Научная статья на тему 'Современные представления об эмоциональном интеллекте'

Современные представления об эмоциональном интеллекте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5546
947
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ / ПСИХОЛОГИЯ / ОСМЫСЛЕНИЕ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рыжов Дмитрий Михайлович

Установлено, что эмоциональный интеллект представляет собой сложный конструкт, основу которого составляют понимание своих эмоций и эмоций окружающих, а также способность управлять ими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные представления об эмоциональном интеллекте»

УДК 37.015.311:159.922.72 СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ MODERN CONCEPTIONS ON EMOTIONAL INTELLECT

Д. М. Рыжов D. M. Ryzhov

Шадринский филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова», г. Шадринск

Аннотация. Установлено, что эмоциональный интеллект представляет собой сложный конструкт, основу которого составляют понимание своих эмоций и эмоций окружающих, а также способность управлять ими.

Abstract. It is determined that the emotional intellect is a composite construct which is based on understanding your own emotions and other people’s emotions and also on the ability to manage these emotions.

Ключевые слова: интеллект, эмоциональный, психология, осмысление, идентификация.

Keywords: intellect, emotional, psychology, understanding, identification.

Актуальность исследуемой проблемы. В современный период исследование понятия «эмоциональный интеллект» становится востребованным в психологии. До недавнего времени изучение эмоционального и интеллектуального компонентов представляло собой дифференцированный анализ данных научных конструктов, а их объединение в одно понятие привело к формированию инновационных представлений о данной научной категории. Постепенно эмоциональный интеллект входит во многие сферы жизни социума и занимает в них определяющие позиции.

Материал и методика исследований. В процессе исследования использовался комплекс теоретических методов: анализ зарубежной и отечественной психологопедагогической научной литературы по данной проблеме; исторический анализ возникновения психологической конструкты эмоционального интеллекта.

Результаты исследований и их обсуждение. Изучение эмоционального интеллекта как отдельного психологического конструкта началось с 1990 года. Обусловлено это было тем, что в США двое ученых опубликовали работу, в которой рассматривалась созданная ими концепция об эмоциональном интеллекте. С тех пор авторство данного понятия принадлежит профессорам университетов Нью Гэмпшира и Йеля Дж. Майеру и П. Сэловею.

Дж. Майер определил эмоциональный интеллект как умственные способности, которые помогают воспринимать свои собственные чувства и чувства других людей.

К этим способностям он отнес: идентификацию и выражение эмоций; регуляцию эмоций; эмоциональную информацию в мышлении и деятельности. Каждый из данных компонентов имеет свою сложную структуру (табл. 1).

Таблица 1

Структура «эмоционального интеллекта» Дж. Майера

Эмоциональный интеллект

Идентификация и выражение эмоций Регуляция эмоций Эмоциональная информация в мышлении и деятельности

направленность на свои эмоции направленность на эмоции окружающих регуляция своих эмоций регуляция эмоций окружающих гибкое планиро- вание творческое мышление перенаправленное внимание и мотивация

Компоненты эмоционального интеллекта имеют двустороннюю направленность: на себя и на окружающих. Один из трех компонентов находится в тесной взаимосвязи эмоций с мышлением и деятельностью, включает в себя гибкое планирование, компоненты творческого мышления, перенаправленного внимания и мотивацию.

Впоследствии учеными данная модель подвергалась качественным изменениям и дополнениям. Так, было выдвинуто предположение, что эмоции могут содержать данные о связи человека с другими объектами. Эта связь может приводить к преобразованию самих эмоций, и, как следствие, эмоциональный интеллект понимается уже в русле способности к переработке информации, содержащейся в самих эмоциях. Это положение позволило П. Сэловею и Дж. Майеру определить иерархию компонентов, которые усваиваются личностью в процессе онтогенеза (рис. 1).

Идентификация эмоций

Эмоции для мышления

Понимание

эмоций

Управление

эмоциями

Рис 1. Иерархия компонентов эмоционального интеллекта

На первом этапе происходит восприятие эмоций, их осознавание, дифференциация подлинных эмоций и имитационных. На втором этапе эмоции включаются в процесс мышления и деятельности индивида, и с помощью этого человек осуществляет эмоциональный анализ конкретной проблемы или ситуации. На третьей стадии субъект воспринимает комплексы эмоций и связи между ними, причины их появления и вербализует их. Четвертая стадия обусловлена способностью к управлению своими эмоциями. Она помогает индивиду решать проблемные задачи, что ведет к личностному росту.

Одно из последних определений эмоционального интеллекта авторов Дж. Майера и П. Сэловея имело следующую формулировку: «Способность глубокого постижения, оценки и выражения эмоций, способность понимания эмоций и эмоциональных знаний, способность управления эмоциями, содействующая эмоциональному и интеллектуальному росту личности» [8].

Исследования Дж. Майера и П. Сэловея легли в основу концепции Д. Гоулмана. Специфика обращения ученого к эмоциональному интеллекту состоит в том, что, рассматривая данное понятие, он выделяет его в структуре лидерского интеллекта [9]. По Д. Гоулману, эмоциональный интеллект - это способность (совокупность способностей) человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих, с тем чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей. Ведущая роль в структуре эмоционального интеллекта, считает автор, принадлежит именно интеллектуальному компоненту, а сам эмоциональный интеллект рассматривается как целый комплекс разносторонних составляющих. В него включены: понимание собственных эмоций индивидом, понимание эмоций других людей, способность к саморегуляции эмоциональных состояний и способность к влиянию на других людей. Анализ работ Д. Гоулмана говорит о том, что необходимо уделить особое внимание некоторым основным характеристикам в структуре эмоционального интеллекта. Выделим основные из них: самосознание личности, включающее эмоциональное самосознание, самооценку, уверенность в собственных силах и возможностях; самоконтроль, который выражается в контроле над эмоциями, в открытости, адаптивности, оптимизме; социальная чуткость - выражается во взаимоподдержке, внимании к окружающим; управление отношениями - выражается в помощи, в командной работе и т. д. [4].

Таким образом, следует отметить, что хотя данные качества и связаны между собой, тем не менее они являются разнонаправленными и соответственно могут проявляться у различных людей по-разному.

Д. Гоулман отмечает, что успешность руководителя в той или иной деятельности будет неполной, если не будет единства между эмоциями и интеллектуальной сферой, так как в экстренных ситуациях эмоции способны подчинить себе когнитивную сферу. Автор отмечает, что эмоциональный интеллект способствует личным достижениям индивида. Здесь особую роль играет способность индивида к четкому контролю своих эмоциональных состояний в экстренных, критических ситуациях, а также способность «видеть» и «читать» чувства и эмоции другого человека. Все это, по мнению автора, должно вести к развитию у человека механизма приспособления к жизни [9, 9].

Автор указывает на то, что целиком система эмоционального интеллекта формируется у человека в возрасте 15-16 лет, однако ее отдельные компоненты могут возникать и ранее. Так, Д. Халперн, ссылаясь на исследования У. Мишеля, отмечает, что было обнаружено следующее: один из компонентов эмоционального интеллекта - самоконтроль -находит свое развитие в младшем школьном возрасте [6]. На взгляд ученого, показатель высокого уровня развития эмоционального интеллекта зависит не только от способности узнавать свои и чужие эмоции и чувства, но и от способности их контролировать.

Другая концепция эмоционального интеллекта представлена в работах Р. БарОна. Он впервые употребил термин «эмоциональный коэффициент», который стал использоваться альтернативно коэффициенту интеллекта Щ в 1985 году. Свою теорию он использовал в 1996 году в разработке опросника на измерение эмоционального коэффициента [7]. Особым достоинством разработанного Р. Бар-Оном опросника стала его фактическая возможность применения для детей от 6 до 18 лет. В концепции ученого эмоциональный интеллект исследуется с точки зрения совокупности определенных качеств индивида, которые способствуют его защите от негативных факторов окружающей действительности.

Позднее автор усовершенствовал свою модель эмоционального интеллекта и выделил в ней ряд компонентов, обуславливающих уровень развития эмоционального интеллекта у человека (табл. 2).

Таблица 2

Модель эмоционального интеллекта Р. Бар-Она

№ п/п Компоненты Содержание

1. Познание себя Осознание личного эмоционального состояния, самоактуализация, эмпатия и др.

2. Познание окружающих Особенности межличностных отношений, социальная ответственность, эмпатия и др.

3. Адаптация Способность к приспособлению чувств и мыслей к изменяющимся условиям действительности, гибкость, реалистичность и т. д.

4. Стрессорегуляция Устойчивость к стрессовым ситуациям, контроль импульсивности

5. Общее настроение Оптимистичность, счастье

Таким образом, автор усовершенствовал имеющееся представление об эмоциональном интеллекте, включил в него компоненты стрессорегуляции и общего настроения.

Следующей научной концепцией, относящейся к проблеме эмоционального интеллекта, является модель, разработанная Дж. Майером и П. Сэловеем. По их мнению, эмоциональный интеллект - это способность воспринимать, вызывать эмоции, повышать эффективность мышления, понимать эмоции и регулировать их с целью эмоционального и интеллектуального развития. В структуре эмоционального интеллекта они выделяют четыре основные способности.

1. Способность воспринимать и идентифицировать эмоции и эмоциональные состояния самой личности и других. Здесь говорится о способности видеть и определять эмоции по различным признакам, например, по физическому состоянию.

2. Способность специальным образом вызывать определенную эмоцию и затем осуществлять контроль за ней (фасилитация мышления). Здесь внимание уделяется возможности с помощью эмоций управлять своим эмоциональным состоянием и настроением.

3. Способность понимать эмоции. Заключается в том, чтобы уметь понимать эмоции при их переходе на другой уровень, интерпретировать их, осознавать и понимать амбивалентные эмоции.

4. Способность управлять чувствами и эмоциями других людей. Позволяет интерпретировать эмоции окружающих и в зависимости от их важности для личности дифференцировать и сдерживать те, которые могут нанести ущерб индивиду.

Позднее авторами была создана методика MSCEIT, в которой исследуются все перечисленные выше способности [8].

Проблема эмоционального интеллекта рассматривается также в трудах Х. Вайсбаха и У. Дакса. Ученые определяют эмоциональный интеллект как совокупность разного рода способностей, на которые опирается социальная компетентность, и как способность «интеллектуально» управлять своими эмоциями. Эти способности исследователи разделяют на пять основных групп:

1. Способность осознавать и понимать собственные чувства (интуиция, вербализация своих чувств).

2. Умение понимать чувства и эмоции других людей (проявление эмпатии, активного слушания, невербальное понимание эмоциональных состояний индивида, понимание языка телодвижений).

3. Способность владеть собственными чувствами (способность контролировать ход своих мыслей, стрессоустойчивость).

4. Оптимистичность (способность искать в ситуации положительные стороны, вера в будущее).

5. Способность оказывать влияние на эмоции других людей (умение критиковать, не применяя вербальной агрессии и оскорблений, способность к партнерским отношениям, уважение) [3].

Данные исследователи считают, что изучать эмоциональный интеллект лучше всего в партнерских отношениях. Именно в них качественнее всего можно рассмотреть структурные компоненты эмоционального интеллекта. Индивид, обладающий высоким уровнем развития эмоционального интеллекта, в партнерских отношениях ведет себя последовательно и логично, не проявляет агрессию, не стремиться установить четкий сверхконтроль над ситуацией. Его позиция основывается на взаимном уважении, качественном профессиональном контакте с другими людьми.

И. Н. Андреева выделяет биологические и социальные факторы формирования и развития эмоционального интеллекта:

1. Наследственные факторы эмоциональных способностей - определяются уровнем успешности адаптации эмоциональной реакции на стимул к ситуации. В результате люди, обладающие высоким уровнем данной способности, находят свои отношения с окружающими позитивными и взаимовыгодными. В случае низкого уровня развития эмоционального интеллекта индивиду свойственны несформированные и непрорабо-танные чувства.

2. В социальном аспекте автор уделяет особое внимание развитию такого компонента эмоционального интеллекта, как синтония - инстинктивное взаимодействие на эмоциональном уровне с окружающими. Синтония определяется врожденными инстинктами и выражается на ранних стадиях онтогенетического развития человека [1], [2].

Относительно сходную с теорией Р. Бар-Она концепцию предлагает Д. В. Люсин [5]. Им был выделен внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект.

Внутриличностному эмоциональному интеллекту, на взгляд ученого, свойственны следующие характеристики: осознание собственных эмоций и чувств, их правильное распознавание и идентификация, понимание причин возникновения данных эмоций и способность индивида их вербально описывать; способность к управлению собственными эмоциями и чувствами, которая выражается в умении человека их контролировать; способность к контролю экспрессии - качественное умение индивида контролировать проявление своих эмоций и чувств.

Межличностному эмоциональному интеллекту, на взгляд Д. В. Люсина, характерны: понимание эмоций других людей на уровне интуиции без их вербализации; понимание эмоций другого человека с помощью экспрессии, то есть через внешнее проявление эмоций; способность к управлению эмоциями окружающих - проявляется в умении вызывать «нужные» эмоции у людей и контролировать нежелательные.

Резюме. Интенсивное исследование категории эмоционального интеллекта началось в конце прошлого века. На данный момент сложилось дифференцированное представление о его структуре. Эмоциональный интеллект может быть межличностным и внутриличностным и включает в себя такие аспекты, как идентификация эмоций, понимание эмоций, управление эмоциями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева, И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2007. - № 5. - С. 57-65.

2. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 78-87.

3. Вайсбах, Х. Эмоциональный интеллект / Х. Вайсбах, У. Дакс. - М. : Лик пресс, 1998. - 160 с.

4. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Энни Макки. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. - С. 266-269.

5. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д. В. Люсин // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М. : Институт психологии РАН, 2004. - С. 29-36.

6. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. - СПб. : Питер, 2000. - 302 с.

7. Bar-On, R. Emotional Quotient Inventory (EQ-i): A Measure of Emotional Intelligence. Technical Manual / R. Bar-On. - Toronto : Multi-Health Systems, 2004. - 113 p.

8. David, R. Caruso. The Emotionally Intelligent Manager: How to Develop and Use the Four Key Emotional Skills of Leadership / David R. Caruso, Peter Salovey. - Josses-Bass, San Francisco, 2004. - 296 p.

9. Goleman, D. Emotional intelligence / D. Goleman. - New York : Bantam Books, 2005. - 358 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.