Научная статья на тему 'Особенности эмоционального интеллекта спортсменов индивидуальных и командных видов спорта'

Особенности эмоционального интеллекта спортсменов индивидуальных и командных видов спорта Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
177
77
Поделиться
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СПОРТСМЕНОВ / ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА / ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА (EQ) / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Илясова Наталья Владимировна, Агавелян Рубен Оганесович

в статье рассматривается актуальность развития эмоционального интеллекта в сфере прикладной спортивной психологии, проводится сравнительный анализ особенностей эмоционального интеллекта спортсменов командных и индивидуальных видов спорта

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Илясова Наталья Владимировна, Агавелян Рубен Оганесович,

Текст научной работы на тему «Особенности эмоционального интеллекта спортсменов индивидуальных и командных видов спорта»

Особенности эмоционального интеллекта спортсменов индивидуальных и командных видов спорта Илясова Н.В.1, Агавелян Р.О.2

'Илясова Наталья Владимировна / Iljasova Natalja Vladimirovna - магистрант;

2Агавелян Рубен Оганесович /Agaveljan Ruben Oganesovich - доктор психологических наук, профессор, кафедра

коррекционной педагогики и психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Чита

Аннотация: в статье рассматривается актуальность развития эмоционального интеллекта в сфере прикладной спортивной психологии, проводится сравнительный анализ особенностей эмоционального интеллекта спортсменов командных и индивидуальных видов спорта.

Abstract: this article discusses the importance of developing emotional intelligence in the field of applied sports psychology, comparative analysis of the characteristics of emotional intelligence athletes of team and individual sports.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональный интеллект спортсменов, особенности эмоционального интеллекта, исследование эмоционального интеллекта (EQ), эмоционально-волевая регуляция.

Keywords: emotional intelligence, emotional intelligence athletes, especially emotional intelligence, the study of emotional intelligence (EQ), the emotional-volitional regulation.

Современная психология спорта ставит перед собой ряд актуальных прикладных задач, одной из которых является повышение эмоциональной устойчивости спортсменов в соревновательный период. Во многом решению данной задачи может способствовать развитие эмоционального интеллекта спортсменов.

Эмоциональный интеллект - довольно новое понятие, вошедшее в науку в 90-ых годах 20 столетия благодаря теоретическим и исследовательским работам Питера Сэловея и Джона Мэйера. Они первыми ввели в психологию термин «эмоциональный интеллект», разработали концептуальную модель эмоционального интеллекта, предложили методику его измерения.

П. Сэловей и Дж. Мэйер определяют эмоциональный интеллект как «способность отслеживать собственные и чужие эмоции и чувства, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий».

На настоящий момент в теоретической литературе существуют разные подходы к определению понятия эмоционального интеллекта, разработаны различные модели и концепции эмоционального интеллекта, создаются новые методики его измерения.

Применительно к психологии спорта развитие эмоционального интеллекта может способствовать повышению уровню эмоциональной устойчивости и эмоционально-волевой регуляции спортсменов, профилактике у них эмоционального выгорания.

Актуальность нашей работы заключается в том, что на сегодняшний день эмоциональный интеллект признан популярной психологической концепцией, заслуживающей особого внимания. Развитие эмоционального интеллекта благоприятно сказывается на повышении уровня психологической подготовленности спортсменов, их успешной адаптации к соревновательным условиям. Важно учитывать уровень развития эмоционального интеллекта, его особенности у спортсменов различных видов спорта. Кроме того, недостаточная теоретическая разработанность данного вопроса в отечественной науке, небольшое количество эмпирических исследований, отсутствие практических и методических рекомендаций делают проблему изучения эмоционального интеллекта спортсменов особенно актуальной и своевременной.

Цель исследования - выявить особенности эмоционального интеллекта спортсменов индивидуальных и командных видов спорта.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что существуют общие и специфические особенности эмоционального интеллекта спортсменов индивидуальных и командных видов спорта.

Методологическая база: концептуальная модель эмоционального интеллекта П. Сэловея и Дж. Мэйера, теоретические и исследовательские разработки Д.В. Люсина, И.Н. Андреевой, Г.А. Кузьменко.

Методики исследования: опросник Н. Холла, опросник ЭмИн Д.В. Люсина, Эм^-2.

Эмпирическая база. В исследовании приняли участие спортсмены ГОУДОД «Краевая детско-юношеская спортивная школа Забайкальского края» (25 человек - спортсмены-дзюдоисты, 25 человек - спортсмены баскетболисты). Пол исследуемых - мужской. Возраст исследуемых - 16-17 лет. Также в исследовании в качестве контрольной выборки участвовало 50 юношей общеобразовательных школ (9-10 класс, возраст - 1617 лет).

Исследование осуществлялось в 2 этапа.

На первом этапе была проведена диагностика эмоционального интеллекта испытуемых контрольной и экспериментальной групп с целью получения информации об общих особенностях эмоционального интеллекта спортсменов. Результаты проведенной диагностики на примере опросника Н. Холла отражены в таблице 1.

Показатели эмоционального интеллекта Контрольная группа (юноши, не занимающиеся спортом - 50 чел.) в % Экспериментальная группа (спортсмены индивидуальных и командных видов спорта - 50 чел.) в %

Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

уровень уровень уровень уровень уровень уровень

1. «Эмоциональная 12 68 20 8 60 32

осведомленность»

2. «Управление своими 4 32 64 - - 100

эмоциями»

3. «Самомотивация» - 20 80 - 28 72

4. «Эмпатия» 22 54 24 2 66 32

5. «Распознавание эмоций 16 48 36 4 78 18

других людей»

6. Интегративный 4 40 56 - 30 70

показатель уровня

эмоционального

интеллекта

Из таблицы видно, что для юношей, не занимающихся спортом, характерны более высокие показатели по шкалам «эмоциональная осведомленность», «управление своими эмоциями», «эмпатия», «распознавание эмоций других людей». Немного ниже показатели по шкале «Самомотивация».

Для спортсменов характерны низкие показатели по шкалам «управление своими эмоциями», «самомотивация». Показатели среднего уровня развития отмечаются у 60% спортсменов по шкале «эмоциональная осведомленность», у 66% спортсменов по шкале «эмпатия», у 78% - по шкале «распознавание эмоций других людей». В выборке спортсменов также выявлено отсутствие лиц с высоким уровнем эмоционального интеллекта (в контрольной группе данный показатель составил 4 %) и большее по сравнению с контрольной группой количество человек с низким уровнем эмоционального интеллекта.

На втором этапе исследования был проведен анализ особенностей эмоционального интеллекта спортсменов индивидуальных и командных видов спорта (на примере дзюдоистов и баскетболистов). Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Показатели эмоционального Индивидуальные виды спорта (дзюдоисты - 25 чел.) Командные виды спорта (баскетболисты - 25 чел.)

интеллекта в % в %

Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

уровень уровень уровень уровень уровень уровень

1. «Эмоциональная 8 64 28 8 56 36

осведомленность»

2. «Управление своими - - 100 - - 100

эмоциями»

3. «Самомотивация» - 36 64 - 20 80

4. «Эмпатия» 4 76 20 - 56 44

5. «Распознавание эмоций 4 68 28 4 88 8

других людей»

6. Интегративный показатель - 40 60 - 20 80

уровня эмоционального

интеллекта

Таблица показывает, что для спортсменов индивидуальных видов спорта характерны более высокие показатели по шкалам «эмоциональная осведомленность» и «эмпатия». У спортсменов командных видов спорта более высокие показатели наблюдаются по шкале «распознавание эмоций других людей» и более низкие показатели по шкале «самомотивация».

Таким образом, для спортсменов характерны следующие общие особенности эмоционального интеллекта:

1. Низкий уровень развития эмоционального интеллекта (70 %)

2. Средний уровень развития эмоциональной осведомленности (60 %)

3. Низкий уровень управления своими эмоциями (100 %)

4. Средний уровень распознавания эмоций других людей (78 %)

По результатам проведенного исследования выявлены следующие специфические особенности эмоционального интеллекта:

1. Спортсмены индивидуальных видов спорта обладают более высокими показателями эмоциональной осведомленности и эмпатии.

2. Спортсмены командных видов спорта обладают более высокими показателями распознавания эмоций других людей, но более низкими показателями самомотивации.

Стоит отметить, что эмоциональный интеллект и его составляющие у большинства спортсменов как индивидуальных, так и командных видов спорта находятся на низком и среднем уровне. Это говорит о недостаточном развитии умения распознавать свои эмоции и эмоции других людей, контролировать их. В свою очередь, это может повлиять на эмоциональную устойчивость спортсменов в момент соревнований и на результативность спортивной деятельности в целом. Поэтому целесообразно проводить мероприятия по развитию эмоционального интеллекта спортсменов.

Литература

1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии, Новополоцк, ПГУ, 2011 г.

2. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн//Психологическая диагностика, 2006 г., № 4, стр. 3-22.

3. Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям. Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М., Институт психологии РАН, 2009 г.

4. Юркевич В.С. Проблема эмоционального интеллекта//Вестник практической психологии, № 3 (4), июль-сентябрь 2005 г.

5. Якушина М.С. Формирование эмоционального интеллекта у старшеклассников, занимающихся командными видами спорта//Психология в России и за рубежом: материалы 2-ой Международной научной конференции. СПб., Реноме, 2013 г., стр. 109-115.