Научная статья на тему 'ЭМПАТИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ЭМПАТИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ЭМПАТИЯ / ЖИВОПИСЬ / ЭМОЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Людмила Евгеньевна, Фитьмов Евгений Алексеевич, Фоменко Елена Евгеньевна

Цель исследования - предложить точку зрения на решение проблемы развития творческой индивидуальности обучающихся. В статье рассматриваются способы раскрытия эмпатийных способностей обучающихся через изобразительное искусство. Статья представляет собой описание процесса анализа и интерпретации обучающимися произведений станковой живописи. Особое внимание в статье уделяется описанию проявления эмоциональных состояний личности в процессе изучения художественных произведений. Авторы предлагают рассматривать творческую индивидуальность как свойство личности, отражающее умение ценить, интерпретировать и создавать художественный образ различными изобразительными материалами, характеризующийся многоплановостью замысла, процесса и продукта, определяющийся эстетическим отношением личности к окружающему миру. В результате выявлена специфика и роль занятий по анализу произведений станковой живописи в развитии творческой индивидуальности обучающихся, обоснован выбор методик и приемов, способствующих развитию индивидуального восприятии изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Людмила Евгеньевна, Фитьмов Евгений Алексеевич, Фоменко Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPATHY AS A FACTOR OF DEVELOPMENT CREATIVE INDIVIDUALITY OF STUDENTS

The purpose of the study is to offer a point of view on solving the problem of developing the creative individuality of students. The article considers the ways of revealing the empathic abilities of students through the visual arts. The article is a description of the process of analysis and interpretation of works of easel painting by students. Special attention is paid to the description of the manifestation of emotional states of the individual in the process of studying works of art. The authors propose to consider creative individuality as a property of a person, reflecting the ability to appreciate, interpret and create an artistic image with various visual materials, characterized by the diversity of the idea, process and product, determined by the aesthetic attitude of the individual to the surrounding world. As a result, the specificity and role of classes on the analysis of easel paintings in the development of students ' creative individuality are revealed, the choice of methods and techniques that contribute to the development of individual perception of fine art is justified.

Текст научной работы на тему «ЭМПАТИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

12. Петров А.Ю. Компетентностно-личностное развитие обучающихся в пространстве профессиональной образовательной организации: монография / А.Ю, Петров, 8.И. Ериков, Ю.Н. Петров.

Нижний Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2021. - 195 с. 13. Сухомлимский 8.А. О воспитании. - М. : Политиздат, 1973. - 272с.

EMPA THY AS A FACTOR OF DEVELOPMENT CREA TIVE INDIVIDUALITY OF STUDENTS

Petrova Lyudml/a Evgenievna, Senior Lecturer, member of the Creative Union of Artists of Russia

Fitmov Evgeny Atexeyevich, Associate Professor, Member of the Union of Designers of Russia

Fomenko Elena Evgenievna, Associate Professor, member of the Creative Union of Artists of Russia, member of the

International Union of Art Teachers

Department of Pedagogical Art Technologies, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The purpose of the study is to offer a point of view on solving the problem of developing the creative individuality of students. The article considers the ways of revealing the empathic abilities of students through the visual arts. The article is a description of the process of analysis and interpretation of works of easel painting by students. Special attention is paid to the description of the manifestation of emotional states of the individual in the process of studying works of art. The authors propose to consider creative individuality as a property of a person, reflecting the ability to appreciate, interpret and create an artistic image with various visual materials, characterized by the diversity of the idea, process and product, determined by the aesthetic attitude of the individual to the surrounding world As a result, the specificity and role of classes on the analysis of easel paintings in the development of students 'creative individuality are revealed, the choice ofmethods and techniques that contribute to the development of individual perception of fine art is justified.

Keywords; creative personality; empathy; painting; emotions; education; visual arts; culture. DO! 10.24923/2222-243X.2021 -40.49

ЭМПА ТИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Цель исследования - предложить точку зрения на решение проблемы развития творческой индивидуальности обучающихся В статье рассматриваются способы раскрытия эмпатийных способностей обучающихся через изобразительное искусство. Статья представляет собой описание процесса анализа и интерпретации обучающимися произведений станковой живописи. Особое внимание в статье уделяется описанию проявления эмоциональных состояний личности в процессе изучения художественных произведений. Авторы предлагают рассматривать творческую индивидуальность как свойство личности, отражающее умение ценить, интерпретировать и создавать художественный образ различными изобразительными материалами, характеризующийся многоплановостью замысла, процесса и продукта, определяющийся эстетическим отношением личности к окружающему миру. В результате выявлена специфика и роль занятий по анализу произведений станковой живописи в развитии творческой индивидуальности обучающихся, обоснован выбор методик и приемов, способствующих развитию индивидуального восприятии изобразительного искусства.

Ключевые слова: творческая индивидуальность; ямпатия; живопись; эмоции; образование; изобразительное искусство; культура.

УДК 37.036.5 ВАК РФ 13.00.02

О Петрова Л.Е„ 2021 О Фитьмов Е.А2021 О Фоменко ££, 2021

ПЕТРОВА Людмила Евгеньевна, старший преподаватель, член Творческого Союза художников России

ФИТЬМОВ Евгений Алексеевич, доцент, член Союза дизайнеров России

OJ О OJ

-0 0-LÛ СЕ Ь-X ш О

О :г

СО

ея

5

257

Введение

В настоящее время под эмпатией понимается умение человека пропускать через себя чужие эмоции, при этом эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными. Однако способность к сопереживанию не даётся человеку с рождения, она воспитывается, и в этом процессе большая роль принадлежит эстетическому и нравственному развитию формирующейся личности.

Педагогика всегда относилась с большим вниманием к эстетическому развитию личности, что подтверждается необходимостью и значимостью предметов художественно-эстетического цикла на всех ступенях образования человека. Именно этот факт важно доне-

ФОМЕНКО Елена Евгеньевна, доцент, член Творческого Союза художников России, член Международного Союза педагогов-художников

кафедра Педагогических арт- технологий. Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

ЪС >

<

ш

s

о ш

<

С1 ш

с

258

сти до родителе«, так как школа в первую очередь выступает мощным институтом формирования художественной картины мира обучающихся, умения ценить прекрасное,

В этой связи актуальность исследования заключается в подходах к развитию личности обучающегося, способного к межличностному взаимодействию и обладающего эмпатией по отношению людям и искусству, поскольку изучение искусства содержит в себе большие пласты культурного наследия в эмоциональ-но-чувст венной форме. Произведения изобразительного искусства воздействуют на личность силой эстетического переживания и ответной рефлексии, и это состояние не исчезает с прекращением непосредственного контакта с произведением, оно продолжает воздействовать на ценностные установки личности.

Цель исследования структурировала следующие задачи, изучить феномен эмпатия в научной литературе; обосновать педа гогические условия, влияющие на развитие творческой индивидуальности обучающихся; подобрать методики, обеспечивающие эффективность педагогической деятельности по развитию творческой индивидуальности обучающихся,

В данной работе использовались следующие методы исследования, изучение источников литературы, анализ, обобщение, классификация, опрос, фокус-групповые дискуссии.

Теоретической базой исследования послужили публикации О.Г, Асфарова, Е.Я, Васина, Е.В. Бондаревской, Л.А. Волошиной, Е.А. Горбатовой, А.А, Мелик-Пашаева,

Практическая значимость состоит в обосновании и разработке комплекса занятий по анализу и интерпретации произведений станковой живописи, способствующих формированию эмоционально-чувственной восприимчивости к произведениям искусства, ключевых компетенций, развитию творческой индивидуальности будущих учителей.

Основная часть

В современном мире явно недостаточно оставаться просто сторонним наблюдателем. Среда, окружающая человека, требует его прямого участия в процессах, происходящих в человеческом обществе, и вне всякого сомнения участие это должно быть творческим.

Следует заметить, что в исследованиях творчества как процесса неоднократно отмечалась необходимость свободы самовыражения. Так, В.Л. Соловьев в своей философской системе указывает на важность свободного участия личности в жизни социума, по своему внутрен-

нему желанию и с достоинством, а не по принуждению. Зачастую такое принуждение вызывает внутреннее сопротивление^ иногда и неприятие такого участия. Именно поэтому педагогу необходимо поддерживать у воспитанников инициативу, самостоятельность в решении учебных и творческих задач, стимулировать стремление к самовыражению, разрабатывать новые формы учебного взаимодействия, направленные на развитие творческой индивидуальности. [13]

Творческую личность, как правило, отличает способность не просто приспосабливаться к новым ситуациям, но и пытаться корректировать, менять их. 8 проявлении себя такую личность характеризует выбор, а также умение принимать самостоятельные решения для достижения цели в разных сферах человеческой деятельности.

В научной литературе мы встречаем две распространенные точки зрения на то, что есть творческая личность. Одна их точек зрения говорит о том, что каждый нормальный человек в определенной степени обладает творческими способностями. Существует мнение, что реализация творческого потенциала собственно делает человека психически нормальным. По другой точке зрения не всякого нормального человека следует считать творческим человеком, поскольку согласно данной позиции чертой творческой личности является устойчивая потребность в творчестве, [2,33-39]

Несмотря на то, что творчество является высшим проявлением феномена человека, оно изучено недостаточно, в силу того что творческий процесс, как правило, спонтанен и его трудно оценить естественнонаучными методами. Вместе с тем, можно отметить, что при рассмотрении творческого процесса, мы не можем не затронуть личность творца, а именно его индивидуальность,

В исследованиях феномена индивидуальности отмечается, что она является отражением психологических данных человека и проявляется в разных чертах его характера и состоит из привычек, преобладающих интересов, способностей, жизненного опыта,

В педагогическом словаре понятие "индивидуальность" трактуется как "неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. Конкретное сочетание мыслей, чувств, проявлений воли, потребностей, мотивов и желаний, интересов, привычек, настроений, склонностей, способностей и других особенностей че-

ловека, которое образует уникальную целостную структуру. [5]

Справедливо отмечается, что индивидуальность ярче всего проявляется в творческой деятельности. Такую позицию подтверждает в своих исследованиях известный российский педагог Е.8. Бондаревская, рассматривающая индивидуальность через призму понятия культуры, [6]

В.В. Занков и ряд авторов отмечают, что развитие личности происходит в ходе диалогов с собой и окружающими, в сопоставлении различных точек зрения. Общение оказывается, с одной стороны, средством организации диалога, а с другой - источником активности личности, побудительным толчком к сопоставлению своей ценностно-смысловой позиции с позициями реальных или воображаемых собеседников. [10]

Понятие "творческая индивидуальность" достаточно сложное. 8 мире искусства под творческой индивидуальностью нередко понимается художественная манера, набор отличительных признаков произведения, по которым узнается художник. [7] Но в таком случае творческая индивидуальность воспринимается сточки зрения той науки, в рамках которой она рассматривается, что приводит к односторонности, "однобокости" суждений и не дает полной картины о творческой индивидуальности того или иного художника.

Процесс творчества немыслим без личностного отношения художника к теме произведения. Выражая свои эмоции, своё отношение к создаваемому произведению, художник тем самым, даёт возможность зрителю понять его точку зрения. Затрагивая глубокие общечеловеческие темы в произведении искусства, художник проявляет эмпатию - способность человека к сопереживанию другому человеку. Термин "эмпатия" не равнозначен термину "пониманию". Механизм эмпатии заключается в умении занять место другого, взглянуть на вещи с чужой точки зрения, пережить эмоции другого.

По мнению физиологов, эмоции никогда не могут находиться в сбалансированном состоянии продолжительное время. Но именно устойчивость эмоций, вызывающих ощущение гармонии, является залогом душевного здоровья. Важно быть терпимым к особенностям поведения и поступкам других людей, при этом мы приобретаем стабильное эмоциональное состояние. Чем нетерпимее человек, тем он более озабочен поведением других людей и теряет гармонию собственного эмоциональ-

ного состояния. Однако далеко не всегда целью художественного произведения является создание гармоничного, комфортного душевного состояния у зрителя. Иногда художник намеренно вводит зрителя в состояние душевного дискомфорта с целью заострить его внимание на тех, или иных социальных проблемах. И инструментом здесь выступает именно эмпатия.

Эмпатическая способность также называется терминами - "перенесение", "вживание", "вчувствование", "перевоплощение", "идентификация". При этом она чаще всего понимается как специфическая черта личности художника, осуществляющего акт творчества, и зрителя, воспринимающего произведение искусства, Эмпатия - это когнитивный процесс, причем дети с раннего возраста связаны с ним, наблюдая реакцию и поведение взрослых в различных ситуациях.

Основатель культурно-исторической школы в психологии Л.С. Выготский писал о том, что искусство основано на единстве чувства и фантазии. Эстетическая реакция возникает при восприятии произведений искусства, эта реакция получила условное название "катарсис" - духовное очищение и разрядка, происходящие в процессе сопереживания героям произведения. Следы такой реакции мы можем видеть на одухотворенных лицах людей, посмотревших талантливо снятый кинофильм, мастерски поставленный спектакль или выставку настоящего художника-мастера. В таком случае в сознании зрителя происходит слияние эмоций от произведений с индивидуальными эмоциями, которые имеются в жизненном опыте человека.

Наиболее фундаментальное изучение эмпатии мы находим в трудах одного из лидеров гуманистической психологии К, Роджерса, который определяет эмпатию как средство гармонизации межличностных отношений. Обладать эмпатией, по его мнению, означает восприятие субъективного мира, охватывающего весь комплекс ощущений, восприятий и воспоминаний другого человека, доступных сознанию в данный момент. На основе эмпатии происходит безоценочное принятие другого человека. [15]

Художник 8.8. Кандинский говорил, что дух может быть познан только чувством или чувствующей душой. (11) Значит, увидеть духовную атмосферу нельзя, но вдохнуть ее, почувствовать и проникнуть в нее можно.

Существуют различные формы эмпатии, которые, такие авторы, как Т.П. Гаврилова [8],

ЪС >

<

LH

s о

LU

<

CI UJ

с

260

A.B. Петровский [14], представлены отдельными группами: когнитивная эмпатия - состояние, при котором эмоции другого человека подвергаются анализу,данная форма эмпатии является частью деловой коммуникации; эмоциональная эмпатия - основывается на глубоком переживании состояний другого человека; предикативная эмпатия - проявляется в том, что человек способен предугадывать реакции и эмоции собеседников, а также осознаёт мотивы происходящего. Выделяют и такие формы, как сопереживание и сочувствие.

Изучая вопрос формирования эмпатии в процессе развития и становления индивидуальности, известный отечественный художник и теоретик искусства 8.А. Фаворский писал, что для ребенка характерно вживание в предмет, актерское уподобление себя предмету. Воспринимая действительность, ребёнок ощущает её своим телом, образно представляет форму предмета, его функциональность. [16]

Вместе с тем нужно отметить, что некоторые люди, в силу определенных расстройств, не могут сопереживать в той мере, в какой это делают остальные. Во-первых, это люди с нар-циссическим расстройством личности, во-вто-рых, - психопаты и аутисты.

В современных научных исследованиях эмпатия часто изучается как педагогическая эмпатия. Нам бы хотелось взглянуть на эту проблему со стороны художественной педагогики. Художественное образование тесно взаимосвязано с различными аспектами личностного становления и развития гуманистической сущности человека. Соответствие требованиям современного общества требует обновления содержания художественного образования: оно должно включать не только предметную историко-культурную информацию, но и личностно-развивающие знания и умения, сформированное эмоционально-цен-ностное отношение к миру и человеку в нем, систему нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях, [1]

В России на каждом новом витке развития общества переосмысляются задачи формирования высокодуховной эстетически развитой личности. Эти задачи решаются разными уровнями образования. При изучении методической литературы преподавания изобразительного искусства в средних и высших учебных заведениях, так или иначе, обращает на себя факт развернутости обучения к практической стороне, а эмпатийная составляющая остаётся не в полной мере реализованной. Также

существует практика отводить большую часть часов на самостоятельную работу, а далеко не все студенты способны быть ответственными в самообразовании.

В сложившейся ситуации педагог вынужден пересматривать учебный материал, отбирая необходимые формы, методы и приёмы работы таким образом, чтобы обучающиеся имели не только практический опыт в специальных художественныхдисциплинах,но могли выражать свое отношение к искусству в целом и отдельнымхудожникамвчастности, развивать речевые способности. Для этого можно предусмотреть такие формы работы какэссе, творческие проекты, экскурсии, конференции и т.п.

Традиционно искусство рассматривалось в двух смыслах - с одной стороны, как мастерство в любой сфере деятельности и с другой -как человеческая деятельность, направленная на отражение жизни в художественных образах. Способ такого отражения определяется особенностями конкретного вида искусства, в том числе изобразительного, В обоих случаях искусство требует высочайшей техники и напряжения всех духовных сил. Следовательно, искусство невозможно без глубоких переживаний исполнителем того, что он создает, без эмпатии.

Отечественный философ и культуролог М.М, Бахтин одним из первых ввел понятие диалога в теорию искусства, процесс восприятия художественного образа он называл "художественное событие" или диалог между сознанием героя и сознанием автора (зрителя). [4]

Особенно важно уделять внимание разви-тиютворческой индивидуальности обучающихся художественно-графических и художественно-педагогических направлений обучения, поскольку для данной категории обучающихся умение понимать и ценить изобразительное искусство является основой профессионализма. Произведения искусства при воздействии на личность вызывают состояние катарсиса, таким образом, цель подлинного художественного произведения состоит в нравственном очищении человека благодаря силе эмоционального влияния, возникающего в результате его восприятия.

Соответственно, практическая деятельность, направленная на приобретение опыта переживания жизненных ситуаций через анализ произведений станковой живописи, позволяет формировать ключевые компетенции обучающихся.

Иллюстрируя свою точку зрения, приведем в пример учебную дисциплину "Анализ и ин-

терпретацйя художественных произведений". Ресурсы этого курса позволяют формировать у студентов навыки искусствоведческого анализа художественных произведений, эмоцио-нально-чувственную восприимчивость к произведениям искусства; развивать эстетический вкус; создавать условия для развития исследовательской активности через межпредметную интеграцию. Одновременно решаются задачи: формирования представлений об искусстве как аккумуляторе духовных ценностей своего времени, способствующем становлению образованной, толерантной личности; воспитания духовной культуры на основе лучших достижений мировой и отечественной культуры; освоения теоретических знаний в области морфологии искусства.

Неоспорим тот факт, что для обучающихся очень важно знакомство с произведениями живописи мирового и отечественного искусства. Художники русской жанровой живописи всегда подходили с большим вниманием к решению сюжета своих полотен, например критические произведения Павла Федотова "Сватовство майора" или "Свежий кавалер" или лирические работы Алексея Венецианова.

Наиболее важным представляется изучение и анализ произведений живописи с глубоким духовным смыслом, который затрагивает личностные переживания каждого человека. В работе со студентами кафедры педагогических арт-технологий мы используем такие произведения, как "Поцелуй иуды" Джотто, "Голгофа" М, Ге, "Христос в пустыне" И. Крамской, причем на занятиях используется как непосредственный анализ художественных средств произведения, так и более творческие формы работы - написание эссе илисинквейна. Проверка работ студентов показывает, насколько неординарно и по-разному обучающиеся реагируют на одну и уже тему произведения живописи.

Когда мы говорим о развитии творческой личности, развитии эмпатии художника, то непосредственное руководство педагога-настав-ника просто необходимо, он выступает не только примером, но передает богатый жизненный опыт, учит рассуждать, анализировать, давать оценку художественным произведениям, где происходит "вчувствование" в творчество другого человека. Педагогическое взаимодействие - одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Помимо этого, образовательная система взаимодействует с другими системами - семьей и общественностью. Разные стороны взаимодействия прямым или кос-

венным образом отражаются наличности обучающегося.

Очень важно, что любое общение с произведением изобразительного искусства начинается с эмоционального этапа, анализа первых впечатлений, рожденных картиной. Первое впечатление важно сохранить до конца работы с произведением. Под работой с произведением следует понимать как создание художественного произведения,так и восприятие объекта изобразительного искусства, созданного сторонним автором. Затем идёт переход на предметный уровень анализа изображенных объектов. Внимательное изучение деталей картины позволит глубже понять его смысл. На сюжетном уровне воспринимаются взаимоотношения персонажей, события, эпоха. Символический уровень возвращает нас к предметному содержанию картины, происходит выявление ранее скрытых смыслов. На завершающем этапе восприятия мы возвращаемся к эмоциональному впечатлению, подкрепляя его знанием о произведении изобразительного искусства.

Важный факт отмечает А.А. Мелик-Паша-ев, что, именно обращая внимание внутрь себя, многие дети начинают более пристально и осмысленно вглядываться в картину. Рассматривают они ее теперь с другой установкой, и начинают замечать эмоциональную выразительность картины в целом и каждого ее фрагмента. [12]

Эстетическое поведение человека в процессе его непосредственного общения с людьми, искусством, природой изменяется под влиянием прекрасного. При постоянном контакте с эстетическими ценностями и под их влиянием у человека появляются новые чувства, мысли, поступки, то есть происходит эстетическое развитие личности. В процессе восприятия художественного произведения внутренний мир читателя (зрителя) вступает в сложную связь с миром автора. Соотнесение художественного образа с личным жизненным опытом приводит читателя (зрителя) к определенным мировоззренческим выводам. Это чрезвычайно важно для общего интеллектуального и художественно-эстетического воспитания обучающихся.

В рамках рассматриваемой темы необходимо, как представляется, строить учебный процесс в русле аксиологического подхода, в котором человек, его особенности, приобретенный опыт, рассматриваются как ценность. В контексте данного подхода образование наполняется ценностным содержанием, а занятия

ЪС >

<

LH

s о

LU

<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CI UJ

изобразительным искусством, основанные на сенсорно-перцептивной системе, способствуют развитию психологических качеств (мышление, эмоции, память, воображение, восприятие, выбор и др.). Все эти качества и представляют собой субъективные условия осуществления успешного развития творческой индивидуальности.

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.

1. Обобщая вышесказанное, мы рассматриваем творческую индивидуальность как свойство личности, отражающее умение ценить, интерпретировать и создавать художественный образ различными изобразительными материалами, характеризующийся многоплановостью замысла, процесса и продукта, определяющийся эстетическим отношением личности к окружающему миру,

2. Знакомство с великими образцами изобразительного искусства с раннего возраста благотворно действует на психические и мыслительные процессы человека, обогащает его внутренний мир, формирует способности к творчеству и экспериментированию.

3. В результате проведения ряда мероприятий мы убедились, что созданиеситуации, при которой учащиеся смогут не только попустить через себя эмоции другого человека или ка-кую-то ситуацию, но и выразить свои ощущения в вербальной или не вербальной (творческой) форме, будет иметь развивающий эффект для творческой индивидуальности учащихся.

Литература:

1. Акишинй ЕМ. и др. Педагогика искусства и современное художественное образование : монография / общ. ред. ё.В. Боякова. - м. : т'Ц Сфера,

2017. -306 с.

2. А С фа ров О.Г. Современные научные психолого-педагоги чес кие подходы к пониманию творческой личности // Вестник Ставропольского государстве и но го у и иве рейте та. 2009. №5.-033-39.

3. Басин Е Я. Искусство и эмпатия. Акад. гуманитарных исслед. - М.: Слово, 2010. - 293 с.

4. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. - СПб.: Азбука, 2000. -336 с.

5. Бим-БадБ.М, Педагогический энциклопедичес кий словарь. - М.: Большая российская энциклопедия, 2009. - 527 с.

6. Бондаревская Е.В., Кульневич С.8. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания : учебное пособие. - М.-Ростое-н/Д.; Учитель, 1999.- 560 с.

7. Волошина Л.А. Проблема творческой индивидуальности в русской эстетике конца XIX начала XX века :автореф. дис.... канд. философ, наук: 09.00.04.-СПб., 2014.-25 с.

8. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. М.: Знание, 1984. - 80 с.

9. Горбатова Б.А. Эмпатия: психологическая структура и механизмы реализации // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. [Электронный ресурс) URL: https://rucont.ru/efd/ 395842 (дата обращения 04.05.2021) Ю.Занков 8,6. Психология понимания: Пробле мы и перспективы. - М.: Институт психологии РАН, 2005,-448 с.

11 .Зинченко S.H. Сознание и творческий акт, - М.: ЯСК, 2010. - 592 с.

12.МеликПашаев A.A., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству [Электронный ресурс] URL: https:// docplayer.ru/40512228-Stupen ki ■k-tvorchestvu.html (дата обращения 19.05.2021)

13.Осипов И.Д. Социальная философия B.C. Соловьева // Серия "Симпозиум": материалы Международной научной конференции- СПб., 2003. -Вып. 32.-С. 216-232.

14.Петровский A.B. Психология: учебник. - М. : Академия, 2008. - 500 с.

15.Роджерс K.P. Взгляд на психотерапию. Станов ление человека. - М.: Прогресс, 1994. - 479с.

16.Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравю ре.-М.: Книга, 1986.-238 с.

PRACTICAL METHODS OF LISTENING TO MUSIC IN THE COURSE OF MUSICAL LITERATURE ATTHE MUSIC COLLEGE Pecheritsa Anna Stanislavovna, Lecturer, Department of Music theory and vocal and choral art, Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod

The purpose of the study is to determine the optimal ways to solve the pedagogical problem of activating auditory perception in students studying the subject "Musical literature"in professional music educational institutions, The scientific novelty consists in identifying the components of the educational process that help to control the process of sensory reflection of reality that arises in the imagination or in memory based on the acquired experience as a result of interaction with the musical art: information and communication component, emotional and intellectual development, self determination competencies. As a result of the study, based on the principle that true comprehension of music is possible only with the unity of the emotional and intellectual, methods and techniques that develop imagination, creative thinking, emotional and sensory perception of music, as well as education of self-expression confidence were selected. The typology for these types of activities is given.

Keywords: music perception; listening to music; artistic image; intonation figurative representations; inspiration; creativity; listening to music; contrast; variability; essay; methods and techniques.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.