Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ СПОРТА'

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
140
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект / профессиональные компетенции / специалисты / спорт. / emotional intelligence / professional competences / specialists / sport.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Собиров, Ориф Абдужалилович

В статье рассматривается проблема развития эмоционального интеллекта в спорте, особенности и уровни развития эмоционального интеллекта у спортсменов, его значимость для личной и спортивной эффективности специалистов в сфере спорта. Также в статье представлен анализ результатов исследования эмоционального интеллекта студентов спортивного направления подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL INTELLECT AS A COMPONENT OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS IN THE SPHERE OF SPORT

The article views the problem of emotional intelligence development in sport, its features and levels of development among athletes, its significance for the personal and sports efficiency of specialists in the sphere of the sport. The article also presents an analysis of the results of the study on emotional intelligence of students who major in sports.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ СПОРТА»

Oriental Renaissance: Innovative, R VOLUME 1 | ISSUE 4

educational, natural and social sciences О ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor SJIF 2021: 5.423

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ СПОРТА

Собиров Ориф Абдужалилович- старший преподаватель, Самаркандский государственный университет, факультет "Физической

культуры"

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития эмоционального интеллекта в спорте, особенности и уровни развития эмоционального интеллекта у спортсменов, его значимость для личной и спортивной эффективности специалистов в сфере спорта. Также в статье представлен анализ результатов исследования эмоционального интеллекта студентов спортивного направления подготовки.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, профессиональные компетенции, специалисты, спорт.

Annotatsiya. Maqolada sportda hissiy aqlni rivojlantirish muammosi, sportchilarda hissiy aqlning rivojlanish xususiyatlari va darajasi, sport sohasidagi mutaxassislarning shaxsiy va sport samaradorligi uchun ahamiyati ko'rib chiqiladi. Maqolada shuningdek, sport ta'lim sohasidagi talabalarning hissiy aql-zakovatini o'rganish natijalari tahlil qilinadi.

Kalit so 'zlar: hissiy aql, professional ko 'nikmalar, mutaxassislar, sport.

Abstract. The article views the problem of emotional intelligence development in sport, its features and levels of development among athletes, its significance for the personal and sports efficiency of specialists in the sphere of the sport. The article also presents an analysis of the results of the study on emotional intelligence of students who major in sports.

Key words: emotional intelligence, professional competences, specialists, sport.

ВВЕДЕНИЕ

Термин «эмоциональный интеллект» был введен в 1990 году Питером Сэловеем и Джоном Майером, которые охарактеризовали его как способность контролировать свои и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать для направления своих мыслей и действий. [6, с. 5]. Американский психолог Дэниел Гоулман популяризировал данное понятие и называл навыком самоконтроля и умением мотивировать свои действия [4, с. 10].

Важность понимания и управления собственными эмоциями, а также понимания эмоций других людей особенно актуально для спортивных тренеров,

1510

Oriental Renaissance: Innovative, R VOLUME 1 | ISSUE 4

educational, natural and social sciences О ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor SJIF 2021: 5.423

поскольку и тренер, и спортсмен находятся в условиях постоянных стрессовых ситуаций, связанных с соревновательной деятельностью и подготовкой к ней. Это говорит о том, что способность контролировать собственные эмоции является одним из залогов сохранения личностных ресурсов и успешности в профессиональной спортивной деятельности. [1, 2, 3, 5].

Цель исследования - проведение психологического исследования эмоционального интеллекта студентов-спортсменов и выявление уровней и особенностей эмоционального интеллекта у студентов-спортсменов.

Организация исследования. Исследование проводилось в САмаркандском государственном университета. Эмпирическую базу исследования составили 20 тренеров (10 мужчин и 10 женщин) и 12 студентов-спортсменов (7 юношей и 5 девушек) 1 курса бакалавриата направления «Физическая культура и спорт».

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Для достижения цели исследования использовался комплекс следующих методик: тест «Эмоциональный интеллект» Д.В. Люсина, тест «Профиль творческих качеств» по Андрееву В.И., наблюдение, беседы, анкетирование, методы математической статистики для анализа количественных данных.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.

В ходе исследования уровня развития эмоционального интеллекта тренеров, авторами было выявлено, что 40 % тренеров имеют средний уровень эмоционального интеллекта (ЭИ), 35 % тренеров - очень высокий уровень, 25 % - высокий уровень. Низкий уровень не был выявлен.

В то же время в ходе исследования были выявлены гендерные различия в развитии эмоционального интеллекта женщин-тренеров и мужчин-тренеров. Установлено, что женщины тренеры обладают более высоким уровнем эмоционального интеллекта (средний уровень составляет 90 баллов). Это связано с тем, что женщины по своей природе более эмоциональны и обладают хорошо развитой эмпатией. У мужчин средний балл составил 80,1 - это показатель среднего общего уровня эмоционального интеллекта.

У студентов-спортсменов так же, как у и тренеров, преобладает средний уровень эмоционального интеллекта, а именно у 34 %, также очень высокий -34 %, высокий уровень эмоционального интеллекта у 8 %. Также были зафиксированы низкий и очень низкий уровни эмоционального интеллекта у 16 % и 8 % респондентов соответственно. Различий же по гендерному признаку у студентов-спортсменов выявлено не было.

1511

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

Scientific Journal Impact Factor

R

О

VOLUME 1 | ISSUE 4 ISSN 2181-1784 SJIF 2021: 5.423

Сравнение результатов исследования двух групп показывает, что шкала межличностного эмоционального интеллекта у тренеров находится на высоком уровне, но у женщин-тренеров этот показатель очень высокий, а у мужчин -средний, как и говорилось ранее. У студентов-спортсменов межличностный эмоциональный интеллект развит на среднем уровне. Внутри личностный эмоциональный интеллект у тренеров также находится в пределах высокого уровня, а у студентов - в пределах среднего, но с положительной тенденцией. Такие же закономерности выявлены по шкале понимания эмоций.

Шкала управления чужими и своими эмоциями и у тренеров, и у студентов-спортсменов находится на среднем уровне, причем разница между тренерами и студентами-спортсменами совсем не велика. У мужчин-тренеров наиболее развита способность управлять своими эмоциями, чем у женщин-тренеров. В целом же уровень эмоционального интеллекта у тренеров выше, чем у студентов-спортсменов. У студентов показатели более скромные по всем шкалам. Возможно, это связано с относительно юным возрастом и отсутствием постоянного взаимодействия и работы с разными по характеру людьми, в то время как у тренеров опыт общения значительно выше.

В ходе второго этапа исследования изучался уровень самооценки креативности у студентов-спортсменов 1 курса. Диагностика показала, что такие качества, как целеустремленность, требовательность, независимость, конкурентоспособность, способность к переменам и интеллигентность развиты на достаточно высоком уровне у студентов-спортсменов. Авторы исследования связывают эту тенденцию с тем, что студенты имеют успешный опыт спортивной деятельности, художественной и спортивной гимнастике, баскетболе, волейболе, футболе и др. Данные виды спорта требуют креативности спортсменов, и тренировки нацелены на развитие вышеперечисленных качеств, составляющих творческое начало респондентов в спорте.

Рассматривая полученные результаты индивидуально по каждому участнику исследования, в большинстве случаев можно увидеть четкую закономерность: чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем выше уровень креативности студентов-спортсменов. Для того, чтобы установить, какие именно компоненты креативности имеют тесную связь между собой и эмоциональным интеллектом, был проведен корреляционный анализ по результатам исследования студентов-спортсменов.

1512

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

Scientific Journal Impact Factor

R

О

VOLUME 1 | ISSUE 4 ISSN 2181-1784 SJIF 2021: 5.423

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Корреляционный анализ показал, что между составляющими эмоционального интеллекта и качествами креативности, а именно коммуникативностью и целеустремленностью, имеется положительная связь.

Процесс развития эмоционального интеллекта за счет развития креативности в ходе обучения может быть связан и с личностным развитием студентов, и с ростом их знаний и взаимодействия. Исходя из результатов данного исследования, можно заключить, что в процессе обучения студентов направления «Физическая культура и спорт» необходимо уделять особенное внимание развитию их эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности.

1. Андреева, И.Н. Азбука эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева. - СПб.: БХВ-Петербург,. 2012. - 288 с.

2. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена / И.Н. Андреева / / Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 78 - 86.

3. Холова Ш.М. Жисмоний тарбия ва спорт , "Илмий техника ахбороти -пресс" нашриёти, Тошкент 2019 й 55-62 с.

4. Белоконь, О.В. Эмоциональный интеллект и феномен лидерства: эксперимент «Строим вместе» / О.В. Белоконь. - М.: Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2008. - Т. 5, - № 3. - С. 137 - 144.

5. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. - 478 с.

6. Kim, A. Emotional Intelligence of a Coach as a Factor of Coach-Student Interaction, Social and Behavioral Sciences / A. Kim, N. Khon, A. Zhanerke. - Vol. 236, 2016. - Р. 265 - 270.

7. Salovey, P. Emotional intelligence / Baywood Publishing Co., Inc. - 1990 year -27 pages / P. Salovey, J. Mayer. URL: https://vdocuments.site/1peter-salovey-john-mayer.html (дата обращения 29.09.2020).

ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES):

1513

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.