Научная статья на тему 'ЭМПАТИЯ И РЕФЛЕКСИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА'

ЭМПАТИЯ И РЕФЛЕКСИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
187
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УРОВНИ ЭМПАТИИ / ФЕНОМЕНА ЭМПАТИИ / EMPATHY / REFLECTION / PROFESSIONAL ACTIVITY / LEVELS OF EMPATHY / THE PHENOMENON OF EMPATHY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Василенко Л.В.

В статье мы рассматриваем аспекты профессиональной деятельности, а также профессиональную психологическую деятельность которая предъявляет особые требования к личности: способность быть искренней в отношениях с клиентом, понимать эмоциональное состояние клиента, правильно отражать и передавать переживаемые на данный момент чувства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPATIA AND REFLEXIA IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF A PRACTICAL PSYCHOLOGIST

In the article we consider the aspects of professional activity, as well as professional psychological activity that makes special demands on the individual: the ability to be sincere in dealing with the client, to understand the emotional state of the client, to correctly reflect and convey the feelings experienced at the moment.

Текст научной работы на тему «ЭМПАТИЯ И РЕФЛЕКСИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА»

техника. - 2016. Режим доступа:

https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/26525/521%20-%20527.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 20.03.2018).

4. Черникова Л.В. Генезис и тенденция развития института несостоятельности (банкротства) в России. [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2013. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/genezis-i-tendentsiya-razvitiya-instituta-nesostoyatelnosti-bankrotstva-v-rossii (дата обращения: 19.03.2018).

5. Эпштейн С. Институт несостоятельности (банкротства): основные понятия и признаки. [Электронный ресурс] // Информационный портал Теория. Наука. Практика. - 2012. Режим доступа: http://thsp.ru/issues/issue0509/050912.htm (дата обращения: 20.03.2018).

УДК 159.99

Василенко Л.В. студент магистратуры группы 16-ЗМПЛ Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования «Сочинский государственный университет»

Россия, г. Сочи ЭМПАТИЯ И РЕФЛЕКСИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Аннотация: в статье мы рассматриваем аспекты профессиональной деятельности, а также профессиональную психологическую деятельность которая предъявляет особые требования к личности: способность быть искренней в отношениях с клиентом, понимать эмоциональное состояние клиента, правильно отражать и передавать переживаемые на данный момент чувства.

Ключевые слова: эмпатия, рефлексия, профессиональная деятельность, уровни эмпатии, феномена эмпатии.

Vasilenko L. V.

Master of the group 16-ZMPPL The federal state budget educational institution higher education

"SochiState University" EMPATIA AND REFLEXIA IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF A PRACTICAL PSYCHOLOGIST.

Abstract: in the article we consider the aspects of professional activity, as well as professional psychological activity that makes special demands on the individual: the ability to be sincere in dealing with the client, to understand the emotional state of the client, to correctly reflect and convey the feelings experienced at the moment.

Key words: empathy, reflection, professional activity, levels of empathy, the phenomenon of empathy.

Практическая психология как профессиональная деятельность начинает проявляться в массовом масштабе и поэтому требует взвешенного отношения с точки зрения того, что именно она социально усугубляет проблему обоснованности влияния одного человека на другого. В конечном счете проблема жизни живет (живет) как собственная или чужая, живая (живая) чужой разум (чужие средства, желания других людей, способности других людей). Что важнее для человека, для людей? Хотелось бы думать, что современное общество, и каждый человек испытал по крайней мере мгновение в жизни два полярных и, следовательно, очень яркие чувства: чувство полной беспомощности перед жизненными проблемами, желание дать кому-то всю оставшуюся силу, только не испытывать больше неопределенности, бессмысленности; чувство радостной радости от осознанного - вдохновляющее чувство мастера жизни.

Аспекты профессиональной деятельности подробно изучены в работах Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, Е. А. Климова, Е. М. Иванова, М. Аргайл, М. Хоффмана и других ученых. Однако возрастающая роль и значение профессионального психолога в изменившихся социальных условиях требует нетрадиционного подхода к изучению его деятельности, ориентированного на принципы межличностного гуманизма. Необходимость развития гуманистических тенденций в отечественной психологии государства в условиях глубокой кризисной ситуации не только актуальна, но и жизненно важна.

Эмпатия уже давно является предметом исследований российских психологов как собственно психологического образования (Н. И. Загузов, В. С. Мухина, А. С. Чернышов, Т. П. Гаврилова, Н. Н. Обозов, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. Б. Орлов и др.), Однако, поскольку характеристика профессиональной деятельности еще не рассмотрена.

Эмпатия - это понимание чувств других и желание оказывать эмоциональную поддержку. Эмпатия - это способность поставить себя на место другого человека (или вещи), умение сопереживать, способность воспринимать внутренний мир другого точно, сохраняя эмоциональные и смысловые нюансы. Эмпатия - это основное межличностное качество, которое должен иметь психолог-консультант

Главное в этом качестве - возможность, желание и способность человека чувствовать и понимать другого человека психологически, смотреть на мир своими глазами, на какое-то время забывая о своем восприятии мира, о своей собственной точке Посмотреть. Это качество, которое консультант-психолог показывает на протяжении всего процесса консультаций и, благодаря ему, может лучше понять клиента более глубоко, чтобы помочь ему более эффективно. Традиционно существует три уровня эмпатии: первый уровень является самым низким, это слепота чувствам и

мыслям окружающих. Такие люди больше заинтересованы в своих собственных, и если они думают, что они хорошо знают и понимают других, их выводы часто ошибочны. Однако, чтобы осознать свою ошибку, им мешает низкий уровень эмпатии, и их собственные заблуждения могут длиться всю жизнь. 2-й уровень - эпизодическая слепота к чувствам и мыслям других, чаще всего встречается. Он присущ всем типам личности, хотя и в разных формах. Третий уровень эмпатии - самый высокий. Это постоянное, глубокое и точное понимание другого человека, умственная реконструкция его переживаний, чувство их как собственного, глубокий такт, который облегчает осознание человеком их проблем и принятие правильных решений без навязывания какого-либо мнения или их интересов,

Профессиональная психологическая деятельность предъявляет особые требования к личности: способность быть искренней в отношениях с клиентом, понимать эмоциональное состояние клиента, правильно отражать и передавать переживаемые на данный момент чувства. Без практического овладения такой психической реальностью, как сопереживание, невозможно достичь эффективности в профессиональной деятельности. Эмпатия (консультант-психолог для клиента) - это особое чувство, благодаря которому психолог-консультант может внутренне понимать психологию клиента, проникать во внутренний, психологический мир, лучше и глубже понимать индивидуальность клиента и его состояния.

Эффективность профессиональной деятельности психолога напрямую зависит от уровня его способности к пониманию.

Понимание для психологии представляет собой один из основных способов получения информации о человеке. Представляет собой бесспорный, что эмпатия представляет собой профессиональное качество психологии, чья практическая действенность связи с непреднамеренными контактами с людьми, с помощью им в решениях проблема. При этом особенно важно не забывать о своих судах «ярких предпосах», которые заходят к чему-то профессиональному «выгоранию». Иными словами, психолог должен уметь «проникнуть», переписывая другое лицо, одно не надолго, что превратит «чужие проблемы» в свои.

Проблема изъятия эмоций всей актуальной для психологии. Особо важная задача исследований и развития эмпатии в профессиональном станировании студенческой психологии. Профессиональная психологическая действенность предваряет личную информацию о сложных трехобращениях: уменения в отношениях с клиентом истренным, почитание эмоционального состояния, правильное отражение и передача чувств, переживающие в настоящий момент. Без практического знание такой психофизической реальности как эмпатия, невозможное достижение эффективности в профессиональной деятельности.

Исходные теоретические положения феноменов эмпатии представле -ний в трудовых сообществах субэктитивно-идеалистической психологии - А. Бена [6], Т. Липпса [13], заложившие основную и перспективную работу в

исследованиях эмпирий как личностных явлений. Т.Липпс, давая теоретическое объяснение эмпатии, Представляя свое «содержание как субъекта», в котором говорится, что он отличается от людей, незавизуемо оттого, заслуживает ли об «иктивированное название чувственности или нет» [13]. В 1934 г. Дж. Средние дневные определения эмпатий как «способность притянуть» «народное человечество» [14, с. 64].

Понимание для психолога - один из важных способов получения информации о человеке. Нельзя отрицать, что эмпатия является ценным профессиональным качеством психолога, чья практическая деятельность связана с прямыми контактами с людьми, с их помощью в решении своих проблем. В этом случае особенно важно не забывать о своих субъективных ограничениях, выход из которых чреват профессиональным «выгоранием». Другими словами, психолог должен уметь ощущать опыт другого человека, но недостаточно, чтобы превращать проблемы других людей в свои собственные.

Проблема изучения эмпатии всегда актуальна для психологии. Особенно важна проблема исследований и развития эмпатии в профессиональном развитии студента-психолога. Профессиональная психологическая деятельность предъявляет особые требования к личности: способность быть искренней в отношениях с клиентом, понимать эмоциональное состояние клиента, правильно отражать и передавать переживаемые на данный момент чувства. Без практического овладения такой психической реальностью, как сопереживание, невозможно достичь эффективности в профессиональной деятельности.

Исходные теоретические положения феномена эмпатии представлены в работах представителей субъективно-идеалистической психологии - А. Бен [6], Т. Липса [13], который заложил основу и перспективу в изучении эмпатии как личного явление. Т. Липпс, давая теоретическое обоснование эмпатии, представлял его «содержание как объективирование меня в другом предмете от меня, независимо от того, заслуживает ли это объективное имя или нет» [13]. В 1934 году Дж. Мид определяет эмпатию как «способность взять на себя роль другого человека» [14, с. 64].

Психоаналитические концепции признают основную роль бессознательного в проявлении эмоционального поведения, основанного на идентификации имитации; идентификация как начальная форма эмоциональной связи, которая влияет на формирование психодинамической структуры и стиля поведения человека во взрослой жизни.Процесс приписывания другим мотивам, чувствам и суждениям как средства защиты, через которые субъект может не осознавать наличие этих «неожиданных явлений» в себе [21].

Поведенческая концепция феномена эмпатии представлена в виде конкретной эмоциональной реакции на воздействие социальной среды без значительной нагрузки психических состояний субъекта. Американский исследователь М. Д. Хоффман считал сочувствие в форме захватывающего

аффекта в наблюдателе для состояния другого человека, подчеркивал важность когнитивной составляющей эмпатического взаимодействия и интерактивного аспекта этого взаимодействия. Представитель английской школы нееврейских исследований [25]. М. Аргил выделил три фактора, которые определяют эмпатию: способность принимать роли; межличностная мотивация и наличие этого опыта в эмоциональной памяти сопережитого [24].

Теоретические предположения о гуманистическом направлении основаны на процессах восприятия и категоризации окружающего мира, где перцептивные образы являются наиболее важными детерминантами того, как человек видит и интерпретирует события, определяет их и реагирует на них.

Признание уровня опыта как лидера наиболее выражено в клиентоориентированном подходе К. Роджерса, который определил эмпатию как «осознание чувств и эмоций других людей, способность ощущать эмоции и настроения других, понимать их точки зрения и проявляют активный интерес к их проблемам, открытость во взаимодействии, способность проникать во внутренний мир другого человека »[18, с. 267]. Именно идентификация актуальности опыта формирует основу эмпатического отношения психолога к объектам его деятельности.

Таким образом, в работах зарубежных психологов эмпатия рассматривается как особый метод и форма общественного восприятия.

В отечественной психологии проблема эмпатии рассматривается в следующих областях:изучение качественного характера эмпатии (В. В. Бойко [2], Т. П. Гаврилова [7], Г. В. Щекин, Н. Н. Обозов [15]); исследование взаимосвязи между структурными характеристиками эмпатии с психическими процессами и психологическими чертами личности (А. А. Бодалев [1], Т. И. Пашукова [16], Б. М. Теплов [20], И. М. Юсупов [23]); исследование процедурного характера эмпатии (С.Б. Борисенко [4], Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Карягина, Е.Н. Козлова [8], А.Г. Ковалев [12]); изучение эмпатии как профессионально важного качества психолога (Н. В. Буравцова [5], Б. В. Кайгородова, И. А. Еремицкой [11], О. Б. Поляковой [17]).

Внутренние психологи неоднозначно интерпретируют содержание понятия эмпатии, определяя его как способность, либо как процесс, либо как состояние, связывая эмпатию с различными психическими процессами и психологическими чертами личности. (Былкина Т.Г., Пустобаева Е.И., Суслакова К.В. Исследование эмпатии как профессионально важного качества студента психолого-педагогического направления // Научное сообщество студентов XXI века. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: Сборник статей о XII Международной конференции. -практическая конференция № 12. URL: sibac.mfo/archive/humamties/12.pdf (контрольная дата: 01/09/2018))

В словаре психологии эмпатия (от греческой empatheia - эмпатии) понимается как нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (эмпатия); реагирование на переживания и эмоции другого,

своеобразные социальные (моральные) эмоции. Отмечается, что способность к сопереживанию является необходимым условием для развития такого профессионального качества, как понимание, от практического психолога (советника, психотерапевта) [3].

A.А. Бодалев указывает, что эмпатия «представляется как очень сложная психологическая формация, в которой когнитивные и эмоциональные процессы оказываются тесно связанными друг с другом» [1, с. 250]. С.Л. Рубинштейн рассматривает эмпатию как неотъемлемую часть человеческой любви к человеку. Верный эмпатическим отношениям, он противопоставляет феномен «расширенного эгоизма» [19, с. 416]. D.B. Эльконин считает, что способность человека эмоционально реагировать на переживания другого является одним из условий для развития социальной децентрализации. Исходя из этого, Д.Б. Эльконин подчеркивал влияние эмпатии на формирование и эмоциональную деконцентрацию ребенка в процессе преодоления «когнитивного эгоцентризма» [22].

B.M. Теплов, занимающийся проблемами психологии индивидуальных различий, отличал способность к сопереживанию как знаку и функции «живого воображения», что делает возможным подлинно чувствительное отношение к другим. Ученый считает, что, чтобы полностью сопереживать воспринимаемым позитивным или отрицательным эмоциям, нужно мысленно встать на место другого, «перенести» на свою позицию [20, с. 256270].

Таким образом, внутренними психологами понятие эмпатии понималось как опыт эмоционального состояния, в котором находится другое; деятельность по восстановлению чувств другого человека по воображению; думая о том, как человек займет место другого (беря на себя роль).

Психолог, воздействуя на другого человека, сам является носителем индивидуального сознания (живого или фантомного), и при этом также имеет дело с живым или фантомным сознанием. Легко представить, какие логические варианты возможны при взаимодействии с одним человеком и сколько раз они становятся более сложными при взаимодействии с группой людей.

Для психолога идеи о сущности человека имеют наиболее конкретный, ситуационно выраженный дизайн в виде жалоб на скуку жизни, неудачи, медлительность, отсутствие способности к концентрации, потерю сексуальной привлекательности или потенции,

За ними происходят нарушения в структуре ментальной реальности, которые делают ее жесткой структурой с фиксированной функцией. Хорошо сказано об этом для К. Хорни Невротическая личность нашего времени. М., 1993. С. 209..: «Невротик подвергает себя другому миру или судьбе и любому страданию, которое он позволяет себе захватить? Независимо от этого удовлетворение, которое он ищет, очевидно, находится в ослаблении или стирании собственного индивидуальное «я». Затем он перестает быть

активным актером и превращается в объект, лишенный его собственной воли».

Похоже, что эти явления индивидуального сознания - фантомия и психологическая смерть - обязательно поднимают вопросы о границе профессиональных способностей психолога в его профессиональной деятельности. Этот вопрос аналогичен в его оперативных проявлениях (с точки зрения усилий и их направленности) на решение о предоставлении реанимационной медицинской помощи. Когда уже очевидно, что усилия бесполезны, стоит ли тратить время на борьбу за жизнь, которая выйдет в любом случае?

Вероятно, это линия, в которой вопросы профессиональной этики и вопросы практической этики закрыты при исполнении профессиональных обязанностей.

Профессиональная обязанность требует, чтобы психолог действовал, практическая этика определяет глубину влияния на другого человека, и профессия диктует принятие ограничений на собственные действия. Попробуем выразить ту же идею в возможной рефлексивной формуле психолога: «Как психолог мне нужно принять решение об оказании помощи, но я вижу (я понимаю, я знаю), что этого человека я не могу помочь, так как он не приму моей помощи, я должен отказаться от работы с ним, поскольку у меня нет необходимых профессиональных инструментов для этого ». Противоречие в опыте -« Я психолог, я не психолог »- не только мощное влияние на внутренний мир, а также необходимость трансляции его для другого человека в соответствующей форме. Является ли психолог для этого? Как подготовиться к возможному возникновению такого противоречия? Это вопросы из области овладения психологом практической этики как нормы его личной жизни, которая как неотъемлемая часть его самооценки структурирует психическую реальность его собственной жизни.

Говоря иначе, если люди для психолога являются средством для самоутверждения и наслаждения властью, данной аурой профессии, для него, по сути, нет опыта профессиональной работы и ее возможной несогласованности с уровнем собственного профессиональное развитие («Я прав, потому что я прав»). Явная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие его возможностей как средства воздействия на другого человека на основе опыта чувства профессора и ответственность за их профессиональные действия.

Это делает профессию психолога одним из немногих видов социальной активности, где обобщенные представления о ценности человека в конечном счете определяются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на Другого человека. В определенном смысле психолог создает своими профессиональными действиями образ Другого для тех людей, с которыми он работает.

Психолог, как профессионал, выполняет важнейшую социальную

задачу - задачу создания обобщенного, персонифицированного (в лице его и в лице конкретного участника или участников его профессиональной деятельности) образа другого

Использованные источники:

1. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическ ая академия, 1995. — 328 с

2. Большой психологический словарь. Сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. М.: Олма-пресс, 2004. — 672 с.

3. Буравцова Н.В. Взаимосвязь психологического пространства личности и эмпатии студентов-педагогов и психологов // Казанский педагогический журнал. —

2009. — № 9—10. — С. 89—97.

4. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнт ности эмпатии // Вопросы психологии. — 2009. — № 4. — С. 61—68.

5. Дмитриева Л.А. ПВК психологов на разных этапах профессионализац ии // Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальнос ть. — 2010. — № 2. — С. 49—55.

6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. — 512 с.

7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление личности. М.: Про гресс, 1994. — 480 с.

8. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 2008 . — 416 с

9. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Дрова, 2009. — 536 с.

10.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1 989. — 560 с.

11.Argyle М. Bodily communication. N. Y., 1975.

12.Hoffman M.D. Empathy, its development and prosocial implications. In: C.B. Kelsey (ed.). Nebraska Symposium on Motivation, 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.