ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Щербакова Н.И.
Щербакова Надежда Игоревна - студент магистратуры, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск
Аннотация: в данной статье рассматриваются основные определения и подходы к изучению эмоционального интеллекта в отечественной психологии. Описываются ключевые взаимосвязи эмоционального интеллекта с другими психологическими явлениями.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, мышление, эмоции, самоактуализация, лидерство.
EMOTIONAL INTELLIGENCE: BASIC DEFINITIONS AND APPROACHES TO
STUDY IN RUSSIAN PSYCHOLOGY Shcherbakova N.I.
Shcherbakova Nadezhda Igorevna - master's student, NOVOSIBIRSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, NOVOSIBIRSK
Abstract: this article discusses the main definitions and approaches to the study of emotional intelligence in Russian psychology. The key interrelations of emotional intelligence with other psychological phenomena are described. Keywords: emotional intelligence, thinking, emotions, self-actualization, leadership.
УДК 159.99
Исследования эмоционального интеллекта в отечественной психологии начали активно развиваться в последней трети ХХ века, когда была проведена работа по изучению процессуально-деятельностной стороны жизни человека. В этом контексте был выдвинут принцип единства аффективных и интеллектуальных процессов, который был рассмотрен в работах таких выдающихся ученых, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, О.К. Тихомиров. Эти исследователи считали, что эмоции и интеллект взаимосвязаны и влияют друг на друга. Они отмечали, что эмоциональное состояние человека может влиять на его мышление, принятие решений и поведение. Таким образом, предпосылки изучения эмоционального интеллекта уже были заложены в отечественной психологии. Однако, концепция эмоционального интеллекта как самостоятельного психологического феномена была детально разработана исследователями, такими как И.Н. Андреева, Е.А. Сергиенко, И.И. Ветрова и другими, позже.
Л.С. Выготский выдвинул принцип единства аффективных и интеллектуальных процессов, который подчеркивает взаимосвязь между эмоциями и мышлением. Он считал, что эмоциональные состояния и интеллектуальные акты взаимодействуют друг с другом в процессе деятельности. Каждое сознательное действие или мысль вызывают определенный эмоциональный отклик, а эмоции, в свою очередь, могут влиять на интеллектуальные процессы.
Выготский также подчеркивал, что развитие аффективной сферы и интеллектуальной сферы происходит параллельно и ступенчато. Искажение или неравномерное развитие одной из сфер может привести к искажению развития другой. Это означает, что эмоциональное состояние человека может влиять на его мышление, принятие решений и поведение, а также на формирование его интеллекта и психологического развития в целом. Таким образом, идеи Л.С. Выготского о единстве аффективных и интеллектуальных процессов являются важной предпосылкой для изучения эмоционального интеллекта в отечественной психологии [2].
С.Л. Рубинштейн также подчеркивал взаимосвязь между мышлением и эмоциями. Он считал, что мышление является единством рационального и эмоционального, а эмоции в свою очередь являются единством интеллектуального и эмоционального. Исследования Рубинштейна позволили сделать вывод о том, что интеллектуальная деятельность не может существовать без эмоционального элемента, а эмоции всегда опосредованы мышлением [5].
Также Рубинштейн отмечал, что невербальное мышление, за которое отвечает правое полушарие мозга, начинается с эмоционального компонента, а затем следует логика и анализ. Это означает, что эмоции могут играть важную роль в творческом процессе, так как сложные эмоциональные ассоциации могут стимулировать появление поэтических или других творческих произведений.
Понятие эмоционального интеллекта, как способности понимать и управлять эмоциями, впервые было использовано Г.Г. Гарсковой. Она определила эмоциональный интеллект как способность понимать отношения личности, репрезентуемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального синтеза и анализа. Таким образом, эмоциональный интеллект основывается на
универсальных логических операциях, которые могут применяться в различных сферах, таких как речь, творчество и т.д.
Исследования Рубинштейна и концепция эмоционального интеллекта Гарсковой вносят важный вклад в понимание связи между эмоциями и интеллектом, а также в изучение роли эмоционального интеллекта в различных сферах жизни человека [3].
В 2000-2010 гг. эмоциональный интеллект в отечественной психологии исследуется довольно активно, однако, большинство этих исследований носит прикладной характер. Это работы В.В. Овсянниковой, Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина, Е.А. Сергиенко, И.Н. Андреевой, О.А. Гулевич, О.В. Белоконь, С.П. Деревянко, Т.А, Сысоевой и др. Рассматриваются возрастные и гендерные особенности развития эмоционального интеллекта, его взаимосвязь с другими личностными характеристиками, место эмоционального интеллекта в структуре лидерских способностей и т.д.
Исследования И.Н. Андреевой подтверждают, что развитие эмоционального интеллекта связано с индивидуальными особенностями самоактуализации. Уровень развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте может зависеть от способности человека понимать и регулировать свои эмоции, что влияет на его самоактуализацию [1].
Исследование О.В. Белоконь показывает связь между эмоциональным интеллектом и стилем лидерства. Хорошо развитый эмоциональный интеллект способствует эффективному управлению людьми, так как эмоции играют важную роль во восприятии лидера, формировании его имиджа и создании харизмы [3].
Исследование Л.В. Виноградовой подтверждает, что эмоциональный интеллект оказывает влияние на когнитивные стили и профессиональную успешность. Способность понимать собственные эмоции помогает принимать эффективные решения в стрессовых ситуациях, разрабатывать когнитивные стратегии и взаимодействовать с другими людьми [3].
Д.В. Люсин внес вклад в разработку двухфакторной модели эмоционального интеллекта, которая описывает способность к пониманию и управлению своими и чужими эмоциями. На основе этой модели был создан диагностический опросник, который широко используется для измерения уровня эмоционального интеллекта [4].
С.П. Деревянко предложил структуру эмоционального интеллекта, которая включает уровни репрезентации эмоций: коммуникативный, гностический и эвристический. Эти уровни отражают способность воспринимать, понимать и интерпретировать эмоции.
В соответствии с этими моделями, характеристики эмоционального интеллекта включают интроспективность, которая подразумевает стремление к анализу и осознанию эмоциональных переживаний, инструментальность, которая ориентирована на применение эмоциональных знаний на практике, и имплицированность, которая относится к внутреннему наблюдению и различению эмоциональных переживаний.
Эмоциональный интеллект играет важную роль в развитии личности и влияет на различные аспекты жизни человека. Исследования в этой области позволяют лучше понять, как эмоции влияют на восприятие, принятие решений, межличностные отношения и успешность в различных сферах.
Благодаря созданным подходам и моделям, мы можем более точно измерять уровень эмоционального интеллекта и его компоненты, а также разрабатывать стратегии и методы развития этой способности. Это позволяет нам лучше понимать себя и других людей, эффективнее управлять своими эмоциями, развивать лидерские навыки, повышать качество межличностных отношений и достигать успеха в профессиональной деятельности.
Исследования в области эмоционального интеллекта продолжаются, и их результаты помогают нам лучше понять и использовать эту важную способность для личностного роста и достижения успеха в жизни.
Список литературы /References
1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И.Н. Андреева. -Новополоцк: ПГУ, 2014. - 388 с.
2. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка / Л. С. Выготский. - Москва: Эксмо, 2003. - 508 с.: ил., табл. - (Библиотека всемирной психологии)
3. Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г.Г. Гарскова // Ананьевские чтения: тез. науч.- практ. конф.; редкол.: А.А. Крылов. - СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. - 25 -26 с.
4. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте //Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29-36.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2000. - 712 с