Educational bulletin "Consciousness"/ I 2021. Vol. 23. N 7 Образовательный вестник "Сознание " I https://e-pubmed.org
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/
RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
© Lezhnina L. У., Pirkina V.в., 2021
I http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-27-34
Принята 28.07.2021 | Accepted 28.07.2021
УДК
CORRELATION BETWEEN EMOTIONAL INTELLIGENCE AND THE TENDENCY TO SOCIALLY DANGEROUS BEHAVIOR IN ADOLESCENT STUDENTS
Lezhnina L.V., Pirkina V. G.
Mari State University, Yoshkar-Ola, Russian Federation
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СКЛОННОСТИ К СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Лежнина Л.В., Пиркина В.Г.
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола, Российская Федерация
Abstract. The article is devoted to the study of the correlation between various types of socially dangerous behavior of students and their emotional intelligence in adolescence. The relevance of this study depends on the growing problem of ensuring security in educational institutions, which is confirmed by the annual tragic events committed by students in Russian schools and colleges. The purpose of the study is to test the correlation between the propensity of adolescents for various types of socially dangerous behavior and their emotional intelligence. The theoretical basis of the study was the modern data of Russian and foreign scientists on the connection of aggressive, deviant, victim behavior with various manifestations of emotional intelligence.
The empirical study was conducted in 2020 to test the assumption that a low level of emotional intelligence development is a predictor of various forms of deviant behavior of adolescent students. The sample consisted of 793 adolescents at the age of 13-15. The method of
Аннотация. Статья посвящена изучению взаимосвязи различных видов социально опасного поведения обучающихся и их эмоционального интеллекта в подростковом возрасте. Актуальность данного исследования вызвана обострением проблемы обеспечения
безопасности в образовательных учреждениях, что подтверждается ежегодными
трагическими событиями, совершаемыми обучающимися в российских школах и колледжах. Цель исследования - проверка взаимосвязи склонности подростков к различным видам социально опасного поведения и их эмоционального интеллекта. Теоретическую основу исследования составили современные данные российских и зарубежных ученых о связи агрессивного, девиантного, виктимного поведения с различными проявлениями эмоционального интеллекта.
organizing the study is a mass screening examination. Data collection was conducted using the inventory "Propensity to deviant behavior" by Leus E.V. and Solovyov A.G. and the "Questionnaire on emotional intellectEmin" by Lusin D. V.
The obtained results allowed us to characterize the propensity of adolescents of the studied sample to the main types of socially dangerous behavior (delinquent, aggressive, self-injurious, etc.) and showed that more than a third of students have a low level of emotional intelligence. A reliable feedback relationship has been established between the tendency to deviant behavior and emotional intelligence: the lower its level in adolescent students, the higher their tendency to the studied types of socially dangerous behavior.
Keywords: socially dangerous (deviant) behavior, emotional intelligence, students, adolescence.
REFERENCES
[1] Diaries and "Columbine Killers" [Electronic resource]. URL: https://novayagazeta.ru/articles/2020/12/25/88532-dnevniki-i-kolumbayny_(access date: 18.01.2021).
[2] Hanimoglu E. Deviant Behavior in School Setting // Journal of Education and Training Studies. - 2018. -Vol 6. - No. 10. DOI: https://doi.org/10.11114/jets.v6i10.3418
[3] Salmon S., Turner, S., Taillieu, T., Fortier, J., Afifi, T. Bullying victimization experiences among middle and high school adolescents: Traditional bullying, discriminatory harassment, and cybervictimization // Journal of Adolescence. - 2018. - Vol. 63. - P. 2940. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.adolescence.2017.12.005
[4] Kochetova Yu.A., Klimakova, M.V. Emotional intelligence and aggression in foreign studies // Journal of Modern Foreign Psychology. - 2019. - Vol .8. - No. 3. - P. 2936. DOI: doi:10.17759/jmfp.2019080303
[5] Simonova L.B. Schoolchildren-killers: analysis of the deviation formation factors and the possibility of
Для проверки предположения о том, что низкий уровень развития эмоционального интеллекта является предиктором различных форм отклоняющегося поведения обучающихся подросткового возраста, в 2020 году было проведено эмпирическое исследование, выборку которого составили 793 подростка 13-15 лет. Метод организации исследования - массовое скрининговое обследование. Сбор данных проводился с помощью тест-опросника «Склонность к девиантному поведению» Леус Э.В. и Соловьева А.Г. и «Опросника эмоционального интеллекта ЭмИн» Люсина Д.В.
Полученные результаты позволили
охарактеризовать склонность подростков изученной выборки к основным видам социально опасного поведения (делинквентное,
агрессивное, аутоагрессивное и др. ) и показали, что более трети обучающихся имеют низкий уровень эмоционального интеллекта. Установлена достоверная обратная связь между склонностью к отклоняющемуся поведению и эмоциональным интеллектом: чем ниже его уровень у обучающихся подросткового возраста, тем выше их склонность к изученным видам социально опасного поведения.
Ключевые слова: социально опасное (отклоняющееся) поведение, эмоциональный интеллект, обучающиеся, подростковый возраст.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1] Дневники и «колумбайны» [Электронный ресурс]. URL: https://novayagazeta.ru/articles/2020/12/25/88532-dnevniki-i-kolumbayny (дата обращения: 18.01.2021).
[2] Hanimoglu Е. Deviant Behavior in School Setting // Journal of Education and Training Studies. 2018. Vol 6, No 10. DOI: https://doi.org/10.11114/jets.v6i10.3418
[3] Salmon S., Turner S., Taillieu T., Fortier J., Afifi T. Bullying victimization experiences among middle and high school adolescents: Traditional bullying, discriminatory harassment, and cybervictimization // Journal of Adolescence. 2018. Vol. 63. Р.29-40. DOI:
https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2017.12.005
[4] Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Эмоциональный интеллект и агрессия в зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология. 2019. Т.8. № 3. С. 29— 36. DOI: doi:10.17759/jmfp.2019080303
Образовательный вестник "Сознание
[5] Симонова Л.Б. Школьники-убийцы: анализ факторов формирования девиации и возможность ее преодоления // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-4. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ailicle/n/shkolniki-ubiytsy-analiz-faktorov-fbrmirovaniya-deviatsii-i-vozmozhnost-ee-preodoleniya (дата обращения: 06.05.2021).
[6] Lance J.R. The Relationship Between Emotional Intelligence and Adolescent Deviant Behavior, 2003. All Graduate Theses and Dissertations. 2521. [Электронный ресурс]. URL:https://digitalcommons.usu.edu/etd/2521 (дата обращения: 16.03.2021)
[7] Martínez-Monteagudo M.C., Delgado B., García-Fernández J.M., Rubio E. Cyberbullying, Aggressiveness, and Emotional Intelligence in Adolescence // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019. Vol.16 No.24. DOI: 10.3390/ijerph16245079.
[8] Lomas J., Stough C., Hansen K., Downey L. A. Brief report: emotional intelligence, victimisation and bullying in adolescents // Journal of Adolescence. 2012 Vol.35. No.1. P. 207-211. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.adolescence.2011.03.002
Author Contributions. Lezhnina L.V. — concept and study design, writing the text; Pirkina V.G. — collection, processing and analysis of the data.
Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.
Funding information. The reported study was funded by RFBR and the Government of Mari El Republic according to the research project № 19-413-120006.
LezhninaL.V. SPIN: 6640-9768; ORCID iD: 0000-0002-8342-1139
Research interests, number of main publications: Study of fundamental and applied problems of developmental and educational psychology. More than 200 publications were published, 5 of them in SCOPUS, 12 in WoS, 20 in the Higher Attestation Commission, etc.
Pirkina V.G. SPIN: 6687-5172; ORCID iD: 0000-0001-5840-9050
Research interests, number of main publications: Study of actual problems of modern developmental and educational psychology. 5 publications were published, 1 of them in the Higher Attestation Commission, 2 in conference proceedings, etc.
overcoming it // Problems of modern pedagogical education. - 2019. - No. 62-4. [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolniki-ubiytsy-analiz-faktorov-formirovaniya-deviatsii-i-vozmozhnost-ee-preodoleniya (access date: 06.05.2021).
[6] Lance J.R. The Relationship Between Emotional Intelligence and Adolescent Deviant Behavior, 2003. All Graduate Theses and Dissertations. 2521. [Electronic resource]. URL : https ://digitalcommons.usu. edu/etd/2521 (access date: 16.03.2021)
[7] Martínez-Monteagudo M.C., Delgado, B., García-Fernández, J.M., Rubio, E. Cyberbullying, Aggressiveness, and Emotional Intelligence in Adolescence // International Journal of Environmental Research and Public Health. - 2019. - Vol. 16. - No. 24. DOI: 10.3390/ijerph16245079.
[8] Lomas J., Stough, C., Hansen, K., Downey, L.A. Brief report: emotional intelligence, victimisation and bullying in adolescents // Journal of Adolescence. -2012. - Vol. 35. - No. 1. - P. 207-211. DOI: http://dx.doi.org/10.1016Zj.adolescence.2011.03.002
Вклад авторов. Лежнина Л.В. — концепция и дизайн исследования, написание текста; Пиркина В.Г. — сбор, обработка и анализ данных.
Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Информация о финансировании. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Марий Эл в рамках научного проекта №19-413-120006.
Лежнина Л.В. SPIN: 6640-9768; ORCID iD: 0000-0002-8342-1139
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение фундаментальных и прикладных проблем психологии развития и образования, опубликовано более 200 публикаций, из них 5 в СКОПУС, 12 в WoS, 20 в ВАК и др.
Пиркина В.Г. - SPIN: 6687-5172; ORCID iD: 0000-0001-5840-9050
Образовательный вестник "Сознание
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение актуальных проблем современной психологии развития и образования, опубликовано 5 публикаций, из них 1 в ВАК, 2 в материалах конференций и др.
For citation: Lezhnina L.V., Pirkina V.G. CORRELATION BETWEEN EMOTIONAL INTELLIGENCE AND THE TENDENCY TO SOCIALLY DANGEROUS BEHAVIOR IN ADOLESCENT STUDENTS // Educational bulletin "Consciousness". 2021. Vol.23. №7. pp. 27-34. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-7-27-34.
Для цитирования: Лежнина Л.В., Пиркина В.Г. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СКЛОННОСТИ К СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА // Образовательный вестник "Сознание". 2021. Т.23. №7. С. 27-34. Doi: 10.26787/пуЛа-2686-6846-2021-23-7-27-34.
Введение. Трагедия в казанской школе в мае 2021 года, когда бывший выпускник хладнокровно расстреливал обучающихся и педагогов родной школы, в очередной раз обнажила проблему безопасности в образовательных учреждениях страны. С 2014 года по 2021 год в российских школах совершено более десяти вооруженных нападений и предотвращено 69 спланированных подростками актов агрессии в образовательных организациях, из них 63 за 2019-2020 годы [1]. Исследования зарубежных ученых также подтверждают рост числа обучающихся с социально опасным поведением [2]. Среди его видов особенно распространены жестокое обращение, запугивания, издевательства, домогательства, кибервиктимизация и др. К примеру, более половины канадских подростков подвергались каким-либо видам виктимизации [3]. В этой ситуации актуализируется проблема изучения факторов социально опасного поведения у современных подростков.
Среди психологических факторов отклоняющегося поведения отечественные и зарубежные исследователи часто обращаются к изучению роли эмоционального интеллекта (далее - ЭИ). Так, на основе обзора зарубежных исследований агрессии и ее связи с компонентами ЭИ, Кочетова Ю.А. и Климакова М.В. приходят к выводу, что уровень его развития является предиктором агрессивных проявлений во всех его формах, вне зависимости от пола и возраста [4]. Симонова Л.Б. приходит к выводу, что способность к агрессии и насилию, прежде всего, имеет место у людей с низким уровнем
ЭИ [5]. Американский ученый Дж. Ланс на основании отрицательной связи между общим уровнем ЭИ и нападениями, а так же вандализмом, резюмирует, что по мере роста показателей ЭИ снижаются показатели склонности к девиантному поведению [6]. В исследовании испанских психологов установлено, что у агрессоров и жертв-агрессоров киберзапугивания низкий уровень ЭИ, а такие его факторы как понимание и эмоциональное регулирование снижают вероятность участия в качестве жертвы и агрессора [7]. Исследования австралийских ученых показали, что чем выше уровень понимания эмоций людей, тем ниже вероятность проявления подростком буллинга, так же как у подростков с более развитым ЭИ меньше шансов стать жертвами виктимизации со стороны сверстников [8].
Представленные результаты
составляют основание для выдвижения предположения о том, что низкий уровень развития ЭИ является предиктором различных форм социально опасного поведения обучающихся подросткового возраста.
Методы исследования. Для проверки выдвинутого предположения в 2020 году нами было проведено эмпирическое исследование на базе семи школ г. Йошкар-Олы (Республика Марий Эл). Выборку эмпирического исследования составили 793 подростка 13-15 лет, обучающихся в 7-9 классах (417 мальчиков и 376 девочек). Метод организации исследования - массовое скрининговое обследование. Сбор данных проводился с помощью тест-опросника
«Склонность к девиантному поведению» Э.В. Леус и А.Г. Соловьева, позволяющего измерить готовность подростков к различным видам отклоняющегося поведения, и опросника эмоционального интеллекта Д.В. Люсина, предназначенного для измерения способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Статистическая обработка данных выполнялась с использованием программы «^ТАТКТГСА 6».
Результаты и обсуждение. Полученные данные позволяют охарактеризовать склонность изученных подростков к отдельным видам социально опасного поведения.
У большинства опрошенных (83,3%) доминирует ситуативная
предрасположенность к социально обусловленному поведению, проявляющаяся в подростковой реакции группирования как возрастная норма (потребность в принадлежности к группе и ориентация на ее идеалы, стремление быть замеченным и принятым сверстниками). Однако у 10,3% обучающихся высок риск подверженности влиянию окружающих и подчинению их мнению. У 6,4% опрошенных подростков, напротив, отсутствуют ориентация на слияние со значимой группой и конформизм, что позволяет предположить нарушение их способности приспосабливаться к социуму.
У 65,1% опрошенных подростков отсутствуют признаки самоповреждающего (аутоагрессивного) поведения. Однако практически трое из десяти (32,2%) имеют ситуативную предрасположенность к такому поведению. У них отмечаются суицидальные проявления в форме мыслей, высказываний, намеков, вплоть до попыток демонстративно-установочного характера. У 2,7% самоповреждающее поведение уже сформировано и проявляется в стремлении причинить себе физический вред и боль.
Большинство опрошенных подростков (80,5%) по шкале делинквентное поведение не склонны к противоречащим правовым нормам и угрожающим социальному порядку действиям. У 19% обнаружена ситуативная
предрасположенность, обстоятельств они
под влиянием могут совершить дисциплинарные проступки и
административные правонарушения.
Сформированное противоречащее правовым нормам поведение присуще 0,5% опрошенных ребят.
Похожие результаты были получены по шкале агрессивное поведение. 82,4% подростков не склонны к агрессии, однако каждый шестой (17,1%) имеет склонность к ее ситуативному проявлению. У 0,5% респондентов сформирована модель агрессивного поведения в виде вербальной или физической агрессии, враждебности по отношению к окружающему, негативизма, дерзости и мстительности.
У 92,5% респондентов отсутствует склонность к аддиктивному поведению. У 7% обнаружена ситуативная
предрасположенность к зависимостям. 0,5% обучающихся показали сформированную аддикцию в виде приема спецвеществ или фиксации на определенных предметах/видах деятельности, вызывающих сильные эмоции. Полученные данные позволили выявить наиболее распространенные формы поведения у подростков изученной выборки:
Восемь из десяти обучающихся имеют ситуативную направленность на социально обусловленное поведение среди сверстников или значимых взрослых, что соответствует возрастной норме и составляет основу личностного развития. Однако каждый шестой подросток имеет высокую вероятность проявления конформизма либо нон-конформизма, что позволяет
рассматривать их как потенциальную группу риска (особенно тихих, замкнутых и скрытных «одиночек»).
Треть обучающихся характеризуется склонностью к ситуативному или уже сформированному самоповреждающему поведению с причинением вреда самому себе, вплоть до суицида как попытки освобождения от невыносимых в силу возрастных особенностей эмоциональных переживаний.
Каждый пятый склонен к угрожающему общественному порядку поведению, каждый шестой - к агрессивному поведению с негативными вербальными или физическими действиями по отношению к окружающим (17,1%).
Менее всего, согласно ответам подростков, у них проявлена склонность к аддиктивному поведению.
Изучение эмоционального интеллекта обучающихся эмпирической выборки показало, что по шкале межличностный ЭИ 43% подростков имеют низкий уровень понимания эмоций других людей и управления ими, почти равное количество имеют высокий (29,1%) и средний (28,9%) уровни данной способности.
По шкале внутриличностный ЭИ треть (33,9%) подростков имеют низкий уровень понимания собственных эмоций и управления ими. 34,5% респондентов способны к осознанию своих эмоций (их распознаванию и идентификации) и пониманию причин их возникновения. 31,6% подростков имеют высокий уровень, они уверено распознают свое эмоциональное состояние, умеют поддерживать желательные эмоции и контролировать нежелательные.
По субшкале понимание эмоций 43,4% опрошенных подростков имеют низкий уровень способности к пониманию своих и чужих эмоций, лишь пятая часть (20,9%) обучающихся имеют высокий уровень осознания своих эмоций, понимания эмоционального состояния человека на основе мимики, жестикуляции, интонации.
По субшкале управление эмоциями низкий уровень способности к управлению своими и чужими эмоциями выявлен у 41,1% подростков. Менее трети (30,5%) опрошенных могут вызывать у себя и других людей нужные эмоции и контролировать их интенсивность. Только 28,4% имеют высокий
уровень данной способности и готовы продуцировать или снижать интенсивность необходимых эмоций.
Треть (33,4%) подростков имеют низкий уровень способности к контролю внешнего проявления своих эмоций по шкале контроль экспрессии. 36,8% респондентов показали высокий уровень экспрессивного самоконтроля.
В целом, по шкале общий уровень ЭИ 37,7% обучающихся имеют его низкий уровень, 31,9% - средний уровень, 30,4% -высокий уровень общего ЭИ.
Полученные данные позволяют сделать выводы об ЭИ изученных подростков:
Четверо из десяти обучающихся эмпирической выборки имеют низкий уровень межличностного ЭИ, т.е. способности понимать эмоциональное состояние окружающих на основе внешних проявлений (мимика, жестикуляция, интонация), они не чувствительны к внутренним переживаниям других людей.
Каждый третий обучающийся имеет низкий уровень внутриличностного ЭИ, т.е. испытывает серьезные затруднения в понимании своего эмоционального состояния, контроле его внешнего проявления и управления им. Такие подростки с трудом понимают свои эмоции, какие причины их вызвали и каковы возможные последствия. Более трети подростков имеют низкий уровень общего ЭИ, т.е. способности распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения и желания, контролировать и управлять ими в процессе взаимодействия.
Для изучения связей изученных видов социально опасного поведения с компонентами ЭИ применили коэффициент корреляции Спирмена (табл. 1).
Таблица 1
Корреляционная матрица видов социально опасного поведения и компонентов
эмоционального интеллекта
СОП ДП ЗП АП СП
МЭИ -0,013386 -0,115168** -0,085485* -0,125305** -0,211241**
ВЭИ -0,170437** -0,279620** -0,218257** -0,314292** -0,427326**
ПЭ 0,013914 -0,185483** -0,130397** -0,212183** -0,296343**
УЭ -0,150529** -0,253794** -0,177746** -0,270037** -0,391744**
КЭ -0,225157** -0,228465** -0,163433** -0,266243** -0,313653**
ОУЭИ -0,132442** -0,282860** -0,188741** -0,304257** -0,411532**
Примечание:
МЭИ - межличностный ЭИ СОП - социально обусловленное поведение
ВЭИ - внутриличностный ЭИ ДП - делинквентное поведение
ПЭ - понимание эмоций ЗП - зависимое поведение
УЭ - управление эмоциями АП - агрессивное поведение
КЭ - контроль экспрессии СП - самоповреждающее поведение
ОУЭИ - общий уровень ЭИ
* - корреляции статистически достоверны на уровне р<0,05 ** - корреляции статистически достоверны на уровне р<0,01
Table 1
Correlation matrix of socially dangerous behavior types and emotional intelligence
components
SCB DB DPB AB SB
IEI -0,013386 -0,115168** -0,085485* -0,125305** -0,211241**
WEI -0,170437** -0,279620** -0,218257** -0,314292** -0,427326**
EK 0,013914 -0,185483** -0,130397** -0,212183** -0,296343**
EM -0,150529** -0,253794** -0,177746** -0,270037** -0,391744**
EC -0,225157** -0,228465** -0,163433** -0,266243** -0,313653**
GLEI -0,132442** -0,282860** -0,188741** -0,304257** -0,411532**
Note:
BEI - between-individual EI WEI - within-individual EI EK - emotional knowledge EM - emotion management EC - expression control GLEI - general level of EI
SCB -socially constructed behavior DB - delinquent behavior DPB - dependence behavior AB - aggressive behavior SB - self-injurious behavior
* - correlations are statistically significant at the level of p<0,05
** - correlations are statistically significant at the level of p<0,01
Выявленные корреляционные связи позволяют сделать следующие заключения:
• Чем выше уровень социально обусловленного поведения (подверженность чужому влиянию и подчинение мнению других), тем ниже уровень общего ЭИ и таких его шкал, как внутриличностный ЭИ, управление эмоциями, контроль экспрессии.
• Чем ниже уровень ЭИ во всех его проявлениях (распознавание, идентификация, контроль, управление и т.д.), тем сильнее выражена склонность
противоправным аддикциям и
подростков к поступкам, агрессии аутоагрессии. Наиболее выражена обратная связь внутриличностного ЭИ и общего уровня ЭИ с агрессивным и аутоагрессивным поведением подростков.
Выводы. Полученные на большой выборке эмпирические данные указывают на достоверную обратную связь двух изученных факторов: чем ниже уровень эмоционального интеллекта обучающихся подросткового
возраста, тем выше их склонность ко всем измерявшимся видам социально опасного поведения. Подростки, которые с трудом идентифицируют свою или чужую эмоцию, плохо понимают причины, вызвавшие данную эмоцию, не умеют контролировать внешнее выражение эмоций и вызывать у других людей те или иные эмоции, более склонны к проявлению комформного, делинквентного, зависимого, агрессивного и аутоагрессивного поведения.
Таким образом, подтверждается предположение о том, что низкий уровень развития эмоционального интеллекта является предиктором различных форм социально опасного поведения подростков. Следовательно, важнейшим направлением профилактики отклоняющегося поведения обучающихся в образовательных
учреждениях является развитие их эмоционального интеллекта.
Corresponding Author: Lezhnina Larisa Viktorovna, Ph.D. (Advanced Doctorate) Department of Developmental Psychology and Education, Man State University, Yoshkar-Ola, Russia
E-mail: flouers@mail. ru
Ответственный за переписку: ЛежнинаЛариса Викторовна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии развития и образования ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола,
Российская Федерация
E-mail: [email protected]