики «Большая пятерка личностных качеств» А. Г. Грецова по шкале «нейротизм - эмоциональная устойчивость»

57 %

Курсанты, открытые новому опыту

Курсанты, заткрытые новому опыту

Рис. 5. Результаты методики «Большая пятерка личностных качеств» А. Г. Грецова по шкале «открытость - закрытость новому опыту»

честв» А. Г. Грецова проводился по следующим шкалам: «экстраверсия -интроверсия», «нейротизм - эмоциональная устойчивость», «открытость -закрытость новому опыту», «доброжелательность - враждебность».

По шкале «экстраверсия - интро-версия» были получены следующие результаты (рис. 3).

Курсанты с ярко выраженной экстраверсией характеризуются общительностью, высокой активностью, стремлением к поиску новых впечатлений и опыта, интровертированные личности отличаются пассивностью, замкнутостью, избеганием внимания и новых впечатлений.

По шкале «нейротизм - эмоциональная устойчивость» данные распределились следующим образом (рис. 4).

Большинство курсантов (68 % от общей выборки) обладают достаточно высокой эмоциональной устойчивостью, им свойственна эмоциональная стабильность и самодостаточность. Остальные курсанты чаще подвержены тревожности, напряженности, самокритике и раздражительности.

По шкале «открытость - закрытость новому опыту» результаты следующие (рис. 5).

Более половины курсантов (57 % от общей выборки) открыты новому опыту, их психические реакции гибки, они любознательны. Курсанты, испытывающие трудности функционирования в новых условиях, характеризуются консерватизмом и ригидностью. Они сложнее принимают различные нововведения на службе, процесс их адаптации отличается ригидностью.

Применение методики «Тест уверенности в себе» В. Г. Ромека позволило определить отношение курсантов к собственным навыкам, быстроту

принятия решений и тип реагирования в новых или сложных ситуациях, что непосредственно влияет на скорость его адаптации при попадании в новые условия жизнедеятельности (рис. 6).

Анализ результатов использования методики позволяет диагностировать у многих курсантов преобладание оптимального уровня уверенности в себе, с жизненными трудностями они справляются достаточно легко, но наличие негативных факторов может повлиять на снижение результативности деятельности.

После интерпретации результатов экспериментального исследования с каждым из курсантов была проведена индивидуальная беседа,цель которой -анализ успеваемости в учебной и успешности в служебной деятельности, удовлетворенность (неудовлетворенность) условиями жизнедеятельности в процессе обучения в ведомственном вузе (социальный аспект адаптации). Была выделена следующая типология уровня социальной адаптации курсантов:

1)уровень дезадаптивности (плохие показатели у курсантов в учебной и служебной деятельности);

2) уровень частичной адаптации (у курсантов присутствуют неудовлетворительные оценки и нарушения в служебной деятельности в небольшом количестве);

3) уровень порциональной адаптации (полная адаптация курсантов к учебной деятельности, но небольшие трудности в служебной и наоборот, либо средние показатели по обоим параметрам);

4) уровень полной адаптации (высокие показатели адаптации к учебной и служебной деятельности) (рис. 7).

Анализ полученных данных по уровню психологической и социальной адап-

тации курсантов к учебно-служебной деятельности вуза позволил выделить следующую типологию их социально-психологической адаптации (рис. 8):

1) полностью адаптированные (11 % от общей выборки испытуемых). Курсанты этого типа легко устанавливают контакты с окружающими, достаточно энергичны и стрессоустойчивы. Они отличаются эмоциональной стабильностью и открытостью. Уровень интеллекта выше среднего. Они легко адаптируются к нововведениям в учебной и служебной деятельности, дисциплинарные взыскания отсутствуют;

2) широко адаптированные (28 % от общей выборки испытуемых). Курсанты указанного типа довольно спокойно воспринимают нововведения, иногда испытывают трудности в процессе учебной деятельности или при выполнении служебных обязанностей. Их эмоциональный фон отличается стабильностью, но они также могут испытывать негативные эмоциональные состояния;

3) пассивно адаптированные(44 % от общей выборки испытуемых). Курсанты, принадлежащие к этому типу, отличаются тревожностью, непостоянны, практически не предпринимают попыток улучшить свое положение в учебно-служебной деятельности, порой инициируют конфликты, с трудом воспринимают нововведения, испытывают трудности в учебной и служебной деятельности;

4) дезадаптированные (16 % от общей выборки испытуемых). Курсанты этого типа отличаются ригидностью и пассивностью, находятся в постоянном напряжении, чрезмерно импульсивны, достаточно дистанцированы в общении, к учебной и слу-

жебной деятельности не приспособлены.

В целях оптимизации процесса адаптации курсантов к учебной и служебной деятельности была разработана и апробирована программа психологической коррекции. Программа психологической коррекции включала в себя информирование курсантов об особенностях обучения в Академии ФСИН России, правильном построении взаимоотношений с коллективом, преподавателями и руководством (лекционные занятия), а также проведение тренинга «Адаптация», направленного на обучение курсантов навыкам саморегуляции, снижение уровня конфликтности, повышение коммуникативных навыков, способствующих ускорению процесса социально-психологической адаптации в учебном заведении.

Для подтверждения эффективности разработанной нами программы, после окончания проведения всех запланированных в ней мероприятий, было проведено повторное диагностическое обследование всех испытуемых с использованием следующих методик: методика «Большая пятерка личностных качеств» А. Г. Грецова, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Г. Маклако-ва и С. В. Чермянина, методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (СПА), методика «Тест уверенности в себе» В. Г. Ромека. Были также проведены повторные беседы с курсантами об изменениях в учебной деятельности и дисциплинарной практике. Полученные результаты отражены в таблице 1 и на рисунке 9.

Анализ полученных результатов позволил утверждать, что апробация пси-

Рис. 6. Результаты методики «Тест уверенности в себе» В. Г. Ромека

^ 16 % 9 %,т:

ос о/

Уровень дезадаптивности

Уровень частичной адаптации

Уровень порциональной адаптации

Уровень полной адаптации

Рис. 7. Распределение курсантов по уровню социальной адаптации к учебной и служебной деятельности во всей выборке испытуемых

44 %

I Полностью адаптированные ■ Широко адаптированные Пассивно адаптированные | Дезадаптированные

Рис. 8. Типология курсантов по уровням социально-психологической адаптации к учебно-служебной деятельности

Таблица 1

Сравнительный анализ результатов диагностики до и после апробации психокоррекционной программы

Методика Шкала Уровень Результаты первичной диагностики, % Результаты после проведения психокоррекционной программы, %

МЛО-АМ Личностный адаптивный потенциал Низкий 26 11

Удовлетворительный 41 49

Высокий 33 40

СПА Адаптивность Низкий 25 8

Средний 40 48

Высокий 35 44

Самоприятие Низкий 15 4

Средний 55 46

Высокий 30 50

Эмоциональная комформность Низкий 31 9

Средний 27 37

Высокий 31 54

Интернальность Низкий 44 12

Средний 39 33

Высокий 17 55

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стремление к доминированию Низкий 15 17

Средний 32 38

Высокий 53 45

Принятие других Низкий 26 9

Средний 33 42

Высокий 41 49

Большая пятерка личностных качеств Экстраверти-рованность (интровертиро-ванность) Положительный показатель 71 83

Отрицательный показатель 29 17

Нейротизм (эмоциональная устойчивость) Положительный показатель 68 79

Отрицательный показатель 32 21

Открытость (закрытость) новому опыту Положительный показатель 57 72

Отрицательный показатель 43 28

Тест уверенности в себе Уверенность (неуверенность) в себе Положительный показатель 63 86

Отрицательный показатель 37 14

Социальная смелость (робость) Положительный показатель 58 79

Отрицательный показатель 42 21

Инициатива в контактах (пассивность) Положительный показатель 72 90

Отрицательный показатель 28 10

I Полностью адаптированные

I Широко адаптированные

Пассивно адаптированные

Рис. 9. Типология курсантов по уровням социально-психологической адаптации к учебно-служебной деятельности (после проведения психокоррекционной программы)

хокоррекционной программы в учебно-служебной деятельности курсантов значительно улучшила показатели их социально-психологической адаптации. Показатели типологии пассивно адаптированных курсантов снизились до 22 % от общей выборки, а типология дезадаптированных курсантов не была выявлена в принципе. В свою очередь, показатели широко адаптированных и полностью адаптированных курсантов увеличились до 48 и 30 % соответственно от всей выборки испытуемых. Кроме того, в ходе проведения индивидуальных бесед с курсантами было установлено, что количество неудовлетворительных оценок и дисциплинарных взысканий уменьшилось. Курсанты стали добросовестнее относиться к подготовке к занятиям, появилась мотивация к улучшению своих показателей в учебной и служебной деятельности, коллектив стал более сплоченным.

Таким образом, психокоррекци-онная программа, направленная на адаптацию курсантов к учебно-служебной деятельности, способствует оптимизации и успешному протека-

нию адаптационного процесса и детерминирует эффективность выполнения ими служебных обязанностей в дальнейшем.

Библиографический список

1. Адаптация курсантов образовательных организаций ФСИН России к учебной деятельности : монография / П. Ю. Аксенова и др. М. : Проспект, 2017. 160 с.

2. Аксенова Г И, Аксенов А. А., Аксенова П. Ю. Технология формирования мотива выбора профессии «психолог уголовно-исполнительной системы» // Материалы III Международного пенитенциарного форума «Преступление, наказание, исправление» (к 20-летию вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) : сб. тез. выступ. и докл. участников (г. Рязань, 21-23 нояб. 2017 г.). Рязань : Академия ФСИН России, 2017. С. 7-11.

3. Аксенова Г. И, Аксенова П. Ю. Психолого-педагогические условия адаптации студентов к образовательному процессу вуза // Развитие личности как стратегия современной си-

стемы образования : материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф. (г. Воронеж, 22-23 марта 2016 г.). Воронеж : Научная книга, 2016. С. 35-39.

4. Аксенова Г. И., Аксенова П. Ю. Развитие адаптированности курсантов в образовательной среде // Прикладная юридическая психология. 2016. № 4(37). С. 12-18.

5. Аксенова П. Ю. Психолого-педагогическая модель формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу (на примере образовательных учреждений ФСИН России) : дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2011. 254 с.

6. Аксенова Г. И., Купцов М. И., Аксенова П. Ю.Субъектность студентов как средство формирования антихрупко-

сти высшего образования // Прикладная юридическая психология. 2017. № 4(37). С. 6-12.

7. Самойлик Н. А. Педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сент. 2015 г.). Краснодар : Новация, 2015. С. 119-122.

8. Стенина Т. Л. Адаптация первокурсников в образовательной среде вуза как период эволюционных преобразований (на примере Ульяновского государственного технического университета) // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 1. С. 243-253.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.