Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК КОМПОНЕНТ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ'

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК КОМПОНЕНТ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ФСИН РОССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ / ЛИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ДРАЙВЕРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поднебесная Элла Игоревна

Введение. Качество подготовки специалистов в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг является важнейшим показателем конкурентоспособности образовательной организации ФСИН России. Одним из основных факторов, влияющих на качество образовательного процесса, считается уровень профессиональной компетентности преподавателя образовательной организации ФСИН России. Цель исследования: изучить взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и профессиональной компетентностью преподавателей образовательных организаций ФСИН России. Результаты исследования и их обсуждение. Результаты показывают, что между эмоциональным интеллектом и профессиональной компетентностью преподавателей образовательных организаций ФСИН России имеется тесная взаимосвязь, что нашло отражение в предложенной концептуальной модели эмоционального интеллекта в аспекте профессиональной компетентности преподавателя образовательной организации ФСИН России. Выводы. Таким образом, высокий уровень развития эмоционального интеллекта преподавателя образовательной организации ФСИН России является важнейшим компонентом его профессиональной компетентности, личностного становления и развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поднебесная Элла Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL INTELLIGENCE AS A COMPONENT OF THE COMPETENCE OF TEACHERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

Introduction. The quality of training of specialists in the conditions of competition in the market of educational services is the most important indicator of the competitiveness of the educational organization of the Federal Penitentiary Service of Russia. One of the main factors affecting the quality of the educational process is the level of professional competence of the teacher of the educational organization of the Federal Penitentiary Service of Russia. The purpose of the study: to study the relationship between emotional intelligence and professional competence of teachers of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. The results of the study and their discussion. The results show that there is a close relationship between emotional intelligence and professional competence of teachers of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia, which is reflected in the proposed conceptual model of emotional intelligence in the aspect of professional competence of a teacher of an educational organization of the Federal Penitentiary Service of Russia. Conclusions. Thus, a high level of emotional intelligence development of a teacher of an educational organization of the Federal Penitentiary Service of Russia is an essential component of his professional competence, personal formation and development.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК КОМПОНЕНТ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ»

REFERENCES

1. Bekhterev, V.M. (2001), Suggestion and its role in public lives, Peter, St. Petersburg.

2. Voronov, I.A. (1996), The Chinese classical concept of military training: dissertation, Moscow.

3. Rudakov, A.V. (2011), Society Yi-he-tuan and its value in last events on the Far East, Book on Demand, Moscow.

4. Hopkirk, P. (2004), The Big Game Against Russia: Asian Syndrome, Ripol Classic, Moscow.

Контактная информация: oksovetnik09@gmail.com

Статья поступила в редакцию 30.10.2021

УДК 159.95

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК КОМПОНЕНТ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ

Элла Игоревна Поднебесная, кандидат педагогических наук, доцент, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России, Рязань

Аннотация

Введение. Качество подготовки специалистов в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг является важнейшим показателем конкурентоспособности образовательной организации ФСИН России. Одним из основных факторов, влияюшдх на качество образовательного процесса, считается уровень профессиональной компетентности преподавателя образовательной организации ФСИН России. Цель исследования: изучить взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и профессиональной компетентностью преподавателей образовательных организаций ФСИН России. Результаты исследования и их обсуждение. Результаты показывают, что между эмоциональным интеллектом и профессиональной компетентностью преподавателей образовательных организаций ФСИН России имеется тесная взаимосвязь, что нашло отражение в предложенной концептуальной модели эмоционального интеллекта в аспекте профессиональной компетентности преподавателя образовательной организации ФСИН России. Выводы. Таким образом, высокий уровень развития эмоционального интеллекта преподавателя образовательной организации ФСИН России является важнейшим компонентом его профессиональной компетентности, личностного становления и развития.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональный интеллект преподавателя образовательной организации ФСИН России, профессиональная компетентность преподавателя и ее компоненты, личность преподавателя, драйверы эмоционального интеллекта, концептуальная модель эмоционального интеллекта.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p579-581

EMOTIONAL INTELLIGENCE AS A COMPONENT OF THE COMPETENCE OF TEACHERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

Ella Igorevna Podnebesnaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service ofRussia, Ryazan

Abstract

Introduction. The quality of training of specialists in the conditions of competition in the market of educational services is the most important indicator of the competitiveness of the educational organization of the Federal Penitentiary Service of Russia. One of the main factors affecting the quality of the educational process is the level of professional competence of the teacher of the educational organization of the Federal Penitentiary Service of Russia. The purpose of the study: to study the relationship between emotional intelligence and professional competence of teachers of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. The results of the study and their discussion. The results show that there is a

close relationship between emotional intelligence and professional competence of teachers of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia, which is reflected in the proposed conceptual model of emotional intelligence in the aspect of professional competence of a teacher of an educational organization of the Federal Penitentiary Service of Russia. Conclusions. Thus, a high level of emotional intelligence development of a teacher of an educational organization of the Federal Penitentiary Service of Russia is an essential component of his professional competence, personal formation and development.

Keywords: emotional intelligence, emotional intelligence of a teacher of an educational organization of the Federal Penitentiary Service of Russia, professional competence of a teacher and its components, personality of a teacher, drivers of emotional intelligence, conceptual model of emotional intelligence.

Профессиональная компетентность преподавателя образовательной организации ФСИН России - это система знаний, умений и способностей, составляющих основу его профессиональной деятельности как педагога и ученого.

В структуре профессиональной компетентности преподавателя образовательной организации ФСИН России необходимо выделить следующие компоненты: специальные знания и умения в области преподаваемой науки (дисциплины); психолого-педагогическую компетентность; коммуникативную компетентность; социально-организационную компетентность; креативную компетентность.

В аспекте нашего исследования векторное направление в структуре профессиональной компетентности преподавателя образовательной организации ФСИН России принадлежит коммуникативной компетентности.

Выделяют следующие коммуникативные умения и навыки, которыми должен владеть преподаватель образовательной организации ФСИН России: познание других людей, правильное восприятие и оценивание ситуации общения, умение вести себя с людьми; общая оценка человека как личности; умение понимать значение жестов, мимики и пантомимики; познание человеком самого себя; умение правильно оценить ситуации общения. К коммуникативным способностям преподавателя образовательной организации ФСИН России мы относим следующие:

- выступать в аудитории, используя вербальные и невербальные средства общения;

- вести беседу или дискуссию с обучающимися; всесторонне и объективно воспринимать человека - партнера по общению;

- вызывать у него доверие, желание к совместной деятельности; предвидеть и ликвидировать конфликты; конструктивно и тактично критиковать обучающегося или коллегу по совместной деятельности;

- воспринимать и учитывать критику, перестраивая соответственно свое поведение и деятельность.

Проанализировав коммуникативные умения, навыки, способности преподавателя образовательной организации ФСИН России мы пришли к выводу о том, что профессиональная компетентность, а именно ее коммуникативная составляющая взаимосвязана с эмоциональным интеллектом.

Умение владеть собой, грамотно взаимодействовать с окружающими, контролировать негативные эмоции, избегать конфликты является незаменимым, если мы рассматриваем сферу деятельности, подразумевающую непосредственное взаимодействие в направлениях: преподаватель - преподаватель, преподаватель - обучаемый, преподаватель - обучающийся, преподаватель - информационно-образовательная среда вуза.

Понятие «эмоциональный интеллект» J. D. Mayer, P. Salovey определили эмоциональный интеллект в качестве компонента социального интеллекта, включающего способность отслеживать собственные чувства и чувства других людей, различать их и использовать данную информацию для управления мышлением и действиями [2].

Мы выделяем следующие аспекты влияния эмоционального интеллекта на личность преподавателя: рабочие взаимоотношения (человек с высоким эмоциональный ин-

теллект обладает внутренним «рентгеном эмоций», который помогает считывать эмоции коллег, ориентироваться в социальных настроениях в команде и в рабочем чате, грамотно руководить даже дистанционно); физическое состояние (уровень стресса обратно пропорционален физическому состоянию, под воздействием стресса повышается давление, снижается иммунная защита, увеличивается риск сердечных заболеваний, эмоциональный интеллект препятствует возникновению стресса); психическое здоровье (эмоциональный интеллект создает защитный барьер от тревоги, негатива и удручающих мыслей); личные отношения (осознанное управление эмоциями помогает наладить социальные связи и понимать окружающих).

Таблица 1 - Концептуальная модель эмоционального интеллекта в аспекте профессиональной компетентности преподавателя образовательной организации ФСИН России

Эмоциональный интеллект -способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления, принятия решений и эффективного осуществления профессиональной деятельности

1.Оценка и выражение эмоций Оценка и выражение своих эмоций Выступать в аудитории, используя вербальные и невербальные средства общения

Оценка эмоций других людей Вести беседу или дискуссию с обучающимися (невербальное восприятие и эмпатия); всесторонне и объективно воспринимать партнера по общению

2.Регулирование эмоций Предвидеть и регулировать конфликты (регулирование своих эмоций и эмоций других людей); конструктивно и тактично критиковать обучающегося или коллегу по совместной деятельности)

3.Использование эмоций в мышлении и деятельности Вызывать у партнера по общению желание к совместной деятельности; воспринимать и учитывать критику, перестраивая соответственно свое поведение и деятельность

4.Личностное и эмоциональное развитие Подлинный интерес к людям и работе с ними; наличие потребности и умения общаться; умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; умение управлять собой, своим психическим состоянием, голосом, мимикой, настроением и чувствами; умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий

Драйверами эмоционального интеллекта являются: самоуправление (контроль импульсивных чувств и сиюминутного поведения, а также управление эмоциями здоровым путем, умение адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам), самоанализ (осознанное восприятие эмоций), эмпатия (осознание потребностей и проблем других людей, комфортное ощущаете себя в группе) и социальные навыки (умение вдохновлять, заряжать и влиять на других людей, работать в команде и управлять конфликтами) [1].

Результатом проведенного исследования является разработка концептуальной модели эмоционального интеллекта в аспекте профессиональной компетентности преподавателя образовательной организации ФСИН России (таблица 1).

ЛИТЕРАТУРА

5. Верещагина Е.А. Эмоциональная направленность личности современного педагога / Е.А. Верещагина // Педагогические науки. - 2006. - № 4. - С. 32-35.

6. Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - 351 с.

REFERENCES

7. Vereshchagina, E.A. (2006), "Emotional orientation of the personality of a modern teacher'', Pedagogical sciences, pp. 32-35.

8. Lyusin, D.V. and Ushakov, D.V. (2009), Social and emotional intelligence, publishing house Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, Moscow.

Контактная информация: ella.podnebesnaya.8019@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.