УДК 159.922
Биктимирова Е.Р.
магистрант
Башкирский государственный педагогический университет
им. М. Акмуллы (г. Уфа, Россия)
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ
Аннотация: в работе представлены результаты эмпирического исследования и подобран диагностический инструментарий для изучения особенностей эмоционального интеллекта детьми дошкольного возраста, описан характер проявления эмпатических реакций, поведения и выявлен уровень адекватности определения детьми старшего дошкольного возраста эмоционального состояния человека по схематическому изображению лица (эмоциональная эмпатия) у детей из обычных и многодетных семей.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, старший дошкольный возраст, обычная семья, многодетная семья.
Проблема развития эмоционального интеллекта является одной из актуальных и широко обсуждаемых проблем в современной науке и практике.
Проблемы эмоциональной сферы детей школьного возраста отражены как в отечественной психологии в трудах таких ученых, как: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, Л. И. Бозович, Ю. З. Неверович и в работах зарубежных психологов, например: Л. М. Веккера, У. Джеймса, Г. Н. Ланге, Д. Линдсли и др.
Несмотря на многочисленные работы, посвященные проблемам развития эмоционального интеллекта, специальных исследований по проблеме развития эмоционального интеллекта дошкольников с помощью театрализованной игры не проводилось.
Цель исследования: определить в практике возможности методов и приемов развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников средствами театрализованной игры в совместной образовательной деятельности педагога с детьми.
Объект исследования: процесс развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры.
Гипотеза исследования: развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников средствами театрализованных игр будет успешным, если:
расширить представления детей об эмоциях и о средствах общения,
воспитатели используют игровые приемы для развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр.
Задачи исследования:
Составить программу эмпирического исследования и подобрать диагностический инструментарий для изучения особенностей эмоционального интеллекта детьми дошкольного возраста.
Выявить характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Выявить уровень адекватности определения детьми старшего дошкольного возраста эмоционального состояния человека по схематическому изображению лица (эмоциональная эмпатия).
Общее количество респондентов составило 52 человека, воспитанники 5-7 лет из обычных семей (27 детей - контрольная группа) и воспитанники 5-7 лет из многодетных семей (25 детей - экспериментальная группа).
На данном этапе эксперимента использовался психодиагностический метод, а именно опросник «Характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей» (автор А. М. Щетынина), «Мимический тест» К. Изарда. (Приложение 1, 2)
Сначала мы провели опрос о характере эмпатических реакций и поведения детей. (Автор А. М. Щетинин).
Данный опросник позволяет выявить характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей старшего дошкольного возраста (Приложение 1). Результаты количественной обработки представлены в сводной таблице 1.
Таблица 1. Сводная таблица форм проявления эмпатии у дошкольников старшего дошкольного возраста (5-7 лет) (в %).
Группа/ кол. чел. Форма проявления эмпатии (%)
Гуманистическая Эгоцентрическая Смешанная Эгоистическая
чел % чел % чел % чел %
Экспериментальная группа (25 чел - из многодетной семьи) 11 44 5 20 9 36 - -
Контрольная группа (27 чел - из обычной семьи) 14 52 3 11 10 37 - -
Итого (52) 25 48 8 15 19 37 - -
Наглядно данные представлены на рисунке 1.
0 50%
Н ¿0% о со
? 1% 5 220%
о ^ ^ 10%
0%
Экспериментальная груцпа Контрольная группа
ы I уманистичеекая м Эгоцентрическая и Смешанная
Рис.1. Преобладание определенных форм проявления эмпатии у старших дошкольников по опроснику «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей». (Автор А.М. Щетинина).
Из этого рисунка видно, что в экспериментальной группе (в группе детей из многодетных семей) преобладает гуманистическая форма проявления эмпатических реакций и поведения у детей - 44%, а также смешанная форма -36%.
В контрольной группе (в группе детей из обычных семей) также доминирует гуманистическая форма проявления эмпатических реакций и поведения у детей - 52%, а также смешанная форма - 37%.
В этих группах большинство детей проявляют интерес к состоянию другого ребенка, эмоционально реагируют на него и идентифицируют себя с ним, активно участвуют в ситуации, стараются помочь и успокоить другого ребенка.
В обеих группах есть дети, которые пытаются отвлечь внимание взрослого на себя, эмоционально реагируют на переживания другого человека, но при этом проявляют лишь сочувствие и сопереживание к другому ребенку и таким образом пытаются добиться похвалы и одобрения взрослого.
В обеих группах есть дети со смешанным типом проявления эмпатических реакций.
Далее нами был проведен «Мимический тест» К. Изарда.
«Мимический тест» К. Изарда позволил нам выявить уровень адекватности определения детьми старшего дошкольного возраста эмоционального состояния человека по схематическому изображению лица (эмоциональная эмпатия). (Приложение 2).
Результаты количественной обработки данных представлены в сводной таблице 2.
Таблица 2. Сводная таблица данных по методике «Мимический тест» К. Изарда.
Группа/ чел Высокий уровень Средний уровень Ниже среднего уровень Низкий уровень
чел % чел % чел % чел %
Экспериментальная группа (25 ч- из многодетной семьи) - - 9 36 16 64 - -
Контрольная группа (27 ч- из обычной семьи) 4 15 14 52 9 33 - -
Итого (52 ч) 4 8 23 44 25 48 - -
Наглядно данные представлены на рисунке 2.
100%
о _
Сй V®
¡2 О4 50%
£ м
Т 3Щ 0%%
в « о
Л г» /
Экспериментальная группа Контрольная группа
^ Высокий уровень и Средний уровень и Уровень ниже среднего
Рис. 2. Уровни развития адекватности определения детьми старшего дошкольного возраста эмоционального состояния человека по схематическому изображению лица (эмоциональная эмпатия).
Исследование экспериментальной группы (группы детей из многодетных семей) показало, что дети этой группы правильно идентифицировали эмоциональные состояния человека, такие как радость, гнев, гнев и страх, на основе схематического изображения лица. На основе этих схематических изображений дети дали правильный ответ.
Часть детей не дифференцировала эти эмоции по интенсивности, а часть давала точный, полный, обоснованный ответ, составляющий «смысловое поле этой эмоции».
Учитывая схематическое изображение «нейтрального», дети чаще всего употребляли термин «спокойный», реже «простой».
Почти все дети с трудом различали схематические образы типа гнева и гнева по их эмоциональной интенсивности. Чаще всего оба образа дети называли одинаково: «он плохой», «он очень плохой», «очень плохой, плохой».
Кроме того, многие дети испытывают трудности с определением эмоциональных состояний, таких как удивление и страх, поскольку их графические изображения очень похожи.
Наиболее неправильные или частично правильные ответы при рассмотрении схематических изображений таких эмоциональных состояний, как: сомнение, хитрость, усталость, жалость, обида. Детям было очень сложно найти подходящую дату.
Анализ результатов, полученных для контрольной группы (группы детей из обычных семей), показал, что дети этой группы правильно идентифицировали эмоциональные состояния человека, такие как радость, гнев, гнев, страх и обида, на основе схематического изображения лица. На основе этих схематических изображений дети дали правильный ответ. Часть детей не дифференцировала эти эмоции по интенсивности, а часть давала точный, полный, обоснованный ответ, составляющий «смысловое поле этой эмоции».
Дети этой группы хорошо дифференцировались по эмоциональной напряженности таких схематических образов, как гнев и гнев. Дети называли термины: «это гнев», «это гнев». Иногда давалась следующая характеристика: «он очень-очень плохой», «плохой», некоторые дети называли оба образа одинаково: «он плохой». Очень плохой», «он очень плохой», «очень плохой, плохой».
Вывод: Таким образом, уровень адекватности определения эмоционального состояния человека детьми экспериментальной группы (группы детей из многодетных семей) по схематическому изображению лица (эмоциональная эмпатия) соответствует ниже среднего и среднему.
В то время, как уровень адекватности определения эмоционального состояния человека детьми контрольной группы (группы детей из обычных семей) по схематическому изображению лица (эмоциональная эмпатия) соответствует средним и выше средним показателям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Брель Е.Ю. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях педагогической поддержки // Журнал «Вестник Кемеровского государственного университета». Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2020. Т. 4. № 2. - С. 95-106 // DOI: https://doi. org/10.21603/2542-1840-2020-4-2-95-106;
2. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет / сост. Н.Д. Денисова. Волгоград: Учитель, 2016.- 205 с;
3. Ежкова Н.С. Теория и практика эмоционально развивающего воспитания и образования детей дошкольного возраста: дис. ... д-ра пед. наук. Тула, 2009. -367 с;
4. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEIT V2.0) // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 6(8). URL: http://psystudy.ru
Biktimirova E.R.
Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla
(Ufa, Russia)
EMOTIONAL INTELLIGENCE OF OLDER PRESCHOOLERS FROM LARGE FAMILIES
Abstract: the paper presents the results of an empirical study and selects diagnostic tools for studying the characteristics of emotional intelligence in preschool children, describes the nature of the manifestation of empathic reactions, behavior and reveals the level of adequacy of determining the emotional state of a person by children of older preschool age from a schematic representation of a face (emotional empathy) in children from ordinary and large families.
Keywords: emotional intelligence, senior preschool age, ordinary family, large family.