Научная статья на тему 'Характеристики эмпатии как важного профессионального качества у студентов, обучающихся по направлению «Психология» в Тверском государственном университете'

Характеристики эмпатии как важного профессионального качества у студентов, обучающихся по направлению «Психология» в Тверском государственном университете Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1425
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМПАТИИ / СТУДЕНТЫ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПСИХОЛОГИЯ» / ВАЖНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Евдокимова А. А., Короткина Е. Д.

В данной статье рассмотрены характеристики эмпатии как важного профессионального качества у студентов, обучающихся по направлению «Психология» в Тверском государственном университете. Был изучен уровень эмпатии у студентов 3 и 4 курса и выделен доминирующий канал эмпатии. Проанализированы результаты эмпирического исследования, направленного на изучение характеристик эмпатии как важного профессионального качества у студентов, обучающихся по направлению «Психология» в Тверском государственном университете

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Евдокимова А. А., Короткина Е. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристики эмпатии как важного профессионального качества у студентов, обучающихся по направлению «Психология» в Тверском государственном университете»

17. Национальный доклад Российской Федерации о реализации Болонского процесса в 2012-2015 гг. / Европейское пространство высшего образования (Болонский процесс) [офиц. сайт]. Разд. Члены Болонского процесса и Европейского пространства высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ehea.info/cid101592/russian-federation.html (дата обращения: 11.10.2017).

18. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь / ред. А. М. Прохоров . 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. [Электронный ресурс]. URL: http://enc-dic.com/enc_big/Menedzhery-36363.html [Коллекция энциклопедий и словарей] (дата обращения: 12.10.2017).

19. Райзберг Б.А. Современный социо-экономический словарь. М.: Инфра-М, 2010/2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/Cons doc LAW 67315/ [Коллекция энциклопедий и словарей] (дата обращения: 12.10.2017).

20. Уилер М., Унбенгаун Б., Фаллья П. Краткий Оксфордский русский словарь (русско-английский, англо-русский). Оксфорд (Великобритания): Издательство Оксфордского университета, 2000, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://slovar-vocab.com/english/oxford-collocations-dictionary/ manager-6332024.html (дата обращения: 12.10.2017).

УДК 159.9316.4

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМПАТИИ КАК ВАЖНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КАЧЕСТВА У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПСИХОЛОГИЯ» В ТВЕРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Евдокимова А.А., 2017

Тверской государственный университет, студентка 4 курса кафедры психологии труда и

клинической психологии, г. Тверь Короткина Е.Д., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и

клинической психологии, г. Тверь

Аннотация: в данной статье рассмотрены характеристики эмпатии как важного профессионального качества у студентов, обучающихся по направлению «Психология» в Тверском государственном университете. Был изучен уровень эмпатии у студентов 3 и 4 курса и выделен доминирующий канал эмпатии. Проанализированы результаты эмпирического исследования, направленного на изучение характеристик эмпатии как важного профессионального качества у студентов, обучающихся по направлению «Психология» в Тверском государственном университете

Ключевые слова: характеристики эмпатии, студенты, обучающиеся по направлению «Психология», важное профессиональное качество

CHARACTERISTICS OF EMPATIA AS AN IMPORTANT PROFESSIONAL QUALITY OF STUDENTS STUDYING AT THE DIRECTION OF "PSYCHOLOGY" AT THE TVER STATE

UNIVERSITY

Evdokimova A.A., 2017 Tver State University, 4th year student of the Department of Labor Psychology and Clinical

Psychology, Tver

Korotkina E.D, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Department of Labor

Psychology and Clinical Psychology, Tver

Annotation: in this article, the characteristics of empathy as an important professional quality for students studying in the direction of "Psychology" at Tver State University are considered. The level of empathy in the students of the 3rd and 4th year was studied and the dominant channel of empathy was identified. The results of an empirical study aimed at studying the characteristics of empathy as an important professional quality in students enrolled in the direction of "Psychology" at the Tver State University

Key words: characteristics of empathy, students studying in the direction of "Psychology", an important professional quality

Изучение эмпатии как важного профессионального качества у студентов, обучающихся по направлению «Психология» актуально. Ведь будущий психолог должен уметь постигать эмоциональное состояние человека, проникаться его переживаниями, сочувствовать ему. Развитие эмпатии в профессиональном становлении студентов - психологов играет огромную роль, ведь их успешная деятельность невозможна при её низком развитии. Эмпатические проявления можно считать основными в процессе установления раппорта и доверительного контакта с клиентом, а тем более, для проведения психологических консультаций, психотерапевтических и психокоррекционных работ.

Термин «эмпатия» введен Э. Титченером, обобщающим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э.Клиффорда и Т. Липпса. Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в переживания другого человека [7].

Феномен «эмпатия» подвергся многоаспектному пониманию, что усложнило возникновение одного - единственного, общепринятого определения эмпатии, предполагавшее полное понимание и описание её сути. Истинную сущность эмпатии как психологического феномена пытались раскрыть в своих трудах такие учёные, как А.Е. Айви. А.А. Бодалев, В.В. Бойко, А.А. Борисова, Т.П. Гаврилова Ю.Б. Гиппенрейтер, Ю.А. Менджерицкая А.К. Нитченко, А.Б. Орлов, Т.И. Пашукова, К.Роджерс, А.П. Сопиков и др. [1]. Различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.), и предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание - это переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.

Важной характеристикой процессов эмпатии является выявление видов понимания другого человека. К уже известным: идентификации, принятию ролей, децентрации, рефлексии и психологическим механизмам поиск продолжается в направлении понимания эмпатии как проявления чувственной мудрости. Установлено, что эмпатическая способность обычно возрастает с ростом жизненного опыта, эмпатия легче реализуется при сходстве поведенческих и эмоциональных реакций субъектов. [4]. Бихевиористическая концепция феномена эмпатии представлена в идее специфической эмоциональной реакции на воздействие социальной среды

без значимой нагрузки психических состояний субъекта.

Американский исследователь M.D. Hoffman рассматривал эмпатию в форме возбуждающег о аффекта у наблюдателя за состоянием другого лица, акцентировал значение познавательного комп онента эмпатического взаимодействия и интерактивный аспект данного взаимодействия. Представит ель английской необихевиористской школы [6].

М. Argyle выделил три фактора, обуславливающих эмпатию: способность принимать роли; межличностную мотивацию и наличие данного переживания в эмоциональной памяти эмпатизирующего [5]. В основе теоретических положений гуманистического направления лежат процессы восприятия и категоризации окружающего мира, где перцептивные образы являются важнейшими детерминантами поступков того, как человек видит и интерпретирует события, определяет их и на них реагирует.

Признание уровня переживаний в качестве ведущего наиболее выражено в клиент -центрированном подходе К. Роджерса, который определил эмпатию как «осознание чувств и эмоций других людей, умение чувствовать эмоции и настроения окружающих, понимать их точку зрения и проявлять активный интерес к их заботам, открытость во взаимодействии, умение проникать во внутренний мир другого человека» [3, с.267].

Именно выделение актуальности переживания составляет основу эмпатического отношения психолога к объектам его деятельности. Таким образом, в трудах зарубежных психологов эмпатия рассматривается как специфический способ и форма социальной перцепции. В отечественной психологии проблема эмпатии рассматривается следующими направлениями:

• изучение качественной природы эмпатии (В.В. Бойко; Т.П. Гаврилова; Г.В. Щекин, Н.Н. Обозов);

• исследование связи структурных характеристик эмпатии с психическими процессами и психологическими особенностями личности (А.А. Бодалев; Т.И. Пашукова; Б.М. Теплов; И.М. Юсупов);

• исследование процессуального характера эмпатии (С.Б. Борисенко; Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Карягина, Е.Н. Козлова; А.Г. Ковалев).

• изучение эмпатии как профессионально важного качества психолога (Н.В. Буравов; Б.В. Кайгородов, И.А. Еремицкая; О.Б. Полякова).

Отечественные психологи неоднозначно трактуют содержание понятия эмпатии, определяя её как способность, или как процесс, или как состояние, при этом связывая эмпатию с различными психическими процессами и психологическими особенностями личности [2]. В исследовании приняли участие 30 студентов, обучающихся по направлению «Психология» в Тверском государственном университете. Из них 15 человек являются студентами 3 курса и 15 учатся на 4 курсе. Результаты исследования по методике «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко показали, что 8 студентов - психологов 3 курса имеют заниженный уровень эмпатии, что составляет 53% от общей выборки; у 6 - ти студентов преобладает средний уровень эмпатии, что составляет 40% и лишь 1 студент имеет очень низкий уровень эмпатии, что составляет 7% (Рис. 1).

Рассмотрим результаты по отдельным каналам эмпатии у студентов - психологов 3 курса: «Эмоциональный канал», «Интуитивный канал» и «Идентификация в эмпатии».

«Эмоциональный канал» эмпатии - фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими - сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость становится средством вхождения в энергетическое поле партнера. Понять внутренний мир другого человека, прогнозировать его поведение и эффективно воздействовать возможно только в случае, если произошла энергетическая подстройка к партнеру. Соучастие и сопереживание выполняет роль связующего звена между людьми. Данный канал является доминирующим у 5 студентов - психологов 3 курса и составляет 34%.

«Интуитивный канал» эмпатии позволяет человеку предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах.

«Идентификация в эмпатии» - важное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию. «Идентификация в эмпатии» и «Эмоциональный канал» эмпатии являются доминирующими у 10 студентов - психологов 3 курса и составляют по 33% каждый (Рис. 2).

I очень низкий ■ заниженный средним Рис. 1. Показатели уровня эмпатии у студентов - психологов 3 курса

Доминирующий канал эмпатии у студентов - психологов

3 курса

Рис. 2. Показатели доминирующего канала эмпатии у студентов - психологов 3 курса

Результаты исследования по методике «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко показали, что 10 студентов - психологов 4 курса имеют средний уровень эмпатии, что составляет 67% от общей выборки;

у 4 студентов преобладает заниженный уровень эмпатии, что составляет 27% и лишь 1 студент имеет очень низкий уровень эмпатии, что составляет 6% (Рис. 3).

Очень питии ■ Заниженный I Средним

Рис. 3. Показатели уровня эмпатии у студентов - психологов 4 курса

Рассмотрим результаты по отдельным каналам эмпатии у студентов - психологов 4 курса: «Идентификация в эмпатии», «Интуитивный канал», «Эмоциональный канал» и «Проникающая способность к эмпатии». «Идентификация в эмпатии» - важное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию. Данный канал является доминирующим у 7 студентов - психологов 4 курса и составляет 46%.

«Интуитивный канал» эмпатии позволяет человеку предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах. Данный канал является доминирующим у 4 студентов - психологов 4 курса и составляет 27%.

«Эмоциональный канал» эмпатии фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими - сопереживать, соучаствовать.

Эмоциональная отзывчивость становится средством вхождения в энергетическое поле партнера. Понять внутренний мир другого человека, прогнозировать его поведение и эффективно воздействовать возможно только в случае, если произошла энергетическая подстройка к партнеру. Соучастие и сопереживание выполняет роль связующего звена между людьми. Данный канал является доминирующим у 3 студентов - психологов 4 курса и составляет 20%. «Проникающая способность» в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению. Данный канал является доминирующим лишь у одного студента -психолога 4 курса и составляет 7% (Рис. 4).

Доминирующий канал эмпатии у студентов - психологов 4 курса

Проникающая способность к эмпатии, 7%

Рис. 4. Показатели доминирующего канала эмпатии у студентов - психологов 4 курса

Анализируя уровни развития эмпатии у студентов - психологов обоих курсов, можно сделать вывод, что подавляющее количество студентов 3 курса (57%) имеют заниженный уровень эмпатии вследствие не до конца сформировавшихся компетенций. Студенты - психологи 3 курса ещё не начали изучать дисциплину «Психологическое консультирование», что обусловливает их преобладающе заниженный уровень эмпатии. Студенты 4 курса изучали дисциплину «Психологическое консультирование» на 3 курсе и продолжают её изучать в настоящее время, нарабатывая необходимые компетенции для успешной будущей профессиональной деятельности.

Дисциплина «Психологическое консультирование» в качестве неотъемлемого базиса по формированию эмпатических способностей будет изучаться ими во втором семестре 2018 года.

Что касается студентов 4 курса, обучающихся по направлению «Психология», то подавляющее большинство из них (67%) характеризуется средним уровнем эмпатии. Это говорит о равномерном, своевременном усвоении знаний, навыков и умений, а также об успешном изучении программы дисциплины «Психологическое консультирование». Примечательно, что ни один респондент из общей выборки не имеет очень высокого уровня эмпатии. Данный результат можно отнести к положительной динамике профессионального становления студентов как будущих психологов. Ведь высокий уровень эмпатии всегда характеризуется повышенной восприимчивостью, что влечёт за собой возникновение эмоционального выгорания.

Исследуя доминирующие каналы эмпатии, необходимо отметить, что у подавляющего большинства студентов - психологов 3 курса задействован эмоциональный канал эмпатии, в то время как у большинства студентов - психологов 4 курса проявляется идентификация в эмпатии. Таким образом, у студентов - психологов 3 курса главную роль при взаимодействии с людьми играет соучастие и сопереживание, а у студентов - психологов 4 курса - умение поставить себя на место другого человека на основе сопереживаний.

Список литературы:

1.Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.

2. Былкина Т.Г., Пустобаева Е.И., Суслякова К.В. Исследование эмпатии как профессионально важного качества студента психолого-педагогического направления // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф №12. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// sibac.info/archive/humanities/12.pdf (дата обращения 01.10.17 г.).

3. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление личности. М.: Прогресс, 1994. — 480 с. Словарь психолога - практика / Сергей Юрьевич Головин. - 2-е изд., перераб. И доп. - Мн.: Харвест, 2007. - 976 с. - (Библиотека практической психологии). - С. 951—952.

4. Argyle М. Bodily communication. N. Y., 1975.— 363 pages

Hoffman M.D. Empathy, its development and prosocial implications. In: C.B. Kelsey (ed.). Nebrask a Symposium on Motivation, 1977. — 331 pages

5. Мир психологии. Психологический словарь. Эмпатия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=1143 (дата обращения 01.10.17 г.).

УДК 378

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕССЕНДЖЕРА TELEGRAM ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ

ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Гатулин Р.Р., 2017

Университет ИТМО, магистрант первого курса обучения, Санкт-Петербург

Колупаева Д.А., 2017 Университет ИТМО, магистрант первого курса, Санкт-Петербург

Аннотация: в процессе активного развития мобильных социальных сетей, одной из самых быстрорастущих площадок для коммуникации, с точки зрения аудитории и контента, стал Telegram. Мессенджер Telegram в последнее время часто упоминается в негативном контексте в связи с конфликтом с государственными службами. В данной статье рассматриваются основные особенности данной платформы и перспективы ее использования в положительном контексте - в сфере высшего образования.

Ключевые слова: телеграм, мессенджеры, электронное образование, интернет-коммуникации, чат-боты.

USING THE TELEGRAM MESSENGER FOR IMPLEMENTATION E-LEARNING

TECHNOLOGY AT THE UNIVERSITY.

R.R. Gatulin, 2017 ITMO University, master student, St. Petersburg

D.A. Kolupaeva, 2017 ITMO University, master student, St. Petersburg

Abstract: In the process of active development of mobile social networks, Telegram became one of the fastest growing areas for communication, in terms of audience and content. Telegram messenger has recently been often mentioned in a negative context due to the conflict with public services. This article examines the main features of this platform and the prospects for its use in a positive context - in higher education.

Key words: telegram, messengers, e-education, Internet communications, chat-bots.

Актуальность работы обусловлена ускоренным темпом развития интернет, увеличением количества людей в сети и повышением потребности в доступности и удобстве образовательных технологий.

В ходе работы были выявлены наиболее развитые сферы применения и перспективы использования сервиса. Цель работы - выявить возможности, преимущества и недостатки использования мессенджера Telegram в образовательной деятельности. Наиболее востребованным использованием мессенджера, кроме личного общения, является использование таких каналов как СМИ, развлечение и реклама. В статье Епишкина И.И. рассматривается по большей части исследование методов продвижения каналов в Telegram [1]. В аналогичных статьях по данной тематике рассматриваются методы и характеристики использования мессенджера как новостной и развлекательной площадки [2][3]. В работе, направленной на использование Telegram в образовательном контексте, было рассмотрено использование чат-бота для обучения в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.