Научная статья на тему 'Эмпирическое исследование индивидуально-личностных характеристик и синдрома эмоционального выгорания у преподавателей ведомственных вузов'

Эмпирическое исследование индивидуально-личностных характеристик и синдрома эмоционального выгорания у преподавателей ведомственных вузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
138
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BURNOUT SYNDROME / INDIVIDUAL AND PERSONAL CHARACTERISTICS OF TEACHERS / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FPS OF RUSSIA / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФСИН РОССИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колесникова Н. Е., Макаркина О. Е.

В статье рассматриваются результаты исследования синдрома эмоционального выгорания преподавателей с разным стажем работы в вузе. Обнаружена взаимосвязь ряда экстравертированных и интровертированных черт преподавателей на различных уровнях синдрома эмоционального выгорания. Отмечается, что в группе преподавателей со стажем работы более 10 лет в большей степени присутствует синдром эмоционального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Колесникова Н. Е., Макаркина О. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An empirical study of individual personality characteristics and burnout among teachers in the institutional schools

In the article the results of emotional burnout syndrome of teachers with different experience in high school study are viewed. The interrelation of a number of extroverted and introverted features of teachers at different levels of emotional burnout syndrome is found. It is noted that in the group of teachers with experience of more than 10 years, there is a greater degree of burnout syndrome.

Текст научной работы на тему «Эмпирическое исследование индивидуально-личностных характеристик и синдрома эмоционального выгорания у преподавателей ведомственных вузов»

Н. Е. КОЛЕСНИКОВА N. Е. KOLESNIKOVA

начальник кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Псковского филиала Академии ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент, полковник внутренней службы

О. Е. МАКАРКИНА О. Е. MAKARKINA

доцент кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Псковского филиала Академии ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент, подполковник внутренней службы

Эмпирическое исследование индивидуально-личностных характеристик и синдрома эмоционального выгорания у преподавателей ведомственных вузов

An empirical study of individual personality characteristics and burnout among teachers in the institutional schools

Аннотация. В статье рассматриваются результаты исследования синдрома эмоционального выгорания преподавателей с разным стажем работы в вузе. Обнаружена взаимосвязь ряда экстравертированных и интровертирован-ных черт преподавателей на различных уровнях синдрома эмоционального выгорания. Отмечается, что в группе преподавателей со стажем работы более 10 лет в большей степени присутствует синдром эмоционального выгорания.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, индивидуально-личностные особенности преподавателей, образовательные организации ФСИН России.

Annotation. In the article the results of emotional burnout syndrome of teachers with different experience in high school study are viewed. The interrelation of a number of extroverted and introverted features of teachers at different levels of emotional burnout syndrome is found. It is noted that in the group of teachers with experience of more than 10 years, there is a greater degree of burnout syndrome.

Key words: burnout syndrome, individual and personal characteristics of teachers, educational organizations of the FPS of Russia.

40

[email protected] www.or.fsin.su

Сегодня проблема изучения профессионального стресса и его последствий для здоровья является актуальной, так как последствия влияния стресса на здоровье существенно повышают риск возникновения нежелательного поведения на работе, обусловливают снижение работоспособности, опоздания, пропуски работы.

Синдром эмоционального выгорания как следствие профессиональных стрессов возникает в тех случаях, когда адаптивные ресурсы человека по совла-данию со стрессовой ситуацией превышены.

Анализ научной литературы показывает, что преподаватели, подверженные «выгоранию», имеют следующие личностные характеристики: тревожность, интернальный локус контроля (особенность человека видеть причину происходящего с ним в собственных поступках и личностных качествах), трудоголизм, ответственность. Это личности сочувствующие, гуманные, мягкие, увлекающиеся, идеалисты, ориентированные на людей и одновременно неустойчивые, интровертированные [1, 2].

Цель нашего эмпирического исследования - выявление индивидуально-личностных особенностей, влияющих на развитие синдрома эмоционального выгорания у преподавателей с разным стажем работы в вузе.

Объект исследования - преподаватели Академии ФСИН России и Псковского филиала академии. Общее количество испытуемых - 39 человек.

Предмет исследования - индивидуально-личностные характеристики, обусловливающие синдром эмоционального выгорания (замкнутость, озабоченность, ответственность, эмоциональная неустойчивость, зависимость,

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 5/2019

робость, доверчивость, импульсивность, интровертированность и другие), собственно синдром эмоционального выгорания.

Основная гипотеза исследования заключается в следующем. Существует взаимосвязь между развитием синдрома эмоционального выгорания и личностными особенностями: личностные характеристики интровертированного типа обусловливают развитие синдрома эмоционального выгорания (Г. Фрейден-бергер описывал подверженных синдрому «сгорания» как эмпатичных, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на помощь другим, и одновременно неустойчивых, интровертных, одержимых навязчивой идеей (фанатичных), пламенных и легко солидаризирующихся людей [3]).

Дополнительная гипотеза была основана на предположении о том, что преподаватели со стажем работы в вузе более 10 лет наиболее подвержены развитию синдрома эмоционального выгорания.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1) выявить преобладающие индивидуально-личностные характеристики, обусловливающие синдром эмоционального выгорания;

2) выявить характер взаимосвязи между уровнями синдрома эмоционального выгорания и индивидуально-личностными особенностями;

3) установить индивидуально-личностные характеристики и проявления синдрома эмоционального выгорания у преподавателей в зависимости от стажа работы в вузе;

4) провести кластерный анализ, с помощью которого можно выделить группы испытуемых.

41

Исследование проводилось в два этапа:

1) проведение психодиагностики при помощи методик, выявляющих внутренние факторы сниженной работоспособности;

2) анализ и интерпретация результатов исследования и определение различий в проявлении педагогами с разным стажем работы индивидуально-личностных характеристик, обусловливающих синдром эмоционального выгорания, а также взаимосвязей между их показателями.

Для обработки полученных результатов и проверки гипотезы исследования применялись методы математической статистики.

В рамках этой статьи нами будет представлен анализ результатов, полученных в ходе диагностики состояний сниженной работоспособности, профессионального выгорания и уровня эмоционального выгорания.

Для выявления уровня работоспособности была применена методика дифференциальной оценки состояний сниженной работоспособности. Эта методика позволяет выделить четыре показателя снижения работоспособности: 1) утомление; 2) монотония; 3) пресыщение; 4) стресс.

Как видно на рисунке 1, в группе преподавателей со стажем работы в вузе менее 10 лет отмечается средний уровень выраженности монотонии и пресыщения. Однако показатели утомления снижены. Таким образом, в этой группе доминирует мотивация к завершению работы. Кроме того, преобладают низкие показатели по шкале «Стресс», что свидетельствует о сниженной напряженности, преподаватели менее подвержены влиянию стресса, но у них и наименее развиты процессуальные мотивы - мотив самосохранения или психологической защиты.

Рис. 1. Показатели сниженной работоспособности у преподавателей со стажем работы менее 10 лет (п = 22)

42 [email protected] www.or.fsin.su

Рис. 2. Показатели сниженной работоспособности у преподавателей со стажем работы более 10 лет (п = 17)

В группе преподавателей со стажем работы более 10 лет отмечается средний уровень выраженности утомления, пресыщения и стресса (рис. 2). Однако показатели монотонии низкие, это означает, что преподаватели менее подвержены стереотипным действиям, «сонливости» на работе и у них практически отсутствует мотивация к смене видов деятельности.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 5/2019

Для определения профессионального выгорания нами использовался опросник, выявляющий развитие профессионального выгорания.

Показатели эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений у преподавателей со стажем работы в вузе менее 10 лет представлены на рисунке 3.

43

Рис. 3. Показатели профессионального выгорания у преподавателей со стажем работы менее 10 лет (п = 22)

Рис. 4. Показатели профессионального выгорания у преподавателей со стажем работы более 10 лет (п = 17)

У преподавателей со стажем работы менее 10 лет происходит редукция профессиональных обязанностей, а также деперсонализация. Это свидетельствует о состоянии безразличия ко всему и отстраненности от работы, проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

Как видно на рисунке 4, по этой методике преобладают средние показатели в группе преподавателей со стажем работы более 10 лет.

Для выявления синдрома эмоционального выгорания была использована методика В. В. Бойко, позволяющая выявить следующие типы эмоционального выгорания:

Фаза напряжения:

- переживание психотравмирующих обстоятельств;

- неудовлетворенность собой;

- «загнанность в клетку»;

- тревога и депрессия.

Фаза резистенции:

- неадекватное эмоциональное избирательное реагирование;

- эмоционально-нравственная дезориентация;

- расширение сферы экономии эмоций;

- редукция профессиональных обязанностей.

Фаза истощения:

- эмоциональный дефицит;

- эмоциональная отстраненность;

- личностная отстраненность (деперсонализация);

- психосоматические и психовегетативные нарушения.

Результаты в группе специалистов со стажем работы в вузе менее 10 лет представлены на рисунке 5.

Фаза напряжения находится на стадии формирования, так как высокие показатели отмечаются по двум симптомам («Неудовлетворенность собой» и «Тревога»), но практически отсутствует ощущение безысходности. Фаза резистенции не сформирована, так как все симптомы находятся в основном на среднем или низком уровне. Это означает, что испытуемые стремятся к психологическому комфорту, снижая тем самым давление внешних обстоятельств. Фаза

44

[email protected] www.or.fsin.su

Рис. 5. Показатели эмоционального выгорания у преподавателей со стажем работы менее 10 лет (п = 22)

истощения не сформирована, так как по всем симптомам преобладают низкие и средние показатели.

Рассматривая все симптомы, можно отметить, что симптом «Загнанность в клетку» не свойственен этой группе испытуемых (68,2 %), у преподавателей нет ощущения безвыходности, бесперспективности.

Наиболее выражен симптом «Неудовлетворенность собой» (40,9 %), то есть преподаватели имеют сниженную самооценку, ощущают страх за невыполнение своих обязанностей.

Необходимо подчеркнуть, что преподаватели со стажем работы менее 10 лет находятся на стадии формирования фазы напряжения, то есть проявления тревожности как пускового механизма к развитию синдрома эмоционального выгорания.

Результаты в группе специалистов со стажем работы в вузе более 10 лет представлены на рисунке 6.

Фаза напряжения является наименее выраженной, так как преобладают низкие показатели симптомов. Фаза ре-зистенции находится на стадии формирования выгорания, так как симптом

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 5/2019

«Неадекватное эмоциональное реагирование» отмечен на высоком уровне. Это означает, что преподаватели ограничивают эмоциональную отдачу за счет отборочного реагирования. Фаза истощения находится на стадии формирования, так как преобладают высокие значения по симптомам «Деперсонализация» и «Психосоматические нарушения». Это свидетельствует об утрате интереса к людям и возникновении психосоматических нарушений.

Рассматривая все симптомы вместе, можно отметить, что симптом «Эмоциональная отстраненность» не свойственен этой группе испытуемых (53 %), преподаватели реагируют на происходящие вокруг события эмоционально.

Наиболее выражен симптом «Личностная отстраненность» (47,1 %), то есть преподаватели склонны формально выполнять профессиональные обязанности без личностной включенности.

Необходимо обратить внимание на то, что преподаватели со стажем работы в вузе более 10 лет находятся на стадии формирования фазы истощения: отмечается снижение энергетического тонуса и ослабление нервной системы.

45

Рис. 6. Показатели эмоционального выгорания у преподавателей со стажем работы более 10 лет (п = 17)

Следующий шаг обработки данных -применение методов математической статистики для выявления взаимосвязи между показателями синдрома эмоционального выгорания, копинг-стратегий и индивидуально-личностными особенностями преподавателей ведомственных вузов. Было обнаружено, что прослеживается взаимосвязь экстравертирован-ных (коммуникативность, доминантность) и интровертированных (мягкосердечность, ипохондричность, самоконтроль) черт на различных уровнях синдрома эмоционального выгорания (напряжение, резистенция, истощение). Следовательно, наша гипотеза исследования подтвердилась частично.

Для решения поставленной задачи выявления различий был проведен сравнительный анализ на основе стажа профессиональной деятельности, который показал, что в группе преподавателей со стажем работы более 10 лет наблюдается большая выраженность развития синдрома эмоционального выгорания. Тем самым постав -ленная перед исследованием дополнительная гипотеза нашла подтверждение.

В соответствии с обозначенной задачей мы провели кластерный анализ для

выделения групп испытуемых. Самый благоприятный кластер - это 4-й, где преобладают преподаватели со стажем работы в вузе менее 10 лет; самый неблагоприятный - 5-й кластер с преобладанием преподавателей со стажем работы более 10 лет. Это может свидетельствовать о выраженности развития синдрома эмоционального выгорания. ф

1. Петрова Е. Г. Проблема эмоционального выгорания у представителей педагогической профессии // Вестник Таганрогского института им. А. П. Чехова. 2015. № 2.

2. Старченкова Е. С., Меренкова И. В., Подсадный С. А. Стратегии совладания с профессиональным стрессом у преподавателей высшей школы в контексте профессионального здоровья // Психология стресса и совладающего поведения : материалы III Ме-ждунар. науч.-практ. конф. (Кострома, 26-28 сент. 2013 г.) : в 2 т. / отв. ред. Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. Кострома : Костром. гос. ун-т им. Н. А. Некрасова, 2013. Т. 1. С. 129-131.

3. Бабанов C. А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания // Новые Санкт-Петербургские врачебные ведомости. 2010. № 1. С. 30-35.

46

[email protected] www.or.fsin.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.