С. В. ИВАНОВА S. V. IVANOVA
доцент кафедры управления и информационно-технического обеспечения деятельности УИС ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России, кандидат психологических наук
Эмоциональный интеллект как фактор эффективной профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации
Emotional intelligence as a factor of effective professional activity of employees of the penal correction system of the Russian Federation
Аннотация. В статье анализируется понятие «профессиональная деятельность», выявляются особенности ее осуществления в области уголовно-исполнительной системы. Решение проблем, существующих в профессиональной деятельности сотрудников УИС, автор видит в развитии их эмоционального интеллекта. Эффективность предложенного способа подтверждается результатами эмпирических исследований, которые были обнаружены автором в ходе анализа психологической литературы.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, особенности профессиональной деятельности в УИС, сотрудник УИС и его эмоционально-волевая сфера, эмоциональное выгорание, эмоциональный интеллект.
Annotation. The article analyses the concept of «professional activity» and identifies the peculiarities of its implementation in the field of the penal correction system. The author sees the solution of problems existing in the professional activity of the FPS employees in the development of their emotional intelligence. The effectiveness of the proposed method is confirmed by the results of empirical studies, which were found by the author during the analysis of psychological literature.
Key words: professional activity, peculiarities of professional activity in FPS, employee of FPS and its emotional will sphere, emotional burnout, emotional intelligence.
Профессиональная деятельность долгие годы является предметом обсуждения психолого-педагогической общественности. Так, Э. Ф. Зеер представляет ее как деятельность, для осуществления которой не-
обходима совокупность специальных знаний, умений, навыков и профессионально обусловленных качеств личности [1]. Л. В. Боллигер, К. В. Варыханова, С. Ф. Марчукова, разделяя точку зрения предыдущего автора по поводу средств
18
vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su
осуществления профессиональной деятельности, определяют ее как род трудовой деятельности [2]. В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. А. Волошина, А. Н. Лей-бович, П. Н. Новиков рассматривают ее как трудовую деятельность, требующую профессионального обучения, осуществляемую в рамках объективно сложившегося разделения труда и приносящую доход [3].
В нашем исследовании профессиональная деятельность изучается в сфере общественных отношений типа «человек - человек», и под ней мы понимаем процесс взаимодействия субъектов профессиональной деятельности, направленный на достижение ее цели, в результате которого происходит саморазвитие и самосовершенствование самих субъектов.
Таким образом, повышенное внимание исследователей к данному виду деятельности связано с тем, что она, с одной стороны, зависит от особенностей личности (К. К. Платонов [4]), с другой -влияет на развитие личности (Е. А. Климов [5], В. Д. Шадриков [6]), стихийно формируя профессионально значимые качества, опыт, привычки.
Особое внимание сегодня уделяется профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (УИС). Так, И. В. Биочинский [7], А. В. Буданов [8], М. Г. Дебольский [9], А. В. Ляпанов [10], С. Х. Шамсунов [11] и другие сходятся во мнении в том, что деятельность сотрудника УИС можно рассматривать в широком и в узком смысле: в первом случае она обеспечивает правопорядок в рамках работы правоохранительных органов, во втором, сужаясь до исполнения наказания, она сводится к воспитанию и ресоциализации осужденных, обеспечению условий исполнения наказаний.
Отличительной чертой профессиональной деятельности сотрудника УИС является то, что ее объектом выступают осужденные. С этим связан ряд проблем:
- во-первых, повышенная ответственность сотрудника за свои действия, в противном случае сотрудник может столкнуться с правовыми последствиями;
- во-вторых, необходимость оказывать противодействие лицам, заинтересованным в неудачном расследовании;
- в-третьих, преодоление препятствий, связанных с психологическими особенностями осужденных;
- в-четвертых, несение службы в экстремальных условиях, связанных с постоянным общением с осужденными, и другие.
Проблемы профессиональной деятельности сотрудников УИС имеют разные причины и содержание, но едины в отрицательном влиянии на их эмоциональную сферу.
Эффективность же профессиональной деятельности сотрудников УИС определяется успешным выполнением функций, связанных с принудительной изоляцией осужденных от общества, организацией условий для их исправления и профилактикой совершения ими новых преступлений.
Возникает противоречие между стремлением сотрудников УИС к эффективному осуществлению профессиональной деятельности, с одной стороны, и негативным влиянием самого процесса этой деятельности на эмоциональную сферу сотрудников УИС, с другой. Это расхождение определило проблему исследования: каковы факторы эффективности профессиональной деятельности сотрудников УИС, дающие положительные результаты как самой деятельности, так и развития личности в целом.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2019
19
Таким образом, объектом нашего исследования стала эффективность профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Выше мы отметили, что профессиональная деятельность сотрудников УИС негативно влияет на сам субъект деятельности, как результат - напряжение, стресс, дефицит эмоций и так далее. Следствием такого влияния выступает синдром эмоционального выгорания, выраженный, в зависимости от фазы, в эмоциональном истощении, дегуманизации и деперсонализации, в недостатке чувства профессионального мастерства. Конкретизируя содержание понятия «эмоциональное выгорание», отметим, что выделяют три его стадии:
- нервное (тревожное) напряжение, за которым стоят симптомы переживания психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенности собой, загнанности в клетку, тревоги и депрессии;
- резистенция (сопротивление), характеризующаяся симптомами неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственной дезориентацией, расширением сферы экономии эмоций, редукцией профессиональных обязанностей;
- эмоциональное истощение, проявляющееся в виде симптомов эмоционального дефицита, эмоциональной отстраненности, деперсонализации, психосоматических и психовегетативных нарушений.
В поисках решения задачи исключения синдрома эмоционального выгорания в ходе осуществления профессиональной деятельности психологами проведено много исследований:
1) результаты научных изысканий М. О. Муски [12] определили динамику
нарушений эмоциональной сферы в зависимости от стажа работы следующим образом:
до 5 лет 5-9 лет
Эмоциональный дефицит, напряжение, экономия эмоций, резистенция
Агрессивные действия, эмоциональное истощение
2) исследования В. С. Красника продемонстрировали динамику трансформации эмоциональных состояний: к третьему году работы уменьшается тревожность, от года к году увеличиваются ригидность, фрустрация и агрессия [13];
3) труды Д. П. Борисовой, Н. В. Дво-рянчикова показали прямую зависимость между стажем работы сотрудников УИС и неадекватным эмоциональным реагированием, связанным с исчерпанием психоэмоционального ресурса человека (формы эмоциональных реакций - агрессия, а в некоторых случаях -невроз); эмоциональной отстраненностью сотрудника от контактов с окружающими, сопровождающейся повышенной раздражительностью, отрицательным отношением к людям, контртолерантностью; безразличным отношением к исполнению своих должностных обязанностей (форма проявления - депрессия, повышенная утомляемость, эгоизм, фрустрация и так далее) [14].
Решение комплекса проблем, связанных с синдромом эмоционального выгорания сотрудников УИС, С. Д. Хачатурян, Т. В. Галич, А. В. Рогов [15], Е. В. Погадаева [16], Ю. В. Синягин [17] и другие находят в развитии эмоционального интеллекта. Приняв результаты исследований авторов за основу, мы определили предмет нашего исследования: эмоциональный интеллект как фактор эффективности профессиональной деятельности сотрудников УИС.
20
vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su
—>
Следуя логике А. В. Рогова [18] и Ю. В. Синягина [17], эмоциональный интеллект охватывает две взаимосвязанные и взаимообусловленные сферы личности - эмоциональную и волевую. Соответственно, первая находит свое отражение в эмпатийных умениях, в чувстве собственного достоинства, в проницательности по отношению к людям, вторая - в способности противостоять внешним отрицательным воздействиям.
Сказанное позволяет нам рассматривать эмоциональный интеллект как средство, которое способствует эффективности осуществления профессиональной деятельности сотрудников УИС, не нарушая их эмоциональную сферу.
В настоящее время проблемы значимости, развития, возрастных особенностей эмоционального интеллекта рассматриваются в рамках трех основных подходов.
Представители первого подхода -открыватели этого феномена Дж. Майер и П. Сэловей - раскрывают эмоциональный интеллект как способность переработки информации, содержащейся в эмоциях человека [19].
Поддерживая мнение своих коллег, в рамках второго подхода Д. Гоулман добавляет к их теории энтузиазм, настойчивость и социальные навыки, определяя эмоциональный интеллект как «способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей» [20].
Границы содержания эмоционального интеллекта расширяются в рамках третьего подхода (Р. Бар-Он), где, не исключая характеристик эмоционального интеллекта, обозначенных в
предыдущих теориях, в него включают внутриличностную сферу, сферу межличностных отношений, сферы адаптивности, управления стрессом, общего настроения. Таким образом, эмоциональный интеллект в рамках теории Р. БарОна представляет собой совокупность всех некогнитивных способностей, «знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями» [21].
Мы придерживаемся третьего подхода и вслед за Р. Бар-Оном под эмоциональным интеллектом понимаем комплекс эмпатийных умений и способность человека перерабатывать информацию, содержащуюся как в собственных эмоциях, так и в эмоциях другого человека. Автором выделяются следующие структурные компоненты эмоционального интеллекта, запрограммированные в природе человека:
- умение осознавать собственные неудачи;
- умение быстро вырабатывать мотивацию, которая приведет к достижению собственных целей;
- умение контролировать свое поведение, эмоции и настроение;
- эмпатийные умения - способность сопереживания к другим людям;
- оптимизм.
Специфичность профессиональной деятельности сотрудника УИС обусловливает выделение содержательных особенностей его эмоционального интеллекта.
В таблице 1 мы представили результаты исследований по вопросу потенциальных возможностей эмоционального интеллекта в предупреждении эмоционального выгорания сотрудников УИС.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2019
21
Таблица 1
Особенности профессиональной деятельности сотрудников УИС и необходимые компетенции для ее осуществления
#
Особенности профессиональной деятельности Негативное влияние на эмоциональную сферу сотрудников УИС Структурные компоненты эмоционального интеллекта, предупреждающие негативное влияние на эмоциональную сферу Исследователи, доказавшие содействие специфики эмоционального интеллекта сотрудников УИС преодолению особенностей их профессиональной деятельности
Строгая регламентированность деятельности, периодически дистанционное общение с коллегами, работа в учреждении закрытого типа Сдержанность в профессиональном общении, самоконтроль, эмоциональная сдержанность, устойчивость к стрессу 1 СНИЖЕНИЕ ЭМПАТИЙНОСТИ Умение быстро вырабатывать мотивацию, которая приведет к достижению собственных целей посредством кооперативной, личностной, интеллектуальной рефлексии Пищелко А. В., Белослудцев В. И. [22] Погадаева Е. В. [16]
Ограниченный круг общения Эмпатийные умения посредством формирования проницательности через знание субкультуры осужденных Рогов А. В. [18]
Напряженность и стрессогенность деятельности Умение осознавать собственные неудачи посредством рефлексивных умений Узнадзе Д. Н. [23]
Общение и взаимодействие с осужденными 1. Снижение эмпатий-ныхумений. 2. «Стереотипиза-ция» - формирование предвзятого отношения не только к осужденному, но и к другим людям. 3. Познавательная пассивность Эмпатийные умения через развитие установки воспринимать других людей Синягин Ю. В. [17] Рогов А. В. [18] Узнадзе Д. Н. [23]
#
Из таблицы видно, что структурно- эмоционального выгорания сотрудни-
содержательные компоненты эмоцио- ков УИС и тем самым повышают эффек-
нального интеллекта обладают потенци- тивность их профессиональной деятель-
альными возможностями профилактики ности.
22
vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su
Логичным подтверждением наших выводов являются результаты эмпирических исследований, проведенных О. Н. Ежовой [24] и независимым коллективом авторов Р. Ш. Сабировой, Г. К. Сланбековой, М. М. Умуркуловой, Р. В. Тен [25]. При этом О. Н. Ежова предлагает проведение профилактических мер предотвращения синдрома эмоционального выгорания или его ослабления посредством копинг-стратегий (стратегий совладающего поведения), в то время как коллектив остальных авторов доказывают, что структура и содержание копинг-стратегий находятся под детер-минационным влиянием эмоционального интеллекта личности.
Таким образом, анализ психологической литературы по проблеме исследования дал нам возможность сделать вывод о том, что эмоциональный интеллект выступает фактором эффективности профессиональной деятельности сотрудника УИС и позволяет субъекту деятельности, с одной стороны, выполнять свои должностные обязанности на высоком профессиональном уровне, с другой - сохраняя психическое здоровье, саморазвиваться и самосовершенствоваться. ф
1. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М. : Академический проект, 2003. 377 с.
2. Боллигер Л. В., Варыханова К. В., Марчу-кова С. Ф. Психология профессиональной деятельности : учеб. пособие. Иркутск : ИрГТУ, 2012. 102 с.
3. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Волошина И. А., Лейбович А. Н., Новиков П. Н. Словарь-справочник современного российского профессионального образования. Издание первое. М. : ФИРО, 2010. 19 с.
4. Платонов К. К. Вопросы психологии труда. М. : Медгиз, 1970. 218 с.
5. Климов Е. А. Введение в психологию труда : учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М. : МГУ; Академия, 2004. 336 с.
6. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. М. : Логос, 1996. 320 с.
7. Биочинский И. В. Психология и педагогика профессиональной подготовки специалистов в образовательных учреждениях МВД России : учеб. пособие. Н. Новгород : Ниже-гор. акад. МВД России, 2001. 227 с.
8. Буданов А. В. Методика использования материалов зарубежного опыта профессиональной подготовки сотрудников МВД. М. : Академия управления МВД России, 2007. 14 с.
9. Дебольский М. Г. Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами // Прикладная юридическая психология. 2001. № 1. С. 312-324.
10. Ляпанов А. В. Проблемы повышения имиджа уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. № 1. С. 25-28.
11. Шамсунов С. Х. О задачах профессиональной подготовки сотрудников ФСИН России // Юридический вестник. 2005. № 1. С. 32-44.
12. Муска М. О. Особенности проявления копинга и эмоционального интеллекта у сотрудников правоохранительных органов по борьбе с терроризмом // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования : электронный сб. статей по материалам LXX студенческой междунар. науч.-практ. конф. URL: https://sibac.info /archive/meghdis/11(70).pdf (дата обращения: 11.06.2019).
13. Красник В. С. Эмоциональные состояния сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний на разных этапах служебной деятельности: основные результаты исследования // Коченовские чтения «Психология и право в современной России» : сборник тезисов участников Всерос. конф. по юрид. психологии с междунар. участием. М. : МГППУ 2012. 290 с.
14. Борисова Д. П., Дворянчиков Н. В. Взаимосвязь проявления синдрома эмоционального «выгорания» и отклоняющегося пове-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2019
23
дения у сотрудников УИС // Психология и право. 2019. Т. 9, № 2. С. 15-38.
15. Хачатурян С. Д., Галич Т. В., Рогов А. В. Эмоциональное выгорание у сотрудников УИС: психодиагностика и психокоррекция : учебно-методическое пособие. Владимир, 2009. 110 с.
16. Погадаева Е. В. Специфика эмоционального интеллекта сотрудников уголовно-исполнительной системы // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 711-713.
17. Синягин Ю. В. Психолого-диагностическое обеспечение профессиональной переподготовки кадров государственной службы. М. : РАГС, 2000. 38 с.
18. Рогов А. В. Уровень социально-психологических компетенций основных категорий сотрудников УИС и опыт его повышения посредством проведения социально-психологических тренингов // Вестник Владимирского юридического института. 2007. № 2. С. 92-96.
19. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R. Models of Emotional Intelligence // Handbook of Intelligence / Ed. by R. Stenberg. Cambridge University Press, 2000. P. 396-420.
20. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект на работе. М. : АСТ ; Владимир : ВКТ, 2010. 476 с.
21. Bar-On R. BarOn Emotional Quotient Inventory (EQ-i): A Measure of Emotional Intelligence. Technical Manual. Toronto. Canada : Multi-health Systems. 2004. 142 р.
22. Пищелко А. В., Белослудцев В. И. Психолого-педагогические проблемы укрепления законности в деятельности органов, исполняющих наказания. М. : Домодедово, 1996. 186 с.
23. Узнадзе Д. Н. Общая психология / пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе ; под ред. И. В. Имедадзе. М. : Смысл ; СПб. : Питер, 2004. 413 с.
24. Ежова О. Н. Психологическая подготовка сотрудников пенитенциарной системы : монография. Самара : СЮИ ФСИН России, 2016. 180 с.
25. Сабирова Р. Ш. Сланбекова Г. К., Умур-кулова М. М., Тен Р. В. Взаимосвязь копинг-стратегий и эмоционального интеллекта сотрудников правоохранительных органов // Мир педагогики и психологии. 2019. № 4. С. 137-146.
24
vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su