Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / спорт / мотивация / студент. / physical culture / sport / motivation / student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайитова, Улфатой Турсуновна

В данной статье говорится о способах формирования мотивации молодежи к спорту, о влиянии физической культуры на человека и о мотивах, интересах и увлечениях молодежи для привлечения их к спорту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MOTIVATION FOR EXERCISE PHYSICAL EDUCATION AND SPORT AT STUDENT YOUTH

This article speaks about the ways of forming youth motivation for sports, about the influence of physical culture on a person and about the motives, interests and hobbies of young people to attract them to sports.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

Oriental Renaissance: Innovative, R VOLUME 1 | ISSUE 4

educational, natural and social sciences О ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor SJIF 2021: 5.423

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У СТУДЕНЧЕСКОЙ

МОЛОДЕЖИ

Хайитова Улфатой Турсуновна- преподавател, Самаркандского государственного медицинского институт, кафедра "Физическое

воспитание"

Аннотация. В данной статье говорится о способах формирования мотивации молодежи к спорту, о влиянии физической культуры на человека и о мотивах, интересах и увлечениях молодежи для привлечения их к спорту.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, мотивация, студент.

Annotatsiya. Ushbu maqolada yoshlarni sportga qiziqtirish, motivatsiyalar berish, jismoniy madaniyatning inson organizmiga ijobiy ta'siri va yoshlarning sportga jalb qilishning ahamiyati haqida so 'z boradi.

Kalitso'zlar: jismoniy tarbiya, sport, motivatsiya, talaba.

Abstract. This article speaks about the ways of forming youth motivation for sports, about the influence of physical culture on a person and about the motives, interests and hobbies of young people to attract them to sports.

Keywords: physical culture, sport, motivation, student.

ВЕДЕНИЕ

В современном мире спорт является важнейшей частью жизни каждого человека, особенно у студентов. Отсутствие мотивации молодежи к спорту является серьезной проблемой. Студенты испытывают большие трудности со здоровьем из-за большой учебной нагрузки, малой физической активностью, вхождения в незнакомую социальную группу и ряда других причин. Очень важно изучить мотивы, интересы и увлечения молодежи для приобщения их к спорту, так как молодежь является будущим страны.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

А. Шопенгауэр в своей статье «Четыре принципа достаточной причины»

описал мотивацию так: мотивация - это побуждение к определенному

действию; то есть психофизиологический процесс, управляющий поведением

человека, задающий направление деятельности, организацию его дальнейших

действий, устойчивость и активность; а так же способность человека

удовлетворять свои потребности благодаря его действиям. [1] Тяжело

преодолеть себя и начать заниматься спортом. Именно поэтому мотивация

является важнейшим фактором приобщения молодежи к спорту. Необходимо,

1514

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

Scientific Journal Impact Factor

R

О

VOLUME 1 | ISSUE 4 ISSN 2181-1784 SJIF 2021: 5.423

чтобы студент нашел способы само мотивироваться, а также, чтобы мотивировала его окружающая среда, в роли которой выступает вуз, в котором студент учится. Необходимы высококвалифицированные педагоги, которые смогут найти подход к студенту и замотивировать, опираясь на следующие группы мотивов [2]:

1. Оздоровительные мотивы.

2. Двигательно-деятельностей мотивы.

3. Соревновательной-конкурентные мотивы.

4. Эстетические мотивы.

5. Коммуникативные мотивы.

6. Познавательно-развивающие мотивы.

7. Творческие мотивы.

8. Профессионально-ориентированные мотивы.

9. Административные мотивы.

10. Психолого-значимые мотивы.

11. Воспитательные мотивы.

12. Статусные мотивы [3].

Так же не стоит забывать, что важным фактором является индивидуальный подход к студентам, в результате которого педагог выявляет «сильные» и «слабые» стороны обучающегося, после чего преподаватель выясняет и предлагает студенту, какой вид спорта ему лучше подойдет, какими способами грамотно можно распланировать время для того, чтобы обучающийся мог заниматься спортом без вреда своим интересам и учебе.

В вузах Узбекистане в образовательном процессе по физическому воспитанию введена программа модернизации занятий физической культурой с целью повышения мотивации студентов к занятиям спортом [4]:

После анализа учебной программы различных факультетов и специальностей был расширен учебный процесс за счет внедрения различных нестандартных физических упражнений для каждой специальности.

Введение этих упражнений было осуществлено на основе следующих критериев:

- физиологические особенности студентов на основе медицинского осмотра и результатов функциональной диагностики;

- психологические характеристики студентов на основе результатов обследования психолога;

1515

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

Scientific Journal Impact Factor

R

О

VOLUME 1 | ISSUE 4 ISSN 2181-1784 SJIF 2021: 5.423

- отбор элементов в содержание физического воспитания по профессиональной ориентации;

- мотивационная направленность студентов на основе анкетирования, опросов и специальных тестов.

В качестве дополнительных секций введены разнообразные виды спорта при институте для занятия ими во вне учебное время для студентов всех курсов. Среди них есть такие виды, как: волейбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, футбол, шахматы, Аква аэробика, йога и т.д.

Для всех специальностей необходимо уделять 408 часов на дисциплину «Физическая культура» в обязательном курсе на весь период обучения с проведением итоговой аттестации.

Проведение научных конференций, мастер-классов, круглых столов в области физической культуры с привлечением студентов. В данных мероприятиях обсуждаются методики занятий физическими упражнениями, важными для молодежи. Участвуя в конференциях, студент становится заинтересованным, что дополнительно мотивирует его заниматься спортом.

В результате внедрения программы модернизации занятий физической культуры у студентов значительно повысится мотивация к спорту; студенты станут гораздо серьезнее относиться к физической культуре; так же улучшится успеваемость не только по предмету «Физическая культура», но и в целом. Обучение спорту по данной модернизированной программе ориентирует студентов на выполнение не только оздоровительных задач, но и развивающих.

Мотивация является одним из основных компонентов занятий физической культурой для формирования здорового образа жизни. Она складывается из потребностей человека под влиянием системы его жизненных ценностей. Обычно у студентов не сформирована потребность в самостоятельных занятиях физической культурой. Чтобы это исправить, можно рекомендовать внести изменения и улучшения в организацию занятий по физической культуре для повышения мотивации студентов. Подобные занятия значительно влияют на организм, а именно развивают физические, психологические, морально-волевые качества. Так же они помогают справиться со стрессом, являются хорошей заменой обычному физическому воспитанию, повышая интерес к спорту и активному образу жизни [1].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1516

Oriental Renaissance: Innovative, R VOLUME 1 | ISSUE 4

educational, natural and social sciences О ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor SJIF 2021: 5.423

ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES):

1. Башкин, В.М. Пути совершенствования физического воспитания студентов в высших учебных заведениях / В.М. Башкин, А.А. Кабанов - Т. 7, ч. 1. - СПб., 2012. - 500 с.

2. Виленский, М.Я. Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки: дис. д-ра пед. наук в форме науч. доклада. - М., 1990. - 84 с.

3. Пятков, В.В. Формирование мотивационно-ценностного отношение студентов к физической культуре: на материале педвузов: дис. канд. пед. наук. - Сургут, 1999. - 184 с.

4. Семенова, М.А. Физическая культура и спорт в формировании здорового образа жизни / М.А. Семенова, М.В. Железнякова, Е.Е. Щербакова. -Учебные записки университета ИМ. П.Ф. Лесгафта, 2018. - 262 с.

1517

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.