УДК 159.942-055, 159.9:35 ББК 88.3
Степанов Игорь Сергеевич
Г осударственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации г. Москва Stepanov Igor Sergeevich The State Duma of the Federal Assembly The Russian Federation Moscow
Психологические факторы становления эмоционального интеллекта Psychological Factors of Emotional Intelligence Forming
В данной статье рассматривается эмоциональный интеллект как сложный личностный конструкт. Рассмотрены различные подходы к исследованию эмоционального интеллекта. В данной работе развитие эмоционального интеллекта рассматривается как условие формирования социальной успешности личности, обосновывается необходимость его развития. Изучены взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и лидерством. Выявлены психологические факторы становления эмоционального интеллекта. Рассмотрены взаимосвязи эмоционального интеллекта с рядом личностных характеристик. Уточнено определение эмоционального интеллекта как системно-функционального свойства личности. Приведены эмпирические исследования гендерных особенностей эмоционального интеллекта на примере руководителей.
In this article emotional intelligence is reviewed as a complex personal construct. Different approaches to emotional intelligence research are reviewed. In this article the emotional intelligence development is shown as a requirement for social success of a person and the need of its development is proved. Correlations between emotional intelligence and leadership are examined. Psychological factors of the emotional intelligence forming are described. Correlations between emotional intelligence and different personal characteristics are reviewed. The description of emotional intelligence as a system-functional characteristic of a person is specified. Empirical researches of gender characteristics are illustrated by the example of executives.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, гендерные особенности, лидерство.
Key words: emotional intelligence, gender characteristics, leadership.
В настоящее время исследования феномена эмоционального интеллекта
являются одним из самых актуальных направлений в психологической науке. Данный конструкт изучается в связи с тем, что многие ученые, а также специалисты-практики, работающие над повышением эффективности коммуникативной составляющей деятельности руководителей, считают эмоциональный интеллект основой социальной успешности личности [2;11;12]. Таким образом,
при подготовке специалистов в процессе получения ими высшего образования, необходимо особое внимание уделить формированию эмоционального интеллекта как залога будущей успешности.
На сегодняшний день эмоциональный интеллект описывают несколько теорий: теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо [13]; некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она [11]; теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена [2; 12]; двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Д. Люсина [6]. При этом, не смотря на то, что все исследователи называют исследуемый ими конструкт «эмоциональным интеллектом» их мнения по поводу психологической сущности исследуемого феномена расходятся.
Первой публикацией на тему эмоционального интеллекта стала работа П. Саловея и Д. Мэйера [13]. Авторы определили эмоциональный интеллект как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы мышления и принятия решений.
Анализ способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, позволил П. Сэловею и Ю. Мэйеру выделить четыре компонента изучаемого феномена: идентификация эмоций, использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности, понимание эмоций и управление эмоциями. Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой, осваиваются в онтогенезе последовательно. Важно отметить, что каждый компонент касается как собственных эмоций личности, так и эмоций других людей
[14].
Концепция эмоционального интеллекта Д. Гоулмана была основана на ранних идеях П. Сэловея и Ю. Мэйера, с рядом дополнений [12]. Значение исследования Д. Гоулмана, заключалось в том, что автор доказал наличие связи между эмоциональным интеллектом и социальным успехом, обосновав, таким образом, «ценность» конструкта «эмоциональный интеллект». Д. Гоулман, Р. Бояцис и Э. Макки выделяют два типа навыков, присущих людям, обладающим
Вестник ЧГПУ112012 206
высоким эмоциональным интеллектом: личностные навыки (способности, определяющие, как управлять собой) и социальные навыки (способности, определяющие, как управлять отношениями с людьми) [2].
Р. Бар-Он даёт очень широкую трактовку понятия эмоциональный интеллект [11]. Автор определяет эмоциональный интеллект как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями [10]. Р. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта; каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов [6]: познание себя (осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость), навыки межличностного общения (эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность), способность к адаптации (решение проблем, связь с реальностью, гибкость), управление стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью), преобладающее настроение (счастье, оптимизм).
В отечественной психологии наиболее известна концепция эмоционального интеллекта, разработанная и предложенная Д.В. Люсиным [6]. Первоначально автор описал эмоциональный интеллект как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими [7]. В дальнейшем автор уточнил, что имеется в виду под способностью к пониманию и управлению эмоциями [6]. Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека; может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт. Способность к управлению эмоциями означает, что человек может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать чрезмерно сильные эмоции; может контролировать внешнее выраже-
ние эмоций; может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.
Д.В. Люсин указывает, что и способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Автор вводит два новых понятия: внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект, что отчасти пересекается с теорией Д. Гоулмана о личностных навыках (способностях определяющих, как управлять собой) и социальных навыках (способностях определяющих, как управлять отношениями с людьми) [2]. При этом, если Д. Гоулман строит свою теорию как смешанную и включающую: когнитивные, личностные и мотивационные черты личности, то Д.В. Люсин отмечает, что способность к пониманию эмоций и управлению ими очень тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т. е. с интересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному), склонностью к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям. Поэтому эмоциональный интеллект можно представить как конструкт, имеющий двойственную природу и связанный, с одной стороны, с когнитивными способностями, а с другой стороны - с личностными характеристиками. Предлагаемая автором модель эмоционального интеллекта принципиально отличается от других моделей тем, что в конструкт не вводятся личностные характеристики, которые являются коррелятами способности к пониманию и управлению эмоциями. Допускается введение только таких личностных характеристик, которые более или менее прямо влияют на уровень и индивидуальные особенности эмоционального интеллекта [6].
Таким образом, несмотря на многочисленные работы, посвященные изучению эмоционального интеллекта [2; 5; 6; 7; 10; 11; 12; 13; 14], он остается не изученным в достаточной степени, что и обусловливает актуальность нашего исследования.
Вестник ЧГПУ11 '2012
208
Объектом исследования является эмоциональный интеллект личности. Предмет исследования - психологические факторы становления эмоционального интеллекта.
Целью нашего исследования является выявление факторов становления эмоционального интеллекта лиц, занимающихся управленческой деятельностью.
Мы предполагаем, что существуют личностные и инструментальные факторы становления эмоционального интеллекта.
Выборка: менеджеры-управленцы - 104 человек (экспериментальная группа), рядовые сотрудники, не являющиеся управленцами - 70 человек (контрольная группа).
Эксперимент был проведен с использованием следующих методик: методика оценки «Эмоционального интеллекта» Н. Холла, Висбаденский личностный опросник (Н. Пезешкиан), методика С. Дембо-Рубинштейна «Уровень самооценки», методика С. Бем «Опросник на определение уровня маскулинно-сти\феминности», СМИЛ (шкала «Лидерство» Л. Собчик). Результаты экспериментального исследования были подвергнуты: корреляционному анализу, факторному анализу и сравнительному анализу. Корреляционный анализ показал, что интегративный уровень эмоционального интеллекта имеет корреляционные взаимосвязи с высокой значимостью с целым рядом исследованных параметров:
- честностью-прямотой (Под этим понятием Н. Пезешкиан подразумевает открытое высказывание своего мнения, без обращения внимания на возможные влияния окружающей среды);
- контактами (под этим понятием Н. Пезешкиан подразумевает способность посвящать себя другим людям, поиск общения, связь, близость, привязанность, отношения);
- доверием (по мнению Н. Пезешкиана, доверие — это позитивная установка по отношению к отдельным способам поведения, которыми обладает человек или которые от него ожидаются.);
- интуиция - творческое решение проблем (под этим понятием Н. Пезешкиан подразумевает интуитивное суждение, вдохновение, творчество как средство решения проблем);
- уровень притязаний;
- уровень самооценки;
- маскулинность;
- лидерство (лидерство, по Л. Собчик, - это стремление к власти, мотивация достижения, желание повести за собой людей [9]).
Нами также рассматривались следующие параметры: телесные ощущения, сексуальность - нежность, деятельность, контакты в проблемных ситуациях.
Под понятием телесные ощущения Н. Пезешкиан подразумевает, что на первом плане стоит ощущение тела — Я.
Под понятием сексуальность и нежность Н. Пезешкиан понимает отношение к физическому контакту.
Под понятием деятельность Н. Пезешкиан подразумевал влияние проблем на деятельность, включенную в концепцию Я.
Под понятием контакты в проблемной ситуации Н. Пезешкиан подразумевал способность устанавливать и поддерживать отношения при возникновении проблем.
На высоком уровне статистической значимости ф<0,01) обнаружено, что существуют корреляционные взаимосвязи между интегральным уровнем эмоционального интеллекта и честностью, доверием, интуицией, маскулинностью и лидерством. Направление связи положительное, сила связи умеренная (0,3<г<0,7). Кроме того, обнаружены значимые взаимосвязи ф<0,05) между интегральным уровнем эмоционального интеллекта и контактами и самооценкой. Направление связи положительное, сила связи слабая (г<0,3). Также, на высоком уровне статистической значимости ф<0,01) обнаружены корреляции между компонентами эмоционального интеллекта, интегральным уровнем эмоционального интеллекта и эмоциональной осведомленностью, управлением своими Вестник ЧГПУ11 '2012 210
эмоциями, самомотивацией, эмпатией и распознанием эмоций других людей. Направление связи положительное, сила связи между интегральным уровнем эмоционального интеллекта и эмоциональной осведомленностью и управлением своими эмоциями умеренная (0,3<г<0,7), между интегральным уровнем эмоционального интеллекта и эмпатией, самомотивацией и распознанием эмоций других людей корреляционная связь сильная (г>0.7). Кроме того, практически между всеми параметрами эмоционального интеллекта наблюдаются значимые корреляции, что позволяет говорить о том, различные шкалы в тесте Н. Холла на исследование эмоционального интеллекта исследуют один и тот же объект, но с разных сторон. Поэтому в дальнейшем мы будем использовать параметр «интегративный уровень эмоционального интеллекта» как синоним уровня развития эмоционального интеллекта, т.к. он наиболее полно отражает данное понятие.
Результаты корреляционного анализа дают возможность сделать предварительные выводы о том, что эмоциональный интеллект является сложным психологическим феноменом. Становление эмоционального интеллекта может быть связано с несколькими факторами, как инструментальными, так и личностными.
Для проверки данного утверждения мы провели следующий этап исследования. Мы произвели разделение выборки на три группы по параметру интегративного уровня эмоционального интеллекта. В дальнейшем мы исследовали три подгруппы: респондентов: с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта, средним уровнем развития эмоционального интеллекта и низким уровнем развития эмоционального интеллекта. Сравнивая параметры по подгруппам с использованием непараметрического критерия Крускала-Уоллиса с плановым сравнением с помощью критерия U-Манна-Уитни с учетом поправки по Бонферони, мы получили следующие данные.
Сравнительный анализ, при помощи критерия ^Кру^ала-Уоллиса, показал существование различий на высоком уровне статистической ф<0,01) значимости между группами с высоким, средним и низким уровнем эмоциональ-
ного интеллекта по следующим параметрам: контакты, доверие, интуиция -творческое решение проблем, уровень маскулинности, лидерство, а также по всем параметрам - составляющим эмоционального интеллекта по Н. Холлу (эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей). Парное сравнение данных групп при помощи непараметрического критерия ^Манна-Уитни с поправкой Бонферони показало, что по параметру «контакты» значимые различия существуют между 2-й и 3-й группами. По параметру «доверие» между 1-й и 3-й, и 2-й и 3-й. По параметру «интуиция» между 1-й и 3-й. По параметру «самооценка» между 2-й и 3-й. По параметру «уровень маскулинности» между 1 -й 2-й и 2-й и 3-й группами. И по всем параметрам - составляющим эмоционального интеллекта, а также лидерству наблюдаются статистически достоверные различия между всеми тремя группами. Кроме того, сравнительный анализ при помощи критерия ^Кру^ала-Уоллиса, показал существование значимых различий ф<0,05) между группами с высоким, средним и низким уровнем эмоционального интеллекта по следующим параметрам: честность, уровень самооценки и уровень маскулинности. Парное сравнение данных по группам при помощи непараметрического критерия ^Манна-Уитни с поправкой Бонферони, показало, что по параметру «честность» значимые различия существуют между 1 -й и 3-й группами. По параметру «уровень самооценки» - между 2-й и 3-й группами. По параметру «уровень маскулинности» - между 1-й и 3-й, и 2-й и 3-й. Также критерий ^Кру^ала-Уоллиса показал на уровне статистической тенденции, что существуют различия для выбранных групп по параметру сексуальность. Парное сравнение данных по группам при помощи непараметрического критерия ^Манна-Уитни с поправкой Бонферони показало, что данному параметру существуют значимые различия как между 1 -й и 2-й группами, так и между 1 -й и 3-й группами. На основе данного анализа можно сделать вывод, что в группе с низким уровнем развития эмоционального интеллекта ниже проявлены не только качества присущие эмоциональному интеллекту, но и все остальные исследуемые параметры - честность, контакты, доверие, самооценка, интуиция, Вестник ЧГПУ112012 212
сексуальность, уровень маскулинности и лидерство, по сравнения с группами со средним и высоким уровнями развития эмоционального интеллекта. Т.е. уровень развития эмоционального интеллекта отражает также степень выраженности других значимых параметров личности, т.е. деление выборки по эмоциональному интеллекту обоснованна. Подобная же тенденция наблюдается также и между группами с высоким и средним уровнем развития эмоционального интеллекта.
Таким образом, можно предположить, что именно эти параметры окажутся факторами становления эмоционального интеллекта личности. Для проверки данной гипотезы нами был проведен факторный анализ с применением метода главных компонент. Анализ также проводился по подгруппам респондентов: с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта, средним уровнем развития эмоционального интеллекта и низким уровнем развития эмоционального интеллекта.
В первой подгруппе при проведении факторного анализа выявилось пять факторов. Первый фактор - фактор самооценки. В плеяду с ним входят: контакты, управление своими эмоциями и лидерство. И отрицательно связан с самооценкой в этом факторе параметр эмпатии. Второй фактор - фактор доверия. В плеяду с ним входят параметры честности и самомотивации, при этом отрицательно связан с ними параметр распознавания эмоций других людей. Третий фактор - фактор интуиции - творческого решения проблем. В данную плеяду входят эмоциональная осведомленность и уровень феминности, а также отрицательно связанное с ними лидерство. Четвертый фактор - это фактор телесных ощущений, с которыми связана эмоциональная осведомленность и отрицательно связаны контакты. И пятый фактор - это фактор маскулинности, который связан с самомотивацией и эмпатией.
Для подгруппы со средним уровнем развития эмоционально интеллекта получены следующие данные. Выделено четыре фактора становления эмоционального интеллекта. Первый фактор - это фактор феминности. В данной плеяде уровень феминности связана с распознаванием эмоций других людей, дове-
рием и сексуальностью - нежностью. Второй фактор - это фактор интуиции -творческого решения проблем, связанной с эмоциональной осведомленностью и уровнем маскулинности. Третий фактор - фактор самооценки. В этой плеяде присутствуют также самомотивация и уровень маскулинности, а также связанная с ними отрицательно сексуальность - нежность. И четвертый фактор - это фактор активной деятельности в проблемных ситуациях. В данной плеяде также присутствует отрицательно связанная с ним способность управлять своими эмоциями.
Для третьей группы с низким уровнем эмоционального интеллекта с помощью факторного анализа было выделено шесть факторов. Первый фактор -это фактор честности - прямоты. В данной плеяде также присутствует управление своими эмоциями, уровень маскулинности и лидерство. И отрицательно связан с ними уровень феминности. Второй фактор - это фактор эмпатии, с которой связаны телесные ощущения, распознавание эмоций других людей и отрицательно связано управление своими эмоциями. Третий фактор - это фактор самомотивации. В данной плеяде присутствует также уровень самооценки и отрицательно связанный с ними параметр телесных ощущений. Четвертый фактор - это фактор интуиции - творческого решения проблем, с которой связана эмоциональная осведомленность и уровень маскулинности. Пятый фактор -фактор доверия. В данной плеяде также присутствует распознавание эмоций других людей и уровень феминности. И шестой фактор - это фактор принятия. Оно связано с уровнем самооценки и отрицательно связано с эмоциональной осведомленностью.
Таким образом, факторный анализ показал, что становление эмоционального интеллекта высокого, среднего и низкого уровней происходит по-разному. Респонденты с высоким уровнем эмоционального интеллекта, прежде всего, направлены на социальную успешность. Они выстраивают взаимодействие с внешним миром, опираясь на высокую самооценку, имеют высокий уровень влияния (лидерства) и хорошо управляют собой (самомотивация, управление своими эмоциями). Респонденты со средним уровнем эмоционального интел-Вестник ЧГПУ112012 214
лекта направлены, прежде всего, на взаимодействие с людьми. В основе становления эмоционального интеллекта лежат феминность, доверие, распознавание эмоций других людей, но очень большое значение имеет маскулинность, эмоциональная осведомленность и интуиция. То есть, это общение с окружающими на уровне субъект-субъектых отношений, с пониманием себя и других. Для респондентов же с низким эмоциональным интеллектом, вероятно, характерна внутренняя конфликтность, поскольку почти равное значение имеет маскулинная составляющая, связанная с желанием влиять на окружающих и фе-минная составляющая, связанная с бегством в тело, т.е. в психосоматику в ситуации проблем и с эмпатией и распознанием эмоций других людей. То есть такие люди не понимают ни того, что происходит с ними самими, ни с окружающими их людьми.
Таким образом, на основании факторного анализа можно выделить две группы факторов. Первую группу, вслед за А.И.Крупновым [4], мы выделяем как инструментальные факторы, которые являются средствами становления эмоционального интеллекта. К инструментальным факторам относятся следующие - интуиция - творческое решение проблем, уровень маскулинности, лидерство, эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей. Ко второй группе
- личностным факторам можно отнести следующие: честность, контакты, доверие, сексуальность, уровень самооценки.
Сделанный анализ позволил уточнить определение эмоционального интеллекта как системно-функционального свойства личности, обеспечивающего его социальную успешность и включающего инструментальные и личностные факторы. Для достижения социальной успешности можно развивать инструментальные составляющие эмоционального интеллекта посредством тренинговой и\или психокоррекционной работы, развивая при этом личностные составляющие эмоционального интеллекта.
Кроме того, эмоциональный интеллект имеет ярко выраженные гендерные особенности. Высокий уровень развития эмоционального интеллекта свя-
зан с маскулинностью, в процессе становления среднего значимую роль играет
как уровень маскулинности, так и уровень феминности, а при формировании
низкого уровня эмоционального интеллекта основную роль играет феминность.
Библиографический список
1. Бем, С.Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С.Л. Бем. - М.: РОССПЭН, 2004.- 336 с.
2. Гоулман, Д., Бояцис, Г., Макки, Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Г. Бояцис, Э. Макки. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 301 с.
3. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.
4. Казанцева, О.А. Индивидуально-типические особенности ответственности личности студентов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук, / О.А. Казанцева. - Новосибирск, 2008 г. - 22 с.
5. Карпов, А.В., Петровская, А.С. Проблема эмоционального интеллекта в парадигме современного метакогнитивизма / А.В. Карпов, А.С. Петровская // Вестник интегративной психологии, №4, 2006.
6. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова, Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. - М.: Институт психологии РАН, 2004.
7. Люсин, Д.В. Способность к пониманию эмоций: Психометрический и когнитивный аспекты // Г.А. Емельянов (ред.), Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен. М.: Смысл, 2000.
8. Словарь гендерных терминов. - М., 2002.
9. Собчик, Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л.Н. Собчик. - СПб.: Речь, 2005. - 624 с.
10. Стернберг, Р.Дж. и др. Практический интеллект / Р.Дж. Стенджберг. -СПб.: Питер, 2002.
11. Bar-On R. The Bar-On Emotional Quotient Inventory (EQ-i): Technical Manual. Toronto: Multi-Health Systems, 1997.
12. Goleman D. Emotional intelligence. New York: Bantam Books, 1995.
13. Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P. Emotional Intelligence meets traditional standards for an intelligence // Intelligence. 1999. V. 27. P. 267-298.
14. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R., Sitarenios G. Emotional intelligence as a standard intelligence // Emotion. 2001. V. 1. P. 232-242.
Вестник ЧГПУ11 '2012
216
Bibliography
1. Bar-On, R. The Bar-On Emotional Quotient Inventory (EQ-i): Technical Manu-
al. - Toronto: Multi-Health Systems, 1997.
2. Bem, S.L. Gender Lens. Views Transformation on Sex Inequality Problem / S.L. Bem. - M.: ROSSPEN, 2004. - 336 p.
3. Dictionary of Gender Terms. - M., 2002.
4. Goleman, D. Emotional Intelligence. - New York: Bantam Books, 1995.
5. Goleman, D., Boyatsis, G., Macky, E. Emotional Leadership: The Art of People
Management on the Social Intellect Basis / D. Goleman, G. Boyatsis, E. Macky.
- M.: Alpina Business Books, 2008. - 301 p.
6. Ilyin, E.P. Differential Psychophysiology of a Man and a Woman / E.P. Ilyin. -SPb.: Piter, 2002. - 544 p.
7. Karpov, A.V., Petrovskaya, A.S. The Problem of Emotional Intellect in Modern Metacognitive Science Paradigm / A.V. Karpov, A.S. Petrovskaya // Herald of Integrative Psychology. - №4. - 2006.
8. Kazantseva, O.A. Individual and Typical Peculiarities of Students’ Personality Responsibility: Synopsis of Diss. ... Cand. of Psychol. / O.A. Kazantseva. - Novosibirsk, 2008 r. - 22 p.
9. Lyusin, D.V. Modern Ideas On Emotional Intellect / Edit. by D.V. Lyusin, D.V.Ushakov. - Social Intellect: Theory, Dimension, Research. - M.: Institute of Psychology RAS, 2004.
10. Lyusin, D.V.Ability to Understand Emotions: Psychometric and Cognitive Aspect // G.A. Emelyanov (Edit.), Social Cognition in the Period of Quick Political and Economic Changes. - M.: Smysl, 2000.
11. Mayer, J.D., Caruso, D.R., Salovey, P. Emotional Intelligence Meets Traditional Standards for an Intelligence // Intelligence. - 1999. - V. 27. - P. 267-298.
12. Mayer, J.D., Salovey, P., Caruso, D.R., Sitarenios, G. Emotional Intelligence As a Standard Intelligence // Emotion. - 2001. - V. 1. - P. 232-242.
13. Sobchik, L.N. Individual Psychology. Theory and Practice of Psychdiagnostics / L.N. Sobchik. - SPb.: Rech, 2005. - 624 p.
14. Sternberg, R.J., et al. Practical Intellect / R.J. Sternberg. - SPb.: Piter, 2002.