Научная статья на тему 'Эмпирические значения параметров производственной функции образования'

Эмпирические значения параметров производственной функции образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ / ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заслонко О. К.

В работе обсуждаются результаты проведённого экономического исследования производственной функции образования. Утверждается, что наиболее значимым фактором для повышения качества школьного образования является квалификация учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заслонко О. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эмпирические значения параметров производственной функции образования»

проявлять все больший интерес к развитию хозяйства, к его не только текущей, но и долгосрочной перспективе. Однако и этими мерами проблемы закрепления специалистов исчерпать невозможно, в серьезном улучшении нуждается социальная и инженерная инфраструктуры - важно развивать до кольные учреждения, колы, здравоохранение, транспортное обеспечение, повы ать качество бытовых условий жизни селян - отопление, развитие розничной торговли, сферы социально значимых услуг. В настоящее время в этих чувствительных для человека сферах нет должного системного прогнозирования, проектирования и финансирования, хотя уже давно необходимы соответствующие проекты, программы и концепции.

Т аблица 5

Важным фактором функционирования

сельскохозяйственных предприятий является и обеспечение их руководителями среднего звена, а также работниками массовых профессий. Годы реформирования сельского хозяйства характерны заметными переменами в этой сфере (табл. 5).

Заметно возросла укомплектованность штатов руководителей среднего звена в

сельскохозяйственных предприятиях областей ЦЧР, этот показатель на 01.01.2008 колебался от 93,8 % в Курской до 98,5 % в Тамбовской областях.

Значительная их часть (от 20 до 83 %) имеет выс ее профессиональное образование, боль ая часть окончила средние профессиональные учебные заведения.

- Состояние обеспеченности сельскохозяйственных предприятий ЦЧР руководителями среднего звена и работниками массовых профессий, 2008 г.

5 п\п Показатели Области ЦЧР

Белгородская Воронежская Курская Липецкая Тамбовская

1 Руководителей среднего звена на 100 хозяйств, чел. 443 252 3G4 352 234

2 Укомплектованность штатов руководителей среднего звена, в % 93,3 97,7 93,8 97,G 98,5

3 Доля руководителей среднего звена с высш им профессиональным образованием, в % 38,1 19,7 29,G 23,б 2G,G

4 Укомплектованность хозяйств механизаторами, в % 9G,G 94,7 43,1 91,2 94,4

5 Количество специалистов, работающих на рабочих должностях, чел. 1G142 5885 2891 1947 3б29

Труд этих категорий работников чрезвычайно важен, они вместе с работниками массовых профессий являются непосредственными

исполнителями работ, осуществления

технологических операций, от их квалификации, добросовестности, качества указаний зависит урожайность сельскохозяйственных культур,

производительность труда, продуктивность

животных, уровень издержек производства. Неукомплектованность хозяйств основными категориями работников массовых профессий уже сегодня создает серьезные проблемы для развития земледелия и животноводства, чтобы эта ситуация не становилась все более сложной необходимы не только меры по улучшению условий жизни и труда селян, но

и развитию профтехобразования, созданию соответствующих стимулов, организационно-

экономические меры по закреплению и этих кадров.

Литература

1. Сборник аналитических материалов обеспечения кадрами специалистов организаций сельского хозяйства Российской Федерации (20022008 гг.). МСХ РФ РАКО АПК. - М. - 2008 г.

2. Государственная Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ 14 июля 2007 г.

УДК 330.356.7:338:37

О.К. Заслонко, аспирант Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В работе обсуждаются результаты проведённого экономического исследования производственной функции образования. Утверждается, что наиболее значимыым фактором для повыгшения качества школьного образования является квалификация учителя.

Ключевые слова: производственная функция, экономика образования, качество обучения.

Образование является фундаментом экономики, основанной на знаниях экономики постиндустриального, информационного общества. Отсюда важней ей для общества и государства является задача поддержания конкурентоспособности России в глобальном соревновании инновационных экономик [2, С. 6].

Несмотря на то, что Россия имеет высокий уровень участия населения в среднем и выс ем

The paper considers the results of the conducted education production function economical research. It claims that the most significant factor for the education quality improvement is teacher's professional skills.

Key words: production function, economics of education, education quality.

профессиональном образовании - 63,67% населения соответствующего возраста (по сравнению со

средними 25,11% по странам ОЭСР), однако актуален вопрос о качестве этого образования [2, С. 20].

Парадоксальные результаты получены в 2006 году по двум международным исследованиям -

исследованию PIRLS «Progress in International Reading and Literacy Study» («Изучение качества чтения и понимания текста») по начальной школе, в котором

изучалось качество чтения и понимания текстов, и исследованию PISA «Program for International Students Assessment» («Программа международной оценки учащихся: мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии»), в котором оценивались

естественнонаучная и математическая грамотность, а также читательская компетентность. Российская начальная кола заняла лидирующие позиции в данных исследованиях, более 60% детей подготовлены к обучению в основной школе. Однако на и кольники, оканчивая основную колу, резко снижают свои результаты в чтении и понимании текстов (37-40 место по читательской компетентности среди 57 стран) [ 1,С. 164]. А в возрасте 15 лет чтение является основным средством для обучения. По естественно-математической грамотности результаты российских школьников тоже оказались ниже средних международных и ниже результатов боль инства развитых стран мира. Эти три направления -читательская компетентность, естественнонаучная и математическая грамотность - признаны в мире как приоритетные направления, определяющие конкурентоспособность стран.

Эти данные дают основание обратить серьезное внимание на основную школу (5-9 классы), поскольку здесь и происходит значительное падение в результатах российских кольников по сравнению с их сверстниками из боль инства развитых стран мира.

Введение единого государственного экзамена позволило регулярно получать данные о качестве школьного образования. Результаты ЕГЭ по математике и русскому языку подтверждают выводы международных сравнительных исследований о проблемах основной школы. Даже введение профильного обучения математике в старшей школе не исправило существенно ситуацию и не повлияло на результаты ЕГЭ. Более пяти лет около 20% выпускников средней колы, сдающих ЕГЭ, получают неудовлетворительные отметки по математике. Для сравнения: в Финляндии таких учащихся - 7%, в Японии - 13% [2].

Чтобы понять какие факторы влияют на качество обучения, необходимо внимательно разобраться с производственной функцией образования.

Подход с позиции производственной функции позволяет проанализировать значение различных факторов для познавательных успехов учащихся. Предположим, что качество обучения измеряется в баллах, полученных на стандартных экзаменах. В таком случае, производственную функцию можно представить в следующем виде [3, С.612]:

Успеваемость = ^экономические факторы; социальные факторы) или

Успеваемость = f(C, E, T; H, P)

где С (curriculum) - учебный план школы;

Е (equipment) - уровень материально-технического оснащения колы;

Т (teacher) - количество затрат труда учителя в расчёте на одного учащегося;

Н (house) - условия жизни ребёнка;

Р (pupils)- средний уровень успеваемости других учеников класса.

Первые три фактора (С, Е, Т) - экономические, размер которых можно регулировать. Последние два (Н, Р) - социальные, на них мы не можем влиять.

Целью данной работы является определение степени значимости различных факторов, влияющих на качество обучения в общеобразовательной школе [4].

Объект исследования - МОУ «Лицей № 12» г. Железногорска Курской области.

Метод организации исследования - индуктивный. Исследовательская стратегия - причинноследственное исследование.

Участники исследования были разбиты на 3 группы: учителя, выпускники и учащиеся 11 класса. Для исследования разработана анкета (см. приложение), которая была предложена группе учителей (15 человек), группе выпускников (24 человека) и группе учащихся 11 классов (40 человек). Результаты исследования помещены в таблицы 1, 2, 3.

Таблица 1 - Коэффициенты значимости различных факторов производства, полученные при анкетировании учителей

5 Факторы Сумма ранго- вых баллов S Коэффи циент значимо- сти (1/S) Коэффи- циент значимо- сти (%) Ранг в группе

1 Уровень компьютеризации ш колы 42 0,024 18,8 III

2 Квалификация учителя 23 0,043 33,6 I

3 Учебный план ш колы (количество часов изучаемого предмета в неделю) 35 0,029 22,7 II

4 Влияние семьи 58 0,017 13,3 IV

5 Влияние одноклассников 67 0,015 11,6 V

Итого 0,128 100

Учителя поставили на первое место по степени значимости для повы ения качества кольного образования квалификацию учителя (33,6%). На второе место - учебный план школы (22,7%). На третье место - уровень компьютеризации колы (18,8%). На четвёртом и пятом местах - влияние семьи и одноклассников (13,3% и 11,6%). Другими словами, в данной группе респондентов доминирующими в повы ении качества кольного образования являются экономические факторы.

Выпускники поставили на первое место по степени значимости для повы ения качества кольного образования квалификацию учителя (35,5%), на второе место - влияние семьи (19,9%), на третье место - учебный план колы (16,2%). На четвёртом и пятом месте - уровень компьютеризации школы и влияние одноклассников (15,2% и 13,2%). В данной группе респондентов в первую тройку факторов, влияющих на качество кольного образования, помимо экономических (учителя и учебный план), во ли и социальные факторы (влияние семьи).

Учащиеся 11-х классов поставили на первое место по степени значимости для повы ения качества школьного образования квалификацию учителя (36,1%),

на второе место - учебный план школы (21%), на третье место - уровень компьютеризации школы (15,1%). На четвёртом и пятом месте - влияние семьи и одноклассников (14,3% и 13,6%). Таким образом, данная группа респондентов выделила определяющими экономические факторы для повы ения качества кольного образования.

Таблица 2 - Коэффициенты значимости различных факторов производства, полученные при анкетировании выпускников

5 Факторы Сумма ранговых баллов S Коэффи- циент значимо- сти (1/S) Коэффи- циент значимо- сти (%) Ранг в группе

1 Уровень компьютеризации ш колы 84 G,G119 15,2 IV

2 Квалификация учителя 36 0,0278 35,5 I

3 Учебный план ш колы (количество часов изучаемого предмета в неделю) 79 G,G127 1б,2 III

4 Влияние семьи б4 G,G156 19,9 II

5 Влияние одноклассников 97 G,G1G3 13,2 V

Итого G,G783 1GG

Таблица 3 - Коэффициенты значимости различных факторов производства, полученные при анкетировании учащихся 11 классов

Сравнивая данные трёх таблиц, можно сделать вывод о том, что все три группы респондентов однозначно поставили на первое место по степени значимости для повы ения качества кольного образования квалификацию учителя. Коэффициенты значимости этого фактора очень близки (33,6%; 35,5%; 36,1%). Причём самый высокий коэффициент значимости фактора «квалификация учителя» получен в группе «учащиеся 11 классов» - 36,1%. А самый низкий- в группе учителей - 33,6%. Эти данные подтверждаются международными исследованиями, проведёнными в развивающихся странах [8].

Второй по значимости фактор получился неоднозначным в разных группах респондентов. Так, выпускники школы поставили на II место фактор «влияние семьи» - 19,9%, учителя и учащиеся

11 классов - фактор «учебный план школы (количество часов изучаемого предмета в неделю)» - 22,7%; 21%.

На третьем месте в группе учителей и учащихся 11 классов фактор «уровень компьютеризации школы» -18,8% и 15,1%. А в группе выпускников - фактор «учебный план школы» - 16,2%. Объединив все данные в одну таблицу, мы получили следующие результаты:

Т аблица 4 - Коэффициенты значимости различных факторов производства, полученные при анкетировании учителей, выпускников и учащихся 11 классов МОУ

«Лицей № 12» г. Железногорска Курской области

5 Факторы Сумма ранговых баллов S Коэффи- циент значимо- сти (1/S) Коэффи- циент значимо- сти (%) Ранг в группе

1 Уровень компьютеризации школы 2б4 G,GG38 1б,2 III

2 Квалификация учителя 117 0,0085 36,2 I

3 Учебный план школы 214 G,GG47 2G,G II

4 Влияние семьи 2б9 G,GG37 15,7 IV

5 Влияние одноклассников 31б G,GG32 13,б V

Итого G,G235 1GG

Таким образом, результатом исследования можно считать следующие выводы:

1.Наиболее значимыми факторами для повышения качества образования являются экономические факторы (квалификация учителя, учебный план колы, уровень компьютеризации школы - 72,4%).

2. Наиболее значимым экономическим фактором является фактор «квалификация учителя» (36,2%).

3.Один из путей повышения качества образования в России - вложения в увеличение качества учительского труда.

Литература

1.Ковалёва, Г.С. Парадоксальные результаты

международных исследований оценки качества образования/ Г.С. Ковалёва // Вопросы образования. -2008. - № 1. - С. 160-189.

2.Образование и общество: готова ли Россия

инвестировать в своё будущее? Доклад Общественной палаты Российской Федерации (2007 г.) // Вопросы образования. - 2007. - № 4. - С. 5-102.

3.Салливан, А. О. Экономика города/

А. О.Салливан. - М.: ИНФРА - М, 2002. - 706 с., глава 21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.Сондерс, М. Методы проведения экономических исследований / М.Сондерс, Ф.Льюис, Э.Торнхилл; [пер. с англ.]. - 3-е изд. - М.: Эксмо, 2006. - 640 с.

5.Фишер, С. Экономика/ С.Фишер, Р.Дорнбуш, РШмалензи: Пер. с англ. - М.: Дело, 1999. - 864 с.

6.Ханушек, Э.А. Почему качество образования так важно/ Э.А.Ханушек// Финансы и развитие. - 2005. -июнь.

7.How to be top // The Economist, 2007, October, pp. 74 - 75.

8.Pritchett, L. What education functions really show: a positive theory of education expenditures/ L.Pritchett, D.Filmer // Economics of Education Review. - 1999. Vol. 18. - P. 223 -239.

5 Факторы Сумма ранговых баллов S Коэффициент значимости (1/S) Коэффициент значимости (%) Ранг в группе

1 Уровень компьютеризации ш колы 138 G,GG72 15,1 III

2 Квалификация учителя 58 0,0172 36,1 I

3 Учебный план колы (количество часов изучаемого предмета в неделю) 1GG G,G1 21,G II

4 Влияние семьи 147 G,GG68 14,3 IV

5 Влияние одноклассников 154 G,GG65 13,б V

Итого G,G477 1GG

Приложение

Анкета «Определение коэффициентов значимости различных факторов, определяющих качество школьного обучения»

Настоящий опрос проводится с целью выгяснить, какие факторы определяют качество обучения в колах и степень их значимости. Пожалуйста, ответьте на вопросыг. Анкета анонимная. Вся полученная от вас информация будет считаться строго конфиденциальной. Заполнить анкету вы1 сможете в течение 5 минут. Пожалуйста, ответыг на вопросыг давайте в специально отведённыгх для этого полях. Постарайтесь не заполнять анкету в моментыг, когда выг находитесь в возбуждённом состоянии. Не следует тратить сли ком много времени на один ответ. Помните, что ваша первая идея, вероятнее всего, и будет луч ей.

Когда выг заполните анкету, пожалуйста, возвратите её бел указания адресным данныа не позднее 5 декабря 2008 года.

Поставьте, пожалуйста, напротив указанных

факторов индексы , определяющие их относительную важность для повышения качества обучения в школе. Наиболее важныш фактор пометьте номером 1, второй по важности — номером 2 и так далее. Если какой-либо фактор не влияет на качество обучения, оставьте соответствующее поле пустыым.

ФАКТОРЫ Важность

1. Уровень компьютеризации школыг

2. Квалификация учителя

3. Учебныш план школыг (количество часов иззчаемого предмета в неделю)

4. Влияние семьи

5. Влияние одноклассников

6. Другое (укажите)

УДК 633.358: 631.811.98: 631.559.2

В.И. Паїніриіні. младший научный сотрудник А.В. Амелин, доктор сельскохозяйственных наук ФГОУ ВПО Орел ГАУ Н.П. Кораблева, доктор биологических наук М.А. Проценко, доктор биологических наук ИНБИ им. А.Н. Баха РАН

ВЛИЯНИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ МЕЛАФЕНА И ЭПИНА НА РЕПРОДУКЦИОННУЮ СПОСОБНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ МОРФОГЕНОТИПОВ ГОРОХА

В статые отраженыг резулытаты полевых опытов по изучению влияния физиологически активным веществ Мелафена и Эпина на репродукционную способносты растений гороха в зависимости от морфогенотипа, онтогенетического развития растений и метеорологических условий вегетационного периода.

Ключевые слова: горох, физиологически активныге

вещества, морфогенотип, плодо- и семяобразование растений.

В последнее время использование фитогормонов и их синтетических аналогов приобретает ирокое распространение в сельскохозяйственном

производстве [5,9,10,11,13]. Интерес к данной группе соединений обусловлен ироким спектром их действия на растения в очень низких концентрациях (что не связано с увеличением экологической нагрузки на окружающую среду), возможностью направленно регулировать отдельные этапы роста и развития с целью мобилизации потенциальных возможностей растений в формировании высоких и качественных урожаев [4,8,9].

В литературе имеется множество сведений о характере влияния различных физиологически активных веществ на полезно-хозяйственные признаки сельскохозяйственных культур. Например, отмечается, что их применение на посевах озимой и яровой п еницы, ржи, ячменя, картофеля, гречихи, кормовых и технических культур приводит у растений к увеличению энергии прорастания и всхожести семян на 5-25%; биосинтеза хлорофилла и каротиноидов - 15-20%; урожайности зерна на 1218%; зеленой массы - 12-28%; качества и питательной ценности продукции - 8-10% [2,12].

Подобные исследования проводятся и на горохе, который является основной зернобобовой культурой России. В них преимущественно испытывают физиологически активные вещества, действие

Results studies of the influence physiological active material Melafen and Epin on ability for reproduction plants of pea depending on morphogenotypes, ontogenetic of the development of the plants and meteorological conditions period of the growing of the plants are reflecting in article.

Key words: pea, physiological active material, morphogenotypes, ability for reproduction plant

которых направлено на повы ение посевных качеств семян и стимулирование отдельных ростовых процессов растений, что в основном и обуславливает формирование высокого урожая. Однако

репродукционная способность растений, которая в процессе селекции культуры резко сокращается [1], в данных исследованиях отражается не достаточно. Поэтому выявление ФАВ с положительным воздействием на плодо- и семяобразование растений гороха является весьма актуальной задачей для производства данной культуры. С учетом этого нами были проведены полевые исследования о влиянии Мелафена и Эпина на репродукционную способность культуры в зависимости от природы химического вещества, генотипа, условий вегетационного периода, а так же возраста растений.

Материал и методика исследований. Исследования были выполнены в рамках совместной научной программы Орловского государственного аграрного университета (Орел ГАУ), Института биохимии им. А.Н. Баха РАН (ИНБИ РАН) и Всероссийского научно-исследовательского

института зернобобовых и крупяных культур (ВНИИ ЗБК) в 2008-2009 гг.

Почва опытного участка темно-серая лесная среднесуглинистая, содержание гумуса 5,1%, подвижного фосфора 23,3, обменного калия -9,7 мг/100 г. почвы, рНсол 5,3, гидролитическая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.