Научная статья на тему 'Основные направления исследования эмоционального интеллекта'

Основные направления исследования эмоционального интеллекта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
19821
2430
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / МОДЕЛЬ И КОМПОНЕНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА / СПОСОБНОСТЬ РАСПОЗНАВАТЬ ЭМОЦИИ И УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ ИМИ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / MODEL AND THE COMPONENTS OF EMOTIONAL INTELLIGENCE / THE ABILITY TO RECOGNIZE EMOTIONS AND THE ABILITY TO MANAGE THEM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шнайдер Марина Ивановна

В статье рассматриваются основные направления исследования эмоционального интеллекта. Анализируются теории эмоционального интеллекта зарубежных и отечественных ученых. Подробно описываются компоненты эмоционального интеллекта основных моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main approaches to emotional intelligence research

The article deals with the main approaches to emotional intelligence research. It analyses the theory of emotional intelligence by foreign and national scientists. The author describes in detail the components of emotional intelligence of the basic models.

Текст научной работы на тему «Основные направления исследования эмоционального интеллекта»

общая психология

Шнайдер М.И.

основные направления исследования эмоционального интеллекта

Исследование феномена «эмоциональный интеллект» привлекает внимание учёных разных направлений как фундаментальной науки, так и прикладной области психологии, педагогики, менеджмента. Изучение нового понятия рассчитано на анализ специфики развития в тот или иной возрастной период, проявления в профессиональной деятельности и влияния на успешность и развитие личности.

Особая популярность исследований эмоционального интеллекта начинается с книги Гоулмана Д. «Эмоциональный интеллект». Созданы методики для измерения эмоционального интеллекта, который определялся как ключ к успеху в бизнесе и политике [9]. Д. Гоулман блестяще показал, насколько важно для такой сферы, как бизнес, внимание к эмоциональным процессам [8]. Эмоции властвовали над бизнесом уже в средневековой Европе, т.к. могли нарушить любую сделку под влиянием настроения. Нормальным считалось оскорбление, обман, драка. Только со временем стали необходимы продолжительные деловые отношения, без лишнего негативного влияния эмоций. Нормальным явлением стало скрывать свои эмоции, быть сухим и логичным в бизнесе.

Для понимания сущности понятия «эмоциональный интеллект» и его структуры, проанализируем первоначальное значение слова «интеллект» и его разные обозначения. Под «интеллектом» понимается когнитивная характеристика, связанная с переработкой информации. С латинского языка «1П;еПеС;ш» переводится как ум, рассудок, разум. В энциклопедии определяется интеллект как способность мыслить, способность к абстрактному познанию и включает в себя такие функции как сравнение, абстрагирование, образование понятий, суждений, умозаключений. Несмотря на то, что это понятие достаточно «древнее» (рассматривалось ещё античными философами), оно остаётся актуальным и в настоящее время. Анализируя этот феномен, учёные не приходят к единой точке зрения, поэтому из-за сложности самого определения, трудно составить и полную модель интеллекта. От специфики научных позиций учёных в понятие «интеллект» включается от нескольких до десятков разных факторов.

В исследованиях отечественных и зарубежных учёных рассматриваются такие понятия, как: «общий интеллект», «специальный интеллект», «социальный интеллект», «эмоциональный интеллект». При всех различиях во взглядах общим является признание многокомпонентности феномена «интеллект», тесной связи с познавательными процессами, врождёнными и социальными факто-58

рами.

В общем виде эмоциональный интеллект (ЭИ) определен как способность распознавать, понимать собственные и чужие эмоции и умение управлять ими

[5].

Понятие ЭИ берет начало из концепции социального интеллекта Э. Тор-ндайка (1920), Дж. Гилфорда (1967) и Г. Айзенка (1995). Начало разработки ЭИ связывают также с теорией множественного интеллекта Гарднера (1983) . В своей теории Гарднер разделяет понятия внутриличностного и межличностного интеллекта.

Внутриличностный интеллект описывается им как «доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить их в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением» .

В настоящий момент зарубежные исследователи выделяют три наиболее известных подхода к изучению эмоционального интеллекта (ЭИ):

- ЭИ как модель способностей Майера и Саловея (Mayer and Salovey, 1997; Brackettand Salovey, 2006);

- эмоционально-социальный интеллект (ЭСИ) Р.Бар-Она (1997; Bar-on, 2006);

- ЭИ как модель эмоциональных компетенций (Goleman 1998; 2001; Boyatzis, 2006).

Три вышеназванных подхода являются наиболее крупными в настоящее время. Многие частные исследования и направления в ЭИ основываются на одном из этих течений.

Концепция П. Майера и Дж. Саловея является первой моделью в истории изучения эмоционального интеллекта. Именно П. Саловей и Дж. Майер впервые ввели данный термин «эмоциональный интеллект». Согласно концепции П. Са-ловея и Дж. Майера эмоции содержат информацию о связях человека с другими людьми или предметами, то есть они «информируют» человека о характере этих связей . Эмоциональный интеллект обозначается как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений. П. Саловей и Дж. Майер выделили четыре компонента, выстраивающиеся в иерархию, где каждый компонент относится как к собственным эмоциям человека, так и к эмоциям других людей:

- идентификация эмоций. Включает ряд связанных между собой способностей, таких как восприятие эмоций (т. е. способность заметить сам факт наличия эмоции), их идентификация, адекватное выражение, различение подлинных эмоций и их имитации;

- использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности. Включает способность использовать эмоции для направления внимания на важные события, вызывать эмоции, которые способствуют решению

задач (например, использовать хорошее настроение для порождения творческих идей), использовать колебания настроения как средство анализа разных точек зрения на проблему;

- понимание эмоций. Способность понимать комплексы эмоций, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины эмоций, вербальную информацию об эмоциях;

- управление эмоциями. Способность к контролю над эмоциями, снижению интенсивности отрицательных эмоций, осознанию своих эмоций, в том числе и неприятных, способность к решению эмоционально нагруженных проблем без подавления связанных с ними отрицательных эмоций. Способствует личностному росту и улучшению межличностных отношений [1].

Рассмотрим модель эмоционального интеллекта Д. Гоулмана, который добавил к компонентам модели Сэловея и Мэйера энтузиазм, настойчивость и социальные навыки, т.е. в модели соединены когнитивные способности и личностные характеристики.

Широкую трактовку понятия эмоционального интеллекта даёт Р. Бар-Он, включая все способности, кроме когнитивных, знания и компетентность, которые помогают решить жизненные ситуации [13].

Рассматривая эмоциональный интеллект как часть социального, впервые ввел термин «EQ» (коэффициент эмоционального интеллекта) в рамках своих исследований. Р. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами ЭИ; каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов:

1. Познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость.

2. Навыки межличностного общения: эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность.

3. Способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью, гибкость.

4. Управление стрессовыми ситуациями: устойчивость к стрессу, контроль над импульсивностью.

5. Преобладающее настроение: счастье, оптимизм.

Р. Бар-Он разработал опросник для измерения эмоционального интеллекта, состоящий из 15 шкал, соответствующих вышеперечисленным субкомпонентам.

Отечественные ученые рассматривали следующие подходы в исследовании данной проблемы. Выготский Л.С. открыл существование динамической смысловой системы, представляющей единство аффективных и интеллектуальных процессов [6]. Данную идею Выготского Л.С. развивали Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н. По Рубинштейну С.Л., мышление само по себе является единством эмоционального и рационального, а эмоция - единство эмоционального и интеллектуального. Идеи Выготского Л.С. не получили должного развития. По мнению Рубинштейна С.Л., в познавательных процессах соединяется интеллектуальное и эмоциональное, любая эмоция - это единство переживания и позна-

ния.

Леонтьев А.Н. показал, что мышление имеет эмоциональную регуляцию. Эмоции могут выступать результатом когнитивной обработки информации, такой как оценка ситуации, объяснение своего состояния, сопоставление средств достижения цели [12].

В дальнейшем исследования российских учёных конкретизировали это направление: Теплов Б.М. на основании экспериментальных исследований вывел особый феномен «эмоциональное понимание» смыслов, Запорожец А.В. предложил обозначить аналогичное явление как «эмоциональное мышление», Зинчен-ко В.П. назвал данный феномен «живой интеллект» [17]. В советской психологии понятие эмоционального интеллекта существовало в виде разных терминов: «эмоциональное мышление», «понимание». Эльконин Д.Б. подчёркивал, что существенным недостатком рассмотрения психического развития ребёнка является разрыв между процессами умственного развития и развития личности, в том числе эмоционального. Как полагал Тихомиров О.К., именно эмоции выполняют регулирующую функцию в процессе мышления, поэтому условием продуктивной интеллектуальной деятельности должна быть эмоциональная активация. В процессе решения задач появляется эмоциональное предвосхищение, которое помогает найти направление эвристического поиска. Брушлинский А.В. установил неоднозначность взаимодействия когнитивных и аффективных процессов: эмоции могут способствовать и препятствовать интеллектуальным процессам.

Бодалёв А.А. описывает явление социальной одарённости, которое характерно при благоприятном сочетании эмоциональных, интеллектуальных и коммуникативных способностей, способствующее успеху в межличностной коммуникации. Понятие эмоционального интеллекта было использовано впервые Г. Г. Гарсковой, определяющей эмоциональный интеллект как способность понимать отношения личности, репрезентуемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального синтеза и анализа [7]. Одним из современных подходов к связи эмоций и мышления является концепция практического интеллекта, которая описывает уравновешенных людей, эффективно справляющихся с негативными чувствами. Отличительными качествами таких людей является спокойствие и собранность, душевное равновесие.

В настоящее время Люсин Д.В. даёт определение эмоционального интеллекта как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими

[14].

Для уточнения этого определения следует раскрыть, что имеется в виду под способностью к пониманию и управлению эмоциями.

Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека; может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек и найти для неё словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Способность к управлению эмоциями означает, что человек может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать чрезмерно сильные эмоции; может контролировать внешнее выражение эмоций; может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию. Эта способность может быть направлена на свои и чужие эмоции, т.е. можно говорить о внутриличнос-тном и межличностном интеллекте. Способность к пониманию эмоций и управлению ими тесно связана с направленностью личности на эмоциональную сферу, склонностью к анализу поведения.

Как отмечает Андреева И.Н., высокоразвитый внутриличностный эмоциональный интеллект способствует естественности эмоциональных проявлений и позитивному самоотношению, которые дают возможность устанавливать глубокие и тесные взаимоотношения с другими людьми [1]. Эмоциональный интеллект определяется как способность взаимодействовать с внутренней средой своих чувств и желаний; способность понимать отношения личности и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза; совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, которые оказывают влияние на общую способность справляться с требованиями и давлением окружающей среды.

Мещерякова И.Н. предложила структуру эмоционального интеллекта, включающую следующие компоненты: эмоциональный, когнитивный, поведенческий. Данные компоненты сопоставляются с профессионально важными качествами специалиста. Эмоциональный критерий рассматривается как комплекс внутриличностных и межличностных качеств, которые показывают развитие умения распознавать свои эмоции, понимать и прогнозировать состояние свойств другого человека. Когнитивный критерий представляется как совокупность знаний об эмоциональном интеллекте. Показателями являются освоение знаний об эмоциональном интеллекте, развитие умения осуществлять самоанализ и развитие навыков рефлексии. Поведенческий критерий подразумевает поведенческие реакции и определяет развитие умения управлять своими эмоциями, коммуникабельность, гибкость в межличностных контактах.

При диагностике эмоционального интеллекта, как подчёркивает Ушаков Д.В., следует использовать тесты, оценивающие переработку эмоциональной информации в реальном времени. В исследованиях в основном не разделяются эмоции и интеллектуальные операции, но рассматриваются отдельные стороны их взаимодействия: необходимость осознания своего эмоционального состояния, мотивирующую роль в познании. Особенно интересным во взаимодействии эмоций и интеллектуальной деятельности является механизм побуждения к познанию: эмоции побуждают к деятельности, а интеллект осуществляет контроль над эмоцией [18]. В исследованиях Е. П. Ильина показано, что величина характеристик эмоциональности связана с особенностями возникновения и протекания эмоций: чем выше эмоциональная возбудимость, тем больше интенсивность возникающих эмоций и тем дольше они сохраняются. Высокий уровень эмоциональности может негативно сказываться на эффективности деятельности [11].

Таким образом, эмоциональный интеллект связывает воедино эмоции и интеллект, т.е. способности понимать свои эмоции и эмоции окружающих, способность управлять ими.

Манойлова М.А. определяет эмоциональный интеллект как совокупность коммуникативных и регуляторных свойств личности, которые обеспечивают осознание, принятие и регуляцию своих собственных состояний и чувств, так и чувств других людей. От уровня развития эмоционального интеллекта зависит продуктивность и успешность межличностного взаимодействия и личностное развитие человека [15]. Комарова А.Р. выделяет биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта. К биологическим предпосылкам относятся наследственные задатки эмоциональных способностей, пра-вополушарный тип мышления и экстраверсия. Социальные включают становление рационализации в определённый возрастной период, степень развития самосознания ребёнка, благополучные в эмоциональном плане отношения между родителями, уровень образования родителей и семейный доход, гендерные особенности воспитания, локус контроля, религиозность.

Структуру эмоционального интеллекта, отражающую уровни репрезентации эмоций, предлагает Деревянко С.П. Она включает следующие уровни:

• коммуникативный (интерактивность эмоций),

• гностический (познаваемость эмоций),

• эвристический (новизна эмоций).

В соответствии с этим обозначаются следующие характеристики эмоционального интеллекта: интроспективность (стремление к внутреннему созерцанию, систематическому и целенаправленному анализу эмоциональных переживаний, их осознанию); инструментальность (ориентированность на получение и применение эмоциональных знаний на практике); имплицированность (доступность для внутреннего наблюдения и дифференциации эмоциональных переживаний).

На основе проведённого анализа источников научной литературы эмоциональный интеллект определяется как сложный феномен, который необходим для объяснения и предсказания реакции человека в эмоциональной ситуации и является эффективным средством для анализа эмоциональной сферы личности. Уровень развития эмоционального интеллекта и его особенности зависят от следующих факторов: когнитивные способности, представление об эмоциях, особенности эмоционального реагирования. Понимание эмоций является ключевой составляющей эмоционального интеллекта, т.к. управление эмоциями и выстраивание на его основе правильной реакции зависит от правильного понимания своих и чужих эмоций. Уровень развития эмоционального интеллекта и его особенности зависят от когнитивных способностей, представления об эмоциях и специфике эмоционального реагирования.

литература

1. Андреева И.Н. Концептуальное поле понятия «эмоциональный интеллект» / И.Н. Андреева // Вопросы психологии.- 2009. - № 4. С. 131

2. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева / Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция. - Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004.

- Ч.1. С. 22.

3. Берулава Г.А. Психологические основы развития личности / Г. А. Берула-ва. - Москва : Изд-во Ун-та Российской акад. образования, 2009. - 175 с.

4. Берулава Г.А. Методологические основы развития личности в системе высшего образования/ Г.А. Берулава // Вестник практической психологии образования. - 2009. - № 4. - С. 27.

5. Берулава, М.Н Нация в опасности / М.Н. Берулава // Педагогика. 2009. № 5. С. 3-6.

6. Выготский Л.С. Психология. - СПб.: Изд-во «Речь», 2010. - 1004 с.

7. Гарскова Г.Г. Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуру / Ананьевские чтения: Тез.науч.-практ. конф. - СПб., 1999.

- С. 212-119.

8. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Даниел Гоулман, Ричард Бояцич, Энни Макки; Пер. сангл. - 5 изд. - М.: Альпина Паблишерз, 2011. - 301 с.

9. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Д. Гоулман. - М.: Изд-во АСТ, 2009. - 480 с.

10. Иванова Е.С. Дистанционный интернет-тренажер - новейший способ развития эмоционального интеллекта.// Педагогическое образование в России, 2013. - №4. - С.93

11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Изд-во «Питер», 2001.

12.Леонтьев Д.А. Психология смысла / Д.А. Леонтьев. - М., 2003. - 216 с.

13. Люсин Д.В. Новая методика измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д.В. Люсин // Психол. диагностика. - 2006. - № 4. - С. 3-22.

14. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова - М.: Изд-во Института психологии РАН, 2004. - С. 29-36.

15. Манойлова М.А. Эмоциональный интеллект будущего педагога: акме-ологическая диагностика и методы развития. (Учебно-методическое пособие).

- Москва: «POLEOGRAFF PRESS», 2008. - 128 с. ISBN 5-89526-019-5

16. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во ИП РАН, 2004. - 213 с.

17. Теплов Б.М. Способности и одарённость. Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982. - 136 с.

18. Ушаков Д.В. Интеллект: структурно динамическая теория. - М.: Изд-во ИП РАН, 2003. - 264 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.