Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ'

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
161
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ОТНОШЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ОБУЧАЮЩИЙСЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Поднебесная Элла Игоревна

Введение. Эффективная роль преподавателей в образовании требует многих различных способностей. Одной из таких фундаментальных способностей в современном мире является эмоциональный интеллект. Эмоциональные аспекты в процессе обучения влияют на общую успеваемость обучаемых, что было доказано во многих исследованиях. Тем не менее, прежде чем преподаватели начнут работать с эмоциями обучающихся, бесспорно, что их эмоциональная жизнь должна быть создана таким образом, чтобы оказывать положительное влияние на успеваемость обучающихся. Преподаватели должны сначала проанализировать свои эмоциональные навыки и только затем приступить к расширению эмоциональной грамотности обучающихся. Цель исследования: изучить взаимосвязь между уровнем эмоционального интеллекта преподавателей и тем, как их оценивают обучающиеся. Результаты исследования и их обсуждение. Результаты показывают, что те преподаватели, которые демонстрируют более высокий уровень эмоционального интеллекта, получают гораздо более высокие баллы в анкетах, заполненных студентами, по сравнению с теми, у кого низкий уровень эмоционального интеллекта. Выводы. Таким образом, высокий уровень развития эмоционального интеллекта преподавателя является важнейшим компонентом его личностного и профессионального становления и развития в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Поднебесная Элла Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL INTELLIGENCE OF TEACHERS AS IMPORTANT COMPONENT IN THE LEARNING PROCESS

Introduction. The effective role of teachers in education requires many different abilities. One of these fundamental abilities in the modern world is emotional intelligence. Emotional aspects in the learning process affect the overall performance of students, which has been proven in many studies. However, before teachers begin to work with students 'emotions, it is indisputable that their emotional lives must be created in such a way as to have a positive impact on the students' academic performance. Teachers should first analyze their emotional skills and only then begin to expand the emotional literacy of students. The purpose of the study: to study the relationship between the level of emotional intelligence of teachers and how they are evaluated by students. The results of the study and their discussion. The results show that those teachers who demonstrate higher level of emotional intelligence receive much higher scores in the questionnaires filled out by students, compared to those who have a low level of emotional intelligence. Conclusions. Thus, high level of development of the emotional intelligence of the teacher is the most important component of his personal and professional development and development in the learning process.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

самоконтроль (0,37), свойственны такие виктимные качества, как: доверчивость (0,34), Склонность к психической дезадаптации (0,24), склонность к злоупотреблению алкоголем (0,38), трусость (0,32), чувство вины (0,32), эмоциональная неуравновешенность (0,31), отсутствие сочувствия и сострадания к другим лицам (0,32).

ВЫВОДЫ

Таким образом, проведенное исследование позволило составить психологический портрет курсанта с социальной и игровой ролью жертвы, определить уровень выраженности ролевой виктимности, изучить его виктимные качества и ведущие копинг-стратегии в поведении. Применение полученного эмпирического материала в практике позволит определить направления работы с курсантами с ролевой виктимностью в рамках обеспечения их виктимологической безопасности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андронникова О.О. Онтогенетическая концепция виктимности личности: дис. ... д-ра психол. наук / Андронникова Ольга Олеговна. - Новосибирск, 2018. - 243 с.

2. Одинцова М.А. Многоликость «жертвы», или немного о великой манипуляции (система работы, диагностика, тренинги) / М.А. Одинцова. - Москва : Флинта, 2010. - 256 с.

3. Одинцова М.А. Разработка и стандартизация опросника «Тип ролевой виктимности» / Одинцова М.А., Радчикова Н. П. // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 13031310.

4. Субботина Р.А. Психологические особенности личности студентов с разным уровнем выраженности установки на поведение жертвы : на материале студентов медицинского вуза : дис. ... канд. психол. наук / Субботина Рузанна Арцруновна. - Ярославль, 2020. - 315 с.

REFERENCES

1. Andronnikova, O.O. (2018), Ontogenetic concept of personality victimization, dissertation, Novosibirsk.

2. Odintsova, M.A. (2010), The many-sidedness of the "victim ", or a little about the great manipulation (system of work, diagnostics, trainings), Flinta, Moscow.

3. Odintsova, M.A. and Radchikova, N.P. (2012), "Development and standardization of the questionnaire "Type of role victimization"", News of Belinsky Penza State Pedagogical University, No. 28, pp. 1303-1310.

4. Subbotina, R.A. (2020), Psychological characteristics of the personality of students with different levels of severity of the attitude towards the behavior of the victim: on the material of students of a medical university, dissertation, Yaroslavl.

Контактная информация: dashakomleva@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.05.2021

УДК 159.98+159.923.35

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Элла Игоревна Поднебесная, кандидат педагогических наук, доцент Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России, Рязань

Аннотация

Введение. Эффективная роль преподавателей в образовании требует многих различных способностей. Одной из таких фундаментальных способностей в современном мире является эмоциональный интеллект. Эмоциональные аспекты в процессе обучения влияют на общую успеваемость обучаемых, что было доказано во многих исследованиях. Тем не менее, прежде чем преподаватели начнут работать с эмоциями обучающихся, бесспорно, что их эмоциональная жизнь должна быть создана таким образом, чтобы оказывать положительное влияние на успеваемость обучающихся.

Преподаватели должны сначала проанализировать свои эмоциональные навыки и только затем приступить к расширению эмоциональной грамотности обучающихся. Цель исследования: изучить взаимосвязь между уровнем эмоционального интеллекта преподавателей и тем, как их оценивают обучающиеся. Результаты исследования и их обсуждение. Результаты показывают, что те преподаватели, которые демонстрируют более высокий уровень эмоционального интеллекта, получают гораздо более высокие баллы в анкетах, заполненных студентами, по сравнению с теми, у кого низкий уровень эмоционального интеллекта. Выводы. Таким образом, высокий уровень развития эмоционального интеллекта преподавателя является важнейшим компонентом его личностного и профессионального становления и развития в процессе обучения.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоционально-интеллектуальный преподаватель, отношения преподаватель-обучающийся.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p440-443

EMOTIONAL INTELLIGENCE OF TEACHERS AS IMPORTANT COMPONENT IN

THE LEARNING PROCESS

Ella Igorevna Podnebesnaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service ofRussia, Ryazan

Abstract

Introduction. The effective role of teachers in education requires many different abilities. One of these fundamental abilities in the modern world is emotional intelligence. Emotional aspects in the learning process affect the overall performance of students, which has been proven in many studies. However, before teachers begin to work with students 'emotions, it is indisputable that their emotional lives must be created in such a way as to have a positive impact on the students' academic performance. Teachers should first analyze their emotional skills and only then begin to expand the emotional literacy of students. The purpose of the study: to study the relationship between the level of emotional intelligence of teachers and how they are evaluated by students. The results of the study and their discussion. The results show that those teachers who demonstrate higher level of emotional intelligence receive much higher scores in the questionnaires filled out by students, compared to those who have a low level of emotional intelligence. Conclusions. Thus, high level of development of the emotional intelligence of the teacher is the most important component of his personal and professional development and development in the learning process.

Keywords: emotional intelligence, emotional-intellectual teacher, teacher-student relationship.

Современные исследования показывают, что недостаточное применение эмоционального интеллекта в обучении может привести к серьезному снижению значимости не только знаний по предмету, но и методов обучения и преподавания. Д. Майер и П. Сало-вей [2] определили эмоциональный интеллект как способность рассуждать об эмоциях для улучшения мышления. Эмоциональный интеллект включает в себя способности точно воспринимать эмоции, оценивать и генерировать эмоции, чтобы помочь мышлению, понимать эмоции и эмоциональные знания, а также рефлексивно регулировать эмоции, чтобы способствовать эмоциональному и интеллектуальному росту [2]. Представленное определение объясняет эмоциональный интеллект как способность понимать выражения эмоций в себе и других, а также использовать эмоции в мыслях и действиях. Авторы данного определения называют эмоциональный интеллект моделью способности, утверждая, что это наша умственная способность, которая не наследуется, но может развиваться на протяжении всей нашей жизни.

Способность использовать преимущества эмоционального интеллекта - это ценный навык, который может привести к заметным преимуществам. Внедрение эмоционального интеллекта в обучение означает подготовку обучающихся к жизни в реальном мире, что, как следствие, было бы эквивалентно значительным достижениям обучающихся вместе с долгосрочным развитием на протяжении всей жизни и выстраиванием на этой основе индивидуальной траектории развития. Мы разработали характеристики эмоционально-интеллектуального преподавателя: тратит много энергии на создание ободряющей

атмосферы в аудитории и учитывает чувства обучающихся; должен быть превосходным экспертом по аудированию; должен обращать внимание на ожидания обучающихся; связан с энтузиазмом в процессе обучения, уникальным подходом к своей профессии, чтобы иметь возможность установить гармоничные отношения со своими обучаемыми. К. Са-арни [2] в своих исследованиях предлагает подход, соответственно которому можно будет определить, какими качествами обладает эмоционально-интеллектуальный преподаватель, в дополнение к возможности оценки навыков и способностей, связанных с компетенциями, определяющими эмоциональный интеллект.

К. Саарни [2] точно указала, что эмоциональная компетентность сочетается с мудростью, которой должны обладать преподаватели, основная роль которых заключается в признании вовлеченности своих собственных чувств и чувств обучающихся в процесс обучения. Если сотрудничество должно иметь место, преподаватели должны быть в гармонии с обучающимися, но и обучающиеся должны сотрудничать друг с другом. Повышенная неспособность справляться с эмоциями и контролировать их требует включения эмоционального интеллекта в учебный процесс. Таким образом, эмоции имеют значение не только для обучающихся.

В начале 2020 учебного года на базе Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина было проведено исследование. Инструментом для проведения исследования была выбрана анкета, состоящая из 18 вопросов. Обучающиеся оценивали преподавателей с точки зрения их эмоциональной компетентности. Анкета была составлена на основе публикации под названием «Обучение с эмоциональным интеллектом: пошаговое руководство для специалистов высшего и дополнительного образования» [2]. В ходе исследования приняло участие 35 преподавателей. Результаты анкетирования представлены в таблице 1.

В таблице представлены результаты обследования эмоционального интеллекта преподавателей. Как показывают результаты, самый высокий балл был получен по способности воспринимать эмоции (среднее значение=8,44). Самые низкие результаты относились к сфере управления эмоциями (среднее значение=6,91), что свидетельствует о том, чтопреподаватели гораздо лучше воспринимают эмоции, чем управляют ими.

Таблица 1. - Уровень эмоционального интеллекта преподавателя

Переменная N М Минимальная Максимальная ЗБ

Восприятие 20 8.44 4.88 10.62 1.67

Понимание 20 7.80 4.43 9.85 1.66

Ассимиляция 20 7.28 4.94 9.94 1.35

Управление 20 6.91 5.52 8.42 0.85

Общее 20 30.45 21.43 36.98 4.75

В аспекте нашего исследования необходимо отметить, что преподавателям следует учиться эффективно управлять, как своими эмоциями, так и эмоциями обучающихся.

Таблица 2. - Корреляционная взаимосвязь между результатами оценки эмоционального интеллекта

Результаты оценки эмоционального интеллекта Я (Х,У) по Пирсону

Восприятие 0,50*

Понимание 0.45*

Ассимиляция 0,53*

Управление 0,35*

Общее 0,55*

В таблице 2 приведены значения корреляции (Я) между качеством отношений пре-подаватель-обучающийся в четырех областях: восприятие, понимание, усвоение и управления, где Х-значение взаимоотношений обучающийся-преподаватель, Я-глобальный уровень преподавателей эмоционального интеллекта. Видна значимая корреляция с точки зрения восприятия, понимания, усвоения и общей оценки эмоционального интеллекта, которая принимает значение р<0,05. Шкала управления не коррелирует, однако, общие

результаты указывают на корреляцию между эмоциональным интеллектом преподавателей и их отношениями с обучающимися.

Преподаватели, демонстрирующие более высокий уровень эмоционального интеллекта, создали лучшие отношения со своими обучающимися. Они принимали дружелюбный и теплый подход к обучающемуся, мотивируя, поощряя и относясь к ним с уважением. Кроме того, на занятиях этих преподавателей происходило свободное обсуждение и выражение мыслей и чувств. Наблюдалось целостное отношение к обучающимся - незаменимое качество в современном образовании.

Таким образом, предположение о том, что эмоциональный интеллект играет фундаментальную роль в отношениях преподавателя и обучающегося, подтвердилось. Такая связь напрямую зависит от уровня эмоционального интеллекта преподавателя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Скороходова В.Д. Эмоциональный интеллект как фактор удовлетворенности работой педагогами / В. Д. Скороходова, Л.А. Ларионова, О.В. Пуляевская // Международный студенческий научный вестник. - 2019. - № 4. - URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19696 (дата обращения: 01.04.2021).

2. Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям : сборник статей / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 351с.

REFERENCES

1. Skorohodova, V.D., Larionova, L.A. and Pulyaevskaya, O.V. (2019), "Emotional intelligence as a factor in teacher job satisfaction, International student scientific bulletin, available at: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19696 (data accessed: 01.04.2021).

2. Lyusina. D.V. and Ushakov D.V. (2009), Social and emotional intelligence: From processes to measurements: collection of articles, Publishing house Institute of Psychology RAS, Moscow.

Контактная информация: ella.podnebesnaya.8019@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.05.2021

УДК 159.9

АМБИЦИОЗНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДИСПОЗИЦИЯМИ, СПОСОБСТВУЮЩИМИ ПОДДЕРЖАНИЮ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Ирина Николаевна Рахманина, кандидат психологических наук, доцент, Астраханский государственный университет; Татьяна Юрьевна Овсянникова, кандидат психологических наук, доцент, Екатерина Петровна Франтасова, Научно-практический центр реабилитации детей «Коррекция и развитие», Астрахань; Светлана Борисовна Тайсае-ва, кандидат психологических наук, доцент, Российский экономический университет

имени Г. В. Плеханова, Москва

Аннотация

В статье рассматриваются основные подходы к пониманию амбициозности в психологической науке. Акцентируется внимание на ее связи с личностными диспозициями, обуславливающими снижение уровня психологического благополучия и психического здоровья. Выборку составили 60 человек, возраст обследуемых от 28 до 40 лет. Эмпирическая база исследования - Астраханский государственный университет. Для изучения характеристик амбициозности во взаимосвязи с личностными диспозициями были использованы следующие методики: «Диагностика стратегий достижения цели», «Диагностика интерактивной направленности личности»; «Мотивация профессиональной деятельности», «Тип поведенческой активности»; «Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности», «Шкала психологического благополучия». Получены результаты, свидетельствующие о том, что уровневые показатели психологического благополучия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.