Oriental Renaissance: Innovative, R VOLUME 1 | ISSUE 4
educational, natural and social sciences О ISSN 2181-1784
Scientific Journal Impact Factor SJIF 2021: 5.423
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У СТУДЕНЧЕСКОЙ
МОЛОДЕЖИ
Хайитова Улфатой Турсуновна- преподавател, Самаркандского государственного медицинского институт, кафедра "Физическое
воспитание"
Аннотация. В данной статье говорится о способах формирования мотивации молодежи к спорту, о влиянии физической культуры на человека и о мотивах, интересах и увлечениях молодежи для привлечения их к спорту.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, мотивация, студент.
Annotatsiya. Ushbu maqolada yoshlarni sportga qiziqtirish, motivatsiyalar berish, jismoniy madaniyatning inson organizmiga ijobiy ta'siri va yoshlarning sportga jalb qilishning ahamiyati haqida so 'z boradi.
Kalitso'zlar: jismoniy tarbiya, sport, motivatsiya, talaba.
Abstract. This article speaks about the ways of forming youth motivation for sports, about the influence of physical culture on a person and about the motives, interests and hobbies of young people to attract them to sports.
Keywords: physical culture, sport, motivation, student.
ВЕДЕНИЕ
В современном мире спорт является важнейшей частью жизни каждого человека, особенно у студентов. Отсутствие мотивации молодежи к спорту является серьезной проблемой. Студенты испытывают большие трудности со здоровьем из-за большой учебной нагрузки, малой физической активностью, вхождения в незнакомую социальную группу и ряда других причин. Очень важно изучить мотивы, интересы и увлечения молодежи для приобщения их к спорту, так как молодежь является будущим страны.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
А. Шопенгауэр в своей статье «Четыре принципа достаточной причины»
описал мотивацию так: мотивация - это побуждение к определенному
действию; то есть психофизиологический процесс, управляющий поведением
человека, задающий направление деятельности, организацию его дальнейших
действий, устойчивость и активность; а так же способность человека
удовлетворять свои потребности благодаря его действиям. [1] Тяжело
преодолеть себя и начать заниматься спортом. Именно поэтому мотивация
является важнейшим фактором приобщения молодежи к спорту. Необходимо,
1514
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
Scientific Journal Impact Factor
R
О
VOLUME 1 | ISSUE 4 ISSN 2181-1784 SJIF 2021: 5.423
чтобы студент нашел способы само мотивироваться, а также, чтобы мотивировала его окружающая среда, в роли которой выступает вуз, в котором студент учится. Необходимы высококвалифицированные педагоги, которые смогут найти подход к студенту и замотивировать, опираясь на следующие группы мотивов [2]:
1. Оздоровительные мотивы.
2. Двигательно-деятельностей мотивы.
3. Соревновательной-конкурентные мотивы.
4. Эстетические мотивы.
5. Коммуникативные мотивы.
6. Познавательно-развивающие мотивы.
7. Творческие мотивы.
8. Профессионально-ориентированные мотивы.
9. Административные мотивы.
10. Психолого-значимые мотивы.
11. Воспитательные мотивы.
12. Статусные мотивы [3].
Так же не стоит забывать, что важным фактором является индивидуальный подход к студентам, в результате которого педагог выявляет «сильные» и «слабые» стороны обучающегося, после чего преподаватель выясняет и предлагает студенту, какой вид спорта ему лучше подойдет, какими способами грамотно можно распланировать время для того, чтобы обучающийся мог заниматься спортом без вреда своим интересам и учебе.
В вузах Узбекистане в образовательном процессе по физическому воспитанию введена программа модернизации занятий физической культурой с целью повышения мотивации студентов к занятиям спортом [4]:
После анализа учебной программы различных факультетов и специальностей был расширен учебный процесс за счет внедрения различных нестандартных физических упражнений для каждой специальности.
Введение этих упражнений было осуществлено на основе следующих критериев:
- физиологические особенности студентов на основе медицинского осмотра и результатов функциональной диагностики;
- психологические характеристики студентов на основе результатов обследования психолога;
1515
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
Scientific Journal Impact Factor
R
О
VOLUME 1 | ISSUE 4 ISSN 2181-1784 SJIF 2021: 5.423
- отбор элементов в содержание физического воспитания по профессиональной ориентации;
- мотивационная направленность студентов на основе анкетирования, опросов и специальных тестов.
В качестве дополнительных секций введены разнообразные виды спорта при институте для занятия ими во вне учебное время для студентов всех курсов. Среди них есть такие виды, как: волейбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, футбол, шахматы, Аква аэробика, йога и т.д.
Для всех специальностей необходимо уделять 408 часов на дисциплину «Физическая культура» в обязательном курсе на весь период обучения с проведением итоговой аттестации.
Проведение научных конференций, мастер-классов, круглых столов в области физической культуры с привлечением студентов. В данных мероприятиях обсуждаются методики занятий физическими упражнениями, важными для молодежи. Участвуя в конференциях, студент становится заинтересованным, что дополнительно мотивирует его заниматься спортом.
В результате внедрения программы модернизации занятий физической культуры у студентов значительно повысится мотивация к спорту; студенты станут гораздо серьезнее относиться к физической культуре; так же улучшится успеваемость не только по предмету «Физическая культура», но и в целом. Обучение спорту по данной модернизированной программе ориентирует студентов на выполнение не только оздоровительных задач, но и развивающих.
Мотивация является одним из основных компонентов занятий физической культурой для формирования здорового образа жизни. Она складывается из потребностей человека под влиянием системы его жизненных ценностей. Обычно у студентов не сформирована потребность в самостоятельных занятиях физической культурой. Чтобы это исправить, можно рекомендовать внести изменения и улучшения в организацию занятий по физической культуре для повышения мотивации студентов. Подобные занятия значительно влияют на организм, а именно развивают физические, психологические, морально-волевые качества. Так же они помогают справиться со стрессом, являются хорошей заменой обычному физическому воспитанию, повышая интерес к спорту и активному образу жизни [1].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1516
Oriental Renaissance: Innovative, R VOLUME 1 | ISSUE 4
educational, natural and social sciences О ISSN 2181-1784
Scientific Journal Impact Factor SJIF 2021: 5.423
ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES):
1. Башкин, В.М. Пути совершенствования физического воспитания студентов в высших учебных заведениях / В.М. Башкин, А.А. Кабанов - Т. 7, ч. 1. - СПб., 2012. - 500 с.
2. Виленский, М.Я. Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки: дис. д-ра пед. наук в форме науч. доклада. - М., 1990. - 84 с.
3. Пятков, В.В. Формирование мотивационно-ценностного отношение студентов к физической культуре: на материале педвузов: дис. канд. пед. наук. - Сургут, 1999. - 184 с.
4. Семенова, М.А. Физическая культура и спорт в формировании здорового образа жизни / М.А. Семенова, М.В. Железнякова, Е.Е. Щербакова. -Учебные записки университета ИМ. П.Ф. Лесгафта, 2018. - 262 с.
1517