Научная статья на тему 'Эмоциональный интеллект: понятие, роль и формы интеграции в социокультурное общение'

Эмоциональный интеллект: понятие, роль и формы интеграции в социокультурное общение Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3559
615
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПОНЯТИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / CONCEPT / INTEGRATION / SOCIO-CULTURAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Комарова Э. П.

В статье рассматривается эмоциональный интеллект, дается его понятие, роль и формы интеграции в социокультурное общение. Описывается роль эмоций в процессе социокультурного общения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL INTELLIGENCE: CONCEPT, ROLE AND FORMS OF INTEGRATION IN SOCIAL AND CULTURAL COMMUNICATION

The paper deals with emotional intelligence. Concept, role and forms of integration in social and cultural communication are given. The role of emotions in the process of socio-cultural communication is described

Текст научной работы на тему «Эмоциональный интеллект: понятие, роль и формы интеграции в социокультурное общение»

УДК 159.9

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ПОНЯТИЕ, РОЛЬ И ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ

В СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ

Э.П. Комарова

В статье рассматривается эмоциональный интеллект, дается его понятие, роль и формы интеграции в социокультурное общение. Описывается роль эмоций в процессе социокультурного общения

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, понятие, интеграция, социокультурное общение

В эпоху информационного образования расширился масштаб межнационального и межкультурного взаимодействия, установления деловых контактов с зарубежными странами. Второе десятилетие XXI века характеризуется переходом от информационной эпохи к эпохе интеллектуальной. В рамках теории межкультурного общения, которое было обозначено еще в 60-е года А.А. Леонтьевым, межкультурное общение рассматривается как реальное межличностное взаимодействие обучающего и обучающегося. В этот же период был введен термин «коммуникация», носящий общенаучный характер. Доказательством большого интереса к проблеме коммуникации служат многочисленные определения данного термина в разных науках. Коммуникацию рассматривают как:

• общение, передачу информации от человека к человеку;

• общение - средство связи с различными объектами. Передача информации между субъектами и обмен информацией в обществе в целом;

• смысловой аспект социального взаимодействия, действие сознательно ориентированное на смысловое восприятие другими людьми;

• акт общения, связи между двумя и более индивидами, основанными на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом или ряду лиц.[1]

В качестве субъекта коммуникации выступает говорящий, представляющий речевую деятельность как совокупность трех «личностных феноменов» - как языковая личность, речевая и коммуникативная. Языковая личность это личность, проявляющая себя в речевой деятельности, обладающая совокупностью знаний и представлений. Речевая личность рассматривается как личность реализующая себя в коммуникации, осуществляющая ту или иную стратегию и тактику общения. Коммуникативная личность участвующая в коммуникативном акте -в реальной коммуникации. Становление

Комарова Эмилия Павловна - ВГТУ, д-р пед. наук, профессор, e-mail: [email protected]

успешной личности представляет собой сложный процесс интеллектуального и эмоционального развития, особенно в процессе межкультурного общения. Ведь человек познает мир и воздействует на него, испытывает в свою очередь, его обратное воздействие на себя, не с холодным равнодушием логического автоматизма, а с чувством удовольствия, ненависти или сострадания, восхищения или негодования. Человек переживает то, что отражает и эмоционально переполнен тем делом, которое делает, теми целями и идеалами, за которые борется. В античной философии эмоциональный интеллект рассматривался как сила, движущая нравственным поведением человека, которое сближается с силами ума и

интеллектуализируется.

Центральную роль эмоционального интеллекта в нравственном становлении человека видели еще философы эпохи Возрождения (Д. Алигьери, Ф. Петрарка, К. Салютати). При этом для них обязательным условием является свобода человеческого деяния, лежащая в основе принципа моральной ответственности.

Для русской философии эмоциональный интеллект - это прежде всего ориентация на другого человека и поиск оптимального диалога с ним. Диалог с Другим означает плюрализацию философской антропологии, при этом первостепенное значение имело не само Я, а наличие вне себя другого равноправного сознания, другого равноправного Я (Ты). Человек реально существует в формах я и другого, причем форма другодоминантности в образе человека преобладает. Это и создает особое поле напряжения, в котором происходит борьба я и другого. [3]

На самом деле чувства, эмоциональный интеллект и проблема отношений тесно связаны со способностью адаптации человека. В контексте философии адаптация рассматривается как процесс изменения взаимодействующих сторон. Личность, входя в новое социальное окружение, определенным образом меняет систему своих отношений. Как известно, общественные отношения составляют саму структуру личности, образуют ее мотивационное ядро. От социальных условий и отношений, социальной деятельности

зависит, какие мотивы станут доминирующими, будут определять черты личности, ее способность регулировать и контролировать свои разнообразные потребности и интересы, перестраивать свою мотивационную сферу. [2]

Если абстрактный (академический) интеллект традиционно считается залогом успешной деятельности человека, то в последние годы все больше внимание уделяется эмоциональному интеллекту, то есть способности «осознавать смысл эмоций и использовать эти знания, чтобы выяснять причины возникновения проблем и решать эти проблемы» [10]. Однако такая способность не всем хорошо дается, хотя эмоции являются основой для психического развития человека. По мнению Ч. Дарвина, эмоции и чувства «имеют животное происхождение, как и весь человек в целом». Неспособность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, а также неумение регулировать собственные эмоции при принятии решения приводят к неудаче как в карьере, так и в жизни. В процессе общения согласно новейшим исследованиям, доля коэффициента умственного развития в жизненном и деловом успехе человека составляет примерно 20%, остальное же зависит преимущественно от коэффициента

эмоционального развития . Однако, эмоции рассматриваются учеными не только как основная мотивирующая система, но и как личностные процессы, которые придают смысл и значение человеческому существованию. Взаимодействие эмоций и процессов мышления становится предметом ученых в последнее время. К. Изард утверждает: «Фундаментальный принцип человеческого поведения заключается в том, что эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие» . Л. С. Выготский и его последователи понимают процесс развития личностного смысла как единство аффекта и интеллекта. Анализ научных источников свидетельствует о том, что понятие единства употребляется авторами в значении диалектического единства (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов).

Проблема единства аффекта и интеллекта рассматривается Л. С. Выготским как краеугольный камень теории психического развития ребенка.

Последователи Л. С. Выготского также используют понятие единства в значении диалектического единства (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов и другие). Л.С. Выготский считает, что мышление как реальный психический процесс уже само является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция — единством эмоционального и интеллектуального. Следовательно, нужно исходить из действительного единства психики и

деятельности субъекта и исследовать внутренние взаимосвязи и взаимопревращения психических состояний и процессов. Таким образом, личностный смысл, по мнению Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и других авторов, представляет собой диалектическое единство

противоположностей: эмоций и интеллекта.

Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Эмоциональная ситуация приводит в движение множество сил, часто - всю организованную систему возможностей, которыми человек располагал в момент возникновения эмоциональной ситуации. Поэтому в подобных ситуациях можно видеть не только согласованное действие всех функций, но и проявление всей личности. Неслучайно говорят, что эмоции раскрывают тайную натуру человека, которую в повседневной жизни по его логическим высказываниям и «заранее подготовленным» поступкам мы не знаем. С. Л. Рубинштейн отмечает, что «эмоции выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности. Эти внутренние побуждения, выражающиеся в чувствах, обусловлены реальными отношениями индивида к окружающему миру» [3].

Эмоции возникают именно тогда, когда какая-то причина препятствует приспособлению [7]. Это значит, что эмоции рождаются в зависимости от того, как мы воспринимаем реальность и какие возможности мы имеем для принятия того или другого решения. Одна и та же ситуация для разных людей имеет разные эмоциональные оттенки. И поскольку эмоции и чувства зависят от развития познавательных функций, можно предположить, что успех или неудача каких-либо дел зависят от контроля своих эмоций, от того, как именно мы оцениваем ситуацию.

В любых жизненных ситуациях человеку необходимо управлять своими эмоциями, чтобы не испортить отношения с другими людьми и достичь того, чего он желает. Это значит, что человек нуждается в распознавании собственных эмоций, владении эмоциями, понимании эмоций других людей и самомотивации к сотрудничеству.

Эмоциональный интеллект также связан с проблемой социализации личности [6, 10]. С одной стороны, полная интеграция личности в социальную среду влечет за собой процесс самоактуализации «Я - концепции», а с другой, ее приспособление (адаптацию). Это значит, что для успешной социализации каждому индивиду необходимо приобрести знания, ценности, социальные навыки и социальную чувствительность, которые позволяют ему интегрироваться в общество и вести себя там адаптивно. Таким образом, важнейшим

компонентом социализации является взаимосвязь когнитивных и аффективных процессов самого индивида. Исследователи неоднократно утверждают, что именно с развития эмоционального реагирования начинаются социализация, интеллектуализация эмоций, становление эмоционально-чувственного опыта, разворачивается динамика сложного процесса в целом, поскольку мир внутренних переживаний каждого индивида может существовать только в связи с другими мирами - обществом, природой, космосом.

Ряд ученых рассматривает феномен эмоционального интеллекта как

интеллектуализацию эмоций, которая возможна только в процессе общения или как эмпатийный процесс развития - то есть способность эмоционально откликаться на переживания людей. Эмпатия как процесс включает в себя 4 компонента: сопереживание, в основе которого лежит механизм идентификации (переживание эмоционального состояния другого как собственного) и эмоционального заражения (эмоциональное взаимовлияние); сочувствие; желание оказать поддержку и реальное оказание помощи. Кроме того, по мнению этих исследователей, одним из аспектов эмоционального интеллекта также является диалог между людьми, который обеспечивает условия для совместных действий [6,7,10].

Анализ философских, педагогических и психологических источников показывают, что эмоциональный интеллект всегда предполагает ориентацию на других людей, готовность увидеть и услышать другого человека и пережить его ценности.

Все это говорит о том, что становление личности возможно только во взаимодействии с другим.

Исходная теория, которую предлагают Селавей и Мейер (Salovey & Mayer, 1990), связывает эмоциональный интеллект с личностными факторами, такими как теплота и чуткость. Они определяют понятие эмоционального интеллекта как способность осознавать смысл эмоций и использовать эти знания, чтобы выяснять причины возникновения проблем и решать эти проблемы. По их мнению, эмоциональный интеллект обусловливает наличие различных способностей, которые задействованы в адаптивной обработке эмоциональной информации.

Эмоциональный интеллект связан с четырьмя основными типами способностей:

• точность оценки и выражение эмоций как самого индивида, так и окружающих его людей;

• когнитивную ассимиляцию эмоционального опыта;

• распознование, понимание и осмысление эмоций;

• адаптивную регуляцию эмоций индивида и окружающих людей (Mayer et al., in press; Salovey & Mayer, 1994).

Предложено несколько механизмов проявления эмоционального интеллекта, что предполагает его связь с умственными способностями:

• эмоции могут увеличивать продуктивность процесса мышления и направлять внимание на конкретные задачи;

• эффективное регулирование эмоций может соотноситься и с личностными способностями, как сопереживание и откровенность;

• возможно отсутствие взаимосвязи между областями мозга, которые обеспечивают единство мышления и эмоций. [11].

Основы формирования эмоционального интеллекта лежат в отношениях между людьми, которые тесно связываются с сочувствием, состраданием, сопереживанием, умением понять другого человека, проникнуться его горестями и радостями. В концепции К. Роджерса и Я. Морено эти способности обобщаются понятием «эмпатия». Многозначность термина «эмпатия» порой заставляет исследователей использовать более однозначные, по их мнению, понятия «идентификация», «сопереживание».

В ряде современных российских и зарубежных теорий эмоция рассматривается как особый тип знания [2,10].

Эмоция — это средство, с помощью которого взаимодействуют тело и разум, они постоянно изменяются и «перемещаются»: e-motion (э-моция). Так, если мы полностью функциональны и благополучны, эмоции позитивны, если нет — они «перемещаются» к негативному полюсу.

Дж. Мейер и П. Сэловей определяют эмоции как упорядоченные реакции, пересекающие границы многих психологических подсистем, включая физиологическую, когнитивную, мотивационную, эмпирическую (связанную с опытом). Это адаптивные реакции, которые могут потенциально быть причиной трансформации персонального и социального взаимодействия в обогащение опыта [10, 13].

В социальной психологии исследования эмоционального интеллекта осуществляются в русле проблемы социального интеллекта [1,10]. В российской социальной психологии изучение эмоционального интеллекта идёт, в основном, в аспекте коммуникативной компетентности (И. А. Аминов, Н.И. Бобнева, Ю.И. Емельянов, Н.В. Молоканов и др.). Наиболее целостной концепцией является концепция социального интеллекта, разработанная В.Н. Куницыной [12], суть которой состоит в выделении коммуникативно-личностного потенциала как основного стержня социального интеллекта.

В исследовании, которое проводилось под руководством И.Н. Андреевой, принимали участие студенты (19 девочек и 21 мальчик). Цель данного исследования - изучить особенности взаимосвязи структурных компонентов социальной компетентности (коммуникативных и организаторских

способностей) с составляющими эмоционального интеллекта.[2]

Таким образом, было выявлено, что студенты с высоким уровнем эмоционального интеллекта в целом, способны эффективно понимать свои и чужие эмоции и управлять ими, склонны принимать ценности, присущие самоактуализирующейся личности.

Индивиды с высоким уровнем внутриличностного эмоционального интеллекта: склонны ценить свои положительные свойства и уважать себя за них; принимают себя вне зависимости от своих достоинств или недостатков; независимы и склонны руководствоваться в жизни своими собственными целями, убеждениями, принципами и установками; обнаруживают тенденцию к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми; имеют выраженное стремление к приобретению знаний об окружающем мире; способны к целостному восприятию мира и людей, склонны воспринимать природу человека в целом как положительную; обладают способностью жить настоящим - переживать настоящий момент жизни во всей его полноте, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т.е. видеть жизнь во всей её полноте.

Литература

¡.Андреева, И.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и индивидуальных проявлений самоактуализации // III Международная научная конференция «Л. С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы онтогенеза морального сознания и поведения», 18-19 октября 2006 года: [посвящ. 110-летию со дня рождения Л. С. Выготского: материалы] / науч. ред. А.А. Лытко, И.В.

Сильченко.- Гомель: ГГУ им .Ф.Скорины, 2006. - С.128-131.

2.Андреева, И.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тезауруса эмоциональных переживаний в юношеском возрасте // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: Материалы Международной научно-практической конференции 28-29 апреля 2006 года, г. Санкт-Петербург. - Ч.1 - СПб, 2006. - С. 17-21.

3.Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. - 2006. -№3. - С. 78-86.

4.Балакирева, Т.С. Эмоции и дети - комплексные занятия педагога - психолога // Дошкольное воспитание. -

2005. - С. 65-70.

5.Вилюнас, В. Психология эмоций. - СПб.: Питер,

2006. - 496 с.

6.Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. — М.: АСТ, 2008. — 478 с.:ил.

7. Петровская, А. С. Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности: автореф. дисс.... канд. псих. наук. Ярославль. 2007.

8.Коваль Н.А. Личностный рост как акмеологическая проблема : материалы Всерос. науч.-практ. конф. 21 марта 2007 г. / отв. ред. Н.А. Коваль. -Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007. - 345 с.

9.Коваль Н.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста / Н.А. Коваль : дис... д-ра психол. наук. - М., 1997. - 464 с.

10. Вьюнова, Н. И. Педагогическая идея в профессиональной деятельности преподавателя : психологический взгляд [Текст] / Н. И. Вьюнова, И. Н. Стребкова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013.- Т. 9. - № 3.2. -С. 145-148.

11. Mayer, J. D., Salovey, P., Caruso, D. R., & Sitarenios, G. Emotional Intelligence As a Standard Intelligence. — Emotion, 2001

12. Куницина В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб., 1995.

13. Комарова, Э. П. Эмоциональный контекст как фактор социально-нравственного развития личности [Текст] / Э. П. Комарова //Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013.- Т. 9. - № 3.2. - С. 160-164

Воронежский государственный технический университет

EMOTIONAL INTELLIGENCE: CONCEPT, ROLE AND FORMS OF INTEGRATION IN SOCIAL AND CULTURAL COMMUNICATION

E.P. Komarova

The paper deals with emotional intelligence. Concept, role and forms of integration in social and cultural communication are given. The role of emotions in the process of socio-cultural communication is described

Key words: emotional intelligence, the concept, integration, socio-cultural communication

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.