УДК 378
К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Г.К. Ахметова, Г.Т. Балакаева, С.Ж. Зейнолла
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам эмоционального интеллекта в образовательной среде. В статье предлагается анализ влияния эмоционального интеллекта преподавателя, студента и руководителя образовательной организации на качество образования. Также приводится анализ определений самого понятия «эмоциональный интеллект» и его составляющих. Проведен анализ теорий и моделей в области управления и развития эмоционального интеллекта. Особое внимание уделяется рассмотрению необходимых социальных и личных компетенций, которые являются основой для эмоционального интеллекта личности. В статье подчеркивается, взаимосвязь личных достижений, успехов человека, и уровня его эмоционального интеллекта, что является обоснованием необходимости развития эмоционального интеллекта в образовательной среде.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, студент, преподаватель, руководитель, компетенции.
THE NEED TO DEVELOP EMOTIONAL INTELLIGENCE IN HIGHER EDUCATION
G. Akhmetova, G. Balakayeva, S. Zeynolla
Abstract. This article deals with the issues of emotional intelligence in the educational environment. The article presents an analysis of the impact of emotional intelligence of the teacher, the student and head of educational organization on the quality of education. Also, an analysis of the definitions of the concept of "emotional intelligence" and its components. The analysis of the theories and models for the management and development of emotional intelligence. Particular attention is paid to the necessary social and personal competencies, which are the basis for the emotional intelligence of the person. The article emphasizes the relationship of personal achievement, human achievements, and its level of emotional intelligence, which is the rationale for the development of emotional intelligence in the educational environment.
Keywords: emotional Intelligence, student, teacher, leader, competence.
Развитие современной образовательной среды, в некоторой степени, взаимосвязано с вопросами развития эмоционального интеллекта как преподавателя, так и студентов.
И это положение закономерно вытекает из целей и трендов развития образовательной среды, когда эмоциональная составляющая процесса обучения становится
распространенным и эффективным
инструментом при формировании будущего специалиста, способного не только мыслить вне шаблонов и стандартов, предлагать новые и оригинальные идеи. В этом сложном процессе развития индивидуальных и личных способностей каждого студента особое место занимает преподаватель, который может воздействовать на студента, используя эмоциональный интеллект.
Важность эмоционального интеллекта для выпускника также подтверждается и запросами работодателей, для которых недостаточно только теоретических знаний; востребован специалист, способный интегрироваться в коллектив и при необходимости быть достаточно гибким и открытым для новых знаний, навыков,
коммуникаций. Работодатели понимают, что овладение теоретическими знаниями - это вопрос всего лишь определенного промежутка времени, а вот развитие навыков эффективной коммуникации, лидерских навыков, знание и применение способов ведения переговоров и управления конфликтами определяют успешность специалиста не только в качестве исполнителя, но и порой и управляющего.
Как показывают исследования, успех выпускника вуза больше связан с его эмоциональным, чем с его когнитивным интеллектом. А это, в свою очередь, определяет новые вызовы и задачи для образовательной среды вузов, которые намерены выпускать эффективных
специалистов, востребованных и полностью готовых к деятельности на рабочих местах. Именно это заставляет многие ведущие вузы уделять внимание и проводить исследования по вопросам развития эмоционального интеллекта как преподавателей, так и студентов. И в данном аспекте сложно определить, что важнее изначально: высокий эмоциональный интеллект преподавателя или высокий эмоциональный интеллект студента, т.к. именно преподаватель, обладая высоким
эмоциональным интеллектом может способствовать развитию эмоционального интеллекта студента.
Говоря об образовательной среде, следует отметить, что исследование эмоционального интеллекта осуществляется на трех уровнях: студента, преподавателя и руководства вуза. Конечно, возможно, что студенту на стадии обучения, пока нет явной необходимости применять свой эмоциональный интеллект (например, лидерские качества), однако имеются исследования, которые подчеркивают связь между развитием эмоционального интеллекта обучаемого и его успехов в обучении. Однако, его интегрированность в общество требует от него хотя бы элементарных способностей в данной области для получения новых социальных знаний, умений и навыков.
Существуют исследования, которые определяют положительные тренды уровня развития эмоционального интеллекта преподавателя в контексте его профессиональных способностей.
Также не следует забывать, что в любом вузе имеется руководители, лидеры, требования, к развитию эмоционального интеллекта которых, может быть в разы выше, чем к студентам и преподавателям. В данном аспекте, можно сделать вывод, что эмоциональный интеллект имеет важное значение для образовательной среды, и позволяет получать положительные результаты в области повышения качества образования в реальности
В условиях конкурентной среды, именно те вузы, которые способны готовить «успешных» выпускников, скорее всего, будут наиболее востребованными. В данном аспекте умение распознавать и управлять собственными эмоциями и эмоциями окружающих, определяют эффективную интеграцию в общество. В современных условиях необходимо обладать не только высоким уровнем когнитивного интеллекта, но и быть также «умным» в сфере управления эмоциями. Соответственно вузам необходимо иметь четкое представление, как можно наряду со знаниями, также положительно влиять на эмоциональный интеллект студентов.
Вышесказанное не противоречит сложившимся нормам, т.к. на вопрос: «Что же важнее - знания педагога или его способности донести до аудитории эти знания?», большинство отвечают что они важны практически в равнозначной степени. Мы
часто слышим: «Он - педагог от бога» - это означает, умеет работать практически с любой аудиторией. «Макаренко - гений педагогики», поскольку он смог донести свои идеи практически безнадежным личностям.
В западной практике огромное внимание уделяется эмоциональному комфорту как студента так и преподавателя (Emotional Intelligence).
Существует большое количество определений понятия «эмоциональный интеллект». Необходимо иметь в виду, что само сочетание понятий «интеллект» и «эмоции» вызвало много споров и дискуссий в научном сообществе. По мнению некоторых авторов, во-первых, «интеллект» в данном случае является неуместной, вводящей в заблуждение метафорой, которую следует заменить термином «компетентность», а во-вторых, интеллект определяется как способность, но «никаких сколько-нибудь уникальных способностей, связанных с эмоциями, не существует» [1].
Эмоциональный интеллект (англ. Emotional intelligence) - способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией [2].
Понятие введено в научный обиход П. Саловеем и Дж. Майером. Первые концепции эмоционального интеллекта возникли в 1990 году; с тех пор разные авторы трактуют это понятие весьма разнообразно [3]. По определению Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо, это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих (модель способностей).
Д. Майер и П. Сэловей предложили свою концепцию эмоционального интеллекта: «Эмоциональный интеллект - это способность глубокого постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности» [4].
Авторы выделили в его структуре четыре компонента (осознанная регуляция эмоций; понимание эмоций; ассимиляция эмоций в мышлении; различение и выражение эмоций) [5]. В усовершенствованной модели позже выделены следующие ментальные
способности: осознанная регуляция эмоций;
понимание (осмысление) эмоций; ассимиляция эмоций в мышлении; различение и выражение эмоций.
Дж. Мэйер, Д. Карузо и П. Сэловей предложили различать модели способностей и смешанные модели. К первому типу относится их собственная модель, трактующая эмоциональный интеллект как когнитивную способность, а ко второму типу - модели, трактующие эмоциональный интеллект как сочетание когнитивных способностей и личностных характеристик.
К.В. Петридес и Э. Фёрнхем провели несколько иное различие, которое они считают более широким: эмоциональный интеллект как способность (они называют его ability EI или information processing EI) и эмоциональный интеллект как черта (trait EI). Они утверждают, что характер модели определяется не столько теорией, сколько используемыми методами измерения конструкта. Рассматривая эмоциональный интеллект как черту, мы должны связывать его с оценкой устойчивости поведения в различных ситуациях, поэтому для его измерения следует применять опросники [6]. Если мы исследуем эмоциональный интеллект с точки зрения способности, то данный подход относится к традиционной психологии интеллекта и для его измерения наиболее адекватны задачи, подобные задачам интеллектуальных тестов, в этих случаях следует применять также проективные задания.
Некоторые авторы объясняют понятие «эмоциональный интеллект» как способность рассуждать об эмоциях для повышения мышления. Оно включает в себя способности: к восприятию эмоций; пониманию эмоций и выработке на их основе эмоциональных знаний; генерации и регуляции эмоций для эмоционального и интеллектуального роста
[7].
Очень интересна модель Р. Бар-Она, которая предполагает достаточно широкую трактовку понятия «эмоциональный интеллект». Автор определяет
«эмоциональный интеллект» как совокупность когнитивных способностей, знаний и компетентностей, создающих человеку возможности для эффективной
жизнедеятельности человека [8].
Р. Бар-Он определяет эмоциональный интеллект как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями, где выделяются пять сфер компетентности,
которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта [9]:
1) познание себя;
2) навыки межличностного общения;
3) способность к адаптации;
4) управление стрессовыми ситуациями;
5) преобладающее настроение.
На основе вышеприведенного определения, авторы также предполагают, что эмоциональный интеллект относится к способности распознавать значения эмоций и их взаимоотношения.
В соответствии с этим, можно предположить, что эмоциональный интеллект все же шире области просто понимания и распознавания эмоций. Можно говорить об определенных возможностях влияния и даже управления эмоциями не только собственными эмоциями, но и эмоциями окружающих людей. Как представляется авторам, именно эта способность является очень важной в преподавательской деятельности, т.к. воздействие посредством эмоций является эффективным инструментом передачи и формирования новых знаний обучающихся.
Многие признанные авторы подчеркивают связь личного уровня развития эмоционального интеллекта индивида и развития определенных компетенций. Данный факт не противоречит логике, т.к. именно компетенции состоят из знания, умений, навыков человека, а также личностных качеств и мотивационных установок. И получается, что человек может иметь определенную предрасположенность к высокому
эмоциональному интеллекту.
Гоулмен, разделяя личные компетенции и социальные компетенции в структуре эмоционального поведения человека, выделяет составляющие каждой компетенции. И можно заметить, что социальные компетенции требуют более сложных способностей и действий со стороны индивида, т.к. предполагают не только внедрение в общество, но и успешную работу в команде не только в качестве исполнителя.
Гоулмен и другие специалисты в данном вопросе отметили важность эмоционального интеллекта для лидера и, что лидеры, среди своих многочисленных важных функций и обязанностей, должны принимать
эмоциональный интеллект как важное профессиональное качество лидера.
Именно эмоциональный интеллект позволяет контролировать эмоции свои и чужие, различать разные эмоции и интерпретировать их соответствующим
образом, а также использовать эмоциональную информацию, чтобы влиять на мышление и поведение. Эмоциональный интеллект является важным элементом для достижения и продвижения вверх по карьерной лестнице в любой сфере [10]. Это отличает «звезд» от посредственностей; эмоциональный интеллект фокусируется на личных качествах. Эмоциональная компетентность проявляется на основе эмоционального интеллекта, что приводит к производительности в работе.
Руководители должны обладать тремя видами внимания (фокусами). «Внутренний фокус» настраивает нас на интуицию, основополагающих ценностей и принятие лучших решений. «Коммуникативный фокус» определяет особенности взаимосвязей с людьми. «Внешний фокус» позволяет нам ориентироваться в большом мире, обществе определять свои социальные роли. Если лидер настроен только на свой внутренний мир, он подобен кораблю без руля и компаса; в то время, как подчиненные будут безразличными к своей работе, они будут дезориентированными опустошенными. Это подтверждается взглядами Энн Тге18шап [11], специалиста этой области исследований, которая утверждает, что, то, как мы используем наше внимание, определяет, в конечном итоге то, что мы видим.
Что позволяет людям иметь сильный внутренний компас для направления движения по жизни в соответствии с требованиями глубоких ценностей и целей индивида? Самосознание, в частности, точность
распознавания внутренних сигналов от нашего организма. Наши тонкие физиологические реакции отражают общую сумму нашего опыта, имеющего отношение к повседневным решениям. И данный вывод не является чем-то нелогичным, т.к. история доказывает, что только те лидеры, которые точно знают, куда идти, могут вести за собой. И эта уверенность должна быть настолько сильной и непоколебимой, чтобы влиять на мышление и поведение остальных, идущих вслед за лидером. В данном случае удержать этот «фокус группы» можно только, используя силу убеждения, мысли, но никак не силы подавления. И здесь важно лидеру очень четко чувствовать любые изменения в эмоциональном состоянии практически каждого члена группы, и принимать эффективные решения в свою пользу.
На основании вышесказанного можно отметить, что эмоциональный интеллект - это важный и эффективный инструмент, который может способствовать повышению качества образования. Важно также учитывать тот факт, что необходим комплексный подход к данному вопросу, нельзя развивать эмоциональный интеллект студента без высокого эмоционального интеллекта преподавателя, а эмоциональный интеллект преподавателя может развиваться, в случае, если и у руководителя вуза имеется высокий эмоциональный интеллект, или он развивается. Это взаимосвязанная структура, в которой важны все звенья.
Литература:
1. Дегтярев А.В. «Становление понятия эмоциональный интеллект в психологии»: электронный журнал / А.В. Дегтярев // «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885
2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 78-86.
3. Кабатченко Т.С. Психология управления / Т.С. Кабатченко. - М., Педагогическое общество России, 2000.
4. Лаврова Н.А. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек-человек» / Н.А. Лаврова // Тезисы московской межвузовской научно-практической конференции / Психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития; под ред. М.Ю. Карелиной. -М.: Изд-во МИССО, 2003. - 195 с.
5. Sternberg P.R. Inside intelligence / P.R. Sternberg // American scientist, 1986. - V. 74. - № 2. - P. 137-143.
6. Люсин Д.В. Способность к пониманию эмоций: Психометрический и когнитивный аспекты / Д.В. Люсин // Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен; под ред. Г. А. Емельянова. - М., 2000.
7. Bradberry T. & Greaves J. (2005). The Emotional Intelligence Quick Book, (New York: Simon and Schuster).
8. Goldberg C. Why Hamlet could not love // Psychoanal. And Psychother. Intelligence. - 1991. -Vol. 9. - № 1.
9. Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI) R. Bar-On // Psicothema. -2006. - Vol. 18. - Supl. Pp. 13-25.
10. [Электронный ресурс] / June 2014 American Academy of Periodontology Periospectives. - Режим доступа: http://wsperio.org/gum_line-wsp/gumline_ 2014q2/gumline_2014q2. html
11. History of Research on Attention. Applied History of Psychology. Wikibooks. 7 August 2013. Retrieved 23 October 2013.
Сведения об авторах:
Ахметова Гульнас Кенжетаевна (г. Алматы, Казахстан), доктор педагогических наук, профессор, Председатель Правления АО НЦПК «брлеу».
Балакаева Гульнар Тултаевна (г. Алматы, Казахстан), доктор физико-математических наук, профессор Казахского национального университета имени аль-Фараби.
Зейнолла Сауле Жанатовна (г. Алматы, Казахстан), доктор экономических наук, заведующая кафедрой Международных образовательных программ РИПК СО «брлеу», e-mail: zeinollasaule @gmail. com
Data about the authors:
G. Akhmetova (Almaty, Kazakhstan), doctor of pedagogical sciences, professor, Chairman of the Board of NTSPK "Orleu".
G. Balakayeva (Almaty, Kazakhstan), doctor of physical and mathematical sciences, Professor of Kazakh National University named after Al-Farabi.
S. Zeinolla (Almaty, Kazakhstan), Doctor PhD, Head of Department of International Educational Programs, Republican institute for development of leading and research-pedagogical staff of education system of the Republic of Kazakhstan, e-mail: zeinollasaule@gmail.com