Научная статья на тему 'Взаимодействие эмоционального и духовного интеллекта в рамках развития социальной компентности педагога экономических специальностей'

Взаимодействие эмоционального и духовного интеллекта в рамках развития социальной компентности педагога экономических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ДУХОВНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / SPIRITUAL INTELLIGENCE AND SOCIAL COMPETENCE OF TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сирьянто Т., Бондаренко В. А.

В статье на основании проведенного эмпирического исследования (опроса преподавателей) и литературного анализа достоверно определена корреляционная зависимость между социальной компетентностью педагога, духовным и эмоциональным интеллектом. Сделан вывод о том, что данные виды интеллекта не являются антагонистичными, а могут сочетаться и способствовать более высокой профессиональной компетентности педагога в реализуемом образовательном процессе и духовном общении педагога с обучающими на экономических специальностях и коллегами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сирьянто Т., Бондаренко В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF EMOTIONAL AND SPIRITUAL INTELLIGENCE IN FRAMEWORK OF DEVELOPMENT OF SOCIAL COMPETENCE OF TEACHER OF ECONOMIC SPECIALTIES

Article considers the role of spiritual and emotional intelligence in the formation of social competence of teacher. On the basis of empirical research and literary analysis, correlation between the teacher's social competence, spiritual and emotional intelligence is reliably determined. It is concluded that these types of intelligence are not antagonistic, but can be combined and contribute to a higher professional competence of teacher in educational process and spiritual communication of teacher with economic specialties and colleagues.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие эмоционального и духовного интеллекта в рамках развития социальной компентности педагога экономических специальностей»

Т. Сирьянто, В. А. Бондаренко

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РАМКАХ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация

В статье на основании проведенного эмпирического исследования (опроса преподавателей) и литературного анализа достоверно определена корреляционная зависимость между социальной компетентностью педагога, духовным и эмоциональным интеллектом. Сделан вывод о том, что данные виды интеллекта не являются антагонистичными, а могут сочетаться и способствовать более высокой профессиональной компетентности педагога в реализуемом образовательном процессе и духовном общении педагога с обучающими на экономических специальностях и коллегами.

Ключевые слова

Эмоциональный интеллект, духовный интеллект и социальная компетенция педагога, обучающиеся.

T. Suryanto, V. A. Bondarenko

INTERACTION OF EMOTIONAL AND SPIRITUAL INTELLIGENCE IN FRAMEWORK OF DEVELOPMENT OF SOCIAL COMPETENCE OF TEACHER OF ECONOMIC SPECIALTIES

Annotation

Article considers the role of spiritual and emotional intelligence in the formation of social competence of teacher. On the basis of empirical research and literary analysis, correlation between the teacher's social competence, spiritual and emotional intelligence is reliably determined. It is concluded that these types of intelligence are not antagonistic, but can be combined and contribute to a higher professional competence of teacher in educational process and spiritual communication of teacher with economic specialties and colleagues.

Keywords

Emotional intelligence, spiritual intelligence and social competence of teacher.

Введение

В современном обществе происходит множество изменений, касающихся сферы образования, выдвигающих новые требования к обучающим и обучающимся, что предполагает объективный рост интереса к современным траекториям образовательного процесса, в том числе в подготовке экономистов [Бадалова, Бондаренко и др., 2017]. Ввиду явления глобализации это справедливо для ситуации в России и в других странах, например в Индонезии.

Отмеченные обстоятельства выдвигают повышенные требования к педагогу, который должен иметь авторитет в глазах обучающихся, вызывать у них чувство доверия и заинтересованность к изучаемым дисциплинам; уметь направлять в выборе и обработки нужной для их воспитания, нравственного и профессионального развития информации.

Социальные компетенции важны для педагогов при профессиональном общении и адаптации к профессиональным требованиям на работе; среди социального окружения, общение с кото-

рым сопряжено с выполнением преподавательских обязанностей. На практике сегодня зачастую преподаватель овладевает социальной компетентностью не на том уровне, которого требует его профессия. Об этом свидетельствуют следующие факты (по результатам исследований в Индонезии: а) еще есть преподаватели, которые не владеют на должном уровне навыками устной, письменной и / или невербальной коммуникации, б) не могут выстраивать эффективные коммуникации с учащимися, коллегами по образовательной сфере, руководителями учебных заведений, родителями или опекунами учащихся; в) не демонстрируют понимания способов социального взаимодействия (с привлечением медиа средств) с окружающим сообществом с учетом существующих норм и системы ценностей.

Согласно исследованиям министерства образования и культуры Индонезии преподавательская компетентность, в целом, у учителей школ остается не достаточно высокой, по этой причине не достаточным является их социальное влияние на окружающих. Одно из официальных СМИ (Sindonews.com, 2012) отмечало, что министерство образования и культуры (Кемендикбуд) выразило свою обеспокоенность по поводу результатов тестирования на компетентность педагога. Эти результаты продемонстрировали недостаточные профессиональные, а также социальные компетенции у преподавателей в Индонезии.

В существующей литературе социальные компетенции педагога трактуются по-разному. Так, Демир [Demir, 2015]; Ким, Янгс и Фрэнк [Kim, Youngs, Frank, 2017] утверждают, что помимо компетенции личности и профессионального опыта, которые всегда должны сопровождать ежедневную деятельность педагога, необходима такая компетенция как способность к социальной адаптации, т. е. социальная компетенция. В данном аспекте большая роль принадлежит духовному интеллекту педагога. Так, в

сфере духовного интеллекта от педагога ожидают умения передавать обучающимся «от сердца к сердцу» правильную модель поведения в социуме.

Ким, Янгс и Фрэнк [Kim, Youngs, Frank, 2017] полагают, что педагоги являются значимой компонентой школьной организации, которая играет важную роль в определении процесса образования и обучения в школах. Профессиональные учителя при выполнении своих обязанностей должны обладать компетенциями, как в педагогической области, так и в личностной, социальной и в области профессиональной экспертизы. Это необходимо для повышения эффективности работы образовательной организации.

Получается, что компетентность — это способность выполнять действия на рабочем месте, применяя навыки и знания в новых нестандартных ситуациях. Согласно Нолану и Молла [Nolan, Molla, 2017], «компетентность — это способность учителя ответственно и достойно выполнять свои обязанности». Согласно Херли и др. [Hurley, etc., 2017], «социальная компетентность — это способность человека общаться, строить отношения и работать вместе с другими людьми, толерантно относиться к разногласиям, брать на себя ответственность, уважать права других людей, способность приносить пользу другим. Способность строить отношения включает в себя социальные навыки, поощрение дружеских отношений, профессиональных отношений или деловых связей». Таким образом, еще раз подчеркнем, что социальная компетенция современного педагога должна строиться на выстраивании эффективной коммуникации с обучающимися и обществом.

Согласно Нолану и Молла [Nolan, Molla, 2017], «социальная компетентность — это особый набор моделей поведения, которые лежат в основе самопонимания как неотъемлемой части социальной среды и достижения эффектов социального взаимодействия. Социальная

компетентность включает интерактивные способности, организационные навыки и решение проблем социальной жизни».

Характеризуя эмоциональный интеллект педагога, Дуркасен и др. отмечают, что «эмоциональный интеллект относится к способности распознавать наши чувства и чувства других, способности к самомотивации и способности хорошо управлять своими эмоциями, как в отношении себя, так и во взаимоотношениях с другими» [Durksen, Klassen, Daniels, 2017)].

Согласно Судманд Афшар и Раими [Soodmand Afshar, Rahimi, 2016], «эмоциональный интеллект определяется, как способность ощущать, понимать и эффективно использовать энергетику и эмоциональную чувствительность в качестве источника энергии, информации, связей и человеческого влияния». Также Судманд Афшар и Раими [Soodmand Afshar, Rahimi, 2016], определяют «эмоциональный интеллект как заботу об эффективном самопознании и понимании других, как умение отлично налаживать отношения с другими людьми и адаптироваться к окружающей среде, чтобы быть более успешными в свете тех требований, которые эта среда выдвигает». Соответственно, в современном мире эмоциональный интеллект может полноценно раскрываться на основе привлечения массовых коммуникаций.

Преподаватели, обладающие социальной компетентностью, устанавливают хорошие отношения и не испытывают затруднений в решении проблем и выборе наиболее эффективных возможностей их решения, они способны сопереживать, выстраивать коммуникации и поддерживать хорошие отношения с другими членами социума.

В литературе присутствуют различные характеристики духовного интеллекта. Согласно Рахману и Шаху [Rahman, Shah, 2015], «духовный интеллект — это ум, существовавший в каждом человеке от рождения, который заставляет человека жить этой жизнью в

полном смысле, всегда слушать голос своей совести, никогда не тратить чувства впустую, осознавать, что все, что он пережил, стоило того». Согласно Ба-харуддину и Исмаилу [Baharuddin, Ismail, 2015], «духовно интеллектуальный человек — это тот, кто способен актуализировать Божественные ценности как проявление деятельности в повседневной жизни, тот, кто стремится поддерживать гармонию».

Викар, Баскар и Рамеш [Vichare, Bhaskar, Ramesh, 2016]; Вакабаяши и Ка-вашима [Wakabayashi, Kawashima, 2015] полагают, что педагоги, которые обладают духовным интеллектом, проявляющимся через любовь, как к ученикам, так и к их обязанностям — вести себя честно, искренне, и в беде, и в несчастье, быть справедливыми, смиренными, терпеливыми и прощающими — почувствуют смысл жизни во всех ее проявлениях, и будут использовать каждую неудачу в качестве мотивировки к прогрессу. Это будет повышать мотивацию, и способствовать приросту социальной компетентности, необходимой для достижения профессиональных успехов.

Методология исследования

В исследовании используется количественный подход к результатам множественного корреляционного анализа. Количественные исследования позволяют получить необходимый объем информации об исследуемых объектах [Darmadi, 2011]. На основании количественного исследования может быть выявлена социальная компетентность педагога и показана взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и духовным интеллектом при улучшении социальной компетентности учителей в образовательных учреждениях (применительно к конкретному примеру — образовательном учреждении SMK Negeri 3 в провинции Лампунг в Индонезии), готовящей учащихся экономического направления — сферы бухгалтерского учета.

В исследовании проводится анализ данных с использованием статисти-

ческого анализа множественных корреляций. Множественные корреляции и вычисления выполняются с использованием SPSS 16. Корреляционный анализ используется для анализа отношения некоторых независимых переменных к зависимой переменной.

Результаты исследования и обсуждение

Согласно данным результатов исследования, зависимая переменная — это социальная компетентность учителя (Y), которая собирается путем распространения вопросников множественного типа, содержащих 21 вопрос и шкалу ответов с пятью вариантами ответа для выбора, и теоретически может быть оценена от 21 до 105 баллов. Хотя эмпирический балл

распространяется от самого низкого показателя 71 к самому высокому — 101 с общим счетом 6725, средний (М) — 86,22, стандартное отклонение (Ж) — 6,772, режим (Мо) — 85, медиана (Ме) — 86,00 и 45,861 вариантов. Чтобы узнать описание социальной компетентности педагога, необходимо разделить среднее значение результата исследования на максимальное значение, умноженное на сто. После расчета полученная величина социальной компетентности учителей составила 85,37 %. Эта оценка дает подтверждение того, что социальная компетентность преподавателей школы SMK Negeri 3 довольно высока. Гистограмма социальной компетентности приведена на рисунке 1.

Kompetensi Sosial

Mean =86.22 Std. Dev. =6.772 N=78

SO 100

Kompetensi Sosial

Рисунок 1 — Гистограмма частотности социальной компетентности педагога (Г)

Данные эмоционального интеллекта (Х1). Данные результатов исследования переменных эмоционального интеллекта (Х1), собранных с помощью вопросников с вопросом с использованием 5-балльной шкалы ответов (5 вариантов), имели теоретически возможный балл от 21 до 105. При распространении эмпирических оценок от самого низкого 68 до самого высокого балла 105, с общим счетом 6568, среднее (М) — 84,21, стандартное отклонение (Ж) — 7755, режим (Мо) — 82, медиана

(Ме) — 83,00 и дисперсия 60,139. Чтобы вычислить эмоциональный интеллект педагогов, необходимо разделить среднее значение результатов исследования на максимальное значение, умноженное на сто. После расчетов получена величина эмоционального интеллекта 82,56 %. Эта оценка определяет, высокую степень эмоционального интеллекта учителей школы SMK Negeri 3 в провинции Лампунг.

Гистограмма эмоционального интеллекта (Х1) приведена на рисунке 2.

Рисунок 2 — Гистограмма частотности эмоционального интеллекта (А^)

Данные результатов исследования переменных духовного интеллекта (Х2) с помощью распространения вопросников множественного выбора с числом вопросов из 23 пунктов и использованием пяти вариантов ответа имеют теоретический балл от 21 до 105. При распределении эмпирических десятков от наименьшего балла 69 до максимального балла 105 с общим счетом 6844, среднее (М) — 87,74, стандартное отклонение (Ж) — 8,421, режим (Мо) — 90, медиана (Ме) — 88,50 и дисперсия — 70,920.

Чтобы определить духовный интеллект педагога, необходимо разделить среднее значение результатов исследования на максимальное значение, умноженное на сто. После расчета была получена оценка умственных знаний — 83,56 %, которая подтверждает факт того, что эмоциональный интеллект педагогов образовательного учреждения (готовящего бухгалтеров) SMK Negeri 3 в провинции Лампунг довольно высок.

Гистограмма духовного интеллекта () приведена на рисунке 3.

Kecerdasan Spiritual

Mean =87.74 Std.De». =8.421

N =78

Kecerdasan Spiritual

Рисунок 3 — Гистограмма частотности духовного интеллекта (X2)

На основе этих данных можно привести статистику по переменным социальной компетентности педагога

(У), эмоционального интеллекта (Х1) и духовного интеллекта (Х2) в качестве следующей таблицы.

Таблица 1 — Резюме базовой статистики

эмоциональный интеллект духовный интеллект социальная компетентность

N действительных 78 78 78

недействительных 0 0 0

среднее значение 84,21 87,74 86,22

медиана 83,00 88,50 86,00

режим 82 90a 85

стандартное отклонение 7,755 8,421 6,772

дисперсия 60,139 70,920 45,861

минимум 68 69 71

максимум 102 105 101

Итого 6568 6844 6725

Взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и социальной компетентностью. Результаты исследования подтверждают положительную связь между эмоциональным интеллектом и социальной компетентностью учителя. Взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и социальной компетентностью учителя составляет 0,612, что означает, что взаимосвязь между этими двумя переменными сильна. Это исследование основано на результатах исследования Вака-баяши и Кавашима [Wakabayashi, Kawa-shima, 2015], которые изучили вклад интеллектуального, эмоционального и духовного интеллекта педагогов и руководителей образовательных учреждений в становление социальной компетентности педагога. Данное исследование отражает тот факт, что педагоги, которые обладают эмоциональным интеллектом, включающим самосознание, самоуправление, умеют управлять отношениями, способны адаптироваться в социуме и наладить общение с профессиональным сообществом. Эмоциональный интеллект педагога может улучшить способность контролировать эмоции и привести к позитивным результатам в саморазвитии и процессе обучения.

Взаимосвязь между духовным интеллектом и социальной компетентностью. Согласно результатам данного исследования, духовный интеллект также положительно соотносится с социальной компетентностью педагога. Корреляция духовного интеллекта с социальной компетентностью составляет 0,781, что ука-

зывает на сильное соотношение между этими двумя переменными.

Результаты исследования совпадают с результатами исследования Раман и Шах [Rahman, Shah 2015], согласно которому духовный интеллект оказывает положительный и значительный эффект 0,313 на повышения эффективности работы сотрудников. Согласно исследованию Бахаруддин и Исмаил [Baharuddin, Ismail, 2015], духовный интеллект (обучение «от сердца к сердцу») способствует большей производительности преподавателей и росту результативности их работы. Духовный интеллект педагога необходим для профессиональной деятельности, потому что способствует его позитивному влиянию на учеников, формированию чувства уважения и трансляции правильных жизненных ценностей.

Взаимосвязь эмоционального и духовного интеллекта с социальными компетенциями профессионала. Согласно результатам исследования, существует положительная и значимая взаимосвязь эмоционального и духовного интеллекта с социальными компетенциями учителя. Согласно проведенным рядом исследователей расчетам, коэффициент двойной корреляции равен (R) = 0,825, а значимое значение составляет 0,000 < 0,05. Эмоциональный интеллект и духовный интеллект могут работать и действовать независимо. Эмоциональный интеллект и духовный интеллект не являются взаимно противоположными, но положительно динамично влияют на социальную компетентность учителя.

Социальная компетентность преподавателя, реализуемая посредством выполнения обязанностей и обязательств путем повышения качества образования в целом и повышения качества обучения, в частности, также влияет на рост профессионализма самого педагога.

Выводы

Существует определенная и значительная взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и социальной компетентностью преподавателя. Положительный коэффициент корреляции показывает, что взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и социальными способностями является однонаправленной. В случае увеличения переменной интеллекта повысится и социальная компетентность преподавателя.

Существует положительная и значительная взаимосвязь между духовным интеллектом и социальной компетентностью педагога. Положительный коэффициент корреляции показывает, что взаимосвязь между религиозным интеллектом и социальной властью является однонаправленной. Если переменная духовного интеллекта увеличивается, повышается и социальная компетентность преподавателя.

Эмоциональный и духовный интеллект взаимосвязаны с коммуникативной способностью педагогов, что продемонстрировано на примере исследования в школе SMK Negeri 3 в провинции Лампунг. Результаты вычислений показывают, что коэффициент множественных корреляций имеет прочную связь между двумя независимыми переменными с переменными социальной компетенции.

Библиографический список

1. Бадалова, А. Г., Бондаренко, В. А., Жебровская, Л. А., Колесников, Ю. А., Ларионов, В. Г. Медиаобразование в развитии образовательной среды в условиях экономики инноваций // Медиаобразование. — 2017. — № 2. — С. 62-73.

2. Baharuddin, E. Bin, Ismail, Z. B. 7 Domains of Spiritual Intelligence from

Islamic Perspective [Electronic resource] // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — № 211. — 2015. — P. 568-577. — Mode of access : https://doi.org/10.1016/ j.sbspro.2015.11.075.

3. Darmadi, H. Metode Penelitian Pendidikan. — 2011.

4. Demir, K. Teachers' Organizational Citizenship Behaviors and Organizational Identification in Public and Private Preschools [Electronic resource] // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — 2015. — № 174. — P. 1176-1182. — Mode of access : https://doi.org/10.1016/ j.sbspro.2015.01.734.

5. Durksen, T. L., Klassen, R. M., Daniels, L. M. Motivation and collaboration: keys to a developmental framework for teachers' professional learning [Electronic resource] // Teaching and Teacher Education. — 2017. — № 67. — P. 53-66. — Mode of access : http://doi.org/10.1016/j.tate.2017.05.011.

6. Hurley, L., O'Donnell, M., O'Hara, M. C., Carey, M. E., Willaing, I., Daly, H., Dinneen, S. F. Is diabetes self-management education still the Cinderella of diabetes care? [Electronic resource] // Patient Educationand Counseling. — 2017. — № 100 (10), 1957-1960. — Mode of access : https://doi.org/10.1016Zj.pec.2017.05.026.

7. Kim, J., Youngs, P., Frank, K. Burnout contagion: Is it due to early career teachers' social networks or organizational exposure? [Electronic resource] // Teaching and Teacher Education. — 2017. — № 66. — P. 250-260. — Mode of access : https:// doi.org/10.1016/j.tate.2017.04.017.

8. Nolan, A., Molla, T. Teacher confidence and professional capital [Electronic resource] // Teaching and Teacher Education. — 2017. — № 62. — P. 10-18. — Mode of access : https://doi.org/10.1016/ j.tate.2016.11.004.

9. Rahman, Z. A., Shah, I. M. Measuring Islamic Spiritual Intelligence [Electronic resource] // Procedia Economics and Finance. — 2015. — № 31 (15). — P. 134-139. — Mode of access : https://doi.org/10.1016/ S2212-5671(15)01140-5.

10. Soodmand Afshar, H., Rahimi, M. Reflective thinking, emotional intelligence,

and speaking ability of EFL learners: Is there a relation? [Electronic resource] // Thinking Skills and Creativity. — 2016. — Vol. 19. — Mode of access : https://doi.org/10.1016Zj.tsc.2015.10.005.

11. Vichare, G., Bhaskar, A., Ra-mesh, D. S. Are the equatorial electrojet and the Sq coupled systems? Transfer entropy approach [Electronic resource] // Advances in Space Research. — 2016. — № 57 (9). — P. 1859-1870. — Mode of access : https:// doi.org/10.1016/j.asr.2016.01.020.

12. Wakabayashi, A., Kawashima, H. Is empathizing in E-S theory similar to agreeableness? The relationship between EQ and SQ and major personality domains [Electronic resource] // Personality and Individual Differences. — 2015. — № 76. — P. 88-93. — Mode of access : https://doi.org/ 10.1016/j .paid.2014.11.030.

Bibliographic list

1. Badalova, A. G., Bondarenko, V. A., Zhebrovskaya, L. A., Kolesnikov, Yu. A., Larionov, V. G. Media education in development of educational environment in conditions of innovation economy // Media education. — 2017. — № 2. — P. 62-73.

2. Baharuddin, E. Bin, Ismail, Z. B. 7 Domains of Spiritual Intelligence from Islamic Perspective [Electronic resource] // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — № 211. — 2015. — P. 568-577. — Mode of access : https://doi.org/10.1016/ j.sbspro.2015.11.075.

3. Darmadi, H. Metode Penelitian Pendidikan. — 2011.

4. Demir, K. Teachers' Organizational Citizenship Behaviors and Organizational Identification in Public and Private Preschools [Electronic resource] // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — 2015. — № 174. — P. 1176-1182. — Mode of access : https://doi.org/10.1016/ j.sbspro.2015.01.734.

5. Durksen, T. L., Klassen, R. M., Daniels, L. M. Motivation and collaboration: keys to a developmental framework for teachers' professional learning [Electronic resource] // Teaching and Teacher Education. — 2017. — № 67. — P. 53-66. —

Mode of access : https://doi.org/10.1016/ j.tate.2017.05.011.

6. Hurley, L., O'Donnell, M., O'Hara, M. C., Carey, M. E., Willaing, I., Daly, H., Dinneen, S. F. Is diabetes self-management education still the Cinderella of diabetes care? [Electronic resource] // Patient Educationand Counseling. — 2017. — № 100 (10), 1957-1960. — Mode of access : https://doi.org/10.1016Zj.pec.2017.05.026.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Kim, J., Youngs, P., Frank, K. Burnout contagion: Is it due to early career teachers' social networks or organizational exposure? [Electronic resource] // Teaching and Teacher Education. — 2017. — № 66. — P. 250-260. — Mode of access : https:// doi.org/10.1016/j.tate.2017.04.017.

8. Nolan, A., Molla, T. Teacher confidence and professional capital [Electronic resource] // Teaching and Teacher Education. — 2017. — № 62. — P. 10-18. — Mode of access : https://doi.org/10.1016/ j.tate.2016.11.004.

9. Rahman, Z. A., Shah, I. M. Measuring Islamic Spiritual Intelligence [Electronic resource] // Procedia Economics and Finance. — 2015. — № 31 (15). — P. 134-139. — Mode of access : https://doi.org/10.1016/ S2212-5671(15)01140-5.

10. Soodmand Afshar, H., Rahimi, M. Reflective thinking, emotional intelligence, and speaking ability of EFL learners: Is there a relation? [Electronic resource] // Thinking Skills and Creativity. — 2016. — Vol. 19. — Mode of access : https://doi. org/10.1016/j.tsc.2015.10.005.

11. Vichare, G., Bhaskar, A., Ra-mesh, D. S. Are the equatorial electrojet and the Sq coupled systems? Transfer entropy approach [Electronic resource] // Advances in Space Research. — 2016. — № 57 (9). — P. 1859-1870. — Mode of access : https:// doi.org/10.1016/j.asr.2016.01.020.

12. Wakabayashi, A., Kawashima, H. Is empathizing in E-S theory similar to agreeableness? The relationship between EQ and SQ and major personality domains [Electronic resource] // Personality and Individual Differences. — 2015. — № 76. — P. 88-93. — Mode of access : https://doi.org/ 10.1016/j .paid.2014.11.030.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.