УДК 159.942.5
КульбицкаяА.А.
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ С
НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Институт инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка
В настоящее время в психолого-педагогической литературе отмечается всплеск интереса к вопросам, выходящим за рамки анализа традиционных проблем образования лиц с особенностями психофизического развития. В научных исследованиях достаточно глубоко разработаны вопросы, относящиеся к плоскости обучения, развития и коррекции лиц с нарушением слуха. Однако практически отсутствуют исследования, посвященные разработке вопросов эмоционального и субъективного благополучия данной группы людей.
Современный подход к анализу эмоциональной сферы человека связан с понятием эмоционального интеллекта. К эмоциональному интеллекту в научной литературе относят способности человека к распознанию, пониманию эмоций и управлению ими [6; 7; 8; 9]. Исследования эмоционального интеллекта появились в научных статьях в начале 1990-х годов, с тех пор разные авторы трактуют это понятие весьма разнообразно. Анализ различных подходов позволяет характеризовать эмоциональный интеллект как умение эмоционально взаимодействовать с другими, определяющую успешность поведения в различных социальных ситуациях [4; 8].
Понятие «эмоциональный интеллект» появилось в контексте разработки проблематики социального интеллекта, однако на современном этапе развития научного знания проблематика эмоционального интеллекта является вполне самостоятельным научным направлением для психолого -педагогических исследований. Эмоциональный интеллект, по мнению исследователей, характеризует способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и чувства, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и
мотивацией [4].
П. Сэловей и Дж. Мэйер выделили четыре компонента, которые составляют структуру эмоционального интеллекта. Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой, по предположению авторов, осваиваются в онтогенезе последовательно [8]. По мнению авторов, идентификация эмоций включает в себя ряд связанных между собой способностей, таких, как восприятие эмоций (т. е. способность заметить сам факт наличия эмоции), их идентификация, адекватное выражение, различение подлинных эмоций и их имитации.
Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности включает в себя способность использовать эмоции для направления внимания на важные события, вызывать эмоции, которые способствуют решению задач (например, использовать хорошее настроение для порождения творческих идей), использовать колебания настроения как средство анализа разных точек зрения на проблему [8].
Понимание эмоций относится к способности понимать комплексы эмоций, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины эмоций, вербальную информацию об эмоциях [8].
Управление эмоциями характеризует способность к контролю за эмоциями, снижению интенсивности отрицательных эмоций, осознанию своих эмоций, в том числе и неприятных, способность к решению эмоционально нагруженных проблем без подавления связанных с ними отрицательных эмоций. Способствует личностному росту и улучшению межличностных отношений [8].
В 1990-е гг. появились также другие модели, представляющие несколько иной взгляд на эмоциональный интеллект. Наиболее известными являются, модели
Д. Гоулмена и Р. Бар-Она [4].
Д. Гоулмен основал свою модель на представлениях П. Сэловея и Дж. Мэйера, но добавил к выделенным ими компонентам еще несколько, а именно энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Тем самым он соединил когнитивные способности, входившие в модель П. Сэловея и Дж. Мэйера, с личностными характеристиками [4; 8; 10].
Модель Р. Бар-Она предполагает очень широкую трактовку понятия «эмоциональный интеллект». Автор определяет «эмоциональный интеллект» как сово -купность когнитивных способностей, знаний и компетентностей, создающих человеку возможности для эффективной жизнедеятельности [4; 10].
Р. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта. Каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов:
- познание себя - осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость;
- навыки межличностного общения -эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность;
- способность к адаптации - решение проблем, связь с реальностью, гибкость;
- управление стрессовыми ситуациями -устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью;
- преобладающее настроение - счастье, оптимизм [10].
В отечественной психологии ключевые идеи, способствующие становлению понятия «эмоциональный интеллект», представлены в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева.
Л.С. Выготский указывал на существование динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов [5]. С.Л. Рубинштейн, развивая идеи
Л.С. Выготского, отмечал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального [11].
Современные исследования эмоционального интеллекта представлены в
работах И.Н. Андреевой, Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина, С.П. Деревянко, О.А. Гулевич, В.В. Овсянниковой, Е.А. Сергиенко,
Т.А. Сысоевой, О.В. Белоконь и других.
И.Н. Андреева отмечает, что уровень развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте взаимосвязан с индии-видуальными проявлениями самоактуализации. Автор отмечает, что высокоразвитый внутриличностный эмоциональный интеллект способствует естественности эмоциональных проявлений и позитивному самоотношению, которые, в свою очередь, дают возможность устанавливать глубокие и тесные взаимоотношения с другими людьми [1].
Д.В. Ушаков указывает на то, что при проведении исследования эмоционального интеллекта следует использовать не опросники, которые лишь затуманивают измеряемые конструкты, а тесты, оценивающие переработку эмоциональной информации в реальном времени [12].
Как и зарубежные психологи, отечественные исследователи часто изучают эмоциональный интеллект в связи с возможностью его влияния на лидерские качества. Так, работы О.В. Белоконь показывают, что имеется связь между эмоциональным интеллектом и деловым стилем лидерства. Лидеры с высоким эмоциональным интеллектом не только способны создавать благоприятный психологический климат в коллективе, но и, в первую очередь, мотивировать сотрудников на выполнение задач организации [3].
Наиболее разработанной в российской психологии является модель эмоционального интеллекта Д.В. Люсино. Автор определяет «эмоциональный интеллект» как совокупность способностей для понимания своих и чужих эмоций и управления ими [8].
Способность к пониманию эмоций означает, что человек:
• может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;
• может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и
найти для нее словесное выражение;
• понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведет.
Способность к управлению эмоциями означает, что человек:
• может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;
• может контролировать внешнее выражение эмоций;
• может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.
Способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями могут быть направлены как на собственные эмоции, так и на эмоции других людей. Таким образом, можно говорить о наличии внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта. Эти два вида предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков и должны быть связаны друг с другом [8].
По мнению Д.В. Люсина, способность к пониманию эмоций и управлению ими очень тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т. е. с интересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному), склонностью к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям [8].
Таким образом, эмоциональный интеллект - это психическое свойство, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, которые обусловливают его уровень и специфические индивидуальные особенности.
Можно выделить три группы таких факторов:
- когнитивные способности (скорость и точность переработки эмоциональной информации);
- представления об эмоциях (как о ценностях, как о важном источнике информации);
- особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость, эмоциональная чувствительность и др.).
Вместе с тем, формирование и развитие эмоциональной сферы детей с нарушением слуха происходит в очень неблагоприятных
условиях. Так, нарушение словесного общения отчасти разобщает ребенка с нарушением слуха от окружающих его говорящих людей, создает трудности в овладении социального опыта. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний, обедняет мир эмоциональных переживаний и трудностям формирования сопереживания другим людям [2].
Другая группа условий, вместе с тем, способствуют эмоциональному развитию детей: внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, употребление мимики, выразительных движений и жестов в процессе коммуникации благоприятно сказываются на развитии эмоционального интеллекта ребенка.
В исследованиях отечественных и зарубежных авторов изучались проблемы эмоционального развития детей с нарушением слуха, обусловленного неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни, что вызывает некоторые сложности социализации детей, их адаптации к обществу, невротические реакции (Е. Ливайн, К. Мидоу, Н.Г. Морозова, В.Ф. Матвеев, В. Петшак и др.) [2]. В работах В. Петшака установлено, что некоторая бедность эмоциональных проявлений у неслышащих дошкольников лишь косвенно обусловлена их дефектом и непосредственно зависит от характера эмоционально-действенного и речевого общения со взрослыми.
Как отмечает Т.Г. Богданова, у дошкольников с нарушением слуха, в силу ограниченного словесного и игрового общения, а также невозможности слушать и понимать чтение рассказов и сказок, затруднено понимание желаний, намерений, переживаний сверстников [2].
Важную роль в развитии эмоций и чувств, в формировании межличностных отношений имеет понимание внешних выражений эмоций у других людей. Дети с нарушением слуха, как установлено в исследованиях В. Петшака, имеют выраженные проблемы с опознанием и интерпретации эмоционального состояния другого
человека. При этом, как установлено автором, четкие внешние проявления (мимика, жесты, пантомимика), понятность и однозначность ситуации имеют большое значение для адекватного опознаний эмоций другого человека.
Позднее ознакомление с многообразием чувств человека у детей с нарушением слуха имеет ряд неблагоприятных последствий для ребенка в дальнейшем. Так, для школьников с нарушением слуха присущи трудности в понимании литературных произведений, причин и результатов поступков других людей, в установлении причин эмоциональных переживаний, характера определяющихся отношений, поздно появляется (и нередко остается одноплановым) сопереживание [2]. Это обедняет эмоциональный интеллект ребенка с нарушением слуха, создает у него трудности понимания эмоциональных состояний других людей, упрощает складывающиеся межличностные отношения. Трудности в выражении своих желаний и чувств при общении с окружающими могут привести к нарушению социальных отношений, появлению повышенной раздражительности и агрессивности, невротическим реакциям.
У детей с нарушением слуха наблюдаются существенные особенности в развитии эмоций. Выразительная сторона устной речи им мало доступна для их восприятия. Выраженное отставание в становлении символической функции сознания, и соответственно в формировании понятий, затрудняет осознание своих и чужих эмоций. Трудности понимания слабослышащими школьниками эмоциональных определяются особенностями развития их речи и словесно-логического мышления, а также недостойным вниманием, которое уделяется этому вопросу в процессе обучения и воспитания слабослышащих детей. Уровень владения эмоцио-нально-экспрессивной лексики у
школьников с нарушением слуха также является недостаточно высоким (Е.Г. Речиц-кая, Т.Ю. Кулигина, Т.М. Грабенко).
Неслышащим детям не доступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Более позднее приобщение к
художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений.
Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений.
Вместе с тем, в исследованиях, посвященных проблеме эмоционального интеллекта детей с нарушением слуха, отмечается, что к условиям, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие глухих детей, можно отнести их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения [2].
Анализ научной литературы по проблеме эмоционального развития детей с нарушением слуха позволяет выделить особенности эмоционального развития школьников с нарушениями слуха. Т.М. Грабенко и И.А. Михаленковой к ним относят ограниченность или отсутствие сведений об эмоциях; затруднения в использовании эмоционально-экспрессивных средств языка; трудности в вербализации различных эмоциональных состояний, в установлении причинно -следственных связей возникновения эмоций; низкий и недостаточный уровень сформированности навыков саморегуляции эмоциональных процессов и культурных эмоциональных проявлений
Таким образом, формирование и развитие эмоциональный интеллекта детей с нарушением слуха - важная практическая задача, связанная с запросами образовательной и социальной практики.
Основными направлениями работы по развитию эмоционального интеллекта детей с нарушением слуха являются:
- стимулирование интереса детей к эмоциональной составляющей собственного состояния и межличностных отношений;
- расширение у детей сведений об эмоциях;
- развитие навыков использования эмоционально-экспрессивных средств языка и вербализации эмоциональных состояний;
- развитие способности установления причинно-следственных связей возникновения эмоций;
- формирование навыков саморегуляции эмоциональных процессов и культурных эмоциональных проявлений.
References:
1. Andreeva, I.N. Emocional'nyj intellekt kak faktor samoaktualizacii / I.N. Andreeva // Social'nyj i ehmocional'nyj intellekt: Ot processov k izmereniyam / Pod. red. D.V. Lyusina, D.V. Ushakova. - M., 2009. - S. 31-40
2. Bogdanova, T.G. Surdopsihologiya: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / T.G. Bogdanova. - M.: Akademiya, 2002. - 203 s.
3. Belokon', O.V. Emocional'nyj i social'nyj intellekt i fenomen liderstva / O.V. Belokon' // Social'nyj i ehmocional'nyj intellekt: Ot processov k izmereniyam / Pod. red. D.V. Lyusina, D.V. Ushakova. - M., 2009. - S. 60-79.
4. Vajsbah, H. Emocional'nyj intellect / H. Vajsbah, U. Daks. - M.: Lik Press, 1998. - 160 s.
5. Vygotskij, L.S. Problemy obshchej psihologii / L.S. Vygotskij // Sobr. soch.: V 6 t. T. 2. - M.: Pedagogika, 1982. - 416 s.
6. Izard, K. Psihologiya ehmocij / K. Izard. -SPb. : Piter, 2008. - 464 s.
7. Il'in, E.P. Emocii i chuvstva / E.P. Il'in. - SPb. : Pitera, 2001. - 752.
8. Lyusin, D.V. Social'nyj intellekt: Teoriya, izmereniya, issledovanie / D.V. Lyusin. - M. : Institut psihologii RAN, 2004. - 176 s.
9. Orme, G. Emocional'noe myshlenie kak instrument dostizheniya uspekha / G. Ormeh. -M. : KSP +, 2003. - 246 s.
10. Psihologiya ehmocij. Teksty / Pod red. V.K. Vilyunasa, YU.B. Gippenrejter. M., 1993. -288 s.
11. Rubinshtejn, S.L. Problemy obshchej psihologii / S.L. Rubinshtejn. - M., 1973. - 416 s.
12. Ushakov, D.V. Social'nyj i ehmocional'nyj intellekt: nadezhdy, somneniya, perspektivy// Social'nyj i ehmocional'nyj intellekt: Ot processov k izmereniyam / Pod. red. D.V. Lyusina, D.V. Ushakova. M., 2009. -S.11-31.
Kulbitskaya Anastasiya Alexandrovna
ESPECIALLY THE EMOTIONAL INTELLIGENCE OF CHILDREN WITH HEARING LOSS
Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank Summary
The main approaches to studying of emotional intelligence in domestic and foreign psychologists are presented in article, the factors influencing formation of the emotional sphere of children with a hearing disorder are allocated, features of manifestation of emotional intelligence at children with a hearing disorder are described, and also the main directions of development in children with a hearing disorder of emotional intelligence are presented.
Keywords: emotional intelligence, a child with a hearing impairment, emotions, feelings, emotional development, understanding emotions, difficulties in communication.